Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по социологии»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

1. Объект, предмет, структура и функции социологии

Термин “социология” -  производное от двух слов: латинского слова societas – общество, и греческого logo – слово, понятие, учение. Следовательно, дословно социология – наука об обществе. Ввел этот термин французский философ О. Конт, который считается основоположником социологии.

Социология как наука возникла в 30-х гг. 19 века.

Объект социологического познания – вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, личностями или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социология изучает личность через общество и общество через личность. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет социологии является результатом исследовательских действий. Предметом внимания и изучения социологии являются фундаментальные основы развития общества, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального процесса, проблемы гражданского общества, гуманизация и социальная справедливость. Следовательно, появляется ряд общесоциальных концепций, предлагающих решение проблем. Среди них получили признание социальные теории Гегеля, Конта, Спенсера, Маркса, в последствии Э. Дюркгейма, М. Вебера.

Структура социологии

1.           Уровень фундаментальных исследований (теоретическая социология), задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области.

2.           Уровень прикладных исследований (прикладная социология), в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний.

3.           Социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Наряду с этими уровнями выделяют макро- и микросоциологию.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни пересекаются в форме отраслевой социологии – социологии труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология города и т.д.

Функции:

Прикладная функция – обеспечение решения практических проблем социологических исследований.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами.

Функция социального контроля – в большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

Прогностическая функция – социология способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества.

Социальное планирование – использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Включает в себя социальное планирование от определенных процессов жизнедеятельности мирового общества до социального планирования жизни городов, сел, предприятий и коллективов.

Идеологическая функция – результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей.

Гуманистическая функция – Социология способствует улучшению взаимопонимания между людьми, у них чувства близости, что способствует совершенствованию общественных отношений.


2. Предпосылки возникновения социологии. О.Конт – основоположник социологии

 

Социология как наука возникает в 40-х годах 19 века.

Предпосылки возникновения социологии:

Социально-экономические (Интенсивное развитие капитализма привело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются “средний слой” и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились “социальные болезни общества”, с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований. Т.е. обострение социальных проблем и как следствие необходимость изучения общества и формирования науки об обществе).

Теоретические (связаны с возникновением в 1839 году философии позитивизма О.Конта, где впервые использован термин «социология» и выдвинута задача изучения общества на научной основе)

 

Основоположником позитивизма был О.Конт.

Конт ввел в научный оборот термин социология, соединив societas (общество) и logos (наука).

Главная задача социологии – изучение общества.

Конт разработал систему научного знания и представил ее в виде пирамиды. Знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология – вершина позитивного знания. Здесь действует принцип от простого к сложному. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Социология в своем теоретическом анализе опирается на совокупность эмпирических данных (надежных, проверенных, не вызывающих сомнения), собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании.

Конт выделяет две части в структуре социологии:

социальная статика – изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности (основа общества);

социальная динамика – в этом разделе Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Центральным звеном взглядов Конта является закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека. Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии человек за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Доминирует религиозная мифология. Вопросы морали и политики решались во многом на базе религиозного сознания, прежде всего проповедуемых религиозных ценностей.

На метафизической стадии человек стремится оперировать понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Но из-за слабого развития науки эти понятия довольно абстрактны и не дают исчерпывающей картины природных и социальных явлений, не позволяют окончательно избавиться от мифов. Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию.

На позитивной стадии человек в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений.

Интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания, по Конту, оказывает главное влияние на развитие общества.


3. Социологические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса. Материалистическое понимание истории и его роль в анализе социальных явлений

 

Маркс и Энгельс анализировали общество с позиции материалистического понимания истории. В основе развития общества лежит не божья воля, не субъективные представления людей, а материальные, экономические отношения. Это позволило представить развитие общества как последовательную смену общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, возникший на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре формации выделяется экономический базис и надстройку.

Экономический базис – это совокупность производственных отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Надстройка – это совокупность правовых, политических, религиозных и других отношений между людьми не охватываемых базисом.

Тип надстройки определяется характером базиса. В тоже время надстройка обладает относительной самостоятельностью и может влиять на базис.

Базис составляет основу формации.

Производственные отношения (базис) и производственные силы (люди, средства производства) составляют способ производства материальных благ. Производственные силы наиболее динамичный элемент способа производства. Они развиваются быстрее и на определенной стадии вступают в конфликт с производственными отношениями. Конфликт разрешается через революцию, в результате которой изменяются производственные отношения и формируется новая экономическая формация.

Маркс выделял 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

На основании изучения азиатского способа производства Маркс вносит коррективы в свои взгляды и считает что восточные народы способны «перепрыгивать» формации.

Материалистическое понимание позволило Марксу осуществить анализ проблемы «человек -  общество». В решении проблемы выделил 3 этапа:

1) индивид растворяется в роде и общине, не является самостоятельным;

2) в эпоху частной собственности происходит становление индивидуальности, но вместе с тем человек отчуждается, т.е. теряет смысл жизни и труда;

3) должно произойти освобождение человека через преодоление отчуждения, поэтому коммунизм – это гуманизм.


4. Русская социологическая школа

 

Становление социологии в России происходит в 19 веке.

С середины 19 в до начала 20-х годов 20 века социология существовала в нескольких направлениях:

1. Социология позитивизма. Ковалевский.

Развиваются идеи О.Конта. Считал, что основным методом познания общества выступает сравнительно–исторический метод. Ковалевский верил, что с помощью этого метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

Ковалевский разработал теорию общественного прогресса. По его мнению, сущность общественного прогресса состоит в развитии солидарности как универсального средства в сближении классов, народов, государств. Одной из основных задач социологии Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение ее многообразных форм

Негативное отношение к революции.

2. Религиозно-консервативное течение. Данилевский.

Разработана теория культурно-исторических типов (цивилизаций).

Данилевский подразделял все народы на «исторические» (способны выработать своеобразные культурно-исторические типы) и «неисторические» (тупиковые ветви в развитии общества, не в состоянии решать свою судьбу, выработать формы своей государственности, выработать свои культурно-исторические типы). «Культурно-исторические типы», по Данилевскому, различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Почти все культурно – исторические типы одноосновны. Лишь славянскому, по его мнению, самому перспективному типу, предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом. Теория культурно-исторических типов Данилевского служила методологической основой славянофильской идеологии.

С точки зрения Данилевского, каждый культурно-исторический тип в своем развитии проходит несколько стадий: 1) «бессознательный», когда народы еще не вышли на историческую арену и пребывают на уровне «этнографического материала»; 2) период государственного становления, формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов; 3) период расцвета цивилизации; 4) период упадка.

По мнению Данилевского, история человечества – это история борьбы цивилизаций с окружающей средой.

3. Психологическое направление. Кареев.

Все фундаментальные проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии. Все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами. Поэтому социология должна быть тесно связана с психологией и основной своей целью иметь познание законов психического взаимодействия

4. Субъективная социология. Лавров, Михайловский.

Критерием общественного прогресса является человек. Поэтому социология должна изучать человека и человеческую деятельность. Недооценивал закономерности общественного развития и влияния социальной среды на развитие человека.

Михайловский выделял 2 стороны своего субъективного метода. 1. Метод направлен на изучение помыслов человека, а так же на изучение субъективной позиции самого социолога. 2. Метод направлен на поиск оптимальных форм солидарности между людьми.

Уделял внимание решению проблемы взаимодействия общества и личности. Исследовал социально-психологическое взаимодействие лидера и масс.

5. Неопозитивизм. Сорокин.

Разработал теорию социальной стратификации (расслоения общества) и мобильности (переход из одного слоя в другой). Большое значение придается вопросам социального равенства. Противник революции, выступал за эволюционный путь развития. Выступил с идеей конвергенции, согласно которой капиталистический и коммунистический типы общества сольются в некое третье общество, которое объединит большинство позитивных ценностей.

30-е годы – социология запрещается. 60-е годы – возрождение. 80-е годы второе возрождение (обязательный предмет в школе, открываются факультеты, издаются журналы).

Современные социологи: Здравомыслов, Ядоб, Левада, Коган, Рудневич, Заславская.


5. Основные направления современной социологии

 

Современная социология состоит из различных общепринятых теорий, каждая из которых анализирует отдельные стороны общества. Их можно классифицировать на основании схожего способа рассуждения.

В современной социологии выделяют 3 типа парадигм:

1. Структурные парадигмы анализируют общество в целом и на вопрос что первично структура или человек отвечают – структура.

Исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. К данному подходу относятся течения:

Структурно-функциональный анализ. Парсонс.

Подход ориентирован на вычленение структурных элементов общества и изучение их функций.

Теория социального конфликта. Дарендорф.

Считают что конфликты это нормальное явление для общества. При изучении конфликтов нужно обращаться не только к изучению экономических структур, но и духовным факторам.

2. Интепретивные парадигмы. Главное действующие лицо – человек. Задача социологии понять интерпретировать его поведение.

Утверждают, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. К данному подходу относятся течения:

Символический интеракционизм. Мид.

Акцент на изучение взаимодействия людей с помощью интерпретации символов (языка, жестов). Задача социологии состоит в изучении коммуникаций.

Феноменологическая социология. Шюц, Бергер.

Восприятие мира зависит от того, как человек определяет для себя те или иные события. Поэтому задача социологии сводится к изучению мнений и оценок людей.

Этнометодология. Гарфинкель, Сикурел.

Связана с символическим интеракционизмом, т.к. главным является изучение взаимодействия. Для этого необходимо использовать методы этнографии.

3. Объединительные парадигмы соединяют крайности предыдущих парадигм.

Сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида.

Теория социального действия. Хоманс.

Социальное действие – процесс обмена, который строится по принципу рациональности и выгоды. Задача социологии понять закономерность социального действия.

Интегральная социология. П.Сорокин.

Будущее общество – это общество конвергенции, т.к. оно будет сочетать в себе положительные черты и капитализма и социализма.

Теория структурации. Гидденс.

Классическая социология объясняла человеческое действие внешними социальными причинами, тогда как природу действия необходимо понимать на основании его структуры. Структура – это важный внутренний фактор действия. Структура и действие не могут существовать друг без друга.

Теория социальных изменений. Штомпка.

Изучать социальные изменения необходимо посредством изучения его структуры, агента(,) деятельности и действия.

 


6. Общество как целостная социокультурная система

 

Общество – взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий (М.Вебер).

Общество – система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности (Т.Парсонс).

Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности (К.Маркс).

Социология рассматривает общество конкретно как социальную организацию страны, хотя общество возникло 40 тысяч лет назад, когда не было ни стран, ни государств.

Общество составляют различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных, и только в рамках этих связей и отношений они могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма.

Признаки общества:

Общество – самая большая из проживающих на данной территории социальная группа.

Наличие собственной территории.

Собственная история и собственное название.

Собственная система управления.

Собственная культура.

Свойства общества как системы:

Целостность.

Социальность (взаимодействие людей).

Устойчивость.

Автономность и самодостаточность.

Способность к саморегуляции.

Открытость.

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

основные сферы общественной жизни – экономическая, духовная, социальная

социальные группы:

классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта; люди города и деревни; представители умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы)

социальные институты

В основе развития социальной структуры общества лежат: 1) общественное разделение труда и 2) отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда. Отношение собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

Функции общества:

Материально-экономическое обеспечение.

Регулирование общественных отношений.

Воспроизводство человеческого общества.

Духовно-культурные функции, развитие искусства.

 


7. Типология обществ. Современное общество, тенденции его развития

 

Выделяют:

По критерию цивилизованности

Простое общество – первобытнообщинное, для него характерно социальное равенство  и не политическая организация общества.

Сложное общество – социальное неравенство, политика как орган управления, цивилизованность.

Типы обществ:

Первобытнообщинное

Рабовладельческое

Феодальное

Капиталистическое

Социалистическое

 

Открытые

Закрытые

 

Традиционное или аграрное общество возникло 10 тысяч лет назад. Источник богатства – земля, основная сфера деятельности – сельское хозяйство, основная сила – крестьянство.

Современное общество:

         Индустриальное – возникло 300 лет назад в связи с промышленной революцией. Источник богатства – средства промышленного производства. Основная сфера жизнедеятельности – промышленность. Основная сила – рабочий класс.

         Информационное – возникает в начале 80-х годов в США, Японии. Источник богатства – информация, знания. Основная сфера жизнедеятельности – информационные услуги, возрастает роль образования, главным критерием общества выступает человек.

Тенденцией развития общества является его гуманизация.


8. Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития общества

Вопрос об этапах развития общества является дискуссионным.

1. Формационный подход.

Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, возникший на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре формации выделяется экономический базис и надстройку. Экономический базис – это совокупность производственных отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка – это совокупность правовых, политических, религиозных и других отношений между людьми не охватываемых базисом. Тип надстройки определяется характером базиса. В тоже время надстройка обладает относительной самостоятельностью и может влиять на базис. Базис составляет основу формации. Производственные отношения (базис) и производственные силы (люди, средства производства) составляют способ производства материальных благ. Производственные силы наиболее динамичный элемент способа производства. Они развиваются быстрее и на определенной стадии вступают в конфликт с производственными отношениями. Конфликт разрешается через революцию, в результате которой изменяются производственные отношения и формируется новая экономическая формация. Выделяют 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

2. Цивилизационный подход.

Цивилизация – ступень развития общества, его культуры, науки и техники.

Основные черты цивилизации:

Культура. Товарное производство. Предоставление комфорта все большему числу людей. Политическая организация общества, наличие государств. Появление моногамной семьи.

Цивилизационный подход признает существование в мире различных и равноправных цивилизаций. Каждая из них уникальна, но вместе с тем содержит общие черты.

На сегодняшний день выделяют цивилизации:

Христианская. Индо-буддийская. Китайско-конфуцианская. Исламская. Þ Западная и восточная цивилизации.

В России – российская цивилизация.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии; 2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе; 3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический  метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности; 4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации; 5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное  значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в том, что эта теория разделяет всемирную историю во времени и пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности, что может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Другая слабость заключается в аморфности критериев выделения  типов цивилизации. Это выделение  сторонниками данного  подхода осуществляется  по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы  обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития общества не противоречат, а дополняют друг друга.

 


9. Социальные изменения, их формы

 

Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие – это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д.

Термин социальное изменение в научном обороте недавно. До 80-х годов критерием общественного прогресса считали развитие производственных сил. В 80-90-х годах в качестве критерия предлагается гуманизация или создание условий для развития человечества.

Источники социальных изменений:

Постоянная деятельность людей по удовлетворению своих потребностей.

Изменение природных основ социальной жизни (Гумилев).

Изменения в экономике и орудий труда (Маркс).

Изменения в системе духовных ценностей (Вебер, Сорокин).

Формы социальных изменений:

Эволюция – это частичное, постепенное изменение, которое осуществляется как устойчивые тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств или элементов социальной системы. Переход из одного общества к другому эволюционным путем происходит следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население; 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; 3) отсюда возникает угроза сплоченности общества; 4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.

Социальные изменения можно организовать сознательно и в этом случае они принимают форму социальных реформ, но могут быть и стихийным процессом.

Революция – радикальное качественное изменение, которое предполагает коренную ломку социальной системы. Революции носят всеобщий и скачкообразный характер, как правило, опираются на насилие. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразование во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений.

К революционным изменениям относят модернизацию – революционный переход от доиндустриальному к индустриальному обществу путем комплексных реформ растянутых во времени.

Существуют 2 вида модернизации:

Органическая модернизация – результат собственного развития страны.

Неорганическая модернизация – шаги предпринимаемые правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.

 

 


10. Социальные группы: общая характеристика и классификация

 

Социальная группа – объединение людей, имеющих общие социальные признаки и находящихся в прямом или косвенном взаимодействии.

Численность групп превышает численность индивидов т.к. один человек может состоять в нескольких группах.

Социальная группа характеризуется: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2)относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава; 4)вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Различают:

Номинальные группы – условные статистические образования (пассажиры, покупатели порошка).

Реальные группы – реально существующие группы (возраст, пол, профессия, образование и т.п.).

Временные группы – создаются для выполнения определенной задачи.

Постоянные группы – существуют длительное время.

Малые группы – не многочисленные группы (3-20 чел.), члены группы находятся в непосредственном общении, сплочены (семья, школьный класс).

Большие группы – объединяют значительное число членов, личные контакты не обязательны, низкая групповая сплоченность (телеаудитория).

Первичные группы – связаны с осуществлением первичной социализации, как правило это малые группы (семья, группа сверстников).

Вторичные группы – связаны со вторичной социализацией, как правило это большие, формальные группы (рабочий коллектив).

Формальным группам присущи черты организации – цель, нормы, функции (полит.партии).

Неформальные группы – общие интересы, личные контакты, нерегламентированность поведения (группа друзей).

Внутри формальной группы часто возникают неформальные.

Группа членства – группы в которой индивид состоит.

Референтная группа – реальная или воображаемая группа, членом которой индивид хочет стать.

Ингруппы – группа, где человек чувствует себя «как свой».

Аутгруппа – человек ощущает себя чужим.

По степени организации выделяют социальные группы и социальные агрегации (нет взаимодействия, нет общих интересов).


11. Социальные организации: основные черты, структура, виды.

 

Социальная организация – это искусственное образование.

Социальная организация – способ объединения индивидов, социальных групп для консолидации усилий в процессе взаимодействия.

Социальная организация – наиболее удобный способ групповой деятельности.

Черты социальной организации:

1)        Она обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.

2)        Ради достижения цели члены организации вынуждены распределиться по ролям и статусам. Следовательно, социальная организация представляет собой сложную взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые исполняются входящими в нее членами. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются социальным статусом человека, социальными ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации.

3)        Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры. Однако более существенным для понимания организации является то, что они всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы. Необходимость управляющей системы вызвана потребностью координации разнонаправленной деятельности горизонтальных структур. Иерархичность же  построения организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.

4)        Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации. Среди этих средств значительную роль играют так называемые институциональные, или внутриорганизационные нормы, т.е. нормы, которые создаются деятельностью особых институтов, обладающих на это особыми полномочиями. Данные институты осуществляют и проводят нормативные требования в жизнь, поддерживают их своей особой властью и влиянием, контролируют их осуществление и применяют свои санкции.

5)        Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. На базе соединения различных элементов организации в целое создается организационный или кооперативный эффект. Организационный эффект означает синергию, прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий ее участников.

Структура:

Формальная организация – это система отношений предполагающая официально установленные статусы, программы деятельности, нормы и правила деятельности.

Основа формальной организации – разделение труда. Особым видом труда выступает управление, поэтому формальную организацию называют бюрократической организацией. Бюрократия выполняет не только положительную функцию (высокая хозяйственная экономическая эффективность: точность, быстрота, знания, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность), но и отрицательную (игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости, злоупотребление властью). Усиление бюрократии показатель неэффективности организации.

Неформальная организация – спонтанно складывающаяся система отношений в результате длительного межличностного или группового общения. Как правило, неформальные организации возникают там, где формальные организации не выполняют свои функции.

Виды социальных организаций по Пригожину:

-         деловые организации (государственные, муниципальные, частные предприятия, создаваемые в разных сферах деятельности);

-         союзные организации – форма общественного самоуправления (политические партии, профсоюзы);

-         ассоциативные организации – полуорганизации, скорее социальные группы, существующие за счет взаимного удовлетворения интересов своих членов (семья, группа друзей);

-         поселенческие организации – полуорганизации, объединяющие людей на определенной территории для достижения каких-либо целей.


12. Социальные институты, их роль в жизни общества. Типология социальных институтов.

 

Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая и организованная форма деятельности людей.

Институт – высшая форма социальной организации.

Каждый социальный институт включает:

- определенную сферу деятельности,

- учреждения для организации совместной деятельности,

- социальную группу, которая занимается этой деятельностью,

- нормы, санкции,

- материальные средства.

Функции социального института:

- удовлетворение жизненно важных потребностей общества;

- регулирование общественных отношений посредством норм и законов.

Неспособность социальных институтов выполнять свои функции и удовлетворять общественные потребности – дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенность функций, в падении его социального престижа и авторитета. Вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, т.е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Принято выделять:

Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующие воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующие – общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-либо объединений.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!