Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Социально-политическое представление в Древнем Китае
Во II тыс. до н.э. в бассейне Хуанхе сложилось крупное объединение племен. Правила династия Инь, или Шан. Ваны (правители инцев) были вождями своего племени, их окружали религиозным почитанием. Само небо – Шанди объявлялось основателем династии Шан и ваны осуществляли связь с небесными силами, что гарантировало стабильность и благосостояние общества.
В конце XII в. до нашей эры гуны (вожди племени Чжоу) во главе коалиции племен вторглись в иньские земли и установили свою власть. Династия Чжоу правила до середины III в. до нашей эры.
Идеологическое оправдание власти гуны заимствовали у предшественников, правовое обоснование смены династий выполнил Чжоу-гун, воспитатель и советник второго царя династии Чэн-вана. Чжоу-гун исходит из старой идеи о мандате неба на власть (тянь-мин), но он ее модернизирует: небу принадлежит и право отбирать этот мандат, передавать его другим лицам. Смена мандата – закономерность. Небо регулирует земные дела, вручая мандат правителю, обладающему добродетелью (дэ). Родоначальник, которому небо доверяет основать династию, обладает добродетелью в высокой степени, но со временем эти качества утрачиваются и вынуждают небо провести смену мандата (гэ-мин). И таким образом, смена мандата – не выбор лица, а выбор династии. В мифологической форме здесь выражена глубокая мысль о том, что никакая династия не вечна. Она расходует свои силы, вырождается и гибнет. Пробыв у власти восемь с половиной столетий, погибла и династия Чжоу. Причина – сепаратизм родовой аристократии и местного чиновничества. Появились самостоятельные уделы. Кризис, побуждая к поиску выхода, привел китайскую политическую мысль в VI–V вв. до н.э. к расцвету.
Своеобразие китайской политико-правовой мысли состояло в том, что в отличие от Индии она не подпитывалась религиозными писаниями, а рано выделилась в особую отрасль, которой занимались специалисты, мудрецы, философы. Не отрицая связи с небом, в центре внимания китайских мыслителей стоит человек, общество, проблемы организации государства. При этом трактуются они в значительной мере рационалистически, освобождаясь от мифологической оболочки. В истории политико-правовой мысли Древнего Китая наиболее влиятельными были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Идеи даосизма (VI в. до н.э.) изложены в работе Лао-Цзы «Дао дэ цзыю» («Книга о дао и дэ»). Дао (путь) понимается не как проявление «небесной воли», а как не зависимый от небесного владыки, естественный ход вещей, естественная закономерность. Оно определяет законы неба, природы и общества, олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.
Дао выступает как естественное право непосредственного действия. Социально-политическое неравенство людей и другие недостатки общества есть результат неестественных установлений: системы человеческих управлений, законов, отклонения от дао. Но дао обладает самопроизвольным действием и способно само восстановить справедливость. Особую роль отводит дао принципу недеяния. Он понимается как призыв к властям и богатым воздержаться от притеснения народа, от установления излишних налогов и запретительных законов, ведения бесконечных войн. Принцип недеяния означал и проповедь пассивности, призыв к патриархальной простоте, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового, к отлучению народа от знаний, «трудно управлять народом, когда у него много знаний». Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-Цзы связывал с «умными вождями».
Консервативная утопия Лао-Цзы, мистицизм и таинственность даосизма породили к нему интерес самых разных социальных групп, а использование даосами традиций общинной жизни облегчало его восприятие крестьянами.
Фундаментальную роль в истории Китая сыграло конфуцианство. Кун-фуцзы (мудрец, учитель) происходил из обедневшего знатного рода. В детстве он был не по летам серьезен, отличался прилежанием и особой любовью к церемониям. В молодости, окончив школу, он получил пост мелкого чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу, где прожил большую часть своей жизни. Он вернулся на родину, где создал первую в Китае частную школу. Последние годы жизни посвятил собиранию классических книг и обычаев. Его изречения собраны учениками в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Ее заучивали наизусть, к ее авторитету апеллировали в делах семейных и политических. Конфуций защищал интересы тех, кто стремился примирить имущественную и наследственную знать.
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.
1. Благородный муж – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Править должны аристократы добродетели и знания («благородные мужи», «лучшие»), а не знать и богатые. Простой народ («низкие», «простолюдины») полностью отстранялся от управления.
2. Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить в обществе человеколюбие (жэнь): попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, справедливые отношения друг к другу несвязанных родственными узами. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – принцип взаимоотношений между людьми.
Перенесенные в сферу политики эти принципы должны были служить фундаментом всей системы управления. А начать ее реформу Конфуций предлагал с «исправления имен» (чжэ мин), то есть с восстановление изначального смысла титулов и вытекающих из них обязанностей, обозначения социальных, политических и правовых статусов лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства.
Государь должен относиться к своим подданным как к своим детям (заботиться о достатке продовольствия, воспитывать и защищать). При этом воспитывать личным примером, «управлять – значит поступать правильно». Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям и беспрекословно им повиноваться.
Такая концепция государства получила название патриархально-патерналистская. Государство, по Конфуцию, – большая семья, где власть «сына неба» (императора) уподобляется власти отца, а отношения – семейным.
3. Роль нормативной системы государства отводилась правилам ритуала (ли). Перечень правил поведения включал ритуальные и культовые обряды (почитание духов, культа предков), моральные нормы и нормы обычного права. Конфуций был противником управления на основе позитивных законов, устрашающих правовых запретов, выступал за сохранение религиозно-моральных методов воздействия на людей. Если «руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Необходимость в государстве отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться.
Однако пока эта «счастливая пора» не наступила, возможно применение карательных мер против непокорных. Главное, чтобы распоряжения о них давал «благородный и любящий свой народ правитель». Политическая программа конфуцианства носила консервативный и утопический характер, но отдельные ее положения имели прогрессивный смысл. Прежде всего – идеи распространения моральных знаний и обучения всех людей.
Учение Конфуция сыграло громадную роль в китайской истории и культуре. С момента возникновения оно стало влиятельным течением этической и политической мысли, а во II в. до н.э. – официальной идеологией и стало играть роль государственной религии Китая.
Моизм. Интересы мелких собственников (земледельцы, ремесленники, торговцы, низшие чины госаппарата) выражал моизм. Основатель школы моистов Мо-цзы (479–400 до н.э.). Основной труд, подготовленный учениками, называется «Мо-цзы». Социальное положение мелких собственников было двояко: с одной стороны, они близки к трудящимся и восприняли их идеологию, а с другой – добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке.
В основе их притязаний лежало учение моизма о выдвижении мудрых, «почитание мудрости как основы управления». Поскольку люди все равны, «небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди – слуги неба», то на государственную службу следует выдвигать не по принципу происхождения и родства, а наиболее мудрых. При этом источником мудрости являются не врожденные добродетели и знания, полученные из чтения книг (Конфуций), а знания, почерпнутые из жизни. Способности к государственному управлению определяются деловыми качествами – желанием служить народу, усердием в делах.
В обоснование этого положения Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. Было время, когда не было управления, «у каждого было свое понимание справедливости», в результате чего в обществе царила вражда. Эта теория преследовала две цели: 1) определение источника власти императора как воли народа; 2) унификацию права на основе идеи единой справедливости и единой законодательной власти, которая лишала законодательного права местных правителей, ограничивала их произвол.
Мо-цзы изложил принципы и методы управления в «идеальном государстве» – это всеобщая любовь, единомыслие, наказание и награды. Если конфуцианское человеколюбие, по его утверждению, есть корыстная любовь, основанная на привязанности по крови и родственных связях, то истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям. Одновременно с этим всеобщая любовь истолковывается им как взаимная выгода.
Гетерогенность и неравенство, как базовые характеристики общества
Сегодня как и в предыдущие века сохраняется положение, когда существует социальное неравенство между различными группами общества. Как и много лет назад люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и т.д. Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, основанное как и раньше на разделении труда (умственный и физический труд), укладе жизни, социальных ролях (отец, врач, политический деятель). Социальные различия могут накладываться на естественные. Общество воспроизводит, организует социальное неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью.
Возникает вопрос – может ли существовать общество без социального неравенства, т.е. осуществиться ли мечта о «золотом веке», которая возникла еще в период античности? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, но если попытаться представить социальную структуру в виде некой пирамиды, то мы увидим, что между верхушкой этой пирамиды (наиболее богатыми людьми) и низом должна сохраняться некая постоянная величина. Известный социолог П. Сорокин считал, что существует некая «точка насыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке (т.е. резком росте богатства одних чрезмерном обнищании других) в обществе начинаются процессы по сдерживанию пагубной тенденции, проводятся либо реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои. Но с другой стороны само существование социального неравенства не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношении собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, к самореализации, самоутверждению, а общество – единственного энергетического источника развития.
Значительную в современной социальной структуре играет так называемый «средний класс». Его социальная база формируется в первую очередь за счет представителей интеллигенции (врачей, юристов, преподавателей и т.д.), служащих, высококвалифицированных рабочих, мелких и средних предпринимателей. Средний класс не только многочисленен, но и неоднороден. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущим противоположным силам. Наличие мощного среднего пласта в социальной структуре многих современных стран мира позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. И наоборот, размывание среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями. Обнищание основной массы населения в условиях либерализации цен и падения производства в России в 90-е годы резко нарушило социальное равновесие в обществе, привело к выдвижению на первый план требований люмпенской части населения, которая, как показывает исторический опыт, которая несет в себе большой разрушительный заряд, направленный в основном на перераспределение, а не на созидание национального богатства.
Политический процесс
Понятие и структура политического процесса. В толковых словарях термин процесс (лат. processus – продвижение) определяется в двух смыслах: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Оба указанные значения данного понятия отражают существенные стороны в развитии любых социальных явлений, в том числе политических. С одной стороны, всякий социальный процесс есть последовательная смена состояний определенной части социальной действительности, а с другой – любое изменение состояния социального явления выступает как результат совокупности последовательных действий социальных субъектов.
Конкретизируем вышеизложенное понимание социального процесса применительно к явлениям политической сферы общества. Очевидно, если хотя бы один из участников общественного процесса является политическим субъектом (например, представители органов власти, крупной общественной группы), такой процесс называется политическим. В нем можно выделить субъективный (мотивационный) аспект, выражающийся в деятельности людей (личностей и общественных групп) и объективный аспект, или результат этой деятельности.
Субъективные устремления участников политических действий связаны с их реальными интересами и в конечном счете направлены на завоевание или удержание политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на закрепление или преобразование всей совокупности общественных отношений. Результаты политической деятельности выражаются в реальных изменениях социально-политической действительности. Но как мы уже знаем, эти изменения часто оказываются не тождественными субъективным устремлениям, так как наряду с задуманными результатами могут быть и неожиданные.
Таким образом, политический процесс можно определить как последовательную смену состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленной на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.
Данная дефиниция, по нашему мнению, вполне согласуется и с другими встречающимися определениями понятия «политический процесс». Приведем для сравнения два из таких определений. Например, В.П. Пугачев и А.И. Соловьев, авторы учебного пособия «Введение в политологию», определяют политический процесс как «совокупность действий институционализированных и неинсти-туционализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества». Американские ученые Дж. Б. Мангейм и Р. К. Рич полагают, что политический процесс представляет собой «сложный комплекс событий, который определяет, какие действия будут предприняты правительством и какое влияние они окажут на состояние общества».
Приведенное определение политического процесса позволяет выделить в его структуре, во-первых, частичные (составные) политические процессы или группы относительно самостоятельных политических действий, образующие в своей совокупности движение политической жизни в целом, во-вторых, этапы в изменении состояния политической реальности или, что то же самое, фазы в развитии политических систем.
В качестве частичного политического процесса можно рассматривать любую часть относительно самостоятельных политических действий, выделенную из всей их совокупности. Однако нетрудно видеть, что без наличия критериев для выделения частичных политических процессов таковых можно назвать сколько угодно. Многие исследователи такого рода процессы связывают с теми или иными объективно реализуемыми задачами, выступающими в качестве необходимых в общем политическом процессе.
Так, некоторые авторы в качестве частичных (составных) политических процессов называют: 1) проявление различными социальными субъектами своих потребностей, интересов и стремлений; 2) представление политических интересов групп институтам, принимающим политико-управленческие решения (артикуляция интересов); 3) принятие решений и формулирование политической воли; 4) реализацию политической воли посредством управленческой деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению стадий, или фаз, в последовательной смене состояния социально-политических систем. В различных источниках указываются, как правило, четыре такие фазы или, по иной терминологии, четыре режима протекания политического процесса: 1) конституирование, становление политической системы; 2) функционирование существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап упадка, распада политической системы. Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют, однако, присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий.
Стадия конституирования политической системы является одной из важнейших в развитии политического процесса. Она совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их потребностям новую политическую систему, в которой их волю выполняют качественно иные органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются вновь возникшие институты власти, другие элементы политической системы, а также вся измененная система общественных отношений.
Содержание политической жизни общества в период, когда происходит превращение прежней политической системы в новую, определяется в западной политологии как полный пересмотр конституции. Сама же конституция государства выступает как легальный и демократический способ легитимации политической власти, всех ее институтов. Укоренение нового политического строя прямо зависит от способности вводимых институтов отвечать на потребности общества. И наоборот, трудности с утверждением новых политических институтов могут свидетельствовать о их надуманности, искусственности, несоответствии социальному опыту и потребностям общественного развития.
Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по воспроизводству, поддержанию деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций. Такими процедурами, в сущности, являются всевозможные выборы, заседания представительных органов власти, съезды и конференции политических партий, общественных организаций и т.д.
На стадии функционирования политического процесса воспроизводятся и сами его участники как выразители определенных политических позиций и интересов, носители соответствующих взглядов и убеждений, определенных стереотипов политического поведения. Для понимания сущности данной стадии политического процесса важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя, а ее постоянно воспроизводят существующие в обществе социально-политические силы в качестве инструмента для выражения и реализации своих интересов. Воспроизведение политической системы есть фрагмент всего целостного процесса общественного воспроизводства.
Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического процесса происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Осуществляемые изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей группы на новый уровень, позволяющий дать ответы, адекватные вызову времени. Такие политические изменения означают, что правящие круги ищут цели, формы и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению адаптивности, соответствия властных структур внешним социальным условиям.
Стадия упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества в целом. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к существующим институтам власти характер. Разрушительные тенденции преобладают здесь над конструктивными, созидательными, распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые правящей группой решения утрачивают управленческую способность, а сама группа – свою легитимность. Характерным примером политического процесса в стадии упадка политических систем является развитие восточноевропейских стран в 80-х – начале 90-х годов, где правящие круги безуспешно пытались найти пути ответа на социально-экономические и духовные запросы времени.
Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Несомненно, что в числе важнейших из них являются следующие: характер исторического периода в развитии страны; степень развитости политической культуры общества; глубина существующих социальных противоречий; политическая зрелость социальных субъектов; влияние внешних политических сил. Стадия конституирования политической системы, например, не есть одномоментный акт, она завершается в момент упрочения господства новых политических сил. Стадии воспроизводства и развития политической системы могут чередоваться друг с другом и продолжаться сколько угодно долго. Стадия упадка – тоже не одномоментный акт, она может растягиваться на годы, десятилетия и даже столетия. Начало очередного цикла в политическом процессе связано со сменой субъекта политической власти и полным распадом прежней политической системы.
Методы социологического исследования от теории к инструменту какой метод применить?
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
В исследовании можно выделить: 1) подготовительный этап (разработка программы исследования); 2) основной этап (проведение исследования); завершающий этап (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Объектом исследования могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.
Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.
Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных; 3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).
Виды:
Теоретическое исследование применяется для выявлений тенденций общего развития или для подтверждения теории.
Имперические исследования для решения конкретных проблем.
По частоте проведения:
1. Разовые исследования – направлены на получение информации в текущий момент.
2. Повторные исследования – дает полноту динамики социальной ситуации где-либо.
По задачам:
1. Разведывательное исследование – самый простой вид социологического анализа. По сути идет «обкатка» инструментария, т.е. методических документов: анкеты, бланк интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. программа этого исследования упрощена. Обследуемые совокупности от 20 –100 человек. Позволяет получить оперативную социологическую информацию.
2. Описательное исследование. С его помощью получают империческую информацию, дающую целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Здесь может быть применен один или несколько методов сбора данных. Сочетание методов повышает достоверность информации.
3. Аналитическое исследование – самый серьезный вид социологического анализа. Позволяет выяснить причины, лежащие в основе изучаемого явления или процесса. Для него детально разрабатывается программа и инструментарий. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования
Опрос предусматривает 1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей – респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; 2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях, очные и заочные, групповые и индивидуальные. Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения и др.; 4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Анализ документов: 1) позволяет оперативно получить фактографические данные по проблеме исследования; 2) эта информация носит объективный характер, нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация перерабатываться и переосмысливаться; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания, поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда достаточно фактографической информации.
Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительном или ретроспективном суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо его от желания и умения говорить. Недостатки: возможно субъективное отношение исследователя; невозможность или сложность проведения повторного наблюдения. Типы: контролируемое, неконтролируемое, включенное, невключенное, полевое, лабораторное, случайное, систематическое.
Эксперимент включает 2 этапа: некое воздействие и наблюдение за последствиями такого действия.
Классическую модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной на зависимую переменную. Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Участников эксперимента делят на две группы. Группу на которую будут оказывать экспериментальной воздействие называют экспериментальной. Группу на которую не буде оказано воздействие называю контрольной. После воздействия на первую группу экспериментальным фактором проводится сравнение изменений в экспериментальной и контрольной группе. Если будут обнаружены значимые различия между этими изменениями в серии последовательных экспериментов, то предполагается, что причина их – влияние экспериментального воздействия. Основная задача исследователя – достичь до эксперимента максимального подобия этих двух групп. Лабораторный эксперимент предполагает что исследователь создает искусственную среду (лабораторию) для его проведения, это позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую погружены изучаемые группы. Искусственность среды заключается в том, что объект наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая помогает добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением. В социологии одна из наиболее трудных проблем связана с лабораторным экспериментом, относится к внешней обоснованности результатов эксперимента. Для полевого эксперимента характерна максимально естественная ситуация – учебный класс, производственная среда. Под естественным экспериментом понимается такой эксперимент в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни.
И.А. Ильин об особенностях политического сознания россиян и их влияний на историю страны
Отвергая тривиальные пропагандистские обвинения русского народа в шовинизме, Ильин подчеркивает химеричность крайнего национализма, стремящегося «подмять под себя все народы» (немецкий национал-социализм) и пагубность интернационал-демократизма, пытающегося «растворить все национальные культуры в бесцветности и безвидности»: «крайний национализм сходится с крайним интернационализмом – нерусского происхождения, как, впрочем, и весь нигилизм нехристианского происхождения».
Крайний национализм или шовинизм утверждает собственную культуру путем отрицания чужой культуры и презрения ко всему чужому. Этой крайности русскому народу удалось избежать благодаря своей простодушной скромности, природному юмору, склонности к «мнительно-покаянному преувеличению своих грехов», а главное – благодаря признанию православной веры главным смыслом собственного бытия. Отечественное национальное самосознание, по утверждению Ильина, проходило «суровую школу уважения к врагам и смирения в победе».
Все это позволило совершить творческий акт исторического значения – выработать русскую идею, утверждающую свое и сотворяющую новое, не отрицая и не презирая чужого: это «дух христианства, любви, созерцания и свободы, а не дух ненависти, зависти и завоевания».
Всепоглощающий дух любви, созерцания и свободы предопределил такую особенность русского характера и русской природы, как способность «непринудительно и незаметно обрусевать людей иной крови», что и передается в южнорусской поговорке: «Папа – турок, мама – грек, а я русский человек». А эта особенность в свою очередь способствовала формированию одной из величайших и уникальных империй в истории человечества.
Воинственный экспансионизм России, категорически заявляет Ильин, это злостное и намеренное преувеличение, выдуманное ее врагами. Да, Россия постоянно вела войны, но они носили оборонительный характер, ибо все четыре стороны равнины, на которой находилась русская земля, были открыты врагам. «Только враги России могут изображать дело так, будто агрессия шла со стороны самого русского народа, тогда как «бедные» печенеги, половцы, хазары, татары (ордынские, казанские, крымские), черемисы, чуваши, черкесы и кабардинцы «стонали под игом русского империализма» и «боролись за свою свободу».
Современны и другие слова философа, который, рассуждая о федеративном политическом устройстве, подчеркивает то, что «право на односторонний выход из государства или право на отложение и отпадение – не признано нигде, о нем не знает ни одна демократическая конституция. Найдите хотя бы одно государство, которое предоставляло бы всем желающим входить в свой состав и выходить из него односторонним заявлением...»
Всегда существовали малые народы и племена, не способные к государственному самостоянию (валлоны, фламандцы, цыгане и т.д.). Они только тем и спасались, что примыкали к более крупно-сильным народам, обладавшим государственностью и толерантностью. Отделение этих малых народов, замечает Ильин, означало бы попадание их под власть новых завоевателей, которые либо погубят их совсем, либо окончательно повредят их самобытной культурной самостоятельности.
Еще Мономаховичи, приходит к заключению автор, впервые выговорили новое политическое слово: договорное начало не по силам Руси, в федерации нет спасения, надо искать спасения в единодержавии (унитарном начале). При этом Ильин отчетливо сознает противоестественность и отвратительность любого тоталитаризма (левого и правого) и его отличие от авторитарного устройства.
Проекты «международной закулисы», связанные с расчленением России на части, Ильин называет близорукими и авантюристическими: пагубные последствия их человечество будет ощущать на протяжении весьма длительного времени.. Те, кто надеется на успешную реализацию подобных проектов, не способны понять очевидную истину: Россия не погибнет от расчленения, но начнет воспроизведение всего хода своей истории заново: она, как великий «организм», снова примется собирать свои «члены», продвигаясь по рекам к морям, к горам, к углю, к хлебу, к нефти, к уранию.
Убежденность в конечной обреченности попыток умертвления России в результате ее расчленения, вне сомнения, будет вдохновлять на противостояние бесовским разрушительным силам. И задача русского народа в связи с этим – «не соблазняясь чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами. Все попытки заимствовать у католиков их волевую и умственную культуру –были бы для нас безнадежны». Да и для чего искусственно прививать «чуждый нам дух иудаизма, пропитывающий католическую культуру? Их культура выросла исторически из преобладания воли над сердцем, анализа над созерцанием, рассудка во всей его практической трезвости над совестью, власти и принуждения над свободой».
Главное, что необходимо усвоить русскому национальному сознанию: «Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя самим себе. Мы должны не заимствовать у других, не подражать им, не ходить «в кусочки», собирая на мнимую бедность. Мы должны искать «русского видения, русского содержания и русской формы». Мы должны не ползать на коленях, а самостоятельно творить, обращаясь к Богу.
Решить эту задачу не способно поколение безответственных мздоимцев и честолюбцев, лишенных духовных сил и качеств, необходимых для творческого созидания и возрождения Святой Руси, той самой Руси, которая представляет «живой сонм русских правдолюбцев». Решить эту задачу могут лишь «свободные умы, зоркие люди и новые религиозно укорененные творческие идеи».
Быть русским, приходит к выводу Ильин, это значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, любить ее душой, видеть ее самобытность и понимать, что это дар Божий. И наконец, быть русским – это значит «верить в Россию так, как верили в нее все великие люди, все ее гении и ее строители». Только на этой вере и может состояться успешная борьба за ее Возрождение.
Классический период в развитии социологии. Герберт Спенсер (1820-1903)
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820–1903). Как и Конт, Спенсер был широко образованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении – «Системе синтетической философии» – он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и философские опыты». Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают. Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. Проводя сравнение до мелочей, – писал Спенсер, – мы находим, что эти крупные аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать. Представляет интерес теория эволюции Г. Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Что такое социальная эволюция? – ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том духе, что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Это, пишет он, наблюдается во всех областях общественной жизни, в том числе в области развития государственной власти. «Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей. ... Конституции не создаются, они сами вырастают», – утверждает он, подчеркивал обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами людей. С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности. Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением; наконец, между функционированием государственных учреждении и поведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии. Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, – писал он. Этот процесс совершается прежде всего под воздействием внутренних причин, а также внешних. Последние характеризовались Спенсером как некое новое движение извне». Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений и возрастание движений дезинтегрированных (центробежных). Растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом. Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждении. Картина распада(распадения) общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания современных процессов, происходящих также и в нашем обществе. Можно с полным основанием сказать, что многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения многих проблем более частного характера.
Революция – это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований. Революция – весьма широко распространенный в истории вид политического процесса, в ходе которого применяются меры принудительного характера, вызывающие сопротивление со стороны противостоящих социальных сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революционном процессе.
Хотя здесь нужно заметить, что даже большевистские лидеры, не всегда (хотя бы на словах) придерживались тактики насильственных действий. «Есть условия, – отмечал В.И. Ленин, – при которых насилие необходимо и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов».
Революция всегда возникает из затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса, на его пике, когда наступает хаос. Сторонники такого вида социальных преобразований рассматривают ее как необходимый выход из катастрофы, угрожающей обществу. Как показывает исторический опыт, к революции приводят глубокие непреодолимые социальные антагонизмы, эгоистическая и недальновидная политика правящих элит, оттягивающих проведение назревших преобразований и т.д. Поэтому «революция – самый жестокий, самый кровавый, но зачастую и самый закономерный, а порой единственно возможный способ борьбы с социальной несправедливостью, с угнетением и подавлением человека».
Историческая практика свидетельствует, что революции сопровождаются интенсивной борьбой вне и внутри революционного лагеря по доктринальным, программным вопросам намечаемых преобразований, разного рода расколами, подавлением прямых противников, а также отступников от революционного курса. Нередко они носят весьма ожесточенный и кровавый характер. Длительное время считалось, что революция может быть совершена только в результате насильственного переворота: вооруженного восстания или гражданской войны. Однако история дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществленных поэтапно, постепенно, в течение длительного времени. Это дает возможность учесть многообразные объективные связи и тенденций, осуществить тактический маневр, обеспечить поддержку перемен со стороны большинства людей.
Тем не менее в большинстве случаев совершалась революция, которая приводила к установлению революционной диктатуры. «Диалектика революционной диктатуры – диалектика компенсации. Эта диктатура – оружие слабых. С учетом принципа «инверсии статусов» государство диктатуры пролетариата неизбежно должно стать тоталитарным – осуществляющим невиданное в истории, всеобщее и перманентное насилие. Ибо его задача и состоит в том, чтобы перевернуть исконный, тысячелетия существующий «естественный» порядок вещей, при котором сильные и деятельные преобладают над слабыми и «нищими духом». (Речь о «слабых» и «сильных» не столько в социологическом, сколько в «антропологическом» смысле: сильные – это те, кто при нормальном ходе вещей всегда будут выигрывать, а слабые – это те, кто при соблюдении «правил игры», укоренившихся в гражданском обществе, обречены проигрывать)».
Социологическое представление в Древнем Риме
Основные политико-правовые идеи Древнего Рима изложены в учениях Цицерона.
Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.) – знаменитый оратор, государственный деятель и писатель из сословия всадников. Виднейший идеолог римской аристократии в период Республики. В роду Туллиев никто не занимал высших государственных должностей, и потому, когда Цицерон достиг поста консула, представители знати называли его презрительно выскочкой, новым человеком (homo novus). Еще в детстве он показал блестящие способности в учении и отличался такой поразительной понятливостью и памятью, что родители его товарищей приходили в школу посмотреть «на это маленькое чудо». В жизни он всем был обязан лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил с речами в 81–80 гг. до н.э. при Сулле на стороне оппозиции; первый большой успех принесло ему участие в 70 г. до н.э. в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь Цицерон произнес в 66 г. до н.э. в поддержку Г. Помпея. Вершина успехов Цицерона – консульство в 63 г. до н.э. (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате, «вождь сената»). С образованием первого триумвирата (60 до н.э., Цезарь, Помпеи, Красе) влияние Цицерона падает, в 58–57 гг. до н.э. ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем (против собственной воли) поддерживать Помпея и Цезаря; после их разрыва Цицерон пытался во время гражданской войны (49–47 до н.э.) выступить примирителем; с победой Цезаря отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря (44 до н.э.), преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей – «филиппика против Марка Антония. В 43 г. до н.э., когда сенат потерпел поражение в борьбе со вторым триумвиратом (Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки. Погиб Цицерон в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.
Из сочинений Цицерона сохранилось 58 речей (политических и судебных), 19 трактатов по риторике и политике и свыше 800 писем – важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка, источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. Вопросам государства и права посвящены его работы «О государстве» и «О законах». Цицерон исходит из общих для сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила «не столько их слабость, сколько так сказать, врожденная потребность жить вместе». Но государство (respublica) Цицерон определяет не только как естественный организм, но и как искусственное образование, как дело, достояние народа (respopuli), «народное установление». Под пародом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Следовательно, право выступает основой государства, а само государство – не только моральное, но и правовое сообщество.
Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи правового государства. Целью государства является охрана имущественных интересов граждан. Охрана собственности – одна из причин его образования. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права. Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, поиску «наилучшей» формы. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Все эти формы не совершенны и если бы предстоял выбор среди них, предпочтительнее – царская, а на последнем месте – демократия. Однако царская власть чревата произволом и легко вырождается в тиранию, власть оптиматов превращается в господство клики богатых и знатных, демократия ведет к произволу толпы, к ее тирании. Эти уродливые виды властвования уже не являются формами государства, поскольку в таких случаях оно отсутствует вовсе, поскольку отсутствуют общие интересы, общее дело и общеобязательное для всех право. Предотвратить подобное вырождение государственности можно лишь в условиях наилучшего, смешанного вида государственного устройства. Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика, поддерживаемая «согласием сословий», «единомыслием всех сословий», сочетающая начала монархии (власть консулов), аристократии (правление сената) и демократии (народное собрание и власть трибунов).
Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив». Это должен быть «первый человек в республике»), «умиротворитель», блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя.
Говоря о народе в своем определении государства, Цицерон имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, всех трудящихся он причислял к числу презренных людей. С такими людьми у достойных граждан не может быть никаких общих интересов (трактат «Об обязанностях»).
Естественно, что это касалось и рабов. Рабство обусловлено самой природой, которая дарует «лучшим людям владычество над слабыми». К рабам, полагал Цицерон, следует относиться как к наемникам. Такой подход к определению рабства – заметный шаг вперед в сравнении с рабом как «говорящим оружием».
Правовая теория Цицерона базировалась на «Право не создается апелляции к природе, к ее разуму и законам. В из бесправия» основе права лежит присущая природе справедливость. Природе присущи разум и определенный порядок. Именно это ее духовное свойство и является подлинным источником и носителем естественного права. Естественное право, истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей... отменить его невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем. Бог – создатель, судья, автор закона. Основной принцип естественного права – справедливость, «она воздает каждому свое». Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Естественное право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон». Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (писаные законы, политические учреждения) соответствовали справедливости и праву. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков.
Социально-политические учения Августина Блаженного (354-430)
Характерной чертой мышления Августина было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамика человеческой личности и динамика общечеловеческой истории. Первой посвящена «Исповедь» – лирическая автобиография, рисующая его внутреннее развитие от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость становления личности. Он пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает».
Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде Божием», написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. Августин писал, что в мире существует два государства: «Божий град» (церковь) – духовная общность, основанная «на любви к богу, доведенной до презрения к себе», и «град земной» (государство), основанный «на любви к себе, доведенной до презрения к богу». Церковь «странствует по земле, имея цель на небе», «церковь и теперь есть царствие земное». Только в ней «право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой». К граду Божию принадлежит Авель – первый праведник.
Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, «оно создано насилием, держится принуждением». «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки, что такое как не государства в миниатюре». Оправдание государства, по Августину, в том, что оно поддерживает земной, временный порядок.
Но государства разные: есть два вида земных царств. Одни – организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, «общество нечестивых». Другие царства – это «христианские государства», власть которых основана на заботе о подвластных.
В конечном счете оправдание государства – в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.
Августин призывал насильственно приобщать к христианской вере, вооруженным путем искоренять ереси. Если неверие не поддается убеждению, должно «принуждать людей, а не учить». Ссылаясь на св. Луку, он призывал: «Принудьте войти всех, кого найдете», Compelle intrare («Принуди войти») – в Средние века стали девизом инквизиции.
Всякое насилие – от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия – для Августина есть следствие греховной испорченности человека и потому неизбежно. Таким образом, оправдание государства, по Августину, – ив поддержании социального порядка. Он выдвинул свой довод в оправдание рабства – «имя рабства заслужила вина, а не природа». Источник рабства – прегрешение библейского Хама: «Грех – первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды». Христианское вероучение в работах Августина откровенно приспосабливается к интересам власть имущих. Так, частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых есть божественные установления. Бог сотворил «богатого – чтобы помочь бедному, бедного – чтобы испытать богатого». Перетолковывает он и заповедь «не убий», «ее отнюдь не переступают те, которые ведут войны по полномочию от бога», читай – от церкви.
Влияние Августина было чрезвычайно многосторонне. Для Средневековья он был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм – переживание от благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения Августина. В современной католической неосхоластике к Августину апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в Августине одного из своих предшественников.
Теократические идеи Августина наиболее полно осуществились в Византии, где союз церкви и государства создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.
Государственный гимн РФ, его история, содержание, значение (Гимн прошлого нужно знать)
Пожалуй, ни в одной стране мира не было такого количества государственных гимнов, как у нас. За 200 лет появился пятый. Что же касается первого гимна, то он возник, так сказать, стихийно и достигнув в течение четырех-пяти лет необычайной популярности, ушел с исторической сцены, оставив, впрочем, заметный след в литературе, музыке и вообще в русской культуре.
Речь идет о полонезе Осипа Козловского «Гром победы, раздавайся». А дело было так. Близилась к победоносному завершению очередная русско-турецкая война. Доблестные войска Суворова штурмом взяли Измаил. В честь этого события 28 апреля 1791 года Потемкин устроил у себя во дворце пышный прием, на котором самой почетной гостьей была Екатерина II. Овальный зал вмещал около 5000 человек. Он освещался 140 тысячами лампад и 20 тысячами свечей. Система зеркал и рефлекторов усиливала свет и вызывала «радужное свечение». На хорах и на особой эстраде размещались два оркестра и хор певчих – всего 300 человек. Появлению императрицы предшествовали звуки труб и фанфар. Затем начинался большой дивертисмент. Он открывался полонезом Козловского, текст к которому написал Державин.
Пафос произведения подчеркнут и немного архаичными стихами, прославлявшими матушку-императрицу, и удачно выбранным жанром полонеза, в котором слышится горделивая, уверенная поступь. Козловский – поляк но происхождению – был мастером этого жанра. Известны его полонезы на коронацию Александра I, на победы Кутузова. Асафьев отмечает в музыке Козловского бетховенское начало; вместе с тем в ней достаточно выражен и польский национальный элемент. Несомненно влияние Козловского на позднейших польских композиторов: Огинского, чьим учителем он являлся, и Шопена.
На рубеже XVIII и XIX столетий основным военным противником России стала не Турция, а наполеоновская Франции. Текст прежнего гимна явно устарел. Однако потребовалось около полутора десятков лет, чтобы появился новый российский гимн, отражающий ход новейших исторических событий.
После взятия русскими войсками Парижа 19 марта 1814 года во многих концертах звучали патриотические «Куплеты 1814 года» с музыкой К. Кавоса. В одном из московских концертов солист императорской оперы Шмелев исполнил «Песнь русскому царю» – «Прими побед венец». Мелодия этой песни была заимствована из английского гимна «Боже, храни короля» (автор музыки и текста Г. Керри). В 1815 году Жуковский перевел первую строфу этого гимна и опубликовал русский перевод под заголовком «Молитва русских». В 1816 году лицеист Пушкин добавил к переводу Жуковского еще две строфы. В таком виде английская мелодия с русским текстом была исполнена хором лицеистов на празднике в честь годовщины открытия лицея (19 октября). В том же году во время военного парада в Варшаве великий князь Константин приказал играть «английский» гимн. Александру I он так понравился, что он велел всегда играть его при встрече императора. Окончательный же текст гимна установился лишь в 1818 году, когда Жуковский заменил две последние строфы, сочиненные Пушкиным, собственными стихами.
Английский гимн был позаимствован не только Россией, но и многими европейскими странами – Швецией, Норвегией, Пруссией, Баварией, Саксонией, и это, по-видимому, задевало самолюбие следующего русского императора. В 1833 году Николай I через Бенкендорфа поручил директору придворной певческой капеллы известному скрипачу и композитору А.Ф. Львову сочинить музыку нового гимна. Возможно, что аналогичное поручение получили также М.И. Глинка и М. Ю. Виельгорский.
Львов впоследствии вспоминал о трудностях, связанных с созданием государственного гимна. Однако он успешно справился с поставленной задачей, и 23 ноября 1833 года в присутствии Николая I состоялось прослушивание нового гимна. Его исполнили придворная певческая капелла и два военных оркестра. Текст по просьбе Львова написал Жуковский. Поэту пришлось подлаживать свои стихи не к трехдольному размеру музыки Керри, а к четырехдольному метру мелодии Львова. Тем не менее многое – общую идею, название и отдельные стихи – Жуковскому удалось сохранить.
Первое публичное исполнение нового гимна состоялось в московском Большом театре 11 декабря. Афиша объявляла о двух водевилях – русском и французском – и заканчивалась словами: «В заключение спектакля дан будет «Праздник в лагере» – большой военный разнохарактерный дивертисмент, в котором г-н Бантышев будет петь в первый раз народную русскую песню «Боже, царя храни!»... Сверх оркестров императорского Московского театра будут участвовать в сем представлении полковые музыканты».
31 декабря 1833 года великий князь Михаил подписал приказ по армии о замене прежнего гимна новым, который просуществовал до 1917 года.
После падения самодержавия пытались использовать в качестве государственного гимна России «Марсельезу», монархисты же продолжали исполнять «Боже, царя храни!». Были попытки создания нового гимна свободной России, но они не увенчались успехом. Лишь в январе 1918 года 3-й съезд Советов утвердил гимн советской России, который с 1922 года стал также гимном СССР. Это был «Интернационал». Его текст в 1871 году написал участник Парижской коммуны, член 1-го Интернационала Эжен Потье (издан в 1887 году), а музыка написана в 1888 году рабочим и музыкантом-любителем Пьером Дегейтером. Тогда же состоялось первое исполнение. В 1902 году рабочий поэт А. Коц опубликовал в зарубежном журнале «Жизнь» русский перевод текста: «Вставай, проклятьем заклейменный».
К концу 30-х годов, когда была декларирована победа социализма в СССР, текст «Интернационала» вошел в противоречие с системой советской пропаганды. К тому же во время второй мировой войны была распущена международная организация коммунистов – Коминтерн. В связи с этим было решено заменить государственный гимн.
В конкурсе на создание нового гимна приняли участие более 40 поэтов и свыше 160 композиторов. Комиссия под председательством Ворошилова сочла лучшими произведения Д. Шостаковича и А. Хачатуряна. Однако решающим стало мнение Сталина. Ему очень нравился «Гимн партии большевиков», написанный В. Лебедевым-Кумачом и А. В. Александровым еще в 1939 году. (Кстати, музыку именно этой песни имели в виду С. Михалков и Г. Эль-Регистан. когда сочиняли текст нового гимна.) В декабре 1943 года их новый текст со старой музыкой Александрова был принят, а в ночь на 1 января 1944 года новый гимн впервые прозвучал по радио. Президиум Верховного Совета СССР указом от 15 марта 1944 года утвердил новый гимн для повсеместного исполнения, а «Интернационал» стал партийным гимном.
В середине 1940-1950-х гг. приняты национальные гимны всех союзных республик, кроме РСФСР, которая получила свой гимн в 1990. Им стал «Национальный гимн» («Патриотическая песнь») великого русского композитора М.И. Глинки.
После осуждения культа личности Сталина гимн СССР почти 20 лет исполнялся без текста. В 1976 году С. Михалков произвел «косметическую» редакцию стихов. Он исключил славословия в честь Сталина и убрал милитаристские моменты. Одновременно гимн был переинструметован, что сделало его музыку более плавной и напевной.
Еще до распада СССР поднимался вопрос о создании гимна России. В качестве возможной музыкальной основы называлась «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Когда же в 1991 году Советский Союз прекратил свое существование, вопрос о российском гимне встал со всей остротой: ведь все республики бывшего СССР имели свои национальные гимны: у России же такого гимна не было. Вот тогда-то и вспомнили о глинкинском произведении.
До наших дней мелодия Глинки дошла в виде эскизной записи, содержащей также басовое сопровождение и пометки, относящиеся к фактуре и обработке. Это свидетельствует о серьезном намерении композитора создать русский национальный гимн. Хотя на глинкинском автографе отсутствует дата, замысел произведения, несомненно, следует отнести как раз к тому времени, когда создавался новый гимн Наиболее вероятно, что Глинка, узнав о высочайшем утверждении музыки Львова, охладел к этому своему сочинению и не стал его завершать.
Рукопись Глинки среди других бумаг композитора обнаружил музыковед Н.Ф. Финдейзен. Он опубликовал описание своей находки в 1885 году. Однако «Патриотическая песня» оставалась невостребованной почти 60 лет. Лишь в 1944 году профессор М. М. Багриновский воплотил замысел Глинки в живом звучании, инструментовав пьесу для большого симфонического оркестра. В таком виде она исполнялась в качестве музыкальной заставки на радио и телевидении. В 1947 году, в дни празднования 800-летия Москвы, она была впервые исполнена публично с текстом А. Машистова, прославляющим нашу столицу. В настоящее время принят новый гимн России (Закон РФ от 25 декабря 2000 г. №3-ФКЗ «О государственном гимне Российской Федерации») автором музыки российского гимна является А. Александров, автором текста – С. Михалков.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!