Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.Проблема человека в социологии. Теории личности. Понятие личности, ее природа, структура, типы
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: “Личность это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения”. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. при этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, наследующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.
Биологическая наследственность. Кирпичный дом нельзя построить из камня или бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом, причем множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.
В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.
Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание.
Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантинггона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.
Таким образом, в социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида. Личность – это продукт развития человека в обществе, определенный результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Структура личности: 1) потребности (то что нам хочется), интересы (осознанная потребность); 2) способность – возможность удовлетворять свой интерес; 3) мировоззрение – система взглядов на мир; 4) знания, умения, навыки; 5) социальные чувства – эмоции по поводу социальных явлений. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.п. Наряду с общесоциальными, личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности социальных общностей (классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных) членом которых она является. Усвоение черт, присущих этим многообразным общностям, и социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, выражается в социально-типическом поведении. Личность характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества. Ее независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой систему принципов поведения, основанную на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности. Социальный статус – положение человека в социальной группе или обществе, которое предполагает определенные права и обязанности. Главный статус – наиболее характерный для этого человека, как правило отождествляется с должностью. Предписанный статус – навязанный обществом вне усилий и заслуг человека (пол, возраст, национальность). Каждый статус предполагает ряд ролей. Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Социальную роль следует рассматривать в 2 аспектах: ролевое ожидание, ролевое исполнение. Эти аспекты часто не совпадают, поэтому возможны конфликты: внутреролевой, межролевой, личностноролевой.
Теория «зеркального Я» Ч.Кули. В процессе становления личности большую роль играют первичные группы (семья, друзья, и т.д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч.Кули называл «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует свое собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.
Ролевая теория Дж.Мид. Необходимой стороной взаимопонимания и согласованности социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей. Главное в формировании этой способности принадлежит детским играм. В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли, что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним. Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым понимается некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к индивиду. Формирование личности проходит в три стадии. 1. Имитация – дети копируют поведение взрослых, не понимая его. 2. Ролевые игры – дети понимают поведение как исполнение определенных ролей. На этой стадии развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества. 3. Коллективные игры – осознание ожидания членов группы, оценка своего поведения в соответствиями с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. Приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая зрелым субъективным Я. Становится активным членом группы.
В марксисткой теории акцент делается на диалектическом взаимодействии человека и общества. Личность рассматривается как субъект и объект общественных отношений, т.к. формируется в результате воздействия социальной среды. Личность человека есть совокупность общественных отношений, но человек не является пассивным во взаимодействии с окружающей средой и может влиять на нее и изменять.
2.Взаимодействие личности и общества. Социальный статус и социальная роль личности
Социальная система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерархия систем: одна система может быть элементом системы более высокого порядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого выше, чем ее отдельных элементов. Любая система – от атома до общества – всегда представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов и подсистем. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы: механические часы или телевизор, к примеру, обладают особыми свойствами, которые отсутствуют у частей (деталей, из которых они состоят). Каждый системный элемент, свойство и отношение зависят от места внутри целого. Важными системными принципами также являются структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы, обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой). Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего “органического” типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.
Задача социологии состоит в том, чтобы исследовать общество как систему, его структуру, функции, подсистемы и элементы. Социология исходит из понимания общества как сложноорганизованного системного объекта, используя при этом общенаучную методологию общей теории систем. Общая теория систем дает нам угол зрения, позволяющий увидеть предметы, которые раньше не замечались или обходились, и в этом состоит ее методологическое значение. Общая теория систем представляет собой своего рода “организмический” подход, в котором основное внимание уделяется проблемам целостности, организации и направленности развития сложных систем. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин “системный подход”. В философском аспекте системный подход означает формирование системного взгляда на мир, базирующегося на идее целостности, сложной организации и самодвижения исследуемых систем.
В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и др. институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.
Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности.
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.
Социальная система – это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Общество как суперсистема предстает как совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мередетерминирует действия входящих в нее индивидов и группе в определенных ситуациях выступает как единое целое.
Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень – это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.
Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус “учитель” имеет смысл только по отношению к статусу “ученик”, но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них – просто индивид.
Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
q Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.
q Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.
q В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.
q Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин – с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен – он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).
Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.
Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр – прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе – разные социальные статусы. На Кубе негр – представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР. Таким образом, негр – не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: “член королевской семьи”, “потомок дворянского рода” и т.д. Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно. Перечисленными совокупность существующих в человеческом обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровнородственные относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет. Итак, обобщим: у человека существуют основные (они определяют главное в жизни) и неосновные (они влияют на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых. Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем. За каждым статусом – постоянным или временным, основным или неосновным – стоит большая социальная группа либо социальная категория. Православные, консерваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образуют реальные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья (неосновные статусы) образуют номинальные группы, или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они – типичный объект статистики.
Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Социальную роль следует рассматривать в 2 аспектах: ролевое ожидание, ролевое исполнение. Эти аспекты часто не совпадают, поэтому возможны конфликты: внутреролевой, межролевой, личностноролевой.
3.Социализация личности: понятие, основные этапы и агенты социализации. Особенности социализации личности в РФ
Человек кроме генетической имеет программу передачи социального опыта, который воплощен в культуре. Главное средство передачи этой программы – социализация.
Социализация – процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе, начинающийся в младенчестве, заканчивающийся в глубокой старости.
Феральные люди – продукт социальной изоляции.
В процессе социализации индивида можно выделить две стороны: социальную адаптацию (приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам и ценностям новой для него среды) и интериоризацию (процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека; на этом этапе формируется способность сочетать индивидуальные и общественные интересы).
Виды социализации: 1. Первичная. Осуществляется на ранних этапах жизни непосредственным окружением. Направлена на усвоение личностью базовых ценностных ориентаций, формирование мотивационной системы поведения. Преобладают интериоризационные процессы 2. Вторичная. Охватывает самостоятельную жизнь человека. Направлена на освоение разнообразных форм поведения на основе уже сложившейся структуры ценностей. Опирается на жизненный опыт, накопленные профессиональные знания, результаты предшествующего обучения. Преобладают адаптационные процессы.
Выделяют также ресоциализацию – процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, не позволяющих человеку адекватно ориентироваться в новых условиях.
Этапы социализации: 1. Детство. Наиболее важный и трудный этап. В этот период происходит на 70% формирование личности. 2. Юность (13-19лет). Стремление к самостоятельности. Конфликты с родителями. 3. Зрелый возраст. Вступление в самостоятельную жизнь. Самый активный период. Критерии взрослости: сам себя обеспечивает, собственный образ жизни, отдельное проживание, ответственность за свои поступки, самоконтроль. 4. Старость. Активный период завершается с выходом на пенсию.
Агенты социализации – это люди, социальные группы и организации, которые осуществляют социализацию.
Основной ячейкой социализации выступает семья. В семье дети постепенно приобщаются к миру взрослых, к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным образцам поведения.
В «группах равных» (друзья, сверстники) дети вступают в широкую сеть контактов между собой, усваивают нормы и ценности, характерные для данных групп. В процессе игры дети учатся правилам и нормам поведения, которые регулируют игру, у них развивается чувство ответственности, они учатся отстаивать свои интересы.
Главной задачей школы является развитие способностей, задатков детей, воспитание личности и гражданина в соответствии с господствующей в стране моралью, культурными стандартами и ценностями.
Средства массовой информации и др.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры
Индивид – отдельный представитель человеческого рода. Каждый человек есть индивид по рождению с набором соответствующих биологических признаков и задатками будущей личности. Как личность он формируется в процессе своей жизнедеятельности в обществе
Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни. Неповторимость, незаменимость, уникальность каждой личности выражаются понятием «индивидуальность»
Нормативная личность – личность, придерживающаяся определенных социальных норм. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а нормативное поведение – это не просто наиболее часто встречающийся образец. Нормы предполагают наличие легитимности, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения
Социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп
Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер
Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей
Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса
Достигнутый статус – статус, приобретаемый индивидом благодаря его усилиям и требующий от него определенных способностей
Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус
Ролевое ожидание – требования, закрепленные в системе социальных норм, предъявляемые к поведению индивида в связи с выполнением им той или иной социальной роли
Ролевой набор – совокупность социальных ролей, характерных для данного индивида в определенных ситуациях
Ролевой конфликт – конфликт, вызываемый противоречивыми требованиями, одновременно предъявляемыми индивиду различными ролями, которые реализуются им в конкретных ситуациях
Взаимодействие личности и общества – взаимный процесс влияния общества и отдельных личностей
Социализация – процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе, начинающийся в младенчестве, заканчивающийся в глубокой старости
Агенты социализации – это люди, социальные группы и организации, которые осуществляют социализацию
Подготовить ответы на проблемные вопросы
1.Понятие индивид и личность тождественны ли друг другу?
Не, не тождественны. Индивид – отдельный представитель человеческого рода. Каждый человек есть индивид по рождению с набором соответствующих биологических признаков и задатками будущей личности. Как личность он формируется в процессе своей жизнедеятельности в обществе. Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни. Неповторимость, незаменимость, уникальность каждой личности выражаются понятием «индивидуальность». Индивидуальностью является каждый человек, поскольку в нем сочетаются только ему присущие природные и социальные качества, свойства привычки, способности, отличающие его от всех остальных людей.
2.Первичен социальный статус или социальная роль?
Первичным является социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальная роль вторична, т.к. это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Другими словами если изменяется социальный статус, то изменяется и социальная роль, а не наоборот.
3.Тождественны ли понятия нормативная и модальная личность?
Нет, не тождественны.
Нормативная личность – личность, придерживающаяся определенных социальных норм. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а нормативное поведение – это не просто наиболее часто встречающийся образец. Нормы предполагают наличие легитимности, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения
Модальная личность – это совокупность относительно устойчивых характеристик личности наиболее часто встречающихся в данной общности
Реферативное сообщение: Социальный статус студента
Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.
Молодежная группа неоднородна в социальном отношении, что определяется дифференциацией молодого поколения в зависимости от социального положения их родителей. И этот факт необходимо учитывать при исследовании проблем молодежи, этапов ее становления и социализации. В этом смысле правильнее будет говорить не о молодежи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодежи; молодежи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодежи из сельской местности и т.д. Следовательно, при определении социальных позиций молодежи, ее различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодежи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование и профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.
Маргинальное положение большей части молодежи преодолевается образованием и профессиональным самоопределением, которое позволяет занять определенную позицию в социальном пространстве. Этот процесс влияет на выбор личностью доминирующей идентичности, а следовательно, и успешное преодоление состояния маргинальности. Поэтому зарубежные психологи Д. Сьюпер и В. Врум выбор профессии отождествляют, с выбором способа самопонимания.[1] Эта позиция оправданна для социализации молодежи в современном обществе, сопряженной с достигательными ценностями индивидуализма.
На важную роль профессии в достижении высокого социального статуса указывал еще П. Сорокин: «Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы почти всегда находились у основания социального конуса».[2] Ссылаясь на конкретные исследования траектории социальной мобильности знаменитых людей, П. Сорокин показывает, что многие из них, «будучи рожденными в простой семье, благодаря профессиональному каналу достигли высокого социального и экономического положения, не говоря уже о богатстве, славе, званиях, степенях и т.п. Такой была ситуация в прошлом, такой, по сути, она осталась и сейчас».[3]
Вместе с тем следует подчеркнуть, что одновременно с интеграцией той или иной группы молодежи в профессиональную структуру, т.е. вместе с преодолением ее маргинального (и «внепозиционного») состояния, она утрачивает собственно «молодежные» характеристики и начинает функционировать, в качестве полноценного («взрослого») профессионально-статусного слоя.
Яркой иллюстрацией этой мысли может служить сопоставление молодежи советского и постсоветского периодов развития нашей страны. В отечественном обществознании до недавнего времени делался акцент на социальную однородность молодежи и отсутствие у нее особых по отношению ко всему обществу социальных потребностей и интересов. Для утверждения такого подхода были все основания: в процессе строительства социалистического государства была создана единая для всего общества система ценностей, политических и нравственных ориентиров, идеалов и стереотипов поведения, которую должна была интериоризировать молодежь. Поэтому в исследованиях молодежи того времени главное внимание уделялось доказательству всеобщности интересов и устремлений всех групп юношества.
В настоящее время наблюдаются достаточно заметное обособление значительной части молодежи от «взрослого» общества (связанное с возникновением контркультурных молодежных групп), а также существенная социальная дифференциация в молодежной среде. При этом условия для такой дифференциации закладываются «взрослым» обществом, создающим специальные социальные институты, закрепляющие и увеличивающие социальную дистанцию между отдельными группами молодежи (престижное и непрестижное образование, престижные и непрестижные профессии и рабочие места и пр.).
Эти явления порождены динамично протекающими трансформационными процессами в современном российском обществе, которые формируют условия не только для интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру, но одновременно и для обратного процесса – исключения из него.[4]
Специфические проблемы молодежи, как социально-демографической группы, определяются тем местом в социальной структуре, «которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества, т.е. функционирование и развитие молодежи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни».[5]
Важнейшую роль молодежи в воспроизводственном процессе определяет способность воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Молодежь может восполнить уходящие поколения в социально-профессиональной структуре общества только посредством унаследования социального опыта и традиций, накопленных предшествующими поколениями. Только таким способом может осуществляться воспроизводство социальной структуры любого общества. Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя социальный опыт, пополняет его новациями.
Место молодежи в воспроизводственном процессе детерминирует ее основные социальные функции – воспроизводственную, инновационную, трансляционную. Тем самым развитие молодежи выступает существенным фактором стабильного воспроизводства «социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества».[6]
Однако социальное развитие молодежи, или процесс воспроизводства социальной структуры, протекает по-разному в развивающихся обществах (социально-стабильных) и в обществах кризисных. В стабильных обществах процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру достаточно прогнозируем. В кризисных обществах «накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтом, с отрицанием устаревшего, отжившего»[7] и процесс вхождения нового поколения в сложившуюся социальную структуру затруднен. Таким образом, в условиях социальной нестабильности воспроизводственная функция усложняется, порождая множество молодежных проблем.
Как показано в работах известного французского социолога П. Бурдье, в физическом пространстве неравно распределены различные виды капиталов (экономического, интеллектуального, символического и пр.). «Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически (как тела, привязанные к постоянному месту: закрепленное место жительства или место обитания) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг».[8] Это неравенство выступает важным фактором, обусловливающим выбор жизненных стратегий молодежи, и, в конечном итоге, формирование социального расслоения на бедную и богатую молодежь.
Совершенно очевидно, что проблема бедной и богатой молодежи появилась не сейчас. Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного очертания, которое имеет место на стыке тысячелетий. Каждая из этих групп (назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой, выставляя положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.
В условиях социально-экономического кризиса современной России в исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки. Необходимость платить за получение образования, рост безработицы, пренебрежительное отношение правительства к жизненным заботам подрастающего поколения приводят к «запрограммированному неблагополучию молодежи».
Основная тенденция трансформации социальной структуры современного общества – это усугубление социального неравенства по всем показателям. Усугубляется неравенство между регионами. Так, в конце 1997 г. в Москве доход составлял 400% по отношению к среднероссийскому, в Тюменской области – 230%, в Дагестане – 40%. На центральный регион (включая Москву) приходится 29% всех доходов страны, тогда как на Северный Кавказ, где проживает 12% населения России, приходится всего лишь 6% доходов.
Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть.[9]
По такой же схеме происходит усиление различий жизненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.
Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления – вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.
Факт быстрорастущего расслоения в молодежной сфере неоспорим. Он выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Объективные данные по социально-экономическому расслоению в молодежной среде получить сложнее, чем в отношении взрослого населения: кроме обычных трудностей, связанных с неясностью социальной статистики, неопределенностью истинной картины доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подработок, здесь возникает проблема самостоятельности молодого человека. Становится проблемой, что брать за основу расчетов – собственные доходы или доходы родительской семьи, с которой у молодых людей сохраняются длительные связи материального характера даже при раздельном проживании? Столь же неопределенна в молодежной среде фиксация данного показателя по субъективным оценкам самоотнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: молодой человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.
Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.
Подрастающее поколение, студенчество (как наиболее яркая его часть) уже четко сформировало свое мнение в области основных принципов организации хозяйственной жизни.
Студенческие экзамены открывают путь в университет или другое высшее учебное заведение, а начало обучения, для большинства молодых людей знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жилплощадью и пр.
Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает квартиру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно желает иметь отдельную комнату. Это же правило распространяется и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры. Например, в Ростове снять жилье за умеренную плату не так-то просто. Сейчас осталось совсем мало студентов, способных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить деньги на жизнь у родителей.
Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу. Сделать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найти работу продавца в круглосуточном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.
Круг предлагаемых работ не так уж и велик. Но оказавшись в положении самостоятельного и независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.
«Бедная» молодежь через какое-то время может заработать себе на жизнь. Естественно, это не такие уж и большие суммы, но минимумом можно себя обеспечить, Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже – одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У других молодых людей ситуация сложнее.
Возможно, что такое положение будет продолжаться до тех пор, пока не произойдут какие-то коренные изменения в сфере образования.
Так как этого пока не произошло, жизненные ценности у молодежи меняются. В настоящее время умение сколотить себе состояние рассматривается в качестве основного мерила человеческого достоинства. Уже давно не спрашивают о том, где люди достают деньги. Усилившаяся дифференциация молодежи толкает подрастающее поколение в различные общественные сферы, способные принести какой-то доход. Мнения о том, что ценность человека определяется полезностью его труда для общества, придерживается 35% студентов, а 44% видят смысл в самореализации и достижении успеха. Добиться последнего можно разными путями. Примерно 57% опрошенных полагают, что фактором жизненного успеха является хорошее образование, и 53% утверждают, что также важна и предприимчивость.[10]
Отсутствие связи между уровнем образования и размером доходов молодежи уже давно и четко усвоилось. Высшее образование дает более широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни.
1.Социальная дифференциация общества
Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому “социальная стратификация” является частным случаем, видовым понятием по отношению к родовому. Это – “социальная дифференциация”, объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристика м (экономическим, профессиональным, образовательным, демографическим и т.д.), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения и т.д.). Данное понятие, и именно в этом ключе, было использовано Г. Спенсером при описании универсального для эволюции общества процесса появления функционально специализированных институтов и разделения труда. Со времен Г. Спенсера социальная дифференциация рассматривается как важное понятие в анализе социальных изменений и при сравнении индустриальных и постиндустриальных обществ.
Термин “дифференциация”, применяемый как синоним слова “различие”, употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.
При этом под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.); 4) равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической жизни во властных структурах, владению собственностью, уровню престижа.
Рассмотрим теперь основные компоненты неравенства. Начнем с понятия “власть” (power). Этот термин не следует смешивать с термином “управление”, который относится к другой области социологического знания. Власть как социальный феномен многообразна, поэтому естественно, что столь же многообразны ее дефиниции. Можно дать следующее определение. Власть – это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписаний), предоставлять полномочия, услуги, привилегии.
Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее, превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.
Собственность, по широко распространенному определению, это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, опосредованное их отношением к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, общественной, формы ее весьма многообразны. Собственность реально раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность есть властные отношения, форма экономической власти, т.е. власть владельца предмета над теми, кто им не владеет, но в то же время в нем нуждается. Отношения собственности делят людей на хозяев средств производства (собственников, владельцев) – как использующих наемный труд, так и не использующих его, и на людей, не имеющих средств производства. Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж.
[1] Дудина О.М., Ратникова М.А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию // Социологические исследования. 1997. №11. С. 48
[2] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 353
[3] Там же. С. 400
[4] Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования. 1998. №8
[5] Там же. С. 32
[6] Социология. Основы общей теории // Под ред. Г. В. Осипова. Л.Н. Москвичева, А.В. Кабыщи. М., 1996. С. 343
[7] Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. №3. С. 93
[8] Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 40
[9] Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. №10
[10] Меренков А.В. Жизненные ориентиры студенчества // Социологические исследования. 1998. №12
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!