Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Великий мыслитель древности Платон стремился понять, какие в принципе могут быть формы общественно-государственного устройства. Он, по-видимому, симпатизировал монархии, но в своем анализе оставлял ее за скобками (причин тому много). Государство он понимает в широком смысле, как совместное поселение. Государство — необходимое условие личного совершенства. Основанное на разделении труда, оно способствует выявлению человеческих склонностей и их развитию. Проблемам государства посвящены трактаты “Государство”, “Законы”, диалог “Политик”. Совершенная форма совместного человеческого существования — в прошлом. В те далекие времена людей соединяли узы дружбы, они ни в чем не нуждались и все свободное время посвящали философским размышлениям. Управляли на земле тогда сами боги. Вернуться к золотому веку невозможно, этому мешают постоянные войны, нужда, стихийные природные бедствия. Постепенно в государстве на первый план выступают погоня за богатством, насилие, раздор‚ отсутствие заботы об общем благе. В каждом государстве ныне “заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей…”1
С чего начинает Платон? Он выделяет определенные виды обществ, которые отличаются друг от друга тем, что в их основании лежат различные человеческие ценности. В основе тимократии – принцип чести; олигархии – принцип богатства; демократии – принцип свободы. У каждого типа общества, отмечал Платон, помимо достоинств, есть и недостаток, но последний покоится в самом основополагающем принципе. При тимократии правят честные, благородные люди, храбрые воины. Их высоконравственные качества служат добрым примером для других. При тимократии еще сохраняются общие трапезы, физические упражнения, правители еще пользуются почетом, воины не гонятся за материальными благами. Однако уже накапливаются богатства, семья отвлекает от забот государственных, появляется тяга к роскоши. Но при таком правлении обязательно возникает честолюбивое соперничество, из-за которого государство гибнет.
Принцип богатства – при олигархии – сам по себе хорош, но и он несовершенен. Накопление богатства всегда связано и с ростом нищеты, от этого в обществе начинаются беспорядки (разделение людей на богатых и бедных было одной из важнейших проблем для Платона). Властвуют только богатые, бедные не принимают участия в правлении. В олигархическом обществе есть люди, которые в результате обнищания и распродажи имущества либо вообще ничего не делают, либо превращаются в преступников; другие не совершенствуют свои способности, данные от рождения, а занимаются различными родами деятельности сразу.
Демократия, где господствует свобода, рано или поздно от нее и гибнет. Власть большинства — усиливает и закрепляет раскол и насилие в обществе. Зависть и злоба бедняков — бывших богачей — приводит к восстанию и “дележке” власти между победившим большинством. Ибо полная свобода – свобода делать все что угодно – это и есть произвол, который грозит превратиться в тиранию. Сначала в тиранию толпы. Но толпа не может существовать сама по себе – ей нужны выразители ее сиюминутных страстей. Так в конце концов тирания толпы выливается в тиранию демагогов – ее затем устраняет один тиран, который, естественно, со свободой кончает. Тиран, вознесшийся на волне народного представительства, начинает уничтожать своих врагов, пока около него не останется никого.
Итак, та же самая болезнь, которая поразила олигархию и первопричиной которой является, по словам Платона, своеволие, еще больше и сильнее заражает и губит демократию. В результате “...именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает... тирания”. Согласно Платону, все, что делается сверх меры, чересчур, приводит к прямо противоположному результату. “Чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства, - утверждает он, - обращается не во что иное как в чрезмерное ра6ство”.1 Поэтому “тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство”.2 В итоге народ, - по мнению Платона, - из подчинения свободным людям попадет в услужение деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжкое и горькое рабство – рабство у рабов.
Сурово осуждает Платон крайний индивидуализм, зародившийся на почве вырождения демократии в различных греческих полисах того времени, который философ объявляет атрибутом демократии вообще, а также популизм. “В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову“.3 И далее: “...демократический строй... нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаруживал свое расположение к толпе”.4
Открытое неприятие вызывает у Платона неповиновение законам, без чего невозможно функционирование совершенного общества. Философ полагает, что подобное положение возникает как при олигархической форме государственной власти, так и при демократической. При демократическом строе “все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они... тем, что перестанут считаться даже с законами - писаными или неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти… ”.1
Платон вскрывает не только механизмы перехода одного вида общества в другой, но и парадоксальные превращения различных человеческих типов. Например, уже при олигархии зарождается тип “тиранического человека”. Позднее – в условиях демократии – он получает полную свободу (все получают, в том числе и он). Скажем, сын разорившегося богача или потерявшего власть аристократа (говоря современным языком – бюрократа), которого страсти гонят куда угодно (денег не хватает на ни на женщин, ни на вино: по образу жизни он трутень) – один из ярких представителей этого сорта людей. Среди трутней выделяются те, которые имеют жало. С его помощью трутень устраняет конкурентов, использует демократию как стихию, в которой легко пробиться к вершинам власти. “…болезнь, встречающаяся в олигархии, так же точно подтачивает демократию и порабощает ее... Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных, под предводительством отчаянных смельчаков, за которыми тянутся и не столь смелые; мы их уподобили трутням, часть которых имеет жало, а часть его лишена... Оба этих разряда, чуть появятся, вносят расстройство в любой государственный строй, как воспаление и желчь - в тело. И хорошему врачу, и государственному законодателю надо заранее принимать против них меры не менее, чем опытному пчеловоду, - главным образом, чтобы не допустить зарождения трутней, - но, если уж они появятся, надо вырезать вместе с ними и соты”.1
Когда Платон говорит о тимократии, он в данном случае имеет в виду прежде всего аристократию. Кто такие аристократы? Это воинские роды, которые в свое время завоевали какую-то территорию, а потом стали господствовать на ней. Из поколения в поколение передавая традиции, воинский дух и понятия чести. Чтобы не путаться в терминах, можно определить их количественно: монархия власть одного; тимократия как и олигархия – власть немногих; а демократия власть большинства. Правда, Аристотель такой количественный подход критиковал, обращая внимание на случаи, когда в отдельных городах-государствах большинство составляли богатые, а меньшинство – самые бедные. В таких обществах властвуют богатство и закон (в других же случаях богатство и аристократия). Но несмотря на власть большинства, по Аристотелю, эти общества не могут быть названы демократиями, так как демократия в точном смысле предполагает и свободу и равенство.
Возможно и иное государственное устройство, в основе которого будет лежать идея справедливости. Государство, основанное на справедливости, представляет собой единое гармоническое целое Такое государство охраняет покой своих граждан, защищает их от нападения извне; организует материальное обеспечение жизни граждан; направляет их духовное развитие.
В последующие десятилетия другой великий греческий философ Аристотель создаст свою модель общественного устройства. В чем различие между подходами Платона и Аристотеля? Если первый ставил целью в конце концов создать идеальную модель общества, то второй искал такую комбинацию качеств, заимствованных из реально существующих типов общества, которая могла бы быть оптимальной в тех или иных условиях. Поэтому в отличии от своего учителя-идеалиста Аристотель больше интересовался конкретикой. Если переходить на современный язык, то Платон был “чистым” социальным философом, тогда как Аристотель выступал часто и как социолог.
Благо человека совпадает с общественным благом считал Аристотель в своей “Политике”. Согласно Аристотелю люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, поскольку “человек по природе своей есть существо политическое”.1 Большую роль в обществе играет государство. Государство — это вид общения между людьми. Нельзя сводить роль государства только к организации хозяйственного обмена. Государство возникает как общение ради благой жизни. Человек не может существовать вне государства, он существо политическое, общественное. Однако, в отличие от Платона, Аристотель не столь пренебрежительно относится к частной собственности. Человеку свойственна любовь к себе. Чтобы это чувство не переродилось в эгоизм, необходимо любить в себе разумное начало. Такие “себялюбцы”, любя великое и прекрасное для себя, способны жертвовать жизнью ради отечества.
В состав государства входят земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные. Прав гражданства, по мнению Аристотеля, не должны иметь не только рабы, но и все низшие классы, кроме воинов и тех, кто входят в законосовещательные органы. Только эти последние группы думают не только о собственной пользе, но и об общественном благе. Они имеют право на досуг — главную социальную ценность.
Средний элемент, “средний класс” есть, по Аристотелю, основа для наилучшего общения людей в государстве. Граждане со средним достатком не стремятся к чужому, как бедняки, им не завидуют богатые.
Формы государственного правления Аристотель делит на правильные и неправильные: в правильных власть руководствуется общественной пользой, в неправильных — личной выгодой. Среди правильных форм Аристотель выделяет монархию, аристократию и политию. Монархия (царская власть) — власть одного, первая и самая “божественная”. Аристократия — это правление немногих “лучших”. Полития — правление большинства или тех, кто представляет интересы большинства и владеет оружием. Средний класс — основа политии. Эти правильные формы правления могут вырождаться в неправильные. Монархия вырождается в тиранию. Тиран не заботится о благе подданных, он враг добродетели, лишающий людей энергии, желания отстаивать общее благо. Аристократию может сменить олигархия — господство богатых. Полития может выродиться в демократию — господство большинства, состоящего из бедняков. И те и другие используют государство в своих своекорыстных интересах.
1 Платон, Государство, IV, 423а // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 210
1 Платон, Государство, VIII, 563е, 564а // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 381
2 Там же
3 Там же. VIII, 557е. С. 373
4 Там же. VIII, 558с. С. 374
1 Платон, Государство, VIII, 563е // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 381
1 Платон, Государство, VIII, 564b-с // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 381-382
1 Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. – М., 1984. С. 378
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!