Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Первобытное искусство»

/ Культурология
Конспект, 

Оглавление

Первобытное искусство 

 

    Искусство  (греч.)  -  творческое отражение,  воспроизведение действительности  в художественных  образах. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990. С. 255     

    Искусство  -  согласно  античным  авторам,  в  первую  очередь Аристотелю,  “появляется...тогда, когда  на основе приобретенных на  опыте мыслей  образуется один  общий взгляд  на сходные  предметы...”. Одни искусства  служат для удовлетворения материальных потребностей, другие для досуга. Словарь античности. – М., 1995. С. 232                

Проблема происхождения искусства                                                                              

        В науке давно ведутся споры о том, когда и как именно появилось искусство, прежде всего археологически засвидетельствованное  изобразительное.  Разработка  этой  проблемы  стала возможной  только в  20 в.  1) Учеными Франции   объясняют   происхождение   искусства    технико-исполнительной   стороной    рождавшегося   творчества, обусловливавший  его  интеллектуальный  аспект  качественного  взлета   сознания  совершенно   игнорировался.  2) Искусство   глубокий   исторический   процесс   усложнения   символического    действия   и    отвечающего   ему мыслительного отражения. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. – М., 1990. С. 95                               

    Это  связано  с  1)  использованием случайно  предоставленных природой  возможностей (например,  с подправкой резцом   или  краской   напоминающих  животных   камней,  наплывов,   пятен  на   стенах  пещер   2)  постепенным  замещением  макетом-скульптурой,  барельефом,  рисунков  натуральных останков  зверя, которые  использовались для имитации охотничьей  схватки. В  литературе широко  представлены теории,  возводящие искусство  к художественному инстинкту,  привлечению    половых   партнеров,  потребности к  развлечении, побочным   результатам   религиозной практики и т.д. Однако более обоснованным  представляется то  мнение, что  искусство с  самого начала  отражало и закрепляло  общественный  опыт,  но  не  в  прямой, а  в эстетически  опосредованной эмоциональной  форме. Отсюда большая  конкретность  и  реалистичность большинства  ранних образцов  первобытной графики,  скульптуры, устного, музыкального  и  танцевального  фольклора. Алексеев  В.П., Першиц  А.И. История  первобытного общества. - М., 1990. С. 209                                                                                                          

    Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. Вийранд Т. Молодежи об искусстве. -  Таллинн, 1990. С.10               

    Появление первобытного искусства было подготовлено сотнями тысячелетий развития общества  и труда,  в процессе которого  происходило  прогрессивное  изменение  природы  самого  человека,  его  органов чувств  и способностей. Всемирная история. Т. 1. – М., 1955. С. 62                                                                             

    Самоутверждение  не  только проявлением  своего присутствия,  но и  преображением того,  что дано  природой, в согласии  со  своим  мироощущением  -  не  это  ли  явилось  стимулом  художественного  творчества?  Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1971. С. 22-23                                                                       

    В  1903  г.  новая  трактовка  всего “четвертичного  искусства”   в  целом   как  особой   формы  деятельности, сопутствовавшей   магическим   обрядам   древних   охотников,   становится   общепризнанной.   Обычно   это  идею приписывают французскому археологу и искусствоведу Саломону Рейнаку. На самом же  деле ее  предлагали до  него: в 1865 году - английский историк культуры и антрополог Эдуард Тэйлор, а в  1880 году  - русский  исследователь Л.К. Попов. Кстати, мысли последнего о том, что  искусство возникло  у охотников  ледниковой эпохи  не из  подражания формам  природы и поисков удовольствий, а из стремления подчинить  себе любыми  средствами, включая  магию и  колдовство, стихийные силы природы и стада диких  зверей... в конце прошлого столетия получили распространение даже во Франции. И  сейчас во  многих зарубежных  изданиях можно  прочесть -  “искусство берет начало  в  магии”.  Однако  сам  Рейнак  и  его  ближайшие  последователи   с  большой   осторожностью  постоянно подчеркивали, что “магическая” цель первобытного  искусства вовсе  не отрицает  другие его  цели, и  прежде всего эстетические.                                                                                                    

    Очень верно эта  точка зрения  выражена академиком  А.П. Окладниковым:  “Магия, конечно,  могла способствовать вначале  материализации этих  новых для  нашей планеты  качеств человека  как социального  существа, в  том числе искусства, эстетического переживания. Но ее роль сводилось не более чем к роли  внешнего стимула  - катализатора. Она  не  могла  родить  искусство,  поскольку  была  ему противоположна  по сути.  Да, конечно,  пещерные росписи появились потому, что  в силу  своей ложной  теории охотничьей  магии человек  нуждался в  изображении животного, потому, что ему нужно было изобразить зверя. Но то, что он смог изобразить зверя, и при том так живо, так похоже, уже совсем не зависело от  любой магической  теории. Это  целиком определялось  его физическими  возможностями, в первую  очередь  наличием  гибкой  и  умелой  руки,  а  также  всех человеческих  чувств, рожденных  в результате предшествующей  истории  человека.  А  еще  больше  -  состоянием   его  ума,   интеллектуальными  способностями, творческим воображением.” Фролов Б.А. Откуда пошло искусство? // В сб. Атеистические чтения. – М., 1981. С. 53-57     

    Случалось  ли  вам...видеть  изображение  тех гребней,  которыми чешутся,  например, Центральной  Бразилии или папуасы Новой Гвинеи? Эти гребни состоят просто-напросто из нескольких палочек, связанных  между собою.  Это, так сказать, первая ступень в развитии гребня. Дальнейшая эволюция его заключается в том, что он делается  из цельной дощечки, в которой нарезываются зубья. Подобные  гребни употребляют,  например, негры  Монбутгу и  кафры Боротсэ. На этой ступени развития гребень украшается подчас  с очень  большой заботливостью.  Но самой  характерной частью орнаментики  таких  гребней  являются  сделанные  на  дощечках  взаимно  пересекающиеся ряды  параллельных линий, очевидно, изображающие  собой те  связки, которые  когда-то соединяли  палочки, составлявшие  гребень. Украшением является здесь образ того, что употреблялось  прежде с  утилитарной целью.  Отношение к  предмету с  точки зрения пользы предшествовало (отношению) к нему с точки зрения эстетического удовольствия.                             

    ...нужда  -  лучший  учитель... она  же  научила  первобытного  охотника...живописи и  скульптуре. Г.В. Плеханов О происхождении  искусства // В сб. Искусство:  Живопись: Скульптура:  Архитектура: Графика.  В 3-х  частях. Ч  1. - М., 1987. С. 7-9                                                                                                      

Искусство раннего палеолита                                                                                   

    В конце эпохи раннего палеолита в творчестве человека появляется нечто совершенно новое, знаменующее гигантский прогресс в его развитии. О чем свидетельствуют,  например, красочные  полосы и  пятна, нанесенные  в те времена  на  небольшие каменные  плиты, зигзаги,  спирали, выдолбленные  в определенном  порядке, штрихи  на кости или на  роге, в  которых явно  проглядывает стремление  к симметрии?  Во имя  чего потрудился  первобытный человек над  созданием  таких  симметричных  узоров?  Какую  осознанную  цель преследовал  он в  этом труде?  Любимов Л.Д. Искусство древнего мира .- М., 1971. С. 21-23                                                                         

    По меньшей  мере миллион  лет древние  люди не  оставляли никаких  свидетельств о  существовании у  них искусства или  эстетического  чувства.  Однако  сверкающий  кристалл  кварца,  найденный  в  китайской  пещере  Чжоукоудянь, заставляет предположить, что даже человек прямоходящий  500 тыс.  лет назад  мог хранить  подобные предметы  за их красоту,  которой  приписывал благотворные  свойства. И  вполне вероятно,  что другие  древние люди  украшали себя перьями, оленьими рогами  и мехами,  а потом  делали ритмичные  движения и  пели, руководствуясь  сложной системой побуждений,  среди  которых  было  и  удовлетворение эстетической  потребности. От  неандертальских времен  до нас дошли  свидетельства  того,  что  орудия  сознательно  обрабатывались  с  приятной для  глаз симметрией.  А потому логично предположить, что у  кроманьонского человека,  когда он  начал создавать  зримую летопись  своего времени, уже  имелись  определенные  основы  художественного  выражения  и  интуитивное  представление  о  его  правилах  и пределах.                                                                                                        

    Кроманьонское  искусство  распадается  на  две  основные  категории. Первая  обычно обозначается  - “передвижное” искусство,  а  вторая  -  искусство  “непередвижное”,  например  рисунки  на  стенах  пещер.  Старейшие  памятники художественных  достижений  человека  принадлежат  к  первой  категории  - мелкие  предметы, вырезанные  из кости, рогов  и бивней  или вылепленные  из глины,  которые насчитывают  по меньшей  мере 30  тыс. лет  и были  одними из первых  собственных  вещей  человека,  высоко  ценимых  и  бережно  сохранявшихся.  Придо Т.  Кроманьонский человек. – М., 1979. С. 93-94                                                                                                

Искусство позднего палеолита (живопись, скульптура, прикладное искусство)                                    

    К числу археологически представленных памятников изобразительного искусства раннепервобытной общины принадлежит  пластика, графики, живопись. Таковы ориньяко-солютрейские женские  фигурки и  мадленские фигурки животных.   К   ориньяку   же   восходят   рисунки  животных,   реже  растений   и  людей,   поначалу  выполненные примитивными   одиночными   контурами,   но   в   мадлене   принимающие  вид   выразительных  пещерных   фресок  и многофигурных  композиций  охотничьего  и  бытового  характера.  С  мадленскими  и  капсийскими  сходны наскальные рисунки  бушменов,  с  большой реалистичностью  и экспрессией  изображавшие животных,  людей, охотничьи  и военные сцены, пляски и  религиозные церемонии.  Но в  целом этнографически  известное изобразительное  искусство наименее развитых  племен отражает  начавшийся в  мезолите поворот  от реализма  к условности.  Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990. С. 210                                                                    

    Уже  в  эпоху  Ориньяк мы  встречаем на  стенах пещер,  где обитал  человек, контур  рук с  широко расставленными пальцами,  обведенный  краской  и  заключенный  в  круг.  Что  это? Не  проявлял ли  так первобытный  человек свое желание оставить на камне свой отпечаток, навечно и зримо проявить себя, запечатлеть и утвердить свое присутствие? Так  и  теперь  некоторые  невоспитанные  люди вырезают  на скамье  или на  дереве свое  имя. Но  в отличии  от их побуждений  аналогичное стремление  первобытного человека  знаменует огромный  сдвиг в  его сознании,  которому мы обязаны возникновением всего  неисчерпаемого в  своих вариациях  мира искусства.  Любимов Л.Д.  Искусство древнего мира .- М., 1971. С. 22                                                                                              

    Появилось  и  достигло  высокого  развития  искусство  -  скульптура  из  бивня мамонта,  камня, иногда  из глины (Костенки), резьба по кости и по камню,  рисунки на  стенах пещер  (Альтамира, Ласко).  Для позднепалеолитического  искусства  характерны  поразительная  живость  и  реалистичность.  Найдены  многочисленные  изображения  женщин  с подчеркнутыми   признаками   женщины-матери,   по-видимому,   отражающие   женские   культы   эпохи   матриархата, изображения  мамонтов,  зубров,  лошадей,  оленей  и  др., частично  связанные с  охотничьей магией  и тотемизмом, условные схематические знаки - ромбы, зигзаги, даже меандр. СИЭ Т. 6. Стб. 900                                    

    Человек  верхнего  палеолита  стал  широко  использовать  яркие  цвета природных  минеральных красок.  Он овладел также  новыми  способами  обработки  мягкого  камня  и  кости.  Самое  замечательное  и  самое  важное  в  истории первобытного  искусства  заключается  в том,  что оно  с первых  своих шагов  пошло в  основном по  пути правдивой передачи действительности. Искусство верхнего  палеолита, взятое  в лучших  его образцах,  отличается удивительной верностью  природе  и  точностью  в передаче  жизненно важных,  наиболее существенных  признаков. Уже  в начальное время  верхнего  палеолита,  в  ориньякских  памятниках  Европы,  обнаруживаются  образцы    правдивого  рисунка и скульптуры, а также одинаковые с  ними по  духу пещерные  росписи. Глубокая  архаичность наиболее  ранних пещерных изображений  сказывается  в  том,  что возникновение  самых древних  из них,  раннеориньяковских, вызвано  было на первый  взгляд  как  будто  случайно  вспыхнувшими  ассоциациями  в  сознании  первобытного  человека, заметившего сходство  в очертаниях  камней или  скал с  обликом тех  или иных  животных. Но  уже в  ориньякское время  рядом с образцами  архаичного  искусства, в  которых причудливо  сочетаются естественное  сходство и  творчество человека, были  широко  распространены  и  такие  изображения,   которые  целиком   обязаны  своим   появлением  творческому воображению  первобытных  людей.  Для  всех  этих  архаических  образцов  древнейшего  искусства  характерна резко выраженная простота формы и такая же сухость расцветки.  Палеолитический человек  сначала ограничивался  тем, что только  раскрашивал  свои  контурные  рисунки  сильными  и  яркими  тонами  минеральных  красок. Это  было вполне естественно в темных пещерах, тускло  освещенных еле  горящими фитилями  или огнем  дымного костра,  где полутона были  бы  просто  незаметны.  Пещерные  рисунки  ориньякского  времени представляют  собой обычно  фигуры зверей, выполненные  только  одним  линейным  контуром,  обведенные   красными  или   желтыми  полосами,   иногда  сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской.                                                        

    На  мадленском  этапе  происходят  новые  прогрессивные  изменения  в  искусстве  верхнего  палеолита,  главным образом  в  пещерных  росписях.  Они  выражаются  в  переходе от  простейших контурных  и гладко  залитых краской рисунков к многоцветным росписям, от  линии и  гладкого однотонного  красочного поля  к пятну,  передающему объем и  форму  предмета  различной  густотой  краски,  изменением  силы  тона.  Простые,  хотя  и   красочные  рисунки ориньякского  времени  вырастают  теперь,  следовательно,  в  настоящую  пещерную живопись  с характерной  для ее лучших  образцов,   например  в   Альтамире,  передачей   форм  живого   тела  изображаемых зверей. Жизненный, реалистичный характер  искусства  палеолита  не  ограничивается  мастерством в  статической обрисовке  форм тела животных.  Наиболее  полное  свое  выражение  он  нашел  в передаче  их динамики,  в умении  схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.                                                 

    Несмотря на всю свою правдивость и жизненность,  искусство палеолита  остается в  полной мере  первобытным. Оно не знает воздуха и перспективы в настоящем смысле этого слова; в этих рисунках под ногами фигур не видно земли. В нем нет и композиции в нашем  смысле слова,  как намеренного  распределения отдельных  фигур на  плоскости. Самые лучшие  рисунки  палеолита не  более чем  мгновенно схваченные  и застывшие  единичные впечатления  с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.  Тем не  менее в  отдельных исключительных  случаях, особенно в  миниатюрных  работах,  в  гравюрах  по  кости,  а  иногда  также  и  в  росписях пещер  обнаруживаются зачатки повествовательного  искусства  и  вместе  с  тем  своеобразной  смысловой  композиции  фигур.  Это  прежде  всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун.                                                     

    Очень рано, еще в ориньякское время, появляется круглая  скульптура, обычно  это изображения  женщин. Статуэтки обнаружены  в  различных  поселениях  верхнего  палеолита  приледниковой  зоны  на  огромных ее  пространствах от Средиземного  моря  до Байкала.  Особенно замечательны  по жизненной  передачи форм  обнаженного женского  тела и выразительности  две  статуэтки,  найденные  в  Костенках.  Вместе  с  пластическими  изображениями   женщин  для искусства  верхнего  палеолита характерны  одинаково верные  природе скульптурные  изображения животных  из бивня мамонта,  кости  и  даже  глины, смешанной  с костной  золой. Таковы  фигуры мамонта,  бизонов, лошадей  и других животных, в том числе и хищников. Всемирная история Т.1. - М., 1955. С. 63-б8                                        

    В верхнем палеолите Европы развивается и достигает первого взлета искусство.  Возникает оно  в ориньяке  или же  еще  в  среднем  палеолите,  не  может  считаться  окончательно  установленным.  Несомненно,   что  возникновение  искусства в палеолите связано с  охотничьей магией,  зарождением первых  религиозных представлений,  тотемизмом и анимизмом.  Засвидетельствованы  две  большие  группы  первобытного искусства:  во-первых, наскальная  и пещерная живопись и гравировка, своего рода монументальное искусство; во-вторых, произведения искусства  из рога,  кости и камня - малые формы и первое появление декоративного искусства. История Европы.  Т. 1. - М., 1988. С. 64                                                                                                            

     Первые произведения искусства каменного века были созданы около 25 тыс. до  н. э.  В начальной  стадии развития  первобытное  изобразительное искусство  не знало  законов пространства  и перспективы,  а также  композиции, т.е. намеренного  распределения  на  плоскости  отдельных  фигур,  между  которыми  обязательно  существует  смысловая связь. Постепенно  человек не только  овладевал  новыми   способами   обработки  мягкого   камня   и   кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал  широко использовать  яркие природные  минеральные краски. Древние  мастера  научились  передавать  объем  и  форму  предмета,  применяя  краску различной  густоты, изменяя насыщенность тона.  Пещерные росписи  имели ритуальное  назначение -  отправляясь охотиться,  первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча -  легкой. Это  подтверждается характерным наложением  одних  рисунков  на  другие,  а  также  их  многочисленностью.  Энциклопедия  для детей  и юношества: История искусства. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1. - М., 1996.С. 33-Зб                               

Искусство неолита                                                                                              

    В период мезолита менее распространены наскальные росписи, столь характерные для позднего палеолита.  Искусство приобретает схематизированный характер. Широко   развиваются  геометрические   узоры. Основными элементами  орнамента являются  линии, точки,  штрихи, елочки,  зигзаги, сетки  и т.д. Очень часто  для нанесения орнамента используется техника прорезания  и сверления. Распространена мелкая  пластика, состоящая  из зооморфных и антропоморфных изображений. Археология СССР. Мезолит СССР. – М., 1989. С. 5                                         

    Грандиозный  пафос  росписей  древнекаменного  века  постепенно  выдыхается.  Ведь  то  был пафос  юности, первая попытка   освоить   изображением  окружающий   мир,  многоликое   звериное  царство. В  новокаменный   век  люди научились  обжигать  глину,  превращая  ее  в  твердое  водопроницаемое  вещество. Появление  керамики -  один из основных  признаков  неолитической  эпохи, которую  поэтому иногда  называют керамическим  веком. Более  того, это изобретение  знаменует  подлинную  революцию, событие  огромной важности  в развитии  человечества. Ведь  до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой; обжигая же  глину, он  создал новый,  неизвестный в природе материал. Из раба природы человек впервые превращался в ее хозяина.  Керамика имела  большое значение  и в развитии  в  нем  того  неосознанного  чувства,  которое,  выделившись  из  других, стало  впоследствии называться эстетическим:  украшая  прихотливым  узором  изготовленные  сосуды,  человек постепенно  совершенствовал искусство орнамента, отмеченное все  большей геометрической  стройностью, ритмом  красок и  линий, рожденных  его творческим вдохновением.                                                                                                     

    А живопись мезолита и неолита  (между которыми,  как и  между мезолитом  и палеолитом,  не всегда  можно провести точную  грань),  что  дала она  нового, кроме  самого изображения  многофигурных сцен?  Памятники этой  живописи и современные   ей   петроглифы  (выбитые,   вырезанные  или   процарапанные  наскальные   изображения)  чрезвычайно многочисленны  и  рассеяны  на  огромных  территориях. Это  искусство очень  отлично от  типично палеолитического. Реалистический  пафос,  точно  фиксирующий  образ зверя  как мишень,  как заветную  цель, сменяется  стремлением к некоторому  гармоническому  обобщению,   стилизации  и,   главное,  -   к  передаче   движения,  к   динамизму.  И действительно, некоторые сцены загонных  охот с  лучниками в  росписях испанского  и африканского  циклов (вначале чаще  всего   одноцветных)  -   как  бы   воплощение  самого   движения,  доведенного   буквально  до   предела  и сконцентрированного  в  бурном  своем  вихре,  подобно  энергии,  готовой  вырваться.  В этом  отношении некоторые сцены производят подлинно неизгладимое впечатление. А кроме  того, в  этой живописи  и наскальной  графике впервые в первобытном  изобразительном искусстве  четко проявляется  стремление к  изяществу, подчас  блестяще достигающее своей цели.                                                                                                      

    В  наскальной  живописи позднего  неолита фигуры  людей и  зверей подчас  настолько схематичны,  что превращаются просто в  знаки, изобразительное  происхождение которых  распознается с  трудом. И  все же  ритмичность внутренний динамизм  почти всегда  воодушевляют эту  живопись, спасая  ее от  снижения до  простой узорчатости.  Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. - М., 1971. С. 27-31                                                                        

    В период нового каменного века, или неолита (около 4 тыс. до н. э.),  пещерная живопись  отходит на  второй план,  уступая первенство скульптуре - глиняным  статуэткам. Началось  более или  менее массовое  производство однотипных изделий,  в  частности  скульптурных  изображений  животных  и  людей,  особенно женщин.  Археологи находят  их на огромном  пространстве:  от  Средиземного  моря  до   Байкала.  И,   наконец,  большое   распространение  получили примитивные  каменные  столовидные  конструкции  из  больших  каменных  глыб  -  дольмены,  и  сложные  сооружения округлой  формы  из  грубо  оттесанных  каменных  блоков,  на  которых  лежат  перекрывающие  их  плоские каменные плиты,  - кромлехи.  Самое крупное  и известное  сооружение-кромлех сохранилось  в Стоунхендже  (графство Уилтшир, южная Англия). Исследователи полагают, что оно создано около 2 тыс. до н. э. Энциклопедия  для детей  и юношества: История искусства. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1. - М., 1996. С. 42                                  

Искусство периода бронзы и раннего железного века                                                              

    В эпоху классообразования появились новые виды искусства, а искусство в целом стало дифференцироваться на  элитарное  и  простонародное.  Возникла монументальная  архитектура. Прототипом  ее были  известные уже  в неолите мегалитические  сооружения:  монолиты-менгиры,  их параллельные  ряды -  алиньеманы, составленные  из них  круги - кромлехи,  вертикальные  плиты,  перекрытые  горизонтально  уложенными  плитами  -  дольмены.  Но это  скорее была протоархитектура.  Теперь  наряду  с  ними  появились  циклопические  или  сырцовые укрепления,  храмы, усыпальницы, которые,  как  это прослеживается  в древних  Месопотамии и  Египте, прямо  связаны с  выделением крупных  вождей. С вождями или выдающимися воинами по большей части связано и появление монументальной скульптуры  надгробных  статуй.  Выделение  ремесла  сопровождалось  замечательным   расцветом  прикладного   искусства,  лучшие образцы  которого  создавались  опять-таки  для  нужд  вождей.  Это  были  разукрашенная одежда,  ювелирные изделия, дорогое  оружие,  домашняя  утварь  и  т.п.  Получили  распространение  художественное  литье,  торевтика, тиснение, золочение  металлических  изделий,  применение  эмали,  инкрустация   драгоценными  камнями,   перламутром,  костью, рогом,  черепаховым  щитом  и  т.д. Начальный  этап художественной  обработки металла  отражен в  искусно выкованных и  гравированных  тотемными  знаками  медных  пластинах северо-западных  индейцев, расцвет  - в  знаменитых скифских и  сарматских  изделиях,   украшенных  реалистичными   или  условными   изображениями  людей,   животных,  растений. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 312

с 1959 года мир облетело известие о том, что за тысячи километров от Западной Европы, в угрюмом гроте Южного Урала в Каповой пещере открыты цветные рисунки, напоминающие живопись европейских пещер. Открытие это сделал сотрудник Башкирского заповедника зоолог и спелеолог А.В. Рюмин. Более четырех лет группа археологов под руководством известного ученого О.Н. Бадера обследовала Капову пещеру. В ней оказалось два этажа. Нижний — длиной в 260 метров. Верхний еще длиннее — 450 метров. По серовато-коричневым стенам верхнего этажа как бы двигались изображенные в профиль красные мамонты, бизоны, лошади, шерстистые носороги. Рисунки были разного размера. Одни — полуметровые или чуть поменьше. Другие — больше метра. В нижнем этаже рисунки оказались на стенах каменных залов, расположенных далеко от входа, в самой глубине пещеры.

 


Древний Египет

 

    Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н. э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу Ш тыс. до н. э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Юхшого Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства - Мемфис.

    В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IV тыс. до н. э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть Древним (Ш тыс. до н.э.), Новым (конец III- начало II тыс. до н. э.) и Новым (II тыс. до н. э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н. э.).

    Каменная архитектура Египта служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые  сооружения,  строились из  легких и  недолговечных материалов,  только храмы  богов и  комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно, строились на века.                                               

    Египетская архитектура была  многоплановой, ее  характерной чертой  при определении  пространства и  объема была галерея  (коридор).  Расположение  и  смежность  отдельных  помещений  соответствует  этой  галерейной  планировке, обычно  она  была  линейной.  Внутренние  комнаты  и  помещения  следовали  одно  за другим  в одном  направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых  сооружений, начиная  со святилища,  комнаты и  залы становились  все более просторными.  Высота  потолков  возрастала,  увеличивался  объем  помещений.  Здание  раскрывалось  подобно  цветку растения.  При  строительстве  пирамид  египтяне  пользовались  противоположной  концепцией:   конец  погребального пути  -  пирамида  возвышалась  над  всеми остальными  элементами архитектурного  ансамбля. Внешние  формы построек были  очень  простыми:  прямосторонние  и  наклонные  призмы  и  пирамиды.  Встречались  постройки,  имевшие только внутренние  объемы  (скальные  храмы  и гробницы).  Поверхности зданий  изнутри и  снаружи, как  следствие простоты архитектурных  форм,  были   плоскими  и   ровными.  Эту   геометрическую  замкнутость   смягчали  многочисленные настенные тексты, росписи и барельефы. Иногда фасад имел колонны.                                                

    Основным  строительным  материалом  был  камень:  асуанский  гранит,  турский  известняк  (из   него  изготовлены плиты   большинства   пирамид),   песчаник,   твердые   породы  камня:   порфир,  диорит.   Египтяне  пользовались незначительно и кирпичной кладкой. Из дерева, привезенного из других  стран, изготовляли  только мебель  и богатое убранство  апартаментов  фараона и  высшей знати.  Но несмотря  на это  техника работы  с деревом  оказала большое  влияние на формирование стиля каменной архитектуры Древнего Египта.                                               

    Жилища простых  людей  и  небольшие  святилища  строили   из  тростниковых   циновок.  Каталина   Ц.  Архитектура страны фараонов: Жилище живых, усопших  и богов. -  М., 1990.  С. 19-22  В Египте  трудно было  найти более  дешевый и простой строительный  материал, чем  почва, состоявшая  из наносных  лессовых пород,  смешанных с  глиной. Поэтому жилые дома египтян строили из сырцового кирпича. Черняк В.З. Уроки старых мастеров. – М., 1989. С. 22                

    Исходные   принципы   архитектуры   формировались   и   воплощались   в   разработке   двух   типов   сооружений: монументальных  гробниц  богу-человеку-фараону как  важнейшему объекту  заупокойного культа  и мест  обитания самих богов  -  храмов.  Было  два  типа  гробниц:  надземные  сооружения  (пирамида Джосера,  пирамиды династии  Хуфу и Хафра)  и  скальные  гробницы  (например,  Сети). Разрабатывался  также такой  тип архитектурного  сооружений, как царская резиденция-дворец. История Древнего Востока // Под ред. В.И Кузищина. – М., 1988. С. 83-85                        

    На  всем  протяжении  истории  Древнего  Египта  основным  материалом  для  строительства  домов служили  глина и тростник.  Даже дворцы  фараонов сооружались  из кирпича-сырца.  В 3-м  тыс. до  н. э.  овальные и  круглые хижины додинастичесого  периода сменились  прямоугольными постройками,  иногда двухэтажными  с плоской  кровлей. С  28 в. до н. э. (III династия) началось строительство царских гробниц (пирамид) из каменных блоков. С 16 в. до н.  э. стали высекаться  скальные  гробницы  фараонов.  К  этому же  времени относятся  монументальные храмы  (наиболее крупные Карнак и Луксор в Фивах)  с огромными  колонными залами  и открытыми  дворами. У  входа часто  воздвигались пилоны (башни) и обелиски. К  ним вели  аллеи для  процессий, по  бокам аллей  обычно устанавливались  сфинксы. СИЭ  Т. 5. Стб. 347-348                                                                                                     

    Сооружение в эпоху Древнего царства усыпальниц - пирамид было ярким свидетель­ством того, сколь велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшаяся на подданных и после его смерти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, они являются ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. Уже сорок пять веков высятся эти каменные исполины, неизменно вызывая интерес многочислен­ных путешественников, искателей сокровищ, и конечно, профессиональных ученых - египто­логов. Все на свете боится времени, только время боится пирамид, - гласит арабская посло­вица. В пригороде Каира - местечке Гизе - находятся три крупнейшие пирамиды Египта - фа­раонов Хеопса, Хафра и Менкаура, отнесенные греками к семи чудесам света. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид. Самая грандиозная - пирамида Хеопса: ее высота 146,6 м, длина стороны основания - 233 м. Она сложена из 2 300 000 каменных блоков массой около 2,5 т каждый. Общий вес пирамиды  - около 7 млн. тонн. Высота пирамиды Хафра - 143,5 м, а пирамиды Менкаура - 66,5 м. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотон­ные камни поднимались строителями пирамид на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Гизехские пирамиды имеют единое направление осей и строго сориентированы по сторонам света. Все пирамиды имеют безупречно правильную четырехгранную форму. Они служили не только гробницей, но и мерой могущества фараона. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную Гармонию Вселенной. Поэтому правила измерения, начертания планов, расчеты пропорций и углов наклона граней состав­ляли священную тайну жрецов. Облицовка пирамид (шлифованные плиты) не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, однако время не в силах нарушить идеально устойчивую мо­нолитную форму этих сооружений. Вход в пирамиду находился на северной ее грани, внутрь вел низкий коридор, причем угол наклона пола коридора был равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон. Согласно религиозным воззрениям египтян, фараон, как живой бог, имел несколько душ. Одна из них - Ка - продолжала оставаться в теле и после смерти; причем благополучие в загробной жизни, которую египтяне представляли продолже­нием земной, зависело от степени сохранности тела усопшего. Именно по этому тело умершего мумифицировали (бальзамировали): внутрь его вли­вали особый состав, который растворял ткани (внутренние органы за исключением сердца предварительно извлекались и хранились в специальных сосудах - канопах); далее тело на 70 дней погружалось в щелочный раствор; затем обвивалось льняными промасленными лентами, достигавшими иногда 100 м в длину, между слоями их помещались драгоценности и амулеты (что собственно и привлекало грабителей). После этого мумию помещали в саркофаг. Посмертное существование воспринималось египтянами как  продолжение земной жизни, по­этому стены погребальных камер богато расписывались сценами земной жизни фараонов, а в гробницу помещались специально изготовленные фигурки слуг - ушебти. На случай, если му­мия не сохранится, в гробницу ставили каменные или деревянные скульптуры - двойники (т.е. статуи, передававшие портретные черты умершего). В них должна была вселяться душа- Ка. Изготовлялись погребальные маски (часто - из золота), также воспроизводившие черты умер­шего. Портретные статуи и маски дали начало одному из важнейших достижений древнееги­петского искусства - искусству скульптурного портрета. Пирамида - это не отдельно стоящее сооружение, а центральная часть погребального комплекса, включавшего в себя пирамиды - спутницы, гробницы вельмож и сановников фа­раона, а также заупокойные храмы, где совершались церемонии обожествления фараона. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. - М., 1995. Ч.1. С. 11

    В эпоху Среднего царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего царства был переосмыслен и усовершенствован. В местечке Дейрэль-Бахри сохранились остатки заупокойного храма фараона  Менту­хотепа I. Храм был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы. Осуществлялось и большое городское строительство: так, в Фаюмском оазисе была построена великолепная новая резиденция фараонов — город Ит-тауи, а в нем — знаменитый Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III) — символическое выражение расцвета и един­ства страны. Что касается пирамид, то они в эпоху Среднего царства строились довольно редко и уступили свое место гробницам, высекаемым в скалах. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. - М., 1995. Ч.1. С. 17

    Особым типом храмового зодчества в эпоху Нового царства стали храмы, вырублен­ные в толще скалы. Их называют скальными или пещерными храмами. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20 — мет­ровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 м вырублены многочисленные помещения, вос­создающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный зал, святилище). Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса II в Мединет — Абу (20 династия), напоми­нающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового зодчества. Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подзем­ные гробницы знаменитой Долины царей западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной является скальная гробница Сети I с великолепными роспи­сями и тысячами статуй. Гробницам фараонов Нового царства полагалось на веки быть скры­тыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все скальные гробницы, содержащие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная, оставшаяся почти нетронутой — знамени­тая гробница Тутанхамона, открытая английскими археологами в 1922 году и показавшая всему миру бесчисленные богатства фараонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой сар­кофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастро­вые сосуды и т.д. сделали открытие гробницы Тутанхамона археологической сенсацией. Об­щий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил тонну!

    В период Нового царства град Амона, Стовратные (по выражению древнегреческого поэта Гомера) Фивы ста­новятся одним из самых блистательных городов древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно, величественные храмы, определившие архитектурный облик Египта. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона — Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога — ал­лея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски (один из луксорских обелисков стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путь вел в сумрачный колонный зал, а из него — в святилище с кладовыми. Такой план храмового зда­ния был типичным для подобных сооружений Нового царства. Колонный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения древнего Египта, и был настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные, пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5 м. Общее число колонн равнялось 134 (!). Нижние части стен Карнак­ского святилища были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изо­браже­нием золотых звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй; стены, пи­лоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надпи­сями. Кар­накский храм иногда называют каменным архивом Египта. Карнакский и Луксор­ский храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного. Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трех обширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта женщины — фа­раона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. - М., 1995. Ч.1. С. 

 

Скульптура и рельеф              

                                                                              

    Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. В  меньшей степени  - вельмож  фараона, а  с течением  времени -  простых людей. Изображения  фараона  должны  были  подчеркивать  его  физическую  силу  и  размеры,  его  поза  была  спокойна  и величава. История Древнего Востока // Под ред. В.И.  Кузищина. – М.,  1988. С.86 Лица  статуй часто  идеализировались. В определенные  периоды  лица  частных  статуй наделялись  чертами правящего  царя (памятники  Аменхотепа Третьего), по-видимому  с  тем,  чтобы  подчеркнуть  свою  близость  к  властителю.  Гасанов  А.  Искусство  Древнего  Египта Открытки. Выпуск второй. - М., 1989                                                                                  

    Более   свободно   чувствовали   себя мастера   когда   изображали   вельмож   и   особенно  простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее  влияние канона,  смелее и  реалистичнее разрабатывается  образ, полнее  передается его психологическая  характеристика.   Искусство   индивидуального   портрета,  глубокий   реализм, чувство   движения достигли  своего  расцвета  в  эпоху  Нового  Царства,  особенно  в краткий  период правления  Эхнатона (амарнский период).  Скульптурные  изображения  самого  фараона,  его  жены  Нефертити,  членов  его семьи  отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.                          

    Кроме  круглой  скульптуры,  египтяне  охотно  обращались  к рельефу.  Многие стены  гробниц и  храмов, различных сооружений   покрыты   великолепными   по   исполнению   рельефными   композициями,   изображавшими   чаще   всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества. Среди своих полей и  др. Выработался  определенный канон  и в рельефных картинах: главный “герой” изображался  крупнее других,  его фигура  передавалась двойным  планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас.  Все фигуры  обычно раскрашивались.  История Древнего  Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 86-87                                                                                  

    Непревзойденные  шедевры  создали  египтяне  в  пластике.  Древнейшие  глиняные и  костяные статуэтки  восходят к неолиту (5-4 тыс. до н. э.). В конце 4-го тыс. до н. э. Ваятели стали применять камень, а сначала 3-го тыс. - медь. Представления  о  загробной  жизни, согласно  которых Ка,  душа умершего,  в случае  разрушения тела,  должна была иметь  вместилище  для  посмертного  существования,  способствовали  развитию  скульптурного  портрета.  При  этом цари, вельможи и боги в силу религиозных традиций изображались в  застывших, условных  позах. Зато  статуэтки слуг и работников отличались известной динамичностью движений. СИЭ Т. 5. Стб. 348                                      

    Искусство Древнего царства монументально, спокойно и торжественно, оно было призвано служить религии и культу обожествленного фараона. Свои идеи художники и скульпторы воплощали в строго канонических формах. Канон выражался в устойчивости художественных традиций. Так, в эпоху Древнего царства сложились строго определенного типа статуй:   стоя­щей - фигура выпрямлена, строго фронтальна, левая нога чуть выдвинута вперед, руки опу­щены и прижаты к телу; сидящей - руки симметрично лежат на коленях, торс прямой, взгляд устремлен вдаль. Эти типы статуй затем неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом цар­ствах, и в более поздние периоды египетской истории. В плоскостном изображении, напри­мер, в рельефах, наблюдается та же традиция: голова и ноги всегда изображались в профиль, а тело в фас. Из столетия в столетие переходили и каноны сюжетных композиций. Даже в дета­лях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. Но все же оно не было за­стывшим: ив бесконечных повторениях оно не утрачивало чувства жизни. Основными образами скульптуры были царствующие фараоны, боги, вельможи из ближайшего окружения фараона, редко - представители простого люда. Фараоны изобража­лись обычно в позе величавого спокойствия, с бесстрастными лицами, в их статуях подчерки­валась огромная физическая сила (даже если это не соответствовало оригиналу). Скульптура Древнего царства передавала определенное портретное сходство, но, как правило, идеализи­ровала образ. Статуи всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны. Среди скульптур Древнего царства выделяется своей неповторимостью знаменитый Большой Сфинкс из Гизэ. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы (длина 57 м, высота 20 м). Голова Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хафрой. Огромный Сфинкс Гизэ охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца - Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок- клафт с уреем посредине лба. Однако Большой Сфинкс из Гизэ остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было. В эпоху Древнего царства в Египте были созданы основные архитектурные формы (пирамида, заупокойный храм), которые в последующие эпохи получили свое дальнейшее развитие. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. - М., 1995. Ч.1. С. 15-

 

Изобразительное искусство                      

                                                               

    Стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным,  чем  рельефы.  Довольно  часто  на  этих  картинах   воспроизводились  сцены   повседневной  жизни (ремесленники за работой в  мастерской, рыбаки  за ловлей  рыбы и  др.). Большого  мастерства достигли  египтяне в изображении   живой   природы  -   пейзажей,  животных,   птиц.  Где   сдерживающееся  влияние   древних  традиций  ощущалось  значительно  меньше.  Ярким  примером  являются  росписи гробниц  номархов, обнаруженные  в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства. История Древнего Востока /под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 87      

    Стремясь  передать   наиболее   характерные   признаки, египетские   художники   не   считались   с   требованием перспективы  и  показывали  предмет  (особенно человеческую  фигуру) в  нескольких ракурсах  одновременно. Попытка полной ломки художественных традиций  и канонов  относится ко  времени Эхнатона  (15-14 вв.  до н.  э.) (например, изумительные  по  изяществу  и экспрессии  скульптурные портреты  царицы Нефертити,  ее дочерей,  Эхнатона, фрески дворца в Амарне). СИЭ Т. 5. Стб. 348                                                                              

    Египтяне-живописцы  не  научились  изображать  объемное  восприятие  мира,  им  неизвестна  была  перспектива,  они рисовали  близлежащие  и  удаленные  предметы  одинаковые  величины,  расставляли  их  полосами  одни над  другими. В скульптуре  они  придавали  своим  фараонам  и  жрецам  застывшую  позу  вечной  успокоенности.  Это, пожалуй,  не по неумению,  а  в  силу  определенных  принципов... Когда  же  это  было  нужно,  египетский художник  прекрасно выражал экспрессию... Самое  высшее  достижение  египетского  пластического  искусства  -  это  эстетика  линии.  Линия  здесь составляет  главный  эстетический  элемент.  Часто  фигуре  придаются  неестественно   удлиненные  формы,   но  линия живет,  дышит  -  тонкая, изящная,  поистине одухотворенная.  Артамонов С.Д.  Литература древнего  мира. - М.,  1988. С. 57-58                                                                                                               

                                                                                                                     

 Декоративно-прикладное искусство   

                                                                            

    Больших успехов достигли  египтяне в  обработке драгоценных  металлов -  золота и  серебра, из  которых изготовляли подлинные шедевры художественного творчества (маска и саркофаг Тутанхамона). СИЭ Т. 5. Стб. 347

     Расцвет искусства Древнего Египта начинается в 3 тысячелетии до н.э. после объединения

страны. В укрепление неограниченной власти  фараоны объявили себя сынами солнца, которое почиталось как бог живых царей. Богом умерших был Осирис. Скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению. Особое значение в 3 тысячелетия до н.э. приобрело строительство гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставился саркофаг, и масштабы - надземного холма, облицованного кирпичом. Однако в нарастающей грандиозности фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя. Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н.э.), возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху каменных ступеней. Однако здесь еще не были достигнуты ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараоно последующей IV  династии.

     Одним из "семи чудес света" называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н.э.) в Гизе. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деятельность своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, поражает простотой и ясностью формы. В плане каждой пирамиды - квадрат, а стороны представляют собой равнобедренные треугольники. Высота наиболее грандиозной пирамиды Хеопса 146,6 м, длина стороны  основания 233 м. Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. Они были соединены с Нилом  длинными коридорами. Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена. Высеченный из массива единой скалы, сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, словно утверждал идею вечного покоя.

     Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем, скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. Статуя  сидящего писца Каи (середина 3 тысячелетия, Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным

взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох (Каир, Музей), отличается правдивостью и индивидуальностью (прозвана "сельским старостой"). Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (Каир, Музей). Они сидят на жестких кубических тронах с прямыми спинками,  разъединенные расстоянием и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции мужская

статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтоватой, волосы - черной, одежда - белой. Несмотря на неподвижность и лаконизм, их образы полны обаяния, чистоты и ясности.

     Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. В деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (Каир, Музей) весь облик - развернутые широкие плечи, узкие бедра в профиль, густая шапка волос, гордое лицо - создают ощущение внутренней силы человека, подчеркивают красоту и ритмичность его упругого движения.

     Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов - в росписях из гробницы в Медуме. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на  инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

 


Древнее Двуречье

 

    Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н. э. до середины VI века до н. э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и потому была многоплановой. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии. Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н. э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу Ш тыс. до н. э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны. История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV–ХХШ века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

    Найденные  при  раскопках  древнейших  поселений  (городов  3-1  тыс. до  н. э. Эреду,  Ура,  Урука, Лагаша  и др.)  орудия труда,  остатки жилищ,  погребения, зерна  и кости  животных, украшения, статуэтки  содержат  большой  информативный  материал  о  ранней  истории Месопотамии.  Важное значение  для истории имеют  даже  небольшие  и  на  первый  взгляд  не  первостепенные  вещественные  памятники,  например цилиндрические печати и их оттиски, находимые в Месопотамии. Находки таких печатей  в Египте,  на Бахрейнских  островах, в  Индии и в  других  странах  позволяют  говорить  о  существовании  торговых  связей  их  с  городами    Двуречья, установить синхронность событий и восстановить хронологию сразу нескольких государств.                                        

    Английский  ученый  Джордж  Смит в  19 в.,  изучая глиняные  книги, таблички,  найденные при  раскопках Ниневии, столицы  Ассирии,  впервые  обнаружил  текст  “Эпоса  о  Гильгамеше”.  Артамонов С.Д  Литература древнего  мира. – М., 1988. С. 75

    Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше и его соратнике  Энкиду.  В  наиболее полном  виде текст  большой эпической  поэмы о  Гильгамеше сохранился  записанным на аккадском   языке.   Но   дошедшие   до   нас   записи   первичных  отдельных   былин  о   Гильгамеше  неопровержимо свидетельствуют  о  шумерском  происхождении  эпоса.  Гильгамеш  в  эпосе  выступает  как  царь  города  Урука,  сын смертного  и  богини  Нисун.  В  царских   списках  времен   третьей  династии   Ура  упоминается   царь  Гильгамеш, представитель  первой  царской  династии  города  Урука.  Последующая  традиция,  таким  образом,  сохранила  о  нем память,  как  об   историческом  лице.   Шумерские  былины   о  Гильгамеше   с  бесспорностью   доказывают  народный характер этого эпоса. Так,  в первичных  шумерских былинах  в качестве  соратника Гильгамеша  во время  его подвигов выступает не только богатырь Энкиду, но также представители народа: 50 человек из числа “детей города”,  т.е. народа города  Урука,  помогают  Гильгамешу  и  Энкиду в  походе на  страну кедрового  леса (Ливан),  охраняемого чудовищем Хувавой. В  былине о  борьбе Гильгамеша  с царем  Киша Аккой  рассказывается, что  Гильгамеш отверг  требование царя Киша  выполнить для  него работы  по ирригации,  и в  этом отношении  его поддержало  собрание народа  города Урука. Что  же  касается  знати,  то  она,  собравшись в  совете старейшин,  трусливо советовала  подчиниться царю  Киша. В основе  этой  былины  лежит,  по-видимому,  исторический  факт  борьбы  Урука  за  свою  самостоятельность  с мощным городом-государством  Кишем  на  севере.  Цикл  сказаний  о   Гильгамеше  оказал   большое  влияние   на  окружающие народы.  Его  восприняли  аккадские  семиты,  а  от  них  он распространился  в Северной  Месопотамии и  Малой Азии. Всемирная история. Т.1. - М., 1955. С. 222-223                                                                         

    Обработке  подверглись  в  Вавилоне  шумерские  сказания  о  Гильгамеше.  Возможно,  что   к  этому   времени  были сведены  в  единый  эпос  ранее  существовавшие  разрозненные  предания о  Гильгамеше, хотя  некоторые исследователи относят создание этой эпической поэмы еще к концу 3-го тыс. до н. э. Вавилонская обработка сказалась, в частности, в трактовке образа главного героя. Содержание эпоса  о Гильгамеше  в том  виде, в  каком он  был написан  на аккадском языке,  таково:  Гильгамеш,  царь  Урука,  не  находя  применения  своим  могучим  силам,  угнетает  жителей  Урука. Услышав  их  молитвы,  боги  создают  первобытного  человека  -  героя  Энкиду, живущего  со зверями.  Энкиду было предназначено  сделаться  другом  Гильгамеша  и  направить  его  силы  на  совершение  подвигов,  полезных  людям. Соблазненный  любовью  к  женщине, Энкиду  должен был  порвать прежнюю  свою тесную  связь с  природой и  прибыл в Урук, где, померявшись силами с Гильгамешом, стал его другом.  Друзья совершают  ряд подвигов  на пользу  людям, в том числе убивают хранителя кедров,  чудовище Хумбабу  (по шумерски  - Хуваву).  Затем Гильгамешу  предлагает свою любовь богиня Иштар, но тот отвергает ее и, вместе  с Энкиду,  убивает посланного  против них  богиней чудовищного быка.  При  этом  Энкиду  наносит тяжкое  оскорбление богине  и за  это должен  умереть. Перед  Гильгамешом встает вопрос  о  смертности  людей.  Несмотря  на  уговоры  богов  и  людей,  несмотря  на  величайшие  препятствия,  он предпринимает  путешествие  на  край  света,  где  находится  переживший  потоп  герой Утнапиштим  (Зиусудра). Тот рассказывает ему историю потопа и своего спасения, но уверяет Гильгамеша, что  вечной жизни  для человека  быть не может.  Тем  не  менее  он  помогает  Гильгамешу найти  волшебное растение,  освобождающее от  старости. Гильгамеш решает  разделить  его  со  своим  народом,  но  на  обратном  пути  растение  похищает змея.  Поэма первоначально кончалось  похвалой  мудрецам,   построившим  древние   стены  Урука   и  тем   создавшим  вечную   ценность.  Эта мужественная  и  глубокая  по  мысли  поэма,  герои  которой  выступают  как  поборники  блага людей  и богоборцы, подвергалась  тенденциозной  переработке  в  господствовавшем  духе  проповеди  смирения  и  покорности  богам.  В частности,  в  конце  к  поэме был  прибавлен перевод  проникнутой религиозным  духом шумерской  песни о  том, как Гильгамеш  вызвал  из  преисподней  дух  Энкиду  и тот  рассказал ему  о печальной  судьбе мертвых,  страдающих от голода  и  жажды.  Эта  судьба  несколько   облегчается  якобы   лишь  выполнением   соответствующих  погребальных обрядов  и  принесением  жертв.  Эпос  о  Гильгамеше  был  написан  стихотворным  размером,  основанном  на  счете ударений. Всемирная история. Т.1. -  М, 1955. С. 306-307

    Древнейшие архитектурные памятники относятся к концу 4-началу 3 тыс. до н. э. Уже с этого времени архитектуре принадлежит  ведущее  место  в  искусстве  Месопотамии.  С  этого  времени  шумерийцы  вводят  в практику  все те принципы, “которые будут характеризовать не только их архитектуру, но и архитектуру соседних с ними  народов”. На всей  месопотамской  территории  господствовала  архитектура,  которая  “в каждой  отдельной местности  дает лишь незначительные  варианты,  в  зависимости  от  локальных  условий”.  Эти  условия  влияли на  выбор строительного материла, хотя выбирать практически было не из чего. Практически не было ни камня, ни дерева, ни металла. Но были тростник  и  глина.  Тростник заменял  дерево: он  служил строительным  материалом для  закрепления стен  домов и каналов. Из глины строили бедняцкие хижины, царские дворцы, храмы  богов. Глина,  превращенная сначала  в кирпич-сырец, а  потом в  обоженный кирпич,  определила весь  характер строительства.  Считается, что  честь изобретения кирпича  принадлежит  Ассирии.   Все  многочисленные   города  были   застроены  зданиями,   конструкции  которых основывались на  применении обожженного  кирпича и  кирпича солнечной  сушки (сырца)  или на  соединении кирпича- сырца с камнем. По свидетельству Геродота, в Вавилоне были  дома в  три и  даже четыре  этажа. Основным  же типом жилого дома, известного нам  по рельефам,  был одноэтажный  оштукатуренный дом  из сырцового  кирпича с  дверью и узкими бойницами вместо окон. В доме было до 5-10 комнат - в зависимости от благосостояния хозяев.              

    Одной   из   основных   особенностей   месопотамского   дворца   являются   огромные   размеры,   обусловленные необходимостью найти место в  одноэтажном здании  не только  для личных  покоев властелина,  но и  для помещений, предназначенных  для  администрации,   личной  охраны,   многочисленной  челяди   и  для   хранения  бесчисленных предметов роскоши и обихода и т.д.                                                                              

    При легендарной царице Семирамиде (Шаммурамат) в 7 в. до н.  э. был  построен царский  город Вавилон  с мощными стенами  и  башнями,  с  великолепным  мостом  через Евфрат  и удивительным  храмом Бела.  При ней  была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепи  в Лидию,  где она  тоже построила  столицу Экбатану  с прекрасным царским  дворцом,  а  воду  к  столице  провела  через  туннель  из  далеких  горных  озер. Не  менее грандиозное строительство было и в период царствования Навуходоносора в 6 в. до н. э.                                       

    Сооружения огромной высоты - зиккураты  - возводились  во всех  городах на  берегах Тигра  и Евфрата.  Это были башни  из  кубических  или  округлых  глыб,  нагроможденных  друг  на  друга  ярусами. Своей  монументальностью и формой  они  напоминали  пирамиду,  на  усеченной  вершине  которой  находилось небольшое  святилище, посвященное божеству. К нему вела трехмаршевая лестница для торжественных процессий жрецов.                                 

    Исключительно  важную  роль  в  жизни Вавилона  играла ирригация,  от которой  зависело состояние  земледелия - решающей  отрасли  экономики  страны.  Строительство, расширение,  совершенствование ирригационных  систем велось постоянно и  требовали громадных  затрат труда  всего населения.  Строили так  много, что  архитекторам постоянно приходилось  изобретать  способы  ускорения  строительства.  Архитектура  была  делом  столь почетным,  что самое древнее  из  известных  нам  месопотамских изображений  царя показывает  монарха в  виде архитектора,  на коленях которого  лежит  план  крепости  и   измерительный  инструмент,   служащий  для   начертания  плана.   По  своему юридическому положению все население  страны делилось  на свободных  и рабов.  Рабский труд  широко использовался на  месопотамских  стройках.  Рабы  выполняли  наиболее  тяжелые  работы,  когда  требовалась неквалифицированная рабочая сила. Наряду с рабами к принудительным работам привлекалось также и свободное население.                

    Месопотамские строители были  сведущи во  многих науках.  Образованность архитекторов  была для  своего времени достаточно высокой. Помимо грамоты  им были  известны и  арифметика, и  геометрия, и  зачатки алгебры.  Они умели решать квадратные уравнения, вычислять длину окружности и площадь круга.                                         

    Архитектурные  формы  характеризовались  обычными  для  восточных  деспотий  простотой,  геометричностью.  И  в обычном  жилом  доме,  и  во  дворце  особое  внимание  уделялось созданию  комфорта, что  требовало определенных затрат.  От жары  защищались стенами  и крышами  необычной толщины  и другими  устройствами, от  дождя и  света - драпировками  или  занавесками.  Освещение  и  проветривание  обеспечивались  главным  образом  большим  размером дверей. Весьма своеобразно “заботились” о  качестве строительства.  Одна из  надписей кодекса  Хаммурапи гласила: “Если строитель построил дом  для человека,  и работа  его не  крепка, и  дом, построенный  им, обвалился  и убил владельца,  то  строитель  сей  должен  быть  казнен”.  Чтобы  устранить  опасность  разрушения  построек  из сырого кирпича,  месопотамские  строители   прибегали  к   различным  ухищрениям.   Они  сооружали   колоссальные  земляные холмы,  служившие  пьедесталом  дворцам  и  храмам,  для   которых  они   были  не   только  твердым   и  устойчивым фундаментом,   но  и   изоляторами  от   сырости  грунта.   Прочными  делались   и  сами   постройки.  Месопотамские архитекторы  владели  многими  техническими  приемами  для  обеспечения  прочности  сооружений.  Черняк  В.З.  Уроки старых мастеров. - М, 1989. С. 25-36

    Законы Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) — шестого царя первой Ва­вилонской династии — найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в ХII в. до н.э. Кодекс законов со­держит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостаю­щие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найден­ных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — ок. 630 гг. до н.э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях Хаммурапи характеризует себя и свое правление, указывает цель составления законов: “чтобы сильный не притеснял слабого...” В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Старова­вилонского царства.

    Законы Хаммурапи, являются самым выдающимся памятником правовой мысли древнего Востока и по мнению известного исследователя В.В. Струве, были составлены на 30-м году правления этого царя. Существуют разные точки зрения на кодекс Хаммурапи. Одни считают его результатом кодификации действующего права. Другие видят в нем скорее собрание благих пожеланий, коллекцию моральных предписаний и наставлений. По мнению третьих, это был отчет Хаммурапи богам о своей деятельности.

    Непрочный   и   тяжелый  материал   ограничивал  возможности   строителей.  Месопотамская   архитектура  отличалась глухими   массивными   стенами,   скупостью   простых   прямоугольных   форм   и   тяжеловесностью.   Стены  высоких сооружений  приходилось  делать  очень  толстыми,  но  тогда  под  их  тяжестью скоро  начинал проседать  не слишком прочный  и  к  тому  же  подтачиваемый влагой  фундамент. Обычно  дом, если  за ним  хорошо смотрели,  мог простоять лет 30-50, храм или дворец -  100-150 лет.  После этого  строение настолько  ветшало, что  проще было  его обрушить, утрамбовать площадку и выстроить на ней  новое здание,  чем без  конца то  здесь, то  там ремонтировать  и укреплять подпорками старое. Энциклопедия для детей. Т 6. Ч.1. Религии мира. - М., 1996. С. 89-90                                 

                                                                                                                     

Скульптура и рельеф

                                                                                             

    Стены дворцов украшали плиты выпуклыми изображениями людей, животных, растений и др. В некоторых дворцах  этих рельефов  было столько,  что если  их расположить  в один  ряд, он  вытянулся бы  на сотни  метров. На рельефах  изображались  победоносные  битвы  или  сцены  из  придворной  жизни.  Правитель, которого  считали равным богам,  изображался  гораздо  большим  и  более  сильным,  нежели  его  подчиненные.  Умело переданы  многие детали, хотя  фигуры  людей  немного  скованны  и неуклюжи.  Совсем иначе  - естественными  и стремительными  - представлены животные  в  сценах  охоты.  Совершенство  этих  образов  не  удалось  превзойти  в  позднейших  рельефах.  Из ярких глазурованных  кирпичей  составлялись  узоры  и  фигуры  на  стенах.  Тут  можно  было  найти  цветки,  напоминающие ромашку, а также  быков, львов  и фантастических  зверей, призванных  охранять от  злых духов.  Подобные изображения украшали,  например,  городские  ворота, посвященные  богине Иштар,  в Вавилоне.  Пристрастие к  изображению всякого рода  фантастических  животных  пришло  позднее  из  восточных  стран  в  Европу  и  сохранилось  до  начала  нашего столетия.                                                                                                           

    В   странах   Междуречья   создавались   также   произведения  круглой   пластики  -   вылепленные  из   глины  или вырубленные  из  камня  изваяния. Камень  для этого  в Месопотамию  ввозили из  других мест.  Предпочитали создавать внушительные  статуи  правителей.  Хотя  в лицах  статуй мастера  добивались сходства,  волосы, борода,  одежда были старательно  стилизованы:  их  форма  была  упрощена  и несколько  огрублена, но  зато поверхности  были декоративно обработаны.  Волосы  и  борода  образованы  из  одинаковых  крутых  завитков;  мелкие  складки и  орнаменты оживляют поверхность  одежды.  В  круглой  пластике  выполнены  также  грозные  изваяния  фантастических  зверей,  охранявших ворота,  и  находившихся  в храмах  т.н. “молящиеся”.  Древнейшие произведения,  найденные в  Месопотамии, относятся к 6 тыс. до н. э. Наивысшего расцвета искусство достигло в Вавилоне в 6 в. до н. э.  В том  же столетии  эта высокая культура была разрушена  в результате  персидского завоевания.  Вийранд Т.  Молодежи об  искусстве. - Таллинн,  1990. С. 13                                                                                                                   

    В круглой скульптуре и рельефе  конца 4-го  тыс. до  н. э.  характерно стремление  к правильной  передаче пропорций человеческого тела, движения;  сюжеты изображений  - сцены  из мифов,  боевые сцены,  культовые процессии.  В начале 3-го  тыс.  до  н.   э.  основными   чертами  искусства   становятся  геральдические   композиции,  орнаментализация изображений, создание отвлеченного, нереалистичного образа человека. СИЭ Т. 2. Стб. 912                               

    Гордостью  ассирийско-вавилонского  пластического  искусства  были  крылатые  быки  или  львы  (шаду),   стоящие  у входа,  покровители  и  хранители  дворцов  (лицо человека,  крылья орла,  ноги и  хвост быка,  ног обычно  пять). В Британском  музее  Лондона хранится  крылатый лев  из дворца  Ассурбанипала (884-860  гг. до  н. э.),  найденный при раскопках  в Калах.  В ассирийско-вавилонских  скульптурах и  рельефах перед  нами предстают  коренастые, неуклюжие. Тяжеловесные  фигуры  в  длиннополых  без  складок  одеждах,  с  холодными  лицами,  их  обрамляют  обычно  бороды - волосы,  заплетенные  в  тонкие  жгуты.  Все  лица  сделаны  по  одному  шаблону. Только  звери и  домашние животные переданы с реалистической яркостью  - стройные,  порывистые, тонконогие  кони, поджарые,  легкие как  стрелы собаки. Удачно  рисуют  месопотамские  художники  и   батальные  сцены,   полные  экспрессии   и  динамики.   Артамонов  С.Д. Литература древнего мира. – М., 1988. С. 70-71                                                                           

                                                                                                                    

Декоративно-прикладное искусство                      

                                                           

    Жители Месопотамии в некоторых отношениях опередили строителей других стран. Они научились выводить арки, а также  своды -  сложенные из  кирпичей полукруглые  потолки, которые  не нуждались  ни в  потолочных балках,  ни в подпирающих  снизу  столбах.  Месопотамцы были  просто вынуждены  изобрести свод,  так как  в их  стране не  было ни деревьев  для  изготовления  длинных  балок, ни  камня для  опорных столбов.  Была только  глина, из  которой делали кирпичи. Вийранд Т. Молодежи об искусстве. - Таллинн, 1990. С. 13                                                       

    На  большой  высоте  стояло  и  прикладное  искусство  Аккада.  Особенно  обращают  на себя  внимание художественно выполненные  изображения  сюжетов  из  мифов  и  эпоса,  вырезанные  на  цилиндрических  печатях из  цветного камня. Всемирная история. Т. 1. – М., 1955. С. 224                                                                             

    Оригинальной чертой хеттского изобразительного искусства была самобытная монументальность. Она нашла свое выражение  в  знаменитых  рельефах,  изваянных  вблизи  Богазкёя  на  группе  скал,  названных   нынешним  турецким населением  Язылы-Кая,  “надписанной  скалой”,  “скалой  с  изображениями”.  На  них  изображены  десятки  божеств, принимающих  участие в  священных процессиях.  На хеттское  искусство оказало  влияние хурритское,  а через  него и вавилонское. Всемирная история. Т. 1. - М., 1955. С. 381                                                               

    Древнейшими   археологическими  свидетельствами   истоков  хеттской   культуры  являются   памятники  ритуального искусства - культовые предметы 3-го тыс. до  н. э.  Ранняя традиция,  засвидетельствованная еще  до древнехеттского царства  (до  17  в.  до  н.  э.),  отражена  также  в  расписной трехцветной  керамике, изготовлявшейся  вручную и представленной,  в  частности,  сосудами   в  форме   животных;  постепенно   она  сменилась   лощенной  керамикой, изготовлявшейся с помощью гончарного  круга. К  истокам хеттской  культуры восходят  печати, вначале  сделанные под влиянием  вавилонских  образцов,  позднее в  формах, характерных  только для  Анатолии. Со  среднехеттского периода (15 в. до н. э.) началось воздействие на хеттскую  культуру хурритско-лувийской  культуры южных  областей Хеттского царства, создавшей монументальной стиль, который стал господствующим в    изобразительном   искусстве новохеттского царства (14-начало 12 вв. до н. э.) и  сохранялся после  падения Хеттского  царства в  княжествах юга Малой  Азии  и  Сирии.  Характерным  образцом  этого  стиля,  обычно   сочетавшегося  с   использованием  хеттского иероглифического  письма,  является  группа  рельефов  на  скале  Язылы-Кая  близ Богазкея.  Особенностью хеттского искусства  является  применение скульптуры для оформления  внешних городских  стен столицы  - Хаттусаса.  СИЭ Т.15. Стб. 576-578

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!