Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

Вопрос 1. Юность как стадия социализации

Юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому. 

Вместе с тем старшеклассников полностью взрослыми еще не назовешь, так как у них многое еще сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у старших школьников немало детскости. Многие из них у порога окончания школы еще недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей решаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток – это в основном еще полуребенок, то юноша – более чем наполовину взрослый. 

На период ранней юности, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциональный. 

Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие другие. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Юность – период завершения физического созревания; на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в кризисе отрочества. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юноши догоняют и опережают в своем физическом развитии девушек.[1]

Юношам и девушкам, как и подросткам, свойственно повышенное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Например, многие нормальные или даже стройные девушки считают себя толстыми и стараются похудеть. В крайних случаях такая озабоченность своим весом может приводить к нарушениям пищевого поведения. Однако общее эмоциональное самочувствие юношей и девушек становится более ровным. Как правило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникали в подростковом возрасте из-за общей повышенной возбудимости.

Юность завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Подавляющее большинство юношей и девушек – это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем определенная часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в ранней юности исследуются нами применительно к старшему школьному возрасту. Однако и для других социальных групп юношества выявленные закономерности сохраняют свое значение, конкретизируясь в специфическом содержании и условиях образования и развития.

Период юности это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. В возрастной психологии установлено, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий.[2]

Сами юноши и девушки наступление зрелости связывают с внутренними изменениями в себе и в отношениях с другими людьми. Они пытаются установить время, когда почувствовали себя взрослыми: «Я думаю, что взрослость наступает тогда, когда кончается беспечное существование. Раньше я вообще не задумывался над тем, как жить. Теперь же начинаешь отдавать себе отчет в своих поступках и все чаще задумываешься о своем будущем». Следует отметить, что процесс профессионального и личностного самоопределения не завершается в период ранней юности; вопросы правильности жизненного выбора актуальны и для молодого, и для взрослого человека.

Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой – по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан безусловно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к социальной структуре, к процессу обучения, к педагогам, к одноклассникам. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассник еще принадлежит школе, референтные группы все чаще находятся вне ее.[3]

Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности – она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах – это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы мотивации учения и связанной с ней дисциплины на уроках. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. У юношей и девушек появляется интерес к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем.

Обучение в старших классах осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, а также конкретно-профессиональным – педагогическим, медицинским, юридическим, экономическим, инженерным и т.п. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты. Обучение в школе дополняется образованием во внешкольных образовательных учреждениях и самообразованием.

Одной из важных для современных старшеклассников является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Сегодня старшие классы общеобразовательной школы в большинстве своем комплектуются из учащихся, обучавшихся в разных классах или даже разных школах. В новых классах появляются новые, как правило, более высокие критерии оценок. Психологи фиксируют связанные с этим изменения в сознании и поведении юношей и девушек, разрывы преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний, связанных с осознанием самого себя. Такие изменения затрудняют нормальное протекание образовательного процесса в старших классах.[4]

Другая, отмечаемая психологами проблема, установка на продление моратория относительно вопросов, связанных с будущим. У некоторых юношей и девушек иногда наблюдается «лихорадочная» активность, в результате которой учебные дела отступают на второй план, а на первый план выдвигаются не связанные с учебой разнообразные виды деятельности (общение, участие в неформальных молодежных движениях, спорт, самодеятельность, посещение разного рода подготовительных курсов и пр.). Временем такого перелома чаще всего оказывается предвыпускной класс, когда проблемы окончания школы кажутся еще далекими. Подобный «отход» от школы, зачастую сопровождаясь снижением успеваемости и достаточно формальным отношением к учебе, вызывает недовольство взрослых. Санкции и запреты, к которым они прибегают, становятся почвой для конфликтов.

Психологи полагают, что такой период в жизни старших школьников при всех его видимых издержках имеет позитивное значение. Задачи личностного и социального самоопределения предполагают специальный период, в течение которого молодые люди как бы получают право экспериментировать, «примериваться» к различным социальным ролям, до определенного момента не отдавая предпочтения ни одной из них. Это время по-своему продуктивно: жизненные горизонты юных расширяются, приобретается жизненный опыт взаимодействия с действительностью, реалистичнее становятся представления о мире и о себе.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношения к учителю и с учителями. В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью. В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся отчуждение от учителя и негативизм.[5]

Отношения юношей и девушек с родителями неравномерны. С одной стороны, сохраняет свою актуальность потребность освобождения от контроля и опеки родителей – актуальны процессы обособления. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты; например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы. Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных качествах. Порой они стесняются своих родителей: им кажется, что они слишком громко говорят, немодно одеваются, полны предрассудков. Нередко юноши и девушки считают себя выше лишь потому, что знают что-то, чего не знают родители.

С другой стороны, в юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, – все то, что связано с жизненным самоопределением. Вопросы самоопределения не могут решаться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех. Обращение к взрослым закономерно. Но общение со взрослыми, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности. Отсутствие доверительности в общении выступает одной из причин тревожности, которую испытывают молодые люди в общении с родителями и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере зависят.

В целом, на ступени персонализации, в юности – реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется лично и по-своему, становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях как Учитель, Мастер, Наставник, а далее – Консультант, Эксперт. Взрослый ценен и значим прежде всего своей реальной (а не идеальной – как у подростка) взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного бытия – в ремесле, науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно через приобщение к деятельным формам взрослости человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы своей самотождественности внутри совместного бытия с другими.

Нормой и важнейшим условием самотождественности (самоидентификации, принятия себя) является процесс индивидуального обособления в деятельности и личной ответственности за нее внутри группы сверстников. Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, юноша не может выработать необходимых для самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку и юноше обособление от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет для самоуважения юноши решающее значение.

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В юности ценится одиночество – чем самостоятельнее юноша и чем острее потребность в самоопределении, тем сильнее у него потребность быть одному. Потребность в отождествлении со сверстниками у юношей проявляется в разных мотивах. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растушую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к коммуникации. Об индивидуализации общения свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских связях и общении. Эти тенденции отвечают разным потребностям юношей и девушек: в поиске общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та и другая потребность актуальны, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у них глубокие переживания.

Юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда – взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. Типичная черта юношеских групп – высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, юноши зачастую некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, паритетном, эмоционально насыщенном общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых контактов, поиск себя. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность юноши в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

Развитие юношеских групп имеет свою логику. У подростков общение реализуется в однополых группах мальчиков или девочек. Затем две такие группы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план. Однако в жизни юношей однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни девушек. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании и начала дружбы с девушкой. Наряду с возрастающей значимостью коллективной жизни, в юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте. Однако юношеская дружба гораздо устойчивее и глубже подростковой. Подростка связывают с другом преимущественно общие интересы и совместная деятельность. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими переживаниями.

Юность бескомпромиссна, для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия. Интимная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет поэтому важное значение. Современные юноши боятся высоких слов и проявлений нежности, их дружеское общение зачастую нарочито заземлено и огрублено. Однако от этого оно не теряет своего высокого назначения, а сами юноши и девушки считают дружбу важнейшим из человеческих отношений.


Вопрос 2. Теория прогресса

Вопрос о направленности развития общества рассматривался передовыми мыслителями каждой эпохи. Знаменитый софист (мудрец) Протагор (481–411 гг. до н.э.) в мифической форме рисует картину прогресса человеческого общества. Протагор показывает жалкую жизнь людей в начале своего существования. Только вмешательство Прометея помогло людям выйти из такого состояния. Он украл у богов тайны художества и огонь и наделил ими людей. Люди стали строить жилища, шить одежду, обувь, добывать средства питания из земли. Но в этой стадии оказались слабее животных, так как жили порознь и не имели гражданской мудрости, не знали силы объединения в общество – государство. А если и случалось собираться вместе, то без гражданской мудрости (политического искусства) они только обижали друг друга, враждовали и гибли. Тогда Зевс, опасаясь за дальнейшую судьбу человеческого рода, решил дать людям стыд и правду, чтобы при объединении их скрепляли узы дружбы. Только после этого люди стали строить города, создавать государства. Государственное объединение увеличивает силы в борьбе с окружающей природой, обеспечивает безопасность жизни, создает условия для развития материальной и духовной культуры. У Демокрита содержится целая концепция исторического развития, он делит историю на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей. двигатель всех изменений – нужда, которая ставит цель и приводит в движение способности человека.[6]

Важнейшим средством общественного благополучия граждан является демократическое государство, поэтому искусство управлять государством – наивысшее из искусств. Известны воззрения на прогресс человеческой истории римского философа и поэта Лукреция Кара «О природе вещей» Лукреций Кар (вслед за Эпикуром) освобождает мир и человеческие жизни от вмешательства богов. Все возникает и развивается естественным путем. Интересно, что, по Лукрецию Кару, царская власть и частная собственность на поля и скот возникает в соответствии с людскими дарованиями и силами. Как огонь и накопление богатств пробудило чувство зависти и толкнуло людей в междоусобную борьбу за власть. Затем люди излечились от насилия и раздоров и добровольно подчинились игу законов и выборным властям. Прогресс Лукреций Кар связывает с покорением сил природы в земледелии, скотоводстве, мореплавании. Источником и двигателем общественного прогресса является нужда и разум. Так, в античной философии зарождается учение о прогрессе, а философия как самосознание эпохи пытается разобраться в том, что является определяющим в историческом процессе поступательного развития общества, а что производным и зависимым. С середины ХIХ века изменяется отношение к общественному прогрессу. С одной стороны, возникают утопические теории Сен-Симона, Фурье, Оуэна, отражающие протест против несправедливости, а с другой – эволюционистские теории прогресса Конта и Спенсера. Если Конт больше связывает прогресс с порядком, а Спенсер заменяет понятие «прогресс» эволюцией как переход от однородного к разнородному, поясняя, что чем больше неравенство и разнородность в обществе, тем оно совершеннее. Спенсер считает революцию патологическим состоянием, недопустимым средством борьбы за прогресс.

Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, меняются в ходе истории. Прогресс – это объективная закономерность восходящей направленности истории, выражающаяся в усилении воздействия общества на природу, качественном преобразовании форм человеческой жизни, совершенствовании человеческого индивидуума как личности, ускорения в целом темпов общественного развития. Прогресс имеет и субъективное содержание как поступательное развитие способности людей к сознательному творчеству в достижении целей. Факторы субъективного значения возрастают по мере развития общества, способствуя ускорению прогресса. В философской литературе существуют различные подходы к проблеме критериев общественного прогресса. Выделяются общие, частные, применимые лишь к определенным сферам социальной жизни критерии прогресса. И все же многообразие подходов не должно означать признания многомерности критерия прогресса. Критерий – один, а для всестороннего анализа можно использовать другие категории, например показатель прогресса, объективный фактор прогресса. Критерий общественного прогресса – это детерминирующая сила восходящей направленности общественного развития и общее мерило, единый эталон, к которому сводятся все социальные явления. Понятие «показатель прогресса» используется для оценки достигнутых или предполагаемых результатов прогресса. В экономических отношениях показатели прогресса, например, тесно связаны с характером производственных отношений. В политических отношениях показателем прогресса будет борьба за государственную власть. Признаки нравственного прогресса следует искать в выполнении людьми своего общественного долга. Показателем прогрессивной роли искусства является соответствие эстетического идеала общественному идеалу прогрессивных сил. Народные массы и субъект прогресса едины по своей социальной сущности. Но между ними есть и различия. Субъект социального прогресса – это сосредоточение наиболее значительных практических и интеллектуальных сил людей данной эпохи. В связи с огромным значением субъективного фактора в прогрессе общества возникает вопрос о соотношении прогресса и свободы. Свобода выражается в присвоении субъектом наиболее существенных ценностей общества, способствующих удовлетворению его целей и интересов. Идеи социального прогресса, признание того факта, что человечество идет вперед, нашли отражение в истории философской мысли.

Теорию прогресса как совершенствования разума последовательно изложил Ж.-А. Кондорсе (1743–1794) в работе «Эскиз исторической картины прогресса исторического разума». Он считал, что исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека. Развитие этой способности, прослеженное из поколения в поколение, «представится как картина прогресса человеческого разума».[7] Кондорсе стремится показать, что не существует «никакого предела человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, и имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять». Кондорсе считал, что развитие человеческих знаний ведет к устранению неравенства между людьми и совершенствованию самого человека. «Настанет, таким образом, момент, – писал он, – когда Солнце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума».

Гегель рассматривал развитие общества как один из моментов саморазвития абсолютной идеи, которому имманентно присуще движение к более совершенному. «Развитие, – писал Гегель, – является движением вперед от несовершенного к более совершенному, причем первое должно быть рассматриваемо не в абстракции лишь как несовершенное, а как нечто такое, что в то же время содержит в себе свою собственную противоположность, так называемое совершенное как зародыш, как стремление».[8] Таким образом, признан закономерность исторического развития и необходимость прогресса, Гегель свел его сущность к прогрессу идей, вся история которого изначально заложена в абсолютном духе.

В теориях социального прогресса наряду с прямолинейным развитием получили свое выражение идеи циклического развития общества. Один из представителей этой теории Д. Вико (1668–1744) считал, что историю человечества следует подразделить на три эпохи, закономерно сменяющие друг друга: божественную (когда не было государства), героическую (аристократическое государство), человеческую с демократической республикой или представительной монархией. Каждая из этих эпох, по мнению Вико, переживает свои периоды рождения, расцвета, упадка и гибели и должна уступить место последующей эпохе. Представитель эволюционистской теории прогресса О. Конт (1798–1857) рассматривал прогресс как улучшение, совершенствование существующего порядка. Порядок – неизменное условие прогресса. Он обеспечивает прогресс и служит ему. «Человеческий прогресс, как состоящий всегда в простом развитии основного порядка, который по необходимости содержит в себе зародыш всех возможных успехов». Г. Спенсер (1829–1903) рассматривает прогресс в качестве универсального и единого для всей действительности эволюционного процесса перехода от однообразия к разнообразию. «Возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем надорганическим продуктам – языку, науке, искусству, литературе». Прогресс, по Спенсеру, это медленная эволюция, движение от простого к сложному, характерное для всей Вселенной и для человеческой истории. Основатель философии экзистенциализма немецкий философ К. Ясперс допускал возможность прогресса в сфере науки и техники при резком отставании и даже регрессе в других областях общественной жизни. Он признавал, что человеческое бытие, его доброта и мудрость не прогрессируют, поэтому считал, что прогресс есть только в знании, в технике, в предпосылках новых человеческих возможностей. Общество – это прежде всего люди, жизнь и деятельность которых и есть история. Своей деятельностью люди, объединенные системой общественных отношений, творят историю, а вместе с тем развиваются и изменяются сами. Формирование человека как члена общества, обладающего определенными сущностными человеческими качествами, происходит под воздействием общественных отношений. Социальная жизнь человека есть процесс его взаимодействия с другими людьми. Общественные отношения формируют основные характеристики личности: ее стремления и цели, ее способности, ее потребности и интересы. Цели и стремления человека являются отражением тех возможностей, которые возникают в жизни общества. Способности человека (как одна из предпосылок его активного участия в общественной жизни) зависят от уровня развития науки, техники, воспитания и обучения, от всего богатства взаимодействия человека с другими людьми. Изменение общественных отношений в процессе развития общества ведет к изменению сущностных черт личности. Развитие сущностных черт человека, рассматриваемое в масштабе истории, – процесс необычайно сложный, диалектически противоречивый, включающий наряду с движением вперед частичные отступления. Однако в целом этот процесс носит поступательный характер, проявляющийся в обогащении творческих, преобразовательных сил человека и общества. Этот процесс совершенствования сущностных сил людей – творцов истории – составляет сущность социального прогресса. Критериями социального прогресса являются реальные возможности проявления человеческих сил и способностей.[9]

Таким образом, наиболее важным критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политическом и социальном освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социальном здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10–12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Очень важную роль играет критерий свободы. Свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, не обходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки человеческой свободы.

Свобода выбора играет такую же роль в общественном прогрессе, как естественный отбор в биологической эволюции. Именно благодаря свободе выбора в различных сферах деятельности человек становится активным субъектом общественного развития. Обладая свободой выбора, он может использовать в своей деятельности не только приобретенный им личный опыт, но и достижения общественной культуры. Это сопровождается ускорением по сравнению с биологической эволюцией темпов общественного прогресса, ибо достижения отдельных людей становятся достоянием всего человечества.

Свободная сознательная деятельность, по определению Маркса, составляет родовой признак жизни человека, выделяющий его среди животных, а сама свобода, которой обладают люди в каждую данную эпоху, является необходимым продуктом исторического развития.

В современную эпоху, говоря о критериях общественного прогресса, нельзя игнорировать отношение общества к природе и соотношение биологического и социального в человеке. Не может быть общество прогрессивным, если оно превращает природу в мертвую пустыню. И о каком прогрессе можно говорить, если социальное подавляет природное в человеке, растет количество наследственных заболеваний, ухудшается генофонд человечества, техника самым разрушительным образом воздействует на здоровье людей?

Не только природное начало человека должно соответствовать социальным требованиям, предъявляемым обществом к нему, но и социальные требования должны быть адекватны природе людей. Адекватность друг другу природного и социального в человеке -- непременный критерий общественного прогресса на современном этапе.

Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном – она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование ем способностей. достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочем при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленном убивали или съедали, то теперь его оставляли жить. Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т.е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной критерий общественного прогресса.



[1] Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. С. 89

[2] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М., 1999. С. 228

[3] Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М., 1997. С. 114

[4] Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1996. С. 383

[5] Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999. С. 91

[6] Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2004. С. 423

[7] Философия: Учебник / Под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2005. С. 305

[8] Там же. С. 307

[9] Введение в философию: Учебное пособие / Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. М., 2003

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!