Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Вопрос 1. Охарактеризуйте моральные нормы и принципы в работе юриста
Круг социальных норм, которыми повседневно руководствуется человек, в решающей степени зависит от сферы трудовой деятельности лица, его профессии. Общие моральные принципы и нормы трудовой морали конкретизируются в конкретных нормах, регулирующих профессиональные отношения работников внутри учреждения и отношения их с гражданами вовне. Профессиональная мораль отражает общественное разделение труда и служит регулятором тех видов деятельности, в которых объектом труда является непосредственно человек. В этом смысле можно говорить о профессиональной этике учителя, врача, ученого, юриста, журналиста, воинской этике, спортивной этике и т.д.
Профессионализм — хорошее владение своей профессией, полное соответствие работника требованиям данного рода деятельности. Оценка работника, специалиста, гласящая, что “он — профессионал”, является важным позитивным компонентом в содержании его характеристики. Профессионализм лица включает знание дела, совокупность навыков и умений специального характера. К важным достоинствам работника принадлежит добросовестное отношение к делу, которое он исполняет, делает. Начало добросовестности — это проявление моральных качеств лица. К положительным качествам руководящих работников относится наличие организаторских способностей, умения работать с людьми.
Профессия юриста имеет свои специфические особенности, что предъявляет высокие требования к деловым и моральным качествам работника, обязывает ем хорошо знать право, другие социальные нормы, которые регулируют служебную деятельность юриста. Правовед, призванный осуществлять благородную функцию защиты прав человека, его достоинство и честь, интересы общества и государства, воспитывать у граждан уважение к закону — это знаток права, правовой жизни общества, преданный своему делу, нравственно стойкий человек. Профессионализм юриста органически соединяет добросовестность и знание дела. добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость — неотъемлемые его качества.
Какой бы пост ни занимал юрист, он всегда обязан помнить, что атмосфера уважения к человеку должна царить в каждом учреждении. Правовед, находящийся на государственной службе и выполняющий функции следователя, прокурора, судьи, занимающий другие должности в государственном аппарате, должен сознавать, что от качества его деятельности зависит авторитет государственного органа, государства в целом. В его служебной деятельности находит выражение “частица” государственной власти, которой он обладает в соответствии с занимаемой должностью. Это обязывает юриста с высокой ответственностью пользоваться предоставленными ему по должности правами, беречь и повседневно укреплять авторитет того государственного органа, в котором он работает.
В служебной деятельности юрист сталкивается со многими и весьма разными людьми. Он разбирает дела, в которых переплелись часто противоречивые интересы различных по своему характеру, социальному положению граждан. Обязанностью и нормой деятельности юриста является хорошее знание психологии человека, общей социальной и судебной психологии. Юрист выступает в известном смысле знатоком в области человековедения.
Особенностью профессиональной деятельности юриста является то, что его служебные функции осуществляются при строгом соблюдении требований закона, права. Юрист повседневно имеет дело с толкованием и применением норм права в органической связи с нормами морали. Профессиональная мораль юриста не отгорожена от общественной нравственности, а представляет собой ее конкретизацию применительно к юридической сфере деятельности. Нормы профессиональной деятельности юриста — это составная часть общей системы морали; они выражают принципы справедливости, гуманизма, служения закону.
Профессиональная этика юриста опирается на регулятивные возможности морали во взаимодействии с правом, многие принципы и нормы которого имеют непосредственно нравственное содержание. Требования профессиональной морали правоведа, правозащитника находят выражение в различных кодексах и прежде всего в Гражданском, Уголовном, а также в ГПК и УПК. Юрист часто сталкивается с лицами, находящимися в конфликтной ситуации. Служебным долгом работника юстиции является требование не только соблюдать нормы права, но и проявлять необходимый профессиональный такт, внимание к морально-психологическим переживаниям человека. Верно сказано: “Тактичность — это вежливость начеку”. Работник правоохранительных органов, правозащитник обязан находить в себе нравственные силы, чтобы предотвратить заболевание душевной черствостью, бюрократизмом.
Ряд вопросов этического характера возникают в практической деятельности юристов в связи с принципом презумпции невиновности. Подозреваемый, обвиняемый еще не является преступником. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда. Этот принцип имеет большое значение, вытекает из признания достоинства человека, его права на полноценную жизнь. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности в уголовном процессе предостерегает юристов, связанных с рассмотрением конкретного дела от произвола обвинительного уклона в рассмотрении обстоятельств дела.
Особенности профессиональной деятельности юриста имеют свои проявления в деятельности отдельных представителей правоохранительных органов и учреждений. В этом смысле применяются понятия “судебная этика”, “адвокатская этика”, “этика работника милиции”. Термин “судебная этика” в широком смысле слова включает нормы деятельности судей, прокуроров следователей, адвокатов. Конечно, этот термин не охватывает в полном объеме профессиональную нравственность всех юристов. Ведь правоведы работают в нотариате, в милиции, в других государственных, хозяйственных и других учреждениях и органах, в местах лишения свободы. Применительно к отдельным представителям юридической профессии можно говорить об этике судьи, прокурора, юрисконсульта, следователя. О проявлениях профессиональной этики юриста можно говорить применительно к особым моментам служебной деятельности работника, который на данном этапе руководствуется этическими нормами, выработанными в определенной сфере общественной практики. В этом смысле мы говорим об “этике судебного процесса”, “этике очной ставки” и т.п.
Большие душевные силы, такт, понимание возрастных особенностей человека необходимы юристу, рассматривающему дела несовершеннолетних правонарушителей. Культура правоохранительной и правовоспитательной деятельности выражается также в умении юриста разумно оценить и умело применить эстетические нормы и правила, правила приличия. Это проявляется и в одежде, и в манере держаться с достоинством, в языке выступлений, и в обстановке официальных помещений. Воспитание профессиональной этики юриста является важной составной частью учебного процесса в юридических учебных заведениях.
Построение гражданского общества и правового государства в демократической России, других независимых государствах, возникших на территории бывшего Союза ССР, представляет собой длительный процесс, включающий преодоление административно-командной системы и создание позитивного, созидательного духа в сфере материальной, социально-политической и духовной жизни общества. Среди этих мер важное значение имеет демократизация государственной жизни, осуществление реформы государственной службы, правовой реформы, совершенствование подготовки юридических кадров.
Государственная власть, общественность страны осуждают проявления беззакония, коррупции, произвола в деятельности правоохранительных органов. Развернута критика бескультурья, аморализма и лицемерия, не столь редко встречающихся и в нами дни в работе государственных служащих, в том числе в работе правоохранительных органов, в работе юристов, занятых в негосударственных учреждениях.
Известно, что в последние годы советского периода в развитии нашей страны такое зло, как разрыв между словом и делом, поразило всю командно-административную систему, проявлялось раздвоение морали на декларируемую и практикуемую. Бюрократизм государственного аппарата отчуждал граждан от государства, подрывал доверие людей к правоохранительным органам. Свидетельством попрания общественной нравственности является так называемое “телефонное право”, т.е. вопиющее нарушение принципа независимости суда, порочная практика подчинения работников государственных органов воле того, кто “наверху”, занимает высокое, “выгодное” место.
В бюрократическом аппарате есть и чиновничья безликость и угодничество, и коррупции, и лицемерие. ”Умение обращаться”, присущее чиновникам царского государственного аппарата, талантливо и с большим юмором описанное Н.В. Гоголем в поэме “Мертвые души”, вошло в жизнь российских чиновников новых поколений и присуще многим чиновникам в настоящее время. Вульгарная политизация всей работы правоохранительных органов государства подрывала веру в закон у самих юристов, толкала их на нарушение профессиональной этики. Жизнь показала, что установки “политика превыше всего”, “цель оправдывает средства”, “план — любой ценой” ведут к беззаконию, нарушениям прав человека.
Конечно, и в тех условиях были честные, порядочные люди, высококвалифицированные профессионалы, которые критически смотрели на моральные пороки действительности, были непримиримы к несправедливости и аморализму, хранили в сознании и руководствовались в работе известным со школьных лет суждением: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Но рядом с ними и над ними были те, для которых чванство, высокомерие, бескультурье — органическая черта характера, уродливо проявляющаяся в служебных отношениях. Это проявлялось даже в формах обращения с подчиненными работниками, в языке должностных лиц, облеченных властью даже к старшему по возрасту работнику такой руководитель обращался на ты ,а тот отвечал и обращался к нему на “вы”. В служебных кабинетах и даже более широкой аудитории звучала “ненормативная лексика” и это выдавалось и кое-где выдается в настоящее время за “близость к народу”.
В ходе реформ государственности, экономических преобразовании, утверждения рыночных отношений вопросы нравственной жизни общества приковывают внимание широких слоев населения России, что находит выражение и в повышении моральных требований, предъявляемых к государственным служащим, работникам правоохранительных органов. На государственном уровне приняты и реализуются меры законодательного, морально-этического и организационного характера, которые тесно связаны с социально-экономическими преобразованиями. Вошла в политическую и нравственную жизнь государства и общества стран СНГ присяга президента, значительное внимание в верховных органах государства уделяется вопросам депутатской этики. Приняты акты о декларировании чиновниками и членами их семей доходов.
В организации и проведении работы по совершенствованию морально-этических отношений в государственной службе используется опыт высокоразвитых государств, в том числе опыт, накопленный в США. О морально-правовом статусе парламентариев и государственных служащих в высокоразвитых капиталистических странах, о вопросах этики государственной службы содержатся интересные положения в книге М.Н. Марченко “Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах”.
В Российской федерации создан и функционирует Конституционный Суд, к деятельности которого привлечено внимание населения страны. Члены Конституционного Суда обрели строгое одеяние черного цвета, а Председатель Суда еще и профессиональную эмблему с лентой на шее. В этой связи следует заметить, что все судьи России должны иметь строгую и торжественную форму, соответствующую той высокой роли, которую судьи призваны играть в правовом государстве.
Этика взаимоотношений юридических работников друг с другом, с гражданами во вне зависит от дальнейшего развития законодательства, регулирующего деятельность соответствующих органов, а также развития гражданского, трудового, уголовного, административного права. Совершенствование профессиональной этики юриста связано с ростом как общей культуры общества, так и таких ее составляющих, как нравственная и правовая культура.
Возникающие некоторые вопросы профессиональной этики юриста должны обдумываться и решаться в увязке с такими факторами демократизации общества, как гласность, возникновение новых, а иногда и восстановление старых многовековых традиции, восстановлением и расширением роли религии, церковных организаций разных конфессий в общественной жизни, некоторых государственных структурах.
В условиях гласности юрист, какую бы должность он ни занимал, обязан быть весьма щепетильным в общении со средствами массовой информации, чтобы не навредить делу, человеку, судьба которого пересеклась со служебными функциями правоведа. Закон о государственной службе не накладывает каких-либо ограничений на свободу совести, вероисповедания работника государственного аппарата, в том числе работников правоохранительных органов. Но в жизненных отношениях возникают ситуации, которые обязывают юриста (судья, прокурор, следователь) взвешенно подходить к участию в религиозных церемониях, не афишировать свою принадлежность к определенной конфессии в связи с тем, что церковь отделена от государства. В то же время следует учитывать, что в России действуют церкви, мечети, молитвенные дома, синагоги, другие религиозные учреждения. У граждан, принадлежащих к разным вероисповеданиям, не должно возникнуть чувство религиозной предвзятости к должностному лицу государственного аппарата, защитнику прав человека. Повышение профессиональной культуры, этики юриста включает и большую работу по культуре речи, этике языкового строя. Речь, ораторское мастерство — одни из важных показателей культуры юриста, свидетельство его интеллектуальных, этических и эстетических достоинств. В современных условиях жизни России утверждаются новые формы обращения к лицам в официальной и бытовой обстановке, на массовых собраниях. Известно, что официальное обращение к судье, прокурору, следователю, работнику милиции — “гражданин”. Почтительное, уважительное обращение к судье в США — “сэр”. Утвердится ли в официальных учреждениях, юридических в том числе, обращение “господин” или сохранится благородное и демократическое по своей природе, но получившее обывательское, с привкусом криминального звучания “гражданин”? Такого рода вопросы обсуждаются в печати. Профессиональная мораль лица, его трудовая функция тесно связаны с бытовыми, семейными, родственными отношениями. Поэтому для общей моральной оценки работника госаппарата, юриста имеет значение и его отношение к ситуации, в которой переплетаются служебные и родственные отношения. В определенных случаях закон регламентирует выбор судьи, следователя, прокурора при возникновении коллизии служебных и родственных отношении. В нашем обществе в бытовых отношениях преодолено упрощенное лицемерное в определенном смысле отношение к алкогольным напиткам. Злоупотребление спиртными напитками для государственного служащего, правоведа и правозащитника представляется грубым нарушением общей и профессиональной этики. К сожалению, в правоохранительных органах, среди юристов есть немало людей, которые отдают дань Бахусу, следуя русским пословицам: “Чарка вина прибавит ума. Пей до дна, наживай ума”; “Для почину выпить по чину”. Престиж юриста, государственного органа, в котором он работает, предполагает разумное поведение лица в сфере имущественных, семейных отношений взыскательность в выборе и поддержании приятельских связей, развитое чувство достоинства.1
Вопрос 2. Укажите этапы общения
В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:
1) установление контакта;
2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);
3) обсуждение вопроса, проблемы;
4) принятие решения;
5) выход из контакта.
В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.
Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.
Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.
Задача контактной фазы — побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. По мнению психологов, существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны.
При установлении контакта нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Ненужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим доброжелательную атмосферу. Далее — обращение словесное, приветствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только для того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.
Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов “Я”, “Мне”, лучше начать разговор словами “Вы”, “Ты” (“Вам не кажется...”, “Ты не мог бы...” и т.п.), “наполнять” контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.
Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера вкруг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:
• вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;
• выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
• начать решение основной задачи общения.
Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения — это своего рода искусство. Хороша здесь уместная шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием — присвоить собеседнику желательное качество: “Зная Вашу старательность...”, “Вы такой настойчивый...”. Не менее эффективна похвала в адрес собеседника, напоминание о приятных событиях, сообщение интересной информации для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: “Помогите, пожалуйста”, “Вот кстати”, “Как хорошо, что Вы рядом” и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием “поделись трудностями” для включения партнера в активное совместное обсуждение.
Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уровня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его “зеркалом”, войти в его образ: повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая); поставить его в роль эксперта: “Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы” и т.д.
Правильное распределение ролей по принципу доминирование —подчинение также необходимо для обеспечения успешного делового общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: “пристройка сверху”, “пристройка снизу” и “пристройка на равных”. Практически это градации использования так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помощью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.
Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навязывание собеседнику определенной дистанции служат отличительными признаками классической техники доминирования — “пристройка сверху”. Противоположные признаки — приниженная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру — “пристройка снизу”. Партнерское взаимодействие — синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисунка обмена взглядами — пристройка на равных
В том случае, если негласная договоренность о распределении ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, например, собеседник избрал роль “мудрого наставника”, то нужно соответственно либо принять роль “почтительного ученика”, либо тактично добиваться желательного распределения ролей —два эксперта.
Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.
Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.
Для достижения успеха в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций.
При разногласиях обязательное правило успешного обсуждения — контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его личностью, его личными качествами.
На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.
Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Если же общее решение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение.
В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие деловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта — приветливость.1
Вопрос 3. Назовите этапы составления карты конфликта
Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х. Корнелиусом и Ш. Фейером. С ее помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций.
В первую очередь следует постараться определить:
• проблему конфликта в общих чертах (например, при конфликте из-за объема выполняемых работ следует составить диаграмму распределения нагрузки);
• истинную причину конфликта (хотя часто сделать это очень трудно);
• действительных участников конфликта (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);
• подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта, так как именно они лежат в основе практически любого конфликта;
• существовавшие до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;
• отношение к конфликту лиц, не участвующих в нем, но заинтересованных в позитивном его разрешении.
По мнению специалистов, такая карта позволит:
1) ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как сам процесс составления карты требует переключения сознания человека с эмоций на разум, мышление;
2) создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;
3) уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
4) создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;
5) выбрать наиболее оптимальные пути разрешения конфликта.
Однако прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
• хотите ли благоприятного исхода;
• что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
• как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;
• нужен ли посредник для разрешения конфликта;
• в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать решения.1
1 Профессиональная этика юриста / Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах // Под ред. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М., 1998. С. 79-84
1 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов // Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1997. С.
1 Психология и этика делового общения. Указ. соч. С. 191-192
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!