Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Политические права и свободы человека и гражданина»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

Под политическим участием понимаются действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами, имеющие своей целью влияние на государственную или общественную политику, управление государственными делами, или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном.[1] 

Политическое участие – добровольная деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики. Оно может быть постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти, организованным или неорганизованным. 

Политическое участие представляет собой вовлечение членов социально-этнической группы или социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе а процесс политико-властных отношений внутри данной общности или международного сообщества.

Участие в общественной жизни – неотъемлемое свойство не только политической, но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов. В условиях государственно-организованного общества вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в той или иной степени политизируется в социальной, экономической и культурной сферах. Вместе с тем участие в решениях, не связанных с противоречивыми социальными интересами и конфликтами, не влияющих на распределение власти, не является собственно политическим.

Различают индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и нелегитимное, охранительные виды политического участия. В зависимости от этого выделяются виды политического участия: в выборах; в принятии решений; в управлении; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; в принятии, реализации и охране законов; в избирательных и иных политических кампаниях, политических митингах я собраниях; в восприятии и передаче политической информации; в забастовках, массовых кампаниях гражданского неповиновения, освободительных войнах и революциях; в деятельности политических партий и общественных организаций и т.д. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном) уровнях.

Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и результаты участия граждан в политике выражают процессуально-функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Существенно важным для политического участия (или неучастия) индивида являются его политическая направленность, политические интересы, мотивы, потребности, разделяемые им политические ценности, идеалы, традиции и др.

На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политических партиях, позиции в политико-государственной иерархии). Имеют значение также социально-демографические и национально-этнические факторы.

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.

Могут быть выделены следующие «идеальные» типы политического поведения и участия личности в политике:

личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: лица, профессионально занимающиеся политикой, и лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях;

личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, отдельные политические акции);

личность с различным уровнем компетентности, наблюдателя, проявляющего интерес к политике, но лично практически не участвующего в ней;

пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике.

По политической ориентации или направленности, граждан можно классифицировать на «левых», «центристов» и «правых»; «радикалов», «демократов» и «консерваторов»; «модернистов», «традиционационалистов» и «фундаменталистов»; «националистов» и «космополитов». В реальной жизни эти «идеальные типы» наиболее ярко и характерно проявляются у политических активистов, людей с устойчивыми политическими взглядами и позициями. Существуют и группы людей, которые в силу различных причин, в том числе культурного порядка, уклоняются от участия в политике. Их число может доходить до 15% избирателей.

Одним из факторов отсутствия интереса к политике является недоверие граждан к власти. Однако существуют и другие причины. Так, своим окружением индивидуум может быть лишен стимула к участию в политической жизни. На него может также подействовать слабая политическая активность со стороны других членов его круга общения.[2]

В демократическом обществе вырабатываются многообразные институциональные формы, позволяющие выразить широчайший спектр политических взглядов и действий. Можно установить своеобразную зависимость: чем более демократическим является общество, тем более многообразны существующие в нем формы политического участия.

Субъективными факторами, влияющими на политическую деятельность личности, являются ее собственные способности, воля, позиции по отношению к политике. Мотивация социальной активности в значительной степени обусловлена политико-ценностной ориентацией личности.

В ряде международных документов указывается: «Права человека – это то, что делает нас людьми, это права индивида, без которых он не может существовать как член общества». Бывший Генеральный секретарь ООН К. Аннан в одном из своих выступлений характеризовал их так: «Это часть нас самих, и мы являемся частью этих прав».[3]

«Деятельностные» определения прав человека даны, например, в работе немецкого ученого О. Хеффе, в которой он называет права человека «справедливыми притязаниями людей по отношению друг к другу, а затем – и по отношению к государству».[4] В отечественной литературе в этом же ключе проф. Ф.М. Рудинский определяет права человека как «неотъемлемые свойства и возможности развития, вытекающие из социальных условий природы личности и определяющие меру свободы человека».[5] В.Л. Четвернин правами человека называет «минимальную, неотъемлемую меру свободы».[6]

Важное значение имеют политические права и свободы. В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30–33 Конституции РФ) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические – гражданам.

Право участвовать в управлении делами государства. Некоторые авторы, в частности Е.И. Козлова, О.В. Кутафин основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания гражданствам Российской Федерации, то «политические права и свободы (ст. 30–33 Конституции РФ) связаны с обладанием гражданства государства».[7] Аналогичную точку зрения высказывают Д.Б. Катков и Е.В. Корчите.[8]

С такой позицией нельзя согласиться по той простой причине, что право на объединения, которое всеми без исключения авторами отнесено в к политическому, принадлежит не только гражданам России, но и гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, что прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона «Об общественных объединениях» 1995 г.[9]). Поэтому нам представляется более правильным положение М.В. Баглая о том, что «в отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства».[10]

Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в.госу­дарстве, которому не безразлично, в чьих руках будет находиться вся полнота власти.

Специфика политических прав и свобод состоит еще и в том, что они могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и че­рез объединение с другими лицами (например, создание политических партий).

И, наконец, главное, что характеризует политические права и свободы, – это то, что в своей совокупности они определяют правовой статус чело­века как участника общественно-политических отношений.

Раскрывая содержание права граждан участвовать в управлении делами государства, Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго утверждают, что «это право вытекает из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. К непосредственным формам выражения воли народа относятся референдум и свободные выборы».[11]

Предусмотренное Конституцией РФ право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) означает возможность участия в отправлении правосудия в качестве профессиональных судей, народных заседателей, присяжных заседателей, участников судебных процессов.

Конечно, Конституция РФ приводит далеко не полный перечень форм участия граждан в управлении делами государства. Здесь широкое поле для инициативы как со стороны государства, так и со стороны граждан. Но очень важно в этом вопросе избежать формализма.

Право обращения. Конституция РФ закрепляет за гражданами РФ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Обращения являются важнейшей формой участия граждан в общественно-политической жизни страны. Будучи одним из способов участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан, с одной стороны, укрепляют связь государственного аппарата с населением, а с другой – способствуют усилению контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Наиболее распространенными формами обращений являются: предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение – это обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав. Оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц (например, предложение в Государственную Думу принять закон о повышении пенсий или предложение, адресованное администрации города, изменить расписание городского транспорта и т.д. и т.п.).

Заявление – обращение по поводу реализации принадлежащего гражданину права (на получение жилья, пенсии и т.п.).

Жалоба – обращение по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса с требованием о восстановлении нарушенного права (например, жалоба на грубость инспектора ГИБДД, на приговор суда и т.д.).

Ходатайство – обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса (беженца, вынужденного переселенца и т.д.).[12]

Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации. В статье  31   Конституции  РФ  записано:   «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование».[13]

Цель таких действий – коллективное обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки внутренней и внешней политики органов государственной власти, а также других общественно-политических сил или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. Это право тесно связано с реализацией права на свободу слова в специфических формах.

Собрание – это совместное присутствие граждан в заранее определенном месте с целью коллективного обсуждения, а, возможно, и решения каких-либо вопросов.

Митинг представляет собой организованное публичное выражение общественного мнения, массовая поддержка требований, резолюций и других коллективных обращений граждан, проводимый в заранее определенное время и заранее определенном месте.

Демонстрация – выражение коллективного или индивидуального мнения по какому-то вопросу общественной и государственной жизни.

Шествие – вид демонстрации, проводимой гражданами путем передвижения по заранее определенному маршруту.

Пикетирование – публичное выражение мнения путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.[14]

Право на объединение. Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ и является одним из важнейших элементов гражданского общества, создающих реальные условия для решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти.

Исследуя вопросы конституционного права граждан на объединение, А.Н. Кокотов обратил внимание на условия, вызывающие необходимость закрепления такого права. По его мнению, «профессиональный государственный аппарат – такой элемент гражданского общества, который стремится диктовать обществу свою волю. Один из внутригосударственных инстинктов – отождествление общенациональных интересов с государственно-аппаратными интересами. Чтобы эффективно противостоять этим притязаниям, общество стремится к выработке негосударственных форм собственной самоорганизации. Одной из подобных форм и является деятельность общественных объединений. Нельзя, конечно, представлять дело так, что общество наряду с государственной организацией создает еще один общественный центр, соединяющий воедино все негосударственные институты.

Общественные объединения призваны выражать и отстаивать интересы отдельных групп населения. И в этом смысле государству противостоит множество самостоятельных, «не связанных одной цепью», общественных объединений».[15]

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Порядок реализации гражданами своего конституционного права на объединение регламентируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995 г.). Деятельность отдельных видов общественных объединений наряду с Федеральным законом «Об общественных объединениях» регулируется специальными законами, например, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1996 г.) и др.

В соответствии с действующим законодательством право граждан на объединение включает в себя: право на добровольной основе создавать общественные объединения; право вступать (или не вступать) в уже существующее общественное объединение; право свободного выхода из общественных объединений.



[1] Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., 2005. С. 211

[2] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М., 2005. С. 376

[3] Информационные материалы ООН в Российской Федерации. Пятидесятая годовщина Всеобщей декларации прав человека. М., 1998. С. 123

[4] Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 2004. С. 254

[5] Рудинский Ф.М. Права человека и гражданина. М., 2003. С. 78

[6] Четвернин ВЛ. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2003. С. 28

[7] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005. С. 223

[8] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право. М., 2004. С. 76

[9] Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. №21. Ст. 1930

[10] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1999. С. 201

[11] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право. Указ. соч. С. 76

[12] Капицын В.М. Права человека и механизмы их защиты. М., 2003. С. 192

[13] Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 1993

[14] Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 149

[15] Кокотов А.Н. Общественные объединения: понятие и виды / В кн.: Проблемы науки конституционного права. Екатеринбург, 2004. С. 133

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!