Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по психологии»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Вопрос 1. Охарактеризуйте моральные нормы и принципы в работе юриста

 

    Круг социальных норм, которыми повседневно руководствует­ся человек, в решающей степени зависит от сферы трудовой дея­тельности лица, его профессии. Общие моральные принципы и нор­мы трудовой морали конкретизируются в конкретных нормах, ре­гулирующих профессиональные отношения работников внутри уч­реждения и отношения их с гражданами вовне. Профессиональная мораль отражает общественное разделение труда и служит регу­лятором тех видов деятельности, в которых объектом труда явля­ется непосредственно человек. В этом смысле можно говорить о профессиональной этике учителя, врача, ученого, юриста, журна­листа, воинской этике, спортивной этике и т.д.

    Профессионализм — хорошее владение своей профессией, пол­ное соответствие работника требованиям данного рода деятельно­сти. Оценка работника, специалиста, гласящая, что “он — профес­сионал”, является важным позитивным компонентом в содержании его характеристики. Профессионализм лица включает знание дела, совокупность навыков и умений специального характера. К важ­ным достоинствам работника принадлежит добросовестное отно­шение к делу, которое он исполняет, делает. Начало добросовестно­сти — это проявление моральных качеств лица. К положительным качествам руководящих работников относится наличие организаторских способностей, умения работать с людьми.

    Профессия юриста имеет свои специфические особенности, что предъявляет высокие требования к деловым и моральным качест­вам работника, обязывает ем хорошо знать право, другие социаль­ные нормы, которые регулируют служебную деятельность юриста. Правовед, призванный осуществлять благородную функцию защи­ты прав человека, его достоинство и честь, интересы общества и государства, воспитывать у граждан уважение к закону — это знаток права, правовой жизни общества, преданный своему делу, нрав­ственно стойкий человек. Профессионализм юриста органически соединяет добросовестность и знание дела. добросовестное отноше­ние к службе, честность, неподкупность, принципиальность, граж­данское мужество, справедливость — неотъемлемые его качества.

    Какой бы пост ни занимал юрист, он всегда обязан помнить, что атмосфера уважения к человеку должна царить в каждом уч­реждении. Правовед, находящийся на государственной службе и выполняющий функции следователя, прокурора, судьи, занимаю­щий другие должности в государственном аппарате, должен созна­вать, что от качества его деятельности зависит авторитет государ­ственного органа, государства в целом. В его служебной деятельно­сти находит выражение “частица” государственной власти, кото­рой он обладает в соответствии с занимаемой должностью. Это обя­зывает юриста с высокой ответственностью пользоваться предос­тавленными ему по должности правами, беречь и повседневно ук­реплять авторитет того государственного органа, в котором он ра­ботает.

    В служебной деятельности юрист сталкивается со многими и весьма разными людьми. Он разбирает дела, в которых перепле­лись часто противоречивые интересы различных по своему харак­теру, социальному положению граждан. Обязанностью и нормой дея­тельности юриста является хорошее знание психологии человека, общей социальной и судебной психологии. Юрист выступает в из­вестном смысле знатоком в области человековедения.

    Особенностью профессиональной деятельности юриста явля­ется то, что его служебные функции осуществляются при строгом соблюдении требований закона, права. Юрист повседневно имеет дело с толкованием и применением норм права в органической свя­зи с нормами морали. Профессиональная мораль юриста не отгоро­жена от общественной нравственности, а представляет собой ее конкретизацию применительно к юридической сфере деятельно­сти. Нормы профессиональной деятельности юриста — это состав­ная часть общей системы морали; они выражают принципы спра­ведливости, гуманизма, служения закону.

    Профессиональная этика юриста опирается на регулятивные возможности морали во взаимодействии с правом, многие принци­пы и нормы которого имеют непосредственно нравственное содер­жание. Требования профессиональной морали правоведа, правоза­щитника находят выражение в различных кодексах и прежде всего в Гражданском, Уголовном, а также в ГПК и УПК. Юрист часто сталкивается с лицами, находящимися в конфликтной ситуации. Служебным долгом работника юстиции является требование не толь­ко соблюдать нормы права, но и проявлять необходимый профес­сиональный такт, внимание к морально-психологическим пережи­ваниям человека. Верно сказано: “Тактичность — это вежливость начеку”. Работник правоохранительных органов, правозащитник обязан находить в себе нравственные силы, чтобы предотвратить заболевание душевной черствостью, бюрократизмом.

    Ряд вопросов этического характера возникают в практической деятельности юристов в связи с принципом презумпции невинов­ности. Подозреваемый, обвиняемый еще не является преступником. Никто не может быть признан виновным в совершении преступле­ния, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по при­говору суда. Этот принцип имеет большое значение, вытекает из признания достоинства человека, его права на полноценную жизнь. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невинов­ности в уголовном процессе предостерегает юристов, связанных с рассмотрением конкретного дела от произвола обвинительного ук­лона в рассмотрении обстоятельств дела.

    Особенности профессиональной деятельности юриста имеют свои проявления в деятельности отдельных представителей правоохранительных органов и учреждений. В этом смысле применяют­ся понятия “судебная этика”, “адвокатская этика”, “этика работника милиции”. Термин “судебная этика” в широком смысле слова включает нормы деятельности судей, прокуроров следователей, адвокатов. Конечно, этот термин не охватывает в полном объеме профессиональную нравственность всех юристов. Ведь правоведы работают в нотариате, в милиции, в других государственных, хо­зяйственных и других учреждениях и органах, в местах лишения свободы. Применительно к отдельным представителям юридиче­ской профессии можно говорить об этике судьи, прокурора, юрис­консульта, следователя. О проявлениях профессиональной этики юриста можно говорить применительно к особым моментам слу­жебной деятельности работника, который на данном этапе руко­водствуется этическими нормами, выработанными в определенной сфере общественной практики. В этом смысле мы говорим об “эти­ке судебного процесса”, “этике очной ставки” и т.п.

    Большие душевные силы, такт, понимание возрастных особен­ностей человека необходимы юристу, рассматривающему дела не­совершеннолетних правонарушителей. Культура правоохранитель­ной и правовоспитательной деятельности выражается также в уме­нии юриста разумно оценить и умело применить эстетические нор­мы и правила, правила приличия. Это проявляется и в одежде, и в манере держаться с достоинством, в языке выступлений, и в обста­новке официальных помещений. Воспитание профессиональной эти­ки юриста является важной составной частью учебного процесса в юридических учебных заведениях.

    Построение гражданского общества и правового государства в демократической России, других независимых государствах, воз­никших на территории бывшего Союза ССР, представляет собой длительный процесс, включающий преодоление административно-командной системы и создание позитивного, созидательного духа в сфере материальной, социально-политической и духовной жизни общества. Среди этих мер важное значение имеет демократизация государственной жизни, осуществление реформы государственной службы, правовой реформы, совершенствование подготовки юри­дических кадров.

    Государственная власть, общественность страны осуждают проявления беззакония, коррупции, произвола в деятельности пра­воохранительных органов. Развернута критика бескультурья, аморализма и лицемерия, не столь редко встречающихся и в нами дни в работе государственных служащих, в том числе в работе право­охранительных органов, в работе юристов, занятых в негосударст­венных учреждениях.

    Известно, что в последние годы советского периода в развитии нашей страны такое зло, как разрыв между словом и делом, пора­зило всю командно-административную систему, проявлялось раз­двоение морали на декларируемую и практикуемую. Бюрократизм государственного аппарата отчуждал граждан от государства, под­рывал доверие людей к правоохранительным органам. Свидетель­ством попрания общественной нравственности является так назы­ваемое “телефонное право”, т.е. вопиющее нарушение принципа независимости суда, порочная практика подчинения работников государственных органов воле того, кто “наверху”, занимает высо­кое, “выгодное” место.

    В бюрократическом аппарате есть и чиновничья безликость и угодничество, и коррупции, и лицемерие. ”Умение обращаться”, при­сущее чиновникам царского государственного аппарата, талантли­во и с большим юмором описанное Н.В. Гоголем в поэме “Мертвые души”, вошло в жизнь российских чиновников новых поколений и присуще многим чиновникам в настоящее время. Вульгарная поли­тизация всей работы правоохранительных органов государства под­рывала веру в закон у самих юристов, толкала их на нарушение профессиональной этики. Жизнь показала, что установки “полити­ка превыше всего”, “цель оправдывает средства”, “план — любой ценой” ведут к беззаконию, нарушениям прав человека.

    Конечно, и в тех условиях были честные, порядочные люди, высококвалифицированные профессионалы, которые критически смотрели на моральные пороки действительности, были неприми­римы к несправедливости и аморализму, хранили в сознании и руководствовались в работе известным со школьных лет суждени­ем: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Но рядом с ними и над ними были те, для которых чванство, высокомерие, бескульту­рье — органическая черта характера, уродливо проявляющаяся в служебных отношениях. Это проявлялось даже в формах обраще­ния с подчиненными работниками, в языке должностных лиц, обле­ченных властью даже к старшему по возрасту работнику такой руководитель обращался на ты ,а тот отвечал и обращался к нему на “вы”. В служебных кабинетах и даже более широкой аудитории звучала “ненормативная лексика” и это выдавалось и кое-где вы­дается в настоящее время за “близость к народу”.

    В ходе реформ государственности, экономических преобразо­вании, утверждения рыночных отношений вопросы нравственной жизни общества приковывают внимание широких слоев населения России, что находит выражение и в повышении моральных требо­ваний, предъявляемых к государственным служащим, работникам правоохранительных органов. На государственном уровне приняты и реализуются меры законодательного, морально-этического и организационного характера, которые тесно связаны с социально-экономическими преобразованиями. Вошла в политическую и нравст­венную жизнь государства и общества стран СНГ присяга прези­дента, значительное внимание в верховных органах государства уделяется вопросам депутатской этики. Приняты акты о деклари­ровании чиновниками и членами их семей доходов.

    В организации и проведении работы по совершенствованию морально-этических отношений в государственной службе исполь­зуется опыт высокоразвитых государств, в том числе опыт, накоп­ленный в США. О морально-правовом статусе парламентариев и государственных служащих в высокоразвитых капиталистических странах, о вопросах этики государственной службы содержатся интересные положения в книге М.Н. Марченко “Политические тео­рии и политическая практика в развитых капиталистических стра­нах”.

    В Российской федерации создан и функционирует Конститу­ционный Суд, к деятельности которого привлечено внимание насе­ления страны. Члены Конституционного Суда обрели строгое одея­ние черного цвета, а Председатель Суда еще и профессиональную эмблему с лентой на шее. В этой связи следует заметить, что все судьи России должны иметь строгую и торжественную форму, со­ответствующую той высокой роли, которую судьи призваны играть в правовом государстве.

    Этика взаимоотношений юридических работников друг с дру­гом, с гражданами во вне зависит от дальнейшего развития законо­дательства, регулирующего деятельность соответствующих орга­нов, а также развития гражданского, трудового, уголовного, адми­нистративного права. Совершенствование профессиональной этики юриста связано с ростом как общей культуры общества, так и та­ких ее составляющих, как нравственная и правовая культура.

    Возникающие некоторые вопросы профессиональной этики юриста должны обдумываться и решаться в увязке с такими фак­торами демократизации общества, как гласность, возникновение новых, а иногда и восстановление старых многовековых традиции, восстановлением и расширением роли религии, церковных органи­заций разных конфессий в общественной жизни, некоторых госу­дарственных структурах.

    В условиях гласности юрист, какую бы должность он ни зани­мал, обязан быть весьма щепетильным в общении со средствами массовой информации, чтобы не навредить делу, человеку, судьба которого пересеклась со служебными функциями правоведа. Закон о государственной службе не накладывает каких-либо ограничений на свободу совести, вероисповедания работника государственного аппарата, в том числе работников правоохранительных органов. Но в жизненных отношениях возникают ситуации, которые обязывают юриста (судья, прокурор, следователь) взвешенно подходить к участию в религиозных церемониях, не афишировать свою принад­лежность к определенной конфессии в связи с тем, что церковь отделена от государства. В то же время следует учитывать, что в России действуют церкви, мечети, молитвенные дома, синагоги, другие религиозные учреждения. У граждан, принадлежащих к разным вероисповеданиям, не должно возникнуть чувство религи­озной предвзятости к должностному лицу государственного аппа­рата, защитнику прав человека. Повышение профессиональной культуры, этики юриста вклю­чает и большую работу по культуре речи, этике языкового строя. Речь, ораторское мастерство — одни из важных показателей куль­туры юриста, свидетельство его интеллектуальных, этических и эстетических достоинств. В современных условиях жизни России утверждаются новые формы обращения к лицам в официальной и бытовой обстановке, на массовых собраниях. Известно, что офици­альное обращение к судье, прокурору, следователю, работнику ми­лиции — “гражданин”. Почтительное, уважительное обращение к судье в США — “сэр”. Утвердится ли в официальных учреждени­ях, юридических в том числе, обращение “господин” или сохранит­ся благородное и демократическое по своей природе, но получив­шее обывательское, с привкусом криминального звучания “граж­данин”? Такого рода вопросы обсуждаются в печати.   Профессиональная мораль лица, его трудовая функция тесно связаны с бытовыми, семейными, родственными отношениями. По­этому для общей моральной оценки работника госаппарата, юриста имеет значение и его отношение к ситуации, в которой переплета­ются служебные и родственные отношения. В определенных случа­ях закон регламентирует выбор судьи, следователя, прокурора при возникновении коллизии служебных и родственных отношении. В нашем обществе в бытовых отношениях преодолено упро­щенное лицемерное в определенном смысле отношение к алкоголь­ным напиткам. Злоупотребление спиртными напитками для госу­дарственного служащего, правоведа и правозащитника представ­ляется грубым нарушением общей и профессиональной этики. К сожалению, в правоохранительных органах, среди юристов есть немало людей, которые отдают дань Бахусу, следуя русским по­словицам: “Чарка вина прибавит ума. Пей до дна, наживай ума”; “Для почину выпить по чину”. Престиж юриста, государственного органа, в котором он работает, предполагает разумное поведение лица в сфере имущественных, семейных отношений взыскатель­ность в выборе и поддержании приятельских связей, развитое чув­ство достоинства.1


Вопрос 2. Укажите этапы общения

 

 

    В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);

3) обсуждение вопроса, проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

    В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.

    Именно сознательным вычленением этих этапов и их регу­ляцией определяется во многом эффективность делового обще­ния.

    Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто не­успех делового общения предопределен с самого начала: не­удавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

    Задача контактной фазы — побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. По мнению психо­логов, существуют защитные психологические механизмы, кото­рые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны.

    При установлении контакта нужно прежде всего продемон­стрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Ненужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало на­чалу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим доброжелательную атмосферу. Далее — обращение словесное, приветствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, вклю­читься в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только для того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

    Не следует вступать в контакт, когда собеседник за­нят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов “Я”, “Мне”, лучше на­чать разговор словами “Вы”, “Ты” (“Вам не кажется...”, “Ты не мог бы...” и т.п.), “наполнять” контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.

    Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера вкруг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

         вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;

         выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

         начать решение основной задачи общения.

    Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения — это своего рода искусство. Хороша здесь уместная шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое со­стояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием — присвоить собеседнику желательное качество: “Зная Вашу старательность...”, “Вы такой настойчивый...”. Не менее эффективна похвала в адрес собесед­ника, напоминание о приятных событиях, сообщение интерес­ной информации для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: “Помогите, пожалуйста”, “Вот кстати”, “Как хорошо, что Вы рядом” и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием “поделись трудностями” для включения партнера в активное совместное об­суждение.

    Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уров­ня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его “зеркалом”, войти в его образ: повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая); поставить его в роль эксперта: “Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы” и т.д.

    Правильное распределение ролей по принципу доминирование —подчинение также необходимо для обеспечения успешного дело­вого общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: “пристройка сверху”, “пристройка снизу” и “пристройка на равных”. Практически это градации использова­ния так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помо­щью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

    Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навя­зывание собеседнику определенной дистанции служат отличи­тельными признаками классической техники доминирования — “пристройка сверху”. Противоположные признаки — приниженная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру — “пристройка сни­зу”. Партнерское взаимодействие — синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисун­ка обмена взглядами — пристройка на равных

    В том случае, если негласная договоренность о распределе­нии ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, на­пример, собеседник избрал роль “мудрого наставника”, то нуж­но соответственно либо принять роль “почтительного ученика”, либо тактично добиваться желательного распределения ролей —два эксперта.

    Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с соци­ально-психологической точки зрения характерны эффект кон­траста и эффект ассимиляции.

    Действие эффекта контраста заключается в том, что, указы­вая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически уда­ляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.

    Для достижения успеха в деловом обсуждении важно под­черкнуть единство позиций.

    При разногласиях обязательное правило успешного обсужде­ния — контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его лично­стью, его личными качествами.

    На фазе обсуждения и принятия решения очень значима на­правленность на партнера, включение его в обсуждение поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

    Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуж­дению, чтобы решение получилось общим. Если же общее ре­шение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение.

    В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, ко­торое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие де­ловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта — приветливость.1

 


Вопрос 3. Назовите этапы составления карты конфликта

 

    Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х. Корнелиусом и Ш. Фейером. С ее помощью можно наметить общую стратегию, наиболее ха­рактерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций.

    В первую очередь следует постараться определить:

• проблему конфликта в общих чертах (например, при кон­фликте из-за объема выполняемых работ следует соста­вить диаграмму распределения нагрузки);

• истинную причину конфликта (хотя часто сделать это очень трудно);

• действительных участников конфликта (отдельные со­трудники, группы, отделы или организации);

• подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта, так как именно они лежат в осно­ве практически любого конфликта;

• существовавшие до конфликтной ситуации межличност­ные отношения участников конфликта;

• отношение к конфликту лиц, не участвующих в нем, но заинтересованных в позитивном его разрешении.

    По мнению специалистов, такая карта позволит:

1) ограничить дискуссию определенными формальными рам­ками, что в значительной степени поможет избежать чрезмер­ного проявления эмоций, так как сам процесс составления карты требует переключения сознания человека с эмоций на разум, мышление;

2) создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

3) уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

4) создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть про­блему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

5) выбрать наиболее оптимальные пути разрешения кон­фликта.

    Однако прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

• хотите ли благоприятного исхода;

• что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

• как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;

• нужен ли посредник для разрешения конфликта;

• в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше от­крыться, найти общий язык и выработать решения.1



1 Профессиональная этика юриста / Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах // Под ред. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М., 1998. С. 79-84

1 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов // Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1997. С.

1 Психология и этика делового общения. Указ. соч. С. 191-192

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!