Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

Вопрос 1. Методы исследования в социологии

 

    Социологическое исследование включает в себя комплекс логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, между которыми существует единая цель - получить реальные сведения об изучаемым социальном процессе или явлении, чтобы иметь возможность использования их в дальнейшем.

В исследовании можно выделить: 1) подготовительный этап (разработка программы исследования); 2) основной этап (проведение исследования); завершающий этап (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Объектом исследования могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.

Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

    Теоретическое исследование применяется для выявлений тенденций общего развития или для подтверждения теории. Имперические исследования для решения конкретных проблем.

    По частоте проведения:

1. Разовые исследования – направлены на получение информации в текущий момент.

2. Повторные исследования – дает полноту динамики социальной ситуации где-либо.

    К видам социологических исследований в зависимости от масштабности и сложности можно отнести:

    Пилотажное исследование - самый простой вид социологического исследования. Задачи, решаемые им носят ограниченный характер, охватывая небольшие обследуемые совокупности. Программа, методика и инструментарий упрощены. К пилотажному исследованию может быть отнесен экспресс-опрос, который проводится для получения оперативной информации о конкретных фактах, событиях, явлениях.

    Описательное исследование по сравнению с пилотажным носит более глубокий характер. Объект исследования - относительно большая общность людей, которая имеет неоднородный характер. Например, коллектив фирмы, где выделяются различные по образовательному уровню, по выполняемым операциям, возрасту группы работников.

    Аналитическое исследование является наиболее глубоким и сложным видом социологического исследования. С помощью него выявляются причины, влияющие на характер рассматриваемого явления, на его динамику и т.п. Аналитическое исследование охватывает значительные массы исследуемых и может проводиться в отношении целого города, региона, республики, страны. При проведении аналитического исследования может быть использован эксперимент, помогающие более углубленно изучить причинно-следственные связи и факторы. Подобное исследование может быть обозначено как экспериментальное.

    В зависимости от того, как изучается объект - в статике или динамике, можно выделить разовое или повторное исследование.

    Программа социологического исследования – научный документ, содержащий методологические и процедурные основы исследования социального объекта. В программе на практике реализуются общетеоретические и методологические принципы философии как общесоциологические теории и специальных теорий исследования. Среди социологов распространено мнение о том, что разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования. По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надежность эмпирической информации, научной интерпретации фактов, данных, явлений. Плохо, поверхностно обоснованное, наскоро подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех порой значительных материальных ресурсов, затраченных на изучение.

Программа исследования разрабатывается на основе предварительного анализа поставленной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

1. Теоретический раздел (формирование проблемы, цели, задачи, предмет и объект исследования, определение основных понятий, выдвижение гипотез);

Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Цели и задачи исследования. Этот раздел программы определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

Объектом исследования могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.

Теоретическая и империческая интерпретация понятия – необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) выяснить аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании; 2) это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций; 3) обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей. Конечной целью этого этапа работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Такие понятия называются понятиями индикаторами. Социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Формирование гипотезы – заключительная часть теоретического этапа социологического исследования. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.

2. Методический раздел (стратегический план исследования, построение и обоснование выборки,  разработка и обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных;

3. Организационный раздел (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).

    К методам сбора социологической информации может быть отнесено следующее.

    Во-первых, опрос, который делится на:

    Анкетирование. Респонденты самостоятельно заполняют анкету. Анкетирование может быть индивидуальным, групповым, очным и заочным (например, почтовый опрос).

    Интервьюирование является личным общением социолога с респондентом, когда первый задает вопросы и записывает ответы последнего. Интервьюирование делится на: прямое (непосредственная беседа социолога с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центре исследования находится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

    При интервьюровании необходима профессиональная подготовка. Интервьюрование обычно используется журналистами. С одной стороны этот метод дает живое общение, с другой - утрачивается анонимность, что может привести к получению менее искренних ответов.   

    Во-вторых, социологическое наблюдение. Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Оно является целенаправленным, систематизированным восприятием какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение дает возможность познать изучаемое явление в его динамике. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительном или ретроспективном суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо его от желания и умения говорить. Недостатки: возможно субъективное отношение исследователя; невозможность или сложность проведения повторного наблюдения.

    Наблюдение бывает: неструктурализированным, структурализованным, системным, несистемным. 

    Можно назвать включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий).

    В-третьих, анализ документов. Используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр. Анализ документов: 1) позволяет оперативно получить фактографические данные по проблеме исследования; 2) эта информация носит объективный характер, нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация перерабатываться и переосмысливаться; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания, поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда достаточно фактографической информации.

Эксперимент включает 2 этапа: некое воздействие и наблюдение за последствиями такого действия.

    Классическую модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной на зависимую переменную. Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Участников эксперимента делят на две группы. Группу на которую будут оказывать экспериментальной воздействие называют экспериментальной. Группу на которую не будет оказано воздействие называют контрольной. После воздействия на первую группу экспериментальным фактором проводится сравнение изменений в экспериментальной и контрольной группе. Если будут обнаружены значимые различия между этими изменениями в серии последовательных экспериментов, то предполагается, что причина их – влияние экспериментального воздействия. Основная задача исследователя – достичь до эксперимента максимального подобия этих двух групп. Лабораторный эксперимент предполагает что исследователь создает искусственную среду (лабораторию) для его проведения, это позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую погружены изучаемые группы. Искусственность среды заключается в том, что объект наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая помогает добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением. В социологии одна из наиболее трудных проблем связана с лабораторным экспериментом, относится к внешней обоснованности результатов эксперимента. Для полевого эксперимента характерна максимально естественная ситуация – учебный класс, производственная среда. Под естественным экспериментом понимается такой эксперимент в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни.1

 

 

 

 

 

 

 


Вопрос 2. Социальные отношения в обществе

 

    Социальные отношения — это устойчивая система взаи­модействия между партнерами, имеющая самовозобновля­ющийся характер.

    П.   Сорокин подчеркивал, что психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, жела­ниями, переживаниями) возможно:

      при наличии психики, органов чувств (чтобы узнать переживания и мысли другого человека, мы должны видеть выражение его лица, глаз, слышать его голос, смех, слова);

      если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одина­ково понимают сами символы, объективирующие душевные состояния”.

    Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы:

1) простое соприсутствие; 2) обмен информацией; 3) совместная деятельность; 4) равная обоюдная или асиммет­ричная активность, причем активность может быть разного типа: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.

    Бери утверждал: люди, находясь вместе в одной груп­пе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к кото­рому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то ска­жет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией. Трансакция считается дополнительной, если сти­мул влечет ожидаемую реакцию. Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сбли­жается с ответом другого человека, чем с собственным пер­воначальным ответом, т. е. поведение одного человека ста­новится подобно поведению других людей.

    В связи с проблемой социального влияния следует раз­личать конформность и внушаемость.

    Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием дру­гих лиц, сознательная уступчивость человека мнению боль­шинства группы во избежание конфликта с ней.

    Внушаемость, или суггестия, — непроизвольная подат­ливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей. Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях. Объект конфликта – удовлетворение потребностей сторон. Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других.

    Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях

    Объект конфликта – удовлетворение потребностей сторон.

    Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других.

    Механизм социального конфликта:

1. Предконфликтная стадия. Формирование конфликтной ситуации – накопление и обострение противоречий в силу проявившегося резкого расхождения интересов. Скрытая фаза развития конфликта.

2. Инцидент или повод, т.е. какое-то внешнее событие, которое приводит в движение конфликтующие стороны. Происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов. Открытая стадия и выражается в различных формах конфликтного поведения. Переоценка ценностей. Выработка решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения

3. Разрешение конфликта. Осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку. Возможно частичное или полное разрешение конфликта.

4. Послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий, ликвидированы напряженность и борьба.

    Конфликты можно классифицировать в зависимости от субъектов и зон разногласий:

    Личностный конфликт включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания. Межличностный конфликт – разногласия между двумя или более людьми из одной или нескольких групп. Межгрупповой конфликт – это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.   Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

    Функции: 1. Позитивные: 1) разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон; 2) коммуникативно-связующая функция (участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу); 3) конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений; в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого. 2. Негативные: дестабилизация отношений в социальных системах, разрушение социальной общности и групповое единство, экономический ущерб; национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

    Типология социального конфликта: 1. Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления. 2. Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества – приобретение лучших позиций, признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей. 3. Конкуренция – особый тип конфликта, его цель – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

    Когда интересы четко демонстрируются, выявлены субъекты, объект и средства конфликта, а также тактика поведения – это открытые или полномасштабные конфликты. Если же интересы в конфликте структурированы слабо, численность участников невелика, он в меньшей степени легализирован и поведение участников скрытое – это скрытый или неполный. Можно назвать еще ложный конфликт – отсутствуют объективные основания, лишь у какой-то одной стороны возникает представление о наличии конфликта, в то время как его в действительности нет.

    Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

    Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный прогноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюд­ная заинтересованность в преодолении противоречий в основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

    Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время пе­реговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержатель­ных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологиче­ской и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстри­ровать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть кон­фликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс пред­ставляет собой такой способ разрешения конфликта, когда кон­фликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той сто­роне, которая сумела доказать обоснованность своих требований то­му, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

     Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окон­чательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и пре­кращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдель­ных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он раз­вивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.1

 


Вопрос 3. Различие и сходство авторитарного и тоталитарного режимов

 

    Авторитарный (от лат. - власть, влияние) режим - это система правления, при которой существует неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах. Авторитарные политические системы самые распространенные в истории человечества. Они очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты и т.д. Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и применения армии. Хотя они могут и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении. Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Однако власть в основном не вмешивается в экономику, позволяет существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но при условии их полной подконтрольности.

    Тоталитаризм, как определенный тип политической системы, специфический, политический и общественный строй - феномен 20 в. Однако сам термин возник гораздо раньше. Слово тоталитаризм происходит от позднелатинского - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925 г. Теоретические исследования, посвященные этому вопросу, появляются в 40-50-ые годы в работах западных политологов Х. Арендт, К. Фридриха, З. Бжезинского и др. Именно двое последних в своей книге Тоталитарная диктатура и автократия(1956 г.) первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократических или авторитарных. К ним относятся: всеобщая государственная идеология; одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, т.е. исключительно одаренным и наделенным особым даром; монополия государства на средства массовой информации; монополия государства на средства вооружения; особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе; жестко централизированный контроль над экономикой.

    Таким образом, между тоталитарным и авторитарным режимами существуют определенные различия и сходство. Сходство заключается в том, что носителем власти выступает один человек или группа лиц (монарх, диктатор, военная хунта, политическая партия и т.п.). Волюнтаризм одного правителя (или правителей) в законодательной сфере (приспособление законов к собственным потребностям). Эти режимы держатся прежде всего на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению и сопротивлению. Но в то же время авторитарный правящий режим полностью в отличии от тоталитарного не отказывается от тактики маневрирования, уступок и реформ. Оппозиция при обоих режимах ограничивается, однако, если при тоталитарном полностью, то при авторитарном - разрешается при жестком контроле существование поддерживающих режим отдельных партий. При обоих режимах происходит строгая централизация всей государственной власти, главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Эти режимы отменяют юридически или сводит на нет все демократические права и свободы граждан, особенно это касается политических и личных прав граждан. При авторитарном режиме, в отличии от тоталитарного, власть внешне не вмешивается во внеполитические сферы и прежде всего и прежде всего в экономику. Она предпочитает заниматься в первую очередь вопросами собственной безопасности, обороны и внешней политики. Это позволяет, наряду с вышесказанным, утверждать, что различия между тоталитарным и авторитарным режимом носят качественный, а не количественный характер: авторитарные страны (Чили, Тайвань, Южная Корея и др.), где развивается рыночная экономика и происходит отказ от диктата в политике  - продолжают и дальше    лидировать в экономике, идти к дальнейшей демократизации в политической жизни. Все это может способствовать трансформации авторитарных режимов в более цивилизованные, демократические в отличии от тоталитарных, что развитие в конечном итоге приводит только к стагнации.1

 

 


Вопрос 4. Практическое задание.

Укажите основные причины люмпенизации российского общества в 90-е годы

 

    Процессы миграции. Они включают несколько групп. Во-первых, одна из них перемещается по схеме - деревня - малый город - большой город. Экстенсивное развитие промышленности, как правило связанное с расширенной урбанизацией, приводило к стягиванию промышленных



1 Социология. Основы общей теории // Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М., 1996. Глава 12. Методы сбора данных

1 Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1999. С. 235-255

1 Рассохи И.Н. Тезисы о тоталитаризме // Политические исследования. 1995. № 2. С. 148-149

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!