Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Понятие смысла жизни. Общественные и индивидуальные критерии смысла жизни»

/ Общая философия
Конспект, 

Оглавление

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру, всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое человек? Зачем он живет и в чем смысл его жизни?

       Имеет ли жизнь человека какой-нибудь смысл? Если да, то что такое смысл жизни и в чем он состоит, имеет ли он аб­страктно-всеобщее содержание или представляет собой уникальную характеристику жизни каждого человека?

       Многие философы отрицают существование смысла жиз­ни. Один из аргументов – утверждение, что человек – лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь – обыч­ный для всякой органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем потоке вечного хаотического движе­ния. Для объективистов говорить о смысле жизни человека так же бессмысленно, как и о смысле жизни животного или камня: «Материя движется, а движение всегда направлено. Это снимает вопросы о первоисточнике, причине активности как моменте направленности, причинах существования инди­вида в его целостности, а тем самым о смысле жизни, пред­назначении человека».[1]

       Другой распространенный аргумент опирается на убежде­ние, что жизнь человека есть зло и страдание. Зло не может быть смыслом человеческого бытия. Давая оценку подобным взглядам, русский философ В.С. Соловьев писал: «Сопоставляя их проповедь с их действиями, можно прийти к заключе­нию, что в жизни есть смысл, что они ему невольно подчиня­ются, но их ум не в силах овладеть этим смыслом».[2] Он неодинок. Для многих мыслителей прошлого и современности смысл жизни представляет собой предмет бесконечных и му­чительных поисков. Они воплощены в разнообразных выводах от неопределенно-пессимистических типа: «Мы в мире – как собаки и кошки в наших библиотеках, смысл неясен до однозначно-оптимистических: «Итак, смысл жизни заключается в ее добре...».[3]

        Что же такое смысл жизни?

        В отличие от других живых существ человек осознает соб­ственную жизнь. Отношение человека как сознательного су­щества к своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни. Смысл жизни – это осознаваемая цен­ность (ценности), которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Он носит функционально-ценностный характер, возникает только для того, кто не «просто живет», а рефлектирует, ощущает, что нужно жить для чего-то. Смысл – элемент ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека.

        В чем состоит смысл жизни?

        К пониманию этого вопроса и, соответственно, его реше­нию философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельно взятого человека и человека как родового сущест­ва, человечества.

        В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общест­венных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в соб­ственных размышлениях и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей.

         В качестве примера рассмотрим позицию французского эк­зистенциалиста А. Камю, в творчестве которого вопрос о смысле жизни занял центральное место. А. Камю решает его парадоксально: утверждая, что мир абсурден, хаотичен, а пото­му вера в смысл жизни также абсурдна, он все-таки находит смысл жизни в бунте против абсурда. Отвечая на вопрос, что значит жизнь в абсурдном мире, он пишет: «Ничего, кроме безразличия к будущему и желания исчерпать все, что дано. Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение. Вера в абсурд, по определению учит нас прямо противоположному»; «Переживать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно полнее – значит жить, и в пол­ную меру»; «Бунт есть уверенность в подавляющей силе судь­бы, но без смирения, обычно ее сопровождающего... Этот бунт придает жизни цену».[4]

        Человек, по А. Камю, сам является своей единственной целью: «И мне безразлично, вульгарна эта жизнь или отврати­тельна, изящна или достойна сожаления». Главное – исчер­пать то, что возможно. Эта позиция характерна и для других философов-экзистенциалистов. Они связывают предназначе­ние человека, «подлинное человеческое существование» с полнотой переживания собственной жизни, с поисками и прояв­лением уникальной Самости личности через бунт, борьбу, лю­бовь, страдания, парение в мысли, творчество, радость саморе­ализации.

        Можно спорить с теми или иными положениями экзистен­циалистов, но трудно не согласиться с тем, что поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека. Экзистенциальное понимание смысла жизни проти­востоит стремлениям навязать «окончательно открытое» кем-то царство истины и смысла.

         «Эти спасители, – писал русский философ С. Л. Франк, – как мы теперь видим, безмерно преувеличивали в своей сле­пой ненависти зло прошлого зло всей эмпирической, уже осу­ществленной, окружавшей их жизни и столько же безмерно преувеличивали в своей слепой гордыне свои собственные умственные и нравственные силы».[5]

        Осознание индивидом цели и смысла жизни – сложный и длительный процесс. Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их, не все живут осмысленной жизнью, «как не может младенец обратить умственный взор на самого себя и, плача и радуясь знать, что с ним происходит...».[6] Мера осознанность – один из показателей развития духовного мира личности. Осознание смысла – это непрерыв­ная работа по осмыслению и переосмыслению тех ценностей, ради которых живет человек. Процесс поиска идет параллель­но с его реализацией, в результате которой и происходит пере­оценка ценностей, переформирование исходных целей и смыс­лов. Человек стремится привести свою деятельность в соответ­ствие с ними или изменяет сами цели и смыслы.

          Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен со­знания человеческого рода. Его поиски представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл жизни. Они подготовлены долгим процессом эволюции человека, развити­ем рефлексивной способности его мышления, формированием самосознания. Исторически первой формой осознания пробле­мы смысла жизни стали религиозные представления. В даль­нейшем их спутницей и оппонентом стала философия.

          Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смыс­ла жизни человека сохранила религиозная философия. Она связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и вопло­щением божественного начала человека в вере, в стремлении к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к истине и высше­му благу. «Ясно, что смысл жизни не может совпадать с произ­вольными и изменчивыми требованиями каждой из бесчислен­ных особей человеческого рода», – писал В.С. Соловьев.[7]

        Один из примеров решения проблемы смысла жизни в религиозной философии – концепция русского философа С.Л. Франка. Мир, считал он, сам по себе бессмыслен и слеп.    Бессмысленна и внешняя (эмпирическая) жизнь человека, представляющая собой «неясный вихрь», поток хаотическо­го течения в общем мировом движении. Но человеческий ра­зум – это прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, которую С.Л. Франк называет истинным бытием, имеет смысл. Он доступен лишь душе, испытывающей «беспокойствие, «томление», неудовлетворенность, «искание смысла»: животное, движимое стихией, слепо и смысла не ищет. Но для того, чтобы человек открыл для себя смысл жиз­ни, нужны два условия: во-первых, «Бытие Бога как абсолют­ной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательст­ва и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможность для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщиться к Богу и заполнить свою жизнь им...».[8] «Преодоление мировой бессмыслицы истинно сущим смыслом жизни – это добровольное самоуничтожение своего тварного существа ради торжества в нас нашего божественного сущест­ва».[9] И, наконец, «Единственное дело, осмысляющее жизнь и потому имеющее для человека абсолютный смысл, есть, следо­вательно, не что иное как действенное соучастие в Богочелове­ческой жизни».[10]

         Несмотря на то, что наибольшее внимание поиску абстрак­тно-всеобщего смысла жизни человека традиционно уделялось в религиозной философии, было бы ошибкой отрицать вклад мыслителей атеистического направления. Так, в марксистской философии смысл человеческой жизни видится в самореализа­ции сущностных сил человека через его активную преобразу­ющую деятельность. Сходная позиция у философа-психоана­литика Э. Фромма: смысл жизни в развитии человечности: ра­зума, гуманности, свободы мышления.

        Нетрудно заметить, что два рассмотренных аспекта реше­ния вопроса о смысле жизни – не антагонистичны. Они вза­имно дополняют друг друга, раскрывая разные грани этого вопроса.

        Совокупность многочисленных вариантов ответа на него можно условно разделить на четыре группы по ориентации на ценности: гедонизм, аскетизм, созерцание и деяние. Приме­ром нацеленности на гедонизм могут служить размышления, характерные для эпохи Возрождения: «Жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно»[11]; или фрейдовское: «люди стремятся к счастью... Это стремление имеет две сторо­ны: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств – с другой».[12] Ориентация на аске­тизм и созерцание характерна для религиозной философии. Яркий пример – проповедь «духовного самоубийства» отказа от желаний и страстей в рафинированном буддизме. Приме­ром направленности на деяние может служить марксистская философия человека. 



[1] Акименко А.Д. Об элементах целостного понимания человека // Философские науки. 1991. №7. С. 168

[2] Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1988. С. 3

[3] Соловьев В.С. Указ. соч. С. 89

[4] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

[5] Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. №6. С. 79

[6] Там же. С. 104

[7] Соловьев В.С. Указ. соч. С. 86

[8] Франк С.Л. Указ. соч. С. 105

[9] Там же. С. 115

[10] Там же. С. 122

[11] Валла Лоренцо. О наслаждении // Антология мировой философии. Соч. в 4-х т. Т. 2. М., 1970. С. 78-85

[12] Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Мир философии. Ч. 2. М., 1991. С. 128

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!