Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Права органов налоговой инспекции Российской Федерации»

/ Налоги
Конспект, 

Оглавление

1.1. Основные задачи, выполняемые налоговыми органами 

 

    Правовой статус налоговых органов Российской Федера­ции определяется их расположением в системе органов государственного управления республики. Такое местонахождение определяют Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. «О МНС Российской Федерации», а также Налоговой кодекс Российской Федерации.

    На налоговые органы страны Налоговым кодексом и други­ми законами возложены главные задачи по реализации налого­вого законодательства.    Налоговые органы России представляют собой единую не­зависимую централизованную систему. Она состоит из цен­трального республиканского органа государственного управле­ния (Министерство Российской Федерации по налогам и сбо­рам – МНС России) и государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, обла­стям, автономным образованиям, районам, городам и районам в городах. Каждый из этих органов является юридическим ли­цом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков. В этой структуре существует вертикаль­ная подчиненность нижестоящего органа вышестоящему и все­общая подчиненность руководителю МНС России.

    МНС России входит в систему центральных органов госу­дарственного управления страны и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федера­ции.1

    Главная задача налоговых органов Российской Федера­ции – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременнос­тью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сбо­ров, установленных законодательством Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов Российс­кой Федерации, а также нормативными актами представи­тельных органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов обложения, налоговых проверок, опроса налогопла­тельщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий для выявления объектов, подлежа­щих налогообложению или используемых для извлечения до­ходов.

    Контроль, как главное содержание работы налоговых органов, пронизывает любое направление их деятельности, что предопре­деляет многообразие тактических целей и задач налогового кон­троля, к числу которых относятся:

1. Соблюдения налогового законодательства.

2. Проверка правильности исчисления налогов и других обя­зательных платежей.

3. Проверка качества постановки и ведения бухгалтерского учета объектов обложения.

4. Обеспечение своевременного и полного внесения в бюджет сумм налогов, причитающихся к уплате.

5. Наложение финансовых и административных взысканий на нарушителей законодательства по налогам.

6. Профилактика налоговых правонарушений. Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:

·       регистрация и учет налогоплательщиков;

·       прием налоговой отчетности;

·       осуществление камеральных проверок;

·       начисление платежей к уплате;

·       контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;

·       проведение документальных проверок;

·       контроль за реализацией материалов проверок и упла­той начисленных финансовых санкций и административных штрафов.1

    Это обуславливает наделение сотрудников МНС широким кругом прав и возможностей осу­ществления контрольных мероприятий. В компетенцию нало­говых работников включено право производить проверки до­кументации по исчислению и уплате налогов в предприятиях, организациях, учреждениях любой формы собственности, в том числе совместных предприятиях, объединениях и организаци­ях с участием российских и иностранных юридических лиц и граждан, министерств и ведомств. При этом налоговый работник может потребовать необходимые объяснения, справки и иные сведения, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налого­обложения.

    Исключение из этого порядка составляют сведения о коммер­ческой тайне. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, должен быть оформлен в виде приказа руководителя пред­приятия, в противном случае ссылки должностных лиц на это обстоятельство при непредоставлении сведений о финансово-хо­зяйственной деятельности в расчет не принимаются. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определены Постановлением Совета Министров РСФСР № 35 от 5 декабря 1991 года, к числу которых относятся:

q      учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав предприятия (организации);

q      документы, дающие право заниматься предприниматель­ской деятельностью – регистрационное удостоверение, лицен­зии, патенты;

q      сведения по установленным формам отчетности о финансо­во-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и дру­гих обязательных платежей в государственную бюджетную систе­му и внебюджетные фонды;

q      документы об уплате налогов и обязательных платежей;

q      сведения о численности, составе работающих, их заработ­ной плате и условиях труда;

q      сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, реализации продукции, при­чиняющей вред здоровью населения, о других нарушениях зако­нодательства и размерах причиненного при этом ущерба;

q      сведения об участии должностных лиц предприятий в ко­оперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельности.1

    В случае непредоставления или отказа представить налоговым органам документы, связанные с исчислением и уплатой налого­вых платежей обязательного характера, могут быть приостанов­лены финансовые операции предприятий, учреждений, органи­заций и граждан по расчетным и иным счетам в банках и финан­сово-кредитных учреждениях, на основании предписания установленной формы, которое подписывается руководителем нало­гового органа или его заместителем.

    Кроме того, налоговые органы вправе получать от предпри­ятий, учреждений, организаций (в том числе от банков и других финансово-кредитных учреждений), от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях правильного налогооб­ложения.

    При осуществлении своих полномочий органы налоговой служ­бы вправе обследовать любые производственные, складские, тор­говые и иные помещения предприятий, организаций, учрежде­ний и граждан, независимо от места их нахождения, которые используются для извлечения дохода либо связаны с содержани­ем объектов обложения. При этом обязательным условием явля­ется соблюдение процедуры такого обследования и установлен­ных правил. При отказе граждан допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию, следует учитывать, что в этом случае их облагаемый доход может быть определен на основании документов о получении ими доходов на условиях обложения лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.

    Круг лиц, подлежащих налоговому контролю, не ограничива­ется только налогоплательщиками (юридическими и физически­ми лицами). Налоговые органы имеют право проверки фискаль­ных агентов, то есть лиц, в соответствии с законодательством несущих обязанности по начислению, удержанию и перечисле­нию в соответствующий бюджет налога вместо налогоплатель­щика (например, подоходного налога, налога на прибыль, взима­емого у источника госпошлин и т.д.), а также банков и кредит­ных учреждений, ответственных за кассовое исполнение бюдже­та в части перечисления налогов по поручениям плательщиков, нотариусов, обязанных предоставлять информацию о ряде сде­лок и др.

    Налоговые органы вправе требовать от руководителей и дру­гих должностных лиц проверяемых предприятий, а также от граж­дан, устранений выявленных нарушений законодательства о на­логах.

    С учетом сказанного можно сделать вывод о том, что налого­вый контроль как одна из функций государственного управле­ния представляет собой систему наблюдения за финансово-хо­зяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового зако­нодательства.1

    Таким образом, налоговые органы нашей страны, в отличие от таможенных органов, не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату. Вместе с тем, налоговым органом в этой работе российским законодательством предоставлены широкие права и полномочия.

    Основное право налоговых органов – налоговая проверка налогоплательщика. Налоговый кодекс России внес существенные коррективы в порядок осуществле­ния и организации таких проверок. Особенности контрольной работы налоговых органов по соблюдению налогового законо­дательства будут рассмотрены ниже. 

    Для реализации возложенных на налоговые органы действу­ющим законодательством задач они имеют право требовать от налогоплательщиков документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременности уплаты налогов.

    При проведении налоговых проверок сотрудникам налого­вых органов предоставлено право изъятия у налогоплатель­щика документов, свидетельствующих о совершении налого­вых правонарушений. Изъятие таких документов не является абсолютным правом налоговых органов, оно возможно только в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, измене­ны или заменены. Изъятие документов осуществляется обяза­тельно по акту. В тех случаях, когда в представленных налого­плательщиком документах, связанных с уплатой налогов, име­ются неясности, неточности или когда у налоговых органов возникают вопросы к налогоплательщику по указанным доку­ментам либо суммам перечисленных налогов, налогоплатель­щик может быть вызван с помощью письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой или перечислением им налогов.

    Налоговые органы имеют также право осматривать или об­следовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплатель­щиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения. В ходе таких осмотров или обследований налоговые орга­ны могут проводить инвентаризацию принадлежащего налого­плательщику имущества.1

    С принятием Налогового кодекса налоговые органы получи­ли принципиально новые права, дающие им возможность в ряде случаев определять сумму налогов, подлежащих внесению на­логоплательщиками в бюджет, расчетным путем. В основу таких расчетов должны быть положены данные по другим ана­логичным налогоплательщикам. Подобное право возникает у налогового органа, в частности, в случаях отказа налогоплатель­щика допустить должностных лиц налогового органа к осмот­ру или обследованию производственных, складских, торговых и других помещений и территорий, используемых налогопла­тельщиком для извлечения дохода или связанных с содержани­ем объектов налогообложения.

    Основанием для расчетного определения суммы налогов могут являться также непредставление налоговым органом в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствие учета доходов и расходов, учета объек­тов обложения, ведение учета с нарушением установленного порядка, вследствие чего невозможно документально рассчи­тать сумму налогов, подлежащих внесению в бюджет.

    Предоставление налоговым органам подобного достаточно крупного права, с одной стороны, вполне обосновано, поскольку лишает недобросовестных налогоплательщиков возможности скрывать свои доходы и другие объекты налогообложения и тем самым уходить от налогообложения. До принятия Налогового ко­декса налоговые органы такого права не имели, и при отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с отступлением от установ­ленного порядка и в ряде других случаев должностные лица нало­говых органов могли применять к нарушителям налогового зако­нодательства только лишь административные или финансовые санкции, размер которых был несопоставим с суммой укрываемых налогов. С другой стороны, предоставленное налоговым орга­нам право расчетно определять суммы налогов налагает на них и огромную ответственность, связанную с необходимостью объек­тивного, непредвзятого подхода к расчету сумм доходов и иных объектов налогообложения и определением на этой основе сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

    В случае выявления в ходе контрольных мероприятий нарушений со стороны налогоплательщиков налогового зако­нодательства налоговые органы вправе требовать от них уст­ранения нарушений, а также осуществлять контроль за выпол­нением указанных требований.

    Налоговые органы имеют право требовать от банков доку­менты, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков о перечислении налогов в бюджет или внебюджетные фонды, а также инкассовых поручений (распо­ряжений) налоговых органов о списании со счетов налогопла­тельщиков сумм налогов и пени.

    В случае нарушения налогоплательщиками налоговых и дру­гих законов, связанных с уплатой налогов, налоговые органы вправе заявить ходатайство в соответствующие органы об ан­нулировании или приостановлении действия выданных юри­дическим и физическим лицам лицензий на право осуществле­ния видов деятельности, связанной с необходимостью получе­ния лицензии.

    При наличии у налогоплательщиков неисполненных обязан­ностей по уплате какого-либо налога налоговый орган обязан направить им требование об уплате налога.

    Требование об уплате налога представляет собой направ­ленное налогоплательщику письменное извещение о неуп­лаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответ­ствующие пени. Требование направляется налогоплательщи­ку при наличии у него недоимки.1

    При этом важно подчеркнуть, что указанное требование дол­жен быть направлено налогоплательщику вне зависимости от того, что налогоплательщик мог быть привлечен к ответствен­ности за нарушение налогового законодательства.

    В требовании об уплате налога налоговый орган обязан ука­зать: сумму задолженности по налогу; размер пеней, начислен­ных на момент направления требования; срок уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах; срок исполнения требования; меры обеспечения, которые применя­ются в случае неисполнения налогоплательщиком данного тре­бования. Кроме того, оно должно содержать подробные дан­ные об основаниях взимания налога, а также ссылку на поло­жения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.

    Требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, направляется налогоплательщику таможенным ор­ганом.

    Требование об уплате налога налоговый орган обязан напра­вить налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступ­ления срока уплаты налога.

    Требование об уплате налога и соответствующих пеней, вы­ставляемое налогоплательщику в соответствии с решением на­логового органа по результатам проверки, должно быть направ­лено в десятидневный срок с даты вынесения налоговым орга­ном соответствующего решения.

    Осуществляя контроль за своевременной и полной уплатой налогоплательщиками причитающихся бюджету налогов и сбо­ров, налоговые органы имеют право взыскивать недоимки по налогам, а также пени за просрочку платежей в бюджет.

    В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщи­ком налогов в установленные законом сроки налоговый орган может сделать это принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщиков на счетах в соот­ветствующих банках.

    Для реализации этого права налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассо­вое поручение или, иными словами, распоряжение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты или внебюджет­ные фонды необходимых денежных средств со счетов налого­плательщика.

    Указанное решение о взыскании принимается налоговым органом только после истечения срока, установленного за­коном для уплаты налога, но не позднее 60 дней после исте­чения срока исполнения выставленного налоговым органом требования об уплате налога. После истечения указанного срока налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыс­кании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.1

    Инкассовое поручение на перечисление налога в бюджет яв­ляется для банков обязательным и подлежит безусловному ис­полнению в очередности, установленной российским граждан­ским законодательством.

    В подобном же порядке осуществляется налоговыми орга­нами их право на взыскание пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

    Если на счетах налогоплательщиков в банках недостаточно денежных средств или они вообще отсутствуют, а также если отсутствует информация о счетах налогоплательщика, налого­вый орган имеет право взыскать налог за счет иного имуще­ства налогоплательщика.

    Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителей нало­говых органов путем направления в течение трех дней с мо­мента вынесения такого решения соответствующего постанов­ления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренным Федеральным законом «Об исполни­тельном производстве».

    Налоговый кодекс, учитывая важность указанной меры взыс­кания налогов, установил четкие правила принятия подобного решения и его выполнения. В частности, установлены обяза­тельные требования к содержанию самого постановления. Оно должно в обязательном порядке содержать следующие сведе­ния:

q      фамилию, имя, отчество должностного лица и наименова­ние налогового органа, выдавшего указанное постановление;

q      дату принятия и номер решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплатель­щика;

q      наименование и адрес налогоплательщика-организации, на чье имущество обращается взыскание;

q      резолютивную часть решения руководителя налогового орга­на о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика;

q      дату вступления в силу решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплатель­щика;

q      дату выдачи указанного постановления.1

    Постановление о взыскании налога подписывается руково­дителем налогового органа или его заместителем и заверяется гербовой печатью налогового органа. Налоговый кодекс уста­новил также последовательность обращения взыскании в отношении различных видов имущества налогоплательщика.

    В первую очередь взыскание накладывается на наличные де­нежные средства налогоплательщика. При их недостаточности взыскание производится за счет имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции или товаров, в том числе ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна слу­жебных помещений.

    Только после этого налоговый орган имеет право налагать взыскание на готовую продукцию, а также на иные материаль­ные ценности, не участвующие или не предназначенные для непосредственного участия в производстве.

     Следующим по порядку идет обращение на взыскание сы­рья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств и имущества.

    Если в установленный срок не выполняет свои обязанности по уплате налогов налогоплательщик – физическое лицо, то налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о взыс­кании налога за счет его имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств в пре­делах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

    Подобное исковое заявление подается налоговыми органами в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, за­регистрированного в качестве индивидуального предпринимате­ля) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физи­ческого лица, не имеющего статуса индивидуального предприни­мателя). Срок подачи искового заявления налоговым органом ог­раничен шестью месяцами после истечения срока исполнения требования об уплате налога.1

    Последовательность обращения взыскания налога по различ­ным видам имущества налогоплательщика – физического лица примерно такая же, как и при обращении взыскания на имуще­ство налогоплательщика – юридического лица.

    Исключительно важным для выполнения налоговыми орга­нами возложенных на них задач является установленное для них Налоговым кодексом право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, а также налагать арест на имущество закононепослушных плательщиков. Приостанов­ление операций по счетам в банке применяется налоговым ор­ганом в целях обеспечения исполнения решений о взыскании с налогоплательщика налога или сбора в том случае, если нало­гоплательщик в установленные законом сроки не внес в бюд­жет причитающиеся налоги. Приостановление операций по счетам в банке означает, что банк прекращает все расходные операции по всем счетам налогоплательщика, за исключением тех расходов, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации пред­шествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

    При этом важно подчеркнуть, что Налоговый кодекс устано­вил безусловное выполнение банками решений налоговых ор­ганов о приостановлении операций по счетам налогоплатель­щика в банке. Только сам налоговый орган, не считая решений суда, может отменить данное решение.

    Арест имущества применяется налоговыми и таможенны­ми органами только лишь в исключительных случаях в каче­стве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога и может быть осуществлен лишь с санкции прокурора.

    Арест имущества налогоплательщика-организации произво­дится в случае неисполнения налогоплательщиком в установ­ленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанный налогоплательщик может предпринять меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

    Учитывая исключительный характер права налоговых и та­моженных органов на арест имущества, Налоговый кодекс дос­таточно полно описывает порядок этой процедуры, необходи­мые условия и обязанности налоговых органов при ее осуще­ствлении.

    В частности, аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения решения по уплате налога. Кроме того, решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем контролирующего органа в форме соответствующего постановления. Не допускается проведение ареста имущества в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.1

    При производстве ареста имущества в обязательном поряд­ке должен быть составлен соответствующий протокол, в кото­ром перечисляется и описывается имущество, подлежащее аре­сту, с точным указанием его наименования, количества и инди­видуальных признаков, а при возможности – стоимости.

    Решение об аресте имущества действует с момента наложе­ния ареста до отмены этого решения уполномоченным лицом органа налоговой службы либо таможенного органа, вынесшим такое решение, или же до отмены указанного решения выше­стоящим налоговым либо таможенным органом или судом.

    Предоставив налоговым органам большие права и полномо­чия в области контроля за своевременным и полным перечис­лением налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, налоговое законодательство не допускает права нало­говых органов принимать решения об изменении установлен­ных законом сроков уплаты налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты всех уровней или во внебюджетные фонды. Принятие таких решений входит в компетенцию Минфина Рос­сии (по федеральным налогам и сборам), финансовых органов (по региональным и местным налогам и сборам), таможенных органов (по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России), уполномоченных органов, осуществляющих контроль за упла­той государственной пошлины (по государственной пошлине), органы внебюджетных фондов (по налогам и сборам, поступа­ющим во внебюджетные фонды).

    Налоговым органам предоставлены также широкие полно­мочия в части предъявления исков в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

    При нарушении налогоплательщиками налогового, бюджет­ного, гражданского или иного законодательства налоговые органы имеют право обращаться в суды со следующими ходатай­ствами:

q      о признании недействительной государственной регистра­ции юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

q      о взыскании финансовых и административных санкций с на­логоплательщиков, нарушивших налоговое законодатель­ство;

q      о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным российским законода­тельством;

q      о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите.

    За налоговыми органами Налоговым кодексом оставлены оп­ределенные права в части контроля правильности примене­ния цен по совершаемым налогоплательщиком сделкам. Вмес­те с тем, эти права в достаточной степени ограничены по срав­нению с имевшимися у налоговых органов до принятия Нало­гового кодекса. Дело в том, что налогоплательщик вправе сам по согласованию со своими контрагентами определять уровень цен по сделкам, и эти цены на товары, работы или услуги со­гласно Налоговому кодексу должны приниматься налоговыми органами для целей налогообложения.

    Налоговые органы вправе контролировать правильность при­менения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

q      между взаимозависимыми лицами, т.е. физическими лица­ми или организациями, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятель­ности;

q      при совершении внешнеторговых сделок;

q      по товарообменным (бартерным) операциям;

q      при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам, работам и услугам, в пределах непродолжительного перио­да времени.

    Во всех четырех указанных выше случаях, когда применен­ные сторонами сделки цены товаров, работ или услуг отклоня­ются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных или однородных товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.1

    В указанных случаях при использовании права самостоятель­ного определения цены сделки налоговые органы обязаны ис­ходить из установленных Налоговым кодексом правил опреде­ления таких понятий, как «рыночная цена», «рынок товаров, работ и услуг», «идентичные товары», «однородные товары», «сопоставимость экономических или коммерческих условий сделок». Налоговый кодекс дает четкое и недвусмысленное тол­кование этих терминов и понятий.

    Рыночной ценой товара, работы или услуги является цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, а при их отсутствии – однородных товаров, работ или услуг в сопоставимых экономических (коммерчес­ких) условиях.

    Рынком товаров, работ или услуг признается сфера обра­щения этих товаров, работ или услуг, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значитель­ных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар, работу или услугу на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории России или за ее пределами.

    Идентичными Налоговый кодекс признает товары, которые имеют одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров, исходя из положений Кодекса, следует учитывать, в частности, их физические харак­теристики, качество и репутацию на рынке, страну происхож­дения и производителя. При этом могут не учитываться незна­чительные различия в их внешнем виде.

    Однородные товары, не являясь идентичными, в то же вре­мя имеют сходные характеристики и состоят из схожих компо­нентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении од­нородности товаров следует учитывать, например, их качество, наличие товарного знака, репутацию на рынке, страну проис­хождения.

    Используя предоставленное им право определения рыноч­ной цены, налоговые органы должны принимать во внимание только сделки на рынке между лицами, не являющимися взаи­мозависимыми, учитывать всю имеющуюся информацию о зак­люченных на момент реализации этого товара, работы или ус­луги сделках с идентичными или однородными товарами, ра­ботами или услугами в сопоставимых условиях.

    Определение сопоставимости условий сделок с идентичны­ми или однородными товарами должно проводиться таким об­разом, чтобы можно было учесть, в частности, количество или объем поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

    Налоговые органы не могут и не должны осуществлять досчет налога в тех случаях, когда отклонения в ценах выз­ваны применением налогоплательщиком скидок с цены сво­их товаров, работ или услуг, связанных с сезонными и ины­ми колебаниями потребительского спроса на товары, поте­рей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годнос­ти или реализации товаров, маркетинговой политикой, в том числе при продвижении товаров, работ или услуг на новые для них рынки, продвижении на рынки новых изделий, не имеющих аналогов, а также при реализации опытных моде­лей и образцов товаров в целях ознакомления потребителей с ними.

    Невольно возникает вопрос: а как должны поступить нало­говые органы для определения рыночной цены в том случае, когда на соответствующем рынке товаров, работ или услуг от­сутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам, ра­ботам, услугам или отсутствуют предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также когда нет возможности определить соответствующие цены ввиду отсутствия либо не­доступности информационных источников? В этом случае На­логовый кодекс предоставляет налоговым органам право ис­пользовать следующие методы:

·       метод цены последующей реализации. При этом методе ры­ночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых покупате­лем, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем при последую­щей реализации (перепродаже), и обычных в подобном случае текущих затрат, понесенных этим покупателем при перепрода­же и продвижении на рынок приобретенных у покупателя то­варов, работ и услуг, а также обычной для данной сферы дея­тельности прибыли покупателя;

·       в случае невозможности использования метода цены после­дующей реализации из-за отсутствия, например, информа­ции о цене товаров, работ или услуг, в последующем реали­зованных покупателем, налоговые органы используют затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма производственных затрат и обычной для данной сферы дея­тельности прибыли. При этом учитываются обычные в по­добных случаях прямые и косвенные затраты на производство, приобретение или реализацию, а также на транспорти­ровку, хранение, страхование.1

    При определении и признании рыночной цены товара, рабо­ты или услуги налоговые органы должны использовать только официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

    Наряду с предоставленными налоговым органам широкими правами и полномочиями, на них возложены также существен­ные обязанности. Основная обязанность налоговых органов и их должностных лиц вытекает из главной задачи и состоит в необходимости осуществления контроля за соблюдением на­логоплательщиками налогового законодательства, а также при­нятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При проведении этой работы налоговые органы и их должностные лица должны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, действовать в полном соответствии с Налоговым кодексом, а также другими федеральными законами. Должнос­тные лица налоговых органов, как это прямо записано в Нало­говом кодексе, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и другим участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоин­ство. Кроме того, право налоговых органов на проведение контрольных мероприятий, предоставленные им широкие права и полномочия налагают на должностных лиц налоговых органов важнейшую обязанность соблюдения налоговой тайны.

    Налоговая тайна представляет собой практически любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщи­ке. Поэтому законодательство установило перечень только тех сведений, которые к налоговой тайне не относятся. Что можно считать сведениями, не являющимися налоговой тайной? На­логовый кодекс относит к ним следующие сведения:

q      разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

q      об идентификационном номере налогоплательщика;

q      о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

q      предоставляемые налоговым, таможенным или правоохра­нительным органам других государств в соответствии с меж­дународными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотруд­ничестве между налоговыми, таможенными и правоохрани­тельными органами (в части предоставления этим органам).  Налоговое законодательство дает и классификацию понятия «разглашение». К разглашению налоговой тайны относится ис­пользование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специ­алисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

    Осуществляя контроль за поступлением в бюджеты всех уровней налоговых платежей и сборов, налоговые органы обя­заны осуществлять возврат или зачет налогоплательщикам излишне уплаченных ими или излишне взысканных с них сумм налогов, пеней и штрафов в предусмотренном Налоговым ко­дексом порядке.1

    Налоговый кодекс установил, что налоговые органы обяза­ны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным им факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплачен­ного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения та­кого факта.

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоя­щих налоговых платежей осуществляется налоговыми органа­ми на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом налогоплательщик имеет право заявить о направле­нии сумм излишне уплаченного налога на исполнение обязан­ностей по уплате других налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена из­лишне уплаченная сумма налога. Налоговый кодекс предоста­вил право налоговым органам самостоятельно проводить зачет излишне уплаченного налога в том случае, если имеется недо­имка по другим налогам.

    Для возврата сумм излишне уплаченного налога налогопла­тельщик также должен написать в налоговый орган заявление. Вместе с тем Налоговый кодекс установил, что при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пени возврат излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки и задолженности.

    Налоговый орган обязан обеспечить возврат суммы излиш­не уплаченного налога в течение одного дня со дня подачи за­явления о возврате. При нарушении налоговым органом ука­занного срока на сумму излишне уплаченного налога, не воз­вращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата в размере ставки рефи­нансирования Центрального Банка Российской Федерации, дей­ствовавшей на дни нарушения срока возврата.

    Несколько иной порядок установлен в отношении сумм из­лишне взысканного с налогоплательщика налога. Эти суммы подлежат возврату налогоплательщику налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с кото­рого взыскан этот налог. В случае наличия у налогоплательщи­ка недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат ему излиш­не взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки или задолженности. Налогоплательщик может подать заявление о возврате суммы излишне взысканно­го налога в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. В случае признания факта излишнего взыскания налога налоговый орган, рассмотрев заявление на­логоплательщика, обязан возвратить излишне взысканные сум­мы, а также уплатить проценты на эти суммы. При этом про­центы начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата в размере действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    Налоговые органы исходя из требований Налогового кодек­са обязаны также:

q      вести в установленном Налоговым кодексом порядке учет на­логоплательщиков;

q      проводить разъяснительную работу среди населения и юри­дических лиц по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним норматив­ных правовых актов, бесплатно информировать налогопла­тельщиков о действующих налогах и сборах, обеспечивать налогоплательщиков формами установленной отчетности по налогам и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяс­нения в средствах массовой информации и другими спосо­бами о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

q      направлять налогоплательщикам или налоговому агенту ко­пии акта налоговой проверки и решения налогового органа по результатам проверки.

    При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обя­заны в десятидневный срок со дня выявления указанных об­стоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    При проведении контрольных мероприятий налоговые орга­ны не должны причинять неправомерного вреда как самому на­логоплательщику, так и находящемуся в его владении, пользо­вании или распоряжении имуществу.

    Налоговым кодексом, а также другими законодательными актами предусмотрена ответственность налоговых, таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствии неправомерных действий и решений, а также бездействия как самих указанных органов, так и их должностных лиц и дру­гих работников при исполнении ими служебных обязанностей.

    Причиненные неправомерными действиями этих органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля убыт­ки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущен­ную выгоду (неполученный доход). Такие убытки возмещают­ся за счет средств федерального бюджета.

    Если же убытки были причинены налогоплательщику в ре­зультате правомерных действий должностных лиц налоговых органов, то они не подлежат возмещению из бюджета.

 

 

1.2. Организация налогового контроля

 

    Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах. Одна из них – налоговая проверка, а так­же проверка данных учета и отчетности. Постановка налого­плательщика на учет в налоговых органах также является фор­мой налогового контроля. Формой налогового контроля высту­пает также получение различного рода объяснений налогопла­тельщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов. Нало­говый контроль может осуществляться в виде осмотра поме­щений и территорий, используемых для извлечения дохода (при­были).

    Контроль налоговых органов за полнотой и своевременнос­тью уплаты предусмотренных законодательством налогов на­чинается с постановки налогоплательщика на учет в нало­говых органах.

    Постановка на учет в налоговых органах осуществляется на­логоплательщиками – юридическими лицами по месту нахож­дения организации или по месту нахождения ее обособленных подразделений; налогоплательщиками – физическими лицами, занимающимися предпринимательством без образования юри­дического лица, по месту их жительства, а также по месту на­хождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.1

    Важно подчеркнуть, что в целях усиления налогового конт­роля установлена обязанность организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на тер­ритории России, а также в собственности которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транс­портные средства, встать на учет в качестве налогоплательщи­ка в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделе­ния, а также месту нахождения принадлежащего им недвижи­мого имущества и транспортных средств.

    При этом Налоговый кодекс устанавливает, что налогопла­тельщики - организации и индивидуальные предпринимате­ли обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связы­вает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только лишь с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе, а не с тем, будет ли данная организация или индиви­дуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и, соответ­ственно, возникнет ли у него в ближайшее время обязанность платить налоги.

    Налоговое законодательство установило конкретные сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе. Они обязаны подать заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации. Заявление орга­низации о постановке на учет по месту нахождения подлежа­щего налогообложению недвижимого имущества или транспор­тных средств подается в соответствующий орган в течение 30 дней со дня его регистрации.

    Налоговый кодекс обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляю­щими государственную регистрацию юридических лиц, недви­жимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постанов­ке на учет налогоплательщиков.

    Налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика на налоговый учет в течение пяти дней со дня подачи им всех не­обходимых документов и в тот же срок выдать ему соответству­ющее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику должен быть присвоен единый по всем видам налогов и сбо­ров, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификацион­ный номер налогоплательщика. С этого момента идентифи­кационный номер налогоплательщика указывается во всех на­правляемых налоговым органом уведомлениях, а также указы­вается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

    Таким образом, в Российской Федерации создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщи­ков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

    Но все-таки основной формой контроля налоговых орга­нов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплатель­щиками причитающихся налогов является налоговая про­верка.

    Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные.

    Камеральные налоговые проверки могут проводиться в от­ношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые про­верки могут проводиться только лишь в отношении организа­ций и индивидуальных предпринимателей.

    Таким образом, выездная проверка не может быть осуществ­лена в отношении налогоплательщика – физического лица, если только он не занимается предпринимательской деятельностью.

    Налоговый кодекс четко ограничил период проведения на­логовой проверки. Ею могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предше­ствовавших году проведения проверки.1

    Если при проведении налоговых проверок у налоговых ор­ганов возникает необходимость получения информации о дея­тельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, от­носящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Это в налоговой практике называется встречной проверкой.

    Сущность камерной проверки состоит в том, что она прово­дится по месту нахождения налогового органа. В данном слу­чае налоговые органы проверяют налоговые декларации и до­кументы, представленные налогоплательщиками, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

    Для проведения камерной проверки должностным лицам на­логовых органов не требуется какого-либо специального реше­ния руководителя налогового органа; она может быть проведе­на в течение трех месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других докумен­тов, связанных с налогообложением.

    В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащи­мися в этих документах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответству­ющие исправления в установленный налоговым органом срок.

    Если же в ходе камерной проверки выявлены факты сокры­тия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм при­читающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.1

    При проведении камерной проверки налоговым органам пре­доставлено право требовать у налогоплательщика предъявле­ния дополнительных сведений, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и сво­евременность уплаты налогов.

    Выездная налоговая проверка, как это видно из ее названия, осуществляется должностными лицами налоговых органов не­посредственно на месте нахождения налогоплательщика и про­водится на основе данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемого налогоплательщиком.

    В отличие от камеральной, выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного решения руководителя налогового органа.

    Налоговый кодекс, в отличие от ранее действовавшего налогового законодательства, существенно ог­раничил права налоговых органов при осуществлении выезд­ных проверок. Это относится в первую очередь к установле­нию четкой периодичности и продолжительности их проведе­ния. Согласно Налоговому кодексу налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключитель­ных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех ме­сяцев. Одновременно с этим оговорено, что при проведении вы­ездных проверок организаций, имеющих филиалы и предста­вительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представи­тельства. При этом налоговые органы имеют право проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. При этом законодательством запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогопла­тельщиком за уже проверенный налоговый период.

    Независимо от времени проведения предыдущей проверки по­вторная проверка может проводиться только лишь в двух случаях: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налого­плательщика, и вышестоящим налоговым органом в порядке кон­троля за деятельностью налогового органа, проводившего преды­дущую проверку. Во втором случае повторная выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом исклю­чительно на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением установленных законом требований.

    В ходе выездной налоговой проверки может быть при необ­ходимости проведена инвентаризация имущества налогопла­тельщика. Должностные лица налоговых органов могут также осматривать или обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые на­логоплательщиком для извлечения дохода или связанные с со­держанием объектов налогообложения.

    Если в ходе проведения выездной проверки у налоговых ин­спекторов появятся достаточные основания полагать, что доку­менты, свидетельствующие о совершении налоговых правона­рушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или за­менены, то указанные сотрудники должны изъять эти докумен­ты по акту. В акте должна быть обоснована необходимость изъя­тия документов и приведен их перечень.1

    В некоторых случаях в ходе осуществления выездной нало­говой проверки составляется протокол осуществления отдель­ных действий. Протокол должен зафиксировать все выявлен­ные при производстве указанных действий существенные для дела факты и обстоятельства. Для этого к проведению выезд­ных налоговых проверок могут привлекаться другие лица: экс­перты, специалисты, свидетели, понятые.

    Привлечение указанных лиц к проведению выездных нало­говых проверок является принципиально новым элементом кон­трольной работы налоговых органов за соблюдением налого­плательщиками налогового законодательства, а также своевре­менным и полным внесением причитающихся налогов в бюд­жет и внебюджетные фонды.

    При проведении налоговой проверки должностные лица на­логовых органов могут привлекать свидетелей. Налоговым за­конодательством предусмотрено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, име­ющие значение для осуществления налогового контроля по дан­ному налогоплательщику. Показания свидетеля в обязательном порядке заносятся в протокол и являются важным элементом при принятии руководителем налогового органа решения по результатам проверки.

    В ходе проведения выездной налоговой проверки может воз­никнуть ситуация, когда для разъяснения возникающих вопро­сов требуются специальные познания в науке, искусстве, тех­нике или ремесле. В этом случае для участия в данной провер­ке может быть привлечен эксперт.

    Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний экспер­та. Привлечение лиц в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

    Для проведения экспертизы должностное лицо налогового органа, осуществляющее выездную налоговую проверку, дол­жно вынести специальное постановление.

    Для оказания содействия в осуществлении налогового конт­роля в необходимых случаях для участия в проведении конк­ретных действий налоговые органы могут на договорной осно­ве привлекать специалистов, обладающих специальными зна­ниями и навыками и не заинтересованных в исходе дела.

    Специалисты, в частности, могут привлекаться для участия в производстве выемки у проверяемых налогоплательщиков документов и предметов.

    При проведении действий по осуществлению налогового кон­троля могут быть вызваны понятые в количестве не менее двух человек. Их основная обязанность состоит в том, чтобы удос­товерить в протоколе факты, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии в процессе выездной нало­говой проверки.

    Присутствие понятых, в частности, необходимо при осмот­ре должностными лицами налоговых органов территорий, по­мещений налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, а также документов и предметов. Обязательно при­сутствие понятых также при выемке документов и предметов, производимой в случае отказа налогоплательщика от их предъявления при проведении налоговой проверки или непредъ­явления в установленный законодательством срок.

    По результатам выездной налоговой проверки уполномочен­ными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который под­писывается этими лицами и руководителем проверяемой орга­низации либо индивидуальным предпринимателем.

    В указанном акте указываются документально подтверждае­мые факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предло­жения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие от­ветственность за данный вид налоговых правонарушений.

    Подготовленный и подписанный проверяющими и проверя­емыми акт налоговой проверки, в котором зафиксированы на­логовые правонарушения и предложения проверяющих по уст­ранению выявленных нарушений и применению соответству­ющих санкций, а также документы, изъятые у налогоплательщика, рассматриваются руководителем налогового органа со­вместно с документами и материалами, предоставленными на­логоплательщиком, а также со всеми имеющимися возражени­ями, объяснениями и замечаниями.

    По результатам рассмотрения материалов проверки руково­дителем налогового органа выносится соответствующее реше­ние, содержание которого может состоять в следующем.

    Во-первых, налогоплательщик может быть привлечен к на­логовой ответственности за совершение налогового правона­рушения.

    Второй вариант решения может состоять в отказе от при­влечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    И, наконец, в-третьих, руководитель налогового органа мо­жет принять решение о проведении дополнительных меропри­ятий налогового контроля.

    В случае принятия решения о привлечении налогоплатель­щика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа обязан из­ложить обстоятельства совершенного налогоплательщиком на­логового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, на основе каких документов и иные сведения, ко­торые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, при­водимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, а также четко изложить решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственнос­ти за конкретные налоговые правонарушения с указанием ста­тей Налогового кодекса, предусматривающих данные право­нарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответ­ственности.

    Только после принятия мотивированного решения налого­плательщику может быть направлено требование об уплате не­доимки по налогу и пени.

    Принципиально новым моментом взаимоотношений налого­вых органов и налогоплательщиков является введенная в Нало­говом кодексе норма об обязательном судебном порядке взыс­кания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушение налогового законодательства (если налогоплательщик не упла­чивает штраф добровольно). Таким образом, штрафы за наруше­ние налогового законодательства с момента вступления в дей­ствие Налогового кодекса взимаются только по решению суда.

    Как установлено в Налоговом кодексе, после вынесения ре­шения о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства налоговый орган дол­жен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с на­логоплательщика, привлекаемого к ответственности за совер­шение налогового правонарушения, налоговой санкции.

    При этом до обращения в суд налоговый орган обязан предло­жить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Обращение в суд производится налоговым органом только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или же пропус­тил установленный в требовании срок уплаты штрафной санкции.

    Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с орга­низации или индивидуального предпринимателя подается на­логовым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – в суд об­щей юрисдикции.

    К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.



1 Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. – Ростов-на-Дону, 2000. С. 23-25

1 Соловьев Г.А. Экономический контроль в системе управления – М., 1999. С. 57-58

1 Щербинин А.Т. О совершенствовании налогового контроля // Финансы – 1994 – №6. С. 34-35

1 Гуреев В.И. Налоговое право. – М., 2000. С. 99-102

1 Государственная налоговая служба / Под ред. проф. К.А. Бабаева. – Н.Новгород, 1999. С. 212-214

1 Юткина Т.Ф. Методические основы налогообложения. – Сыктыв­кар, 2000. С. 180-181

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

1 Что и как проверяет налоговая инспекция. – М., 1999. С. 76-79

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

1 Финансы: Учебное пособие // Под ред. А.М. Ковалевой. – М., 1999. С. 136-139

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

1 Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. С. 79-86

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!