Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилева»

/ Этнология
Конспект, 

Оглавление

Несмотря на многочисленные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. Работа этнологов в этом направлении продолжается, но до настоящего времени в этнологии нет законченных, научно аргументированных теорий, дающих полное и убедительное описание всех этих процессов. Большой интерес сегодня вызывает концепция этногенеза Льва Николаевича Гумилева. 

Гумилев положил в основу своей теории этногенеза в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса. Этнос является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. Гумилев определил этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, а этногенез должен быть составной частью тех процессов, которые протекают в биосфере. Эти гигантские по своим масштабам процессы создали в значительной мере современный облик нашей планеты и сравнимы по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами. В.И. Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что. иное, как преобразованная энергия Солнца, Космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта Космосу и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие там. Эта связь была доказана нашим соотечественником А.Л. Чижевским. В этом заключается причина на первый взгляд загадочных, буквально взрывных популяций стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы броситься в воды океана. Подобные влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на уровне этносов. При выполнении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза. 

Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность Земли подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок мутацию гена человека, отвечающего за восприятие энергии организмом из внешнего мира. Особенность этих толчков их кратковременность. За последние три тысячи лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре до нашей эры и пять за последние два тысячелетия.

Суть явления пассионарности состоит в следующем. До мутационных изменений человек получает из окружающего мира энергии ровно столько, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию гена, человек становится способным воспринять энергии значительно больше, чем ему необходимо для нормальной жизнедеятельности, следовательно, образуется избыток энергии, который может быть направлен в любое русло. Такой человек обладает повышенной тягой к действию пассионарностью. Избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, создание новой религии или научной теории. Если же люди, обладающие этим признаком, соберутся вместе, объединенные одной целью, находясь при этом в благоприятных географических условиях (необходим разнообразный ландшафт), появится зародыш нового этноса, начинается бурный процесс этногенеза, завершающийся через 130-160 лет появлением нового народа. Наиболее существенным отличительным признаком нового этноса являются специфические стереотипы поведения, которые передаются последующим поколениям не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, через культуру, когда потомство путем подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы. Именно эти стереотипы и создают пассионарии.

Таким образом, процесс этногенеза Гумилев связывает с пассионарностью появлением внутри старого этноса или нескольких этносов людей с повышенной тягой к действию. Это становится пусковым механизмом этногенеза.

По Гумилеву, этногенез энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса до тех пор, пока этнос не придет в состояние гомеостаза равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю.

Развитие этноса проходит ряд закономерных фаз, которые составляют цикл жизни этноса продолжительностью около полутора тысяч лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине. Фазы развития этноса связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.

После пассионарного толчка наступает фаза подъема продолжительностью 200-300 лет, связанная с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу формирования нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен и активно отстаивающих свои интересы, часто за счет соседей. Основной императив поведения на этой фазе: «Будь тем, кем ты должен быть». Примером могут служить все молодые народы: предки современных англичан и французов в IX в., монголы в XII в. и т.д.

Затем наступает акматическая фаза, когда пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большой численности пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Усиление индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Акматическая фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, одна из самых тяжелых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь. Основной императив поведения человека в это время: «Будь тем, кем я хочу». Люди хотят уже не общего блага, а только своего. Обычно такой мотив поведения связан с тем, что глобальная цель предыдущей фазы создание великого государства уже достигнута. Примером может служить Европа периода феодальной раздробленности, Россия Смутного времени.

В конце концов большая часть пассионариев истребляет друг друга, вследствие чего происходит падение уровня пассионарного напряжения в этносе, усугубляющееся еще и тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимые для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны бродяги, люмпены, босяки, бомжи. Эти признаки означают наступление фазы надлома кризисной фазы, продолжающейся 200 лет. Жизнь в фазе надлома очень тяжела. Мы это знаем на собственном опыте, так как наша страна находится сейчас в конце этой фазы. Западная Европа пережила ее в период Реформации и Контрреформации, уплатив за свое нынешнее спокойствие не менее кровавую дань, чем Россия в XX в.

После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Это говорит, что этнос перешел в следующую фазу инерционную, когда происходит сначала некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. При этом укрепляется государственная власть, социальные институты, интенсивно накапливаются материальные и духовные ценности, активно преобразуется окружающая среда. В этносе доминирует «тип золотой посредственности» законопослушного, работоспособного человека. «Будь таким, как я!» господствующий императив поведения в период инерционной фазы сменяет императив предшествующего периода: «Мы устали от великих». Это означает, что люди наконец начинают понимать, что именно индивидуальности, пытающиеся проявиться   во  всей  оригинальности,   представляют  наибольшую опасность для соседей. Примером служит современная Западная Европа, Киевская Русь XI-XII вв., Китай эпохи Сун.

Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения этноса постоянно снижается, что приводит к неизбежному упадку, скрытому вначале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.

Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая в конце концов не выдерживает этой нагрузки. (Вспомним, например, что все крупные цивилизации древности оставили после себя пустыни, занявшие место прежних плодородных земель, Вавилон. Египет и др.) Наступает фаза обскурации старости этноса, что соответствует возрасту этноса 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательного уровня из-за появления значительного числа субпассионариев, в результате чего невозможна любая конструктивная деятельность, этнос существует за счет прежних запасов. Общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может стать добычей более пассионарных соседей.

Императив поведения на этой фазе: «Будь таким, как мы». Причем его определяют люди нетворческие и нетрудолюбивые, эмоционально и умственно неполноценные, но обладающие повышенными требованиями к жизни (не выходящими, правда, за пределы того, что нельзя съесть или выпить). Всякий рост становится явлением исключительным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Происходит настоящий естественный отбор. Но наступает возмездие. Субпассионарии разъедают тело народа, как клетки раковой опухоли организм человека, но победив, т.е. умертвив соперника, они гибнут сами.

Классический пример Рим эпохи поздней империи, Китай с XVII в., Русь перед татаро-монгольским нашествием.

Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или ее переходу к состоянию гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.

Иногда бывает возможна фаза регенерации временное восстановление этнической системы после обскурации за счет пассионарности, сохранившейся на окраинах ареала. Примером может служить Византия в последний период своей истории. Казалось, что после падения Константинополя в 1204 г. под натиском крестоносцев великая империя погибла безвозвратно, от нее остался крохотный обломок Никейская империя окраина прежней Византии. Но именно из нее через 50 лет возродилась византийская империя, которая, правда, была только тенью прежней великой Византии, и просуществовала еще 200 лет. Это стало возможно только благодаря тому, что в фазе обскурации именно на окраине ареала обитания этноса сохранилась повышенная пассионарность.

Но в любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. К тому времени этническая система уже утеряла пассионарность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого.  Память о героических деяниях предков живет в фольклоре, легендах.

Такую картину мы наблюдаем на Алтае, где проживают телесы, теленгиты, телеуты, алтай-кижи, сохранившие богатый былинный эпос. Такую же картину можно увидеть у киргизов Тянь-Шаня, индейцев пуэбло и других, некогда могучих этносов, превратившихся в малочисленные «племена». Кристаллизованная пассионарность искусство спасло их от растворения среди соседей, от ассимиляции и связанных с ней унижений.

После окончания динамических фаз этногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних. Изменяются не люди, а этническая системная целостность. Раньше рядом с обычным большинством были пассионарии, многим мешавшие, но придававшие этносу сопротивляемость и стремление к переменам. Агрессивность этнической системы исчезает, но снижается и ее резистентность (сопротивляемость). А это значит, что взамен приобретений идут утраты.

Дальше все зависит от соседей. Если они не будут нападать, то остатки этноса будут продолжать меняться, превращаться в милых, безобидных людей, гостеприимных и доброжелательных. Они продолжают терять память о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени. На конечном этапе они просто ограничиваются констатацией смены времен года и даже просто дня и ночи. Так живут чукчи прекрасные охотники, обладающие развитой мифологией, племена Центральной Африки, члены которых не знают даже, сколько им лет (хотя прекрасно ориентируются в джунглях). Но эти этносы живут в контакте с более пассионарными соседями, которые держат их в форме. Если же этого не будет, то остатки этноса могут просто вымереть из-за отсутствия желания жить. Такие этносы сегодня живут в некоторых резервациях-заповедниках.

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза происходит очень плавно и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни. В данном состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован. Так живут народы Австралии, Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!