Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

Вопрос 1. Социология как наука. Методы исследования в социологии

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.[1] До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей средних веков и Нового времени. 

Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. 

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука, во-первых, по отношению к выделившимся из нее отраслям знаний, во-вторых, по отношению к универсальным философским системам прошлого. 

Предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.

Выделившись из универсальных философских систем и развиваясь как самостоятельная наука, социология тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути философский, анализ развития общества и существенно углубить исследования. В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука.

Общетеоретическая социология исходит из соответствующих философских предпосылок. Она базируется на определенном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиций данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества, материального и духовного в историческом развитии, т.е. наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределяет решение прочих социологических проблем, в том числе менее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он применяет в своих исследованиях, свидетельствуют об органической взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти отрасли знания выступают как самостоятельные. На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Эмиль Дюркгейм. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представители, в том числе П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и другие. Однако, объявляя социологию нефилософской наукой, они при объяснении многих социальных явлений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивизма, прагматизма, интуитивизма и т.д. И в этом нет ничего удивительного. Сама логика углубленного социологического анализа каких-то общественных явлений приводит к необходимости философского осмысления вытекающих из данного анализа выводов и обобщений.

Итак, современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Социологическое исследование включает в себя комплекс логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, между которыми существует единая цель – получить реальные сведения об изучаемым социальном процессе или явлении, чтобы иметь возможность использования их в дальнейшем.[2]

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках):

• опрос (анкетирование и интервьюирование);

• анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));

• наблюдение (невключенное и включенное);

• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).[3]

Опросом называется метод сбора первичной вербальной (т.е. словесной) информации, применяемый в социологии, психологии, экономике, демографии, этнографии и других науках. Само слово «опрос» уже предполагает, что главное здесь – задавать умные вопросы в надежде получить исчерпывающие ответы. Те, кто задает вопросы, называются исследователями, а те, кто отвечает на них, – респондентами.

Искусство задавать вопросы, пожалуй, самое древнее и до сих пор еще до конца не изученное. В повседневной жизни бестактно поставленный вопрос ставит отвечающего в неловкое положение. Бестактными или глупыми могут быть и социологические вопросы. Про них говорят: такие вопросы легче задавать, чем на них отвечать. Есть вопросы риторические, на них вовсе не надо отвечать. Существуют вопросы короткие и длинные, письменные и устные, закрытые и открытые, вопросы-меню и вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, вопросы контактные, отвлекающие, фактологические, буферные, провоцирующие, полузакрытые и др.

Сущность социологического опроса заключается в том, чтобы на основании мнений нескольких сотен людей судить о мнениях тысяч и миллионов. Для того чтобы знать, как поведут себя избиратели на будущих выборах, вовсе не обязательно опрашивать 280 тысяч жителей. Специальной процедурой – конструированием выборки – ученый отбирает 2 тысячи наиболее типичных граждан данной страны, задает им 5–10 вопросов и получает достоверную информацию, характеризующую мысли всего населения. Две тысячи специально отобранных респондентов называются выборочной совокупностью, а все население – генеральной. Достоверность информации по принципу «судить о целом по части» называется еще репрезентативностью. Часть репрезентирует или представляет целое.

В социологии применяются четыре разновидности опроса:

1) анкетирование – письменный заочный опрос;

2) интервью – устная беседа, очный опрос;

3) социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе;

4) экспертный опрос – оценка ситуаций знающими людьми.

Главными среди них являются анкетирование и интервьюирование.

Более полная классификация (она нужна скорее академическим ученым, а не студентам) выглядит так.

1. Опросы

Интервью: свободное – стандартизированное, клиническое – фокусированное групповое – индивидуальное, телефонное.

Анкетные опросы: экспресс-опрос, групповой – индивидуализированный, раздаточная анкета, почтовая анкета, прессовая анкета.

2. Анализ документов: качественный – количественный (кон-тент-анализ)

3. Наблюдение: включенное – невключенное, скрытое, формализованное – неформализованное.

4. Эксперимент: истинные эксперименты, квазиэксперименты, натурные эксперименты, натуралистические эксперименты.

Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приемы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях. В 60-х годах ХХ в. для обозначения методов освоения результатов завершенных или ранее произведенных исследований в американской социологии был изобретен термин «вторичный анализ». Под ним понимают более углубленное изучение полученных данных с учетом новой исследовательской задачи или в связи с новыми данными.

Цель такого метода состоит в том, чтобы изучить данные по-новому, в соответствии с иными исследовательскими задачами. И хотя на данные, с которыми исследователь здесь имеет дело, могут наложить отпечаток особенности, обусловленные обстоятельствами первичных форм сбора, их последующая обработка уже не сопряжена с действием этого эффекта. Вторичный анализ используется все более широко потому, что он сравнительно недорог, позволяет проводить сравнения между группами, народами и временами, облегчает воспроизведение данных и позволяет рассматривать вопросы, которые первоначально не были затронуты.


Вопрос 2. Политическая система общества: структура и типы

В отечественной и зарубежной политической литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятие политической системы. Последняя определяется как комплекс взаимодействий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон), как совокупность взаимодействующих ролей (Г. Алмонд), как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме), как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М.Н. Марченко), как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций, институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд, Б.Н. Топорнин, А. Лопатка) и т.д.[4]

Такое разнообразие мнений само по себе естественно, ибо, с одной стороны, отражает закономерный процесс постоянного накопления и развития научных данных о политической системе, подчеркивает ее сложный и противоречивый характер, а с другой – выделяет различные субъективные методологические и идеологические позиции авторов.

Более или менее универсальное (сквозное) и самое общее понятие политической системы, отражающее сущность и содержание политической материи, можно дать на основе рассмотренных критериев. Политическая система – это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории. Определение же конкретной политической системы зависит от ее структуры, вида и содержательно-функциональных характеристик.

По своей структуре любая политическая система, как отмечается в литературе, представляет собой сложное явление, состоящее из нескольких подсистем (Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, К.С. Гаджиев, Л.И. Демидов, Л.А. Федосеев и др.). Можно выделить следующие компоненты (блоки) политической системы[5]:

1) личностно организационный блок обозначает взаимосвязь политики и человека. Все люди так или иначе подвергаются политическому воздействию в самых различных формах. Но это одна грань данного отношения. Вторая заключается в том, что наиболее «подготовленные» индивиды через разнообразные организационно-политические формы активно участвуют в выработке политических идей и норм, формировании политической власти. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие общества. Каковы люди, такова и политика;

2) организационно-институциональный блок охватывает совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения). Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и формы которого зависят сущность, виды и функции политической системы. В качестве сугубо политических явлений выступают партии, которые могут представлять интересы класса (классовые), нации, этнические группы (национальные), конфессии (религиозные), всех слоев населения (патриотические), отдельных групп, лидеров (харизматические) и т.п.

Важное значение имеют общественно-политические организации и движения, которые не могут удовлетворить интересы своих членов без участия в политике, без вмешательства государства;

3) нормативно регулятивный блок включает в себя политические и правовые нормы, обычаи и традиции. При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что правовые нормы исходят от государства, органов лестного самоуправления или народа в целом и поэтому всегда являются одновременно политическими нормами. Часть же политических норм, исходящих от политических партий, общественно-политических организаций, не являются правовыми. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, носят формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью;

4) организационно-деятельностный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, складывающиеся между государством и иными политическими организациями, и прежде всего по поводу участия в осуществлении политической власти; б) политические отношения между негосударственными объединениями; в) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических организаций;

5) интеллектуально-психологический блок (политическое сознание) отражает идеологические и психологические характеристики системы. Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов может формироваться под влиянием идеологии либерализма, консерватизма, радикализма, социализма, национализма, шовинизма, расизма и т.д. Политическое сознание выступает в качестве основного условия формирования политического порядка, политической культуры;

6) информационный блок.

Все обозначенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему. В действительности невозможно отделить, изолировать отдельных личностей от политических организаций, а последних – от политических идей, норм, отношений, как нельзя, скажем, разорвать связь между разумом и мыслью, языком и словом.

Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем.[6] Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.



[1] Социология. Основы общей теории: Учебник / Отв. Ред. Л.Н. Москвичев. М., 2005. С. 34

[2] Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2006. С. 15

[3] Тощенко Ж. Социология. Общий курс. М., 2003

[4] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник. М., 2002. С. 176

[5] Зеленцов А.Б. Основы общей теории политики. М., 2005. С. 203

[6] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М., 2006. С. 338

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!