Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Перспективы развития рынков сбыта российской металлопродукции »

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

ГЛАВА I. Проблемы доступа российских производителей металла на внешние рынки

 

     Как известно, металлы в силу своего широкого применения в качестве конструкционного материала являются, с точки зрения торговли, высоколиквидным материалом. Мировое производство и потребление стали после периода некоторого спада и стагнации в 1991-1993 гг. переживает период роста, что связано с устойчивым в последние годы экономическим ростом в таких странах и регионах, как Китай, Северная Америка и Юго-Восточная Азия, которые наряду со странами ЕС являются основными импортерами российской стальной продукции. В 1977 году и особенно во втором его полугодии вследствие тяжелого финансового кризиса, разразившегося в странах Юго-Восточной Азии, существенно вырос экспорт российского листового проката в США и Канаду. Металлургический комплекс России перед распадом СССР производил свыше 80 млн. т. стали, около 60 млн. т. проката.

    Радикальные политические и экономические преобразования в странах Восточной Европы, распад СССР, переход России к этапу реформ привели к разрыву сложившихся хозяйственных связей и вызвали резкое сжатие внутреннего рынка. Низкая конкурентоспособность российской машиностроительной продукции и отсутствие инвестиций для технического перевооружения этой отрасли привели к сокращению металлопотребления в машиностроении с 28 млн. т. в 1991 году до 7,2 млн. т. в 1996 году, т.е. на 74%. За этот же период потребление металла в промышленном строительстве сократилось на 60%.

    В целом потребление металлопродукции на внутреннем рынке России в 1996 году составило около 31% (16,5 млн. т.) от уровня 1991 года. Обвальное падание платежеспособного спроса на внутреннем рынке металлопродукции поставило российскую металлопродукцию на грань выживания. Если учесть, что в России значительная часть крупных металлургических предприятий является градообразующими, закрытие этих предприятий могло привести к серьезным социальным потрясениям, предотвратить которые

Правительство, в отсутствие финансовых ресурсов, было не в состоянии. Все это заставило металлургов искать сбыт своей продукции на мировых рынках.

    К 1996 году при уровне потребления металлопродукции на душу населения в 112 кг (в промышленно-развитых странах этот показатель находится на уровне 300 кг) Россия стала ведущим мировым экспортером стальной продукции и основных цветных металлов. В 1996 году из России было экспортировано 67% продукции черной металлургии, 80,2% алюминия, 79% меди, 79% никеля, 68% олова, 74% цинка.

    В первом квартале 1998 года к нарастающим внутренним трудностям добавились и новые проблемы со сбытом продукции на внешнем рынке, куда отправляется сейчас более 2/3 металлургической продукции, производимой в Российской Федерации. В результате экономического кризиса в Юго-Восточной Азии, доля которой на мировом рынке металлопродукции составляла около 44% и куда направлялось до 40% российского экспорта, потребление металла странами этого региона значительно сократилось. Кроме того, резкая девальвация местных валют по отношению к американскому доллару еще более снизила привлекательность экспорта в этот регион. Цены на металлопродукцию в Юго-Восточной Азии в течение нескольких месяцев упали на десятки процентов, более того, была дестабилизирована ситуация на мировом рынке в целом, цены на металл на котором также значительно снизились. Азиатский кризис вызвал тревожные ожидания в мировом стальном секторе, потому что этот регион был крупнейшим регионом сбыта стальной продукции. После США такие страны, как Тайвань, Таиланд, Малайзия, Китай, Филиппины, Сингапур, Индонезия, занимали со второго по восьмое места в списке крупнейших мировых импортеров стали в 1996 году. В связи с этим текущие трудности в Юго-Восточной Азии имеют глобальный эффект, который касается, конечно, и России. Например, цены ФОБ Черноморские порты на горячекатаные рулоны снизились с 260-280 долл. за тонну до 210-220 долл. за тонну. И если в январе-феврале у металлургов еще были надежды на скорое улучшение ситуации, то сейчас после событий 17 августа 1998 годы стало, что подобная ситуация продлится еще длительное время.

    После крах азиатского рынка остались лишь два крупных мировых рынка - европейский и североамериканский. Производители стали в странах этих регионов, естественно, задаются вопросом - куда пойдут эти невостребованные в Азии миллионы тонн стали. Драматический рывок российских производителей стальной продукции на мировые рынки из-за отсутствия опыта, профессионализма, квалифицированной трейдерской сети и незнания рынков сопровождался естественными издержками и вызвал волну противодействия производителей аналогичной продукции в странах-импортерах российского металла.

    Известные финансовые проблемы переживаемого Россией переходного периода, нарушившие нормальные платежные отношения на внутреннем рынке (бартер, использование векселей, взаимозачетов и прочих платежных суррогатов), привели к искажению ценообразования и создали ситуацию, когда цена на продукцию зависит от формы оплаты может превышать экспортную цену мирового рынка. Такого рода ценовые казусы  в сочетании с архаизмом бухгалтерского учета и отчетности дают российским конкурентам на мировых рынках предлог для обвинения российских экспортеров в демпинге.

    Волна антидемпинговых расследований прокатилась от региона Юго-Восточной Азии (Индия - антидемпинговая пошлина на низкоуглеродистый феррохром и открытие расследования по горячекатаным рулонам, Таиланд - антидемпинговая пошлина на импорт горячекатаных рулонов и арматурной стали, Индонезия - антидемпинговая пошлина на широкополочную балку) через Ближний Восток (Турция - антидемпинговая пошлина на заготовки квадратного сечения, введение лицензирования импорта горячекатаного листа, Египет - расследование в отношении импорта арматурной стали), Южную и Центральную Америку (Мексика и Чили - антидемпинговые пошлины на горячекатаную рулонную сталь, Бразилия - антидемпинговая пошлина на феррохром) до Североамериканского континента (Канада - антидемпинговая пошлина на толстолистовую сталь, США - антидемпинговая пошлина на ферросилиций и ферросиликомарганец и введение количественного и ценового ограничения на импорт российской толстолистовой стали).

    Целый ряд антидемпинговых пошлин (на ферросплавы, бесшовные трубы) и количественных ограничений (на торговлю листовым и сортовым прокатом) установлен комиссией ЕС, торговля металлом с которым регулируется специальным соглашением.

    Как правило (за редким исключением), антидемпинговые пошлины вводятся в таких размерах, что они делают российскую стальную продукцию неконкурентоспособной и фактически закрывают рынок. Во всех перечисленных расследованиях (за исключением расследования в Индонезии) Россия рассматривалась как страна с нерыночной экономикой, что автоматически распространялось и на металлургическую отрасль, несмотря на то, что, по данным Минэкономики России свыше 95% предприятий металлургического комплекса приватизированы и преобразованы в акционерные общества закрытого типа, а их взаимоотношения с такими остающимися в руках государства отраслями, как транспорт и энергетика, складываются исключительно на рыночной основе. При этом доли этих составляющих в себестоимости стальной продукции в 2-3 раза превышают аналогичные показатели у наших западных конкурентов.

    Непризнание за российской металлургической промышленностью рыночного статуса дает расследователям возможность не учитывать фактическую структуру цены российской продукции, а считать так называемую “нормальную цену” по затратам в так называемой “суррогатной стране”. При таком подходе, закрепленном в антидемпинговом законодательстве этих стран, насчитать маржу, закрывающую для российских экспортеров рынок, ничего не стоит.

    Мы еще как-то можем понять такого рода действия со стороны развивающихся стран, хотя такие страны, как Таиланд и Индия, вводят ограничения в обход своих обязательств по действующим торговым соглашениям с Россией, и при этом эти и ряд других развивающихся стран продают свои товары в Россию на льготных условиях в рамках российской системы тарифных преференций. Но нельзя понять позицию таких стран, как США, Канада и ЕС. Экономика этих стран, особенно США, в последние годы находится на подъеме. По данным американской статистики, видимое потребление стальной продукции в США в 1996 году возросло на 9% по сравнению с 1995 годом. В первом полугодии 1997 года дальнейший рост составил 8% по сравнению с аналогичным периодом 1996 года. Отгрузка продукции собственного производства в 1996 году возросла по сравнению с предыдущим годом на 6%, а по данным Американского института чугуна и стали, загрузка мощностей сталеплавильных компаний превышает 90%. При этом своей стальной продукции не хватает: импорт в 1996 году достиг 26,5 млн. т., а в первом полугодии 1997 года его рост по сравнению с аналогичным периодом 1996 года составил 30,7%. Вполне естественно, что российские производители стальной продукции так же, как и другие продавцы, устремились на этот динамичный рынок. Жесткая реакция по отношению к российским продавцам последовала незамедлительно: с 1 января 1998 года и до 2003 года ежегодный объем продаж российской толстолистовой стали ограничен 100 тыс. т. (при объеме продаж 1996 года 225 тыс. т.). Ограничена и минимальная продажная цена. По имеющейся информации готовятся аналогичные меры и в отношении импорта российской листовой стали.

    Экономика Канады в отличии от США находится в состоянии умеренного роста. Тем не менее, объем импорта стальной продукции в этой стране за 8 месяцев 1997 года вырос на 61% по сравнению с аналогичным периодом 1996 года. При этом импорт из США вырос на 51%. Его доля, например, в импорте горячекатаной стали за этот период составляет около 52% против 22% российского импорта. Однако гонения ожидаются опять на российских производителей.

    Подписанное в прошлом году Соглашение между Россией и ЕС “О торговле некоторыми изделиями из стали” хотя и позволяет сохранить европейский рынок продукции, однако устанавливает на очень низком уровне лимиты на российский экспорт.



    Таким образом, в нынешнем своем статусе страны с нерыночной экономикой, находясь вне ВТО, Россия предстает на мировом рынке металлопродукции в положении беззащитной Золушки, не имея до сих пор своего рода антидемпингового законодательства. Застрял в Думе и законопроект “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли”.

    Представляется очевидным, что Россия не может оставаться вне ВТО, этой ведущей международной организации в области регулирования мировой торговли. От вступления в ВТО металлурги ждут прежде всего возможности цивилизованной защиты от дискриминации на мировых рынках, признания российских предприятий-экспортеров в качестве полноправных субъектов мирового рынка. Это позволит прекратить нелепую практику коллективного наказания российских экспортеров вне зависимости от того, являются ли они участниками того или иного рынка или иного рынка или никогда на нем не торговали, даст возможность каждому участнику рынка аргументировать свою ценовую политику собственными данными по экономике производства и торговым затратам, будет дисциплинировать российских экспортеров. Следствием этого станет “прозрачность” экономического положения предприятия и возможность объективной оценки его привлекательности для инвестиций.

    Металлургия России является вторым после ТЭК поставщиков валюты (17%). Против нее на мировом рынке в настоящее время открыта торговая война. Металлурги, Правительство России и общественность должны предпринять разумные и решительные меры, чтобы не потерять этот крайне необходимый в нынешних условиях источник дохода, а с ним и российскую металлургию.                 


ГЛАВА II. Необходимые меры для развития рынков сбыта российской металлопродукции

 

    Чтобы правильно оценить и тем более внедрить эти меры необходимо иметь общее представление о внутреннем развитии металлургического комплекса в России. Металлургия России является базовой отраслью народного хозяйства. Она производит 95% конструкционных материалов, без которых невозможен технический прогресс в машиностроении, химии, атомной энергетике, оборонной промышленности, строительстве, производстве товаров народного потребления и в других отраслях. По разведанным запасам большинства металлов Россия является одной из ведущих стран мира. В горнорудной промышленности разрабатывается около 200 месторождений черных и цветных металлов и десятки месторождений нерудного металлургического сырья. Сырьевая база металлургии по сравнению с зарубежными аналогами характеризуется более низким качеством добываемых руд, сложными горно-геологическими условиями разработки полезных ископаемых и суровыми природно-географическими условиями их освоения.

    Характерными особенностями российской металлургии являются: тесная “привязка” к природно-сырьевому фактору, высокая капитало-, фондо-, материало- и энергоемкость большинства производств, влияние на окружающую среду, большая инерционность и затянутость цикла “строительства - освоение - производство” (в особенности горнодобывающих мощностей). Значительное число предприятий металлургического комплекса являются, как было отмечено выше, градообразующими, что требует больших затрат на обеспечение социальной сферы. Финансовое состояние отрасли оценивается как достаточно сложное. Рентабельность товарной продукции уменьшилась с 30% в 1991 году до 4% в 1996 году. В 1997 году она составила около 6%.

    Доля металлургии в общем промышленном производстве - 12%. В металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в

акционерные общества. В 1997 г. было произведено 38,6 млн. т. проката, 3,5 млн. т. труб. Объем товарной продукции составил 105,1 трлн. руб., прибыль - 4,1%. Доля убыточных металлургических предприятий к общему числу составляет 26,5%, в 1996 г. - 13,5%, в 1995 г. - 14%. Средняя рентабельность в 1997 г. составила 4%, в 1996 г. - 5,8%, в 1995 г. - 20%. В цветной металлургии объем товарной продукции составил в цветной металлургии 60%. Это существенная цифра, над которой стоит задуматься. Средняя рентабельность в цветной металлургии составила 10%.

    Основные причины такого положения следующие:

§       спад производства в обрабатывающих отраслях на 70-75% привел к значительному снижению спроса внутреннего рынка;

§       опережающими темпами снижался платежеспособный спрос на металлопродукцию высокой степени готовности, на экономичные виды проката, труб и метизов. Падает спрос на наиболее дорогие виды продукции, такие как прокат из нержавеющих, высоколегированных марок сталей, прокат цветных металлов, калибровочная сталь, специальные виды труб, гнутые профили, прокат с покрытиями и др.;

§       высокая степень изношенности основного оборудования (до 60%) вызывает повышенный расход топливно-энергетических, сырьевых и трудовых ресурсов, в результате продукция российских предприятий становится неконкурентоспособной;

§       недостаток у предприятий собственных оборотных средств. Для приобретения сырья и оборудования на условиях предоплаты предприятия вынуждены брать коммерческие кредиты по высоким ставкам. Сумма выплат за кредит в последние три года в 1,5-2 раза превышает величину получаемых новых кредитов.

    Из черных металлов конкурентоспособными на западном рынке примерно 20-25% российской металлопродукции. Так, ряд видов проката АО “НОСТА”, АО “Северосталь”, АО “Новолипецкий металлургический комбинат”, АО “Магнитогорский металлургический комбинат” сертифицированы германским ТЮФом и британским Регистром Ллойда. Ряд видов труб Выксунского металлургического, волжского трубного, Северского трубного, Первоуральского новотрубного и Челябинского трубопрокатного заводов сертифицированы американским нефтяным институтом (APJ) и германским ТЮФом.

    Одной из причин низкой конкурентоспособности российской металлопродукции является высокая энергоемкость производства. Предприятия отрасли потребляют свыше 24% объема производства электроэнергии. В 1997 году Правительством РФ был принят ряд постановлений, конкретизирующих меры по совершенствованию регулирования и контроля за деятельностью естественных монополий в определении тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки. Меры, принимаемые Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в целях совершенствования деятельности естественных монополий и прекращения перекрестного субсидирования, должны привести к повышению конкурентоспособности российской металлопродукции на мировом рынке.

    Действующая система тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в отношении металлургического комплекса предусматривает определенные льготы. Так, с 1 августа 1995 года введена дифференциация перевозимых грузов по тарифным классам. При этом руды металлические были отнесены к 1 тарифному классу, для которых в зависимости от расстояния перевозки предусмотрено понижение тарифов на 10-30%. При отправлении грузов в отправительских маршрутах действует 10%-ная скидка.

    С целью совершенствования ценообразования в металлургической промышленности и увеличения конкурентоспособности на внешнем рынке необходимо:

§       снижать себестоимость металлопродукции за счет улучшения использования производственных мощностей, оптимизации их загрузки, ликвидации неэффективных и нерентабельных производств;

§       повышать долю использования вторичных ресурсов, в частности, лома черных и цветных металлов, снижая на этой основе издержки производства;

§       дифференцировать тарифы на электроэнергию с учетом дальности передачи, сменности и сезонности работы;

§       восстановить оборотные средства предприятий за счет необлагаемой налогом части прибыли, направляемой на эти цели;

§       частично освободить металлургические предприятия от содержания социальной сферы городов.

    Стратегической целью реформирования предприятий должно являться повышение эффективности, конкурентоспособности производства металлопродукции, которое предусматривается за счет технического перевооружения предприятий, улучшения потребительских свойств металлопродукции, снижения издержек во всех технологических звеньях производства. Основные направления реформирования производства, производственного потенциала - это ликвидация или диверсификация убыточных производств предприятий с осуществлением, в случае необходимости, предусмотренных действующим законодательством мер по санации и процедуре банкротства, введению внешнего управления или по продаже имущества эффективному собственнику. Надо сказать, что практически все предприятия имеют своих собственников (акционировались), но практически нет примеров, чтобы собственник вложил достаточно средств для технического перевооружения своего предприятия и вывода его на уровень получения конкурентоспособной продукции. Собственников устраивает сегодняшняя ситуация. Недостаточно углубленная переработка российской металлургической продукции в конечном счете устраивает Запад, но не должна устраивать отечественную металлургию.

    Для преодоления кризиса и успешного развития перспектив сбыта российской металлопродукции за рубежом необходимо, наконец, перейти от разговоров к промышленной политике, ее практической разработке и реализации. В русле этой концепции, кроме ослабления непомерного налогового бремени и ценового давления отраслей - естественных монополистов, необходим еще и ряд мер государственной поддержки. Речь идет не о прямых инвестициях или субсидиях, а создании правовых и экономических механизмов, позволяющих работать в более или менее нормальных условиях и распоряжаться заработанными средствами. Нужны гибкая протекционистская политика государства, защита отечественных товаропроизводителей прежде всего на внутреннем рынке.

    Промышленная политика государства должна безотлагательно предусматривать восстановление нормального инвестиционного процесса, осуществление комплекса мер по поддержке, модернизации основных фондов, включая государственные гарантии под иностранные кредиты, отмену пошлин на ввозимое оборудование, которое не может быть произведено в России. Необходимы правовые нормы, побуждающие собственников к воспроизводству основных фондов, особенно по условиям инвестиционных конкурсов, изменение правил толлинга с введением условия обязательных реинвестиций части прибылей иностранными компаниями, налоговые льготы, каникулы на инвестиции и инновационные проекты. Следовало бы ужесточить контроль за вывозом капитала, образующегося в результате экспортной деятельности, обеспечить возврат этого капитала и использование на инвестиции по месту его образования, уделить особое внимание сырьевой базе металлургии, создать условия для ее воспроизводства, ввести систему лицензий на вывоз стратегических видов сырья - рудного концентрата, лома цветных металлов и стратегических видов металлопродукции. Настало время кардинально решить вопрос по накопившейся задолжности по платежам, пеням, штрафам. Немаловажной задачей является возрождение рынка металлопродукции в рамках СНГ. За последние годы он сокращается, как “шагреневая кожа”, а место российских производителей металла занимают фирмы дальнего зарубежья.   

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!