Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

13. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация.

 

В обществе действуют 2 механизма регулирования общественной жизни: стихийный и обязательный.

Стихийный связан с самоорганизацией общества. Сознательный предполагает управленческую деятельность. Эти механизмы взаимосвязаны, но в зависимости от конкретных условий, один из механизмов является ведущим.

Общие черты: 1) самосохранение общества и обеспечение  его устойчивости; 2) развитие общества

Различия. Самоорганизация – спонтанное саморегулирование общества, управление – целенаправленное воздействие на общество для достижения каких-либо целей.

Социальное управление, как особый вид деятельности возникает на определенном этапе развития общества, выражается в возникновении органов управления, а так же в появлении менеджеров (управленцев-профессионалов).

Функции управления: 1) функция целепологания; 2) функция принятия решения; 3) определение механизма реализации решения; 4) функция регулирования; 5) функция учета и контроля.

Социальное управление осуществляется на разных уровнях организации общества: 1) глобальный уровень управления (связан с необходимостью решения глобальных проблем человечества); 2) уровень регулирования общества государства, регионов; 3) уровень управления трудовыми коллективами; 4) уровень отдельного человека.


14. Политическая система общества как регулятор общественной жизни: сущность, структура, функции

Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, т.е. направлена на практическое осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Эти учреждения и организации взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя более или менее целостную политическую систему.

Основные функции данной системы заключаются в регулировании весьма широкой совокупности политических отношений между социальными группами и национальными общностями, а также между государствами.

К основным элементам политической системы общества относятся: 1) органы государства, его законодательной и исполнительной властей; 2) армия; 3) правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, полиция и милиция; 4) государственный арбитраж; 5) политические партии; 6) политические движения; 7) общественные организации (профсоюзные, молодежные, творческие и т.д.), деятельность которых носит в той или иной мере политический характер, связанный с осуществлением политических интересов определенных социальных групп.

Все эти элементы политической системы общества прямо или косвенно отражают соответствующие звенья его социально-классовой структуры, которая в свою очередь возникает и функционирует на основе существующих экономических отношений. Политическая система общества развивается под влиянием всей совокупности присущих ему социально-экономических и идеологических отношений и весьма существенно на них воздействует.

Типологизация политических систем общества может базироваться на различных основаниях, но наиболее часто разделяют 1) по характеру политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная); 2) по готовности и способности восприятия инноваций извне на открытые и закрытые; 3) по характеру взаимоотношений между центром и местами на децентрализированную, централизированную, сверхцентрализированную.

Ведущим звеном политической системы общества является государство. Органы государства решающим образом воздействуют на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает прежде всего как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство в обществе и реализуют на практике свою волю уже не только в сфере политических, но также социально-экономических, духовно-нравственных и других общественных отношений.

Сущность и основное назначение государства проявляются в его функциях: 1) обеспечение господства в обществе тех или иных социально-классовых сил; 2) защита страны от внешних посягательств; 3) воздействие в той или иной форме на развитие экономики страны; 4) развитие духовной культуры и идеологии; 5) внешние сношения (дипломатические, торговые и др.). Называют еще такие государственные функции, как формирование наций и регулирование национальных отношений, так как государство выступает в качестве важного инструмента национальной интеграции, а также социальную функцию государства, связанную с решением многих проблем социальной сферы жизни общества и социальной защиты населения.

В настоящее время остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов государственной власти в направлении повышения эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большинства граждан.

Функции политической системы общества: регулирование совокупности политических отношений между социальными группами и национальной общностью, а также между государствами.

1) происходит социализация личности; 2) выработка конкретных политических программ и курсов; 3) согласование интересов различных социально-политических сил в целях обеспечения, сохранения, укрепления единства и согласия в обществе; 4) распределение ресурсов; 5) формирование общественного мнения.

В современной России за последние годы произошли глубокие изменения в политической системе общества, связанные с переходом от тоталитаризма к демократии. Переход сопровождается рядом сложностей: разгул преступности, несогласование действий различных ветвей власти, острые межнациональные конфликты, массовая коррупция.


15. Государство как политический институт

 

Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей. Среди этих институтов государство с момента своего возникновения, как правило, занимало ведущее положение в политической жизни общества. Это основной институт политической системы, призванный осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников.

Государство возникло вследствие раскола общества на классы. Государственная организация общества изначально отличается от его первобытной негосударственной организации по ряду существенных признаков: 1) возникновение власти, которая не отождествляет себя со всем обществом, т.е. власти одних людей над другими; 2) территориальное разделение населения, в котором уже не учитываются кровные связи; 3) появление групп людей, профессией которых стало управление, а не производительный труд, т.е. возникновение государственного аппарата; 4) определенная система органов и учреждений; 5) право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством; 6) определенная территория, на которой распространяется юрисдикция данного государства; 7) появление различного рода налогов.

Сущность и основное назначение государства проявляются в его функциях: 1) обеспечение господства в обществе тех или иных социально-классовых сил; 2) защита страны от внешних посягательств; 3) воздействие в той или иной форме на развитие экономики страны; 4) развитие духовной культуры и идеологии; 5) внешние сношения (дипломатические, торговые и др.). Называют еще такие государственные функции, как формирование наций и регулирование национальных отношений, так как государство выступает в качестве важного инструмента национальной интеграции, а также социальную функцию государства, связанную с решением многих проблем социальной сферы жизни общества и социальной защиты населения.

Государства подразделяются 1) по формам правления на монархии (абсолютные и конституциональные) и республики; 2) по форме территориального устройства на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) по форме политического режима на демократические, авторитарные, тоталитарные.

Можно выделить исторические типы государства. Основанием такого разделения является характер общества, в рамках которого функционирует государство: рабовладельческое (деспотическая восточная монархия, аристократическая и демократическая республика), феодальное (сословно-представительская и абсолютная монархия), капиталистическое (парламентская или президентская республика или конституционная монархия), социалистическое (социалистическая республика).

В настоящее время остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов государственной власти в направлении повышения эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большинства граждан. Для этого требуется:

Повышение компетентности и профессионализма, преодоление бюрократических методов.

Развитие подлинного демократизма в деятельности всех органов государства.

Совершенствование взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей.

Повышение степени демократизации в работе средств массовой информации.

Улучшение работы правоохранительных органов.

Провозглашение прав прогрессивных политических сил общества.

 


16. Гражданское общество и правовое государство

 

Гражданское общество – общество развитых социально-экономических, политических и духовных отношений, высокой общей и социально-политической культуры, социальной и политической активности своих граждан, независящие от государства, строящие свои отношения с государством на основе признания приоритета общества и необходимости служению ему государства.

Становление гражданского общества связано со становлением и совершенствованием современной цивилизации. Оба эти процесса предполагаю непрерывное совершенствование как личности, превращая ее в действительно свободного, активного гражданина с должным социальным и политическим статусом, так и общества, его устройства, функции и развитие.

Гражданское общество может сложиться только на основе демократизма, гуманизма, развитого общества, местного самоуправления, децентрализации. Оно не совместимо с авторитаризмом и тоталитаризмом, нарушением прав человека, народов, национальных меньшинств.

Сферы гражданского общества: 1)экономическая (некоторые предприятия, организации, акционерные общества, кооперативы, арендные коллективы); 2) социальная (семья, церковь, организации, движения, органы общественного самоуправления); 3) духовная (свобода совести, высокая нравственность).

Гражданское общество – социальная основа становления правового государства.

Правовое государство – вид демократического государства, политика которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляет естественные всеобщие права и свободы человека и народов.

Правовое государство это государство ограниченное в своей деятельности демократическими и гуманистическими нормами права. Оно не совместимо с беззаконием, самоуправством, с чертами характерными для авторитарных и тоталитарных режимов, с разгулом коррупции и преступности, закулисными политическими интригами.

Социальной основой правового государства служит гражданское общество без признания которого ни государство, ни право не могут считаться законными.

Концепция правового государство исходит из недопустимости противопоставления общества и государства, из признания необходимости достижения их гармоничного взаимодействия на правовой основе. Важной чертой правового государства является осуществление разделения, взаимодействия и взаимного контроля трех основных ветвей власти: законодательной (правительственной), исполнительной и судебной.

В Конституции РФ записано, что наше государство является правовым, но это положение следует рассматривать выражением стремления достичь в будущем такого государства.

 


17. Сущность, структура, функции, типология социальных конфликтов

 

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей.

Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Объект конфликта – удовлетворение потребностей сторон.

Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других.

Механизм социального конфликта:

1. Предконфликтная стадия. Формирование конфликтной ситуации – накопление и обострение противоречий в силу проявившегося резкого расхождения интересов. Скрытая фаза развития конфликта.

2. Инцидент или повод, т.е. какое-то внешнее событие, которое приводит в движение конфликтующие стороны. Происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов. Открытая стадия и выражается в различных формах конфликтного поведения. Переоценка ценностей. Выработка решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения

3. Разрешение конфликта. Осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку. Возможно частичное или полное разрешение конфликта.

4. Послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий, ликвидированы напряженность и борьба.

Конфликты можно классифицировать в зависимости от субъектов и зон разногласий:

Личностный конфликт включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания. Межличностный конфликт – разногласия между двумя или более людьми из одной или нескольких групп. Межгрупповой конфликт – это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель. Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Функции: 1. Позитивные: 1) разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон; 2) коммуникативно-связующая функция (участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу); 3) конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений; в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого. 2. Негативные: дестабилизация отношений в социальных системах, разрушение социальной общности и групповое единство, экономический ущерб; национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

Типология социального конфликта: 1. Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления. 2. Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества – приобретение лучших позиций, признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей. 3. Конкуренция – особый тип конфликта, его цель – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Когда интересы четко демонстрируются, выявлены субъекты, объект и средства конфликта, а также тактика поведения – это открытые или полномасштабные конфликты. Если же интересы в конфликте структурированы слабо, численность участников невелика, он в меньшей степени легализирован и поведение участников скрытое – это скрытый или неполный. Можно назвать еще ложный конфликт – отсутствуют объективные основания, лишь у какой-то одной стороны возникает представление о наличии конфликта, в то время как его в действительности нет.


18. Сущность и содержание социальной политики, ее особенности в РФ

 

Социальная политика – это политика, направленная на регулирование отношений между всеми социальными группами общества.

Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Главное в социальной политике – повышение материального благосостояния всех социальных групп и слоев населения, обеспечение нормальных условий их жизнедеятельности и соблюдение при этом социальной справедливости. Социальная справедливость проявляется в контроле реализации «потребительской корзины», обеспечении минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворить наиболее важные потребности людей.

Социальная сфера охватывает: интересы классов и социальных групп, отношения общества и личности, условия труда, быта, здоровья и досуга.

Социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Это основной институт политической системы, призванный осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников.

Ориентация социальной политики государства:

1.Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.

2.Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие как инвалиды; безработные; участники войн и приравненные к ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров; вдовы и матери военнослужащих, погибших в войнах; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; вынужденные переселенцы; семьи риска; дети и подростки девиантного поведения; лица имеющие психологические затруднения и др.

Задачи социальной политики: 1) учитывать все многообразие интересов в обществе, для этого необходимо изучать социальную структуру общества; 2) исходить из возможностей общества и ставить выполнимые задачи; 3) регулировать общественные отношения на основе оптимального сочетания общественных, групповых, личных интересов; 4) своевременно разрешать социальные конфликты; 5) создать условия для достижения социальной справедливости и защищенности; 6) улучшать условия труда и жизни людей.

Типы социальной политики: 1. Социалистический. Черты: монополия государства на проведение социальной политики; полное социальное обеспечение – пенсии, пособия, страхование; бесплатное медицинское обслуживание и образование. 2. Либеральный. 3. Социалдемократический. 4. Консервативный

Основная цель социальной политики заключается в гармонизации отношений между всеми социальными группами.

Необходимо учитывать действие объективных социальных законов и конкретных условий развития общества в то или иное время.

В условиях кризисного состояния российского общества задача социальной политики – недопущение глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе.

Целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.

Социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и вовне. Российское государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан, но и всех русскоязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах.

 


19. Культура как социальное явление. Сущность, структура, функции культуры

Эволюция понятия «культура».

1. Древний Рим. Культура понималась как возделывание почвы. 2. 18 век. Эпоха просвещения. Философская трактовка культуры. Культура – совершенствование человеческих качеств. «Культурный» становится синонимом «порядочный», «воспитанный», «образованный». 3. 20 век. Культура – все достижения человеческой цивилизации.

Современная социология понятие «культура» рассматривает как сложное и многогранное явление. В это понятии фиксируется:

Культура – явление социальное и искусственное.

Культура – продукт взаимодействия людей.

Культура пронизывает все сферы общественной жизни. Она не особая сфера общества, противостоящая внекультурным сферам.

Культура одновременно и процесс и результат человеческой деятельности.

Культура – это деятельность по освоению и созданию ценностей.

Культура рассматривается как нормативная система.

 

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых в процессе социального взаимодействия.

Функции культуры: 1) социализация; 2) интегративная – формирует чувство принадлежности к народу, социальной группе. 3) регулирующая – культура регулирует поведение людей посредством норм.

Виды культуры соответствуют 2-м видам общественного производства:

1. Материальная культура охватывает: 1) артефакты – физические и материальные объекты, созданные руками человека; 2) культуру материального производства – культура труда, культура производства; 3) культуру быта; 4) культуру отношения человека к собственному телу.

2. Духовная культура охватывает духовное производство и удовлетворение духовных потребностей людей: наука, религия, образование, литература, политическая культура, педагогическая культура, художественные ценности.

Разновидности культуры:

1. Доминирующая культура – совокупность ценностей, которые разделяет большинство членов общества.

2. Субкультура – разновидность общей культуры, совокупность ценностей, характерных для какой-либо группы. Субкультура отличается от доминирующей языком, взглядами на жизнь, манерами, внешним самооформлением, обычаями. Субкультура может быть молодежная, национальная, профессиональная.

3. Контркультура не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей.

4. Суперкультура охватывает ценности, которые распространяются по всему миру.

Формы культуры:

1. Элитарная культура создается профессионалами для избранной, высокообразованной части населения.

2. Народная культура создается неизвестными авторами, не имеющими профессиональной подготовки.

3. Массовая культура – общедоступная культура, создаваемая профессиональными авторами. Появилась в середине 20 века вследствие развития средств массовой коммуникации.

Элементы духовной культуры:

1. Язык – средство аккумуляции, хранения, передачи социального опыта; система знаков и символов, наделенных особым значением.

2. Ценности – предметы или явления, способные удовлетворить потребности и интересы. Ценности считают часто ведущим компонентом в культуре.

3. Нормы – правила поведения, регулирующие деятельность людей. Обычаи – привычный, наиболее удобный способ групповой деятельности. Нравы – обычаи, приобретающие моральное значение. Традиции – механизм передачи из поколение в поколение культурных норм. Закон – нормативный акт, принятый высшим органом гос.власти в соответствии с конституцией.

Не основные элементы. Привычки – образцы поведения, усвоенные в результате долгого повторения. Манеры – стилизованные привычки, которые выражают внешние формы поведения. Этикет – принятая в обществе или социальной группе система манер.
20. Понятие личности в социологии. Основные теории личности: марксистская, ролевая, теория «зеркального Я»

В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида. Личность – это продукт развития человека в обществе, определенный результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Структура личности: 1) потребности (то что нам хочется), интересы (осознанная потребность); 2) способность – возможность удовлетворять свой интерес; 3) мировоззрение – система взглядов на мир; 4) знания, умения, навыки; 5) социальные чувства – эмоции по поводу социальных явлений. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.п. Наряду с общесоциальными, личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности социальных общностей (классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных) членом которых она является. Усвоение черт, присущих этим многообразным общностям, и социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, выражается в социально-типическом поведении. Личность характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества. Ее независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой систему принципов поведения, основанную на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности. Социальный статус – положение человека в социальной группе или обществе, которое предполагает определенные права и обязанности. Главный статус – наиболее характерный для этого человека, как правило отождествляется с должностью. Предписанный статус – навязанный обществом вне усилий и заслуг человека (пол, возраст, национальность). Каждый статус предполагает ряд ролей. Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Социальную роль следует рассматривать в 2 аспектах: ролевое ожидание, ролевое исполнение. Эти аспекты часто не совпадают, поэтому возможны конфликты: внутреролевой, межролевой, личностноролевой.

Теория «зеркального Я» Ч.Кули. В процессе становления личности большую роль играют первичные группы (семья, друзья, и т.д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч.Кули называл «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует свое собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.

Ролевая теория Дж.Мид. Необходимой стороной взаимопонимания и согласованности социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей. Главное в формировании этой способности принадлежит детским играм. В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли, что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним. Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым понимается некий обобщенный образ коллективных  требований и установок по отношению к индивиду. Формирование личности проходит в три стадии. 1. Имитация – дети копируют поведение взрослых, не понимая его. 2. Ролевые игры -  дети понимают поведение как исполнение определенных ролей. На этой стадии развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества. 3. Коллективные игры – осознание ожидания членов группы, оценка своего поведения в соответствиями с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. Приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая зрелым субъективным Я. Становится активным членом группы.

В марксисткой теории акцент делается на диалектическом взаимодействии человека и общества. Личность рассматривается как субъект и объект общественных отношений, т.к. формируется в результате воздействия социальной среды. Личность человека есть совокупность общественных отношений, но человек не является пассивным во взаимодействии с окружающей средой и может влиять на нее и изменять.


21. Социализация личности. Фазы и этапы социализации

 

Человек кроме генетической имеет программу передачи социального опыта, который воплощен в культуре. Главное средство передачи этой программы – социализация.

Социализация – процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе, начинающийся в младенчестве, заканчивающийся в глубокой старости.

Феральные люди – продукт социальной изоляции.

В процессе социализации индивида можно выделить две стороны: социальную адаптацию (приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам и ценностям новой для него среды) и интериоризацию (процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека; на этом этапе формируется способность сочетать индивидуальные и общественные интересы).

Виды социализации: 1. Первичная. Осуществляется на ранних этапах жизни непосредственным окружением. Направлена на усвоение личностью базовых ценностных ориентаций, формирование мотивационной системы поведения. Преобладают интериоризационные процессы 2. Вторичная. Охватывает самостоятельную жизнь человека. Направлена на освоение разнообразных форм поведения на основе уже сложившейся структуры ценностей. Опирается на жизненный опыт, накопленные профессиональные знания, результаты предшествующего обучения. Преобладают адаптационные процессы.

Выделяют также ресоциализацию – процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, не позволяющих человеку адекватно ориентироваться в новых условиях.

Этапы социализации: 1. Детство. Наиболее важный и трудный этап. В этот период происходит на 70% формирование личности. 2. Юность (13-19лет). Стремление к самостоятельности. Конфликты с родителями. 3. Зрелый возраст. Вступление в самостоятельную жизнь. Самый активный период. Критерии взрослости: сам себя обеспечивает, собственный образ жизни, отдельное проживание, ответственность за свои поступки, самоконтроль. 4. Старость. Активный период завершается с выходом на пенсию.

Агенты социализации – это люди, социальные группы и организации, которые осуществляют социализацию.

Основной ячейкой социализации выступает семья. В семье дети постепенно приобщаются к миру взрослых, к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным образцам поведения.

В «группах равных» (друзья, сверстники) дети вступают в широкую сеть контактов между собой, усваивают нормы и ценности, характерные для данных групп. В процессе игры дети учатся правилам и нормам поведения, которые регулируют игру, у них развивается чувство ответственности, они учатся отстаивать свои интересы.

Главной задачей школы является развитие способностей, задатков детей, воспитание личности и гражданина в соответствии с господствующей в стране моралью, культурными стандартами и ценностями.

Средства массовой информации и др.


22. Понятие социальной структуры и социальной стратификации

 

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

основные сферы общественной жизни – экономическая, духовная, социальная

социальные группы:

классы, люди города и деревни; представители умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы)

социальные институты

В основе развития социальной структуры общества лежат: 1) общественное разделение труда и 2) отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда. Отношение собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

Проблемы социальной структуры общества находятся в центре внимания теории социальной стратификации.

Социальная стратификация – процесс и результат разделения общества на социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.

Социальная стратификация отражает неоднородность общества, различность социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.

Критерии подразделения общества на слои могут быть самыми разнообразными: профессия, доход, образование, престиж.

Социальная стратификация – естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией.

Процессы социальной стратификации выполняют важную регулятивно–организующую роль, помогая обществу на каждом новом историческом этапе приспосабливаться к меняющимся условиям, развивая те формы взаимодействия, которые позволяют ему отзываться на новые требования. Стратифицированный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать общество в упорядоченном состоянии и тем самым сохранять его целостность и границы.

Большой вклад в разработку теории социальной стратификации внес П.Сорокин, который исходил из того, что общество не может быть и не бывает однородным, оно всегда дифференцировано.

Вместе с тем П.Сорокин не отрицал деления общества на классы, считал односторонней, упрощающей и огрубляющей социальную структуру общества теорию классов.

Его заслуга в том, что он первый обратил внимание на внутреннее социальное расслоение по вертикали.


23. Теория классов и теория социальной стратификации. Их своеобразие и значение для социологического анализа общества

 

Существует 2 подхода к анализу социальной структуры общества: теория классов и теория социальной стратификации.

Теория классов.

Центральное место в структуре общества занимает класс.

Классы – это группы людей, различающиеся по отношению к средствам производства, по характеру труда, по способам получения и размерам дохода.

Теория классов различается основанием на экономических факторах, а история общества рассматривается как борьба классов.

Классовый подход использовался в СССР для анализа социальной структуры общества, которая сложилась в 30-е годы и существовала до перестройки. Ее можно охарактеризовать как состоящую из трех классов: рабочие, крестьяне, интеллигенция.

Недостатки классового подхода: создание иллюзорной социальной однородности, подчеркнуто-ведущая роль рабочего класса, деление крестьян на рабочих колхоза и рабочих совхоза, рассмотрение интеллигенции как класса элиты без обладания признаками класса.

 

Теория стратификации.

Основные черты:

1. Неравенство – характерная черта любого общества.

2. Общество иерархично по принципу «высший – низший».

3. В отличии от теории классов теория стратификации выделяет в обществе страты или классы по экономическому признаку и в зависимости от социального статуса.

Социальная стратификация – процесс и результат разделения общества на социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.

Социальная стратификация отражает неоднородность общества, различность социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.

Критерии подразделения общества на слои могут быть самыми разнообразными: профессия, доход, образование, престиж.

Социальная стратификация – естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией.

Процессы социальной стратификации выполняют важную регулятивно–организующую роль, помогая обществу на каждом новом историческом этапе приспосабливаться к меняющимся условиям, развивая те формы взаимодействия, которые позволяют ему отзываться на новые требования. Стратифицированный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать общество в упорядоченном состоянии и тем самым сохранять его целостность и границы.

 

Высший - высший класс в России. Общероссийские элитные группы равняются финансово-промышленным группам. Во главе – банк.

Их совокупная стоимость сопоставима с крупнейшими западными состояниями. Они имеют влияние на общероссийском уровне (мафиозные организации).

Государственные чиновники, экономические преступники, уголовные преступники.

Высший – низший класс – региональные и …………………… элиты. Они имеют влияние на региональном уровне или в каком-то секторе экономики (Магнитогорская сталь).

Средний – высший класс – люди, чей фонд обеспечения на уровне западных стандартов.

Средний - низший класс – доход обеспечивает среднее существование по российским меркам (1000руб.на одного человека).

Низший - высший класс – аутсайдеры, низкая адаптация к новым экономическим условиям, невысокие доходы даже по российским меркам. Ориентации на легальный способ получения доходов.

Низший - низший класс – моргиналы – низкая адаптация, ориентация на антисоциальные доходы.

 

 


24. Особенности социально-классовой структуры современного российского общества

 

Высший - высший класс в России. Общероссийские элитные группы равняются финансово-промышленным группам. Во главе – банк.

Их совокупная стоимость сопоставима с крупнейшими западными состояниями. Они имеют влияние на общероссийском уровне (мафиозные организации).

Государственные чиновники, экономические преступники, уголовные преступники.

Высший – низший класс – региональные и …………………… элиты. Они имеют влияние на региональном уровне или в каком-то секторе экономики (Магнитогорская сталь).

Средний – высший класс – люди, чей фонд обеспечения на уровне западных стандартов.

Средний - низший класс – доход обеспечивает среднее существование по российским меркам (1000руб.на одного человека).

Низший - высший класс – аутсайдеры, низкая адаптация к новым экономическим условиям, невысокие доходы даже по российским меркам. Ориентации на легальный способ получения доходов.

Низший - низший класс – моргиналы – низкая адаптация, ориентация на антисоциальные доходы.

Высший класс – 3%, Средний – 17%, Низший – 80%.

Особенности:

1. Массовая или тотальная морганизация.

2. Неустойчивость социально-классовой структуры. Различие традиционной социальной группы и формирующихся новых.

3. Нет осознания общих групповых интересов.

4. Криминогенный характер классообразования.

5. Имущественная поляризация, абсолютное и относительное обнищание народа.


25. Социально-этнические общности и отношения

Начиная с древности человеческое общество всегда делилось на определенные группы людей, одна из которых является одной из самых значимых и определяется греческим словом - этнос (народ).

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей.

Признаки: язык, территория, тесные экономические связи внутри него, культурные особенности, этническое самосознание, психология.

Этническими общностями можно считать не только отдельные народы, но и их группы, родственные по происхождению и сохранившие до наших дней близость языков и особенностей культуры. К категории этнических общностей можно отнести также местные, территориальные подразделения народов, которые хотя и говорят на одном языке и осознают свою принадлежность к единому этносу, но отличаются друг от друга известными, большей частью второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками (например, у русского народа существуют северные и южные диалекты).

Все современные этносы в течение своей истории прошли значительный путь развития. Племенные общности, состоявшие из родов, складывались на определенной территории среди людей, находившихся между собой в реальных хозяйственных связях, говоривших на одном языке и обладавших определенными культурно-бытовыми особенностями. Эти общности основывались на кровнородственных связях, а также на отсутствии внутри них сколько-нибудь значительного социального расслоения. Однако отдельные племена вряд ли были основными этносами первобытного общества. Более правдоподобно, что в процессе дробления и объединения отдельных племен очень рано стали складываться союзы племен, живущих на смежных территориях.

 Народности докапиталистического общества существенно отличались от племен и их родственных групп двумя основными признаками: во-первых, тем, что общности эти состояли из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа и, во-вторых, тем, что они всегда включали эксплуататорские и эксплуатируемые классы, между которыми существовали значительные различия в социально-экономическом положении и культурно-бытовых особенностях. В период капитализма сложились этнические общности, называемые нациями. Но главным фактором в формировании нации (английской, немецкой, русской и т.д.) являлось укрепление экономических связей между всеми местными группами народа, слияние местных рынков в единый общий национальный рынок. С образованием нации, как правило, постепенно сходит на нет местное этническое самосознание, заменяясь сознанием принадлежности к общенациональному целому. Однако нельзя забывать, что в рамках одного государства может существовать несколько наций и других этнических общностей.

Сегодня 90% этносов живет в форме наций.  В отечественной науке нация – это социально-этническая группа, характеризующаяся общностью экономики, жизни, территории, культуры, языка, психологии.

Национальность – это принадлежность к какой-либо нации или этносу. Раса – совокупность людей, характеризующаяся внешними биологическими признаками. Этническая группа – это часть этноса, проживающая отдельно или немногочисленный этнос.

В развитии нации выделяют 2 этапа: Национальное обособление в связи с развитием капитализма. Интернационализация.

Национальные проблемы рождаются в тех государствах, где отдельные этнические общности не удовлетворены своим положением в экономической, политической, социальной жизни. Это выражается в стремлении этих общностей или к созданию своего независимого государства или более умеренные требования культурной автономии и установления подлинного равноправия. Совокупность всех этих неудовлетворенных требований и порождает национальный вопрос в общемировом масштабе. Национальный вопрос исторически возник вместе с капитализмом, в период формирования буржуазных наций, национальных буржуазий с их стремлением закрепить за собой монопольное право на владение национальными рынками сырья, сбыта, рабочей силы. Именно тогда произошли первые конфликты на национальной почве. В 20 в. этот вопрос получил свое дальнейшее развитие. В частности, усилилась национально-освободительная борьба народов Азии, Африки, Латинской Америки, в результате чего образовалось большое количество молодых независимых государств. Однако наряду с этой прогрессивной тенденцией многие народы продолжали находиться в очень тяжелой политической, экономической, социальной ситуации. Так, в 40-е годы в Советском Союзе ряд народов подвергся жестоким репрессиям со стороны тоталитарного государства. В последующие годы в ходе ослабления тоталитарных основ многие из этих народов начали борьбу за получение определенной автономии и даже независимости (например, народы Прибалтики).

Решение межнациональных конфликтов лежит как в плоскости политики государства, так и на уровне межличностных отношений. Поэтому главными условиями преодоления подобных конфликтов является наличие сильного демократического, правового государства, предоставление национальным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, а также последовательного воспитания высокого уровня культуры межличностных и межнациональных отношений в молодом поколении, в окружающих, а главное - в самих себе.

Национальные проблемы в РФ.

Неравенство между субъектами федераций. Обеспечение стабильности и решение Чеченской проблемы. Проблема малых народов севера. Проблема этнических беженцев. Удовлетворение культурных потребностей народов(нац. культурн. центры)

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!