Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

3. Проанализируйте конкретный социальный процесс, происходящий в современном обществе, например, процесс формирования новых экономических и политических структур российского общества.

    Со времени начала Перестройки М. Горбачева с 1985 г. в советском, а затем в российском обществе стал нарастать социальный процесс формирования новых экономических и политических структур российского общества. Это нашло свое конкретное выражение в следующих событиях.

    К 1985 году советская страна уже не выдерживала гонку вооружений, не хватало сил и средств вести войну в Афганистане и в других местах. Экспорт окончательно принял сырьевой характер: нефть, газ и пр. Но цены на нефть начали падать, а зависимость от импорта (в т.ч. продовольствия) была огромной. Упала и дисциплина сверху донизу, плановые задания все чаще не выполнялись. Становилось ясно, что экономическое соревнование с капитализмом Советский Союз проигрывает. В обществе ощущалось глухое недовольство недостатками и непорядками. Однако тоталитарный строй еще обладал политическим господством и немалыми ресурсами. Перед страной имелись две возможности: первая - оставить все, как есть, углубляя кризис до такой степени, до какой бы выдержал народ. К этому пути и склонялось брежневское руководство. Другой путь - попытаться вдохнуть новую жизнь в социалистическую идею, обновить руководство, внести в политическую жизнь элементы демократии, а в экономическую - элементы частной собственности и хозрасчета, сделать КПСС больше похожей на социал-демократические партии западных стран. Сам Горбачев склонялся ко второму варианту, но и он сам позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление отдельных деформаций социализма. Задача была крайне противоречивой и трудной. В конечном счете она не осуществилась, т.к. советские лидеры мыслили в прежних идеологических категориях, т.е. в рамках социализма. Отсюда лозунг: Перестройка! - перестройка социализма, от которой и вся эпоха второй половины 80-х годов получила свое название. Этапами данного социального процесса было следующее. 1.С 1985 г. до начала 1987 г. Он характеризуется, с одной стороны, попытками решить проблемы административным путем запретов, контроля, перетряхивания аппарата. С другой - началом либерализации внутренней жизни и гласностью. 2.С января 1987 г. (январский Пленум ЦК КПСС) и до выборов на съезд народных депутатов весной 1989 года. Здесь начинается политика гласности, начало демократизации партии, внедрение первых элементов самостоятельности в экономику, начало разоружения и конверсии. В этот же период развитие экономики достигает своего пика и начинает снижаться. А национальные движения активизируются. 3.С весны 1989 г. до лета 1990 г. С одной стороны, демократизация расширяется, происходят выборы в регионах. С другой - начинается распад Союза, которому предшествовал распад мировой социалистической системы. Обостряются отношения между союзным и новым российским руководством. А дефицит принимает прямо-таки чудовищные формы. 4.С лета 1990 г. до осени 1991 г. - конец перестройки: глубокий национальный кризис, полный раскол между союзным и российским правительством, наступление противников дальнейших реформ, попытка государственного переворота. Наконец, роспуск КПСС и распад Советского Союза. На первом этапе перестройки предполагалось проведение экономических преобразований. Ядром этих преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса и активизации человеческого фактора, которая была предложена М.С. Горбачевым на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Состоявшийся в феврале 1986 г. очередной 27 съезд КПСС расширил содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения. Во главу угла политики ускорения были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом и беззаконием. За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. К власти приходят новые руководители: Н.И. Рыжков, Н.В. Талызин, Б.Н. Ельцин, Э.А. Шеварднадзе и др. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 года было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. Несмотря на провозглашения нового экономического курса, 12-ый пятилетний план, принятый 27 съездом КПСС, был составлен на основе методов и подходов прошлого. Резкое повышение темпов экономического роста, заложенное в новый пятилетний план, оказалось очередной утопией и лишь ускорило разбалансированность экономики. Этот процесс усугубили противоречивые бюрократические методы реализации этого плана. Импульс ускорения 1986-1987 гг. вызвал перенапряжение в производстве энергии, сырья и конструкционных материалов. Минимальный результат дала и переориентация импорта с ширпотреба на закупку новейшей техники за рубежом. Закупленные на валюту поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, нужного качества сырья. В качестве мер по укреплению дисциплины наибольшую известность получило постановление ЦК КПСС О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, в результате которого была развернутая широкомасштабная антиалкогольная кампания, которая обернулась громадным ущербом для бюджета, ростом самогоноварения, токсикоманией, разгулом преступности. Уже к концу 1986 года экономическая ситуация в стране вновь стала ухудшаться. В январе 1987 года наступил спад производства, одной из причин которого была и Чернобыльская катастрофа (апрель 1986 г.), ставшая возможной в условиях нарастающего распада, падения производства и технологической дисциплины. Три года перестройки показали, что попытки в рамках старой системы провести преобразования экономики, активизировать человеческий фактор обречены на провал. Поэтому горбачевское руководство было вынуждено пойти по пути преодоления тотального огосударствления экономики для пробуждения инициативы людей. В июне 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, внедрялись модели хозрасчета, а в июле 1988 г. увидел свет закон о кооперации. Следующий шаг в реформе хозяйственного механизма был отмечен появлением в июне 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, а затем серии других законодательных актов. В них предусматривалось: перевод промышленных предприятий на аренду (до 20% их общего числа к 1995 году), постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация этих мер откладывалась на 1991 год. Власти всячески затягивали и болезненное в социальном плане, но крайне необходимое для оптимизации производства реформирование кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями. Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная Программа 500 дней, разработанная группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. В ней намечалось провести за этот сжатый срок поэтапную приватизацию госпредприятий и существенно ограничить экономическую власть Центра. Правительство отклонило ее. Партийно-государственная элита боялась расширения неподконтрольных ей экономических структур, поэтому всячески тормозила развитие реформ. Наряду с двойственностью и непоследовательностью действий высшего советского руководства, ошибками управления - это привело к тому что благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, восстановления рыночных отношений, изменения отношений собственности в формах и способах, стимулирующих экономический рост были упущены. К 1989-1990 гг. стало очевидно, что страна переживает экономический кризис, имеющий тенденцию к углублению. Утрата инициативы КПСС (демократизация партии явно отставала от демократизации общества), робость и нерешительность преобразований вели к падению ее авторитета и к переходу инициативы от партийного аппарата к - Советам, обновленным в ходе относительно демократических выборов 1989 демократических выборов 1989 (весной 1989 г. состоялись выборы депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР - высший законодательный орган власти) и 1990 гг., а также зарождающимся новым политическим партиям и движениям. Народными депутатами были избраны не только традиционные представители номенклатуры, но и реформаторы-демократы: А.Д. Сахаров, Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин, Ю.Н. Афанасьев и другие, выступавшие за радикальное обновление общества. 1988 и 1989 годы были отмечены созданием Народных фронтов (Народный фронт Эстонии, Саюдис в Литве и др.) и целого ряда оппозиционных партий. Эти партии вобрали в себя все ведущие направления политической мысли. Наиболее радикальная партия - Демократический союз (лидер - В. Новодворская), более либерально настроенная Либерально-демократическая партия (В. Жириновский), Демократическая партия России (Н. Травкин), движение Демократическая Россия, Социалистическая партия, Конфедерация анархо-синдикалистов и др. Возникновение новых политических партий отражало не только кризис коммунистической идеи и попытки найти выход из кризиса в новых идейных концепциях. Оно отражало и вполне очевидные интересы отдельных слоев населения, формирующихся в ходе реформ. За тем же либеральным блоком стояли интересы новых предпринимателей и интеллигенции. Политический плюрализм не мог не затронуть и крупнейшую политическую силу - КПСС. Весной 1990 года на Третьем съезде народных депутатов СССР была отменена 6 статья Конституции, закреплявшая руководящую и направляющую роль КПСС в жизни страны. В 1990 - начале 1991 года в КПСС обозначился ряд направлений: социал-демократическое, Демократическое движение коммунистов и др. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. При всем многообразии политических партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 году, вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное. Но теперь уже либералы (демократы) выступали носителями реформаторской традиции, а коммунисты - консервативной. Падал авторитет КПСС, падал и авторитет Горбачева как лидера, как политика. Начало разочарования масс в Горбачеве и его политике было связано с разрывом между широковещательными заявлениями и обещаниями лидера и отсутствием позитивных сдвигов в реальной жизни. Более того, в результате непоследовательных реформ экономическая обстановка в обществе начала ухудшаться. В декабре 1989 года началось абсолютное снижение объемов промышленного производства, которое продолжалось весь 1990 год и ускорилось в 1991 году. Дефицит союзного бюджет уже в 1989 году составил 92 млрд. руб., что составляло почти 10% валового национального продукта. По добыче нефти и угля, выплавке металла к концу 1990 года страна откатилась на позиции начала 80-х годов. Каждое четвертое предприятие не выполняло договорные обязательства. Снижалось производство и потребление продуктов питания. Все это вело к росту забастовочного движения в стране (в марте 1991 года, например, бастовало 542 предприятия), первым массовым политическим акциям, параду суверенитетов союзных республик, попытавшихся самостоятельно найти выход из углубляющегося кризиса. Причинами дальнейшей радикализации масс, падения авторитета компартии явились также окончательный прорыв существовавшей прежде жесткой информационной блокады, ставшие известными многочисленные факты преступлений Сталина, а затем и в целом руководства КПСС (тогда же впервые начала появляться робкая, часто завуалированная критика Ленина). В этих условиях создавалась массовая база для формирования единой оппозиции, объединившей всех, кто выступал за реальное реформирование общества. С появлением политических оппонентов затеянная Горбачевым аппаратно-номенклатурная революция сверху потребовала углубления реформ. Однако реформаторы так и не получили поддержки своим начинаниям среди значительной части верхних и средних слоев номенклатуры, которые были тем песком, куда уходили даже робкие решения, принимаемые командой Горбачева. В результате, не только серьезных реформ, но и собственной концепции перемен со стороны аппарата так и не последовало. Это свидетельствовало о полной несостоятельности номенклатуры, зараженной ортодоксальным коммунистическим духом, а главное, боявшейся за свое положение в обществе. Однако, до тех пор, под ее контролем оставались армия, КГБ, МВД, основные средства массовой информации, она использовала эти рычаги для сохранения власти в своих руках. Лишь отдельные представители номенклатуры по мере того, как набирало силу новое движение - предпринимательство, осознавали, что и в этом обществе они смогут занять свое привычное место. С 1989 года началась перекачка партийных средств в предпринимательские структуры и перехода в них партийного актива на постоянную работу. Позже туда устремились в массовом порядке представители нового класса, что обозначило и начало его эволюции. Компенсировать падение авторитета власти КПСС было решено введением на Третьем съезде народных депутатов страны (в марте 1990 г.) поста президента СССР. Первым и, как оказалось, последним Президентом был избран М.С. Горбачев. Введение президентского поста при сохранении системы власти Советов не только не вело к разделению властей (на что был сделан главный расчет), а, наоборот, порождало непримиримое противоречие между ними. Его обострение в перспективе должно было привести либо к отмене президентской власти, либо к демонтажу власти Советов. В мае 1990 года, вопреки усилиям центральных властей и руководства КПСС, Б.Н. Ельцин, бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК и первый секретарь МГК партии, решительно выступавший против непоследовательного курса руководства страны, за радикализацию реформ, был избран Председателем Верховного Совета России. Одним из первых шагов нового руководства крупнейшей республики Союза стало принятие Декларации о суверенитете, провозгласившей приоритет республиканского законодательства над союзным. В этих условиях Горбачев все более склоняется к союзу с консерваторами. Признаками усиления их позиций стала отставка министра иностранных дел Э.А. Шеварднадзе, объявившего об этом в знак протеста против надвигавшейся диктатуры (декабрь 1990 г.), кровавые события в Вильнюсе (январь 1991 г.), усилившиеся нападки на реформаторов. В декабре 1990 года в результате реорганизации правительства, вместо Совета Министров был учрежден Кабинет министров, Н.И. Рыжков освобожден от занимаемой должности, а премьер-министром стал В.С. Павлов. Непоследовательность реформ вела к усилению конфликта между центром и республиками. Необходимость подписания нового союзного договора между республиками, объявившими о своем суверенитете (в невозможности использования силовых методов в этом вопросе Горбачев уже убедился), и массовые выступления трудящихся в защиту демократии весной 1991 года, организованные движением Демократическая Россия, заставили Горбачева качнуться влево. 23 апреля, по инициативе Президента СССР, была проведена его встреча с руководителями большинства союзных республик. Эта встреча в Ново-Огарево (под Москвой) положила начало процессу относительной стабилизации обстановки в стране и поиску компромисса на общей принципиальной основе - разработки и принятия нового союзного договора. Однако, внутренняя оппозиция курсу радикальных реформ продолжалась. Она набрала новые обороты в период предвыборной кампании по выборам Президента РСФСР (май-июнь 1991 г.). По сути, в программах кандидатов (Бакатина, Ельцина, Жириновского, Макашева, Рыжкова, Тулеева) были представлены различные варианты осуществления экономических и политических реформ. Почти 60% участников выборов отдали свои голоса за Ельцина и вместе с ним - за радикальную программу реформ. Сразу же после победы Ельцина на выборах (12 июня 1991 г.) на заседании Верховного Совета СССР премьер-министр Павлов, ссылаясь на ухудшение ситуации в обществе, потребовал наделить правительство чрезвычайными полномочиями, но это решение не прошло из-за вмешательства Горбачева. На Пленуме ЦК КПСС в июле 1991 года его участниками был остро поставлен вопрос об отставке Горбачева с поста руководителя партии. Становилось очевидным, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформирования общества вступает в решающую фазу. Это в конечном итоге обернулось попыткой государственного переворота в августе 1991 г. и распадом СССР.

 

4. Как вы понимаете слова М. Ганди…

    Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека (закон индивидуального роста), являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей (“программой”), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя (т.е. проводят своеобразный эксперимент), ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

 

5. Возможно ли выделить универсальные критерии социального прогресса и если нет, то почему?

    Вопрос о том, как “измерить” общественный прогресс никогда не получал однозначного ответа в научной литературе. Такая ситуация во многом объясняется сложностью общества как субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью и многокачественностью. Если взять за основу экономический критерий, то развитие человечества представляет собой прогрессивный процесс, в основе которого лежит развитие материального производства, которое в конечном итоге предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Прогресс - движение вперед, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему. Очень важное значение имеет выбор критерия прогресса. Многие сегодня склоняются к мнению, что только личность: ее положение в экономической, гуманитарной и иной сферах деятельности может быть главным критерием человеческого прогресса. Таким образом, критерием, который определял бы поступательность развития общества, всех сфер его жизни может являться только сам человек, его положение в социальной деятельности, с учетом тех возможностей, которые ему предоставляет общество для его интеллектуального, духовного и физического развития. В общественном развитии имеет место не только прогресс, но и регресс - свертывание, нисходящее движение общества. Однако, если рассматривать характер качественных изменений общественной жизни на протяжении всей человеческой истории, то нельзя отрицать определенного ускорения ее развития, особенно в настоящее время.

 

7. Определите понятие “социальная мобильность” и дайте характеристику ее основных видов

Под социальной мобильностью Питирим Александрович Сорокин, чьи труды являются одними из наиболее известных в области социологии и кто в первые ввел в научный оборот это понятие, в своей работе “Человек. Цивилизация. Общество”  понимает любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего том, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью или перемещением, подразумевается переход индивидов или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

 

Тема 6.

1. В чем состоит смысл социальных связей и каковы их внутреннее строение?

    Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

– субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);

– предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

– механизм регулирования взаимоотношений.

    Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи – или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования.

 

2. Каковы структура социальных связей и основные ее элементы?

    Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде социального взаимодействия (систематические, регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего).

 

3. Перечислите основные отличительные черты социального взаимодействия и охарактеризуйте каждую из них.

    К таким чертам можно отнести следующее:

q      Сопряженность систем действий партнеров друг к другу;

q      Возобновляемость и не только действий, но и их координации;

q      Устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера;

q      Обмен.

    Главной чертой взаимодействия, которая отличает его просто от действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

    Понимаемый столь расширительно обмен – универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

ü     агенты обмена – два или более человека;

ü     процесс обмена – совершаемые по определенным правилам действия;

ü     правила обмена – устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

ü     предмет обмена – товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.,

ü     место обмена – заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

 

4. Какие виды социального взаимодействия вы знаете?

    Социологи различают два самых общих вида взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов. Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

 

5. Как вы определите понятие “социальный конфликт”

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей. Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях. Объект конфликта – удовлетворение потребностей сторон. Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других.

 

6. Один из известных социологов (М. Вебер)…

    Следуя реалистичной гегелевской традиции, М. Вебер стремится понять консенсус не как атрибут “нормального” (или, что то же, “идеального”) состояния общества, но как неотъемлемую характеристику любого человеческого общества, коль скоро оно существует и не распадается. Он решительно противополагает консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в качестве, условия, поскольку не исключает также и борьбу интересов, конфликт разнонаправленных тенденций и т.д. В соответствии с этим М. Вебер стремится придать более четкий социологии. смысл понятию консенсус, отграничив его от соседствующих с ним понятий, представлений и ассоциаций. По М. Веберу, консенсус – это объективно существующая вероятность (“шанс”) того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы человеческого взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для их поведения. Причем речь идет вовсе не о том, что при этом люди обязательно будут сотрудничать друг с другом; важно, чтобы каждый из участников взаимодействия учитывал как нечто значимое для его поведения соответствующие ожидания других, являющихся его партнерами. И коль скоро этот учет действующим индивидом ожиданий его партнеров по взаимодействию дает ему определенный “шанс” для достижения своей рационально осмысленной цели, можно говорить, согласно М. Веберу, о наличии консенсуса.

    При таком понимании консенсуса поведение, основанное на согласии , отличается от поведения, основанного на “договоре” ибо консенсус, по М. Веберу, должен иметь место до “договора” (и вообще каких-либо предварительных “установлений”): сначала консенсус, а потом “договор”, но не наоборот.

    Можно дать следующее определение консенсуса: наличие между двумя и более индивидами сходными ориентаций в каком-либо отношении. Та или иная степень согласия и согласованности в действиях необходима для любой формы социального общения, любой социальной организации.

 

7. В чем состоят объективные причины, способствующие формированию социального консенсуса?

    В числе таких причин можно назвать объективный процесс развития и утверждения концепции гражданского общества, т.е. развития различных неправительственных институтов, обладающих достаточным влиянием, чтобы успешно уравновешивать власть государства и, не препятствуя ему, оказывать содействие в поддержании законности и порядка, в посреднических функциях улаживания споров и конфликтов между противоречащими групповым интересам. Институты гражданского общества должны служить реальным препятствием как установлению абсолютного государственного доминирования, так и распаду общества. Гражданское общество – “это общество, в котором государство и экономика образуют две четко разделенных между собой сферы, причем государство имеет инструментальный характер; контролируя индивидуальные интересы в их экстремальных проявлениях, оно само находится под контролем институтов, имеющих базу” (Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995. С. 214).

    Изменение менталитета людей также одна из важнейших составляющих формирования социального консенсуса. Социальные традиции, которые являются характеристикой менталитета – есть основа для стабилизации общества и достижения консенсуса.

    Включение значительных слоев общества в социальный, в том числе политический процесс, также может быть причиной достижения обществом социального консенсуса.  

 

8. Возможно ли достижение “полного” социального консенсуса в обществе и если нет, почему?

    Общество даже в отдаленном будущем вряд сможет достичь “полного” социального консенсуса, т.к. в обществе всегда присутствую различные социальные слои, которые всегда различаться по различным критериям. Как и много лет назад люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и т.д. Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, основанное как и раньше на разделении труда (умственный и физический труд), укладе жизни, социальных ролях (отец, врач, политический деятель). Социальные различия могут накладываться на естественные. Общество воспроизводит, организует социальное неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью. Именно это может приводить к национальным, расовым конфликтам, к трудовым спорам, к попыткам определить роль женщины и мужчины в обществе и т.п.

 

9. На каких принципах возможно осуществить процесс регуляции социальных связей?

    Вообразим ситуацию, при которой контакты с другим человеком в основном наносят ущерб Вашим целям, - приносят беспокойство, раздражение. Вполне естественно, Вы попытаетесь не контактировать с этим человеком. Чаще всего бывают более сложные ситуации, когда человек Вам неприятен, Вы часто вступаете с ним конфликты, но он обеспечивает выгодными заказами, работой. Вы “взвешиваете” совокупное вознаграждение и затраты. Контакты продолжаются, пока вознаграждение перевешивает. В своих взаимоотношениях с другими люди находятся в поиске той меры, той формы организации социальных взаимоотношений, при которой затраты, издержки были бы минимизированы и не превышали бы положительный эффект.

    Начальный виток анализа социальной регуляции подводит нас к первому выводу: социальная связь устанавливается, осуществляется регулярно лишь в том случае, если она соответствует личностной целесообразности, плата не превышает вознаграждения. Причем этот принцип в более сложной форме, но все равно пробивает себе путь и в опосредованных связях, типа, например, личность – общество, личность – государство.

    Социальная среда, конкретная сеть социальных связей и зависимостей может быть признана деятелем рациональной в том случае, если те издержки, которые он несет за такие эффекты социального как “порядок”, “сложение и координация сил и умений”, “разделение труда и функций” дают достаточное вознаграждение, возможности для удовлетворения собственных жизненных целей. И в целом, на уровне социума, люди постоянно находятся в поиске этой меры. Идет переналадка, переустройство этих связей на основе изменения механизма регуляции.

    Сопряженность, взаимная согласованность критериев платы и вознаграждения обоих (точнее всех) участников социальной взаимосвязи, является важным принципом регуляции социальных связей. Обеспечение равновесия в системе социальных связей важнейший принцип организации всей системы‚ социальных связей, а не только межличностных интеракций (взаимодействий).

    Связь должна быть эффективной и для деятеля и для партнеров. Для всех участников социальной связи должен быть применен единый критерий платы и вознаграждения.

 

Тема 7.

6. Каковы тенденции развития политических отношений в современном российском обществе?

    В настоящее время в России весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов государственной власти в направлении повышения эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большинства граждан. Для этого требуется повышение их компетентности и профессионализма, преодоление бюрократических методов и стиля руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Главное же заключается в развитии подлинного демократизма в деятельности всех органов государства, чтобы они на деле защищали интересы самых широких слоев населения страны. Необходимо совершенствовать взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, а также повышать степень демократизации в работе средств массовой информации, олицетворяющих собой, как нередко говорят, четвертую власть в обществе наряду с указанными выше, а также улучшать работу правоохранительных органов, призванных защищать жизнь, честь и достоинство граждан, их имущественные и политические права, а также работу других звеньев государственного механизма.

    В настоящее время в России действует множество политических партий и движений. Социально-экономическую базу этого политического плюрализма составляют развивающаяся многоукладная экономика, появление новых социальных групп, связавших свою деятельность с частным сектором экономики, совместными предприятиями, новыми формами кооперации и т.п. Свои партии и движения создают также те слои общества, которые выступают за социалистический путь развития страны. Эту тенденцию развития, учитывая сложную социально-экономическую и политическую ситуацию в России, нельзя сбрасывать со счетов.

    Борьба различных тенденций в экономике и в социально-политической сфере современного российского общества неизбежно сказывается на функционировании его политической системы. Это проявляется в неустойчивости деятельности политических институтов, подверженной постоянным колебаниям под воздействием то одних, то других политических сил.

    В условиях демократизации политической системы общества и борьбы за правовое государство, в котором высшая власть в обществе принадлежит закону, все политические силы (за исключением откровенно антиобщественных) имеют право провозглашать свои программы и бороться за их осуществление. В этих условиях прогрессивные политические силы общества борются за повышение эффективности деятельности тех звеньев политической системы, посредством которых можно добиться подлинной демократизации государственно-политического строя России в интересах большинства ее граждан.

 

Тема 8.

1. В чем состоит содержание принципов управления?

    Сущность принципов процесса  управления заключается в приложении трудовых усилий человека для согласования совместного  труда. Эти усилия реализуются во временной последовательности, пространственном распределении и необходимой комбинации,  обусловленной разделением и кооперацией управленческого труда. В простейшем виде процесс управления представляет собой деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе,  направленную на соединение индивидуального труда каждого работника  в  коллективный труд. Такое  соединение  достигается не единичными актами,  а непрерывным процессом управленческой  деятельности, включающей  не только текущие распоряжения руководителя,  но и постоянно действующие регламенты и нормативы.   Итак, управление - это регулирование состояния  какой-то  системы  (материально-вещественной,  социальной) в целях получения нужного результата  в  деятельности этой системы. 

 

2. Какие основные социологические концепции управления вы знаете?

    Концепция научного развития получила развитие в США с начала ХХ в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого “Принципы научного управления” считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

    Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению – это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

    Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

    Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической теории управления.

    Согласно концепции одного из представителей классической теории управления А. Файоля, “управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать”. Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А. Файоль рассматривал управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад А. Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

    Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”. Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30–50-е годы, основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.

    Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто несовместимы друг с другом. В ней отсутствуют внутреннее единство, логическая связь. Но все эти направления, концепции, взгляды отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования: достижения стабильности экономического развития, преодоления социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности, в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории управления.

    На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.

    Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.

    Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Существуют разные направления этой концепции: теория множественности целёй, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качёстве главной цели; признается, что оптимизация деятельности осуществляется в целях максимизации прибыли; оптимизация деятельности направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация); оптимизация деятельности осуществляется путем совершенствования основных функций управления, в частности, планирования (долгосрочного).

    Концепция целевой ориентации утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации. Концепция управления с позиций науки о поведении  это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо – повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда – исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

 

3. Каково происхождение управления, его цели и задачи

    Управление возникло, превратилось в особый, отдельный вид деятельности лишь тогда, когда производственные, хозяйственные процессы усложнились, охватили значительное число объектов, участников. В этих условиях требовалось выделить управляющих, руководителей, в задачу которых входит согласование действий отдельных участников производственного процесса. С первых шагов своего существования люди для успешного противостояния силам природы должны были объединяться и трудиться сообща. Но совместный труд немыслим без организованности, порядка, разделения труда, определения места каждого в трудовом коллективе, установления и поддержания взаимных связей. Именно за счет обеспечения согласованности взаимодействий людей в процессе коллективной деятельности усиливается эффект их индивидуальных действий. Эту функцию и выполняет управление.

    Первые формы сознательного управления сформировались еще в первобытном обществе. Сначала эту роль выполняли традиции и обычаи, при помощи которых фиксировался опыт совместной деятельности людей, унаследованный от предыдущих поколений. Они определяли требования к поведению каждого человека, являясь средством согласования его действий с действиями других.

    С образованием племени возникают и первые органы управления (совет старейшин, народное собрание), которые тоже выполняют функцию управления. Появление этой новой формы управления связано с необходимостью определения способа действий в нестандартных, проблемных ситуациях, относительно которых не было накоплено какого-либо опыта, в которых не работали традиции и обычаи.

    Но в ситуациях, требовавших немедленных действий, коллективная форма выработки решений оказывалась неэффективной, и в племенах появляются старейшины, которые в таких случаях должны принимать временные меры до того, как совет сможет собраться и принять решение. А вождь первоначально получает право единолично вырабатывать решения на период военных действий.

    Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в производственный процесс, организовать совместные действия людей, работников, участвующих в этом процессе, достичь согласованности, координации действий. Хорошей аналогией управления служит дирижирование оркестром, в ходе которого дирижер легкими движениями своей, как бы волшебной, дирижерской палочки достигает гармонии звучания множества инструментов, четкого взаимодействия музыкантов-оркестрантов.

    Управление связано с существованием организаций. Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организации целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

    Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует соблюдение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.

 

4. По каким критериям можно классифицировать методы управления?

    Методы управления – это комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. На каждом указанном уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применениё других ограничено каким-либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

а)     прямое (приказ, задание);

б)     через мотивы и потребности (стимулирование);

в)     через систему ценностей (воспитание‚ образование и т.д.);

г)     через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).

    Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, методы социального управления распределяются следующим образом:

а)     целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.);

б)     сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иные способы).

    На уровне же социальной организации предприятия используются методы:

а) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами);

б) демократизация управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т.д.).

    Таким образом, в арсенале методов управления существуют четыре основные группы:

ü     прямые, административные, или организационно-распорядительные, методы основаны на использовании в руководстве объективных упорядоченных организационных отношений между людьми типа “управляющий –управляемый”;

ü     экономические, или косвенные, методы, как более мягкие, воздействуют на экономические интересы субъекта управления через систему экономических и финансовых инструментов, таких как цены, заработная плата, кредит, финансы, налоги и т.п.;

ü     социально-психологические методы включают конкретные способы воздействия на процессы, формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него. С их помощью комплектуются группы и коллективы, осуществляется психологическая мотивация труда и его гуманизация, учитывается и направляется функционирование неформальных структур, проводится профессиональный отбор и обучение, анализ и постановка стиля руководства и т. п.;

ü     идеологические методы воздействуют на мировоззрение людей, на гражданские и патриотические чувства коллективов и каждого работника. Их диапазон широк: от политической пропаганды и агитации до контроля деятельности администрации трудовым коллективом и привлечения трудящихся к управлению производством.

    Выбор методов управления в каждом конкретном случае специфичен. Он зависит от множества обстоятельств, например, таких как внутренняя и внешняя среда организации, ее цели и задачи, характеристики персонала и руководства.

 

5. Какая существует связь между целями, принципами, функциями и методами управления?

    Все обозначенные выше понятия очень тесно переплетаются между собой. Например, выбор методов управления в каждом конкретном случае специфичен. Он зависит от множества обстоятельств, в первую очередь таких как цели и принципы управления, внутренняя и внешняя среда организации, характеристики персонала и руководства.

 

6. Одним из основных факторов экономических успехов Японии считается практика управления японскими фирмами. На каких базовых принципах строится система управления японского типа?

    Самая характерная черта японского менеджмента – система пожизненного найма. Будущих менеджеров присматривают еще на институтской скамье. 90% всех менеджеров –обладатели диплома колледжа. 60% из них закончили один из самых элитных университетов страны. Поскольку университеты поддерживаются государством, стоимость обучения в них невысока. Они доступны для талантливых людей из всех социальных слоев. Япония находится среди стран с самой высокой социальной мобильностью. В то же время горизонтальная мобильность, если под ней понимать межзаводскую текучесть менеджеров, – самая низкая в мире. Ее заменяет периодическая ротация (перемещения) внутри одной компании. В течение одной жизни у большинства японцев – одна компания. При поступлении на работу ценятся и проверяются не столько “ноу-хау”, сколько личные качества и установки.

    Другая характерная черта – система вознаграждения. Величина вознаграждения пропорциональна количеству проработанных в компании лет. Принципы сеньората  (старшинства) предполагают, что карьера служащего должна заранее планироваться, хорошо оплачиваться, а деятельность – тщательно контролироваться.

    Между американским и японским менеджментом наблюдаются следующие различия. В Японии карьера менеджера идет медленнее и продолжается дольше. Вознаграждение не столь очевидно, это значит, что способности и качество исполнения вознаграждаются незаметно, и лишь после 10 лет работы зарплата существенно возрастает. В отличие от американского менеджмента в японском оценка качества исполнителя менее формализована. Долгое время за служащим наблюдают начальник, коллеги и подчиненные. Повышение в зарплате следует лишь тогда, когда между их оценками достигнут консенсус.

    В целом структуры японских и американских компаний похожи. Но в японских базисной единицей организации выступает группа. Задание выдается группе, а не индивиду. Группа сама распределяет задание между всеми. Этого не делает менеджер в Америке. От него требуется главным образом создание благоприятной атмосферы и гармонии между подчиненными. Процесс принятия решений называется системой ринжи. Предложение вначале подготавливают низшие чины, затем оно поднимается вверх по иерархии. На следующем уровне его рассматривает очередной чиновник и вносит свои дополнения. Такова процедура подготовки любого управленческого решения. Суть системы ринжи – в поиске консенсуса. Ее еще называют “ориентированная на группу” или “снизу вверх”. На готовое решение затрачивается не только время, но и усилия. Утрясаются различия во взглядах и интересах. Важное решение обязательно влияет на судьбу всех людей в компании, значит, они должны участвовать в его разработке. Ринжи называют также процессом групповой интеракции который носит неформальный характер в противоположность классической бюрократии, где руководитель единолично выносит окончательное решение и доводит его до исполнителей. В Японии принятие решений носит характер консультаций и договоров. На любом уровне каждый служащий может высказать какую угодно идею и его обязательно выслушают. Ринжи – это еще процесс обучения, стимулирования и координации.

 

7. В чем состоит системный характер управления?

    Организация может быть представлена как определенная система, состоящая из входа (поступления информации, сырья, инструментов, оборудования, рабочей силы), процессора, где происходит переработка ресурсов, поступающих на вход, и выхода, откуда ресурсы поступают в новом качестве. Управление представляет собой обратную связь, которая начинается с измерения ресурсов, имеющихся на выходе. После измерения информация о параметрах выхода поступает в блоку правления, где они сравниваются с некоторым эталоном (это может быть программа или план), и на основе этого вырабатывается управленческое решение, которое изменяет входные параметры, режим деятельности процессора и в конечном счете параметры выхода. Затем выходные параметры опять замеряются и процесс повторяется.


Тема 9.

7. В чем специфика социальных функций полов?

    Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Так в частности, в феминистской социологии различается “биологический” (sex) и “социальный” (gender) пол, чтобы: а) подчеркнуть биосоциальную природу пола, б) избежать утверждения “господства мужчин” из биологической природы человека, в) показать преимущественно социокультурное конструирование определений пола. Представления о мужском и женском для феминистов “относительны”, то, что считается мужским сейчас, прежде, по их мнению, было ”женским”, и наоборот. Поэтому у радикальных феминистов телесность не имеет однополовой определенности, а мужчина и женщина – это “фикции”, искусственно спроектированные в рамках “мужской культуры”. Развитию же нового типа человека – “андрогина” (т.е. двуполого существа) – мешает социокультурное “навязывание” бисексуальному телу жесткого разграничения на мужское и женское. Поэтому в феминистских теориях чаще используется термин “род” (социальный пол или “гендер”). Отсюда распространение исследований “женского вопроса” чаще связывается с развитием “гендерных исследований”, в которых понятие гендера, рода, используется и на индивидуальном уровне, а также на макроуровне – социальной структуры и культуры.

    Наука вообще представляет собой “мужской” взгляд на мир, социальные исследования сконцентрированы на “мужском” определении действительности и поэтому в них женщины неизбежно показываются в подчиненном положении. Почему это так, – в разных направлениях феминизма даются различные в чем-то ответы, но общим остается признание вне биологического, социокультурного характера гендерного неравенства. В феминистской социологии причину подчиненного положения женщины видят в “классовой эксплуатации”. Разделение труда ответственно за два типа эксплуатации – половой (патриархат) и классовый (капитализм). Из функции деторождения и материнства проистекает половое разделение труда – за женщиной закрепляется неоплачиваемый труд по домохозяйству, за мужчиной наемный профессиональный труд, и таким образом различие по полу переходит в “неравенство”. Освобождение от репродуктивной функции и от семейной социализации, внушающей детям разного пола специфические нормы поведения, способно, по мнению феминисток, устранить дискриминационное влияние семьи на положение женщин. Феминистические мистификации истории оказываются сегодня модным оправданием бегства от семьи всех ее членов, апологией надвигающегося вслед за исчезновением семейного производства фактического разрушения института семьи.

 

Тема 10.

5. Какие исторические этапы проходит в своем становлении и развитии нация?

Начиная с древности человеческое общество всегда делилось на определенные группы людей, одна из которых является одной из самых значимых и определяется греческим словом - этнос (народ). Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей. Признаки: язык, территория, тесные экономические связи внутри него, культурные особенности, этническое самосознание, психология. Этническими общностями можно считать не только отдельные народы, но и их группы, родственные по происхождению и сохранившие до наших дней близость языков и особенностей культуры. К категории этнических общностей можно отнести также местные, территориальные подразделения народов, которые хотя и говорят на одном языке и осознают свою принадлежность к единому этносу, но отличаются друг от друга известными, большей частью второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками (например, у русского народа существуют северные и южные диалекты). Все современные этносы в течение своей истории прошли значительный путь развития. Племенные общности, состоявшие из родов, складывались на определенной территории среди людей, находившихся между собой в реальных хозяйственных связях, говоривших на одном языке и обладавших определенными культурно-бытовыми особенностями. Эти общности основывались на кровнородственных связях, а также на отсутствии внутри них сколько-нибудь значительного социального расслоения. Однако отдельные племена вряд ли были основными этносами первобытного общества. Более правдоподобно, что в процессе дробления и объединения отдельных племен очень рано стали складываться союзы племен, живущих на смежных территориях. Народности докапиталистического общества существенно отличались от племен и их родственных групп двумя основными признаками: во-первых, тем, что общности эти состояли из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа и, во-вторых, тем, что они всегда включали эксплуататорские и эксплуатируемые классы, между которыми существовали значительные различия в социально-экономическом положении и культурно-бытовых особенностях. В период капитализма сложились этнические общности, называемые нациями. Но главным фактором в формировании нации (английской, немецкой, русской и т.д.) являлось укрепление экономических связей между всеми местными группами народа, слияние местных рынков в единый общий национальный рынок. С образованием нации, как правило, постепенно сходит на нет местное этническое самосознание, заменяясь сознанием принадлежности к общенациональному целому. Однако нельзя забывать, что в рамках одного государства может существовать несколько наций и других этнических общностей. Сегодня 90% этносов живет в форме наций.  В отечественной науке нация – это социально-этническая группа, характеризующаяся общностью экономики, жизни, территории, культуры, языка, психологии.

    Таким образом, формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера. Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние – в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками. Говорилось, что народности и нации различаются между собой по степени развития данных признаков и что со временем народности становятся нациями. Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую народностью и как определить момент перерастания народности в нацию. Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин употреблял термины “нация”, “национальность”, “народность”, “народ” в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах “Об очередных задачах партии в национальном вопросе”. По мнению Крюкова, это было теоретически несостоятельным и практически вредным, ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других – к народностям. Как и многие другие этнографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания “народы Советского Союза”, подобно тому как это обозначено в известной “Декларации прав народов России” . В том и другом случаях термин “народы” заменяет термины “нации” и “народности”, различие между которыми чисто условное.В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этносах, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, видный французский ученый Э. Ренан считал, что нации существовали еще в начале средних веков, начиная с конца Римской Империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого. Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Э. Репан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает “на родство по крови”, а нации могут складываться в процессе совместной жизни и “перемешивания” представителей разных рас. “Самые большие страны – Англия, Франция, Италия – это те, в которых кровь наиболее перемешана”. Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представителя которой относилось бы только к одной расе.

 

6. Каковы современные тенденции в развитии отдельной нации?

    Новые тенденции проявляются в социальных и национальных отношениях. Углубляется социальная стратификация. Уходит в прошлое классовая борьба в том прямолинейном виде, как она представлялась марксизмом, однако социальной однородности и социальной гармонии вряд ли приходится ожидать; интересы множества социальных групп в значительной мере противоречивы, соотношение их сил меняется, социальные противоречия сохраняются, в хаосе переходного периода они достигают особенной остроты.

    На стадии зрелости постиндустриальной цивилизации будет наблюдаться гармоничная полифоничность социальных отношений, устранение крайних форм противоборства различных социальных групп и усиление кооперации, сотрудничества между ними в решении общих задач, стоящих перед обществом. Новый строй социальных отношений, пожалуй, наиболее отчетливо начинает просматриваться в скандинавских странах.

    Противоречивые процессы происходят в национальных и межэтнических отношениях. Конец ХХ в. характеризуется пробуждением национальных чувств, чередой межнациональных и межэтнических конфликтов, вплоть до войн. В будущем обществе не следует рассчитывать на возобновление присущих индустриальной эпохе тенденций к стиранию национальных и этнических различий, утрате самобытности национальных культур. Однако нынешнее противостояние наций, преувеличение особенностей и унаследованных приоритетов тех или иных этнических групп не имеет перспектив. Нынешняя Швейцария являет образец многонационального государства с полным равноправием и отработанным механизмом взаимодействия разных наций.

 

8. В чем причины межнациональных конфликтов, возникающих так часто в современном мире?

    Национальные проблемы рождаются в тех государствах, где отдельные этнические общности не удовлетворены своим положением в экономической, политической, социальной жизни. Это выражается в стремлении этих общностей или к созданию своего независимого государства (идея баскской независимости в Испании, чеченской в России) или более умеренные требования культурной автономии и установления подлинного равноправия (корейцы в Японии). Совокупность всех этих неудовлетворенных требований и порождает национальный вопрос в общемировом масштабе. Национальный вопрос исторически возник вместе с капитализмом, в период формирования буржуазных наций, национальных буржуазий с их стремлением закрепить за собой монопольное право на владение национальными рынками сырья, сбыта, рабочей силы. Именно тогда произошли первые конфликты на национальной почве. В 20 в. этот вопрос получил свое дальнейшее развитие. В частности, усилилась национально-освободительная борьба народов Азии, Африки, Латинской Америки, в результате чего образовалось большое количество молодых независимых государств. Однако наряду с этой прогрессивной тенденцией многие народы продолжали находиться в очень тяжелой политической, экономической, социальной ситуации. Так, в 40-е годы в Советском Союзе ряд народов подвергся жестоким репрессиям со стороны тоталитарного государства. В последующие годы в ходе ослабления тоталитарных основ многие из этих народов начали борьбу за получение определенной автономии и даже независимости (например, народы Прибалтики). Решение межнациональных конфликтов лежит как в плоскости политики государства, так и на уровне межличностных отношений. Поэтому главными условиями преодоления подобных конфликтов является наличие сильного демократического, правового государства, предоставление национальным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, а также последовательного воспитания высокого уровня культуры межличностных и межнациональных отношений в молодом поколении, в окружающих, а главное - в самих себе.

 

9. В чем состоит сущность современного этнического парадокса?

    Этот парадокс состоит в наличии определенных тенденций в развитии наций. Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государственности, развитии духовной культурной. во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углублении их сотрудничества, интеграции экономических и политических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше российское отечество. Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенденций развития наций и межнациональных отношений.

 

10. Какие методы используются для прогнозирования межнациональных конфликтов?

    Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты – важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. К методам прогнозирования межнациональных конфликтов может быть отнесено в первую очередь правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства. Всестороннее развитие гражданского общества, демократизация политической системы и создание правового государства – также являются важнейшими социальными методами цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!