Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Политический процесс»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

Понятие и структура политического процесса. В толковых словарях термин процесс (лат. processus – продвижение) определяется в двух смыслах: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Оба указанные значения данного понятия отражают существенные стороны в развитии любых социальных явлений, в том числе политических. С одной стороны, всякий социальный процесс есть последовательная смена состояний определенной части социальной действительности, а с другой – любое изменение состояния социального явления выступает как результат совокупности последовательных действий социальных субъектов.

    Конкретизируем вышеизложенное понимание социального процесса применительно к явлениям политической сферы общества. Очевидно, если хотя бы один из участников общественного процесса является политическим субъектом (например, представители органов власти, крупной общественной группы), такой процесс называется политическим. В нем можно выделить субъективный (мотивационный) аспект, выражающийся в деятельности людей (личностей и общественных групп) и объективный аспект, или результат этой деятельности.

    Субъективные устремления участников политических действий связаны с их реальными интересами и в конечном счете направлены на завоевание или удержание политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на закрепление или преобразование всей совокупности общественных отношений. Результаты политической деятельности выражаются в реальных изменениях социально-политической действительности. Но как мы уже знаем, эти изменения часто оказываются не тождественными субъективным устремлениям, так как наряду с задуманными результатами могут быть и неожиданные.

    Таким образом, политический процесс можно определить как последовательную смену состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленной на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.

    Данная дефиниция, по нашему мнению, вполне согласуется и с другими встречающимися определениями понятия «политический процесс». Приведем для сравнения два из таких определений. Например, В.П. Пугачев и А.И. Соловьев, авторы учебного пособия «Введение в политологию», определяют политический процесс как «совокупность действий институционализированных и неинституционализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества».1 Американские ученые Дж. Б. Мангейм и Р. К. Рич полагают, что политический процесс представляет собой «сложный комплекс событий, который определяет, какие действия будут предприняты правительством и какое влияние они окажут на состояние общества».2 

    Приведенное определение политического процесса позволяет выделить в его структуре, во-первых, частичные (составные) политические процессы или группы относительно самостоятельных политических действий, образующие в своей совокупности движение политической жизни в целом, во-вторых, этапы в изменении состояния политической реальности или, что то же самое, фазы в развитии политических систем. 

    В качестве частичного политического процесса можно рассматривать любую часть относительно самостоятельных политических действий, выделенную из всей их совокупности. Однако нетрудно видеть, что без наличия критериев для выделения частичных политических процессов таковых можно назвать сколько угодно. Многие исследователи такого рода процессы связывают с теми или иными объективно реализуемыми задачами, выступающими в качестве необходимых в общем политическом процессе.

    Так, некоторые авторы в качестве частичных (составных) политических процессов называют: 1) проявление различными социальными субъектами своих потребностей, интересов и стремлений; 2) представление политических интересов групп институтам, принимающим политико-управленческие решения (артикуляция интересов); 3) принятие решений и формулирование политической воли; 4) реализацию политической воли посредством управленческой деятельности.

    Обратимся теперь к рассмотрению стадий, или фаз, в последовательной смене состояния социально-политических систем. В различных источниках указываются, как правило, четыре такие фазы или, по иной терминологии, четыре режима протекания политического процесса: 1) конституирование, становление политической системы; 2) функционирование существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап упадка, распада политической системы. Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют, однако, присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий.

    Стадия конституирования политической системы является одной из важнейших в развитии политического процесса. Она совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их потребностям новую политическую систему, в которой их волю выполняют качественно иные органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются вновь возникшие институты власти, другие элементы политической системы, а также вся измененная система общественных отношений.

    Содержание политической жизни общества в период, когда происходит превращение прежней политической системы в новую, определяется в западной политологии как полный пересмотр конституции. Сама же конституция государства выступает как легальный и демократический способ легитимации политической власти, всех ее институтов. Укоренение нового политического строя прямо зависит от способности вводимых институтов отвечать на потребности общества. И наоборот, трудности с утверждением новых политических институтов могут свидетельствовать о их надуманности, искусственности, несоответствии социальному опыту и потребностям общественного развития.

    Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по воспроизводству, поддержанию деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций. Такими процедурами, в сущности, являются всевозможные выборы, заседания представительных органов власти, съезды и конференции политических партий, общественных организаций и т.д.

    На стадии функционирования политического процесса воспроизводятся и сами его участники как выразители определенных политических позиций и интересов, носители соответствующих взглядов и убеждений, определенных стереотипов политического поведения. Для понимания сущности данной стадии политического процесса важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя, а ее постоянно воспроизводят существующие в обществе социально-политические силы в качестве инструмента для выражения и реализации своих интересов. Воспроизведение политической системы есть фрагмент всего целостного процесса общественного воспроизводства.

    Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического процесса происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Осуществляемые изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей группы на новый уровень, позволяющий дать ответы, адекватные вызову времени. Такие политические изменения означают, что правящие круги ищут цели, формы и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению адаптивности, соответствия властных структур внешним социальным условиям.

    Стадия упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества в целом. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к существующим институтам власти характер. Разрушительные тенденции преобладают здесь над конструктивными, созидательными, распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые правящей группой решения утрачивают управленческую способность, а сама группа – свою легитимность. Характерным примером политического процесса в стадии упадка политических систем является развитие восточноевропейских стран в 80-х – начале 90-х годов, где правящие круги безуспешно пытались найти пути ответа на социально-экономические и духовные запросы времени.1

    Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Несомненно, что в числе важнейших из них являются следующие: характер исторического периода в развитии страны; степень развитости политической культуры общества; глубина существующих социальных противоречий; политическая зрелость социальных субъектов; влияние внешних политических сил. Стадия конституирования политической системы, например, не есть одномоментный акт, она завершается в момент упрочения господства новых политических сил. Стадии воспроизводства и развития политической системы могут чередоваться друг с другом и продолжаться сколько угодно долго. Стадия упадка – тоже не одномоментный акт, она может растягиваться на годы, десятилетия и даже столетия. Начало очередного цикла в политическом процессе связано со сменой субъекта политической власти и полным распадом прежней политической системы.

    Современному политическому процессу присущ ряд общих задач, которые по-разному решаются в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его субъектов. Политическому процессу имманентны переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал, сознательных действий масс, восходящих и нисходящих тенденций развития.

   В зависимости от объекта применения политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

   Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

    Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях, В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

    С точки зрения участвующих в нем субъектов выделяют политические процессы с интенсивным и самостоятельным выключением граждан из отношений с политической властью, предполагающие их свободное политическое участие в отношениях с государством и другими институтами власти; инициированные с помощью принудительных, мобилизационных форм политического воздействия на население, т.е. антидемократические, тоталитарные процессы, где преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. К разновидностям политических процессов можно отнести, к примеру, формы политического участия и принятия решений, обусловленные правлением военных элит, авторитарных лидеров и монархов или единственной в стране партии.

    С точки зрения устойчивости основных взаимосвязей политических и социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как появление необходимости изменения политической обстановки.

    На протяжении большей части истории человечества радикальной и непредсказуемой формой развития политических процессов, сопряженной прежде всего с разрушением, а не с созиданием, выступали революции (американская революция 1775–1783 гг., английская революция 1642–1689 гг., французская революция 1789–1794 гг., социалистическая революция в России 1917 г.). В революционном политическом процессе изменение его внутренних параметров происходит путем резкого разрешения накапливаемых противоречий. Революция политическая является коренным переворотом в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. Революция социальная – коренное изменение развития общества, связанное с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других. К примеру, опыт социалистической революции 1917 г., социалистических преобразований в СССР является беспрецедентным по масштабам и последствиям для отечественного и мирового развития феноменом, который в одних отношениях открыл человечеству новые перспективы, а в других – положил предел некоторым его многовековым иллюзиям и в их числе доктринам поступательного развития общества как объективного исторического закона, единообразия тенденций общественного развития.

    Эволюционный политический процесс связан с постепенными преемственными изменениями политических отношений, институтов, систем. Новейшие достижения науки и техники, расширение экономических связей, совершенствование средств коммуникации и массовой информации при стремительном нарастании глобальных проблем привели к всесторонней политической взаимосвязи и взаимозависимости на Земле.

    В конце XX в. в результате политической эволюции серьезно изменилось традиционное политическое мышление. Произошла смена исторических парадигм. Это проявилось в новом взгляде на современный мир, на систему международной безопасности, выбор приоритетов в мировом развитии. Эволюционный путь открыл новые возможности перед политической практикой ненасильственных действий. Эволюция представляет собой неразрывно связанные стороны развития, соответствующие нарастанию количественных изменений в развитии явления; медленное, постепенное количественное изменение, приводящее при определенных условиях к новому качеству путем скачка, перерыву постепенности, революции. При наличии качественного преобразования налицо развитие, осуществляющееся по направлению от менее совершенного к более совершенному (прогресс) или же от более совершенного к менее совершенному (регресс). Прогресс имеет место там, где новая система способна осуществлять задачи и функции, недоступные старой системе.

    Эволюция и революция – две неразрывно связанные между собой формы движения, развития природы и общества. Эволюция политическая каждой отдельно взятой страны всегда уникальна, составляет элемент ее национальной истории. В то же время у группы стран элементы эволюции могут быть схожими, причиной чему служат сопоставимые исторические условия, общность культурных и религиозных ценностей и т.д.

    Забвение закономерностей политической эволюции, формирование революционных выступлений прерывают нормальный прогресс общественного развития, обрекают государство и общество на путь жесткой конфронтации.

    Политические процессы, порожденные конфликтами и противоречиями, – это столкновения субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с овладением властью или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.

    Противоречие, выступающее основанием политического конфликта, может не осознаваться участниками политических отношений, конфликт же всегда осознан и предполагает определенные действия сторон друг против друга.

    Традиционные виды поведения участников политического конфликта – подавление соперника, компромисс, отступление. Важнейшей проблемой современной конфликтологии является прогнозирование политического конфликта и поиск методов его предотвращения, а если он возникает – то разрешение и снижение его негативных последствий, снятие постконфликтных синдромов.

    Политические процессы, связанные с развитием и функционированием политических партий, играют в политической системе важную роль. Политические партии как один из важнейших элементов политической системы общества выполняют функции представительства, социальной интеграции, политической социализации, политического рекрутирования, идеологическую функцию. Они отличаются добровольностью объединения своих членов и частным, т. е. групповым, характером социальных интересов, ориентацией на завоевание государственной власти и посреднические взаимоотношения с нею. Политическая практика партий основывается и конкретизируется в их политических программах и платформах, где кратко или детализированно излагаются основные положения и цели их деятельности.

    Многопартийность представляет собой наличие и функционирование в обществе нескольких политических партий, один из критериев развитой политической системы общества и ее атрибутов. Чем сложнее социальная структура общества, тем больше оснований для возникновения и функционирования нескольких политических партий. В настоящее время в государствах функционируют одновременно десятки политических партий, однако участвуют в управлении государственными делами, как правило, лишь несколько из них.

    Наиболее популярна классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними на однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Эта классификация предложена Холкомбом, Дюверже и Эпштейном. Лапаломбара и Вайнер предпочитают иную, бинарную классификацию, противопоставляя конкурентные и неконкурентные системы партий.

    За исключением отдельных англоязычных стран (Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия и Австралия, где объединившиеся в одной консервативной коалиции либералы и «аграрии» противостоят лейбористам, что тождественно двухпартийной системе), большинство западных стран практикуют многопартийность в различном объеме: от 12 (Нидерланды) до четырех (страны Скандинавии) или трех (Бельгия, ФРГ, Австрия) партий. Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия или Франция. В Индии, Сенегале, Тунисе, Египте действует система с господствующей партией. Иногда деятельность партий даже приостанавливается, запрещается или совсем отсутствует (Ливия, Саудовская Аравия и т.д.). В России нарождающаяся многопартийность пока не смогла оказать влияние на становление и развитие государственности, еще не отражает соотношение сил в обществе.

    Политический процесс находится в прямой взаимосвязи с идеологическим фактором. Идеология формирует общественное сознание и устойчивые стереотипы восприятия окружающей действительности. Так, для России переходного периода характерно отсутствие общепризнанных идеологических ценностей. Общественное сознание находится в состоянии ломки. Поэтому государственно-патриотическая идеология в России сегодня имеет целью: воспитание уважения к Конституции РФ и законам; формирование позитивного отношения к труду, профессиональному мастерству, развитие потребности в творческом и ответственном отношении к выполнению обязанностей; приобщение к культурным ценностям, истории и традициям страны; утверждение норм гуманистической морали (честности, взаимовыручки, терпимости, уважения к людям различных национальностей и вероисповеданий); развитие чувства собственного достоинства, объективной самооценки, внутренней дисциплинированности и совести; развитие физических качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей; соблюдение международных гуманитарных норм в мирное и военное время; заботу об окружающей среде.

    Призыв Президента Российской Федерации к отечественной интеллигенции создать, сформировать общенациональную идею, государственную идеологию России встретил противоречивую реакцию: от обвинения главы государства в забвении конституционного положения об идеологическом многообразии и недопустимости установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ) до предложений воспринять с теми или иными поправками «истинно русские охранительные ценности». Один из упреков в адрес нынешней власти – упрек в неспособности предъявить обществу убедительный набор ценностей и целей развития, внятных представлений о происходящем и будущем.

    Содержательная сторона идеологии не может обойтись без патриотизма, являющегося вековой традицией, осознанием общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважением к историческому прошлому своего народа, гордостью за его достижения и горечью от неудач, бед и ошибок предков и современников, активной деятельностью по созданию нового, прогрессивного, готовностью любить, защищать и отстаивать интересы Родины.

    Формирование патриотизма у народа – важнейшая предпосылка и условие строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Духовно-нравственный потенциал армии в структурном аспекте – это совокупность высших военных ценностей и соответствующих чувств, моральных норм и нравственных качеств, в которых выражаются готовность и способность воина (воинского коллектива) выполнить задачу по вооруженной защите Отечества. Российский воин должен твердо знать, за что он воюет, какие ценности защищает, каким святыням поклоняется.

    Политический процесс проходит в своем развитии определенные фазы (зарождение, возникновение, конституирование, если говорить о политических системах, зрелость и полноценное функционирование, дестабилизация, кризис). Развитие политического процесса демонстрирует всевозрастающую роль политики в качестве мощного орудия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике – политической власти.

    Современное государство стремится мобилизовать всех граждан на реализацию национальных целей и устремлений. Народ участвует в политическом процессе, связанном с действием институтов и поведением граждан, представителей элит, которые могут поддерживать правящий режим или находиться в оппозиции к

нему. В политическом процессе более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе политические партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

    Драматические последствия перемен в России актуализируют необходимость в разработке политического прогноза, суждений о будущем политического процесса, в конвергенции положительных элементов советского прошлого, периода реформ и зарубежного опыта во всем его многообразии. Такая необходимость диктует острую потребность в сочетании теоретических исследований с прикладными разработками по выявлению потенциала России в ходе политического процесса в контексте как исторического прошлого и сегодняшней действительности, так и прогнозируемых мировых реалий XXI столетия.

    Особенности политического процесса в современной России. Эти особенности определяются историческими традициями и своеобразием того периода развития, который переживает наша страна. Данный период лишь с определенными оговорками можно назвать переходным к некой абстрактной либерально-демократической модели.

    В России налицо следующие явления: распад традиционных социальных институтов и структур управления; социальная дезориентация, утрата нравственных ценностей и духовных идеалов; маргинализация значительных слоев населения; пробуждение низменных инстинктов и экстремизма; использование насилия для достижения политических целей; криминализация общественных отношений; фальсификация исторического прошлого; ослабление государственной власти и дискредитация ее органов; ущемление национального достоинства и развитие комплекса национальной неполноценности. Очевиден и разрыв между принятием достаточно обоснованных и рациональных политических и правовых решений и последующим их исполнением. Это объясняется как отсутствием соответствующих правовых механизмов, так и низкой политико-правовой культурой, одним из элементов которой является традиционно сильный в нашем обществе правовой нигилизм.

    Вся совокупность неразрешенных социальных, политических, правовых проблем препятствует формированию устойчивого общественно-политического консенсуса, без которого ни одна политическая система не может считаться стабильной, приспособленной к текущим потребностям общественного развития.

    Анализ политических процессов в современной России во многом зависит от соблюдения следующих организационных условий:

    1) информационного обеспечения процесса реформ, без которого невозможно ни прогнозировать социальные последствия нововведений, ни адекватно оценивать достигнутые результаты;

    2) установления приоритетности отдельных направлений реформ, последовательности реализации законодательных, организационных и иных мер с учетом реальных перспектив их осуществления;

    3) организации социологического мониторинга, отслеживания и оценки результатов реформ;

    4) целенаправленности просветительской работы;

    5) изучения эффективности различных форм политического участия.



1 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С. 284

2 Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Анализ общественной политики и оценка программ // Полис. 1991. №3. С. 174-180

1 Мельник В.А. Политология: Учебник. Минск, 1996. С. 279-282

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!