Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

1.Проблема человека в социологии. Теории личности. Понятие личности, ее природа, структура, типы

    Личность является одним из тех феноменов, которые редко ис­толковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность фор­мируется и развивается в соответствии с ее врожденными качества­ми и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, счи­тая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социаль­ные факторы формирования личности более весомы. Представляет­ся удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: “Личность это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социаль­ных отношений посредством активной деятельности и общения”. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным ви­дам социального и культурного опыта. при этом не отрицается на­личие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасполо­женности, значительно влияющих на процесс формирования лично­стных черт.

    Для анализа возникновения и развития личностных черт разде­лим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, наследующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индиви­дуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на лич­ность.

    Биологическая наследственность. Кирпичный дом нельзя по­строить из камня или бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом, причем множеством различных способов. Био­логическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

    В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или мень­шей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совер­шенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. По­добные биологические факты закладывают основу социальной жиз­ни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сек­суальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и воспи­тании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают по­требности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и от­сутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем груп­повые различия уже нельзя объяснять биологической наследственно­стью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.

    Следовательно, биологическая наследственность не может полно­стью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социаль­ных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго нахо­диться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное раз­нообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповтори­мое, уникальное создание.

    Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опуб­ликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых – от Конфу­ция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллио­та Хантинггона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, геогра­фических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гу­милева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националисти­ческого сознания, однако не могут оправдать решающего влияния фи­зического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные ти­пы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие груп­повые признаки личностей развиваются в разных условиях окружаю­щей среды.

     Таким образом, в социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида. Личность – это продукт развития человека в обществе, определенный результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Структура личности: 1) потребности (то что нам хочется), интересы (осознанная потребность); 2) способность – возможность удовлетворять свой интерес; 3) мировоззрение – система взглядов на мир; 4) знания, умения, навыки; 5) социальные чувства – эмоции по поводу социальных явлений. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.п. Наряду с общесоциальными, личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности социальных общностей (классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных) членом которых она является. Усвоение черт, присущих этим многообразным общностям, и социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, выражается в социально-типическом поведении. Личность характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества. Ее независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой систему принципов поведения, основанную на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности. Социальный статус – положение человека в социальной группе или обществе, которое предполагает определенные права и обязанности. Главный статус – наиболее характерный для этого человека, как правило отождествляется с должностью. Предписанный статус – навязанный обществом вне усилий и заслуг человека (пол, возраст, национальность). Каждый статус предполагает ряд ролей. Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Социальную роль следует рассматривать в 2 аспектах: ролевое ожидание, ролевое исполнение. Эти аспекты часто не совпадают, поэтому возможны конфликты: внутреролевой, межролевой, личностноролевой.

Теория «зеркального Я» Ч.Кули. В процессе становления личности большую роль играют первичные группы (семья, друзья, и т.д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч.Кули называл «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует свое собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.

Ролевая теория Дж.Мид. Необходимой стороной взаимопонимания и согласованности социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей. Главное в формировании этой способности принадлежит детским играм. В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли, что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним. Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым понимается некий обобщенный образ коллективных  требований и установок по отношению к индивиду. Формирование личности проходит в три стадии. 1. Имитация – дети копируют поведение взрослых, не понимая его. 2. Ролевые игры –  дети понимают поведение как исполнение определенных ролей. На этой стадии развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества. 3. Коллективные игры – осознание ожидания членов группы, оценка своего поведения в соответствиями с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. Приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая зрелым субъективным Я. Становится активным членом группы.

В марксисткой теории акцент делается на диалектическом взаимодействии человека и общества. Личность рассматривается как субъект и объект общественных отношений, т.к. формируется в результате воздействия социальной среды. Личность человека есть совокупность общественных отношений, но человек не является пассивным во взаимодействии с окружающей средой и может влиять на нее и изменять.

 

2.Взаимодействие личности и общества. Социальный статус и социальная роль личности

    Социальная система представляет собой целостный комплекс взаи­мосвязанных элементов, находящихся в функциональных от­ношениях и связях друг с другом. Существует целая иерар­хия систем: одна система может быть элементом системы более высокого порядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: поря­док, организация системы как целого выше, чем ее отдель­ных элементов. Любая система – от атома до общества – всегда представляет собой нечто большее, чем простая сум­ма составляющих ее элементов и подсистем. Подобная вза­имозависимость частей и целого проявляется в интеграль­ных свойствах системы: механические часы или телевизор, к примеру, обладают особыми свойствами, которые отсут­ствуют у частей (деталей, из которых они состоят). Каждый системный элемент, свойство и отношение зависят от места внутри целого. Важными системными принципами также являются структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отноше­ний системы, обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозави­симость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой). Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему выс­шего “органического” типа, суперсистему, или социеталь­ную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.

    Задача социологии состоит в том, чтобы исследовать об­щество как систему, его структуру, функции, подсистемы и элементы. Социология исходит из понимания общества как сложноорганизованного системного объекта, используя при этом общенаучную методологию общей теории систем. Об­щая теория систем дает нам угол зрения, позволяющий увидеть предметы, ко­торые раньше не замечались или обходились, и в этом со­стоит ее методологическое значение. Общая теория систем представляет собой своего рода “организмический” подход, в котором основное внимание уделяется проблемам целост­ности, организации и направленности развития сложных систем. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системно­го исследования существенно превосходит рамки задач об­щей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин “сис­темный подход”. В философском аспекте системный подход означает формирование системного взгляда на мир, бази­рующегося на идее целостности, сложной организации и са­модвижения исследуемых систем.

    В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифферен­циация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, рели­гиозных и др. институтов), которые заполняются людьми, об­ладающими необходимыми качествами. Общество включа­ет в себя все многообразие социальных связей и структур, т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего от­дельные виды взаимодействий.

    Общество обладает высоким уровнем внутренней само­регуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное вос­производство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества ин­дивидов и групп индивидов, включенных в их функциониро­вание. Способность к воспроизводству социальных взаимо­действий характерна и для каждого института, организа­ции, общности в отдельности.

    Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспе­чивающую удовлетворение всех основных потребностей лю­дей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизво­дящуюся.

    Социальная система – это упорядоченное целое, вклю­чающее отдельных индивидов, группы, организации, инсти­туты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социаль­ной системы являются люди, а также их нормы, связи, отно­шения, взаимодействия. Общество как суперсистема пред­стает как совокупность систем (социальная группа, соци­альный институт, личность). Социальные системы высту­пают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мередетерминирует действия входящих в нее индивидов и группе в определенных ситуациях выступает как единое целое.

    Итак, общество можно представить в виде многоуровне­вой системы. Первый уровень – это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Соци­альные роли организованы в различные институты и общ­ности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и само­воспроизводящейся. Различия выполняемых функций, про­тивостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в об­ществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколе­ний, а политическая система законодательными и правовы­ми актами регулирует и укрепляет связи между социальны­ми системами.

    Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими пози­циями через систему прав и обязанностей. Статус “учитель” имеет смысл только по отношению к статусу “ученик”, но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них – просто индивид.

    Учитель обязан передавать научные знания ученику, про­верять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подрост­ка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать заня­тия, выполнять требования учителя, готовить домашние за­дания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с дру­гом в социальные отношения как представители двух боль­ших социальных групп, как носители социальных статусов.

q      Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

q      Взаимодействуют между собой только субъекты (обла­датели, носители) статусов, т.е. люди.

q      В социальные отношения вступают не статусы, а их но­сители.

q      Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

    Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчи­на, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных стату­са, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набо­ром (это понятие ввел в науку американский социолог Ро­берт Мертон).

    В статусном наборе обязательно найдется главный. Глав­ным статусом именуют наиболее характерный для данного че­ловека статус, с которым его идентифицируют (отождес­твляют) другие люди или с которым он сам себя идентифи­цирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин – с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это зна­чит, что главный статус относителен – он не связан одноз­начно с полом, расой или профессией. Главным всегда явля­ется тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

    Различают также социальный и личный статусы. Социаль­ный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (проф­ессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Лич­ным статусом называют положение индивида в малой груп­пе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное мес­то в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

    Разновидностями социального статуса выступают припи­сываемый и достигаемый статусы.

    Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обяза­тельно признан таковым обществом или группой. К нему от­носятся пол, национальность, раса. Негр – прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе – разные социальные статусы. На Кубе негр – представитель коренного населе­ния, составляющего абсолютное большинство, имеет рав­ные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры пред­ставляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискримина­ции. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напо­минала ситуацию в ЮАР.  Таким образом, негр – не только прирожденный (за­данный природой), но и приписываемый статус. К припи­сываемым и прирожденным статусам относятся: “член ко­ролевской семьи”, “потомок дворянского рода” и т.д. Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет при­рожденным и приписываемым одновременно. Перечисленными совокупность существующих в чело­веческом обществе статусов не исчерпывается. Приписы­ваемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономические, по­литические, демографические, религиозные и кровнородственные относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохо­жего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, за­бастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столо­вой и т. д.  Как правило, это временные состояния. Права и обязан­ности носителей таких статусов часто никак не регистриру­ются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепен­ные черты поведения, мышления и чувствования. Так, ста­тус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет. Итак, обобщим: у человека существуют основные (они определяют главное в жизни) и неосновные (они влияют на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых. Ни в какой момент времени ни один человек не сущес­твует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячей­ку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обяза­тельно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем. За каждым статусом – постоянным или временным, основным или неосновным – стоит большая социальная груп­па либо социальная категория. Православные, консерваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образуют реаль­ные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья (неосновные стату­сы) образуют номинальные группы, или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов ни­как не согласуют поведение друг с другом и не взаимодей­ствуют. Они – типичный объект статистики.

Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Социальную роль следует рассматривать в 2 аспектах: ролевое ожидание, ролевое исполнение. Эти аспекты часто не совпадают, поэтому возможны конфликты: внутреролевой, межролевой, личностноролевой.

 

3.Социализация личности: понятие, основные этапы и агенты социализации. Особенности социализации личности в РФ

Человек кроме генетической имеет программу передачи социального опыта, который воплощен в культуре. Главное средство передачи этой программы – социализация.

Социализация – процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе, начинающийся в младенчестве, заканчивающийся в глубокой старости.

Феральные люди – продукт социальной изоляции.

В процессе социализации индивида можно выделить две стороны: социальную адаптацию (приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам и ценностям новой для него среды) и интериоризацию (процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека; на этом этапе формируется способность сочетать индивидуальные и общественные интересы).

Виды социализации: 1. Первичная. Осуществляется на ранних этапах жизни непосредственным окружением. Направлена на усвоение личностью базовых ценностных ориентаций, формирование мотивационной системы поведения. Преобладают интериоризационные процессы 2. Вторичная. Охватывает самостоятельную жизнь человека. Направлена на освоение разнообразных форм поведения на основе уже сложившейся структуры ценностей. Опирается на жизненный опыт, накопленные профессиональные знания, результаты предшествующего обучения. Преобладают адаптационные процессы.

Выделяют также ресоциализацию – процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, не позволяющих человеку адекватно ориентироваться в новых условиях.

Этапы социализации: 1. Детство. Наиболее важный и трудный этап. В этот период происходит на 70% формирование личности. 2. Юность (13-19лет). Стремление к самостоятельности. Конфликты с родителями. 3. Зрелый возраст. Вступление в самостоятельную жизнь. Самый активный период. Критерии взрослости: сам себя обеспечивает, собственный образ жизни, отдельное проживание, ответственность за свои поступки, самоконтроль. 4. Старость. Активный период завершается с выходом на пенсию.

Агенты социализации – это люди, социальные группы и организации, которые осуществляют социализацию.

Основной ячейкой социализации выступает семья. В семье дети постепенно приобщаются к миру взрослых, к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным образцам поведения.

В «группах равных» (друзья, сверстники) дети вступают в широкую сеть контактов между собой, усваивают нормы и ценности, характерные для данных групп. В процессе игры дети учатся правилам и нормам поведения, которые регулируют игру, у них развивается чувство ответственности, они учатся отстаивать свои интересы.

Главной задачей школы является развитие способностей, задатков детей, воспитание личности и гражданина в соответствии с господствующей в стране моралью, культурными стандартами и ценностями.

Средства массовой информации и др.

 

Объяснить смысл основных понятий

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры

Индивид – отдельный представитель человеческого рода. Каждый человек есть индивид по рождению с набором соответствующих биологических признаков и задатками будущей личности. Как личность он формируется в процессе своей жизнедеятельности в обществе

Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни. Неповторимость, незаменимость, уникальность каждой личности выражаются понятием «индивидуальность»

Нормативная личность – личность, придерживающаяся определенных социальных норм. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а нор­мативное поведение – это не просто наиболее часто встречающийся образец. Нор­мы предполагают наличие легитимности, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения

Социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп

Социальные отношения – это устойчивая система взаи­модействия между партнерами, имеющая самовозобновля­ющийся характер 

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими пози­циями через систему прав и обязанностей

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обяза­тельно признан таковым обществом или группой. К нему от­носятся пол, национальность, раса

Достигнутый статус – статус, приобретаемый индивидом благодаря его усилиям и требующий от него определенных способностей

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус

Ролевое ожидание – требования, закрепленные в системе социальных норм, предъявляемые к поведению индивида в связи с выполнением им той или иной социальной роли

Ролевой набор – совокупность социальных ролей, характерных для данного индивида в определенных ситуациях

Ролевой конфликт – конфликт, вызываемый противоречивыми требованиями, одновременно предъявляемыми индивиду различными ролями, которые реализуются им в конкретных ситуациях

Взаимодействие личности и общества – взаимный процесс влияния общества и отдельных личностей

Социализация – процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе, начинающийся в младенчестве, заканчивающийся в глубокой старости

Агенты социализации – это люди, социальные группы и организации, которые осуществляют социализацию

 

Подготовить ответы на проблемные вопросы

1.Понятие индивид и личность тождественны ли друг другу?

Не, не тождественны. Индивид – отдельный представитель человеческого рода. Каждый человек есть индивид по рождению с набором соответствующих биологических признаков и задатками будущей личности. Как личность он формируется в процессе своей жизнедеятельности в обществе. Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни. Неповторимость, незаменимость, уникальность каждой личности выражаются понятием «индивидуальность». Индивидуальностью является каждый человек, поскольку в нем сочетаются только ему присущие природные и социальные качества, свойства привычки, способности, отличающие его от всех остальных людей.

 

2.Первичен социальный статус или социальная роль?

Первичным является социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими пози­циями через систему прав и обязанностей. Социальная роль вторична, т.к. это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Другими словами если изменяется социальный статус, то изменяется и социальная роль, а не наоборот.

 

3.Тождественны ли понятия нормативная и модальная личность?

Нет, не тождественны.

Нормативная личность – личность, придерживающаяся определенных социальных норм. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а нор­мативное поведение – это не просто наиболее часто встречающийся образец. Нор­мы предполагают наличие легитимности, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения 

Модальная личность – это совокупность относительно устойчивых характеристик личности наиболее часто встречающихся в данной общности


Реферативное сообщение: Социальный статус студента

Студенчество – это особая социальная категория, специфичес­кая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессио­нальная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество включает людей, целе­направленно, систематически овладевающих знаниями и профес­сиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отно­шения к будущей профессии, которые суть следствие правиль­ности профессионального выбора и адекватности и полноты пред­ставления студента о выбранной профессии.

Молодеж­ная группа неоднородна в социальном отношении, что оп­ределяется дифференциацией молодого поколения в зави­симости от социального положения их родителей. И этот факт необходимо учитывать при исследовании проблем молодежи, этапов ее становления и социализации. В этом смысле правильнее будет говорить не о молодежи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодежи; молодежи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодежи из сельской местности и т.д. Следо­вательно, при определении социальных позиций молоде­жи, ее различных групп необходимо исследование качес­твенных социальных характеристик молодежи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование и профессиональная деятельность, политичес­кие взгляды и т.п.

Маргинальное положение большей части молодежи преодолевается образованием и профессиональным са­моопределением, которое позволяет занять определен­ную позицию в социальном пространстве. Этот процесс влияет на выбор личностью доминирующей идентичнос­ти, а следовательно, и успешное преодоление состояния маргинальности. Поэтому зарубежные психологи Д. Сьюпер и В. Врум выбор профессии отождествляют, с выбором способа самопонимания.[1] Эта позиция оправданна для социализации молодежи в современном обществе, со­пряженной с достигательными ценностями индивидуа­лизма. 

На важную роль профессии в достижении высокого со­циального статуса указывал еще П. Сорокин: «Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие про­фессиональные группы почти всегда находились у основа­ния социального конуса».[2] Ссылаясь на конкретные иссле­дования траектории социальной мобильности знаменитых людей, П. Сорокин показывает, что многие из них, «будучи рожденными в простой семье, благодаря профессиональ­ному каналу достигли высокого социального и экономи­ческого положения, не говоря уже о богатстве, славе, зва­ниях, степенях и т.п. Такой была ситуация в прошлом, та­кой, по сути, она осталась и сейчас».[3] 

Вместе с тем следует подчеркнуть, что одновременно с интеграцией той или иной группы молодежи в профессио­нальную структуру, т.е. вместе с преодолением ее марги­нального (и «внепозиционного») состояния, она утрачивает собственно «молодежные» характеристики и начинает фун­кционировать, в качестве полноценного («взрослого») про­фессионально-статусного слоя.

Яркой иллюстрацией этой мысли может служить сопо­ставление молодежи советского и постсоветского периодов развития нашей страны. В отечественном обществознании до недавнего времени делался акцент на социальную од­нородность молодежи и отсутствие у нее особых по отно­шению ко всему обществу социальных потребностей и ин­тересов. Для утверждения такого подхода были все осно­вания: в процессе строительства социалистического госу­дарства была создана единая для всего общества система ценностей, политических и нравственных ориентиров, иде­алов и стереотипов поведения, которую должна была интериоризировать молодежь. Поэтому в исследованиях мо­лодежи того времени главное внимание уделялось доказа­тельству всеобщности интересов и устремлений всех групп юношества.

В настоящее время наблюдаются достаточно заметное обособление значительной части молодежи от «взрослого» общества (связанное с возникновением контркультурных молодежных групп), а также существенная социальная дифференциация в молодежной среде. При этом условия для такой дифференциации закладываются «взрослым» обществом, создающим специальные социальные институ­ты, закрепляющие и увеличивающие социальную дистан­цию между отдельными группами молодежи (престижное и непрестижное образование, престижные и непрестиж­ные профессии и рабочие места и пр.).

Эти явления порождены динамично протекающими трансформационными процессами в современном россий­ском обществе, которые формируют условия не только для интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру, но одновременно и для обратного процесса – исключения из него.[4]

Специфические проблемы молодежи, как социально-де­мографической группы, определяются тем местом в соци­альной структуре, «которое она занимает в системе вос­производства и развития общества, т.е. функционирова­ние и развитие молодежи как большой общественной груп­пы отражает становление субъекта общественного произ­водства и общественной жизни».[5]

Важнейшую роль молодежи в воспроизводственном про­цессе определяет способность воспроизводить сложившу­юся на момент его становления структуру общественных отношений. Молодежь может восполнить уходящие поко­ления в социально-профессиональной структуре общества только посредством унаследования социального опыта и традиций, накопленных предшествующими поколениями. Только таким способом может осуществляться воспроиз­водство социальной структуры любого общества. Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя социальный опыт, пополняет его новациями.

Место молодежи в воспроизводственном процессе де­терминирует ее основные социальные функции – воспро­изводственную, инновационную, трансляционную. Тем са­мым развитие молодежи выступает существенным фактором стабильного воспроизводства «социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостно­сти самого общества».[6]

Однако социальное развитие молодежи, или процесс воспроизводства социальной структуры, протекает по-раз­ному в развивающихся обществах (социально-стабильных) и в обществах кризисных. В стабильных обществах про­цесс интеграции молодежи в социально-профессиональ­ную структуру достаточно прогнозируем. В кризисных об­ществах «накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтом, с отрицанием устаревшего, отжившего»[7] и процесс вхождения нового поколения в сложившуюся со­циальную структуру затруднен. Таким образом, в усло­виях социальной нестабильности воспроизводственная функция усложняется, порождая множество молодежных проблем.

Как показано в работах известного французского социо­лога П. Бурдье, в физическом пространстве неравно рас­пределены различные виды капиталов (экономического, ин­теллектуального, символического и пр.). «Реализованное фи­зически социальное пространство представляет собой рас­пределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически (как тела, привязанные к по­стоянному месту: закрепленное место жительства или место обитания) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг».[8] Это нера­венство выступает важным фактором, обусловливающим выбор жизненных стратегий молодежи, и, в конечном ито­ге, формирование социального расслоения на бедную и богатую молодежь.

Совершенно очевидно, что проблема бедной и богатой молодежи появилась не сейчас. Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного очертания, которое имеет место на стыке тысячелетий. Каждая из этих групп (назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой груп­пы, вступает в конфликт между собой, выставляя положе­ние, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.

В условиях социально-экономического кризиса совре­менной России в исключительно сложной ситуации оказа­лись многие юноши и девушки. Необходимость платить за получение образования, рост безработицы, пренебрежи­тельное отношение правительства к жизненным заботам подрастающего поколения приводят к «запрограммирован­ному неблагополучию молодежи».

Основная тенденция трансформации социальной струк­туры современного общества – это усугубление социального неравенства по всем показателям. Усугубляется неравенство между регионами. Так, в конце 1997 г. в Москве доход со­ставлял 400% по отношению к среднероссийскому, в Тюмен­ской области – 230%, в Дагестане – 40%. На центральный регион (включая Москву) приходится 29% всех доходов стра­ны, тогда как на Северный Кавказ, где проживает 12% насе­ления России, приходится всего лишь 6% доходов.

Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% на­селения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть.[9]

По такой же схеме происходит усиление различий жиз­ненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.

Определенное поведение, диктуемое занимаемым соци­альным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противопо­ложные идеалы и стремления – вот то, что отличает «бед­ную» и «богатую» молодежь.

Факт быстрорастущего расслоения в молодежной сфе­ре неоспорим. Он выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Объективные данные по социально-эконо­мическому расслоению в молодежной среде получить слож­нее, чем в отношении взрослого населения: кроме обыч­ных трудностей, связанных с неясностью социальной ста­тистики, неопределенностью истинной картины доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подрабо­ток, здесь возникает проблема самостоятельности молодо­го человека. Становится проблемой, что брать за основу расчетов – собственные доходы или доходы родительской семьи, с которой у молодых людей сохраняются длитель­ные связи материального характера даже при раздельном проживании? Столь же неопределенна в молодежной сре­де фиксация данного показателя по субъективным оцен­кам самоотнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: моло­дой человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.

Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-раз­ному проявляются в столице, областном центре, малом го­роде и на селе, в разных регионах России.

Подрастающее поколение, студенчество (как наиболее яркая его часть) уже четко сформировало свое мнение в области основных принципов организации хозяйственной жизни.

Студенческие экзамены открывают путь в университет или другое высшее учебное заведение, а начало обучения, для большинства молодых людей знаменуется долгождан­ным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жил­площадью и пр.

Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает кварти­ру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно желает иметь отдельную комнату. Это же правило распростра­няется и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры. На­пример, в Ростове снять жилье за умеренную плату не так-то просто. Сейчас осталось совсем мало студентов, способ­ных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить деньги на жизнь у родителей.

Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу. Сде­лать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найти работу продавца в круглосуточ­ном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.

Круг предлагаемых работ не так уж и велик. Но оказав­шись в положении самостоятельного и независимого челове­ка, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у мо­лодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит на­много быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.

«Бедная» молодежь через какое-то время может зара­ботать себе на жизнь. Естественно, это не такие уж и боль­шие суммы, но минимумом можно себя обеспечить, Но не­которые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже – одежда, ме­бель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одеж­ду. У других молодых людей ситуация сложнее.

Возможно, что такое положение будет продолжаться до тех пор, пока не произойдут какие-то коренные изме­нения в сфере образования.

Так как этого пока не произошло, жизненные ценности у молодежи меняются. В настоящее время умение сколотить себе состояние рассматривается в качестве основного мерила человеческого достоинства. Уже давно не спраши­вают о том, где люди достают деньги. Усилившаяся диф­ференциация молодежи толкает подрастающее поколение в различные общественные сферы, способные принести ка­кой-то доход. Мнения о том, что ценность человека опре­деляется полезностью его труда для общества, придержи­вается 35% студентов, а 44% видят смысл в самореализа­ции и достижении успеха. Добиться последнего можно раз­ными путями. Примерно 57% опрошенных полагают, что фактором жизненного успеха является хорошее образование, и 53% утверждают, что также важна и предприимчивость.[10]

Отсутствие связи между уровнем образования и разме­ром доходов молодежи уже давно и четко усвоилось. Выс­шее образование дает более широкий выбор видов деятель­ности, развивает способность приспосабливаться к жизни.


1.Социальная дифференциация общества

    Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому “со­циальная стратификация” является частным случаем, ви­довым понятием по отношению к родовому. Это – “соци­альная дифференциация”, объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристика м (экономическим, професси­ональным, образовательным, демографическим и т.д.), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведе­ния и т.д.). Данное понятие, и именно в этом ключе, было использовано Г. Спенсером при описании универсального для эволюции общества процесса появления функциональ­но специализированных институтов и разделения труда. Со времен Г. Спенсера социальная дифференциация рассмат­ривается как важное понятие в анализе социальных изме­нений и при сравнении индустриальных и постиндустриальных обществ.

    Термин “дифференциация”, применяемый как синоним слова “различие”, употребляется для классификации ста­тусов, ролей, социальных институтов и организаций. Имен­но социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, диффе­ренциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

    При этом под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шан­сов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образо­вание и т.д.); 4) равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотноше­ний людей, но с противоположным знаком. В реальной прак­тике изучения социальной жизни социологи особое внима­ние уделяют распределению дохода и благосостояния, раз­личиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической жизни во властных структурах, вла­дению собственностью, уровню престижа.

    Рассмотрим теперь основные компоненты неравенства. Начнем с понятия “власть” (power). Этот термин не следу­ет смешивать с термином “управление”, который относится к другой области социологического знания. Власть как со­циальный феномен многообразна, поэтому естественно, что столь же многообразны ее дефиниции. Можно дать следую­щее определение. Власть – это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотно­сительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, фор­мировать и навязывать правила и нормы поведения (уста­новление запретов и предписаний), предоставлять полномо­чия, услуги, привилегии.

    Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъек­та, точнее, превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе дру­гих людей.

    Собственность, по широко распространенному опреде­лению, это основное экономическое отношение между инди­видуальными и групповыми участниками процесса произ­водства, опосредованное их отношением к средствам про­изводства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, обществен­ной, формы ее весьма многообразны. Собственность реаль­но раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность есть властные отношения, форма экономической власти, т.е. власть вла­дельца предмета над теми, кто им не владеет, но в то же время в нем нуждается. Отношения собственности делят людей на хозяев средств производства (собственников, вла­дельцев) – как использующих наемный труд, так и не ис­пользующих его, и на людей, не имеющих средств производ­ства. Богатство и бедность задают многомерную стратифи­кационную иерархию. Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж.



[1] Дудина О.М., Ратникова М.А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию // Социологичес­кие исследования. 1997. №11. С. 48

[2] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 353

[3] Там же. С. 400

[4] Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социо­логические исследования. 1998. №8

[5] Там же. С. 32

[6] Социология. Основы общей теории // Под ред. Г. В. Осипова. Л.Н. Москвичева, А.В. Кабыщи. М., 1996. С. 343

[7] Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социоло­гические исследования. 1998. №3. С. 93

[8] Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 40

[9] Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. №10

[10] Меренков А.В.  Жизненные ориентиры студенчества // Социологи­ческие исследования. 1998. №12

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!