Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.Интеграционные процессы в Европе
Оказавшись разрушенной после Второй мировой войны и понеся огромные человеческие потери, Западная Европа сделала все, чтобы создать надежные объединительные структуры на своем континенте, включить в них Германию — виновницу двух мировых войн и сделать ее развитие понятным и предсказуемым для ее соседей. Объединительным тенденциям способствовало и геополитическое положение Западной Европы, к востоку от которой был мощный Советский Союз — главный победитель в войне вместе со своими союзниками — странами Центрально-Восточной Европы, а на Западе — мощные Соединенные Штаты Америки.
Стержнем объединения Западной Европы стала ее экономика, точнее, взаимные экономические интересы, которые концентрировались в создании специальных органов и механизмов западноевропейской экономической интеграции. Однако, “в основе интеграционных процессов в Западной Европе лежало не только усиление взаимозависимости национальных хозяйств и рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявилась потребность во взаимной адаптации и совместном регулировании экономических процессов на государственном и надгосударственном уровне”.1
Особый интерес представляет для нас опыт Европейского сообщества, именуемого ныне Европейским союзом (ЕС). Особый по трем причинам. Во-первых, входящие в него страны осуществили в послевоенные годы собственную перестройку, преодолев многие социальные язвы и противоречия классического капитализма и поднявшись в итоге на новую, более высокую ступень цивилизационного развития. Во-вторых, от старой Европы националистических раздоров и войн они перешли к интеграции, к созданию содружества европейских государств и народов, не имеющего прецедентов в мировой истории. В-третьих, ЕС является сейчас и останется в будущем главным партнером России и в ее внешнеэкономических связях, и в развитии
общеевропейского сотрудничества.
Никакое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы в нем не действовал комплекс механизмов, посредством которых решаются насущные проблемы, периодически преодолеваются накапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы “саморегулирования” общества со временем начинают терять гибкость, окостеневать. Если этот процесс проходит критическую точку, после которой он становится необратимым, общественная система рушится. Именно в таком направлении развивался классический западноевропейский капитализм второй половины ХIХ и первых десятилетий ХХ в. Слишком слабым предостережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России. И только страшный опыт гитлеризма и сталинизма, Второй мировой войны вызвал подлинный переворот в общественном сознании европейцев, это тоже было своего рода шокотерапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего необходимо искать в самом европейском обществе.
Главный итог самоанализа состоял в том, что общество встало на путь преодоления конфронтационного мышления во всех его обличьях классовой вражды, политического экстремизма, национальной нетерпимости. “Общественное сознание приняло, не сразу и не без труда, идею социального консенсуса, достигаемого посредством непрерывного диалога и поисков компромисса. Новый интеллектуальный, политический и психологический климат позволил осуществить глубокую реконструкцию всех механизмов саморегулирования. В этом смысле мы можем сказать, что в послевоенный период, главным образом с конца 40-х по начало 70-х годов, Западная Европа реализовала свой вариант перестройки общества”.1
Главные составляющие перестройки по-западноевропейски таковы:
q переход к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности при преобладании акционерной формы, поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденциям, развитием теории и практики управления производством (менеджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием системы государственного (макроэкономического) регулирования;
q создание и институционализация разветвленной системы регулирования социальных отношений, в первую очередь между трудом и капиталом, переход к социально ориентированной экономической политике и развертывание масштабной социальной политики (“государство благо состояния”), переориентация бизнеса с инвестиций в технологию на инвестиции в работника;
q становление развитой демократии, характеризующийся полным утверждением всеобщего избирательного права, идейным и политический плюрализмом, развитием правового государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.
Совокупность происшедших изменений в большинстве западноевропейских стран настолько значительна, что дает основание говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии общества, новой ступени цивилизационного прогресса Западной Европы, как бы мы это общество ни называли — постиндустриальным, технотронным, информационным, как его часто называют на Западе, или развитым капитализмом, как это принято до недавнего времени в России.
У западной общественной системы есть свои проблемы, весьма непростые и подчас болезненные, но они иного порядка, чем наши. Один из потенциальных источников дестабилизации — возникновение “общества двух третей”. Речь идет о новой технологической революции, которая повлекла за собой очередную структурную перестройку экономики и возрождение массовой безработицы. В итоге наметился новый социальный раскол между большинством населения: “две трети” которое так или иначе приспосабливается к изменениям, и остальной “третьи”, обреченной порой на случайные заработки, бедность и нищенство, моральную деградацию.
Другая опасная тенденция заключается в том, что развивается и, по-видимому, еще не достиг кульминации кризис потребительского общества. Суть его в том, что нынешняя система производства и распределения ориентирует человека на потребительство, подрывая одновременно приоритетное значение такой нравственной и социальной ценности, как труд, благодаря которой возникла современная западная цивилизация.
Еще один угрожающий феномен заключается в новом национализме, обращенном прежде всего против иммигрантов, главным образом из стран “третьего мира”. Им отдана на откуп почти вся неквалифицированная, грязная и непрестижная работа, но в них же значительная часть коренного населения видит второсортных людей, “чужаков” и виновников всех социальных бед. По ряду причин доля иммигрантов в рабочей силе и общей численности населения, скорее всего, будет расти, и это предвещает дальнейшее обострение этнических отношений.
Тем не менее общественная система, созданная в Западной Европе, обладает большим запасом прочности. Механизмы ее саморегуляции являются продуктом длительного исторического развития, они были усовершенствованы в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции во всех странах Западной Европы сложились однотипные, близкие по основным параметрам социально-экономические и политические системы, что в значительной мере способствовало взаимопониманию и сотрудничеству. “Становится реальным устранение большинства барьеров между странами, входящими в ЕС, на пути движения товаров, услуг, капиталов и людей. К концу 90-х годов планируется формирование единого рынка емкостью 4 трлн. долл. с 320 млн. потребителей”.1 Все это позволяет предположить, что существующая в Западной Европе общественная система по-прежнему будет достаточно надежным фундаментом продолжающегося строительства ЕС.
Европейское сообщество существует более 40 лет: его официальная дата
рождения 18 апреля 1951 г., когда 6 государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция) подписали в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
С того времени ЕС прошло несколько этапов развития:
1951—1957 гг. — секторальная интеграция в рамках ЕОУС.
1958—1971 гг. — создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) в соответствии с Римским договором, подписанным 17 марта 1957 г.; переход к таможенному союзу и общему рынку; первое расширение ЕС (Великобритания, Дания, Ирландия); принятие плана перехода к экономическому и валютному союзу (ЭВС).
1972—1978 гг. — крах плана создания экономического и валютного союза, кризис ЕС;
1979—1986 гг. — стабилизация ЕС; создание Европейской валютной системы (ЕВС); второе расширение ЕС (Греция, Испания и Португалия);
1986—1992 гг. — образование единого внутреннего рынка в соответствии с Единым европейским актом, подписанным в феврале 1986 г.;
1993—1999 гг. — переход от единого внутреннего рынка к ЭВС в соответствии с Договором о Европейском союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды), вступление в ЕС еще трех стран — Австрии, Финляндии и Швеции; соглашения об ассоциации с государствами ЦВЕ и подготовка к их вступлению в ЕС.
Пройдя через длительные и трудные испытания, ЕС прибавило в собственной устойчивости и дееспособности; политические, деловые и общественные круги западноевропейских стран, выступающие за интеграцию, укрепились в своей правоте, в стремлении двигаться дальше. “В настоящее время Европейский Союз объединяет страны с населением в 320,5 млн. человек (почти 6% населения Земли). Совокупный валовой продукт превышает примерно 5,8 трлн. экю, что превосходит ВВП США примерно на 10%, Японии — на 64%. На долю ЕС приходится пятая часть общего объема мировой торговли и свыше 30% золотовалютных резервов Запада. В рамках ЕС создан единый внутренний рынок: ликвидированы многие национальные барьеры на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы”.1 Все это создало благоприятную психологическую атмосферу для возобновления динамичной политики интеграции, для разработки новой стратегической программы развития ЕС.
Общеизвестно, что реальностью западноевропейской интеграции были и остаются как различия интересов, так и их совпадение, как единые действия, так и противодействие. Самое важное и поучительное — это уяснить, каким образом сначала 6, потом 10, 12, а ныне 15 государств, входящих в ЕС, совмещают то, что с нашей теоретической колокольни казалось несовместимым, обеспечивают равновесие между общими и сепаратными интересами, находят и реализуют компромиссные решения, позволяющие им сделать очередной шаг вперед на длинном и отнюдь не гладком пути интеграции. Эта задача решалась на двух уровнях — политического мышления и политической практики.
Анализ длительного опыта ЕС позволяет сделать важный вывод: сообщество, возможно, не продвинулось бы и вполовину, если бы его развитие не обеспечивалось целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется первостепенное внимание.
Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной политической системе в целом, но в своих конкретных формах существенно отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:
q сочетание институтов двух типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены органов второго типа также предлагаются каждым государством, но действуют как независимые лица, не связанные никакими инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;
q гибкое разделение компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенций: сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т.д.); сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т.д.); сферы, в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т.д.);
q многообразие типов принимаемых решений — от регламентов и директив, обязательных для исполнения национальными правительствами и всеми участниками интеграции, до заключении, имеющих рекомендательный характер;
q примат права ЕС над национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием основополагающих договоров.
Источником права ЕС являются прежде всего три договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европейском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых государств-членов.1
В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Европейский суд; Европейский совет.
Отступая от порядка, в котором они перечислены, целесообразно начать их характеристику с Европейского совета, созданного в 1974 г. Созываемый на уровне глав государств и правительств по меньшей мере дважды в год, он принимает решения по ключевым вопросам жизни ЕС. Его решения не имеют обязательной силы, однако они дают политические импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в соответствии с которыми действуют Комиссия и Совет министров.
Совет — орган принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, в связи с чем иногда именуется Советом министров. Однако в отличие от национальных советов министров он выполняет законодательные функции; его решения, имеющие обязательную силу, образуют, вместе с основополагающими договорами, право ЕС (или коммунитарное право). Другое отличие состоит в том, что он не имеет постоянного состава; фактически существует множество советов, состав которых зависит от сферы деятельности, к которой относится рассматриваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т.д.
Уникальным институтом является Комиссия ЕС (КЕС), имеющая наднациональный характер. Именно на нее приходится львиная доля повседневной рутинной работы, выполняемой многими тысячами функционеров во всех областях деятельности, переданных на уровень Сообщества. Главное в работе КЕС — подготовка решений и их исполнение, включая контроль над тем, как они исполняются национальными органами. Комиссия управляет финансами ЕС — бюджетом и структурными фондами.
Европейский парламент (ЕП) — представительный орган, избираемый с 1979 г. прямым всеобщим голосованием граждан всех государств-членов один раз в пять лет (до этого депутаты EС избирались национальными парламентами). Европарламент — главный демократический форум народов, объединившихся в ЕС. В отличие от национальных парламентов он не является законодательным органом. Вначале ему отводилась в основном консультативная роль. Со временем функции EП были значительно расширены, и ныне он осуществляет широкий контроль за деятельностью Комиссии, располагая, в частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о его исполнении, участвует в процессах выработки и принятия новых законодательных актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их деятельности. Его одобрение обязательно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.
Уникальную роль играет Европейский суд. Он призван обеспечивать единообразное толкование законодательства ЕС и его примат над национальными законодательствами в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами. В соответствии с этим он рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальными судами.
2. С конца 80-х годов начался переход от централизованной плановой к рыночной системе большой группы стран бывшего СССР и Восточной Европы. Они стали объектом крупномасштабного финансирования со стороны развитых стран, прежде всего Германии и США. Произошел сдвиг в перераспределении доходов от развивающихся, и прежде всего латиноамериканских стран, в пользу восточноевропейских. Как он повлияет на цены и условия торговли США и Германии?
Изменение масштабов международного спроса происходит главным образом в результате перераспределения доходов между странами. Такое перераспределение происходит в результате выплаты послевоенных репараций побежденной страной стране-победительнице, предоставления безвозмездной международной помощи со стороны развитых стран развивающимся странам. С известными ограничениями перераспределением доходов может считаться и предоставление межгосударственных займов. До тех пор пока не наступило время погашения займов, суммы средств, переданные одной страной другой в качестве займа, несут на себе все черты перераспределения доходов.
В результате перераспределения доходов из первой страны во вторую доходы первой страны сокращаются, и она вынуждена сокращать расходы. Доходы второй страны растут, и она может позволить себе увеличить расходы. Таким образом, перераспределение доходов затрагивает только сторону спроса. При этом кривая относительного мирового спроса графически может сдвинуться или же остаться на месте. Если вторая страна, получившая дополнительные средства от первой страны, израсходует их на товар 1 и товар 2 и в той же пропорции, в какой первая страна сократила свои расходы на эти товары, тогда относительные мировые расходы будут неизменными и кривая относительного спроса останется на своем прежнем месте, и это перераспределение доходов никакого влияния на условия торговли не окажет.
Только непропорциональное распределение доходов, переданных первой страной второй, может оказать воздействие на условия торговли. Допустим, что первая страна склонна тратить относительно больше на товар 1, чем вторая страна (рис. 1). В результате перераспределения доходов от первой страны во вторую произойдет сдвиг кривой относительного спроса влево от RD к RD΄. Это приведет к падению относительной цены товара 1 с (Р1/Р2) до (Р1/Р2)΄, что ухудшит условия торговли для первой страны, поскольку первая страна является экспортером товара 1, и улучшит их для второй страны.
Влияние перераспределения доходов на условия торговли: если страна-донор имеет более высокую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов ухудшает условия торговли страны-донора; если же страна-донор имеет более низкую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов улучшает условия торговли страны-донора.
Данное правило не является абсолютным. Возможна и противоположная ситуация. Если первая страна склонна тратить относительно меньше на товар своего экспорта (товар 1), то при передаче доходов из первой страны во вторую кривая относительного спроса сдвинется вправо и улучшит условия торговли первой страны. И негативный эффект для первой страны от передачи части дохода во вторую страну, и позитивный эффект для второй страны от получения этой части дохода будут компенсированы улучшением условий торговли первой страны со второй. Экспорт и импорт могут основываться далеко не только на ценовых пропорциях, но и на склонностях потребителей, различиях в технологии и обеспеченности другими факторами производства.
Пример.
Модель изменения условий торговли в случае передачи части дохода от одной страны к другой имеет вполне конкретное практическое применение. Поначалу она была крайне актуальна при обсуждении проблем послевоенных репараций. Германия требовала репараций от Франции после ее поражения в прусско-французской войне в 1871 г. После окончания Первой мировой войны репараций требовали уже от Германии. На эту тему даже разгорелась публичная полемика между Джоном Кейнсом и Бертилом Олином.
Кейнс считал, что запрашиваемые от Германии суммы слишком велики и для того, чтобы обеспечить их выплату, Германии придется форсировать экспорт, удешевляя и сдерживая импорт. Это, в свою очередь, ухудшит условия торговли Германии и увеличит еще больше экономическое бремя, налагаемое репарациями. Олин, напротив, утверждал, что, когда Германия увеличит налоги, чтобы платить репарации, ее спрос на импортные товары уменьшится. В то же время репарационные платежи, полученные другими странами, приведут либо к снижению налогов в них, либо к увеличению государственных расходов, увеличив тем самым и спрос на германский экспорт. В результате Германии удастся сократить импорт и увеличить экспорт, не ухудшая своих условий торговли. После Второй мировой войны вопросы о воздействии передачи части дохода на условия торговли возникали в связи с помощью, которую США оказывали Европе в рамках “плана Маршалла”, а начиная с 50-х годов — в связи с оказанием помощи со стороны развитых стран развивающимся.
Несмотря на то что исследования показали теоретическую правоту Олина, на практике ситуация, когда оказание помощи может улучшить условия торговли донора, встречается крайне редко. Например, в начале 90-х гг. продажи американских товаров составляли около 30% мировых. В соответствии с теорией Олина США должны были бы тратить на импорт 30% своего национального дохода. На самом деле на импорт США расходуют только 13%, предпочитая, очевидно, тратиться преимущественно на товары своего экспорта. При этом остальные страны мира тратят на американские товары не более 5% своего национального дохода, что, как можно предположить, меньше того, чем тратят сами США. Значит, очевидно, что если США передадут часть своего дохода иностранным государствам, будь то в виде помощи или кредитов, то спрос на американские товары упадет и условия торговли США ухудшатся, как и предполагал Кейнс. Кроме того, наличие торговых барьеров, транспортных издержек и других препятствий для международной торговли, как было показано выше, превращает часть товаров в неторгуемые. Существование большой группы неторгуемых товаров приводит к тому, что любая страна тратит большую часть своего национального дохода на свои собственные товары, а не на импорт. Кроме того, неторгуемые товары конкурируют с торгуемыми за факторы производства.
В СССР, а затем и в России проблема передачи ресурсов встала крайне остро в начале 90-х годов в связи с обсуждением целесообразности продолжать оказывать экономическую помощь сначала странам социалистического лагеря, а затем и странам — членам СНГ. Перевод части дохода из России за рубеж, будь то в виде прямой финансовой помощи или через заниженные субсидированные цены, уменьшает спрос на российские неторгуемые товары, высвобождая тем самым дополнительные факторы производства для выпуска торгуемых товаров. В результате предложение российских товаров на экспорт растет, от чего их относительная цена падает. В странах, получивших российскую помощь, увеличивается спрос на неторгуемые товары, которые оттягивают факторы производства от предприятий, экспортирующих товары в Россию. В результате относительная цена российского импорта увеличивается. Падение относительной цены российского экспорта и рост относительной цены российского импорта означают ухудшение условий торговли России. Поэтому, несмотря на правильность теории Олина, устоявшимся предположением теории международной экономики является подход Кейнса, в соответствии с которым практически в каждом случае передача ресурсов зарубежным государствам в любой форме ухудшает условия торговли страны-донора.
Перераспределение доходов имеет воздействие не только на условия торговли, но и на структуру спроса на товары в международной торговле. Из общей экономической теории известно, что при увеличении дохода спрос на различные типы товаров возрастает неравномерно. На уровне семейных бюджетов эту закономерность в XIX веке открыл немецкий экономист Эрнст Энгель (Ernst Engel). Если цены и демографические переменные (прежде всего состав семьи) остаются неизменными, то при росте дохода доля одних товаров в потреблении сокращается, а других — увеличивается. Измеряются эти доли следующим образом:
где η (греч. буква “эта”) — эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand),
Di — прирост спроса на товар (в %),
Ii, — прирост дохода, приведший к увеличению спроса на товар i (в %).
Если ηi < 1, то по мере роста дохода доля товара i в объеме спроса сокращается, если ηi > 1, то доля товара увеличивается.
Эффект Энгеля (Engel effects)— абсолютные изменения долей отдельных товаров в суммарном спросе (ηi –1).
Если ηi > 1, то товары условно относят к предметам роскоши (luxuries). Это большинство товаров длительного пользования. Если ηi < 1, то товары относят к предметам первой необходимости (staples). Это в основном продовольственные товары.
Закон Энгеля (Engel rule) — при постоянных ценах и демографических переменных (размер, состав семьи) увеличение дохода приводит к снижению доли потребительских расходов на предметы первой необходимости и росту доли расходов на предметы роскоши. Последствия закона Энгеля для международной экономики заключаются в том, что при росте дохода страны вследствие его перераспределения возрастет спрос на товары длительного пользования и другие предметы роскоши и, как следствие, их цены. Это улучшит условия торговли тех стран, которые занимаются их производством и экспортом. В то же время страны, производящие и экспортирующие продовольственные товары, столкнутся с ухудшением условий их торговли, поскольку спрос на них упадет и продовольствие дешевеет.
Еще одну закономерность изменения в спросе в результате сдвигов в уровне доходов установил шведский экономист Стаффан Линдер (Staffan Linder), который рассматривал причинные связи в цепочке “доход — предпочтения технология — внешняя торговля”. Эта закономерность пока строго не доказана и поэтому имеет форму гипотезы.
С точки зрения теории передачи доходов рост доходов в стране-получателе приводит к увеличению спроса на предметы роскоши, что побуждает совершенствовать технологию их производства. Совершенствование технологии опережает рост обусловившего их спроса, что ведет к снижению цен и экспорту этих предметов роскоши. Итак, соотношение экспортных и импортных цен страны, выраженное через соотношение цен на определенный товар или через соотношение индекса экспортных и индекса импортных цен, называется условиями торговли. Его рост ведет к увеличению благосостояния страны, а падение — к ухудшению. Увеличение предложения (экономический рост) и увеличение спроса (перераспределение доходов) могут оказывать влияние на условия торговли. Рост может быть импортозамещающим и экспорторасширяющим. Для конкретной страны выгоден импортозамещающий тип внутриэкономического роста и экспорторасширяющий тип роста в остальном мире, который улучшает ее условия торговли с остальным миром. Напротив, экспорторасширяющий тип внутриэкономического роста и импортозамещающий рост в остальном мире ухудшают условия торговли данной страны. Влияние перераспределения доходов на условия торговли следующее: если страна-донор имеет более высокую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов ухудшает условия торговли страны-донора; если же страна–донор имеет более низкую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов улучшает условия торговли страны-донора.1
1 Халевинская Е., Крозе И. Мировая экономика: Учебник. М., 1999. С. 129
1 Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. М., 1999. С. 111
1 Экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М., 1999. С. 468
1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. М., 1998. С. 119
1 Международное право: Учебник // Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М., 1999. С. 436-437
1 Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие. М., 2000. С. 142-146
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!