Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Правовые основы и принципы действия экономической дипломатии»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

Характерным для экономической дипломатии является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не просто «рекомендуют», но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

Экономическая дипломатия зиждется на определенной правовой основе. К ней относится следующее.

Международные договоры. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм экономической дипломатии особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину экономической дипломатии. 

Примерами универсальных международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 года и пакет Маракешских соглашений 1994 года, связанных с модификацией ГАТТ и созданием Всемирной торговой организации, а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам, конвенции по унификации права международной торговли, по защите интеллектуальной собственности, по транспорту и связи и др. 

Однако несмотря на значение многосторонних соглашений, сотрудничество в экономической сфере осуществляется большей частью на основе двусторонних договоров.

Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует выделить договоры общего рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются и обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т.п.

Но наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.

К ним относятся торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т.д. Главное в них – закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это – режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.

Долгосрочные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве определяют конкретные области и формы сотрудничества: строительство и реконструкция промышленных объектов; производство и поставки оборудования и иных товаров; покупка и продажа патентов и лицензий; совместное предпринимательство и т.п. Для целей содействия и наблюдения за реализацией соглашений обычно создаются смешанные комиссии из представителей сторон.

На базе и в развитие таких соглашений принимаются долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. В программах содержатся перечни конкретных областей и объектов сотрудничества. Они обычно носят рекомендательный характер для национальных субъектов договаривающихся сторон, а правительства обязуются поощрять их участие в осуществлении согласованных проектов.

Практикуется заключение соглашений более узкого содержания – о производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперирование производства и кооперационные поставки.

Особую категорию составляют соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов. Такие соглашения могут носить генеральный, рамочный характер или быть привязаны лишь к конкретным, часто крупномасштабным проектам. Обычными являются условия об оплате предоставляемого технического содействия поставками будущей продукции.[1]

С торговлей и другими видами экономического сотрудничества тесно связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте, либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.

В клиринговых соглашениях предусматривается взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях, причем либо без перевода сальдо в валюте (погашение поставками товаров и услуг), либо с переводом на определенных условиях сальдо в свободно конвертируемой валюте. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с обязательством погашения займа. Но в настоящее время более широкое применение получили целевые или условные кредиты, предоставляемые для закупок у государства-кредитора конкретных товаров – сырьевых, продовольственных, индустриальных, а также вооружений и т.п. При этом кредиты могут увязываться с предоставлением государством-должником государству-кредитору определенных льгот (таможенных, контингентных и др.), прав контроля (допуск инспекторов, предоставление статистической и иной информации и т.п.).

Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к количественным экспортным и импортным ограничениям, используются так называемые соглашения о товарообороте, иначе говоря – о взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

Разумеется, перечисленные выше виды двусторонних соглашений не исчерпывают всех их возможных разновидностей, тем более в условиях непрерывного усложнения, диверсификации и возникновения все новых способов осуществления экономического сотрудничества.

Решения (рекомендации, постановления) международных организаций. Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН (Генассамблея, ЭКОСОС, ЮНКТАД и др.), а также специализированными учреждениями ООН (ЮНИДО, ВОИС и др.). Решения этих органов и учреждений обычно не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Например, Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные) основы экономического сотрудничества.

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейского Союза, могут иметь не только рекомендательную, но и обязательную юридическую силу.

Решения межгосударственных экономических конференций. Данные решения, особенно основные, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются в теории как особая разновидность многосторонних договоров и, соответственно, могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важными являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также раздел «Экономическое сотрудничество» в Парижской хартии для Новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

Международный обычай. Исторически обычай в качестве источника играл важную роль как вообще в международном праве, так и в МЭП.

С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной роли обычая в области регулирования международных экономических отношений, так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих взаимоотношениях, это не та проблема, к которой можно просто подойти через обычное право.

Показательно, что даже такие, казалось бы, давно укоренившиеся основные принципы международного права, как уважение государственного суверенитета, равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и др., государства до сего времени снова и снова стремятся закреплять в своих как двусторонних, так и многосторонних документах.

К международной экономической дипломатии безусловно применимы соответствующие общепризнанные принципы международного права.

Наряду с основными принципами международного публичного права в международных экономических отношениях применяются и специальные принципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торгово-политических режимов.

При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы международной экономической дипломатии носят конвенционный характер, их действенность зависит от включения их в каждом случае в соответствующие международные договоры.

Принцип недискриминации. В правовом понимании этот принцип означает право государства на предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам его национального права) со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам. Данное право не затрагивает предоставление правомерно применяемых особых льготных, более благоприятных условий. Иными словами, режим недискриминации означает обязательство не ухудшать для другой страны своих нормально действующих, общих для всех стран условий.

Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования). Данный принцип означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Область применения режима наибольшего благоприятствования определяется обычно в конкретной оговорке о наибольшем благоприятствовании в том или ином международном договоре. Эта оговорка может распространяться в общей форме на всю область торговли и судоходства или на отдельные виды отношений: таможенные пошлины (их льготные ставки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения; транспортный режим; налоговые, юрисдикционные (и т.п.) права физических и юридических лиц и т.д. Как правило, из режима наибольшего благоприятствования, однако, по соглашению сторон допускаются отдельные исторически сложившиеся исключения: особые льготы для соседних государств, для каботажного судоходства, для защиты «общественного порядка» и т.п. Исключения из этого режима обычно применяются и в отношении так называемых преференциальных таможенных систем (для развивающихся стран, в рамках таможенных союзов, зон свободной торговли и др.).

Национальный режим. Он предоставляется в одностороннем порядке или предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. Обычно это касается гражданской правоспособности иностранных лиц, включая судопроизводство.

Принцип взаимной выгоды. Предполагает, что отношения между государствами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. В сложных межгосударственных, в том числе экономических, взаимоотношениях справедливое распределение выгод и обязательств, разумеется, не может служить простым эталоном для каждой конкретной сделки, но должно рассматриваться именно как сбалансированный общий международно-правовой принцип.

Преференциальный режим. Обычно это – торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между теми или иными государствами или среди группы государств. Актуальным примером является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами. Причем предоставляемые преференции не распространяются в силу принципа наибольшего благоприятствования на государства, не пользующиеся преференциями.

В прежние времена довольно распространенным, особенно в отношениях развитых стран с колониальными и полуколониальными, было использование в договорной практике правовых режимов «равных возможностей», «открытых дверей», капитуляции и т.п. Такого рода условия, противоречащие общепризнанным принципам международного права, на современном этапе не могут рассматриваться как правомерные.

Урегулирование проблем международных экономических отношений на глобальном уровне, как уже отмечалось выше, осуществляется прежде всего в рамках ООН.

Координация экономической и социальной деятельности специализированных учреждений и органов ООН, в частности, по проблемам экономического развития, мировой торговли, индустриализации, освоения природных ресурсов и т.д. осуществляется через Экономический и Социальный Совет.

Межгосударственное сотрудничество в области торговли (международное торговое право). В целях урегулирования торговых взаимоотношений государств в 1947 году было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), участниками которого на 2002 год является свыше 130 государств. В его основе лежали принципы наибольшего благоприятствования и недискриминации. Особые льготы были предоставлены развивающимся странам. Для координации и регулирования всего сотрудничества создана и с 1995 года начала действовать Всемирная торговая организация (ВТО).

Межгосударственное промышленное сотрудничество. В последние десятилетия приобретает все возрастающую роль примыкающее к торговому межгосударственное промышленное сотрудничество, под которым понимаются прямые кооперационные связи в области производства, совместная промышленная деятельность, а также иностранные инвестиции в промышленной сфере, техническая помощь и т.п. В целях содействия процессу индустриализации и оказания, технической помощи развивающимся странам, а также координации всей деятельности ООН в области промышленного развития в 1966 году была создана Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ставшая с 1985 года специализированным учреждением ООН.

Межгосударственное сотрудничество в валютно-финансовой сфере. Исключительно важное значение для развития международных экономических связей имеет сотрудничество в валютно-финансовой области в целях обеспечения необходимых условий для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования и т.п..

В 1945 году были созданы как специализированные учреждения ООН Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), в рамках которых сосредоточено практически все сотрудничество в валютно-финансовой сфере на глобальном уровне.

Целью МВФ, в котором участвуют около 180 стран, является контроль мировой валютной стабильности, наблюдение за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях и при необходимости предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов.[2]

Межгосударственное сотрудничество в области транспорта. В области железнодорожного транспорта можно упомянуть Европейскую конференцию по пассажирским тарифам, действующую 1975 года и имеющую целью проведение единой тарифной политики для содействия развитию международных пассажирских перевозок, а также Международную ассоциацию железнодорожный конгрессов, в функции которой входят подготовка и проведение международных конгрессов для обсуждения научно-технических, экономических и административных проблем.

Международное сотрудничество в области защиты интеллектуальной собственности. Это сотрудничество с участием и России зиждется, что касается произведений, охраняемых авторскими правами, на Бернской конвенции 1886 года по охране литературных и художественных произведений и на Женевской Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года, а что касается прав на промышленную собственность (изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и т.п.) – на Парижской конвенции 1883 года по охране промышленной собственности.



[1] Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону, 2000. С. 260-261

[2] Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М., 1999. С. 64

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!