Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Вопрос 1
Перечислите глобальные проблемы современности. Почему они называются глобальными?
Современное человечество – это многообразие народов и стран, населяющих нашу планету, это неповторимость социально-политической и культурной жизни, это разнообразие экономической жизни. Все это связано с различными причинами. Это исторический путь развития, который оказал влияние на все стороны жизни общества, это и различие природных условий, среды обитания людей. Эти условия сказались прежде всего в экономической деятельности человека. Но при всем этом различные общества испытывали взаимное влияние друг на друга. По мере дальнейшего развития человечества это влияние возрастает, а вместе с тем возрастают и те проблемы, которые характерны для всего человечества.
В 20-м столетии человечество столкнулось со множеством очень сложных, трудноразрешимых глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всех живущих на Земле людей. В этом проявляется особенность глобальных проблем: во-первых, они влияют на все будущее рода человеческого; во-вторых, эти проблемы требуют для своего разрешения объединенных усилий всего человечества; в-третьих, они находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга.1
Причины появления и обострения глобальных проблем заключаются в жизнедеятельности человеческого общества, которая началась сотни тысяч лет назад, в разрушительных последствиях воздействия человека на природу. С одной стороны – это причины научно-технического характера (развитие производительных сил и воздействие их на природу, на самого человека), с другой стороны – это процессы интеграционного характера, имеющие глобальные экономические, политические и иные последствия.
К глобальным проблемам относятся: проблемы войны и мира, энергетическая (шире – сырьевая), экологическая, ликвидация голода и опасности болезней, демографическая, освоение богатств Мирового океана и космического пространства. Глобальные проблемы имеют природный и социальный характер. Это обусловлено двумя объективно существующими факторами – отношениями человека (общества) к природе и человека к человеку. Рассмотрим основные глобальные проблемы.
Со времен появления письменной истории человечества (около 2500 лет тому назад) последнее пережило примерно 1600 вооруженных конфликтов. По некоторым подсчетам, за последние 5600 лет велось более 14500 войн, т.е. по 2,6 войны в год. Но никто не подсчитывал, сколько было мирных лет.1 Чем больше войны охватывали мир, тем сильнее проявлялась потребность в глобальном мирном устройстве. Война и мир составляют непременные условия жизни народов: мир предполагает войну, война предполагает мир.
Появление ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, чтобы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права.
Проблема энергоресурсов связана с постоянно возрастающими энергетическими потребностями человечества. Получение энергии на основе современных методов приводит к загрязнению окружающей среды. Человечество беспокоит проблема обеспечения себя энергоресурсами на ближайшую сотню лет и тесно связанный с ней вопрос о загрязнении окружающей среды. На Земле существуют два источника энергии: внешний (Солнце) и внутриземной. В настоящее время человечество использует ту энергию Солнца, которую в далеком прошлом аккумулировали растения, превратившиеся затем в горючие ископаемые – уголь, нефть, газ. К внутриземным источникам энергии относится энергия атомного ядра. Следует учитывать, что запасы такого ценнейшего химического сырья, как горючие ископаемые, не беспредельны, человечество исчерпает их в обозримом будущем. Сжигание всех видов химического топлива загрязняет окружающую среду: в атмосфере накапливается большое количество углекислого газа, появляется опасность «парникового эффекта», или возможность потепления Земли. Все это требует от людей бережного использования химических энергоресурсов и создания энергетики, применяющей новые источники сырья.1
Решение энергетической проблемы – это условие развития производства и предпосылка уменьшения загрязнения окружающей среды. Существует диалектическая связь между развитием энергетики и влиянием этого процесса на качество окружающей среды. Экономически чистая технология производства энергии поддерживает экологически чистую среду обитания человека. Охрана окружающей среды представляет сложную проблему отношений между обществом и природой. Общество воздействует на природу, используя ее ресурсы, культивирует растения, животных и микроорганизмы, преобразуя окружающую среду. Общество своей деятельностью не должно нарушать основные природные процессы, механизм функционирования биосферы. Современный характер воздействия человека на биосферу (систему естественных процессов, делающих возможной жизнь на Земле) может катастрофически сказаться на состоянии климата, качестве атмосферы, водном балансе Земли. Защита окружающей природы в соответствии с элементами биосферы включает ряд проблем защиты атмосферы от загрязнения, воды от качественного и количественного истощения, почвы от разрушения, растений и животных от исчезновения.
Наука уже сегодня ищет пути получения продуктов питания для растущего населения мира с помощью нетрадиционных методов. Это – получение новых искусственных синтезируемых белковых пищевых продуктов из исходных материалов, которые нельзя использовать для пищи человека; колоссальные возможности, связанные с использованием Мирового океана, а также моделирование и промышленное воспроизведение процессов биосинтеза из неорганических элементов. Ученые считают, что переход к производству искусственных продуктов питания в мировом масштабе будет по своему значению равен введению земледелия более 6000 лет назад и окажет могучее воздействие на развитие человеческой цивилизации.
Демографические прогнозы говорят об увеличении населения в мире с 4,8 млрд. человек в 1985 году до 6,1 млрд. человек к 2000 году и до 8,2 млрд. человек в 2025 году.1 Поэтому человечество должно позаботиться о создании таких условий, которые благоприятствовали бы полноценной и счастливой жизни новых поколений людей.
Требует решения и экологическая проблема атмосферы. Воздушная среда, загрязненная техногенными выбросами, вредит здоровью людей. Антропогенные загрязнения наносят экономический ущерб: ускоряется разрушение технических сооружений, зданий и оборудования, наносится урон сельскому хозяйству, ускоряется разрушение исторических памятников культуры. Распространяясь с воздушными массами на большие расстояния, загрязнения приобретают глобальный характер, выпадая с осадками на почву и воду, заражая среду обитания животных и растений. Острой является проблема защиты вод. Сложной остается проблема земли и почвы. Площадь поверхности нашей планеты постоянна, размеры увеличения сельскохозяйственных угодий имеют предел, поэтому очень важно сохранить сельскохозяйственные земли, дающие продукты питания населению и сырье для промышленности. Решению этой проблемы поможет рациональное ведение сельскохозяйственного производства, борьба с эрозией и засолением почв, применение биологических и комбинированных средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, селекционная работа, направленная на создание высокопродуктивных, устойчивых к вредителям и болезням сортов растений и пород животных. Огромную роль в поддержании жизни на Земле играет лес. Благотворно влияя на круговорот воды и тем самым на биосферу, он поддерживает экологическое равновесие в природе. Лес производит до 50% кислорода, содержащегося в атмосфере Земли. Экологическая ценность леса обусловливает необходимость его сохранения, а экономические потребности – его использования. Использование леса должно обязательно сочетаться с его охраной. Необходима строгая охрана растительного и животного мира. По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов, двум тысячам видов растений грозит исчезновение, под угрозой вымирания находятся многие виды животных. Решить эту проблему возможно созданием заповедников, превращением охоты в рациональную отрасль хозяйства, развитием сети ботанических садов, увеличением числа национальных парков.
Вопрос 2
В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и с политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть «партийной системой». Партийная система выступает как одна из важных структур (подсистем) политической системы общества.1
Наиболее распространена «усложняющаяся» классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.
Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах – партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, со-циализационные) функции партий, то в несоревновательных – правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стрежнем всей политической системы общества. Так, в странах «государственного социализма» правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всей общественной жизнью.
Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3–4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до нескольких десятков (в современной России).
Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определенной степени «стабилизирует» правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.
Двухпартийность может быть «жесткой» или «гибкой» в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей политической системы. Примером «жесткой» двухпартийности может служить система руководства, сложившаяся в Великобритании. При принятии важных политических решений все депутаты от каждой из основных партий – лейбористской или консервативной – должны голосовать строго в заданном «русле». Нарушение партийной дисциплины карается достаточно строго.
Гибкая двухпартийная система существует в США. Там конгрессмен может голосовать более свободно и меньше принимать во внимание позицию руководства партии. Однако конгрессмены этой страны подвергаются постоянному «лоббированию», и вопрос о степени их свободы в принятии ими политических решений является в определенной степени проблематичным.
Существует модифицированная двухпартийная система. Ее еще иногда называют системой «двух с половиной» партий. На выборах одна из двух основных партий обычно получает относительное большинство голосов в несколько процентов, поэтому она вынуждена идти на союз с близкой по целям, значительно менее влиятельной партией.
Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с «многоклассовым» и «многослойным» составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности также способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности.
Возникновение сильных националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, также способствует формированию многопартийной системы. Наличие влиятельной крестьянской партии является еще одним аргументом в пользу многопартийности.
Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определенные недостатки. Так, в отличие от двухпартийности, мультипартийные системы неудовлетворительно отвечают целям агрегации требований. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Далее, свобода выбора между программами различных партий в условиях многопартийности, как это ни парадоксально, может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами, опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств, как правило, ведет к нестабильности. Вместе с тем указанных недостатков можно в определенной степени избежать, если сформировать партийные коалиции, предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте.
Многопартийные системы с господствующей партией. Понятие «господствующая партия» принадлежит М. Дюверже. Им он обозначал действующую в условиях многопартийности партию, которая на протяжении длительного времени имеет явное превосходство над соперничающими организациями и проводит линию на самоотождествление с нацией в целом. Например, Индийский национальный конгресс в 50–70-е гг.
Достоинство данной системы состоит в том, что она может обеспечить определенную стабильность достаточно продолжительное время. Недостатки – в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранении от представительства в различных органах власти некоторой части электората. В мире наблюдается тенденция к развитию двух- и многопартийности. В 90-е гг. XX в. многопартийность (двухпартийность) являлась характерной чертой политических систем практически во всех обществах «массового потребления», «охватывала» 30% обществ «индустриального развития», 10% «переходных» обществ и «традиционных цивилизаций».1
Следует иметь в виду, что большее число политических партий совсем не обязательно означает возрастающую степень демократичности общества. Для анализа этого вопроса необходим более широкий подход, увязывающий тип партийных систем с характером правящего режима, рассмотрение состояния прав и свобод человека, характер участия людей в политике, уровень их доходов и других факторов.
Партийно-парламентский механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий обнаружил и его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная и партийно-парламентская политика все чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой жизни сфера, со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени граждан. В результате многие люди проявляют слабый интерес к партиям, голосуют за них от случая к случаю, исходя, скорее, из сиюминутных интересов, электоральной политики, нежели в силу внутренней прочной связи с той или иной партией.
Существенное влияние на характер деятельности политических партий оказывают существенное влияние средства массовой информации. Современная множительная техника и компьютеризация позволяют получать и обрабатывать информацию, минуя конвейер партийных инстанций. В результате даже немногочисленная партия с хорошо оснащенным современными СМИ штабом может иметь устойчивые контакты со многими политическими институтами, с различными слоями общества.
В ряде стран наличествует кризис «партийной формы». Он обусловлен тем, что меняется облик общества и иерархия потребностей, ценностей; их становится все труднее представить в цельной программе, служащей объединяющим началом; в обществе проявляется тенденция прямого выражения интересов и прямого влияния на государственные институты. Кроме того, утверждается тенденция «секуляризации» политики, в связи с чем уменьшились притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие к ним теперь основывается не на их включенности в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда – возникновение движений вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие СМИ на формирование общественного сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную воспитательно-педагогическую функцию партии.
Одновременно действует тенденция к обновлению политических партий, их формы, характера деятельности. Речь идет об обретении партиями, их лидерами новой политической культуры, для которой характерно понимание того, что «политика не существует ради политики»; в ней особенно важны морально-нравственные детерминанты партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека, как главную ценность политической жизни. Осознается необходимость преодоления жесткого централизма и бюрократизма даже в партиях «демократического централизма». Оценка целей и идеалов, проверка соответствия им решений и программ не должна являться прерогативой некой руководящей группы, монопольно владеющей орудиями такой оценки и проверки. Накопленный демократический и коллективный опыт может помочь найти правильное соотношение между дискуссией, ответственностью и способностью действовать в единстве. Партии нуждаются в гибкой организационной модели, открытой по отношению к людям, дифференцированной и разветвленной по способам организации, по функциям и компетенциям; партии должны чутко реагировать на изменения в обществе и взаимодействовать с ним. Партия должна не только уметь прислушиваться к четко выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований ее сторонников, расширять их ряды. Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать такие кадры, которые могут хорошо понимать и представлять требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения.
Вопрос 3
Каковы основные социальные функции культуры? Выскажите свое мнение о проблеме совместимости культуры с рыночными отношениями
Культура выполняет несколько жизненно важных социальных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.
Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточным для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.
Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.
Не менее важной является регулятивная, или нормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.
С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры – наука, искусство, техника – обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.
Еще одна функция – ценностная, или аксиологическая – также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.
Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.
Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.1
В настоящее время экономика связана с переходом страны к рыночным отношениям во всех сферах деятельности и с коммерциализацией, в том числе в культуре. Она с необходимостью влечет за собой внедрение новых механизмов регулирования поведения и деятельности людей, что, естественно, приводит и к изменению человека, ценностей и норм социальных групп, общностей. При этом происходит коммерциализация культуры. Коммерциализация есть одна из граней перехода к рыночным отношениям, представляющим собой конкуренцию групп, организаций, хозрасчетных центров друг с другом за потребителя культурных благ и услуг, за наиболее качественное удовлетворение его потребностей.
Отечественная массовая культура в новых экономических условиях еще только формируется, поэтому коммерческий сектор широкой публике представляет прежде всего продукцию западной массовой культуры. На фоне довольно скудного финансового положения культуры в целом и ее отдельных отраслей, буквально задыхающихся от безденежья, отсутствия необходимых для нормальной творческой жизни средств, коммерческое процветание периферии культуры и искусства, их антиподов выглядит явной насмешкой над призывом повернуться к культуре лицом.
Культура уже подвергается первым серьезным испытаниям со стороны рынка. Однако сама ситуация вхождения культуры в рынок остается слабо исследованной и осмысленной как на теоретическом, так и на организационно-управленческом уровне. Из принятия страной курса движения к рыночной экономике не следует автоматическое развитие культуры в рыночных условиях. Без целенаправленного регулирования экономическими методами цивилизованного рынка не получится. Позиция отрицания государственного вмешательства и признания регулирования социокультурных процессов только посредством цен и налогов, не мешающая стихийно развивающейся культуре, ни к чему хорошему не приведет. Ориентация на запросы массового потребителя не может быть основанием для развития подлинной культуры.
Опасение вызывает вторжение элементов рыночных отношений в культуру, в деятельность учреждений культуры, сопровождающееся существенным изменением приоритетов, смещением акцентов в их работе с населением в сторону дешевой развлекательности в ущерб организации творческого процесса в рамках кружков и студий. Это не может не отразиться на социальной эффективности всей работы и на социокультурных ориентациях массового потребителя культурных услуг.
Культура как сфера человеческой деятельности имеет ряд особенностей, определяющих создание механизмов ее выживания в условиях рынка. Она имеет уникальные продукты, объединяет самую образованную и одаренную часть общества, требует минимальных затрат на материально-техническую базу. Ее результаты проявляются в обществе опосредованно и лишь через два-три поколения.
С учетом этих особенностей что может дать культуре рынок? Рынок создает условия для адекватной социальной оценки как продуктов творчества художников, так и публики. У нас представители художественной интеллигенции никогда не рассматривали свою работу сквозь призму социальной потребности и конкурентоспособности. Наблюдения показывают, что истинно творческие люди в условиях рынка раскрепощаются, получают дополнительные возможности для творчества. Рынок ставит творческую личность и социокультурные институты в ситуацию необходимости учета потребностей публики в культурной деятельности. Игнорируя социальные потребности, культура оказывается в сложном положении, становится не соответствующей запросам времени, реальной ситуации. Но сегодня не ясен механизм перехода к этой новой рыночной системе. Важно осознать, что рынок – это очень специфический механизм трансформации существующих в какой-то сфере предпочтений, потребностей в способы деятельности. Он предполагает, что приоритет получают способы и результаты деятельности, за которые кто-то готов платить всеобщим эквивалентом, неким уравнителем, чем-то таким, что представляет собой абсолютную ликвидность.
Итак, кто же может, должен и готов сегодня платить за культуру? Но за что платить? Выделяются объекты культуры, способные работать на коммерческой основе и поставленные обществом в условия, не позволяющие им этого делать, а потому нуждающиеся в соответствующей материальной компенсации. Такое разделение зависит не от вида их деятельности, а от конкретных условий, в которых они работают, например, в селе. Кроме того, происходит дифференциация типов деятельности в культуре, в рамках которых возможна или невозможна ориентация на коммерческую деятельность и получение средств путем продажи результатов своего труда. Например, главными направлениями в работе музеев являются сбор, хранение и изучение фондов и лишь небольшая часть приходится на обслуживание посетителей. Таким образом, оплачиваться должен не результат, а сам процесс деятельности.
Социокультурные институты получают финансирование в виде дотаций от своих учредителей, среди которых могут быть и государственные органы, и творческие союзы, и отдельные меценаты. Покупателями продукции культуры могут быть не только граждане, но и заинтересованные предприятия и организации, а также государство. Например, учреждение культуры предлагает концерт, за который могут заплатить не только через покупку билетов, но и заинтересованные в нем заказчики. Предполагается создание множественности покупателей на рынке культуры, чтобы не было только два – индивид и государство.
Кроме того, поддержка социально значимых видов культуро-творческой деятельности возможна через создание широкой сети фондов развития культуры и искусства. Кроме бюджета, в эти фонды могут направляться средства предприятий, учреждений и отдельных граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок, от продажи ценных бумаг и др.
Переход к рыночным отношениям остро ставит вопрос о выживании учреждений культуры как очагов сохранения и развития духовного наследия. Важно найти механизмы их защиты, так как для значительной части населения они и сейчас остаются единственными очагами культуры. Это касается жителей малых городов и поселков, сел и деревень. Объектом внимания и заботы должна стать вся социально-культурно-бытовая инфраструктура поселений – комплекс организаций и учреждений народного образования, здравоохранения и культуры, физкультуры и спорта, коммуникационного и бытового обслуживания.
1 Невлева И.М. Философия. Учебное пособие. М., 1999. С. 423
1 Человек и война // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 155
1 Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1997. С. 249-253
1 Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989. С. 398
1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник. М., 2000. С. 269
1 Кола Д. Политическая социология. М., 2001. С. 172
1 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000. Глава VI. Функции культуры
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!