Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

Вопрос 1. Процесс социализации в обществе

 

 

    Социализацияразвитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.1 В этом процессе человек получает ста­тусную позицию и ролевой набор. Культура в ее глав­ных чертах не наследуется генети­чески, а передается из поколения в поколение через социализацию. Социализация заключается в усвоении инди­видом определенной системы зна­ний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способ­ной функционировать в данном об­ществе. Социализация включает как целенаправ­ленное воздействие (воспитание), так и спонтанные влияния — это длительный, активный процесс, про­должающийся от рождения человека до его смерти. Адаптационная функ­ция социализация позволяет людям реализовы­вать свои потребности, возможнос­ти, способности, вступать во взаимо­отношения с другими членами об­щества, социальными группами, ин­ститутами, организациями и общест­вом в целом. С другой стороны, социализация оп­ределяет стабильность самого обще­ства, обеспечивая необходимую пре­емственность в его развитии.

    Социализация личности осуществляется в ос­новном на базе группового опыта. Характер и тип ее определяются культурой общества. В демократи­ческом обществе социализация и по форме, и по содержанию носит гуманистический характер. Для тоталитарных режи­мов характерно игнорирование прав и свобод личности, ее индивидуальности, культ власти, беспрекослов­ное подчинение ей.

    Социализация включает несколько специфи­ческих стадий: детство, юность зрелость, старость. Наиболее интенсив­но социализация происходит в детстве и юности. Первыми агентами социализация, как правило, являются родители. На стадии детст­ва механизм
социализация состоит из имитации и идентификации.

    Имитация — это осознанная по­пытка ребенка подражать опреде­ленной модели поведения родите­лей, родственников, сверстников, друзей и т.д. Имитация позволяет формирующейся личности усваи­вать специфические элементы куль­туры, особые знания, навыки, тради­ции, обряды и т.д. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей являясь процессом научения. Это способ усвоения ребенком пове­дения людей из его социального ок­ружения, их социальных установок и ценностей как своих собственных. На этапе детства растет не только число агентов социализация, но последовательно меняются программа и содержа­ние их деятельности в сторону ус­ложнения. Помимо социализирую­щей роли семьи усиливается влияние воспитательных заведений, школы, средств массовой информации.

    Чрезвычайно сложно проходит юношеский этап социализации (13-19 лет). Особенностью этого периода явля­ется возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации — родители, учителя, сверстники и т.д. Для стадии юности характерно стремление получить определенный социальный статус и играть свою со­циальную роль.

    Социализация в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии. Но именно на этом этапе могут возникать кризисы, срывы, крушения планов и надежд как в силу субъективных обстоя­тельств, так и независимо от воли и устремлений личности, например во времена общественного кризиса или серьезных исторических перемен. Кризисная ситуация требует серьезных переоценок, изменения жизненных планов и прогнозов. Появляется потребность в ресоциализации. Это интенсивный процесс усвоения лич­ностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков. Идет быстрая ломка социальных шаблонов и стереоти­пов.

    На этапе старости наступает за­вершающий период социализация обычно в связи с выходом на пенсию. Часто из-за ослабления здоровья и психофи­зических возможностей социализация приобре­тает пассивную форму. Резкое по­нижение социального статуса, со­кращение набора социальных ролей в связи с выходом на пенсию, поте­рей здоровья создают ощущение одиночества, духовного вакуума.

    Социализация играет ог­ромную роль как в жизни общества, так и личности. От успешного осу­ществления этого процесса зависит, насколько личность сможет реали­зовать свои способности и задатки, приобрести социальную зрелость, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности. Для общества успех процесса социализации обеспечивает воспроизводство общественной жизни, самого социума. Недостатки в системе социализации порожда­ют конфликты поколений, что ведет к дезорганизации социальной жизни, распаду общества, утрате его культуры и целостности. Общество не может полноценно функциони­ровать, если социальные ценности и нормы не усваиваются его членами. Сбои в системе социализации объясняются многими факторами объективного и субъективного порядка. Существует зависимость между неудачами в социализации и психическими заболеваниями. Не­удача или успех социализации могут зависеть от методов, применяемых для ее осу­ществления. Наличие таких отрица­тельных явлений, как злоупотребле­ние властью, насилие, ханжество, ли­цемерие, демагогия, вызывают про­тест против общественных требова­ний (нонконформизм). На каждой стадии жизни индивидов возникают кризисы и потрясения. Способность личности к их преодолению зависит от социологических характеристик. Существующие в обществе иму­щественные, социальные, этничес­кие, религиозные различия наклады­вают серьезный отпечаток на про­цесс социализации. Влияние социальных различий превышает влияние общекуль­турных факторов. Дети, выросшие в бедных и небла­гополучных семьях, дискриминиро­ванных по расовому или националь­ному признаку, часто держатся изо­лированными группами, с недовери­ем относятся к властям, социальным работникам, отличаются девиантным поведением. Любое проявление социальной несправедливости ведет к срыву адаптационных механизмов социализации. Социальное неблагополучие может порождать и другой результат неудав­шейся социализации., связанный с низкой самооценкой личности, излишним кон­формизмом, социальной пассивностью. Проявлением недостатков социализации явля­ется отклоняющееся (девиантное) поведение. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде­тельствуют о состоянии конфликта между личностными и обществен­ными интересами. Девиантное пове­дение — это чаще всего попытка уйти от решения сложных проблем, жизненных невзгод, преодолеть внутренние комплексы и т.д.

    Особую роль в социализации играют социаль­ные нормы, служащие моделями должного поведения людей. Нормы, выступая в качестве шаблонов дея­тельности, являются социальными регуляторами. Они обеспечивают необходимое единообразие деятель­ности, без которого невозможно со­трудничество людей. Структурно-со­циальная норма содержит гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза за­ключает в себе сведения о том, кому и при каких обстоятельствах адресуется норма. Диспозиция представ­ляет конкретное требование к опре­деленному виду деятельности. Сан­кция несет информацию о поощре­нии или наказании за соблюдение или нарушение нормы. Социальные нормы различаются по назначению и содержанию. Они делятся на орга­низационно-технические, техноло­гические, политические, правовые, моральные, эстетические, религиоз­ные и др. В обществе социальные нормы выступают в качестве моделей дея­тельности по реализации потреб­ностей и интересов. В ходе социализации чело­век овладевает нормативными пред­ставлениями о потребностях. Только руководствуясь социальными нор­мами, человек способен сотрудни­чать с другими людьми. Обществу необходима нормативная регуляция потребностей. Процесс реализации потребностей далеко не всегда соот­ветствует нормам, что в свою оче­редь не обеспечивает адаптацион­ный механизм социализации. Диспропорция между нормой и потребностью — основательная при­чина отклоняющегося поведения. В кризисные периоды у значи­тельной части людей недостаточно удовлетворяются самые элементар­ные потребности в пище, одежде, жилье. Эти потребности становятся самодовлеющими. Противоречие между потребностью и нормой ста­новится источником социальных конфликтов, агрессии, преступнос­ти, аморального поведения. Выход общества из кризисной ситуации, восстановление нормальной системы социальных связей, обеспечивает выполнение человеком основных общественных функций, необходи­мых каждой личности и обществу в целом.1 


2. Монархия и республика как две формы правления государством

 

 

    Форма правления представляет собой отражение способов орга­низации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в раз­личные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды.

    Монархия (греч. - единовластие) - это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается обычно по наследству. Юридические свойства монархии: 1) бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью; 2) занятие трона по наследству или по праву родства; 3) представительство во внешних сношениях не по поручи­тельству (мандату), а по собственному праву; 4) безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что “поступ­ки короля не подлежат нареканию”).

    Монархами у различных народов были короли, цари, императоры, шахи, шахиншахи, султаны, правители и т.д. Но во все эпохи монарх — единоличный глава государства, как правило, наследствен­ный. Это основное свойство монархии как формы правления. Изве­стны две ее формы: абсолютная (неограниченная) и ограниченная. Основной признак абсолютной монархической формы прав­ления — это отсутствие каких-либо государственных органов, ог­раничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян, управляющих с помощью особой касты чи­новников и полицейских. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утвержда­ется политическое и гражданское бесправие народа.

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи, естественно, неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и кон­ституционная в двух разновидностях — дуалистической и парла­ментарной (в эпоху капитализма).

    Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-де­нежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натураль­ного хозяйства. Возникла политическая централизация, организова­лась сословно-представительная монархия — форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский Собор в России, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и т.д.), хотя сословное собрание как арена легальной борьбы сословий не была предостав­лена огромному большинству населения (крестьянам).

    Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правле­ния, при которой власть монарха ограничивается представитель­ным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, ут­верждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить.

    Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсут­ствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти со­средоточена в руках единоличного главы государства — монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный ха­рактер. фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который зако­нодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в пар­ламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.

    В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей опре­деленных партий (или партии), получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним; лидер партии, обла­дающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; законодательные акты принимаются парла­ментом и формально подписываются монархом в законодатель­ной, исполнительной и судебной сферах власть монарха факти­чески символична.

    Таким образом, монархии как форме правления присуще об­щее свойство — сосредоточение верховной власти в руках одного лица — главы государства, который получает эту власть по праву наследования, причем пожизненно (до его совершеннолетия уп­равляет государством регент или регентский совет).

    В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а изби­рается через определенный промежуток времени. Малайзия и Объе­диненные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правле­ния приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями, так как главой го­сударства может быть избран только один из правителей его со­ставных частей. В Малайзии из 13 монархов девять являются на­следственными, они образуют Совет правителей и избираются по очереди по особому списку. Фактически по форме правления это государство является парламентарной монархией. В отличие от Малайзии в ОАЭ, по существу, функционирует коллективный монарх в лице Высшего совета семи эмиров, который обладает всей полнотой власти. Национальное собрание назначается эмирами и имеет лишь консультативный характер. Главой государства изби­рается постоянно монарх эмирата Абу-Даби, занимающего 86% тер­ритории ОАЭ. Таким образом, этим монархиям присущ республи­канский признак — систематическая выборность главы государства.

    Исходя из типов монархий организация власти строится по различным принципам: рабовладельческая монархия воплощала деспотическую власть рабовладельцев; феодальная монархия от­ражала иерархическую структуру феодальной земельной собствен­ности, а впоследствии централизацию власти феодалов в лице мо­нарха; буржуазная монархия строится с учетом принципа предста­вительного правления. Таким образом, монархия — лишь внешняя форма выражения власти, она обретает воплощение как организация власти истори­чески определенных политических сил, очень гибкое и способное приспосабливаться к различным условиям учреждение.

    Республика (от лат. respublica — общественное дело) — это та­кая форма правления, при которой государственная власть осуще­ствляется выборными органами, избираемыми населением на оп­ределенный срок. Республика, как и монархия, в различные эпохи воплощала государственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью, и поэтому принимала конкретно-исто­рический облик.

    История государственно-организованного общества знает не­сколько основных разновидностей республиканской формы прав­ления, которые зарождаются еще в условиях рабовладения. Демократическая республика существовала в Афинском госу­дарстве (VIV вв. до н.э.), что обусловливалось социальной струк­турой общества, характером рабовладения, не признающим пре­вращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существованием эффективной системы органов го­сударственной власти, имеющих строго определенные функции. Ведущая роль среди государственных органов отводилась демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государствен­ной жизни, магистратура же выполняла второстепенные функции. Аристократическими республиками были Спарта (V — IV вв. до н.э.) и Римское государство (V — II вв. до н.э.), выражающие преимущественно интересы аристократической части населения.

    В эпоху феодализма существует республиканская форма прав­ления в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция — в Италии; Новгород и Псков — в России; вольные города в Герма­нии, Англии, Франции). Феодальные республики образуются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признается право на самоуправление, изда­ние законов, осуществление суда над горожанами и т.п. Наиболее важная особенность заключалась в признании свободы граждан и свободы рыночных отношений.

    Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики — формы, неизвестные прежним эпохам. Парламентарная республика — разновидность формы правле­ния, при которой значительная роль в организации государствен­ной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление стра­ной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государ­ства добивается роспуска парламента и назначения новых парла­ментских выборов.

    Главной функцией парламента является законодательная дея­тельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, реше­ние вопросов внешней политики. Глава государства в таких республиках избирается парламен­том либо специальной коллегией выборщиков. Он обладает до­вольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (председатель совета министров, пре­мьер-министр, глава кабинета министров) назначается, как пра­вило, главой государства, а отвечает за свою деятельность перед парламентом.

    Президентская республика — разновидность формы правле­ния, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо не­посредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. Избира­ется президент внепарламентским путем, обладает более широки­ми, чем в парламентарной республике, полномочиями главы госу­дарства: объявляет чрезвычайное положение; утверждает законы путем их подписания; председательствует на заседаниях правитель­ства; назначает членов Верховного суда и т.д. Президент не может распустить парламент. Отношения между ним и парламентом стро­ятся на системе сдержек и противовесов.

    Социалистическая республика — особая форма правления, ко­торая возникла в ряде стран в результате Социалистической рево­люции и, согласно марксистской теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полнов­ластие трудящихся во главе с рабочим классом. Особенностями Социалистической республиканской формы правления являются:

— соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократи­ческого централизма;

— ведущее положение представительных органов, составляю­щих основу аппарата государственной власти;

— сочетание экономического, социально-политического и куль­турно-воспитательного руководства общественной жизнью в еди­ном государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе всей страны;

— создание необходимых условий для обеспечения руководя­щей роли рабочего класса и его партии в общественной и государ­ственной жизни;

— отрицание идеи разделения властей.

    Различают три разновидности социалистической республикан­ской формы правления: Парижскую коммуну; Советскую респуб­лику и народно-демократическую (народную), которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

    Итак, общими юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

1)           ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2)           выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3)           ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4)           представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5)           обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6)           преимущественная защита интересов граждан, взаимная от­ветственность личности и государства.

    В республике глава государства избирается на определенный срок. В президентской республике взаимоотношения главы госу­дарства, парламента, правительства напоминают отношения в дуа­листической монархии, но место монарха занимает избираемый народом президент. В парламентарной республике эти взаимоот­ношения такие же, как и в парламентарной монархии.

    В условиях существования тоталитарных систем в республи­канских государствах имеются признаки монархической формы правления — несменяемость главы государства. Это не просто резкое усиление власти президента и возникновение суперпрезидентских республик, а возникновение президентско-монистической респуб­ликанской формы правления. Если в суперпрезидентских респуб­ликах в конституции предусматривалось периодическое переизб­рание главы государства, то в президентско-монистических рес­публиках в конституции предусматривалось “пожизненное президентство” или “руководство государством” (Сукарно в Ин­донезии, И.Б. Тито в Югославии, Ф. Маркос на Филиппинах). Пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. До недавнего времени оставалось лишь два пожизненных президента — в Малави и Корейской народно-демократической республике, причем Ким Ир Чен еще при жизни назначил сына своим преемником.

    Указанные критерии разграничения форм правления и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явно выраженной дуали­стической монархии) существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы. “Чистых”, традиционных форм остается все меньше, а формы правления во многих вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, приобретают раз­ные черты, тем самым утрачивается жесткость существующих кри­териев и по юридическим признакам: соединяются черты монар­хии и республики (Малайзия), абсолютной и конституционной мо­нархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 года).

    Такие модификации формы обусловлены несколькими при­чинами. Во-первых, для управляемости государства важно не столько разделение властей и наличие системы сдержек и проти­вовесов, сколько установление необходимых Взаимосвязей, взаи­модействия, взаимосогласованности в работе высших органов го­сударства, так как их отсутствие ведет к кризису политической системы, что можно было наблюдать на примере России в проти­востоянии законодательной и исполнительной властей. Во-вторых, традиционные формы государства имеют и недостатки, состоящие, в частности, в появлении суперпрезидентских республик в Латин­ской Америке, президентско-монистических республик в Африке, а парламентарным республикам присуща нестабильность правитель­ства, частые правительственные кризисы и отставки (за пятьдесят послевоенных лет в Италии сменилось более полусотни кабинетов министров). В-третьих, возникновение смешанных форм есть от­ражение восприятия общечеловеческих ценностей, гуманистичес­ких идей и институтов (принятие конституций в эмиратах Пер­сидского залива), борьбы прогрессивных сил за изменение формы правления (например, в Иордании, Непале).1 

 


3. Типология партий

 

 

    В латинской транскрипции термин “партия” происходит от слов: “часть, группа” и “дело, разделяю”. В дословном переводе этот термин означает замкнутую, деятельную часть общества. Исторически понятие не оставалось застывшим и менялось с изменением социального состава того или государства.   Можно дать следующее определение партииэто основанная на идеологических и политических ценностях органи­зация, представляющая определенные общественные классы, социальные группы и слои; это доброволь­ное общественное объединение, стремящееся к реа­лизации общих интересов и целей путем завоевания государственной власти либо участия в ней.

    Политические партии в отличие от общественных движений характеризуются высокой степенью орга­низованности (институционализации) и продолжительностью существования. Таким образом, партия как элемент политичес­кой системы характеризуется совокупностью взаи­мообусловливающихся и переплетающихся признаков: она непосредственно связана с социальными группами и слоями, их общими интересами, стре­мится обеспечить себе их поддержку; выражает со­циально-политические противоречия в обществе; фор­мируется и функционирует на основе определенных, принятых всеми ее членами, идеологических и по­литических ценностей; является носителем этих цен­ностей (идей, доктрин); объединена общими полити­ческими целями, выражающими стремление партии к государственной власти как инструменту реализа­ции политических программ в интересах тех или иных больших социальных групп и общностей (на­ций, народностей); наконец, это устойчивая органи­зация, базирующаяся на тех или иных принципах (в зависимости от характера партии, ее целей). Вот по­чему сведение понятия партии к любому из отмеченных признаков, будь то классовый, идеологический или институционный, не будет объективно отражать ее существа. Тем не менее, надо иметь в виду, что различным типам и видам партий присущи свои приоритетные признаки, что обусловлено их функция­ми и теми задачами, которые партии призваны ре­шать. К примеру, коммунистические, социалистичес­кие партии существенно отличаются от западноевро­пейских парламентских партий по всем основным параметрам, в том числе по принципам и формам своей организации, а также идеологическим установ­кам.

    Современные партии возникли в Европе и Амери­ке в ХIХ в. Как политический институт, они эле­мент европейской политической культуры. Появле­ние политических партий связано с введением все­общего избирательного права, поляризацией социаль­ной структуры общества и необходимостью регули­рования и разрешения социальных противоречий, развитием рабочего класса и пробуждением его клас­сового сознания, формированием национального со­знания колониальных народов.

    Обострение социальных противоречий усиливает концентрацию стоящих за ними сил в партии. “Все­го яснее выступает деление всякого общества на по­литические партии во время глубоких, потрясающих страну кризисов”1, - писал В.И. Ленин. В истории политических партий многие авторы, вслед за М. Вебером, выделяют три этапа: партии как арис­тократические группировки, партии как политичес­кие клубы и современные массовые партии. В ли­тературе отмечается, что в действительности все три этапа прошли лишь две английские партии: либера­лов (виги) и консерваторов (тори). Большинство же современных партий сформировалось, не проходя этих этапов, а сразу в виде массовых партии.

    В Англии партии возникли в результате избира­тельной реформы 1832 г. и создания на местах по инициативе либералов обществ по регистрации избирателей. В США партии организовываются в 30-х гг. ХIХ в. при президенте Джонсоне. Во Фран­ции и других европейских странах — в период рево­люции 1848 г.

    По своему происхождению, по М. Дюверже, пар­тии бывают электорального и внешнего происхожде­ния. Формирование первых непосредственно связа­но с расширением избирательного права граждан, полномочий парламента и возрастанием роли представительных ассамблей. В наше время такие пар­тии возникают на базе парламентских
групп
и изби­рательных комитетов. Партии “внешнего происхож­дения” образуются из “внешних” (по отношению к политическим структурам) организаций: профсоюзов, религиозных общин и т.д.

    Некоторые авторы указывают еще на одну группу партий, возникших путем слияния и раскола других партий. Шварценберг утверждает, что в Африканс­ких странах лишь 1 из 13 партий имеет парламентс­кое происхождение. В развивающихся странах партии зарождались вместе с формированием самостоя­тельных государств в институциональном вакууме. Зачастую национальные движения отказывались дей­ствовать внутри парламента и поэтому соответствующие партии формировались вне его.

    Специфические этапы формирования присущи социал-демократическим и коммунистическим пар­тиям: политические группы агитаторов, кружки, со­юзы (региональные объединения кружков), массовые партии. Своеобразны стадии процесса образования партий в настоящее время в нашей стране, а также в других, бывших социалистических странах Восточ­ной Европы. Здесь новые партии вырастают из общественно-политических движений и разнообраз­ных общественных объединений, в том числе клу­бов избирателей, деятелей национальной культу­ры и т. п.

    Независимо от специфики формирования тех или иных политических партий, истории их развития во всех случаях эти процессы выражали и выражают объективную потребность привлечения масс к управ­лению государством, закономерную тенденцию демократизации общества, а во многих регионах — стремление народов к национальной независимости. Что же касается социального состава партии, то связь его с данными классами или общественными груп­пами может быть выражена по-разному: с большей или меньшей степенью однозначности и четкости. Например, для коммунистических и рабочих пар­тий вполне определенной социальной базой служат рабочий класс и другие трудящиеся слои населения из многих классов демократической ориентации. Та­кая же особенность присуща национальным партиям (Индийский Национальный Конгресс, Фронт нацио­нального освобождения Алжира и другие).

    Западные политологи, предложили в середи­не 50-х годов еще одну типологию политических партий. Так, французский по­литолог М. Дюверже в книге “Политические партии” (1954) разработал бинарную (двухполисную) классификацию партий: кадровые и массовые партии. В его изложении партии различаются между собой по типу связей с избирателями, членами партии и акти­вистами, а также по своей внутренней структуре.

    Кадровые партии ограничиваются объединением влиятельных общественных деятелей и их сторонни­ков. Эти партии не стремятся к увеличению числен­ности своих рядов. Основу таких партий составляют территориальные низовые комитеты лидеров. По численности они, как правило, незначительны. Вокруг комитета формируется постоянный состав активистов, пополняющих в случае необходимости эти комитеты. Члены комитета подбирают из своих сторонников кан­дидатов для выборов в органы власти, изучают настро­ение избирателей. Такую партию идеологические во­просы волнуют лишь постольку, поскольку могут помочь ее лидеру.

    В кадровых партиях отсутствует всякая система членства с регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровые партии доминировали в ХIХ в., когда избирательное право было ограничен­ным. Переход ко всеобщему избирательному праву по­требовал внести в деятельность кадровых партий опре­деленные коррективы. В большей степени это коснулось классических партий Европы, в меньшей — американских.

    Массовые партии формируют свои первичные ор­ганизации по территориальному принципу. Такого рода организации всегда заинтересованы в пополне­нии своих рядов. Причина этого заключается в том, что такие партии существуют за счет членских взно­сов. В западных странах первичные организации мас­совых партий получили название секций. Все партии Социнтерна строятся и ныне на основе секций. Для привлечения новых членов секции вынуждены вести постоянную пропагандистскую работу, разъяснять свою идеологическую платформу.

    Дюверже обратил внимание и еще на одно отличие массовых партий от кадровых. Массовые партии более сплочены, обладают большей взаимосвязанностью своих организаций по вертикали и горизонтали.

    Исторически сложилось так, что большинство кад­ровых партий — это либеральные и консервативные формирования, а массовые — это социал-демократи­ческие, коммунистические и национал-социалистичес­кие. Различие между кадровыми и массовыми партия­ми наложилось на деление партий на правые (буржуазные), левые (рабочие) и центристские. В этой связи необходимо заметить, что рядом обществоведов современной России (Г.Х. Попов, А.Н. Яковлев, В.П. Пугачев и др.) западная типология партий рас­сматривается в обратном направлении: “левыми” они называют партии либеральной идеологии, отстаиваю­щие приватизацию, либерализацию, свободу предпринимательства и рынка, примат частной собственности и т.д. Антиподы этого типа партий ими классифици­руются как “правые”.

    Вернемся, однако, к двухполюсной типологии пар­тий М. Дюверже. В конце 60-х годов некоторые авторитетные поли­тологи Франции и CШA, не отвергая схему Дюверже, дополнили его бинарную классификацию. Ж. Шарло и Дж. Сартори предложили ныне действующую на За­паде трехсоставную типологию партий: кадровые, мас­совые и партии избирателей (электоральные). Прин­цип выборности порождает потребность во временных объединениях лидеров партий, парламентских фрак­ций, поддерживающих их групп населения (клубов единомышленников) для проведения на предстоящих выборах в государственные органы своих представите­лей. Эти “интерклассовые” организации стремятся объединить вокруг себя максимальное количество из­бирателей самой разной социальной, этнической и прочей принадлежности для решения текущего мо­мента. В отличие от массовых партий электоральные партии больше внимания уделяют своим избирателям, они менее идеологизированы. Они считают вторичными рост своих рядов. К новому типу универсализма тяготеют социал-демократические организации роман­ских стран Европы, республиканцы США, консерваторы Великобритании.

    Среди политологов есть и другие точки зрения на типологию партий: 1) в зависимости от стратегии пар­тии; 2) от идеологического и другого интереса партии; 3) по способам связи партии с ее парламентской фракцией (мягкие и слабые, жесткие и сильные).1


4. Практическое задание: Какие государства и почему определяли геополитику в течение 1950-1990 гг.?

 

    Вопрос о роли географической среды в политике обсуждается в науке с давних пор. Мировая история говорит о том, что конфликты между государствами по территориальным причинам были самыми многочисленными, затяжными и трудноразрешимыми. Со временем



1 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1. – Пенза, 1994. С. 23

1 Фролов С.С. Основы социологии. – М., 1997. С. 72-79

1 Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 1999. С. 143-160

1 Ленин В.И. Политические партии в России // Полн. собр. соч. Т. 21. С. 276

1 Основы политической науки // Под ред. В.П. Пугачева. – М., 1993. Ч. 2. С. 14-26

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!