Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Вопрос 1. Охарактеризуйте понятие “невербальная коммуникация”
Невербальная коммуникация – вид коммуникации, который включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие1 в то время как для болгарской “речи” это отрицание, и наоборот). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделялась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляция в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 20, мексиканцы — 180).
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также “добавки” к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а “околоречевыми” приемами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. В то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику “пространственной психологией”, исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп Так, например, в ряде экспериментов показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения “удобства” дискуссии (рис.).
В каждом случае члены команды — справа от лидера. Естественно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежностью, позициями, целями участников дискуссий). Оптимальная организация пространства общения играет определенную роль лишь “при прочих равных”, но даже и ради этой цели изучением проблемы стоит заниматься.
Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. (Первоначально этот термин был введен А.А. Ухтомским и позднее использован М.М. Бахтиным). Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп “больничной палаты”, “вагонного попутчика” и др. Специфика ситуации общения создаст здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это “вагонный попутчик”. Исследования хронотопов не получили особого распространения, между тем они могли бы в значительной мере способствовать выявлению механизмов коммуникативного влияния.
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это “контакт глаз”, имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. “Контакт глаз” на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения, действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы “контакт глаз” был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал даже определенную “формулу интимности”, выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. В частности, есть работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтально расположенных круга (аналог глаз). Не говоря уже о медицинской практике, явление это оказывается весьма важным и в других профессиях, например, в работе педагогов и вообще лиц, имеющих отношение к проблемам руководства. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое “Я”, или, напротив, скрыть его.
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификапии была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
Как известно, в общей теории информации вводится понятие “семантически значимой информации”. Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и “срабатывает”. В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация — это как раз та, которая и влияет на изменение поведения, те. которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, иными словами, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью. Нельзя сказать, что эта проблема решена полностью на сегодняшний день. Однако различные попытки ее решения предпринимаются.
Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрдвистлу. Разрабатывая методологические проблемы этой области, Бёрдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на основе опыта структурной лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.
На основании предложения Бёрдвистла были построены своего рода “словари” телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Но сам Бёрдвистл пришел к выводу, что пока построить удовлетворительный словарь телодвижений не удается: само понятие кина оказалось достаточно неопределенным и спорным. Более локальный характер носят предложения о построении словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими (вопрос о единице в них просто не решается), но тем не менее определенный “каталог” жестов в различных национальных культурах удается описать.
Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о “локализации” различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная “сетка” основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. В предложениях Бёрдвистла содержался и этот аспект; все человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы — кины — были привязаны к определенным зонам, тогда и получится “запись” телодвижения, что придаст ей известную однозначность. т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.
Несколько более скромный вариант предложен для записи выражений лица, мимики. Вообще в литературе отмечается более 20 000 описании выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом и получившая название FAST — Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции “по зоне” позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения (рис.). Эта методика получила распространение в медицинской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в “нормальных” ситуациях общения. Вряд ли можно считать, что и здесь проблема кодов решена полностью.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.1
Вопрос 2. Охарактеризуйте понятие “профессиональная этика юриста”
Круг социальных норм, которыми повседневно руководствуется человек, в решающей степени зависит от сферы трудовой деятельности лица, его профессии. Общие моральные принципы и нормы трудовой морали конкретизируются в конкретных нормах, регулирующих профессиональные отношения работников внутри учреждения и отношения их с гражданами вовне. Профессиональная мораль отражает общественное разделение труда и служит регулятором тех видов деятельности, в которых объектом труда является непосредственно человек. В этом смысле можно говорить о профессиональной этике учителя, врача, ученого, юриста, журналиста, воинской этике, спортивной этике и т.д.
Профессионализм — хорошее владение своей профессией, полное соответствие работника требованиям данного рода деятельности. Оценка работника, специалиста, гласящая, что “он — профессионал”, является важным позитивным компонентом в содержании его характеристики. Профессионализм лица включает знание дела, совокупность навыков и умений специального характера. К важным достоинствам работника принадлежит добросовестное отношение к делу, которое он исполняет, делает. Начало добросовестности — это проявление моральных качеств лица. К положительным качествам руководящих работников относится наличие организаторских способностей, умения работать с людьми.
Профессия юриста имеет свои специфические особенности, что предъявляет высокие требования к деловым и моральным качествам работника, обязывает ем хорошо знать право, другие социальные нормы, которые регулируют служебную деятельность юриста. Правовед, призванный осуществлять благородную функцию защиты прав человека, его достоинство и честь, интересы общества и государства, воспитывать у граждан уважение к закону — это знаток права, правовой жизни общества, преданный своему делу, нравственно стойкий человек. Профессионализм юриста органически соединяет добросовестность и знание дела. добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость — неотъемлемые его качества.
Какой бы пост ни занимал юрист, он всегда обязан помнить, что атмосфера уважения к человеку должна царить в каждом учреждении. Правовед, находящийся на государственной службе и выполняющий функции следователя, прокурора, судьи, занимающий другие должности в государственном аппарате, должен сознавать, что от качества его деятельности зависит авторитет государственного органа, государства в целом. В его служебной деятельности находит выражение “частица” государственной власти, которой он обладает в соответствии с занимаемой должностью. Это обязывает юриста с высокой ответственностью пользоваться предоставленными ему по должности правами, беречь и повседневно укреплять авторитет того государственного органа, в котором он работает.
В служебной деятельности юрист сталкивается со многими и весьма разными людьми. Он разбирает дела, в которых переплелись часто противоречивые интересы различных по своему характеру, социальному положению граждан. Обязанностью и нормой деятельности юриста является хорошее знание психологии человека, общей социальной и судебной психологии. Юрист выступает в известном смысле знатоком в области человековедения.
Особенностью профессиональной деятельности юриста является то, что его служебные функции осуществляются при строгом соблюдении требований закона, права. Юрист повседневно имеет дело с толкованием и применением норм права в органической связи с нормами морали. Профессиональная мораль юриста не отгорожена от общественной нравственности, а представляет собой ее конкретизацию применительно к юридической сфере деятельности. Нормы профессиональной деятельности юриста — это составная часть общей системы морали; они выражают принципы справедливости, гуманизма, служения закону.
Профессиональная этика юриста опирается на регулятивные возможности морали во взаимодействии с правом, многие принципы и нормы которого имеют непосредственно нравственное содержание. Требования профессиональной морали правоведа, правозащитника находят выражение в различных кодексах и прежде всего в Гражданском, Уголовном, а также в ГПК и УПК. Юрист часто сталкивается с лицами, находящимися в конфликтной ситуации. Служебным долгом работника юстиции является требование не только соблюдать нормы права, но и проявлять необходимый профессиональный такт, внимание к морально-психологическим переживаниям человека. Верно сказано: “Тактичность — это вежливость начеку”. Работник правоохранительных органов, правозащитник обязан находить в себе нравственные силы, чтобы предотвратить заболевание душевной черствостью, бюрократизмом.
Ряд вопросов этического характера возникают в практической деятельности юристов в связи с принципом презумпции невиновности. Подозреваемый, обвиняемый еще не является преступником. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда. Этот принцип имеет большое значение, вытекает из признания достоинства человека, его права на полноценную жизнь. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности в уголовном процессе предостерегает юристов, связанных с рассмотрением конкретного дела от произвола обвинительного уклона в рассмотрении обстоятельств дела.
Особенности профессиональной деятельности юриста имеют свои проявления в деятельности отдельных представителей правоохранительных органов и учреждений. В этом смысле применяются понятия “судебная этика”, “адвокатская этика”, “этика работника милиции”. Термин “судебная этика” в широком смысле слова включает нормы деятельности судей, прокуроров следователей, адвокатов. Конечно, этот термин не охватывает в полном объеме профессиональную нравственность всех юристов. Ведь правоведы работают в нотариате, в милиции, в других государственных, хозяйственных и других учреждениях и органах, в местах лишения свободы. Применительно к отдельным представителям юридической профессии можно говорить об этике судьи, прокурора, юрисконсульта, следователя. О проявлениях профессиональной этики юриста можно говорить применительно к особым моментам служебной деятельности работника, который на данном этапе руководствуется этическими нормами, выработанными в определенной сфере общественной практики. В этом смысле мы говорим об “этике судебного процесса”, “этике очной ставки” и т.п.
Большие душевные силы, такт, понимание возрастных особенностей человека необходимы юристу, рассматривающему дела несовершеннолетних правонарушителей. Культура правоохранительной и правовоспитательной деятельности выражается также в умении юриста разумно оценить и умело применить эстетические нормы и правила, правила приличия. Это проявляется и в одежде, и в манере держаться с достоинством, в языке выступлений, и в обстановке официальных помещений. Воспитание профессиональной этики юриста является важной составной частью учебного процесса в юридических учебных заведениях.
Построение гражданского общества и правового государства в демократической России, других независимых государствах, возникших на территории бывшего Союза ССР, представляет собой длительный процесс, включающий преодоление административно-командной системы и создание позитивного, созидательного духа в сфере материальной, социально-политической и духовной жизни общества. Среди этих мер важное значение имеет демократизация государственной жизни, осуществление реформы государственной службы, правовой реформы, совершенствование подготовки юридических кадров.
Государственная власть, общественность страны осуждают проявления беззакония, коррупции, произвола в деятельности правоохранительных органов. Развернута критика бескультурья, аморализма и лицемерия, не столь редко встречающихся и в нами дни в работе государственных служащих, в том числе в работе правоохранительных органов, в работе юристов, занятых в негосударственных учреждениях.
Известно, что в последние годы советского периода в развитии нашей страны такое зло, как разрыв между словом и делом, поразило всю командно-административную систему, проявлялось раздвоение морали на декларируемую и практикуемую. Бюрократизм государственного аппарата отчуждал граждан от государства, подрывал доверие людей к правоохранительным органам. Свидетельством попрания общественной нравственности является так называемое “телефонное право”, т.е. вопиющее нарушение принципа независимости суда, порочная практика подчинения работников государственных органов воле того, кто “наверху”, занимает высокое, “выгодное” место.
В бюрократическом аппарате есть и чиновничья безликость и угодничество, и коррупции, и лицемерие. ”Умение обращаться”, присущее чиновникам царского государственного аппарата, талантливо и с большим юмором описанное Н.В. Гоголем в поэме “Мертвые души”, вошло в жизнь российских чиновников новых поколений и присуще многим чиновникам в настоящее время. Вульгарная политизация всей работы правоохранительных органов государства подрывала веру в закон у самих юристов, толкала их на нарушение профессиональной этики. Жизнь показала, что установки “политика превыше всего”, “цель оправдывает средства”, “план — любой ценой” ведут к беззаконию, нарушениям прав человека.
Конечно, и в тех условиях были честные, порядочные люди, высококвалифицированные профессионалы, которые критически смотрели на моральные пороки действительности, были непримиримы к несправедливости и аморализму, хранили в сознании и руководствовались в работе известным со школьных лет суждением: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Но рядом с ними и над ними были те, для которых чванство, высокомерие, бескультурье — органическая черта характера, уродливо проявляющаяся в служебных отношениях. Это проявлялось даже в формах обращения с подчиненными работниками, в языке должностных лиц, облеченных властью даже к старшему по возрасту работнику такой руководитель обращался на ты ,а тот отвечал и обращался к нему на “вы”. В служебных кабинетах и даже более широкой аудитории звучала “ненормативная лексика” и это выдавалось и кое-где выдается в настоящее время за “близость к народу”.
В ходе реформ государственности, экономических преобразовании, утверждения рыночных отношений вопросы нравственной жизни общества приковывают внимание широких слоев населения России, что находит выражение и в повышении моральных требований, предъявляемых к государственным служащим, работникам правоохранительных органов. На государственном уровне приняты и реализуются меры законодательного, морально-этического и организационного характера, которые тесно связаны с социально-экономическими преобразованиями. Вошла в политическую и нравственную жизнь государства и общества стран СНГ присяга президента, значительное внимание в верховных органах государства уделяется вопросам депутатской этики. Приняты акты о декларировании чиновниками и членами их семей доходов.
В организации и проведении работы по совершенствованию морально-этических отношений в государственной службе используется опыт высокоразвитых государств, в том числе опыт, накопленный в США. О морально-правовом статусе парламентариев и государственных служащих в высокоразвитых капиталистических странах, о вопросах этики государственной службы содержатся интересные положения в книге М.Н. Марченко “Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах”.
В Российской федерации создан и функционирует Конституционный Суд, к деятельности которого привлечено внимание населения страны. Члены Конституционного Суда обрели строгое одеяние черного цвета, а Председатель Суда еще и профессиональную эмблему с лентой на шее. В этой связи следует заметить, что все судьи России должны иметь строгую и торжественную форму, соответствующую той высокой роли, которую судьи призваны играть в правовом государстве.
Этика взаимоотношений юридических работников друг с другом, с гражданами во вне зависит от дальнейшего развития законодательства, регулирующего деятельность соответствующих органов, а также развития гражданского, трудового, уголовного, административного права. Совершенствование профессиональной этики юриста связано с ростом как общей культуры общества, так и таких ее составляющих, как нравственная и правовая культура.
Возникающие некоторые вопросы профессиональной этики юриста должны обдумываться и решаться в увязке с такими факторами демократизации общества, как гласность, возникновение новых, а иногда и восстановление старых многовековых традиции, восстановлением и расширением роли религии, церковных организаций разных конфессий в общественной жизни, некоторых государственных структурах.
В условиях гласности юрист, какую бы должность он ни занимал, обязан быть весьма щепетильным в общении со средствами массовой информации, чтобы не навредить делу, человеку, судьба которого пересеклась со служебными функциями правоведа. Закон о государственной службе не накладывает каких-либо ограничений на свободу совести, вероисповедания работника государственного аппарата, в том числе работников правоохранительных органов. Но в жизненных отношениях возникают ситуации, которые обязывают юриста (судья, прокурор, следователь) взвешенно подходить к участию в религиозных церемониях, не афишировать свою принадлежность к определенной конфессии в связи с тем, что церковь отделена от государства. В то же время следует учитывать, что в России действуют церкви, мечети, молитвенные дома, синагоги, другие религиозные учреждения. У граждан, принадлежащих к разным вероисповеданиям, не должно возникнуть чувство религиозной предвзятости к должностному лицу государственного аппарата, защитнику прав человека.
Повышение профессиональной культуры, этики юриста включает и большую работу по культуре речи, этике языкового строя. Речь, ораторское мастерство — одни из важных показателей культуры юриста, свидетельство его интеллектуальных, этических и эстетических достоинств. В современных условиях жизни России утверждаются новые формы обращения к лицам в официальной и бытовой обстановке, на массовых собраниях. Известно, что официальное обращение к судье, прокурору, следователю, работнику милиции — “гражданин”. Почтительное, уважительное обращение к судье в США — “сэр”. Утвердится ли в официальных учреждениях, юридических в том числе, обращение “господин” или сохранится благородное и демократическое по своей природе, но получившее обывательское, с привкусом криминального звучания “гражданин”? Такого рода вопросы обсуждаются в печати.
Профессиональная мораль лица, его трудовая функция тесно связаны с бытовыми, семейными, родственными отношениями. Поэтому для общей моральной оценки работника госаппарата, юриста имеет значение и его отношение к ситуации, в которой переплетаются служебные и родственные отношения. В определенных случаях закон регламентирует выбор судьи, следователя, прокурора при возникновении коллизии служебных и родственных отношении.
В нашем обществе в бытовых отношениях преодолено упрощенное лицемерное в определенном смысле отношение к алкогольным напиткам. Злоупотребление спиртными напитками для государственного служащего, правоведа и правозащитника представляется грубым нарушением общей и профессиональной этики. К сожалению, в правоохранительных органах, среди юристов есть немало людей, которые отдают дань Бахусу, следуя русским пословицам: “Чарка вина прибавит ума. Пей до дна, наживай ума”; “Для почину выпить по чину”. Престиж юриста, государственного органа, в котором он работает, предполагает разумное поведение лица в сфере имущественных, семейных отношений взыскательность в выборе и поддержании приятельских связей, развитое чувство достоинства.1
Вопрос 3. В чем заключается техника “Я-послание”?
Данную технику можно раскрыть на примере взаимоотношений родителей и детей. Сообщать ребенку о чувствах, испытываемых родителем, можно как эффективно, так и неэффективно. Различие станет понятным, если уяснить разницу между конструкциями: “Ты — послание” и “я — послание”.
Многие “послания”, которые взрослые “посылают” ребенку, содержат слово “ТЫ”: “Лучше бы ТЫ отложил это”, “ТЫ не должен так делать” и т.д. В данном случае “ТЫ” обижает и заставляет другого человека чувствовать себя несчастным.
Формула “Я — послание” показывает, какие чувства у нас вызывает поведение ребенка. Например: “Я не могу объяснять что-то, когда кто-то так шумит” или “Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу”. Данная формула сфокусирована на чувствах взрослого и не обвиняет ребенка.
Формула “Я — послание” оказывается более эффективной, поскольку она реализует доверие и уважение, давая ребенку возможность сохранить хорошее самочувствие. Более того, она уменьшает антагонизм между взрослым и ребенком.
Как строить “Я — послание”?
Мы уже уяснили, что, пытаясь корректировать поведение ребенка, мы должны сосредоточиться на его поведении, а не на его самосознании. Теперь давайте сделаем следующий шаг: родительский или педагогический гнев вызывает обычно не само поведение ребенка, а последствия такого поведения. Это те самые последствия, которые пересекаются с желаниями или правами взрослых. Если взрослый не воспринимает последствия поведения ребенка как фрустрирующие и вызывающие гнев, то, вероятно, не будет волноваться, если только поступки ребенка не являются действительно вредными и опасными.
Например, мама занята стиркой, в то время как дети отлично проводят время, громко смеясь и болтая. В этот момент все чем-то заняты и не надоедают друг другу. Соседка звонит в дверь, и мама, открыв, начинает разговаривать с ней. Теперь шум, производимый детьми, вызывает унес раздражение, поскольку мешает беседе с соседкой. Данный пример показывает, что нас часто раздражает не столько поведение детей, сколько его последствия для нас лично. Именно поэтому важно сказать детям, что мы чувствуем при этом. Необходимо также дать детям понять, что переживания взрослого относятся именно к последствиям их поведения, а не к самому поведению. В приведенном примере мама может сказать: “Из-за этого шума я едва слышу тетю Таню”.
Поскольку раздражение вызвано последствиями поведения детей, замечание, сделанное взрослым в соответствии с формулой “Я — посылаю”, окажется более эффективным, нежели обычный окрик. Конструкция “Я — посылаю” — в ответа включает в себя три ступени:
1. Безоценочное описание поведения ребенка: “Когда ты всюду разбрасываешь свои вещи...”.
2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому: “ ..я вынуждена убрать их на место”.
3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым: “...и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность”.
При использовании формулы “Я — посылаю — в ответ” следует быть готовым к тому, чтобы:
— фокусировать внимание на своих или чьих-то переживаниях, но не на ребенке;
— общаться с ребенком тоном, демонстрирующим внимание и уважение;
— избегать обвинений, критики и т.п.;
— внимательно выслушать то, что говорит ребенок о своей проблеме.
Кратко, формула “Я — посылаю — в ответ” в целом охватывает три специфических момента ситуации:
— поведение ребенка — чувства родителя — последствия поведения ребенка для взрослого.
Следующие незавершенные предложения помогут нам построить общение по данной формуле:
1. Когда ты... (констатация поступка ребенка).
2. Я чувствую... (констатация ваших переживаний).
3. Потому что... (констатация последствий поведения ребенка).
Необязательно жестко придерживаться предложенной последовательности определенных частей формулы “Я — посылаю — в ответ”; в ряде случаев можно, например, опустить сообщение по поводу наших переживаний. Простые утверждения типа: “Я не могу убрать квартиру, поскольку в коридоре валяется твой велосипед” столь же эффективны, как и фраза: “Когда вы шумите, я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня”.
Построение конструкции “Я — посылаю — в ответ” зависит от ситуации. Важно помнить следующее:
— сообщение фиксируется на переживаниях взрослого (даже если об этих переживаниях специально не говорится);
— оно дает ребенку представление о том, чем именно его поведение мешает взрослому;
— оно не содержит обвинений ни в чей адрес.
Построение позитивных отношений между взрослыми и ребенком является делом одновременно радостным и утомительным. В одних случаях ваши усилия вознаграждаются, в других вы испытываете разочарование. Это требует огромной работы как ребенка, так и взрослого.
И в конце несколько общих правил эффективного общения взрослого и ребенка.
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбран способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
3. Снизьте контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки — и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.1
1 Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. С. 93-100
1 Профессиональная этика юриста / Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах // Под ред. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М., 1998. С. 79-84
1 Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений // Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998. С. 465-467
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!