Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Правовое регулирование рекламной деятельности»

/ Реклама
Конспект, 

Оглавление

1. Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг 

 

Государство регулирует деятельность в сфере рекламы путем создания соответствующей нормативной базы и системы органов, призванных контролировать выполнение субъектами рекламной деятельности требований, предъявляемых законодательством о рекламе. Однако до 1995 г. в России не была создана нормативная база, которая позволяла бы комплексно регулировать рынок рекламы. Между тем в это время происходит бурный рост рекламного рынка со всеми его негативными сторонами. Недобросовестные предприниматели активно использовали все средства рекламы для достижения своих целей. Это обусловило появление 10 июня 1994 г. Указа Президента РФ №1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», который устанавливал требования к рекламе финансовых, страховых и инвестиционных услуг, а 17 февраля 1995 г. был издан Указ Президента РФ №161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», который позволял пресекать рекламу отдельных товаров и медицинских услуг.

Издание указов было направлено на приостановку рекламы, которая вводила в заблуждение людей через все средства массовой информации. Однако государственная цель не была достигнута изданием указов в области рекламы. С целью осуществления целостного и эффективного контроля за рекламой был издан Закон РФ «О рекламе». 

Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. В частности, ст. 5 содержит общие требования к рекламе. К числу основных общих требований относятся следующие:

- реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств;

- реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации;

- не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;

- реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой подлежит обязательной сертификации;

- использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;

- реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Статья 6 Закона о рекламе признает противозаконной недобросовестную рекламу. Закон устанавливает следующие признаки недобросовестной рекламы:

- дискредитация физических и юридических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;

- употребление некоторых сравнений или высказываний, порочащих конкурента, а также производимые или рекламируемые им товары.

Это дает основание привлекать к ответственности предпринимателей, использующих для продвижения на рынке своих товаров (услуг) некорректную рекламу.

Статья 7 Закона о рекламе запрещает производство и распространение рекламы, содержащей не соответствующие действительности следующие сведения:

- состав, способ и дата изготовления, назначение, свойства, условия применения, наличие сертификата, качество, место происхождения;

- наличие товара на рынке, возможности его приобретения в указанных: объеме, периоде времени и месте;

- способы приобретения полной серии товара, если он является ее частью;

- условия доставки, обмена и ремонта товаров, гарантийные сроки и сроки службы;

- права на использование государственных символов и на различные награды;

- результаты исследований, испытаний, статистические данные, ссылка на рекомендации;

- употребление терминов в превосходной степени «самый», «только», «лучший», «единственный» без документального подтверждения;

- сравнение с другими товарами;

- и другие сведения.

Отдельной статьей (ст. 8 Закона о рекламе) предусматривается наложение запрета на неэтичную рекламу, нарушающую нормы морали путем употребления оскорблений, унижения достоинства граждан по принципу расы, языка, пола, являющуюся порочащей, в том числе по отношению к объектам искусства, государственным символам, какой-либо деятельности или товару.

Статья 10 Закона о рекламе запрещает скрытую рекламу, оказывающую не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, ст. 11 посвящена правовому регулированию рекламы в радио- и телепрограммах. Эти рекламные средства считаются наиболее эффективными потому, что они являются массовыми и воздействуют, в основном, на чувства и разум. Чувственное восприятие наиболее сильное и запоминающееся.

В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки»:

- детские, образовательные и религиозные передачи;

- радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;

- транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

- иные передачи, продолжительность которых составляет менее чем 15 минут;

- иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще, чем через каждые 15 минут или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы.

При трансляции рекламы ее звук не должен быть громче звука транслируемой программы.

При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не должен превышать 7% площади кадра.

Распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе не должно осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем 2 минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.

В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материала рекламного характера, реклама не должна превышать 20% эфирного времени.

Статья 12 Закона о рекламе посвящена особенностям рекламы в периодических печатных изданиях. Эта статья вытекает из статьи 36 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» и ограничивает до 40% объем рекламных материалов в одном номере периодического печатного издания, не специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Однако соблюдение предусмотренного ограничения трудно проконтролировать в периодических изданиях из-за подачи в них информации в форме скрытой рекламы: в виде статей о товарах, методах продажи и т. д.

Периодическая печать популярна в силу своей оперативности, доступности, массовости охвата и возможности многократно возвращаться к напечатанному. Реклама в ней – самая дешевая.

Статья 13 Закона о рекламе определяет запрет на рекламу во время кино- и видеообслуживания. Как исключение допускается показ материалов рекламного характера в перерывах между сериями кино- и видеофильмов. Кроме того, данная статья определяет последовательность подачи информации при справочном телефонном обслуживании, когда реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. Если справки при телефонном, компьютерном и ином обслуживании платные, то реклама может предъявляться только с согласия абонента и стоимость ее не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.

Особое место в Законе о рекламе отводится наружной рекламе. Статья 14 предусматривает, чтобы наружная реклама не имела сходства с дорожными знаками и указателями, не ухудшала их видимость, а также не снижала бы безопасность движения.

Распространение наружной рекламы в городских, сельских, поселковых и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления согласованного с:

- соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также с органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, – в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог – за пределами территорий городских и сельских поселений;

- органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, – на территориях городских и сельских поселений;

- соответствующим органом управления железными дорогами – в полосе отвода железных дорог.

Распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником, либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного настоящей статьей.

В связи в передачей полномочий по вопросам наружной рекламы органам местного управления на местах принимаются соответствующие постановления и инструкции, определяющие порядок размещения средств наружной рекламы.

Так, например, правительством г. Москвы принято постановление, а мэром г. Санкт-Петербурга распоряжение, которыми регламентируются порядок в организации размещения наружной рекламы. В соответствии с принятыми нормативными документами в Москве и Санкт-Петербурге созданы специальные службы и определены муниципальные органы, которые наделены полномочиями по координации и контролю наружного рекламного оформления этих городов.

Особенности распространения рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях регламентируются ст. 15 Закона о рекламе. Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспорт.

Органы, на которые возложены функции контроля за безопасностью движения, могут ограничивать или запрещать распространение рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения.

Особенностью распространения рекламы на почтовых отправлениях является то, что оно возможно только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. При этом порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются указанным органом.

Закон запрещает рекламу медикаментов, медицинской техники и медицинских услуг при отсутствии разрешения Министерства здравоохранения на производство или реализацию указанных товаров и услуг, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.

В данной статье достаточно много уделено внимания вопросам рекламы оружия, вооружения и военной техники. Допускается реклама боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляется по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Реклама других видов оружия, вооружения и военной техники не допускается.

Не допускается реклама разрешенного гражданского оружия, вооружения и военной техники, реализуемой по лицензиям, если реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства или способы его применения.

Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия.

Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации допускается только после 22 часов местного времени.

Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, реализуемой по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии», а также на специальных выставках или ярмарках-продажах. Данное положение приобретает особую значимость в деле установления контактов с потенциальными клиентами как для российского, так и для международного рынка.

Статья 17 Закона о рекламе запрещает при рекламе финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, а также ценных бумаг каким-либо образом вводить потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности получения дохода при операциях с соответствующими ценными бумагами и по сделкам, связанным с оказанием таких услуг.

Специфические требования предъявляются к рекламе в том случае, если она воздействует на особую группу потребителей несовершеннолетних.

Статья 20 Закона о рекламе накладывает запрет на рекламу, которая может злоупотреблять легковерностью и неопытностью несовершеннолетних, оказывая на них давление с целью предопределить выбор того или иного товара или услуги.

2. Саморегулирование рекламной деятельности в России

 

Мировой опыт в области рекламы показывает, что эффективность регулирования ее нормами формального права объективно затруднено. Это обусловлено тем, что реклама является информацией, направленной на потребителя. Такая информация может быть заведомо ложной, недостоверной или вводящей в заблуждение.

Рекламу, которая содержит негативные стороны, можно запретить на основе существующего законодательства. Однако, при рассмотрении спорных вопросов, связанных с рекламой, всегда присутствует доля субъективизма. Разрешение такой ситуации может быть достигнута за счет детальной законодательной регламентации как содержания рекламы, так и используемых в ней художественных средств или путем самоуправления рекламы.

Самоуправление наиболее эффективно в рамках установленного законодательства, которое определяет широкие принципы и действует как последняя инстанция в тех случаях, когда все другие меры уже исчерпаны. Закон и саморегулирование дополняют друг друга, чтобы обеспечить результат, который они не могут полностью достичь по отдельности.

Саморегулирование рекламной деятельности предполагает добровольный контроль субъектов рекламы за своей деятельностью, основанной не только на силе закона, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом. Органы самоуправления рекламной деятельности созданы и функционируют во всех развитых странах мира. В одних странах органы самоуправления дополняют государственное регулирование рекламы, а в других странах саморегулирование стало альтернативой жесткому регулированию рекламы государством.

Саморегулирование рекламы имеет объективные преимущества перед государственным регулированием, так как система саморегулирования менее формализована, быстрее откликается на новые явления в той или иной сфере, подходит к конкретным действиям фирмы не только с точки зрения формальных правил, но и здравого смысла. Кроме того, нормы саморегулирования, как правило, более реалистичны, чем законодательство. Это обусловлено тем, что они идут от потребностей реальной жизни и реально сложившихся отношений, субъектов рекламы.

Предпринимательские структуры на рынке товаров и услуг заинтересованы в создании организаций саморегулирования. Это обусловлено конкурентной борьбой и угрозой принятия государством законов, ограничивающих деятельность фирм (предприятий) в области рекламы.

В системе саморегулирования можно выделить две составляющие.

Первая – это практический кодекс или комплекс принципов, которые регулируют содержание рекламы и базируются на предпосылке, что реклама должна быть законной, пристойной, честной, корректной, достоверной.

Вторая – это процесс создания, обновления и применения кодекса или принципов.

Чтобы система была реально функционирующей, то необходимо, чтобы орган, ответственный за практическое применение кодекса был бы независимым от органа рекламной индустрии, ответственного за создание и последующий пересмотр кодекса.

Права органов саморегулирования в области рекламы в России определены в ст. 28 Закона «О рекламе». Органы саморегулирования в области рекламы – общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц:

- привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных актов;

- проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;

- привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;

- направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

- представляют в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством, органы саморегулирования рекламы являются как бы дополнительным элементом в системе государственного контроля соблюдения законодательства в области рекламы.

Саморегулирование рекламной деятельности позволяет снять с государственных органов издержки мониторинга и взять на себя консультирование предпринимателей по вопросам соответствия их деятельности законодательству. Такой подход с точки зрения государства оправдан. Практика показывает, что субъекты рекламной деятельности заинтересованы в том, что значительно расширить функции организаций саморегулирования, которые позволяли бы внесудебное урегулирование конфликтов с конкурентами, потребителями и представителями рекламного бизнеса.

Организации саморегулирования рекламы не только отслеживает прямые нарушения действующего законодательства, но и регулируют спорные вопросы, неурегулированные законом.

На рынке рекламных услуг функционируют организации саморегулирования и профессиональные ассоциации рекламных агентств или рекламодателей. Последние выполняют определенные функции саморегулирования. Однако их деятельность должна сводиться к решению задач, связанных с лоббированием законодательства и других нормативных актов, а также защищать интересы рекламных агентств или рекламодателей в сфере налогообложения, собственно регулирования рекламы и т. д.

Эффективность саморегулирования рекламной деятельности может обеспечить система мероприятий, включающая:

- разработку определенных этических стандартов и доведение их до субъектов рекламной деятельности;

- принятие субъектами рекламной деятельности к исполнению разработанные этические стандарты;

- развитие мониторинга;

- оказание консультационной помощи субъектам рекламной деятельности, позволяющей предупредить нарушение стандартов по незнанию;

- разработку и применение системы рычагов воздействия на нарушителей этических стандартов.

В России созданы и функционируют организации, которые занимаются развитием рынка рекламы и саморегулированием ее. К таким организациям относятся: Российская ассоциация рекламных агентств, Национальная рекламная ассоциация, Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по рекламной деятельности, Ассоциация по связям с общественностью, Международная конфедерация обществ потребителей (КОНФОП), Фонд поддержки рекламопроизводителей и другие. Для большинства указанных организаций этическое саморегулирование является побочным видом деятельности, так как они заняты развитием рекламной отрасли.

В России в 1995 г. создана специальная организация, деятельность которой направлена на саморегулирование в рекламной отрасли – Общественный совет по рекламе (далее – Совет).

Совет создавался как организация общественного регулирования рекламы, которая позволит решить возникающие в этой среде проблемы без вмешательства государственных органов.

На Совет возложены следующие задачи:

- организация взаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями, распространителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными органами; предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной сфере;

- разработка и реализация системы мер, направленных на создание механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке;

- содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы;

- создание условий для профессионального общения и обсуждения совместных программ деятельности членов Совета, других заинтересованных организаций;

- развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями как в России, так и за рубежом;

- организация и проведение мероприятий, направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе;

- содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного бизнеса, защите авторских прав и интересов членов Совета;

- проведение независимой экспертизы рекламной продукции.

Общественный совет по рекламе в 1999 г. трансформировался в Рекламный совет России.

Рекламный совет России 12 марта 2001 г. принял Российский рекламный кодекс. Данный кодекс носит рекомендательно-нормативный характер и является обобщенным кодифицированным актом, включающим в себя систему понятий, рекомендаций и процедур, принимаемым Рекламным советом России в целях упорядочения и эффективного развития рекламной деятельности в России посредством добровольного соблюдения его норм субъектами рекламной деятельности. Кодекс направлен на формирование цивилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкуренции, появление на рынке добросовестной рекламы.

Кодекс является средством самодисциплины и предназначен для использования государственными органами в качестве информационно-справочного документа. Он устанавливает стандарты этичного поведения, которых придерживаются все участники рекламного процесса и иные субъекты рекламной деятельности.

Российский рекламный кодекс распространяется на все содержание рекламы, включая все слова и числа (в письменном виде и произносимые), визуальное изображение, музыку, звуковые эффекты, иные составляющие и их воздействие.

Кодекс предусматривает, что недобросовестное использование авторитета представителей органов государственной власти, ее институтов, государственных атрибутов и символов в частных коммерческих целях будет рассматриваться Рекламным советом России как нарушение рекламной этики, дискредитирующее Российское государство или его институты.

 

3. Ответственность участников рекламного процесса за нарушение законодательства о рекламе

 

В качестве участников рекламного процесса выступают рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Закон о рекламе определяет ответственность каждого участника рекламного процесса.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, представляемой для создания рекламы. При этом необходимо доказать, что нарушение законодательства произошло не по вине рекламопроизводителя или рекламопраспространителя.

Ответственность рекламопроизводителя возникает, если им допущено нарушение рекламного законодательства в части оформления, производства и подготовки рекламы.

Распространитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Участники рекламного процесса, как юридические лица, так и граждане, несут ответственность за нарушение законодательства о рекламе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе и с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы (контррекламы). Истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Нарушитель законодательства о рекламе обязан осуществить контррекламу за свой счет в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда... (МРОТ); на должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ…; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот МРОТ...

Взыскание штрафа может осуществляться с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного

для ее изготовления или без таковой (ст. 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров» Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Исполнение законодательства о рекламе участниками рекламного процесса зависит от действующей системы контроля.

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе на рынке потребительских товаров возложен на антимонопольные органы в соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Однако следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает предварительный контроль антимонопольными органами рекламы до ее распространения.

Одним из направлений контроля за рекламной деятельностью со стороны антимонопольных органов является представление в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) есть ст. 242, которая устанавливает ответственность за незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования порнографических материалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера наказываются штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 2421 УК РФ).

Статья 22 Закона о рекламе обязывает рекламопроизводителей и рекламораспространителей требовать от рекламодателя, если его деятельность подлежит лицензированию, представления лицензии или ее надлежаще заверенной копии. Однако в законе прямо не установлена ответственность за изготовление и распространение рекламы при отсутствии лицензии на изготовление и продажу рекламируемого товара или оказываемой услуги. Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, трансформировавшийся позлее в Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства РФ, разработан и утвержден порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 Министерство по антимонопольной политике преобразовано в Федеральную антимонопольную службу.

 

4. Кодекс рекламной практики

 

В организации и управлении рекламной деятельностью определенную роль призваны сыграть Международный кодекс рекламной практики и Российский рекламный кодекс.

Международный Кодекс рассматривает рекламу как средство общения между продавцом и покупателем и признает за всеми участниками рекламного процесса как ответственность перед покупателями и обществом, так и необходимость обеспечения справедливого баланса между интересами бизнеса и покупателя.

Кодекс рекламной практики является, прежде всего, инструментом самодисциплины, но вместе с тем он предназначен и для использования в судебной или арбитражной практике в качестве справочного материала в рамках соответствующих законов. Любые предприятия, организации, если они разделяют цели, принципы и правила Кодекса, могут заявить о своем согласии с изложенными в нем положениями и принять его к руководству в своей практической деятельности.

Кодекс применяется в рекламе любых изделий, услуг, благ, а также в корпоративной рекламе. Предметом рекламы могут быть мероприятия гуманитарного характера, направленные на решение социально значимых задач: охрану окружающей среды, памятников истории и культуры, экономию энергии и природных ресурсов и т. д.

Кодекс устанавливает этические стандарты, которыми должны руководствоваться все участники рекламного процесса: рекламодатели, исполнители рекламной продукции, исполнители и распространители рекламы.

В основу содержания Кодекса заложены нормы рекламы: благопристойность, честность, правдивость, сравнение, доказательства и свидетельства, очернение, защита прав личности, использование репутации, имитация, отождествление рекламного послания, обеспечение безопасности и др.

Благопристойность как норма предусматривает, чтобы рекламное послание не содержало утверждений или изобретений, идущих вразрез с принятыми в обществе правилами.

Честность как норма проявляется в том, что рекламное послание не должно злоупотреблять доверием покупателя, не играть на чувстве страха, суеверия, не вызывать насилия, не поддерживать дискриминацию по признаку расы, религии или пола.

Правдивость является одной из важнейших норм Кодекса. Сущность ее заключается в том, что рекламное послание не должно содержать каких-либо утверждений и изображений, которые могли бы ввести покупателя в заблуждение, особенно в отношении природы, состава, даты выпуска, качества, страны происхождения и потребительских свойств товара, доставки, обмена, возврата, условий гарантии, ремонта, авторских прав, действующих цен и др.

Реклама не должна искажать результаты научных исследований, научных терминов, использовать научный жаргон.

Сравнение в рекламном послании должно быть таким, чтобы не вводило в заблуждение. Оно должно соответствовать принципам честной конкуренции. Сравнение достоинств товаров должно быть честным и основанным на доказательных фактах.

Доказательства и свидетельства в рекламном послании не должны являться сомнительными или не связанными с квалификацией и опытом того лица, которое дает такие свидетельства и доказательства. Устаревшие доказательства и свидетельства не должны использоваться.

Рекламное послание не должно очернять никакую фирму, промышленную или коммерческую деятельность или профессию, а также никакой товар, высказывая прямо или косвенно презрение, насмешку или что-нибудь подобное.

Защита прав личности проявляется в том, что рекламное послание не должно изображать или описывать каких-либо людей в их частной жизни или общественной деятельности без их предварительного разрешения, ссылаться на изображения или описания без разрешения описывать чью-либо частную собственность или ссылаться на такие описания.

Имитация как норма предусматривает, чтобы рекламное послание не имитировало общую композицию, текст, слоган, изображение, музыку, звуковые эффекты других рекламных посланий, не вводило в заблуждение или приводило к путанице. Когда рекламодатель проводит рекламную кампанию в одной или нескольких зарубежных странах, другие рекламодатели не должны в течение разумного времени осуществлять подобные мероприятия в этих странах, дабы не имитировать ее.

Рекламное послание должно быть четко выделено как таковое, какие бы формы оно ни имело и через какой бы вид средств массовой информации не распространялось. В этом и проявляется такая норма, как отождествление рекламного послания.

Обеспечение безопасности в рекламном послании проявляется в том, что оно не содержит без всяких к тому оснований никаких изображений опасных ситуаций, действий, упражнений, обычаев, демонстрирующих пренебрежение опасностью или средствами безопасности. В первую очередь это касается рекламных посланий, направляемых детям и молодежи. Рекламные послания не должны эксплуатировать доверчивость детей или недостаток жизненного опыта молодежи, а также их чувство преданности, не содержать никаких утверждений или изображений, которые могут привести к психическим, моральным или физическим травмам.

Наряду с Международным кодексом рекламной практики действует Российский рекламный кодекс, который дополняет Международный кодекс этическими нормами и положениями, учитывающими особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России.

Российский рекламный кодекс предполагает создание профессиональной терминологии, признаваемой и употребляемой всеми субъектами рекламной деятельности, а также предусматривает исполнение и корректировку понятий и терминов в соответствии с изменениями, происходящими в сфере рекламы.

В Российском рекламном кодексе расширены понятия по отдельным требованиям и введены новые: корректность и идентификация.

В разделе кодекса «Специальные положения» введены новые статьи: «Реклама медикаментов (лекарственных средств), методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью» и «Реклама игр, с призами, стимулирующих продажи».

С вводом Российского рекламного кодекса установлен порядок рассмотрения конфликтных ситуаций, связанных с применением его. Конфликтные ситуации рассматриваются в несколько этапов. На первом этапе конфликтные ситуации, связанные с применением кодекса, рассматривают Рекламный Совет России (РСР) или уполномоченные им органы саморегулирования. Они выносят решения, которые могут быть обжалованы правлению РСР) в течение 5 рабочих дней. Санкции применяются к нарушителю Кодекса только после вынесения решения правлением или по истечении срока обжалования.

Решение правления может быть обжаловано общему собранию Рекламного Совета России.

Рассмотрение конфликтной ситуации общим собранием РСР не приостанавливает исполнение санкций, наложенных правлением.

При рассмотрении конфликтных ситуаций на всех этапах предоставляется право участвовать всем сторонам и высказывать свою позицию.

В качестве санкций за нарушение Российского рекламного кодекса применяется:

- предупреждение, если субъект рекламного рынка впервые нарушил положение кодекса;

- публичное обращение Совета к субъекту рекламного рынка с предложением прекратить распространение рекламы, содержащей нарушение кодекса, если данный субъект повторно нарушил одно и то же положение кодекса;

- публичное обращение Совета к рекламораспространителям с предложением прекратить распространение содержащей нарушение кодекса рекламы;

- публичное осуждение Советом субъекта рекламного рынка в случае неоднократных нарушений одного и того же положения кодекса.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!