Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

26. Поколения как субъекты общественной жизни. Связь поколений. Конфликт поколений

 

Поколения – это субъекты общественной жизнедеятельности. Отношения поколений пронизывают все другие общественные связи. Вся история человечества может быть рассмотрена как смена поколений. Поколения – это неоднозначное понятие. Наиболее часто встречаются 3 значения этого понятия:

1. Генеалогическое – как звено в цепи происхождения от общего предка.

2. Реальное поколение – как определенная возрастная группа (совокупность сверстников).

3. Историческое – как группа современников какого-либо исторического события.

Социология изучает реальное поколение, как возрастную группу.

Возрастная стратификация рассматривает поколение как одно из изменений социальной стратификации. В этой связи выделяют направления социального анализа поколений.

1. Статус и роль людей определение возраста в данном обществе.

2. Функции поколений.

3. Субкультура.

4. Проблема связей и конфликта поколений (рассматривается в контексте передачи социокультурного опыта от поколения к поколению). Она существует всегда, но в каждую эпоху проявляется по разному.

Согласие во взаимодействии поколений – это важнейший показатель гуманизации общественных отношений

Конфликтность поколений чаще всего нарастает в революционной эпохе, когда прерывается связь между поколений отцов и детей.

Причины обострения противоречий между поколениями.

1. Изменения в социальной культуре общества.

2. Влияние научно-технического прогресса, который подрывает авторитет старшинства.

3. Тип воспитания в обществе и семье.

 

Маргарет Мид выделяет 3 типа межпоколенных отношений:

1. Постфигуративные отношения ориентированы на традиции и опыт предков. Взаимодействие регламентировано.

2. Конфигуративные отношения ориентированы на соразвитие, сосуществование поколений. Тип отношений возникает с появлением научно-технической революции, для этого типа отношений характерно влияние сверстников на молодежь и развитие молодежной субкультуры.

3. Префигуративные отношения характерны для тех исторических периодов, когда прошлый опыт оказывается бесполезным. Происходит ломка традиций, ценностей, молодежь быстрее приспособляется к новым условиям, а взрослые учатся у них

 


27. Трудности социальной адаптации поколения. Социальные проблемы детей, молодежи, людей зрелого возраста, пожилых людей

 

Главным в отношениях между поколениями является безболезненная адаптация поколений к новым жизненным условиям. Знание возраста, стратификации и особенности каждой возрастной группы – необходимые условия для проведения социальной работы, а также для саморегуляции своей жизни каждым индивидом.

Классификация социальных проблем обусловлена его специфическими особенностями.

Возраст рассматривается как важная социальная категория.


28. Социальная сущность, функции, типология семьи

 

Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Социология изучает семью как малую социальную группу (акцент делается на внутрисемейные отношения, мотивы вступления в брак и развитие) и как социальный институт (акцент – на изучение внешних связей семьи (взаимодействие семьи и государства)).

Социальная сущность семьи выражается в ее функциях:

1. Репродуктивная – воспроизводство населения.

2. Функции воспитания и социализации – передача опыта от старшего поколения к младшему.

3. Терапевтическая – взаимная помощь членам семьи.

4. Досуговая.

5. Хозяйственно-экономическая.

6. Функция сексуального регулирования.

Типология семьи. Различают:

По форме брака: моногамная (единобрачие), полигамная (м и ж).

В зависимости от распределения власти: демократическую (партнерская семья, равные права), авторитарную (наличие лидера).

По структуре родственных связей: нуклеарную (простую), расширенную (сложную).

По наличию супругов : полные и неполные семьи.

По количеству детей: бездетные, однодетные, среднедетные (2 ребенка), многодетные.

По типу поселения: город, село.

По национальному признаку: одно-национальная, межнациональная.

По времени существования: молодая – до 5 лет, средний возраст – 10-30 лет, пожилые – более 30 лет.


29. Современная семья: проблемы и тенденции развития

 

Проблемы современной семьи связаны с тенденцией ее развития:

1. Переход от патриархальной семьи к партнерской.

2. Рост числа нуклеарных (родители и дети) семей.

3. Сокращение количества детей в семье.

4. Рост числа разводов.

Россия на 1 месте по числу разводов.

Наибольшее число разводов приходится на возраст 25-30 лет, связанное со становлением самостоятельности каждого из супругов, проявлением недостатков друг друга, формированием убеждения в невозможности жить вместе, достаточная молодость для создания новой семьи. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети уже выросли и нет необходимости сохранять семью. Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. Ведущие причины при разводе: бытовые, межличностные конфликты, внешние факторы.

Следующие тенденции у нас не проявляются:

5. Повышение возраста вступления в брак.

6. Рост числа холостяков и незамужних.

7. Рост числа детей родившихся вне брака.

8. Ранняя самостоятельная жизнь детей.

9. Распространение нетрадиционных форм семейно-брачных отношений: гражданский брак, открытый брак, групповой брак, моногамная семья, гостевой брак, гомосексуальный брак.

Социология определяет состояние современной семьи как кризис, но это не кризис института семьи, а традиционной формы семьи.


30. Социальные аспекты демографических процессов

 

Демография – наука о населении, изучающая его состав, численность, распределение по территории, их изменения во времени. Социология изучает социальные аспекты демографических процессов.

Социальные демографические проблемы:

1. Рождаемость. В развитых странах проявляется по разному. В странах с широким воспроизводством наблюдается высокая рождаемость и смертность. Высокие темпы прироста населения вызывают перенаселение и проблемы безработицы, продовольственные проблемы, жилищные.

В странах с расширенным воспроизводством приняты меры его сокращения : в Китае за 2, в индии за 3 ребенка наказывают (налог). В странах с простым воспроизводством наименьшее развитие. В странах Западной Европы – низкая рождаемость, низкая смертность, нулевой прирост населения. Социальные проблемы в этих странах – постаревшее население, рост числа социальных, сокращение трудоспособности населения и увеличение его нагрузки.

В России демографическая ситуация характеризуется такими чертами: низкая рождаемость, высокая смертность, отрицательный прирост населения. Причины: социально-экономический кризис, долговременная демографическая тенденция, основная репродуктивная нагрузка падает на малочисленное поколение 80-х годов.

2. Средняя продолжительность жизни.

Чем выше продолжительность жизни, тем выше экономическое развитие.

Американцы – 76 лет, европейцы – 77 лет, Японцы – 82 года, Россия - примерно 68 лет

3. Младенческая смертность.

Из 1 тысячи родившихся детей не доживают до года в Японии – 5 чел., Швеции – 6 чел., США – 7, России – 20.

Демографические группы риска в России – мужчины, дети.

4. Миграционные процессы.

Миграция – переселение, перемещение, связанное со сменой места жительства. 3 вида миграции: 1. Внутренняя - перемещения внутри страны. 2. Эмиграция – выезд из страны. 3. Иммиграция – въезд граждан в страну.


31. Образование как социальный институт. Кризис образования

 

Существует 2 подхода к изучению проблем в образовании: 1) системный (характерен для педагогики); 2) институциональный (характерен для социологии).

Особенности системного подхода: 1) образование рассматривается как система, включающая в себя: а) образовательные программы и госстандарты; б) учреждения – школьные, внешкольные, дошкольные; в) органы управления; 2) образование рассматривается с точки зрения его внутренней структуры, вне связи с обществом.

Особенности институционального подхода: 1) образование рассматривается как социальный институт, изучается место и роль образования в обществе, взаимодействие образования и других сфер общества; 2) образование рассматривается как форма социальной организации; 3) подход предполагает изучение деятельности социальной группы в сфере образования.

 

Социальный институт образования – один из самых древних. Появился вместе с обществом, будет существовать, пока существует общество.

Основные этапы в развитии социального института образования.

Первобытное общество – образование выделяется в особую сферу деятельности. Не было социальных работников, занимающихся образованием. Обучение и воспитание осуществлялось на основе подражания взрослым.

Древний мир. С развитием частной собственности происходит отделение образования от других сфер деятельности. Образование становится дифференцированным и словестно-знаковым.

Средневековье (середина 5 в. – 16-17в.). Снижение общего уровня образования. Возрастает общественная потребность в образовании. Не хватает людей, которые могли бы передавать знание. Происходит переход к массовому обучению.

С развитием капитализма образование выделяется в специальную отрасль духовного производства. Цель образования – подготовить работников для машинного производства.

20 век называют веком образования. Происходит ликвидация неграмотности. 1944г – введено всеобщее 10-тилетнее образование в Англии. 1947 г. – 9-тилетнее всеобщее образование в Японии. 1961г – 10-тилетнее во Франции. 1962 г. – 8-милетнее в России.

В конце 20 века образование рассматривается как глобальная проблема. Причины: 1) движение человечества к информационной цивилизации; 2) мировой кризис образования; 3) осознание того, что главная причина всех достижений и проблем цивилизации сам человек, изменить человеческие качества может система образования.

Функции образования: 1. Гуманистическая. Образование – фактор развития личности. 2.Общественное развитие. Образование – один из наиболее динамичных факторов развития общества. Изменяет сознание человека. Все изменения в обществе связаны с переосознанием ценностей. 3.Экономическая. Образование рабочей силы для отраслей экономики. 4. Социальная. Образование – средство социализации личности. Образование – средство формирования и изменения социальной структуры общества. 5. Политическая. Образование формирует гражданина. 6. Культурная. Образование– средство передачи опыта, который зафиксирован в культуре.

Кризис образования.

Впервые этот термин стал использоваться в США в 60-е гг. В 90-е гг. ситуация в образовании характеризуется как мировой кризис. Кризис – неспособность отвечать на воздействия внешней среды. Кризис образования означает неспособность системы образования выполнять свои функции.

Проявление кризиса образования: 1. Неудовлетворенность большинства стран своими системами образования. 2. Рост числа неграмотных в развивающихся странах. 3. Функциональная неграмотность в развитых странах. 5. В России невостребованность образования, разрыв между городской и сельской школой.

Причины кризиса образования в развитых странах: 1. Система образования исчерпала свои резервы. Она не в состоянии обеспечить массовую подготовку высококвалифицированных специалистов. 2.Разрыв между школьным и высшим образованием.

Пути выхода из кризиса: 1.Развитие непрерывного образования и самообразования. 2.Фундаментализация образования. Осознание того, что средняя школа должна давать знания не по 5-ти предметам, а по всем. 3. Интернационализация. Обмен учащимися, студентами, достижение конвертируемости дипломов. 4. Методологическая проработка проблем образования. 5. Гуманизация (развитие личности) – цель образования. 6. Гуманитаризация. 25% учебного времени посвящается гуманитарным наукам.
 32. Социальный контроль: сущность, функции, виды

 

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение людей. Социальный контроль является фундаментом стабильности общества, его ослабление или отсутствие ведет к состоянию аномии.

Функции: 1. Регулирование поведения человека. 2. Формирование у него социально одобряемого поведения. 3. Обеспечение стабильности в обществе.

Социальный контроль включает:

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы есть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить и делать в конкретных ситуациях.

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах (групповые привычки), другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом (обычаи, традиции, нравы, законы, этикет и т.д.)

Нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакция других людей). Нормы формируют сеть социальных отношений и систему социального взаимодействия.

Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные:

Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения): награды, премии, звания и т.п.

Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: похвала, почет, признание лидерских или экспертных качеств и т.п.

Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, понижение в должности и т.п.

Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, отказ поддерживать отношения, недоброжелательный отзыв и т.п.

В зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль).

Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой (основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, коллег, общественного мнения и т.п.)) и формальный (институциональный (суды, образование, производство, правительство и т.п.)).

Самоконтроль – индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль основан на волевом усилии.

Методы контроля завися от применяемых санкций и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные. Так средства массовой информации относятся к инструментам мягкого и косвенного контроля, а политические репрессии – к инструментам жесткого и прямого контроля.

В организациях, на предприятиях существуют также общий (оценка результата деятельности) и детальный (вмешательство со стороны руководства в каждое действие) контроль.

Разновидностью социального контроля является общественное мнение.

Общественное мнение – совокупность представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения.


33. Понятие и причины девиантного поведения

 

Девиантное поведение – это поведение, выходящее за рамки социальных норм, но не предусматриваемое как наказуемое уголовным законодательством.

Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья. Отклонения изучаются в психиатрии и психологии.

2. Поведение, отклоняющееся от социальных норм и проявляющееся в различных формах социальной патологии: 1) делинквентное поведение; 2) аморальное поведение.

Причины девиантного поведения:

1. Биологические причины (отягощенная наследственность, аномалии дородового развития, травмы при родах, травмы и инфекционные заболевания первых лет жизни, физические уродства, инфантилизм и акселерация).

2. Психологические причины ( 1) акцентуации характера: эпилептоидный вид – жестокость, агрессия, сексуальные девиации; неустойчивый тип; гипертивный тип – побеги, бродяжничество; истероидный – агрессия, воровство; 2) поведенческие реакции – эмансипация, компенсация или гиперкомпенсация).

3. Социальные причины (жизнь в функционально-несостоятельной семье, безнадзорность; социальное неравенство, низкий морально-нравственный уровень общества, трудности в самореализации);

4. Экономические причины (безработица, малообеспеченность, сложность в получении образования)

В социологии существуют разные подходы к объяснению причин девиантного поведения:

1) теория физических типов,

2) социально-психологический подход – в основе аддикция (пагубное пристрастие к чему-либо) как средство искусственной компенсации от депрессии, комплекса неполноценности. Стадии: первоначальное изменение психического состояния в связи с приемом определенных веществ; постоянное прибегание, человек становится рабом своего ощущения; зависимость или привычка, деградация человека

3) социологический подход – социологические причины: социальное неравенство и бытовая неустроенность, состояние аномии в обществе, благосклонность социальной среды.

 


34. Формы проявления девиатного поведения

 

Наркомания и токсикомания. Наркомания – это заболевание, которое выражается  в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Токсикомания – это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ.

Причины: 1)безнадзорность со стороны общества и семьи; 2) авторитет неформальной группы.

Социальные последствия: 1) рост смертности особенно среди молодежи и развитие ряда соматических и психических заболеваний; 2) экономике общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб; 3) на почве наркомании совершаются преступления против личности: воровство, грабеж, разбой; 4) больное потомство; 5) деградация личности; 6) снижение возраста больных.

Пьянство и алкоголизм. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующая социально-нравственная деградация личности. Пьянство – неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Мотивы пьянства: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций и празднование памятных дат, супружеские и семейные неурядицы, неприятности на работе.

Факторы влияющие на формирование алкоголизма: наследственность, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования; у подростков – средство компенсации, раскрепощения.

Последствия: 1) ущерб экономике государства; 2) ущерб семье; 3) издержки на лечение.

Тенденции алкоголизации в России: 1) женское население; 2) омоложение; 3) семейный алкоголизм.

Суицидальное поведение – сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству.

Особые причины: 1) отвергнутое чувство любви; 2) уязвленное чувство собственного достоинства; 3) крайнее переутомление; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребление психотропных средств, наркомания, токсикомания, 5) отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство; 6) состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Закономерности: 1)самоубийства характерны для развитых стран; 2) периоды активности – весна, лето; 3) группы риска – молодежь до 20 лет, подростки 10-12 лет, пожилые люди после 55 лет.

Тенденции в России: 1) рост числа суицидов; 2) омоложение; 3) повторные суициды среди женщин.

Проституция – удовлетворение разнообразных сексуальных потребностей клиента за плату без влечения.

Причины: 1) социально-экономические; 2) морально-этические; 3) физиологические.

Тенденции: омоложение.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний.

Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении человека.

Основные группы: 1) отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); 2) отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр.

Правонарушения – одна из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан.

Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве,  бродяжничестве.

Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.


35. Социологическое исследование как инструмент познания общества. Классификация социологических исследований

 

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

В исследовании можно выделить: 1) подготовительный этап (разработка программы исследования); 2) основной этап (проведение исследования); завершающий этап (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Объектом исследования могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.

Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных; 3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).

Виды:

Теоретическое исследование применяется для выявлений тенденций общего развития или для подтверждения теории.

Имперические исследования для решения конкретных проблем.

По частоте проведения:

1. Разовые исследования – направлены на получение информации в текущий момент.

2. Повторные исследования – дает полноту динамики социальной ситуации где-либо.

По задачам:

1. Разведывательное исследование – самый простой вид социологического анализа. По сути идет «обкатка» инструментария, т.е. методических документов: анкеты, бланк интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. программа этого исследования упрощена. Обследуемые совокупности от 20 –100 человек. Позволяет получить оперативную социологическую информацию.

2. Описательное исследование. С его помощью получают империческую информацию, дающую целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Здесь может быть применен один или несколько методов сбора данных. Сочетание методов повышает достоверность информации.

3. Аналитическое исследование – самый серьезный вид социологического анализа. Позволяет выяснить причины, лежащие в основе изучаемого явления или процесса. Для него детально разрабатывается программа и инструментарий. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования

 


36. Программа социологического исследования, ее структура

 

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Программа исследования разрабатывается на основе предварительного анализа поставленной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

1. Теоретический раздел (формирование проблемы, цели, задачи, предмет и объект исследования, определение основных понятий, выдвижение гипотез);

Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Цели и задачи исследования. Этот раздел программы определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

Объектом исследования могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.

Теоретическая и империческая интерпретация понятия – необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) выяснить аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании; 2) это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций; 3) обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей. Конечной целью этого этапа работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Такие понятия называются понятиями индикаторами. Социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Формирование гипотезы – заключительная часть теоретического этапа социологического исследования. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.

2. Методический раздел (стратегический план исследования, построение и обоснование выборки,  разработка и обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных;

3. Организационный раздел (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).

 

 

 

 


37. Основные методы социологических исследований: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент

Опрос предусматривает 1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей – респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; 2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях, очные и заочные, групповые и индивидуальные. Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения и др.; 4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Анализ документов: 1) позволяет оперативно получить фактографические данные по проблеме исследования; 2) эта информация носит объективный характер, нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация перерабатываться и переосмысливаться; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания, поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда достаточно фактографической информации.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительном или ретроспективном суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо его от желания и умения говорить. Недостатки: возможно субъективное отношение исследователя; невозможность или сложность проведения повторного наблюдения. Типы: контролируемое, неконтролируемое, включенное, невключенное, полевое, лабораторное, случайное, систематическое.

Эксперимент включает 2 этапа: некое воздействие и наблюдение за последствиями такого действия.

Классическую модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной на зависимую переменную. Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Участников эксперимента делят на две группы. Группу на которую будут оказывать экспериментальной воздействие называют экспериментальной. Группу на которую не буде оказано воздействие называю контрольной. После воздействия на первую группу экспериментальным фактором проводится сравнение изменений в экспериментальной и контрольной группе. Если будут обнаружены значимые различия между этими изменениями в серии последовательных экспериментов, то предполагается, что причина их – влияние экспериментального воздействия. Основная задача исследователя – достичь до эксперимента максимального подобия этих двух групп. Лабораторный эксперимент предполагает что исследователь создает искусственную среду (лабораторию) для его проведения, это позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую погружены изучаемые группы. Искусственность среды заключается в том, что объект наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая помогает добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением. В социологии одна из наиболее трудных проблем связана с лабораторным экспериментом, относится к внешней обоснованности результатов эксперимента. Для полевого эксперимента характерна максимально естественная ситуация – учебный класс, производственная среда. Под естественным экспериментом понимается такой эксперимент в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни.

 


38. Анкета – инструментарий анкетного опроса. Композиция анкеты, классификация вопросов анкеты

 

Метод анкетного опроса основывается на высказывании отдельных лиц и проводится с целью выяснения тончайших нюансов мнений опрашиваемых. Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности.

Требования:

1) не более 30-40 минут – респондент устает, ответы не полноценные;

2) важно чтобы интерес к опросу не снижался, более сложные вопросы должны идти за простыми;

3) первый вопрос должен быть нейтральным;

4) трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему;

5) вопросы должны быть ясными, четкими, понятными, отвечать требованиям логики, вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, далее об его оценке, должно быть обращение с просьбой заполнить анкету.

Классификация вопросов.

В зависимости от целей с которыми задаются вопросы они подразделяются на содержательные и функциональные. По содержанию различают вопросы о знаниях, поведении, мнениях, установках, мотивах, а в зависимости от предметной специфики – вопросы о труде, политике, досуге, семье, спорте и т.д.

Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью.

Основные виды функциональных вопросов:

Вопрос фильтр – задается для того чтобы отделить носителей информации, т.е. тех кому следует задать отдельные специализированные вопросы.

Цель контрольных вопросов выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме, проблеме.

Контактные вопросы применяются для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос. Они могут быть и не связаны прямо с темой исследования, но позволяют отвечающему высказаться на тему наиболее актуальную, близкую для него, показывающую его информированность и компетентность.

По технике заполнения выделяются:

Открытые – позволяют выразить свое мнение

Закрытые – всегда предполагаю наличие готовых ответов

Полузакрытые  

 

Прямые и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения искомой информации к личности респондента.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!