Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
12. Теория институциализации социальных отношений. Социальные институты и их роль в жизни общества
Институт (от лат. institutum – установление) – понятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.[1] Понятием «социальный институт» пользуются в том случае, если рассматривают крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующихся во множестве социальных организаций, предприятий, выпускающих материальную продукцию.
Среди социологов широко распространена точка зрения, что «институт» – одна из базисных дефиниций, выражающих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Традиция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считавшего, что изучение институтов есть изучение строения и развития общества, анализ возникновения, роста, изменений, сломов, а следовательно, оно и составляет сущность социологии как науки. Институционалисты (в частности, Т. Веблен) выдвинули исследование институтов в качестве главной задачи всех общественных наук. Разрабатывая понятие института, представители этого направления трактовали его как группу людей, объединенных какими-либо идеями для выполнения каких-либо функций, а в формализованном, категориальном виде – как систему социальных ролей, организующую систему поведения и социальных отношений. Как и многие другие базовые научные понятия, «институт» трактуется в литературе широко и неопределенно. Тем не менее, в качестве определяющей черты институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшими элементами институциональной структуры считать социальные нормы, роли, ожидания.
Существенное значение в понимании института и его функционирования имеет категория «социальный обмен». Институционализацию можно рассматривать как обмен между различными индивидами, группами, организациями и сферами внутри общества. Здесь возникают три вопроса: кто обменивается с кем, что на что обменивается и каковы образцы, механизмы и условия этого обмена (обменов). Институциональное взаимодействие и обмен происходят между людьми, которые вовсе не рассыпаны в обществе в случайном порядке. Напротив, обмен происходит между людьми, находящимися в различных структурных позициях (т.е. культурных, политических, экономических, семейных), которые сами по себе могут быть последствиями прежних процессов институционального обмена.
Истинные стремления и цели этих людей в значительной степени зависят от их структурных позиций и соответствующих приоритетных установок. Подобным же образом ресурсы, которыми они располагают (власть, деньги, знания, престиж и т.д.) зависят от их институциональных позиций и варьируют в соответствии со спецификой различных институциональных сфер. Эти ресурсы служат средством осуществления различных индивидуальных целей и сами по себе могут быть целями или объектами для индивидов.
Институциализированный обмен имеет особый характер. Он отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку «очищен» от личностного момента. Анализ механизма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированным «товаром» является их профессиональное мастерство, а их личное отношение к тому или иному контрагенту («покупателю») здесь не имеет значения. Необходимым условием деятельности института и является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы – это одновременно и условия выбора ролевого поведения, и средство его «измерения». Они упорядочивают, регулируют, формализуют деятельность и взаимодействие индивидов в рамках института. Каждый институт характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаще всего в знаковых формах (регламентирующих документах).
По мере развития (и усложнения) общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высокоинституциализированном обществе. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функционирование социального организма.[2]
В социальном институте весьма сложным образом переплетаются экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Благодаря социальному институту обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.
Зрелый, «ставший» институт организационно оформлен; он упорядочивается, организуется системой управленческих отношений. Внешний аспект его предстает в соответствующих системах учреждений. Становящиеся же социальные институты не обязательно организационно оформлены.
В периоды «нормального» развития общества институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, неспособность организовать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, минимизировать конфликты и упредить катастрофы – признак кризиса институциональной системы, т.е. базовой системы любого общества.
Развитие социальной системы, можно считать, сводимо к эволюции институтов. Источники такой эволюции – люди как деятели и воздействие со стороны культуры. Последнее связано с накоплением людьми новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях.
Пожалуй, определяющим условием появления института служит соответствующая социальная потребность. В самом широком смысле потребность можно характеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Эта нужда отражает связи субъекта со средой его существования. Можно сказать, что потребность есть нужда в поддержании равновесного состояния системы «субъект – среда». Критериями выделения потребностей (необходимое поддержание равновесного отношения между субъектом и средой его существования) являются основные цели деятельности субъекта, выполнение им функций в системах более высокого ранга, в которые субъект включен как элемент или подсистема.
Сущностные потребности социальных групп (общностей) могут быть объяснены лишь в связи с их позициями в социально-экономической структуре общества и тенденциями развития последней. Для выполнения функций в этих позициях люди должны определенным образом воспроизводить себя, потребляя продукты питания, одежду, знания и т.д. Разные трудовые функции требуют разных объемов затрат на подготовку работников, на их воспроизводство, т.е. разной продолжительности обучения, разных объемов и состава благ и услуг. А отсюда следует, что социально-экономическая неоднородность труда приводит и к неоднородности потребностей.
Размер этих потребностей ограничен масштабами общественного производства, характером производственных отношений, уровнем культуры страны, историческими традициями. Потребности людей, социальной группы (общности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной общественной позиции. Потребности социальных групп характеризуются: массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью в специфических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей – их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей. Сопряженные потребности образуют длиннейшие цепи, переходящие одна в другую.
Целесообразно учитывать следующие важнейшие роды потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):
1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;
2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;
3) в познании и саморазвитии;
4) в коммуникации между членами общества;
5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;
6) в воспитании и обучении детей;
7) в контроле за поведением членов общества;
8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.
Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющие собой социальные институты.
Так выглядит институциональный срез социальной структуры, взаимодействующий с ее социально-групповым срезом.
Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Рассмотрим, например, экономические институты, связанные с производственной деятельностью коммерческих фирм, производственных предприятий, семейных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:
1) землю, или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;
2) труд, или мотивацию и навыки людей;
3) капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства;
4) организацию, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.
Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.
Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей.
32. Гетерогенность как базовая характеристика социальной структуры общества
Гетерогенность как характеристика социальной структуры общества описывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре. Например, нельзя сказать, что человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое или более низкое место, чем человек, исповедующий иное религиозное учение. Нельзя также поставить мужчину выше женщины (только потому, что он мужчина), представителей различных национальностей, людей, живущих в разных регионах, и т.д. Указанные выше номинальные параметры устанавливаются в обществе как элементы общечеловеческой культуры на определенные исторические периоды. В данный период времени разделение людей по ранговому принципу в рамках номинальных параметров рассматривается как несправедливость, угнетение и крайне нежелательная ситуация. В современном обществе постоянно идет борьба за равноправие женщин, против национального угнетения, за равенство прав провинций по отношению к центру и т.д. Это говорит о том, что данные параметры в современном обществе признаются номинальными.
Гетерогенность (ее еще называют горизонтальной дифференциацией) как базовая характеристика социальной структуры подчеркивает пестроту, разнородность, богатство оттенков общества, выраженные в разделении этого общества на категории и социальные группы, не сравнимые по принципу «выше» или «ниже». При употреблении понятия «гетерогенность» обычно указывается тот номинальный параметр, по которому проводится разделение. Например, мы можем говорить об этнической гетерогенности или религиозной гетерогенности. Употребление этой важной характеристики социальной структуры без учета конкретных номинальных параметров следует признать малоэффективным, так как в данном случае признается лишь сам факт разнородности общества без учета ее особенностей. Измерение гетерогенности в большой сложной группе или обществе может быть осуществлено по следующей формуле:
где Н – показатель гетерогенности; X – число индивидов, составляющих каждую группу или категорию по данному параметру; i – каждая группа, которая отличается от других социальных групп.
В том случае, если исследуемое нами общество полностью однородно по выбранному параметру (например, это мононациональное общество), дробная часть представленной формулы дает результат, равный единице, и, стало быть, гетерогенность отсутствует (равна нулю). Вместе с тем, чем больше общество или сложная группа содержит в себе категорий и подгрупп по какому-либо параметру, тем выше будет значение Я.
Таким образом, два условия определяют значение гетерогенности в обществе: число групп и категорий, которые наблюдаются в пределах данного номинального параметра, и количество индивидов, входящих в эти группы. Например, если по какому-либо параметру социальная группа разделена на десять подгрупп по 10% численности в каждой подгруппе, то гетерогенность в целом будет равна 0,9. Но если группа содержит две подгруппы, в каждой из которых находится по 50% составляющих их индивидов, то уровень гетерогенности в этом случае равен 0,5, а для групп с распределением индивидов, равным 90 и 10%, гетерогенность будет уже равна 0,18. Данные примеры показывают, что гетерогенность будет меньше, если большая часть группы остается однородной.[3]
Повышение гетерогенности в обществе или большой группе приводит к значительным изменениям в системе связей между индивидами и группами, а также в системе культурных норм, составляющих субкультуры данных групп Деление большой группы людей по категориям в соответствии с номинальными параметрами образует между ними границы, связанные с различными интересами, установками и культурными образцами, так как каждый параметр означает не только различия по данному признаку, но и неизбежно возникающие различия в интересах, нормах поведения, системе установок и предпочтений.
Подобное разделение уменьшает количество связей и культурных взаимодействий между индивидами, находящиеся вне границ по данному параметру (например, представители одной национальности устанавливают наиболее тесные отношения в рамках своей национальной культуры). В каждом случае представители подгруппы, объединенные по признаку номинального параметра, устанавливают более или менее жесткие границы по отношению к другим подгруппам. Так, мы часто видим, как сближаются люди по такому номинальному параметру, как место жительства; они называют друг друга земляками или соседями и выделяют «своих» из совокупности других индивидов. В результате процесса проведения границ и увеличения интенсивности внутренних связей могут резко возрастать чувство единства и внутренняя однородность. Происходит сближение и интеграция членов общества внутри отдельных подгрупп.
Однако одновременно с увеличением интенсивности социальных связей внутри подгрупп наблюдается снижение интенсивности и значимости связей между представителями разных подгрупп (в некоторых случаях может произойти полный разрыв связей, например, когда представители одной национальности не желают иметь никаких контактов с соседями или люди, имеющие какую-либо политическую ориентацию, не желают поддерживать контакты с представителями других политических течений).
Знание уровня гетерогенности в пределах большой группы или общества позволяет сосредоточить внимание на усилиях по формированию социальных и культурных связей между представителями отдельных подгрупп для повышения степени интеграции и сплоченности некоторой группы или общества в целом. Например, чем выше уровень гетерогенности в правительстве или парламенте по параметру политической принадлежности, тем больше контактов будет осуществляться внутри каждой из подгрупп и больше усилий предстоит приложить для налаживания связей между представителями отдельных политических течений и ориентации. В данном случае правительство или парламент будут разделены на значительное число подгрупп, которые практически могут быть закрыты для общения и не могут выработать единую точку зрения на насущные вопросы, связанные с управлением обществом.[4]
Номинальные параметры не могут описывать статусные различия или распределение индивидов в группе по рангам, но наличие горизонтальной дифференциации может оказывать существенное влияние на ранговые показатели. Например, очевидна связь между признаком разделения по полу и получаемым доходом (всем известно, что в большинстве современных обществ мужчины получают вознаграждение за труд в среднем больше, чем женщины), политической принадлежностью и объемом власти, профессией, имеющейся у данной профессиональной категории, и престижем и т.д.
Вместе с тем опыт изучения многих обществ, находящихся на различных стадиях исторического развития, показывает, что номинальные показатели в данной культурной среде (на определенном историческом этапе) могут переходить в ранговые показатели. Более того, во многих случаях члены групп на основании номинальных различий пытаются поставить себя выше других. Например, такой номинальный показатель, как раса, или национальность, в некоторых обществах может расцениваться как ранговый, если одним из культурных приоритетов общества является расизм или угнетение какой-либо национальности. Подобные явления мы наблюдаем в тех случаях, когда житель столицы ставится выше, чем житель провинции, когда индивид, работающий в одной области деятельности, обладает большим престижем и получает большое вознаграждение, чем индивид, работающий в той же должности в другой области деятельности. Такое возвышение при номинальных различиях можно объяснить естественным стремлением членов общества не только считать свою ингруппу лучшей, но способствовать ее возвышению над аутгруппами, а также наличием традиционных норм доминирующей культуры, при которых появляется возможность возвышения в пределах номинального параметра. Это явление известно в поведенческих науках как «ингрупповой фаворитизм».
Следует сказать, что перевод номинальных параметров в ранговые в конечном итоге отрицательно сказывается на взаимоотношениях людей в обществе. Поскольку доминирующей культурой были установлены номинальные параметры, любое возвышение социальной группы по этим показателям расценивается членами общества как несправедливость, незаконное притеснение и принижение, вызывает желание бороться за свои права, престиж и равенство в вознаграждениях. Наконец, такое положение может привести к серьезным социальным конфликтам, угрозе стабильности и благосостоянию общества.
В итоге мы можем сказать, что номинальные параметры не описывают иерархическую структуру, на которой основан социальный порядок в современном обществе. Очевидно, что с их помощью проводится изучение рядоположенных социальных позиций индивидов, но не системы социальных статусов. По этой причине важно рассмотреть статусную структуру, которая может быть изучена только в контексте отношений неравенства.
52. Эволюционный и революционный подходы к социальным изменениям
Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.[5]
Эволюционные социальные изменения – изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные социальные изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате которого изменяется социальная система. Сам же кумулятивный процесс (процесс накопления) в свою очередь может быть, так сказать, «расщеплен» на два составляющих его подпроцесса: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация – это как раз зарождение, появление и укрепление новых элементов. Посредством отбора в системе сохраняются элементы нового и как бы «отбраковываются» другие элементы.
Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они приобретают, как правило, форму социальных реформ, которые осуществляются правительствами или правительственными органами (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П.А. Столыпина в начале XX столетия, введение нэпа в Советской России в начале 20-х гг.). Но они могут быть и стихийным процессом, который осуществляется как бы сам собой. В качестве такого процесса можно указать на повышение на протяжении последних нескольких столетий среднего уровня образования населения многих стран мира и общее уменьшение числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.
Для обозначения направления некоторых процессов изменений, которые совершаются на протяжении нескольких поколении людей или даже нескольких столетий, в социологической литературе нередко используется понятие «тренд». Тренд – это направление движения событий, достаточно конкретная тенденция действий людей в определенном направлении. Так, трендами являются общий рост народонаселения планеты и многих народов на протяжении веков и тысячелетий; урбанизация, т.е. процесс развития городов и повышения их роли в обществе; модернизация, т.е. технические, политические, экономические и другие изменения, направленные на усовершенствования, отвечающие современным требованиям. Примерами трендов являются также такие процессы, как индустриализация, автомобилизация и т.д. Как видим, трендами могут быть и цепи непосредственно социальных изменений (урбанизация), и тенденции технического и иного порядка (электрификация, компьютеризация), которые с необходимостью влекут за собой перемены социального порядка.
Революционные социальные изменения. Они отличаются от эволюционных существенным образом. Это, во-первых, изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, наконец, они, как правило, опираются на насилие.
Социальная революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в истории социологии и других общественных наук. Вероятно, можно сказать, что сколько слов восхищения было сказано в адрес социальной революции, столько же было и слов проклятия. К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», т.е. движущей силой, мотором исторического развития. В.И. Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетенного народа». П. Сорокин назвал Октябрьскую революцию 1917 г. «бойней». А писатель И.А. Бунин назвал свою книгу об этой революции «Окаянные дни».
Сейчас, видимо, можно говорить о довольно значительном расхождении в восприятии и оценке социальной революции между укрепившимся обыденным сознанием людей (в России) и научным пониманием этого явления в социальных науках. Дело в том, что героическая и трагическая одновременно история страны в последние столетия, особенно на протяжении XX в., породила у различных слоев населения резкое неприятие идей революционных социальных изменений, их негативную оценку.
Однако исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельства тому – ряд социальных революций в Европе, Северной и Латинской Америке и других регионах в последние два-три столетия.
Революционные социальные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизнедеятельности общества, а должны относиться лишь к отдельным социальным институтам или областям общественной жизни – науке, технике, сфере управления и т.д. (таковы научные и технологические революции, кардинальные изменения стратегии и методов управления различными отраслями хозяйства). Нынешнее общество чрезвычайно сложно, огромно, различные его части имеют между собой тысячи, а может быть, и миллионы связей, так что одновременная переделка всего общественного организма (а тем более с применением насилия) может иметь разрушительные последствия для всего общества.
[1] Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 2003. С. 143
[2] Волков Ю.Г. и др. Социология: курс лекций. Ростов-на-Дону, 1999. С. 230
[3] Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002. С. 552-553
[4] Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2003. С. 129
[5] Социология. Основы общей теории: Учебник / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2003. С. 609
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!