Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по мировой экономике»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

 

1.Интеграционные процессы в Европе

 

    Оказавшись разрушенной после Второй мировой войны и по­неся огромные человеческие потери, Западная Европа сделала все, чтобы создать надежные объединительные структуры на своем континенте, включить в них Германию — виновницу двух мировых войн и сделать ее развитие понятным и предсказуемым для ее соседей. Объединительным тенденциям способствовало и геопо­литическое положение Западной Европы, к востоку от которой был мощный Советский Союз — главный победитель в войне вместе со своими союзниками — странами Центрально-Восточной Европы, а на Западе — мощные Соединенные Штаты Америки.

    Стержнем объединения Западной Европы стала ее экономика, точнее, взаимные экономические интересы, которые концентри­ровались в создании специальных органов и механизмов западно­европейской экономической интеграции. Однако, “в основе интеграционных процессов в Западной Европе лежало не только усиление взаимозависимости национальных хозяйств и рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявилась потребность во взаимной адаптации и совместном регулировании экономических процессов на государственном и надгосударственном уровне”.1

    Особый интерес представляет для нас опыт Европейского со­общества, именуемого ныне Европейским союзом (ЕС). Особый по трем причинам. Во-первых, входящие в него страны осуществи­ли в послевоенные годы собственную перестройку, преодолев мно­гие социальные язвы и противоречия классического капитализма и поднявшись в итоге на новую, более высокую ступень цивилиза­ционного развития. Во-вторых, от старой Европы националисти­ческих раздоров и войн они перешли к интеграции, к созданию содружества европейских государств и народов, не имеющего пре­цедентов в мировой истории. В-третьих, ЕС является сейчас и ос­танется в будущем главным партнером России и в ее внешнеэко­номических связях, и в развитии
общеевропейского сотрудниче­ства.

    Никакое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы в нем не действовал комплекс механизмов, посредством которых решаются насущные проблемы, периодически преодолеваются накапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы “саморегулирования” общества со временем начина­ют терять гибкость, окостеневать. Если этот процесс проходит кри­тическую точку, после которой он становится необратимым, об­щественная система рушится. Именно в таком направлении раз­вивался классический западноевропейский капитализм второй половины ХIХ и первых десятилетий ХХ в. Слишком слабым пре­достережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России. И только страшный опыт гитлеризма и сталиниз­ма, Второй мировой войны вызвал подлинный переворот в обще­ственном сознании европейцев, это тоже было своего рода шоко­терапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего необходимо искать в самом европейском обществе.

    Главный итог самоанализа состоял в том, что общество встало на путь преодоления конфронтационного мышления во всех его обличьях классовой вражды, политического экстремизма, нацио­нальной нетерпимости. “Общественное сознание приняло, не сра­зу и не без труда, идею социального консенсуса, достигаемого по­средством непрерывного диалога и поисков компромисса. Новый интеллектуальный, политический и психологический климат по­зволил осуществить глубокую реконструкцию всех механизмов саморегулирования. В этом смысле мы можем сказать, что в пос­левоенный период, главным образом с конца 40-х по начало 70-х годов, Западная Европа реализовала свой вариант перестрой­ки общества”.1

    Главные составляющие перестройки по-западноевропейски та­ковы:

q      переход к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности при преобладании акционер­ной формы, поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденци­ям, развитием теории и практики управления производством (ме­неджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием систе­мы государственного (макроэкономического) регулирования;

q      создание и институционализация разветвленной системы ре­гулирования социальных отношений, в первую очередь между тру­дом и капиталом, переход к социально ориентированной эконо­мической политике и развертывание масштабной социальной по­литики (“государство благо состояния”), переориентация бизнеса с инвестиций в технологию на инвестиции в работника;

q      становление развитой демократии, характеризующийся пол­ным утверждением всеобщего избирательного права, идейным и политический плюрализмом, развитием правового государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.

    Совокупность происшедших изменений в большинстве запад­ноевропейских стран настолько значительна, что дает основание говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии об­щества, новой ступени цивилизационного прогресса Западной Европы, как бы мы это общество ни называли — постиндустри­альным, технотронным, информационным, как его часто называ­ют на Западе, или развитым капитализмом, как это принято до не­давнего времени в России.

    У западной общественной системы есть свои проблемы, весьма непростые и подчас болезненные, но они иного порядка, чем наши. Один из потенциальных источников дестабилизации — возник­новение “общества двух третей”. Речь идет о новой технологичес­кой революции, которая повлекла за собой очередную струк­турную перестройку экономики и возрождение массовой безрабо­тицы. В итоге наметился новый социальный раскол между боль­шинством населения: “две трети” которое так или иначе приспо­сабливается к изменениям, и остальной “третьи”, обреченной по­рой на случайные заработки, бедность и нищенство, моральную деградацию.

    Другая опасная тенденция заключается в том, что развивается и, по-видимому, еще не достиг кульминации кризис потребительского общества. Суть его в том, что нынешняя система производ­ства и распределения ориентирует человека на потребительство, подрывая одновременно приоритетное значение такой нравствен­ной и социальной ценности, как труд, благодаря которой возник­ла современная западная цивилизация.

    Еще один угрожающий феномен заключается в новом нацио­нализме, обращенном прежде всего против иммигрантов, главным образом из стран “третьего мира”. Им отдана на откуп почти вся неквалифицированная, грязная и непрестижная работа, но в них же значительная часть коренного населения видит второсортных людей, “чужаков” и виновников всех социальных бед. По ряду причин доля иммигрантов в рабочей силе и общей численности населения, скорее всего, будет расти, и это предвещает дальней­шее обострение этнических отношений.

    Тем не менее общественная система, созданная в Западной Ев­ропе, обладает большим запасом прочности. Механизмы ее само­регуляции являются продуктом длительного исторического разви­тия, они были усовершенствованы в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции во всех странах Западной Европы сложи­лись однотипные, близкие по основным параметрам социально-экономические и политические системы, что в значительной мере способствовало взаимопониманию и сотрудничеству. “Становится реальным устранение большинства барьеров между странами, входящими в ЕС, на пути движения товаров, услуг, капиталов и людей. К концу 90-х годов планируется формирование единого рынка емкостью 4 трлн. долл. с 320 млн. потребителей”.1 Все это по­зволяет предположить, что существующая в Западной Европе об­щественная система по-прежнему будет достаточно надежным фун­даментом продолжающегося строительства ЕС.

    Европейское сообщество существует более 40 лет: его офици­альная дата
рождения 18 апреля 1951 г., когда 6 государств (Бель­гия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция) подписа­ли в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

    С того времени ЕС прошло несколько этапов развития:

1951—1957 гг. — секторальная интеграция в рамках ЕОУС.

1958—1971 гг. — создание Европейского экономического сооб­щества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) в соответствии с Римским договором, подписанным 17 марта 1957 г.; переход к таможенному союзу и общему рынку; первое расширение ЕС (Великобритания, Дания, Ирландия); при­нятие плана перехода к экономическому и валютному союзу (ЭВС).

1972—1978 гг. — крах плана создания экономического и валют­ного союза, кризис ЕС;

1979—1986 гг. — стабилизация ЕС; создание Европейской ва­лютной системы (ЕВС); второе расширение ЕС (Греция, Испания и Португалия);

1986—1992 гг. — образование единого внутреннего рынка в со­ответствии с Единым европейским актом, подписанным в февра­ле 1986 г.;

1993—1999 гг. — переход от единого внутреннего рынка к ЭВС в соответствии с Договором о Европейском союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды), вступление в ЕС еще трех стран — Австрии, Финляндии и Швеции; соглашения об ассоциации с государствами ЦВЕ и подготовка к их вступлению в ЕС.

    Пройдя через длительные и трудные испытания, ЕС прибави­ло в собственной устойчивости и дееспособности; политические, деловые и общественные круги западноевропейских стран, вы­ступающие за интеграцию, укрепились в своей правоте, в стрем­лении двигаться дальше. “В настоящее время Европейский Союз объединяет страны с населением в 320,5 млн. человек (почти 6% населения Земли). Совокупный валовой продукт превышает примерно 5,8 трлн. экю, что превосходит ВВП США примерно на 10%, Японии — на 64%. На долю ЕС приходится пятая часть общего объема ми­ровой торговли и свыше 30% золотовалютных резервов Запада. В рамках ЕС создан единый внутренний рынок: ликвидированы многие национальные барьеры на пути свободного передвиже­ния товаров, услуг, капиталов и рабочей силы”.1 Все это создало благоприятную психо­логическую атмосферу для возобновления динамичной полити­ки интеграции, для разработки новой стратегической программы развития ЕС.

    Общеизвестно, что реальностью западноевропейской интегра­ции были и остаются как различия интересов, так и их совпаде­ние, как единые действия, так и противодействие. Самое важное и поучительное — это уяснить, каким образом сначала 6, потом 10, 12, а ныне 15 государств, входящих в ЕС, совмещают то, что с на­шей теоретической колокольни казалось несовместимым, обеспе­чивают равновесие между общими и сепаратными интересами, находят и реализуют компромиссные решения, позволяющие им сделать очередной шаг вперед на длинном и отнюдь не гладком пути интеграции. Эта задача решалась на двух уровнях — поли­тического мышления и политической практики.

   Анализ длительного опыта ЕС позволяет сделать важный вы­вод: сообщество, возможно, не продвинулось бы и вполовину, если бы его развитие не обеспечивалось целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется перво­степенное внимание.

    Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной полити­ческой системе в целом, но в своих конкретных формах существен­но отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:

q      сочетание институтов двух типов: межгосударственных и над­национальных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены органов второго типа также предлагаются каждым государ­ством, но действуют как независимые лица, не связанные никаки­ми инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между инте­ресами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;

q      гибкое разделение компетенций между институтами ЕС и на­циональными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенций: сферы, в которых осуществля­ется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т.д.); сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т.д.); сферы, в которых функции ЕС ограничивают­ся координацией действий государств-членов и выработкой реко­мендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т.д.);

q      многообразие типов принимаемых решений — от регламен­тов и директив, обязательных для исполнения национальными пра­вительствами и всеми участниками интеграции, до заключении, имеющих рекомендательный характер;

q      примат права ЕС над национальным правом государств-чле­нов в пределах, определяемых содержанием основополагающих до­говоров.

    Источником права ЕС являются прежде всего три договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европей­ском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых госу­дарств-членов.1

    В организационной структуре ЕС нашел отражение традици­онный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Евро­пейский суд; Европейский совет.

    Отступая от порядка, в котором они перечислены, целесооб­разно начать их характеристику с Европейского совета, созданно­го в 1974 г. Созываемый на уровне глав государств и правительств по меньшей мере дважды в год, он принимает решения по ключе­вым вопросам жизни ЕС. Его решения не имеют обязательной силы, однако они дают политические импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в соответствии с которыми дей­ствуют Комиссия и Совет министров.

    Совет — орган принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, в связи с чем иногда име­нуется Советом министров. Однако в отличие от национальных советов министров он выполняет законодательные функции; его решения, имеющие обязательную силу, образуют, вместе с осно­вополагающими договорами, право ЕС (или коммунитарное пра­во). Другое отличие состоит в том, что он не имеет постоянного состава; фактически существует множество советов, состав кото­рых зависит от сферы деятельности, к которой относится рассмат­риваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т.д.

    Уникальным институтом является Комиссия ЕС (КЕС), имею­щая наднациональный характер. Именно на нее приходится льви­ная доля повседневной рутинной работы, выполняемой многими тысячами функционеров во всех областях деятельности, передан­ных на уровень Сообщества. Главное в работе КЕС — подготовка решений и их исполнение, включая контроль над тем, как они ис­полняются национальными органами. Комиссия управляет финан­сами ЕС — бюджетом и структурными фондами.

    Европейский парламент (ЕП) — представительный орган, из­бираемый с 1979 г. прямым всеобщим голосованием граждан всех государств-членов один раз в пять лет (до этого депутаты EС из­бирались национальными парламентами). Европарламент — глав­ный демократический форум народов, объединившихся в ЕС. В отличие от национальных парламентов он не является законода­тельным органом. Вначале ему отводилась в основном консульта­тивная роль. Со временем функции EП были значительно расши­рены, и ныне он осуществляет широкий контроль за деятельнос­тью Комиссии, располагая, в частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о его исполне­нии, участвует в процессах выработки и принятия новых законо­дательных актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их деятельности. Его одобрение обяза­тельно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.

    Уникальную роль играет Европейский суд. Он призван обеспе­чивать единообразное толкование законодательства ЕС и его при­мат над национальными законодательствами в пределах юрисдик­ции, установленной основополагающими договорами. В соответ­ствии с этим он рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальны­ми судами.

 

 

2. С конца 80-х годов начался переход от централизованной плановой к рыночной системе большой группы стран бывшего СССР и Восточной Европы. Они стали объектом крупномасштабного финансирования со стороны развитых стран, прежде всего Германии и США. Произошел сдвиг в перераспределении доходов от развивающихся, и прежде всего латиноамериканских стран, в пользу восточноевропейских. Как он повлияет на цены и условия торговли США и Германии?

 

    Изменение масштабов международного спроса происходит главным образом в результате перераспределения доходов между странами. Такое перераспределение происходит в результате выплаты послевоенных репараций побежденной страной стране-победительнице, предоставления безвозмездной международной помощи со стороны развитых стран развивающимся странам. С известными ограничениями перераспределением доходов может считаться и предоставление межгосударственных займов. До тех пор пока не наступило время погашения займов, суммы средств, переданные одной страной другой в качестве займа, несут на себе все черты перераспределения доходов.

    В результате перераспределения доходов из первой страны во вторую доходы первой страны сокращаются, и она вынуждена сокращать расходы. Доходы второй страны растут, и она может позволить себе увеличить расходы. Таким образом, перераспределение доходов затрагивает только сторону спроса. При этом кривая относительного мирового спроса графически может сдвинуться или же остаться на месте. Если вторая страна, получившая дополнительные средства от первой страны, израсходует их на товар 1 и товар 2 и в той же пропорции, в какой первая страна сократила свои расходы на эти товары, тогда относительные мировые расходы будут неизменными и кривая относительного спроса останется на своем прежнем месте, и это перераспределение доходов никакого влияния на условия торговли не окажет.

    Только непропорциональное распределение доходов, переданных первой страной второй, может оказать воздействие на условия торговли. Допустим, что первая страна склонна тратить относительно больше на товар 1, чем вторая страна (рис. 1). В результате перераспределения доходов от первой страны во вторую произойдет сдвиг кривой относительного спроса влево от RD к RD΄. Это приведет к падению относительной цены товара 1 с (Р12) до (Р12)΄, что ухудшит условия торговли для первой страны, поскольку первая страна является экспортером товара 1, и улучшит их для второй страны.

    Влияние перераспределения доходов на условия торговли: если страна-донор имеет более высокую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов ухудшает условия торговли страны-донора; если же страна-донор имеет более низкую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов улучшает условия торговли страны-донора.

    Данное правило не является абсолютным. Возможна и противоположная ситуация. Если первая страна склонна тратить относительно меньше на товар своего экспорта (товар 1), то при передаче доходов из первой страны во вторую кривая относительного спроса сдвинется вправо и улучшит условия торговли первой страны. И негативный эффект для первой страны от передачи части дохода во вторую страну, и позитивный эффект для второй страны от получения этой части дохода будут компенсированы улучшением условий торговли первой страны со второй. Экспорт и импорт могут основываться далеко не только на ценовых пропорциях, но и на склонностях потребителей, различиях в технологии и обеспеченности другими факторами производства.

Пример.

    Модель изменения условий торговли в случае передачи части дохода от одной страны к другой имеет вполне конкретное практическое применение. Поначалу она была крайне актуальна при обсуждении проблем послевоенных репараций. Германия требовала репараций от Франции после ее поражения в прусско-французской войне в 1871 г. После окончания Первой мировой войны репараций требовали уже от Германии. На эту тему даже разгорелась публичная полемика между Джоном Кейнсом и Бертилом Олином.

    Кейнс считал, что запрашиваемые от Германии суммы слишком велики и для того, чтобы обеспечить их выплату, Германии придется форсировать экспорт, удешевляя и сдерживая импорт. Это, в свою очередь, ухудшит условия торговли Германии и увеличит еще больше экономическое бремя, налагаемое репарациями. Олин, напротив, утверждал, что, когда Германия увеличит налоги, чтобы платить репарации, ее спрос на импортные товары уменьшится. В то же время репарационные платежи, полученные другими странами, приведут либо к снижению налогов в них, либо к увеличению государственных расходов, увеличив тем самым и спрос на германский экспорт. В результате Германии удастся сократить импорт и увеличить экспорт, не ухудшая своих условий торговли. После Второй мировой войны вопросы о воздействии передачи части дохода на условия торговли возникали в связи с помощью, которую США оказывали Европе в рамках “плана Маршалла”, а начиная с 50-х годов — в связи с оказанием помощи со стороны развитых стран развивающимся.

    Несмотря на то что исследования показали теоретическую правоту Олина, на практике ситуация, когда оказание помощи может улучшить условия торговли донора, встречается крайне редко. Например, в начале 90-х гг. продажи американских товаров составляли около 30% мировых. В соответствии с теорией Олина США должны были бы тратить на импорт 30% своего национального дохода. На самом деле на импорт США расходуют только 13%, предпочитая, очевидно, тратиться преимущественно на товары своего экспорта. При этом остальные страны мира тратят на американские товары не более 5% своего национального дохода, что, как можно предположить, меньше того, чем тратят сами США. Значит, очевидно, что если США передадут часть своего дохода иностранным государствам, будь то в виде помощи или кредитов, то спрос на американские товары упадет и условия торговли США ухудшатся, как и предполагал Кейнс. Кроме того, наличие торговых барьеров, транспортных издержек и других препятствий для международной торговли, как было показано выше, превращает часть товаров в неторгуемые. Существование большой группы неторгуемых товаров приводит к тому, что любая страна тратит большую часть своего национального дохода на свои собственные товары, а не на импорт. Кроме того, неторгуемые товары конкурируют с торгуемыми за факторы производства.

    В СССР, а затем и в России проблема передачи ресурсов встала крайне остро в начале 90-х годов в связи с обсуждением целесообразности продолжать оказывать экономическую помощь сначала странам социалистического лагеря, а затем и странам — членам СНГ. Перевод части дохода из России за рубеж, будь то в виде прямой финансовой помощи или через заниженные субсидированные цены, уменьшает спрос на российские неторгуемые товары, высвобождая тем самым дополнительные факторы производства для выпуска торгуемых товаров. В результате предложение российских товаров на экспорт растет, от чего их относительная цена падает. В странах, получивших российскую помощь, увеличивается спрос на неторгуемые товары, которые оттягивают факторы производства от предприятий, экспортирующих товары в Россию. В результате относительная цена российского импорта увеличивается. Падение относительной цены российского экспорта и рост относительной цены российского импорта означают ухудшение условий торговли России. Поэтому, несмотря на правильность теории Олина, устоявшимся предположением теории международной экономики является подход Кейнса, в соответствии с которым практически в каждом случае передача ресурсов зарубежным государствам в любой форме ухудшает условия торговли страны-донора.

 

 

 
 


    Перераспределение доходов имеет воздействие не только на условия торговли, но и на структуру спроса на товары в международной торговле. Из общей экономической теории известно, что при увеличении дохода спрос на различные типы товаров возрастает неравномерно. На уровне семейных бюджетов эту закономерность в XIX веке открыл немецкий экономист Эрнст Энгель (Ernst Engel). Если цены и демографические переменные (прежде всего состав семьи) остаются неизменными, то при росте дохода доля одних товаров в потреблении сокращается, а других — увеличивается. Измеряются эти доли следующим образом:

 

где η (греч. буква “эта”) — эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand),

Di — прирост спроса на товар (в %),

Ii, — прирост дохода, приведший к увеличению спроса на товар i (в %).

Если ηi < 1, то по мере роста дохода доля товара i в объеме спроса сокращается, если ηi > 1, то доля товара увеличивается.

    Эффект Энгеля (Engel effects)— абсолютные изменения долей отдельных товаров в суммарном спросе (ηi –1).

    Если ηi > 1, то товары условно относят к предметам роскоши (luxuries). Это большинство товаров длительного пользования. Если ηi < 1, то товары относят к предметам первой необходимости (staples). Это в основном продовольственные товары.

 

    Закон Энгеля (Engel rule) — при постоянных ценах и демографических переменных (размер, состав семьи) увеличение дохода приводит к снижению доли потребительских расходов на предметы первой необходимости и росту доли расходов на предметы роскоши. Последствия закона Энгеля для международной экономики заключаются в том, что при росте дохода страны вследствие его перераспределения возрастет спрос на товары длительного пользования и другие предметы роскоши и, как следствие, их цены. Это улучшит условия торговли тех стран, которые занимаются их производством и экспортом. В то же время страны, производящие и экспортирующие продовольственные товары, столкнутся с ухудшением условий их торговли, поскольку спрос на них упадет и продовольствие дешевеет.

    Еще одну закономерность изменения в спросе в результате сдвигов в уровне доходов установил шведский экономист Стаффан Линдер (Staffan Linder), который рассматривал причинные связи в цепочке “доход — предпочтения технология — внешняя торговля”. Эта закономерность пока строго не доказана и поэтому имеет форму гипотезы.

    С точки зрения теории передачи доходов рост доходов в стране-получателе приводит к увеличению спроса на предметы роскоши, что побуждает совершенствовать технологию их производства. Совершенствование технологии опережает рост обусловившего их спроса, что ведет к снижению цен и экспорту этих предметов роскоши. Итак, соотношение экспортных и импортных цен страны, выраженное через соотношение цен на определенный товар или через соотношение индекса экспортных и индекса импортных цен, называется условиями торговли. Его рост ведет к увеличению благосостояния страны, а падение — к ухудшению. Увеличение предложения (экономический рост) и увеличение спроса (перераспределение доходов) могут оказывать влияние на условия торговли. Рост может быть импортозамещающим и экспорторасширяющим. Для конкретной страны выгоден импортозамещающий тип внутриэкономического роста и экспорторасширяющий тип роста в остальном мире, который улучшает ее условия торговли с остальным миром. Напротив, экспорторасширяющий тип внутриэкономического роста и импортозамещающий рост в остальном мире ухудшают условия торговли данной страны. Влияние перераспределения доходов на условия торговли следующее: если страна-донор имеет более высокую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов ухудшает условия торговли страны-донора; если же страна–донор имеет более низкую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов улучшает условия торговли страны-донора.1


1 Халевинская Е., Крозе И. Мировая экономика: Учебник. М., 1999. С. 129

1 Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. М., 1999. С. 111

1 Экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М., 1999. С. 468

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. М., 1998. С. 119

1 Международное право: Учебник // Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М., 1999. С. 436-437

1 Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие. М., 2000. С. 142-146

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!