Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по товароведению»

/ Товароведение и экспертиза товаров
Конспект, 

Оглавление

 

1.Предмет и задачи товароведения. Товар как объект ком­мерческой деятельности. Определения: продукция, товар, услуги.

Товароведение (от слов «товар» и «ведать») – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров, и усло­вия сохранения качества, закономерности формирования ассортимен­та и его структуру.

Объектом товароведения является товар – продукт труда, произведенный для купли-продажи.

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость – это способность вещи удовлетво­рять какую-либо человеческую потребность, т.е. ее полезность: не­посредственно, как предмета потребления (хлеб, одежда и др.) или косвенно (сырье, машины). Потребительная стоимость – это веще­ственное свойство, труд, воплощенный в товаре. Потребительная сто­имость проявляется лишь в пользовании или потреблении.

Стоимость товара – овеществленный в товаре общественный труд производителей. Проявляется при обмене товаров как меновая сто­имость. Величина стоимости отдельных товаров (индивидуальная стоимость) определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем. Общественная сто­имость товара определяется общественно необходимым рабочим временем. Стоимость лежит в основе цен товаров. Как потребительные стоимости товары различаются качествен­но, так как они удовлетворяют разные потребности людей и не раз­личаются количественно, поскольку они разнородны и непосред­ственно несоизмеримы. Как стоимости товары качественно однородны и различаются лишь количественно – величиной стоимости или количеством овещест­вленного в них общественно необходимого рабочего времени. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, и в зависимости от характера потребления она может быть индивиду­альной и общественной. Индивидуальной называют потребительную стоимость продуктов труда, произведенных для личного потребления; она формируется естественными свойствами продуктов труда. Общественной потребительной стоимостью обладают товары, созданные для удовлетворения общественных потребностей, для продажи. В этом случае потребительная стоимость товаров зависит не только от материально-вещественной стороны, но и от социально-экономической, т.е. от уровня и характера требований, которые общество предъявляет к товару. Общественная потребительная стоимость может быть единичной и совокупно-общественной. Единичная общественная потребительная стоимость присуща единице товара определенного вида; она удовлетворяет потребности одного человека или семьи, определяется свойствами этого товара и имеет качественную определенность. Совокупно-общественная потребительная стоимость удовлетворяет потребности конкретного контингента людей, или всего общества; она присуща большинству единиц товара определенного вида. Совокупно-общественной потребительной стоимости присуща не только качественная, но и количественная определенность, так как в этом случае способность товара удовлетворять потребность людей определяется не только свойствами товара, но и его количеством. Качественная определенность потребительной стоимости – это характеристика, которая может быть измерена и оценена. Она при­менима лишь к конкретной потребительной стоимости. Между потребительной стоимостью и качеством товара существует определенная взаимосвязь. Потребительная стоимость выражает полезность вещи вообще, а качество характеризует его способность удовлетворять конкретную потребность. В этом случае качество выступает мерой потребительной стоимости. В связи с вышеизложенным предметом товаро­ведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обла­дает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает запросам по­требителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере при­менения. Правильное понимание понятий потребительной стоимости и качества позволяет обосновать современные задачи товароведения, которые совершенствуются в процессе развития этой научной дис­циплины.

Основными задачами товароведения как науки и учебной дис­циплины являются:

         выявление и исследование общих закономерностей формиро­вания и проявления потребительной стоимости товаров на совре­менном этапе развития общества;

         исследование и дальнейшая разработка методов и средств управления ассортиментом и качеством товаров;

         исследование закономерностей формирования и прогнозиро­вания ассортимента товаров;

         исследование и разработка научных принципов формирования терминологии, классификации, кодирования различных групп товаров;

         совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;

         изучение потребительских свойств товаров из новых видов сырья и материалов;

         определение номенклатуры потребительских свойств и пока­зателей качества товаров.

Товароведение потребительских товаров как учебная дисциплина подразделяется на общее и частное товароведение. В общей части товароведения рассматриваются теоретические вопросы, являющиеся основой частных разделов товароведения. Частное товароведение занимается анализом состояния рынка, классификацией и ассортиментом отдельных групп товаров, их товароведной характеристикой.[1]

Продукция – это товары, производимые конкретной фирмой и предлагаемые на рынке.

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Товаром мо­жет быть продукт как физического, так и умственного труда, ре­зультат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра – все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть об­менено на другой товар (деньги) собственником этой потребитель­ной стоимости. В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произве­денный для обмена.

Толковые словари русского языка дают различные токования понятия «услуги» и взаимосвязанных терминов: в словаре Даля «Ока­зать услугу – это услужить, угодить, быть полезным, сделать нуж­ное, угодное дело»[2]; в словаре Ожегова «Услуга – это действие, приносящее пользу или помощь другому»[3]; в Большой Советской Энциклопедии «Услуга – это... определенная целесообразная дея­тельность, существующая в форме полезного эффективного труда».[4]

В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности» услугу определяют как «предпринимательскую деятель­ность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудо­вых правоотношений».

В стандарте МЭК 50 1191–90 «Надежность и качество услуг. Термины и определения»[5] услугу выражают как «набор функций, которые организация предлагает потребителю».

Итак, услуга – это результат непосредственного взаимодействия ис­полнителя и потребителя, а также собственная деятельность ис­полнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

2.Условия хранения. Понятие. Режим хранения. Показатели, характеризующие режим, их влияние на сохраняемость товаров. Укажите, какие способы регулирования режимов хранения продо­вольственных и непродовольственных товаров применяются в оп­товой или розничной торговой организации, где Вы работаете.

Хранение – этап обращения товара, который должен проходить в условиях, обеспечивающих минимальное из­менение его количества и качества.

Хранение – это одна из важнейших операций технологического процесса на складе, заключающаяся в обеспечении условий для сохранности потребительских свойств товаров. Процесс хранения начинается после приемки и перемещения товаров на склад.

Запасы товаров, хранящихся на складах, призваны обеспечить непрерывность и ритмичность их движения в сферу потребления.

Однако хранение и содержание запасов на складах требует зна­чительных финансовых затрат. В связи с тем, что денежные сред­ства, вложенные в товары, высвобождаются только при условии их продажи и при расчете с покупателем, время хранения товара на складе должно быть сокращено до минимума.

Целесообразность пребывания товаров, на складе определяется потребительским спросом на них, а количество – конъюнктурой рынка и возможностями поставщиков обеспечить их ритмичную поставку.

Хранение товаров на складе предполагает выполнение следую­щих операций:

         организация складского пространства;

         размещение товаров;

         создание необходимых условий хранения и охраны товаров;

         организация учета товаров;

         движение и перемещение товаров;

         обеспечение возможности использования подъемно-транспор­тного оборудования.

Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения.

Для обеспечения сохранности товаров важное значение имеет разработка рациональной схемы размещения товаров, которая пре­дусматривает закрепление за товарами различных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения и индексацию (кодиро­вание).

Индексация – это условное цифровое обозначение мест хране­ния товаров.

На составление схемы размещении и выбор оборудования для хранения преобладающее влияние оказывает специфика хранимых товаров. На практике используется несколько основных способов хранения товаров:

         хранение товаров по принципу однородности;

         хранение товаров в зависимости от их размера и веса;

         раздельное хранение товаров повышенного и пониженного по­требительского спроса;

         отдельное хранение специфических товаров.

Одним из условий рациональной организации хранения товаров является оптимальный выбор способа укладки, который определя­ется свойствами, формой и массой товара, особенностями его упа­ковки и другими факторами.

Различают два способа укладки товаров: штабельный и стеллаж­ный.

Штабельную укладку применяют при хранении различных про­довольственных товаров, затаренных в мешки, кули, ящики, бочки. Высота укладки товаров в штабеля зависит от прочности тары и свойств товаров.

Стеллажную укладку используют для товаров, хранящихся в рас­пакованном виде и товаров во внешней таре. При стеллажном хра­нении товары располагают на полках. На стеллажах товары могут храниться в коробках, мешках, поддонах.

Стеллажный тип хранения позволяет более рационально исполь­зовать емкость складов за счет размещения товаров на максималь­ной высоте.

Гарантом сохранности качества товаров и сокращения товарных потерь является соблюдение режима хранения, от которого зависит схема размещения товаров на складе и установление товарного со­седства.

 

                                                                                                                      Таблица 1

Оптимальные режимы хранения товаров на складах

 

Наименования товаров

Температура воздуха, ºС

Относительная влажность, %

Продовольственные товары

Бакалейные товары, кондитерские изделия, сушеные плоды и овощи

не свыше 18

60–70

Мясо и мясопродукты охлажденные

0–2

85

Рыба охлажденная

0–5

95–100

Плоды и овощи свежие

0–3

80–90

Мясо и морепродукты мороженные

не свыше 9

90–100

Рыба мороженная

не свыше

18 90–95

Плоды и овощи мороженные

не свыше 18

90–95

Непродовольственные товары

Ткани, швейные изделия, фото и радиотовары, игрушки, музыкальные инструменты, металлоизделия

12–18

60–70

Кожаная и текстильная обувь, галантерейные, парфюмерные и косметические изделия, головные уборы

12–16

60–65

Спортивные товары, изделия из пластмасс, мебель, электробытовые товары

9–15

55–60

 

 

На складе должен быть обеспечен постоянный контроль за под­держанием оптимальных температуры и влажности воздуха. Регули­рование температурно-влажностного режима осуществляется с по­мощью вентиляции, отопления, холодильных установок. В таблице приведены оптимальные режимы хранения товаров на складах.

При складской обработке товаров неизбежно возникают товар­ные потери в виде: 1) естественной убыли, возникающей вслед­ствие усушки, утруски, выветривания, утечки, разлива, распыления; 2) недопустимых потерь, возникающих вследствие порчи, боя, лома товаров или несоблюдения условий хранения.

          Пример хранения непродовольственных товаров.

Основной задачей торгового менеджмента в процессе осуществления хранения парфюмерно-косметических товаров является обеспечение со­хранности товаров по количеству и качеству. Это достигается путем создания в помещениях для хранения необходимых влаго-температурных режимов, соответствующих физико-химическим особенностям парфюмерно-косметических товаров; пра­вильным размещением парфюмерно-косметических товаров в помещениях для хранения с учетом требований товарного соседства и очередности реали­зации; соответствующими способами размещения товаров на оборудовании, обеспечивающими сохранность их качества.

Таким образом, общими условиями хранения парфюмерно-косметичес­ких товаров, мыла являются:

-         поддержание в складских помещениях определенно­го гидротермического режима;

-         предотвращение непосредственного действия солнеч­ных лучей на товары;

-         соблюдение чистоты в помещении склада, исключе­ние порчи товара грызунами;

-         надлежащее расположение и укладка товаров, соблю­дение товарного соседства.

Требования к условиям хранения изложены в ГОСТ 27429-87, ГОСТ 28303-89, ГОСТ 28546-90 и ТУ на от­дельные виды косметических товаров (шампуни и др.). Парфюмерно-косметические товары и мыло должны храниться в сухих, закрытых, хорошо проветриваемых помещениях (на складах должно применяться активное вентилирование). Температура в складских помещениях должна поддерживаться на уровне от +5°С до +25°С. При хранении жидкого мыла, вазелина температура может быть не ниже 0°С, твердого туалетного мыла – -5°С, шампу­ней – не ниже -20°С. Верхний предел для всех товаров – +25°С. Резкие колебания температуры нежелательны. Относительная влажность воздуха должна быть не выше 70%, для мыла – не выше 75%. Не допускается хранение парфюмерно-косметических товаров и мыла вблизи отопительных приборов. При низких температурах парфюмерные товары, ло­сьоны, зубные эликсиры теряют прозрачность, мутнеют, может образоваться осадок. Кремы, губная помада, зуб­ная паста затвердевают. Опасны низкие температуры для жидких эмульсионных кремов, в них выкристаллизовы­вается вода, что приводит к порче кремов. При повышенной температуре, сухости воздуха в по­мещении, близости отопительных приборов душистые вещества усиленно улетучиваются из косметики и туа­летного мыла. Кремы, губная помада, твердая тушь, вазелин и др. при высоких температурах размягчаются, деформируются. Возможно вытекание мазеобразных товаров из банок, раз­рушение флаконов в результате расширения жидкости. ГОСТом на кремы косметические допускается незна­чительное расслоение жидких кремов, однородность ко­торых восстанавливается после легкого взбалтывания, и появление тонкой оксидной пленки при хранении гус­тых эмульсионных кремов (типа «вода в жире»). При повышенных влажности и температуре многие косметические товары и туалетное мыло подвергаются микробиологическому повреждению, плесневению. При хранении во влажных условиях образуются крупинки и комки в порошкообразных средствах. Пудра, зубной по­рошок, порошкообразное мыло, хна, басма комкуются. Картонные коробки набухают, деформируются, этикет­ки могут отклеиваться, пластмассовая тара тускнеет. При несоблюдении гидротермического режима хране­ния в туалетных мылах кроме микробиологического по­вреждения могут происходить другие изменения: высы­хание, деформация куска, выступание пятен, потемнение, замерзание, растрескивание, нарушение упаковки. Воздействие прямых солнечных лучей приводит к изменению цвета парфюмерных и косметических това­ров, мыла, выгоранию красок на их упаковках. Краски для волос необходимо хранить в темном помещении. Чистота в складских помещениях препятствует заг­рязнению, снижению товарного вида упаковки товаров, их биологическому повреждению. При хранении парфюмерно-косметических товаров необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, так как многие из них огне- и взрывоопасны (спиртовая парфюмерия, жидкость для снятия лака, товары в аэро­зольной упаковке). Парфюмерно-косметические товары хранят в ненару­шенной фабричной упаковке во избежание испарений жидких продуктов, ухудшения запаха, окисления. Коробки и ящики с товаром укладываются на стелла­жи и специальные решетки, находящиеся от пола на расстоянии не менее 10 см. Расстояние товаров от стен должно быть не менее 30 см, от отопительных прибо­ров – 1 м, от электроламп – 50 см. Товары располагают горлышками, крышками вверх. Высота штабелей не должна превышать 1,5 м для пар­фюмерии, 2м – для косметических товаров. Ящики с мылом укладывают в штабеля высотой не более 1,5 м на подтоварниках и не более 2 м – на поддо­нах. Между рядами должны оставаться проходы для циркуляции воздуха. Все парфюмерно-косметические товары и туалетное мыло имеют гарантийный срок хранения. Это необходи­мо учитывать при хранении и следить за тем, чтобы в течение гарантийного срока товары были реализованы. Дата выработки и сроки годности товаров указываются на бандеролях. При соблюдении всех условий хранения гарантийные сроки хранения большинства парфюмерно-косметичес­ких товаров – 12 месяцев со дня их изготовления, кра­сок для волос – от 6 до 18 месяцев.

          Рассмотрим условия хранения продовольственных товаров на примере конкретного торгового предприятия (кафе «Огонек») и конкретных товаров.

Кафе «Огонек» относится к объединению №8 «Агропромышленного комплекса». Объединение №8 одно из звеньев в цепи предприятий ЗАО «Агропромышленного комплекса» ОАО «Магнитогорского металлургического комбината».

ЗАО «Агропромышленный комплекс» является дочерним предприятием ОАО Магнитогорского металлургического комбината и обслуживает в основном работников комбината.

Становление и развитие системы общественного питания на Магнитогорском металлургическом комбинате неразрывно связано с историей начала строительства и становления города Магнитогорска.

17 января 1929 года Совнарком СССР и СТО на объединенном заседании приняли решение о начале строительства Магнитогорского металлургического комбината.

30 января 1929 года решением партийных и советских органов Уральского округа был назначен председатель центрального рабочего кооператива Урал потребсоюза, так называемого Церабкоопа. Им стал Сулимов А.И. В его обязанности входила организация питания, строительства и аренда жилья, обустройство первых строителей. Так было положено начало организации продовольственного снабжения, торговли и общественного питания города Магнитогорска. 8 апреля 1929 года началось строительство первых складских помещений и бараков.

В настоящее время ЗАО «Агропромышленный комплекс» реорганизованно из ЗАО «Комбинат питания и торговли» и имеет 13 объединений, сформированных из предприятий питания и торговли. На предприятии работает более 1200 сотрудников, обслуживающих около 50000 работников ОАО «ММК» и дочерних предприятий, располагает более 80 столовыми и их филиалами, работают магазины, имеется современная товарная база с компьютеризованным учетом поступления, хранения и отпуска продуктов, холодильник емкостью 800 тонн, складской модуль для хранения непродовольственных товаров, рабочего инвентаря и оборудования. Запущен цех по производству макаронных изделий и цех по изготовлению овощных и мясных полуфабрикатов. Расширяется сеть предприятий в городской зоне. Юридический адрес ЗАО «Агропромышленного комплекса»: Российская Федерация, город Магнитогорск, Челябинской области, ул. Кирова, 74; телефон 24-26-76.

ЗАО «Комбинат питания и торговли» имеет свидетельство о государственной регистрации предприятия от 23.03.95г. и действует на основе Устава ЗАО «Агропромышленного комплекса».

Исполнительным директором ЗАО «Агропромышленного комплекса» является Мельник А.В.

При предприятии действует профсоюзная организация, которая отстаивает права работников, основываясь на Коллективном договоре, который принимается на каждый год профсоюзной конференцией работников ЗАО «Агропромышленного комплекса».

ЗАО «Агропромышленный комплекс» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и обладает обособленным имуществом.

Торговая деятельность предприятия ЗАО «Агропромышленного комплекса» осуществляется на основе внутреннего хозяйственного расчета.

Учредителем ЗАО «Агропромышленного комплекса» является ОАО Магнитогорский Металлургический комбинат, являющееся юридическим лицом с местом нахождения: Российская Федерация, город Магнитогорск, Челябинской области, ул. Кирова, 93; зарегистрированное Постановлением Главы администрации города Магнитогорска №211-П от 17.10.92 г.

Помещение кафе «Огонек» расположено на 1 этаже жилого 5-этажного дома, по адресу пр. Ленина, д. 34, рядом с автобусной и трамвайной остановками. Красочно оформленная вывеска привлекает внимание жителей города.

Кафе «Огонек»  начало функционировать с ноября 1998 г. Режим работы с 10.00 до 22.00, без перерыва и выходных. Площадь торгового зала составляет 98,3 м2.

Достаточность помещения:

      площадь торгового зала, состоящая из площадей, отведенных для зон обслуживания соответствует нормам;

      торговые помещения для приемки, хранения и подготовки товара к продаже представлены в полном объеме;

      имеются складские помещения имеются;

      административно-бытовые помещения оборудованы согласно СНИП II-Л 7-70. «Магазины. Нормы проектирования».

Санитарно-техническое состояние:

      текущий ремонт проведен в мае 2002 г.

      водоснабжение бесперебойное от центральной сети;

      освещение естественное и искусственное согласно санитарно-эпидемиологическим нормам правил СП 2.3.6.959-00;

      канализирование в городские сети;

      системы вентиляции в исправном состоянии.

Численность обслуживающего персонала – 8 человек.

Кафе «Огонек»:

         Занимается розничной торговлей продуктов питания.

         Проводит тематические молодежные вечера, дискотеки и шоу-программы.

         Оказывает услуги населению путем предоставления помещения для проведения торжеств.

Как пример рассмотрим хранение полукопченых колбас и водочных изделий.

Колбасы полукопченые выпускают в реализацию с температурой в толще батона 0-12°С. Транспортируют в авторефрижераторах и автомо­билях-фургонах с изотермическим кузовом в соответствии с правилами перевозок скоро­портящихся грузов, действующими на данном виде транспорта. Срок годности полукопченых колбас с момента окончания технологического про­цесса при температуре не выше 12°С и относительной влажности 75-78% – не более 10 сут. В охлаждаемых помещениях при температуре не выше 6°С и относительной влаж­ности воздуха 75-78% колбасы, упакованные в ящики, допускается хранить не более 15 сут, а при температуре –7 ... –9°С – в течение 3 мес. В неохлаждаемых помещениях при температуре не выше 20°С допускается хранить колбасы до 3 сут.

Колбасы, упакованные под вакуумом в полимерную пленку, хранят при температуре 5-8°С:

  при сервировочной нарезке – не более 10 сут;

  при порционной нарезке – не более 12 сут;

  целыми батонами – не более 20 сут; при температуре 12-15°С:

  при сервировочной нарезке – не более 6 сут;

  при порционной нарезке – не более 8 сут;

  целыми батонами – не более 15 сут.

Водки и водки особые транспортируются в ящиках, контейнерах, пакетах транспортом всех видов в соответствии с действующими правилами перевозок грузов. При перевозке и погрузочно-разгрузочных операциях продукция должна быть за­щищена от загрязнения и атмосферных воздействий. Водки и водки особые хранят в складских помещениях при температуре – 5 ... + 25°С, водки для экспорта – при температуре –15 ... + 30°С и относительной влажности воздуха не выше 85%. Гарантийный срок хранения: водок – 12 месяцев, водок особых – 6 месяцев, пред­назначенных для Министерства обороны – 15 месяцев, для экспорта – 5 лет со дня роз­лива. Следует иметь в виду, что для 40%-й водки температура замерзания составляет – 28,9°С, а для 56 %-й – 36°С.


3а.Обследуйте и рассчитайте широту и полноту ассортимента алкогольных напитков в трех магазинах. Максимально возможная базовая широта равна 50. Каковы должны быть действия коммерсантов указанных магазинов по формирования ассортимен­та алкогольных напитков (сбор данных по ассортименту напит­ков произведите в магазине, в котором Вы работаете и любых двух магазинах самостоятельно).


[1] Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник / Под ред. В.В. Шевченко. М., 2003. С. 5-7

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1999. С.512

[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 837

[4]Большая Советская Энциклопедия. М., 1975. С. 452

[5]Стандарт МЭК 50 1191–90 «Надежность и качество услуг. Термины и определения»

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!