Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

 

1.Проведите сравнительный анализ предметов изучения макро- и микросоциологии

Социологи исследуют общество на двух уровнях: микро- и макроуровне. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Ис­следователи, работающие в этом ключе, считают, что соци­альные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при вза­имодействии друг с другом. Главный предмет их исследо­ваний – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значе­ния, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происхо­дящие в нем перемены.

Макросоциологию интересуют крупномасштабные соци­альные системы и процессы, происходящие в течение длитель­ного времени. Основное внимание она уделяет моделям по­ведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие соци­альные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изме­нений.[1]

Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. На рис.1 детально показано, каким образом различные уровни социологического анализа пересекаются в разных плоскостях человеческого взаимодействия. Например, группа — это люди объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство – это также группа, рассматриваемая на социетальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматри­вается отношение государства с другим государством. Своеобразной формой пересечения всех этих уровней высту­пают такие структурные элементы социологии, как отраслевые со­циологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, со­циология города, социология деревни, социология образования, со­циология семьи и т.д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

 

 
 


 


2.Раскройте содержание понятия «социальная организация». Назовите отличительные черты формальных и неформальных организаций

Социальная организация – в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле – социальная подсис­тема организации.

Термин «организация» (от франц. organisation, позднелат. organisoсообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функ­ционирования элементов системы. В социологии ведущим по­нятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для дости­жения определенной цели.

Понятие «организация» употребляют в экономике, биоло­гии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельно­сти, т.е. везде, где действуют социальные группы и упорядо­чивается их деятельность. Реальность существования социаль­ных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политиче­ских партий, профессиональных союзов и т.д.). Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Вид­ный исследователь проблемы социальной организации А.И. Пригожий определяет ее как группу людей, совместно и коор­динирование реализующую общую цель.[2]

Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отра­жающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает предста­вителей рабочих, инженерно-технических работников, разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функ­цию со стороны социальной системы.

Социальные организации имеют ряд основных черт.

Во-первых, они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организа­ции представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Та­ким образом, социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входя­щих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности, интересы в тех границах, которые устанав­ливаются социальным статусом человека, нормами и ценно­стями, принятыми в конкретной социальной организации.

В третьих, характерная черта организации, как счита­ет А.И. Пригожий, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые под­системы. Управляющая система координирует функциониро­вание горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает ор­ганизации эффективность и стабильность функционирования.

В четвертых, характерная черта организации – управляющие подсистемы формируют свои механизмы и сред­ства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств значи­тельную роль играют институциональные, или внутриорганизационные нормы, которые создаются деятельностью институ­тов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции.

Формальная организация, как правило, возникает в резуль­тате соответствующего административного, политического ре­шения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубо­кая специализация, деятельность такой организации четко рег­ламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов – должно­стей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные ста­тусы по сходству функциональных задач, создается иерархия руководитель – подчиненные.

Для успешного функционирования формальной организа­ции необходима деловая информация. Ее прохождение, приня­тие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Ме­жду субъектами не предусматриваются никакие иные отноше­ния, кроме служебных, регламентированных правилами внут­реннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.

В обществе параллельно с формальными возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Нефор­мальные организации – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Это взаимодейст­вие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентиро­ваны приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисципли­ны, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и подвержена изменениям. Ее структура, отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.[3]


3.Социализация – это:

с) процесс интеграции индивида в общество

          Социализацияразвитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.[4] Социализация заключается в усвоении инди­видом определенной системы зна­ний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способ­ной функционировать в данном об­ществе. Социализация включает как целенаправ­ленное воздействие (воспитание), так и спонтанные влияния – это длительный, активный процесс, про­должающийся от рождения человека до его смерти. Адаптационная функ­ция социализация позволяет людям реализовы­вать свои потребности, возможнос­ти, способности, вступать во взаимо­отношения с другими членами об­щества, социальными группами, ин­ститутами, организациями и общест­вом в целом. С другой стороны, социализация оп­ределяет стабильность самого обще­ства, обеспечивая необходимую пре­емственность в его развитии.


4.Определяя понятие «культура» Т. Парсонс выделяет три основных момента: «во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны является продуктом, с другой стороны детерминантой систем человеческого социального взаимодействия». Можно ли согласиться с высказыванием Т. Парсонса и почему?

          Да, с этим высказыванием можно согласиться. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков свою собст­венную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индиви­да на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поко­ление. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, сущест­вует ли что-то общее, в человеческой культуре или, выражаясь науч­ным языком, существуют ли культурные универсалии. Американ­ский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 куль­турных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти уни­версалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Культура создается людьми, культуре обучаются, по­скольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате ус­воения ценностей, верований, норм, правил и идеалов про­исходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем са­мым она в значительной степени регулирует их поведение.


[1] Социология: курс лекций / Волков Ю.Г. и др. Ростов-на-Дону, 1999. С. 9

[2]Пригожий А.И. Социология организации. М., 1999. С. 41

[3] Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998. С. 188-194

[4] Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1997. С. 307

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!