Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 11.

2. Какова социальная структура личности?

    В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида. Личность – это продукт развития человека в обществе, определенный результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Структура личности: 1) потребности (то что нам хочется), интересы (осознанная потребность); 2) способность – возможность удовлетворять свой интерес; 3) мировоззрение – система взглядов на мир; 4) знания, умения, навыки; 5) социальные чувства – эмоции по поводу социальных явлений. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.п. Наряду с общесоциальными, личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности социальных общностей (классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных) членом которых она является. Усвоение черт, присущих этим многообразным общностям, и социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, выражается в социально-типическом поведении. Личность характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества. Ее независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой систему принципов поведения, основанную на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности.

 

7. Что изучает такая наука, как социальная валеология?

    Валеологию определяют как науку о здоровье латинского происхождения -  “здравствовать”, “быть  здоровым”. Сам  термин “валеология”  введен в  1980 г.  и принадлежит И.И. Брехману   -  автору   книги  “Валеология   -  наука о здоровье”. Поскольку  здоровье  как  следствие здорового  образа  жизни  -  процесс  очень  сложный, зависит от знаний,  умений, которые  человек может  получить из разных  наук,  то очевидно наука  о здоровье  должна быть интегральной,  рождающейся  на  стыке   экологии,  биологии, медицины,  социологии, психологии и  других наук. Не менее очевидно  также,  что  за  валеологией большое  будущее. Ее  изучение, практическое  овладение ее  принципами, правилами возможно  двумя  путями. Один вариант, в рамках вышеперечисленных наук. Другой вариант - в рамках самостоятельной науки  - валеологии.  При этом  роль и  значение стыковой области социологии и валеологии  настолько значительна, что имеются веские основания для  выделения этой  области в относительно  самостоятельную  сферу  научного  знания, которая может быть названа “социальной валеологией”. Социальная  валеология  -  новое  направление  в  науке  о системно-интегративном  развитии личности,  когда изучается  с медико-социологических   позиций   деятельность, направленная  на  сохранение   и  упрочение  здоровья  участников  социальной деятельности. По утверждению В.А.   Сухомлинского, добрая    половина  забот  и тревог  о детях (т.е. того слоя общества, который в первую очередь нуждается в социальной защите) связана  со   социальным и физическим здоровьем.  По   его  мнению, “забота   о   здоровье   -   это  важнейший труд  воспитателя”. Социальная  валеология  -  это  наука   о  воспитании  и  обучении  человека здоровому  образу жизни  и само развитии  его  знаний,  умений  и способностей к социальному самооздоровлению.

    Таким образом, валеология применительно к человеку - это гармония с гармонизированной личности, имея ввиду, что гармония - это состояние, гармонизация - это процесс, в результате которого достигается состояние гармонии. Применительно же к социальной задаче, дето- и человекоцентристской по сути, социальной валеология - это процесс включения субъекта в поле валеологических знаний, предусматривающий и обеспечивающий условия для самообразования, саморазвития и самоактулизации индивида. Социальная валеология - наука  междисциплинарная, она активно использует достижения не только социологии, но и философии, физиологии, психологии, традиционной и нетрадиционной медицины. Культура  самооздоровления,  ведения  здорового  образа  жизни не дается человеку  изначально, а  является результатом  его  обучения,  воспитания  и саморазвития. Овладение знаниями,  умениями,  развитие способностей человека вести здоровый образ жизни, осуществить непрерывное самооздоровление в любых условиях  и ситуациях  - вот  та цель, которую преследует социальная валеология.

 

8. Существуют ли резервные возможности и ресурсы в условиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности?

    Такие резервные возможности конечно же существуют.

    Говоря о социальной системе можно привести пример советской тоталитарной системы, которая не смотря на тот колоссальный урон в социальной сфере (массовые репрессии), в экономическом развитии (коллективизация) и т.д., нашла в себе огромные внутренние резервы в годы Великой Отечественной войны и победила очень сильного противника.

    То же самое касается и личности. Средних дарований человек использует лишь 4 процента своих нервных клеток. Талантами и гениями становятся те, кому удается пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток, поэтому у каждого есть возможность сделаться в 5–10–20 раз умнее и способнее, особенно если с самого раннего детства начинается развитие его способностей. Велики и ресурсы нашего тела. Люди могут подымать тяжести, многократно превышающие их собственный вес, преодолевать вплавь большие расстояния, переносить температуры и находиться в ледяной воде. О мощи нашего мышечного аппарата свидетельствует драматический случай. Космонавт Алексей Леонов во время тренировочного прыжка навис вниз головой: лямка парашюта обмотала ногу и зацепилась за металлическую спинку, которая крепится за ранцем. Приземление вниз головой грозило верной гибелью. Леонов, изловчившись, отогнул металлическую спинку и вытащил лямку. На земле, уже вчетвером, космонавты попытались ту же спинку разогнуть – не смоги.

 

Тема 12.

4. С чем связано понятие “культурно одобряемого отклонения”. В чем причина такого рода отклонений?

    Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом – никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, – это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые.

    Причины появления такого рода отклонений могут быть следующие.

    Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуалыюость менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую, волевую личность.

    Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

    Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой мотивации, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; неясно только, почему люди становятся высоко мотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например с солнечной активностью. Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III; Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения. Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важное место в исследовании сверхмотивации.

    Личностные качества. Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно необязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти не сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивида в различных областях деятельности. Так, в соответствии с популярным стереотипом ученый должен быть отрешенным от окружающих, немного сумасшедшим, начитанным и оригинальным артист – фантазером, всегда раскованным, весьма темпераментным и т.д. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для самооправдания или рекламы профессии и рода деятельности, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения.

6. Какие основные типы отклоняющегося поведения называет в своей концепции Р. Мертон?

    В зависимости от различного отношения граждан к целям и законным средствам их достижения Р. Мертон определяет возможные типы поведения: конформизм – принятие одобряемых обществом целей и средств их достижения; инновация – принятие целей, отрицание средств; ритуализм – отрицание целей, принятие средств (например, бюрократы); peтритизм – отрицание целей и средств (алкоголики, наркоманы); мятеж –отрицание целей и средств с заменой их новыми, что означает революционные перемены. Только конформное поведение среди перечисленных типов поведения не является девиантным, остальные же – относятся к отклоняющемуся поведению.

 

Тема 13.

5. Как вы понимаете высказывание русского философа Д. Андреева о том, что грядущее “предстает как непрерывно ветвящееся цепь дилемм. Каждое звено этой цепи двойственно: оно составляет пару взаимоисключающих возможностей”?

    Речь идет о существовании различного рода альтернативы в каждом конкретном историческом случае. Например, в современной исторической литературе существуют различные подходы к анализу и оценке событий в России от февраля к октябрю 1917 года. При всем многообразии, разбросе мнений и суждений их можно свести к двум принципиально противоположным позициям. По выражению В.И. Ленина, революция является “локомотивом истории” , живым творчеством масс. Другой наш соотечественник Н.А. Бердяев увидел в ней полный иррационализм, регресс в поступательном развитии общества. Соответственно выбор одного из этих путей (путь революции и большевизма) являлся явной противоположностью по отношению к возможности буржуазной демократии.

 


5. Используя метод наблюдения и его основные разновидности, проведите социологическое исследование вашей профессиональной или учебной группы на выбранную вами тему.

 

    В нашем случае при отсутствии четких гипотез, когда исследование осуществляется по формулятивному плану, было применено простое, или бесструктурное, наблюдение. Его цель – придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. Неструктурализированное наблюдение является слабо формализированным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализированное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследованиях. Ориентиры такого наблюдения можно наметить лишь в общем виде.

Задача: определить общее производственное и психологическое состояние данной группы.

Общая характеристика социальной ситуации.

Сфера деятельности рассматриваемой группы – производственная (отдел технического контроля ЛПЦ-5 ММК). Особенностью данной группы данной группы является относительно ее небольшая численность – 9 человек.

Правила и нормы, регулирующие состояние данной группы являются как формальными, так и общепринятыми, но не закрепленные в инструкциях и распоряжениях.

Степень саморегуляции группы определяется в значительной мере внешними факторами, связанными с необходимостью выполнения производственных задач, а также внутренними причинами, зависящими от отношений сложившихся внутри данной группы.

Попытка определить типичность наблюдаемой группы в данной ситуации относительно других объектов и ситуаций: данная группа является достаточно типичной по отношению к другим производственным группам.

Субъекты или участники социальных событий. Их можно классифицировать:

ü     по демографическим и социальным признакам (пол, возраст, семейное положение, а также образование, доход и т.д.). В нашем случае: 2 чел. – мужского пола, 7 чел. – женского пола. 3 чел. имеют возраст  – от 25-27 лет, 5 чел. – от 35-40 лет, 1 чел. – 43 года. 8 состоят в браке, 1 – разведен. Все имеют высшее техническое образование. Официальный доход всех членов группы составляет от 1.5 – 2.0 тыс. руб.

ü     по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий). Содержание производственной деятельности и сфера занятий является привлекательным для 8 членов коллектива. 1 член группы в силу семейных обстоятельств хотел иметь другой график работы. 

ü     относительно статуса в  исследуемой группе: 1 член группы является руководителем, 2 чел. – его заместителями, 6 чел. – подчиненными.

ü     по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществлению; правила, которым они следуют строгой которыми пренебрегают);

ü     по неофициальным отношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет).

Цель деятельности и социальные интересы субъектов:

ü     общие и групповые цели и интересы;

ü     официальные и неформальные;

ü     одобряемые и неодобряемые в данной среде;

ü     согласованность интересов и целей.

Структура деятельности со стороны:

ü     внешних побуждений (стимулы);

ü     внутренних осознанных намерений (мотивы);

ü     средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке);

ü     по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная)

ü     и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).

Регулярность и частота наблюдаемых событий:

ü     по ряду указанных выше параметров

ü     и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

    Наблюдение проведенное в данной производственной группе позволяет сделать вывод о сплоченности данного коллектива, устойчивости производственных и психологических связей, сложившихся в исследуемом коллективе. Однако, наличие относительно невысокого уровня официальной зарплаты, позволяет говорить о возможной нестабильности группы, в связи с поиском отдельными членами группы работы с предоставлением более высокой зарплаты. 

    Наблюдение, осуществленное по приведенному выше ориентировочному плану, имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции действующих лиц или групп. По мере накопления данных и после их предварительного анализа задачи наблюдения будут уточняться. Какие-то стороны событий подвергаются более детальному наблюдению, другие – вовсе будут опускаться. Наблюдение постепенно будет переходить в стадию более формализованного поиска.

  

 

 


6. Разработайте программу опроса, сформулируйте его цель и задачи. Обоснуйте необходимость его применения и выбор вида опроса.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

социологического исследования методом опроса

состояния производственной дисциплины на предприятии (ММК)

 

Обоснование проблемы исследования. Современный этап развития экономики, высокий уровень технической оснащенности производства, внедрение более сложных технологических процессов неизмеримо повысили требования к личности рабочего, его квалификации, общеобразовательному и культурному уровню, к его сознательности и организованности. В этих условиях дисциплина и порядок на производстве, инициативность, чувство личной ответственности работника за успехи всего коллектива, его добросовестный производительный труд становятся одним из решающих факторов своевременной и качественной реализации производственных планов. Любое ослабление дисциплины и ответственности, срыв четкого ритма на рабочем месте оборачиваются большими потерями для цеха, завода, а в конечном счете – и для отрасли, страны в целом.

    Администрация и профсоюзная организация нашего предприятия проводят определенную работу по укреплению дисциплины труда. Реализация намеченных мероприятий позволила в прошлом году сократить потери рабочего времени, повысить организованность и порядок на производстве.

    Однако достигнутые результаты, видимо, породили в некоторых цехах предприятия обстановку самоуспокоенности, притупили чувство ответственности за результаты труда, привели к снижению регулярного контроля за состоянием трудовой и технологической дисциплины. Вследствие этого появились тревожные симптомы, свидетельствующие о нарушении нормального процесса трудовой деятельности. Так, по отчетным материалам, за последние шесть месяцев увеличилось число опозданий, возросло количество выпускаемой бракованной продукции. В результате неумелого обращения с новой техникой стало расти время общего простоя оборудования. Нарушение правил техники безопасности привело к нескольким случаям производственного травматизма, в то время как в прошлом году их не было вообще.

    Перечисленные факты требуют тщательного анализа. Необходимо установить причины появившейся негативной тенденции. Решение этого затрудняется тем, что предварительный анализ имеющейся документации не позволил выяснить всю совокупность факторов, которые могли здесь сыграть свою роль, а тем более установить связи между ними.

    Отсутствие сведений о подлинных причинах участившихся случаев нарушения дисциплины и порядка на предприятии может в дальнейшем привести к заметным производственным потерям. Это вызывает необходимость проведения социологического исследования, призванного дать ответы на следующие вопросы: чем конкретно объясняется нынешнее состояние производственной дисциплины на предприятии; что необходимо предпринять в первую очередь для повышения дисциплины, наведения должного порядка и организованности на предприятии; какие профилактические мероприятия целесообразно регулярно проводить для предотвращения нарушений дисциплины труда впредь.

    Цель исследования – на основе социологических данных разработать практические рекомендации в адрес администрации и профсоюзной организации предприятия, направленные на укрепление производственной дисциплины.

    Объект и предмет исследования. Объект исследования – рабочие предприятия, которые являются источником информации: о видах и частоте нарушения производственной дисциплины; о мотивах нарушений; об уровне информированности о правилах и нормах соблюдения трудовой и технологической дисциплины; об отношении к формам поощрения за добросовестный труд и мерам воздействия на постоянных нарушителей дисциплины.

    Предмет исследования – состояние производственной дисциплины рабочих предприятия, а также условия и факторы, оказывающие на нее прямое или косвенное воздействие.

    Логический анализ (интерпретация и операциональное определение) основных понятий. В соответствии с целью исследования, носящего аналитический характер, логическому анализу подлежит понятие “состояние производственной дисциплины”.

    Гипотезы исследования. Основная гипотеза: предварительный анализ ряда материалов о характере и мотивах нарушений производственной дисциплины позволяет сделать предположение, что основная причина ухудшения состояния дисциплины заключается в ослаблении работы по формированию сознательного, добросовестного отношения к труду, в снижении требовательности к недобросовестным работникам.

    В соответствии с основной гипотезой специальные блоки вопросов анкеты должны быть нацелены на выявление того, как администрация и профсоюзная организация предприятия, первичные коллективы (цех, участок, бригады), наставничество, действующая система стимулирования труда, участие членов коллектива в управлении производством влияют на безусловное соблюдение производственной (трудовой и технологической) дисциплины.

    Основная гипотеза “нейтральна” по отношению к другим факторам, способным влиять на состояние производственной дисциплины. В связи с этим необходимо сформулировать гипотезу-следствие: “По-видимому, существующий на предприятии уровень организации и условий труда и быта, профессионально-квалификационный и социально-демографический состав коллектива не являются факторами, ведущими к ухудшению состояния производственной дисциплины”.

    Так как в числе отрицательных явлений в коллективе фигурируют факты неумелого обращения с новой техникой и случаи производственного травматизма вследствие нарушения отдельными работниками техники безопасности, проверке подлежит также дополнительная гипотеза: “По-видимому, причина отмеченных явлений – несоответствие у ряда работников уровня их профессиональной квалификации содержанию выполняемой ими работы”.

    Задачи исследования. Проверка сформулированных гипотез требует решения следующих задач. Для основной гипотезы – выявить характер влияния на состояние производственной дисциплины:

1)        воспитательной работы, осуществляемой администрацией и профсоюзной организацией;

2)        действующей на предприятии системы морального и материального поощрения за труд;

3) уровня и характера участия работников в общественной работе, в управлении производством;

4)        социально-психологического климата в трудовом коллективе;

5)        уровня деятельности наставников по воспитанию молодых работников предприятия.

    Для проверки гипотезы-следствия – выявить влияние на состояние производственной дисциплины:

1)        организации труда;

2)        условий труда и быта;

3)        профессионально-квалификационных характеристик работников;

4)        социально-демографических характеристик работников.

    Для проверки дополнительной гипотезы – выявить степень соответствия уровня профессиональной квалификации работников содержанию выполняемой ими работы и влияние, которое оно может оказывать на состояние производственной дисциплины.

    Определение выборочной совокупности. Статистические данные, имеющиеся в распоряжении исследовательской группы, позволяют осуществить квотную модель выборки. Обосновано это следующими соображениями. Анализ статистических данных показал, что число нарушений производственной дисциплины больше среди рабочих, чем среди работниц, а также среди рабочих низкой квалификации, чем среди высококвалифицированных рабочих; далее, выше среди молодых рабочих, чем среди старшего поколения.

    В результате этого можно заключить, что характер соблюдения трудовой и технологической дисциплины варьирует в соответствии с изменением таких признаков респондентов, как уровень квалификации, пол и возраст. О распределении работников предприятия по названным трем признакам имеется информация в отделе кадров, которую, таким образом, можно использовать в качестве параметров квот.

    В связи с применением квотной выборки при помощи формул объем выборочной совокупности вычислить нельзя. Однако, учитывая, что на предприятии работают 46000 человек (генеральная совокупность) и исходя из опыта прошлых исследований, опрос 10% от этой величины (4600 человек) гарантирует статистически значимые результаты опроса.

 

 
 


    Методы сбора информации. Основные методы сбора информации:

1) вторичный анализ статистических материалов, документов администрации, партийной и общественных организаций, касающихся организации и условий труда, быта работников предприятия, проведения в коллективе воспитательной работы;

2) сбор первичной социологической информации при помощи “Анкеты рабочего”.

 

 
 


    Логическая структура инструментария сбора первичной социологической информации (см. таблицу).

 



7. Разработайте проект программы социологического исследования процесса социального развития региона, города, поселка, где вы проживаете. Определите цель и задачи исследования. Сформулируйте гипотезы.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

социологического исследования процесса социального развития города Магнитогорска на основе выявления инвестиционного поведения населения

 

Обоснование проблемы исследования. По мере специализации на финансовом и инвестиционном рынке, а также увеличения инвестиций в производственной сфере, основными свободными средствами становятся денежные накопления населения. Аккумуляция этих накоплений в финансовых компаниях, пенсионных, страховых и инвестиционных фондах может составить серьезную основу для кредитования развития промышленности. Кроме того, привлечение денежных средств населения в жилищные фонды будет способствовать активизации жилищного строительства и решению проблем молодой семьи. Выигрывают три важнейшие структуры общества: производство, финансовая сфера и население.

 

Цель исследования. На основе данных социологического исследования выработать рекомендации по расширению масштабов привлечения свободных денежных средств населения в финансовые, пенсионные, страховые и инвестиционные компании.

 

Объект и предмет исследования. Объект исследования – население города Магнитогорска в возрасте 18 лет и старше, включенное в общественное разделение труда и имеющее стабильный доход.

    Предмет исследования – инвестиционные установки населения.

Логический анализ (интерпретация и операциональное определение) основных понятий. В соответствии с целью исследования, носящего аналитический характер, логическому анализу подлежит понятие “инвестиционные установки”, под которым понимается “потенциальное инвестиционное поведение”.

Гипотезы исследования. Основная гипотеза. Предварительный анализ статистической информации об интенсивности и объеме роста средств финансовых компаний свидетельствует о том, что в настоящее время для населения они являются основным объектом инвестирования свободных средств. Возможная причина этого – ожидания высоких дивидендов. В соответствии с основной гипотезой, в опросном инструментарии должны присутствовать блоки вопросов: об информированности и населения о финансовых фондах, его отношении к ним; объеме инвестируемых средств и частоте инвестирования, мотивах инвестирования и ожиданиях населения от инвестирования; об устойчивости инвестирования именно в финансовые фонды; об оценках риска.

    Основная гипотеза “нейтральна” по отношению к другим факторам, мотивирующим инвестиционное поведение населения. Поэтому целесообразно сформулировать дополнительные гипотезы:

    По-видимому, поиск высоких дивидендов вызван отсутствием у населения стабильных источников денежных средств.

1.         Обращение населения именно к финансовым фондам обусловлено:

а)         слабой информированностью населения об инвестиционных, пенсионных, страховых и жилищных компаниях;

б)        интенсивной рекламной кампанией со стороны финансовых фондов.

2.         У населения появились ярко выраженные признаки недоверия к финансовым фондам, в связи с разорением многих из них.

3.         Рост недоверия со стороны населения к финансовым фондам стимулирует рост капиталовложений в валюту, драгоценности и художественные изделия.

Задачи исследования. Проверка сформулированных гипотез требует решения следующих задач. Для основной гипотезы – выявить структуру инвестирования населением в фонды, компании, ценные бумаги, валюту, драгоценности, художественные изделия. Это поможет определить модальное направление инвестирования денежных средств населением, подтвердить или опровергнуть основную гипотезу.

    Для проверки дополнительных гипотез предполагается решить следующие задачи:

1.           Измерить структуру источников и величину ежемесячного дохода в расчете на одного члена семьи; соотнести измерения со структурой инвестирования населением денежных средств.

2/а. Определить степень информированности населения об инвестиционных, пенсионных, жилищных, страховых и финансовых компаниях; соотнеси показатель степени информированности со структурой инвестирования.

2/б. Определить отношение населения к рекламам финансовых компаний и соотнести эту информацию со структурой инвестирования населением своих денежных средств.

3.           Определить характер отношения инвесторов к финансовым компаниям.

4.           Выявить тенденции изменения во времени структуры инвестирования населением своих денежных средств.

 

Определение выборочной совокупности. Статистические данные, имеющиеся в распоряжении исследовательской группы, позволяют реализовать квотную модель выборки. Это обосновано тем, что согласно данным статистического управления обследуемого
совокупности города, достоверные данные о его населении имеются по трем, важным с точки зрения предмета исследования признакам: уровню месячного дохода на одного члена семьи, возрасту и полу.

    В связи с применением квотной выборки при помощи формул математической статистики вычислить объем выборочной совокупности некорректно. Однако учитывая, что численность населения города 500000 человек, выборочная совокупность в 3000 человек, отобранных по строго заданным параметрам квот, гарантирует статистически значимые результаты опроса.


    Число подлежащих опросу респондентов (при n=3000 чел.) распределяется по трем контрольным признакам в следующей пропорции (табл.).

Методы сбора информации. Основные методы сбора информации:

а)       вторичный анализ статистических данных о деятельности финансовых, инвестиционных, жилищных, пенсионных и страховых компаний; динамике курса валют, цен на драгоценности и художественные изделия за последние 6 месяцев;

б)        контент-анализ рекламной кампании финансовых фондов за последние 6 месяцев;

в)       сбор первичной социологической информации при помощи “Анкеты инвестора”.

Список использованной литературы

 

 

 

1.     Основы прикладной социологии: Учебник для вузов // Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996

2.     Программа социологического исследования // Сост. Д.Я. Яковлев. Магнитогорск, 1996

3.     Рабочая книга социолога. М., 1983

4.     Социология наука об обществе // Под ред. В.П. Андрущенко и Н.И. Горлача. Харьков, 1996

5.     Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара, 1995

 

 

 


Экзаменационные вопросы

1. Роль социологии в жизни общества

    Социология – научная дисциплина, исследующая и раскрывающая пути формирования социологического знания, его связь с общественными процессами и личностными характеристиками выдающихся социологов. Социология – не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Социология прежде всего учит нас культуре социологического мышления, принципам формирования социального знания, умению обратить его на пользу общества. Она также преподает урок научной нравственности, показывая, какую роль в формировании социологического знания играла и играет подлинно гуманистическая озабоченность ученых-социологов, которые при всех обстоятельствах сохраняют в поле своего зрения общечеловеческие, нравственные ориентиры исследований. Социология показывает путь общества от незнания к знанию своей собственной природы. Она может поведать нам о том, как постепенно раздвигался занавес, скрывавший “тайны” социального устройства и социального поведения человека, как люди познавали принципы своего же собственного жизнеустройства. А это, согласимся, крайне необходимо со всех точек зрения.

Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств, важнейшие из которых состоят в следующем.

    Во-первых, наша страна переживает период глубокого реформирования всех сторон жизни общества. Важные и быстрые социально-политические изменения происходят сегодня во многих других странах и в мировом масштабе. В этих условиях особенно актуально, теоретически, политически и практически значимо тщательное изучение и использование тенденций и закономерностей развития и функционирования общества как целостного организма, механизма их действия и взаимодействия, что, как известно, связано прежде всего с социологией. Сегодня не подлежит сомнению, что если бы проводимые у нас реформы были бы научно (в том числе и социологически) солидно обоснованы, а их последствия и ход серьезно спланированы и спрогнозированы, то результаты могли бы быть совершенно другими, куда менее болезненными и более плодотворными со всеми вытекающими из этого последствиями.

    Во-вторых, современный этап развития нашего и других обществ неопровержимо свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни. Не случайно за последние годы речь так часто идет о “сильной социальной политике”, о “социально ориентированной экономике”, о “социальной защите населения”, о “социальных последствиях реформ” и т.д. Жизнь убедительно доказала, что игнорирование или серьезная недооценка роли и значения социальных факторов и социальных последствий проводимых реформ ставит под реальную угрозу успешное проведение этих реформ как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах.

    В-третьих. Одной из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ на современном этапе является формирование гражданского общества. Без этого невозможно ни эффективное развитие экономики и уверенный выход из глубокого кризиса, ни утверждение правового государства. Все это выдвигает на первый план исследование социального статуса личности и социальных групп, проблем соотношения и взаимодействия личности, социальных общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в социологии. Как считал французский социолог Э. Дюркгейм, социология не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество, помогла пройти этап преобразований и кризисов, выдвигает перед социологией новые социальные проблемы и задачи, по-новому ставит старые проблемы и тем самым серьезно стимулирует развитие этой науки. Но и исследования социологов, достижения социологической науки, как показывает опыт истории, способны оказать серьезное положительное влияние на развитие общества. Уже сам факт сосредоточения внимания социологов на исследовании определенных явлении и процессов заставляет общество обратиться лицом к этим вопросам, начать практическое их решение. Так, известные исследования социологами расовых отношении в США в 40-50-е гг. оказали огромное влияние на радикальное изменение ситуации в этой области в 60-е и последующие годы. Думается, что установленный социологами нашей страны факт, что подавляющее большинство населения России выступает против войны в Чечне, сыграл не последнюю роль в переходе к переговорному процессу и прекращению военных действий.

    Воздействие социологии на общественное развитие широко и многообразно. Это связано прежде всего с тем, что социологическое знание все больше проникает в самые различные слои населения, чему способствует, в частности, систематическое изучение соответствующих проблем как в средней школе (например, курсы “Человек и общество”, “Введение в социологию” и др.), так и в высшей школе, в других системах подготовки и переподготовки кадров. Благодаря этому все больше специалистов получают возможность применять на практике свои социологические знания, в том числе и в процессе профессиональной деятельности. Велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики и в определении эффективности проведенных в ее рамках мероприятий. К сказанному добавим, что методы исследования, выработанные в социологии, все шире и успешнее используются в других общественных науках. Например, метод опроса при изучении общественного мнения стал использоваться при изучении рыночных отношений в экономической науке.

 

18. Предмет и основные проблемы экономической социологии

    Экономические процессы, экономические отношения, экономическая жизнь в целом стали объектом пристального внимания социологии с конца ХIХ – начала ХХ века. Именно в этот период было начато осознание роли человеческого фактора на производстве, роли и значения экономического сознания и экономического поведения людей. Однако внимание к социальным параметрам экономической жизни в ХХ веке было нестабильным: на отдельных этапах в силу объективных и субъективных причин оно ослабевало, чтобы затем вновь окрепнуть и стать предметом более скрупулезного исследования. Не миновали эти зигзаги и экономическую жизнь советского общества. Одним из его парадоксов был все возрастающий разрыв между тем, что провозглашалось в официальных документах, и той реальностью, которая характеризовала действительное развитие экономики. В результате сформировалось явление, которое получило такое наименование, как бессубъектность экономической жизни. Этот феномен привел к распространению технократизма, не желающего ни с чем считаться, кроме формализованных производственных показателей, к господству технико-экономического подхода, игнорирующего социальные и духовные аспекты жизни людей, что в немалой степени способствовало развитию теневой экономики, довело социальные тылы до крайней степени запущенности.

    Современный этап развития экономической жизни особенно наглядно демонстрирует необходимость учета всего того, что связано с волей, желанием человека. Сегодня коренным образом меняются роль людей и их влияние на освоение достижений науки, на создание новой техники и технологии, на реконструкцию и обновление всего механизма хозяйствования. Вот почему так важно разобраться и понять, что созревает в сознании человека, что обусловливает серьезные сдвиги в поведении работников в процессе изменения отношений собственности и как реализовать на практике поставленные жизнью требования.

    Анализ реальных социальных проблем экономической жизни показывает, что они прежде всего включают в себя сознание, оценку происходящих изменений в сфере производства; ведь экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы.

    Экономическая жизнь функционирует благодаря не только действию объективных законов общественного развития, но и субъективной деятельности людей. Она немыслима прежде всего без целей, направленных на удовлетворение экономических интересов. Кроме того, экономическая жизнь находит отражение в реальном сознании в виде взглядов, настроений, мнений, чувств, которые, в свою очередь, являются основой для формирования мотивов людей в производственном процессе. В свое время А.В. Чаянов обратил внимание на противоречивость сознания и поведения крестьянина, в которых самым причудливым образом сочетались его установки, с одной стороны, как предпринимателя. С другой стороны, как наемного работника, и это противоречие нередко приводило крестьянина к решениям, продиктованным скорее его обыденным сознанием, чем требованиями экономического развития.

    Экономическую жизнь невозможно представить без концепций, без идеологических установок и ориентаций, существующих в обществе (теоретический уровень общественного сознания). Очевидно, что экономические теории, взгляды, представления не механически отражают производственные отношения. Более того, они часто не адекватны процессам, происходящим в экономике, а некоторые из них ставят под сомнение правомочность существования данных производственных отношений.

    И наконец, экономическая жизнь не может функционировать без учета таких явлений, как культура общения продавца и покупателя, мода, экономическая культура человека и общества.

    Осознание реальных процессов – непременный элемент совершенствования экономической жизни. Только понимание, осуществление на деле функций и роли человека труда дают необходимый общественный эффект. Никакие сверхновые техника и технология, никакая, пусть и самая рациональная, система управления, хотя сами по себе они очень важны, не дадут решения назревших проблем, если в них не будут вовлечены работники, если не будут учтены их интересы и потребности, сели не будут созданы условия для реализации их целей и стремлений. Все это позволяет сделать вывод, что экономическая социология может быть представлена как глобальными, так и частными проблемами.

    Долгое время исследований велись по отдельным направлениям, посвященным труду, трудовым ресурсам, управлению, уровню жизни населения. Опыт в изучении социологических проблем, связанных с развитием экономических отношений, показывает: на различных этапах становления социологической науки их разработка выходила на разные уровни анализа. В трудах западных ученых сложилось такое понятие, как “индустриальная социология”, которая в советской литературе (В.Г. Подмарков) называлась промышленной и в таком звучании оправдывала свое назначение, ибо касалась социальных проблем материального производства. Очевидно, что такой подход охватывает достаточно широкий круг проблем экономической жизни, но не всю их совокупность. Поэтому на определенном этапе развития социологии как за рубежом (Дж.Н. Смелсер), так и в Советском Союзе (Т.И Заславская, Р.В. Рывкина) были осуществлены попытки охватить единым понятием экономическая социология весь спектр проблем экономической жизни. Иначе говоря, экономическая социология приобрела свой окончательный статус в 50–60-е годы ХХ века.

    Новое осмысление социальных реалий экономической жизни было осуществлено в работах В.Э. Бойкова, В.И. Верховина, В.В. Радаева, Г.Н. Соколовой и др.

    Экономическая социология может рассматривается как комплекс проблем, имеющих четко выраженный социально-экономический (социология труда) и системный характер (социология города, социология села), в которых экономические параметры немыслимы без рассмотрения и учета социальных и духовных аспектов их функционирования.

    В рамках экономической социологии могут быть рассмотрены такие проблемы, как демография, занятость, миграция, домашний труд, нововведения, региональное развитие, что позволяет полнее представить социологический аспект изменений материального производства, всей экономической жизни.

 

19. Предмет социологии труда и ее взаимосвязь с экономической социологией.

    Социология труда, одна составных частей экономической социологии, имеющая четко выраженный социально-экономический характер – отраслевая социологическая дисциплина, изучает труд как социально-экономический процесс и подсистему (сферу) общества во всем многообразии его связей с политическими, юридическими и идеологическими институтами. В ней органично связаны теория и практика соц. управления трудовой деятельностью людей, фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий научно-технического прогресса, социальных и экономических проблем развития обществ. труда. Труд представляет собой сложноорганизованный, многогранный обществ. процесс, затрагивающий буквально все сферы жизнедеятельности человека. Неудивительно поэтому, что он стал предметом исследования самых разных конкретных наук: экономики и психологии труда, социологии труда, эргономики и др. Процессы интеграции и дифференциации научного знания настолько взаимосвязаны между собой, что проведение совместных исследований на “стыковке” нескольких наук нередко приводит к возникновению нового направления, приобретающего самостоятельность в рамках социологии труда. Т.обр., на стыке социологии труда, науки управления и теории коллектива возникла социология организаций. Несомненно, что теории соц. стратификации, образа жизни и трудового коллектива, а также соц. планирование и управление тесно соприкасаются и взаимосвязаны с родственной им социологии труда.

    Может быть, с меньшим основанием можно говорить о самостоятельности таких предметных областей, как промышленная социология, заводская социология, социология профессий. Являются ли они подразделами социологии труда или самостоятельными дисциплинами – этот вопрос еще не выяснен до конца. Иногда эти названия употребляют как синонимы, иногда их пытаются довольно аргументировано развести. Во всяком случае, каждое из них имеет свое поле исследования и системы понятий. Пожалуй, сложно назвать еще к.-л. отрасль социологии, которая настолько интенсивно “общается” с другими науками и порождает новые направления, как социологии труда.

    Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные социально-экономические условия, связаны с той или иной соц.-профессиональной группой, наконец, локализованы во времени и пространстве (рабочее место). Специалисты в области социологии труда изучают соц. экономические основы обществ. труда (способа соединения работника с орудиями труда), а стало быть, соц. формы и условия труда, коллективный или индивидуальный труд, соц. организацию совместного труда. Вместе с тем внимание социологов труда направлено на различные стороны социально-психологического механизма включения работника (индивидуального или совокупного) в трудовую деятельность, т.е. мотивацию и стимулирование труда, удовлетворенность работой и отношение к труду, пути повышения трудовой активности и производительности труда.

    Постановка этих вопросов предполагает решение совокупности более частных задач социологические исследования: изменение трудовых функций работников различных профессиональных отрядов под воздействием научно-технической революции; соц. факторы и резервы повышения производительности индивидуального и коллективного труда; структура мотивов и ценностных ориентаций работника в зависимости от конкретных условий и особенностей содержания труда; влияние индивидуально-типологических характеристик личности на структуру мотивации.

    Для изучения существенных, значимых для определенного исторического отрезка времени закономерностей и тенденций изменения социально-профессиональной структуры рабочего класса, динамики пропорций квалифицированного и неквалифицированного умственного и физического труда, ручного, механизированного и автоматизированного труда в различных отраслях народного хозяйства; для изучения изменения отношений к труду под влиянием сдвигов, происходящих в структуре обществ. труда, и т.д. используются широкомасштабные регионально-отраслевые исследования (типа всероссийских и лонгитюдных). Они дают репрезентативную для страны в целом, сравнимую в различных промежутки времени информацию.

    Оперативные проблемы, среднесрочные или краткосрочные тенденции, локальные процессы в организации трудовой деятельности на уровне территориальных общностей и трудовых коллективов изучаются все более простыми по процедуре и инструментарию исследованиями (социологический экономический эксперимент, экспресс-опрос, интервьюирование и др.). Таким способом можно изучать условия гибкого графика работы в любых организационных нововведениях на предприятии, вопросы сокращения текучести кадров, стабилизации коллектива и т.п. Информация такого рода необходима для соц. планирования и управления, разработки и применения социальных проектов и социальных нормативов.

 

24. Культура и личность. Механизмы освоения и производства культуры личностью.

    Основным средством социализации личности является культура, включающая в себя накопленные человечеством знания, ценности, нормы и образцы, представляющие духовный мир отдельных индивидов, социальных групп, общностей и всего общества. Это опыт и способы деятельности, передаваемые из поколения в поколение, а также опредмеченный мир культурных ценностей, что принято называть материальной культурой. Все это обусловливает общение, поведение и деятельность людей в обществе. С этой точки зрения наиболее важными в социализации личности являются такие функции культуры, как адаптационная и человекотворческая. Адаптацию психология определяет как приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, социология выделяет ее в качестве первой фазы социализации и связывает с усвоением человеческого опыта. Думается, адаптацию можно рассматривать не только как приспособление организма, но и применительно к личности как социальную адаптацию – процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств.

    В последнее десятилетие в нашей стране довольно быстро происходит смена основ общественного строя. Разрушен государственный социализм, устанавливается система рыночных отношений, происходит переход от одной цивилизации к другой. Сдвиги носят коренной характер и вызывают кризисное состояние, отражающееся абсолютно во всем. Эти явления переходного кризиса определяют актуальность социальной адаптации. По мнению Л.А. Гордон, обобщенным выражением степени адаптации может служить состояние массового сознания, общественное настроение, отражающее готовность принять (не принять) новые социально-экономические порядки, переносить или не переносить тяготы перехода к ним. Адаптация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в социальном и психологическом освоении меняющегося типа общественных отношений, а также в социальной и психологической способности пережить чрезвычайную ситуацию перехода.

    В такой сложной ситуации перехода актуальными и важными становятся адаптационные функции культуры, способствующие социализации личности. Культура помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях коллектива, организации группы, , территориальной общности, в которые входит индивид. Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье. Освоение культуры для человека становится условием его достаточно комфортного существования в данном обществе.

    Таким образом, культура, создает для общества человека, определенный тип личности. Ее адаптационная функция естественно переходит в человекотворческую. Из этого следует, что общество, уделяющее максимальное внимание культуре, получает благодаря ей максимальные возможности собственного развития, и, наоборот, общество, которое пренебрегает культурой, встает на путь самоубийства. Культура развивает сущностные силы человека, его знания, опыт, способности, потребности, благодаря которым в нем совершенствуются возможности активного усвоения изменений окружающей среды, приспособления к ним, а также воздействия на них с целью развития самой среды.

    Реализация человеком творческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами. Человек творит самого себя в деятельности, направленной на их удовлетворение. Потребности личности обусловлены общественными потребностями. Общество на разных этапах истории имеет неодинаковые возможности развития человека, его сущностных сил. Оно может блокировать одни потребности, стимулировать другие и вызывать к жизни новые. Таким образом, культура по заказу общества осуществляет человекотворческую функцию. В настоящее время оказались заблокированными ценности и нормы социализма и происходит утверждение других с помощью трансляции образцов массовой культуры развитых капиталистических стран. В то же время сама культура оказалась заблокированной экономически, что ограничивает ее возможности в социализации личности.

    В этих новых условиях в процессе социализации человек поставлен в ситуацию, предполагающую усвоение ценностей, норм, образцов поведения и деятельности, связанных с рыночными экономическим и отношениями. Культура, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, соответствующего требованиям данных социально исторических условий. Поскольку за предыдущие десятилетия не создана такая культура, для формирования новой социальности используются зарубежные образцы. Но какого человека они создают, нужен ли отданному обществу, что может дать этот человек обществу? Оценка культуры с этой точки зрения возможна через выявление основных черт общества. Если его характеризуют негативные черты, типа распространения преступности, наркомании, разрушения прежнего человеческого опыта, ценностей, то культура – это единственное, что может противостоять этим процессам, формируя социальный тип личности творца на основе общечеловеческих ценностей и норм.

    Для понимания механизмов освоения и производства культуры личности важно выяснить структуру личности. Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов рассматривают личность как систему и выделяют две подсистемы, в которых раскрывают два мира личности: внутренний и внешний. Внутренний они рассматривают как мир сознания, скрытый от других, зачастую непонятный и неосознанно “живущий” для самой личности. Внешний, деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимосвязь дает возможность понять механизмы культурной активности личности.

    Человек является существом деятельным. Но он не просто реагирует на внешнюю среду, а познает ее в процессе практики и в соответствии с этим сознательно организует свою культурную деятельность. Ее исходным пунктом являются объективные условия жизни, порождающие определенные потребности и интересы. Последние, в свою очередь, создают ценностные ориентации и мотивы. Таким образом, реальные условия окружающей среды человека переходят на субъективный уровень, уровень сознания личности. Процесс такого перехода Г.В. Осипов и другие рассматривают как результат действия трех групп механизмов: 1) мотивации социальной деятельности человека, потребностей в виде интересов; 2) формирования диспозиционной структуры личности или преобразования ее интересов в цель деятельности; 3) индивидуального поведения и отношений человека.

    Потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, характеризующие внутренний мир личности, внешне реализуются не только в индивидуальной культурной деятельности, но и через социальные группы и общности. Виды проявления их активности многообразны. Они являются формой удовлетворения потребностей, которые формируются под воздействием окружающего мира, накопленных культурных ценностей и удовлетворяются в процессах создания, хранения, распространения и освоения их.

    Социологи рассматривают потребности применительно к личности как исходные побудители ее деятельности, отражающие объективные условия существования человека, являющиеся одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Эта связь может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде и т.п.) и социальных потребностей (необходимость в различных формах деятельности и общения). Последние могут быть материальными и духовными. В процессе проявления культурной активности удовлетворяются духовные потребности личности. В качестве условий деятельности могут быть окружающие человека предметы, условия общения, социокультурные группы, коллективы, существующие нормы и ценности микро- и макросреды, социокультурные институты общества, неформальные Организации, в которые включены люди, занимаемые ими социальные статусы и выполняемые роли.

    Условия деятельности определяют поведение личности. Они осознаются и оцениваются ею с точки зрения своих потребностей и интересов, вызывают у нее чувство удовлетворенности или неудовлетворенности. Неудовлетворенность ведет к активизации личности. Определенными условиями проявления культурной активности в нашем обществе являются учреждения культуры и искусства. Их несоответствие реальным ожиданиям привело к тому, что личность все больше включается в альтернативные виды деятельности в других условиях, максимально удовлетворяющих ее запросы.

    Культурную активность определяет также интерес, который является осознанной потребностью, ее конкретным выражением. Например, эстетические потребности могут осознаваться и выражаться в интересе к природе, музыке н другим явлениям прекрасного в окружающей жизни. Социологи выделяют четыре типа интереса: интерес-отношение, интерес-действие, интерес-установку, интерес-ориентацию. Первый тип интереса проявляется в отношении личности к культурным ценностям; во втором осуществляется практическое действие, участие в деятельности по освоению культурных ценностей; третий характеризует устойчивость интереса к тем или иным ценностям независимо от изменившихся социальных условий; четвертый тип показывает избирательность отношения к нормам и ценностям культуры.

    В изменившихся социокультурных условиях человек не всегда способен изменить свои интересы соответственно новой ситуации. В таких случаях вступают в действие механизмы адаптации, да возможность приспособления, позволяющие выработать собственное отношение к изменившимся условиям жизнедеятельности. В настоящее время в нашем обществе человек оказался именно в такой ситуации приспособления к новым условиям. Хотя большинство населения сохраняет свои духовные интересы, но у многих они изменились в сторону материальных.

 

25. Свобода человека и социальные механизмы регуляции поведения.

    Нельзя сводить свободу только к тому, о чем чаще всего говорят и пишут средства массовой информации – к свободе политической. В действительности же свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное. Прежде всего следует иметь ввиду свободу экономическую, т.е. в значительной степени свободу от эксплуатации, которая, в свою очередь, тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средств производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стр ан и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации – дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

    Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Индивид(и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительней (предпринимательство, труд по найму и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность.

    Крайне важна свобода политическая, т.е. такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других свобод – экономической, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество (тем более современное) без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого участия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.

    Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной – свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах, и в обществоведческой литературе именуется “свободой совести”. Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое понимание, однако обычно при его употреблении имеется в виду свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также право на религиозную либо атеистическую пропаганду.

    Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой гносеологической. Напомним, что гносеология есть теория познания, и, таким образом, гносеологическая свобода может быть определена как способность человека все более масштабней и успешней действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира. В литературе нередко встречается идущее от Гегеля положение, согласно которому свобода есть осознанная необходимость, причем зачастую оно трактуется расширительно, распространяется на все грани свободы, а не только на свободу гносеологическую. И тогда мы приходим к противоречию. Скажем, человек находится в совершенно невыносимых политических условиях, но если он осознал их как необходимость, то он... свободен? Впрочем, можно вспомнить, что в рамках этого противоречия обосновывают свои позиции представители некоторых философских течений, например, экзистенциалисты. В действительности же гегелевское положение применимо только к свободе гносеологической: чем глубже и полнее мы познаем, тем большие перспективы открываются перед нами в нашей деятельности по овладению природой и нашими собственными общественными отношениями. Заметим, что в каждом конкретном случае индикатором того, что необходимость осознана адекватно, служит выбор нами оптимального варианта личного или коллективного действия. Максимализм же, равно как и минимализм, отражают поверхностность наших знаний либо пренебрежение ими в процессе практики.

    И все-таки свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид не Робинзон: он живет в обществе подобных ему, а посему его свобода должна соотноситься со свободой других индивидов. Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, в декларации Организации Объединенных Наций о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Законодательством многих стран запрещена пропаганда расовой и национальной неприязни, а тем более ненависти; преследуется деятельность изуверских религиозных сект, способных нанести вред физическому и психическому здоровью верующих.

    Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить все мы. Как говорил Гете, “не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными”.

    Для недопущения того, чтобы личности мешала развитию общества существую социальные механизмы регуляции поведения человека. Общество, более или менее организованно, через специальные институты оказывает влияние на всякого индивида, т.е. на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействие на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники. В таких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания, его человеческие и индивидуальные способности, готовя его к тому, чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо, способное производить.

    Следует также отметить, что определенный культурный опыт является частью рассматриваемого  механизма. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной В христианской стране.

    Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, модальной (от взятого из статистики термина “мода”, обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о “средних” американцах, англичанах или об “истинно” русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

    Другими словами, каждое общество развиваем один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!