Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по логике»

/ Логика
Конспект, 

Оглавление

 

1. Предмет и функции формальной логики. Логика и мышление. Логика и язык

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)      для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)      для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)       для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление – сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание – процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1)       чувственное познание – с помощью органов чувств и приборов;

2)       рациональное (ratioразум) – познание с помощью абстрактного'1 мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы – это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т. д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза – красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т.д.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно – без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления являются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний – «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Основные формы абстрактного мышления – это понятие, суждение, умозаключение. Каждая из этих форм имеет свою специфическую внутреннюю структуру и подчиняется определенным правилам построения.

В естественном языке мысли выражаются с помощью слов и словосочетаний, имеют конкретное содержание (то, о чем говорится в них). Например, можно выразить понятие о первом человеке, побывавшем в космосе, как «Первый космонавт Юрий Гагарин». Внешней оболочкой простого суждения могут быть разные языковые выражения: снег – белый, snow is while и т.д.

Чтобы выявить внутреннюю структуру понятий, сравним разные по содержанию понятия, например, «стол», «человек», «преступление».

Они отражают разные предметы и различны по своему содержанию. Но есть ли в них что-то общее?

Отвлечемся от конкретных предметов, которые отражаются в понятиях, и представим их как классы неопределенных предметов X. В первом случае под X понимается класс всех возможных столов, во втором – класс людей, в третьем – множество всевозможных преступных деяний. Предметы могут обобщаться в классы потому, что они имеют какие-то общие свойства. В первом случае – свойство «быть предметом с горизонтальной поверхностью, предназначенной для какой-то деятельности человека», во втором – «способность мыслить» и «способность трудиться», в третьем – «быть антиобщественным, противоправным, виновным и наказуемым деянием».

Можно отвлечься от специфики этих свойств, объединить их и обозначить символом А (сумма общих признаков). Тогда связь между классами предметов и классом общих свойств этих предметов можно представить следующей формулой: ХА (X). Читается: «класс таких предметов X, которые обладают признаками А». Эта связь между классом предметов и совокупностью признаков и является логической формой понятий. Можно сказать, что понятия о различных предметах (явлениях, процессах, свойствах предметов и т. п.) формируются в мышлении человека одинаковым способом – предметы обобщаются в классы по их существенным признакам. Логическая форма понятий – способ связи признаков предметов с самими предметами.

В реальном процессе мышления содержание и логическая форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистых, бессодержательных форм. Однако в целях специального анализа формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, делая предметом своего изучения логические их формы.

Логические формы мыслей не зависят от того, на каком естественном языке человек мыслит. Они – общечеловеческие. Логические формы выражают отношения между вещами, которые в практике человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляются в его сознании фигурами логики.

Связи и отношений вещей и явлений многообразны, а потому многообразны и логические формы мыслей. Не все из них правильные.

Поскольку логика изучает формы мышления, а мышление неразрывно связано с языком, постольку логика является также наукой о языке.

Язык – это любая знаковая информационная система (система слов или знаков), выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информация в процессе познания действительности и общения между людьми.

По происхождению языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки – исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические знаковые системы. Естественные языки возникают стихийно в процессе совместной деятельности и общения людей и народов. К естественным относятся языки разных народов, язык жестов и т. п.

Искусственные языки – вспомогательные знаковые системы, создаваемые группами людей специально – для более точной передачи специфической информации. К искусственным языкам относятся нотные знаки, знаки кодовых систем, шифры, азбука Морзе, «блатной язык», которым пользуются преступники, и т.п.

Существуют также смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе языков относится язык формальной логики.

В качестве символов выступают определенные знаки. Знак – любой чувственно воспринимаемый предмет, который заменяет, представляет другой предмет, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта. Наиболее типичны три вида знаков: (1) знаки-индексы; (2) знаки-образы; (3) знаки-символы.

Знаки-индексы связаны с представляемыми ими объектами как следствия с причинами (симптомы, признаки, показания приборов и т. п.). Так, дым – знак, говорящий о наличии огня; повышенная температура человека – о заболевании; изменение высоты ртутного столба – об изменении атмосферного давления и т.д.

Знаками-образами являются те знаки, которые сами по себе несут информацию о представляемых ими объектах (чертежи, карты, картины, фотографии), поскольку находятся с обозначаемыми объектами в отношении подобия.

Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами (эмблемы, гербы, знамена, художественные и графические символы, знаки-сигналы или знаки шифров).

Одним из видов знаков являются имена. Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Поскольку имя является знаком, оно имеет значение и смысл. Значение имени – это предмет, обозначаемый этим именем. Смысл имени – это понятие о предмете. Взаимосвязь между именем, предметным значением и смыслом наглядно может быть выражена с помощью треугольника, по углам которого находятся: имя, понятие, предмет.

Это означает, что имя, понятие и предмет не совпадают, но тесно взаимосвязаны: имя обозначает предмет и выражает понятие о предмете.

Взаимосвязь мышления и языка (понятия и слова) не означает их тождества. Одно и то же понятие может выражаться разными словами.


2. Понятие мышления. Формы, виды, операции мышления

Высшей формой познания, без которой невозможно существование сознания, является – мышление. Мышление – качественно новый этап в развитии познания. «Философский энциклопедический словарь» сообщает, что мышление – это «высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий». Мышление в самом общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов. Поскольку образы предстают чувственно-сенситивными и понятийными (теории и гипотезы, с нашей точки зрения, тоже дают понятийные образы), постольку можно рассматривать мышление как процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами. Мышление – это процесс; но мышление также и способность, имеющаяся уже при чувственном отражении действительности. Эта способность включена в чувственно-сенситивную способность, обеспечивая ее трансформацию в способность к абстрактному мышлению. В этом отношении чувственно-сенситивное получает у человека интеллектуальный аспект. Назначение мышления – вскрыть главные свойства и признаки предметов и явлений. Одной из основных форм мышления является понятие. Мышление невозможно без чувственного познания, поскольку данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий. Возникнув на базе ощущений, мышление идет глубже чувственного познания, обогащает, расширяет его границы. Если внешние стороны вещей, явлений отражаются прежде всего и главным образом с помощью созерцания, то сущность, общее в вещах – с помощью мышления, понятий. Основой возникновения мышления является практика – человеческая деятельность. Именно в процессе постоянной творческой деятельности человека, его постоянного стремления заставить природу служить собственным интересам формировалось и формируется мышление. Мышление принимает разные формы. Самая простая – наглядно-действенное, практическое мышление. Более сложный вид мышления – образное: это гибкий, более обобщенный ход рассуждения (так мы читаем исторические романы, рассуждаем о героях, так представляем себе обобщенные понятия о добре, зле, хотя такие образы в конкретном виде, так сказать «на ощупь», вообразить нельзя). Самый сложный вид мышления – абстрактно-логическое (понятийное), оно отражает причинно-следственные связи, сущность явлений, которые не поддаются ни наглядно-действенному, ни образному познанию. Абстрактно-логическое мышление дает возможность познать закономерности, предвидеть ход событий, объяснить суть явлений и открыть новые законы, изобретать и сочинять. Внутри абстрактно-логического мышления выделяют следующие виды мышления:

      Теоретическое мышление – это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.

      Практическое мышление – это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени).

      Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.

      Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.

      Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека.

      Продуктивное – это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное – это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.

      Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач.

Первый элемент мышления – понятие, знание о существенных признаках предмета. Преподаватель должен научить студентов вникать в сущность факта, явления, предмета, вычленять его главные, самые существенные качества. Рациональное познание, логическое мышление более высокий уровень познания. Мышление – это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Таким образом, мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Содержание мышления раскрывается суждениями. Суждение – это познание, при помощи которого, посредством утверждения или отрицания, раскрывается наличие или отсутствие того или иного признака у предмета, явления. Суждение предполагает сознательное утверждение или отрицание, понимание связей. В речи суждения выражаются в виде предложений. Суждение как форма мыслительной деятельности используется и на лекционных занятиях в вузе. При помощи суждений раскрывается сущность понятий, определяются знания студентов. Так, пока студент не выскажет суждений, в которых укажет на существенные признаки предмета или явления, преподаватель не может определить, усвоил ли он понятие об этом предмете, и если усвоил, то на каком уровне. К основным формам мышления, кроме понятия и суждения, относится умозаключение. Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, т.е. делается вывод. Это может быть дедуктивное умозаключение, когда из общего положения вытекают частные, это может быть индуктивное умозаключение, когда из частных посылок следует общий вывод. Обучая студентов мыслить логично, необходимо с определения какой-то задачи, выделения вопроса, который надо решить, установить цепь рассуждений. Затем – выдвижение гипотез. Но чтобы выдвинуть гипотезу, нужно иметь, конкретные знания. Рассуждая, сопоставляя, экспериментируя, решая задачи, человек высказывает предположение, выдвигает идею, затем начинает ее обосновывать, связывать с другими явлениями и, наконец, делает какой-то вывод, пока еще только предположительный. Следующий этап – проверка этого вывода, подтверждение фактами, законами, бесспорными положениями. Только после этого беремся за решение задачи. Мыслительные операции крайне сложны. Нужно учить студентов анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать. Нельзя рассчитывать, что способность мыслить придет сама собой. Не давать студентам все в готовом виде: прослушай, прочитай, запомни и отвечай. При таком учении мышление не развивается. Главное – приучить думать, искать, – решать, доказывать, рассуждать, искать подтверждения. Формы мышления: понятия, суждения и умозаключения тесно связаны между – собой. Нередко они переходят одна в другую. На основе форм мышления можно определить изменение содержания знаний студентов, которые они получают в процессе обучения, проследить преемственность мыслей в формировании понятий. В диалектической логике сказано, что развитие мыслей осуществляется в таких видах суждений, как единичное, особенное и всеобщее. В процессе развития мышления происходит изменение и видов суждений. Ведущим при этом является движение от суждения единичности, в котором фиксируется и описывается какой-либо факт, к суждению всеобщности. Познание неизбежно доводит до выделения всеобщего и существенного в предмете. Единичное, особенное и всеобщее не изолированы друг от друга, а представляют собой различные стороны единого целого. Без отдельного, единичного нет и не может быть всеобщего, всеобщее существует лишь благодаря единичному, через единичное. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим, и наоборот. В познавательном процессе важную роль играют такие методы, как анализ и синтез. Анализ – это расчленение предмета или явления на его составные простые части. Синтез – это соединение частей предмета или явления в целое, рассмотрение предмета или явления в единстве. Анализ и синтез едины, поскольку едины предмет и его составные части, стороны. Они являются могучими средствами человеческого познания. Анализ может быть чувственным и мысленным. Необходимо отметить, что подготовка ответов на вопросы, данные к поставленной проблеме, требует не только анализа, но и абстракции. Абстракция – это одна из форм познания, сущность которой состоит в мысленном отвлечении от несущественных, второстепенных признаков и выделении и обобщении наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результатом такого выделения и обобщения являются понятия. «Понятие как форма (вид) мысли, или как мысленное образование, есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделение самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса – и в совокупности отличительных для них – признаков». Один и тот объект может выступать и в форме чувственно-сенситивного, и в форме понятия. Например – преставление о студенте Иванове И., выступавшем на прошлой неделе на семинаре, и, с другой стороны, понятие о том же студенте, включающем обобщение представлений о нем в том же аспекте в течение семестра или всего учебного года. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т.п. По степени общности понятия могут быть разными – менее общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия. С анализом и абстракцией связан синтез. Благодаря синтезу, как уже было сказано, отдельные части, признаки объединяются в единое целое.  От анализа, синтеза, абстракции неотделима и конкретизация – воссоединение выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное. Слово «конкретный» имеет такие значения: Во-первых, предметный, вещественный. Отсюда конкретизировать – придавать наглядный характер чему-то общему. В философии конкретной называется истина, в которой познается предмет со всеми его качествами, свойствами в определенном месте и в определенное время. Второе значение конкретного также необходимо учитывать преподавателю, ибо он призван, обучая, развивать мышление студентов; реализуя вопросы преемственности. И чем больше существенных признаков усвоит студент, познающий тот или иной предмет, чем глубже эти сущности, тем конкретнее становится его мышление. От анализа, синтеза, абстракции, конкретизации нельзя отделить и сравнение. Сравнение  это сопоставление объектов, явлений  с  целью  выявления  черт сходства  или различия между ними, а также того и другого вместе. Сравнение является важной предпосылкой обобщения. Нахождение и выделение общих существенных признаков в двух или группе предметов и есть обобщение. Положение о том, что в понятиях человек отражает общее и существенное в объективном мире, не позволяет согласиться с утверждением некоторых психологов о том, что между приобретением знаний и развитием мышления нет прямой связи, что знания якобы сами по себе не составляют ни развития мышления, ни основу этого развития. Таким утверждением мышление лишается содержательной стороны, ибо нельзя «знать» вообще, можно знать только что-то определенное, тот или иной предмет.


3. Понятие о логическом законе. Специфика логических законов. Основные законы формальной логики

ПОНЯТИЕ О ЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ

Фундамент материалистической диалектики – наиболее глубокого и всестороннего учения о развитии – составляют основные законы: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Эти законы являются всеобщими: они действуют в природе, обществе и мышлении. Кроме них, в объективном мире действует много других законов, изучаемых конкретными науками (физикой, химией, биологией и др.); существуют и общенаучные законы (например, закон сохранения энергии).

Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями.

Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются в основных формально-логических законах. К ним относятся законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

Эти законы являются основными потому, что в логике они играют особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и сформулированы Аристотелем. Эти законы можно выразить в виде формул математической (символической) логики. Закон достаточного основания был сформулирован Лейбницем.

Основные законы логики являются отражением в сознании человека определенных отношений между предметами объективного мира.

Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют общечеловеческий характер: они едины для людей всех рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате многовековой практики человеческого дознания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременно наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы самих вещей и явлений мира.

Кроме четырех основных формально-логических законов, отражающих важные свойства правильного мышления – определенность, непротиворечивость, обоснованность, четкость мышления, выбор «или – или» в определенных «жестких» ситуациях, – существует много неосновных формально-логических законов, которым должно подчиняться правильное мышление в процессе оперирования его отдельными формами (понятиями, суждениями, умозаключениями).

Законы логики, как основные, так и неосновные, функционируют в мышлении в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения ложных суждений.

В математической логике несколько иной подход. Там законы, выраженные в виде формул, выступают как тождественно-истинные высказывания. Это означает, что формулы, в которых выражены логические законы, истинны при любых значениях их переменных. Среди тождественно-истинных формул особо выделяются такие, которые содержат одну переменную.

Связь логических критериев истинности знания с практической деятельностью человека

Не во всех науках критерий практики действует непосредственно. Следует подчеркнуть сложный, опосредованный характер отражения действительности в логических системах и их операциях, в логических формах и законах.

Соотношение критерия практики с логическим критерием истинности заключений в умозаключении позволяет констатировать, что для проверки истинности заключений в умозаключениях необязательно обращаться всякий раз непосредственно к практике, а можно воспользоваться логическим (т.е. относящимся к форме рассуждения) критерием.

Определяющим критерием истины служит практика. Логический же критерий истинности – вспомогательный и произвольный, вытекающий из практики и сам опирающийся на нее, как окончательный критерий истинности.

Закон тождества

Закон тождества является одним из законов правильного мышления, соблюдение этого закона гарантирует определенность и ясность мышления. Закон формулируется так: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе».

Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Например, все жидкости теплопроводны, упруги. Каждый предмет тождествен самому себе. В объективной реальности тождество существует в связи с различием. Нет и не может быть двух абсолютно тождественных вещей (например, двух листочков дерева, близнецов и т. д.). Одна и та же вещь вчера и сегодня и тождественна, и различна. Так, например, внешность человека изменяется с течением времени, но мы его узнаем и считаем одним и тем же человеком. Абстрактного, абсолютного тождества в действительности не существует, оно означало бы прекращение развития. Но при известных условиях (в определенных границах) мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать свое внимание только на тождестве предметов или их свойств.

В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа). Он означает, что в процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные – за тождественные.

Например, тождественными по объему будут такие три понятия: ученый, по инициативе которого основан Московский университет; ученый, сформулировавший принцип сохранения материи и движения; ученый, ставший с 1745 г. первым русским академиком Петербургской Академии наук, так как они обозначают одного и того же человека (М. В. Ломоносова), но дают различную информацию о нем.

Нарушение закона тождества приводит к двусмысленности, что можно видеть, например, в следующих рассуждениях: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н.В. Гоголь), «Стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь» (Козьма Прутков). Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.

В действительности абсолютного тождества в изменяющихся предметах нет. Но, для того чтобы отобразить движение в мысли, мы должны прибегнуть к идеализации и упрощению действительности.

В науках существуют различные виды и модификации тождества. Так, например, в математике это равенство, эквивалентность (равномощность, равночисленность) множеств, конгруэнтность, тождественное преобразование, тождественная подстановка и т.д.; в теории алгоритмов – одинаковость букв, устанавливаемая путем абстракции отождествления, равенство алфавитов (А = В), равенство конкретных слов и т. д.

Закон непротиворечия

Диалектика исходит из реального онтологического существования диалектических противоречий во всех предметах действительности. Но, ставя задачу отобразить их, мы должны в силу законов отражения учитывать диалектическую необходимость огрубления при изображении движения мыслью.

Поэтому если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его. Если же человек, утверждая что-либо, отрицает то же самое или утверждает нечто несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Формально-логические противоречия – это противоречия путаного, неправильного рассуждения. Такие противоречия затрудняют познание мира.

Нельзя смешивать формально-логические противоречия с диалектическими. Закон единства и борьбы противоположностей действует всюду, поэтому диалектические противоречия свойственны природе, обществу и мышлению. Борьба противоположностей – движущая сила развития природы, общества и мышления.

Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и отрицаем.

Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном и том же предмете, взятом в разное время или в разном отношении. Противоречия не будет, если мы скажем: Осенью дождь полезен для грибов» и «Осенью дождь не полезен для уборки урожая» или «Саша Голубев – перворазрядник (по настольному теннису)» и «Саша Голубев не является перворазрядником (по бегу)», так как предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях. Суждения «Саша Голубев не является перворазрядником по бегу» и «Саша Голубев является перворазрядником по бегу» не будут противоречивыми, если они относятся к различному времени, и будут противоречивыми, если они относятся к одному и тому же времени.

Закон исключенного третьего

Для двузначной логики онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете указанный признак либо присутствует, либо нет.

В книге «Метафизика» Аристотель сформулировал закон исключенного третьего так: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать».

В двузначной традиционной логике закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано». Противоречащими (контрадикторными) называются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете отрицается, поэтому они не могут быть оба истинными или оба ложными; одно из них истинно, а другое обязательно ложно. Такие суждения называются отрицающими друг друга.

Различие в областях определения (применения) этих законов в том, что в отношении противных (контрарных) суждений А и Е (например: «Все грибы – съедобны» и «Ни один гриб не является съедобным»), которые не могут быть оба истинными, не могут быть оба ложными, действует лишь закон непротиворечия и не действует закон исключенного третьего. Поэтому сфера действия содержательного закона непротиворечия (контрарные и контрадикторные суждения) шире, чем сфера действия содержательного закона исключенного третьего (лишь контрадикторные суждения, т. е. суждения типа а и не-d). Действительно, истинно одно из двух суждений: «Все дома в данной деревне электрифицированы» или «Некоторые дома в данной деревне не являются электрифицированными »; третьего не дано.

Логические законы следует применять конкретно, в зависимости от свойств тех предметных областей, которые ими отображаются, что полностью относится и к закону непротиворечия, и к закону исключенного третьего.

В познании нередко возникают неопределенные ситуации, которые отражают переходные состояния, имеющиеся как в материальных явлениях, так и в самом процессе познания (например, состояние клинической смерти; ситуации, когда гипотеза еще не подтверждена и не опровергнута; когда мы не знаем, какова степень подтверждения долгосрочного прогноза погоды; рассуждения о будущих единичных событиях и т.д.)- В такого рода ситуациях мы не можем мыслить только по законам классической двузначной логики, а прибегаем к трехзначной логике, в которой суждения принимают три значения истинности: истина, ложь и неопределенность. В ряде этих многозначных логик закон непротиворечия не является тождественно-истинной формулой.

Итак, закон исключенного третьего применяется там, где познание имеет дело с жесткой ситуацией: или – или, истина – ложь; там же, где отражается неопределенность в объективных процессах или неопределенность в самом процессе познания, закон исключенного третьего часто не может быть применен. Следовательно, нужен конкретный анализ конкретной ситуации с учетом особенностей предметной области.

Закон достаточного основания

Этот закон формулируется так: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Речь идет об обосновании именно и только истинных мыслей; ложные же мысли доказать нельзя. Есть хорошая латинская пословица: «Ошибаться свойственно всякому человеку, но настаивать на ошибке свойственно только глупцу».

В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, цифровой материал, статистические данные, законы науки, аксиомы, теоремы.

Логическое основание и логическое следствие не всегда совпадают с реальными причиной и следствием. Так, например, дождь является реальной причиной того, что крыши домов мокрые. Логические основание и следствие будут как раз обратными, так как, выглянув в окно и увидев мокрые крыши домов (логическое основание), мы полагаем, что «шел дождь». Поразительны выводы литературного героя Конан Доила Шерлока Холмса, который по следствию восстанавливал причину путем построения умозаключения с высокой степенью достоверности от логического основания, т. е. реального следствия, к логическому следствию, т. е. к реальной причине события. Врачи при постановке диагноза заболевания также идут от реального следствия к реальной причине, поэтому их выводы должны особенно тщательно проверяться и аргументироваться.

Особую доказательную силу имеют аргументы в научных исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать на веру недоказанные утверждения.


4. Общая характеристика понятия. Содержание и объем понятия. Виды понятий

Чтобы познать сущность предметов и явлений объективного мира, необходимо получить знание об их главных, необходимых свойствах и отношениях и отвлечься от множества второстепенных и несущественных свойств и отношений. Это достигается с помощью такой формы мышления, как понятие.

Понятие – форма мышления, с помощью которой обобщаются предметы по их существенным признакам. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в сознании человека и заменяют предметы и явления объективного мира, являясь их идеальными образами.

Каждый предмет и классы предметов имеют множество свойств, черт, состояний, находятся в различных отношениях с другими предметами. Эти множества свойств и отношений называются признаками предметов. Признак предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга (любые свойства, стороны, состояния предметов). Среди множества признаков предметов можно выделить существенные признаки – такие, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, и несущественные признаки – такие, которые могут принадлежать, а могут и не принадлежать предмету и не выражают внутреннюю природу предмета. Например, каждый отдельный человек обладает множеством индивидуальных свойств. Но мысленно их можно обобщить по существенным признакам, таким как «способность трудиться», «способность мыслить» и «способность говорить словами». Эти существенные признаки отличают класс живых существ, который можно назвать словом «человек», от всех других живых существ.

Иметь понятие о предмете – значит осмыслить, логически освоить изучаемое явление, выделить его существенные признаки, уметь отличать данный предмет (или класс подобных предметов) от всех других, подняться до уровня абстракций и закрепить знание в языке. Если этого нет, то человек, в лучшем случае, остается на уровне представления о предмете, явлении, которое трудно «выразить словами», как и любой чувственный образ. Для образования понятий необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его раскрыть, необходимо осуществить ряд логических операций: установить сходство и различие предметов (сравнить); мысленно выявить наиболее важные свойства различных частей класса предметов (проанализировать); мысленно соединить части класса предмета по общим признакам (синтезировать); мысленно выделить наиболее важные признаки предмета и отвлечься от других признаков (абстрагироваться); объединить отдельные предметы на основе общих свойств в группы предметов (обобщить). Например, иметь понятие о преступлении – значит понимать, чем отличается данное деяние от всех других человеческих деяний.

Каждое понятие состоит из двух частей: имеет содержание и объем. Объем понятия – совокупность предметов, которые мыслятся (обобщаются) в понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все возможные преступления, которые когда-то совершались, совершаются и будут совершаться. Объемы понятий можно изобразить с помощью кругов Эйлера. Например, объем понятия «ученик» (А) – это множество всевозможных учеников, а объем понятия «ученик нашего класса» (В) – это множество всех учеников, которые учатся в нашем классе. Объем второго понятия – меньше, и его можно изобразить как круг предметов – составляющих более широкого круга предметов – учеников вообще.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предметов, по которым происходит обобщение предметов в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Содержание и объем тесно связаны друг с другом. Если к содержанию какого-то понятия (к содержанию понятия «преступление») добавить новый признак («хозяйственное»), то получится понятие с более широким содержанием, но меньшим объемом («хозяйственное преступление»). И наоборот, уменьшение содержания понятия ведет к образованию нового понятия с большим объемом (сравните понятия «генеральный прокурор» и «прокурор»). Эта взаимосвязь между содержанием и объемом понятий выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Данный закон лежит в основе ряда логических операций с понятиями.

1. По объему предметов, обобщающихся в понятии, различают единичные и общие понятия. Единичное понятие – такое, в объем которого входит один предмет («Москва», «первый космонавт», «естественный спутник Земли»).

Общее понятие – такое, в объем которого входит более одного предмета («преступление», «суд», «указ», «следователь» и др.).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующие понятия – такие, в которых множество предметов, составляющих объем понятия, можно пересчитать (зарегистрировать, подвергнуть учету). Например, «студент Московской государственной юридической академии», «участник Великой Отечественной войны».

Нерегистрирующие – такие понятия, множество предметов объема которых не поддается учету. Например, «преступление», «студент» и др.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. В разделительном смысле понятие употребляется тогда, когда все, что утверждается (или отрицается) в суждении относится к каждому предмету, входящему в объем понятия. Например, в суждении «Студенты первого курса изучают логику» понятие «студент первого курса» означает: «каждый студент первого курса». Напротив, если высказывание относится ко всем вместе предметам, составляющим объем понятия, то понятие употребляется в собирательном смысле. Например: «Студенты первого курса организовали конференцию», «Студенты первого курса разбежались в разные стороны». Или: понятие «человек» в суждении «Человек смертен» употребляется в разделительном смысле, а в суждении «Человек осваивает космос» – в собирательном смысле и т.п.

2. В зависимости от того, что представляют собой элементы объема понятия (каждый элемент – отдельно существующий предмет или множество предметов), различают собирательные и несобирательные понятия. Собирательное понятие – такое, в котором мыслятся множества предметов, составляющих единое целое («коллектив», «армия», «группа учащихся»). Объем собирательного понятия составляют множества предметов, например множество членов коллектива, множество военнослужащих в армии. Содержание собирательного понятия составляют существенные признаки, относящиеся ко всей совокупности элементов, но не к каждому элементу.

Собирательные понятия могут быть общими («коллектив», «народ» и т.п.) и единичными («созвездие Большой Медведицы», «население города Москвы»).

В несобирательных единичных и общих понятиях содержание (совокупность существенных признаков) относится к каждому элементу объема понятия. Например, несобирательными общими понятиями являются: «преступление», «кража», «человек», а несобирательными единичными понятиями являются: «основатель Москвы Юрий Долгорукий», «первый космонавт Юрий Гагарин» и др.

3. В зависимости от того, что представляют собой предметы, обобщаемые в понятии, различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретное понятие – такое, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее («город», «живое существо», «слушатель», «свидетель»).

Абстрактное понятие – такое, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами («храбрость», «невменяемость», «белизна»); эти признаки не существуют сами по себе в отрыве от предметов, обладающих этими признаками.

4. В соответствии с тем, утверждаются или отрицаются признаки предметов, обобщаемых в понятии, различают положительные и отрицательные понятия. Положительные понятия – такие, в которых содержание составляют свойства, присущие предметам, обобщенным в данном понятии. Например, «грамотный», «виновность», «нравственность» и др. Отрицательные понятия – такие, в содержании которых указываются существенные признаки, отсутствующие у предметов. Например, «безграмотный», «невиновность», «безнравственность».

Следует отличать отрицательные понятия от некоторых положительных понятий с частицей «без», «а», «анти», в которых данная частица не означает отрицания существенных признаков. Например, «антиквариат», «анархия» и др.

5. Если в понятии отражаются (обобщаются) предметы, которые предполагают существование других, родственных, предметов, то говорят о соотносительных понятиях. Например, такие понятия, как «отец», «родитель», «начальник», предполагают существование других людей, которые являются соответственно «ребенком», «рожденным», «подчиненным».

Безотносительные – такие понятия, предметы в которых мыслятся как существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от того, в каком отношении они находятся с другими предметами. Например, «человек» (как существо, способное трудиться, мыслить и говорить), «кража» (как особые деяния, которые совершаются тайно и состоят в хищении чужого имущества).

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, – значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «юрист», нужно указать, что это понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Понятие «антифашист» – общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, отрицательное, безотносительное. Понятие «законный» – общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить содержание и объем, выработать более точное употребление выражающих их слов.


5. Отношения между понятиями. Ограничение и обобщение понятий. Деление объема понятий

В логических отношениях могут быть только сравнимые понятия – т.е. те понятия, которые имеют некоторые общие признаки, позволяющие их сравнивать (сопоставлять друг с другом). Например, «юрист» и «адвокат», «адвокат» и «общественный деятель», «студент» и «спортсмен» и т.п.

Несравнимые понятия – такие, которые не имеют общих признаков и поэтому не могут сравниваться. Например, «кража» и «дерево»; «преступление» и «рок-музыка».

Сравнимые понятия могут находиться в отношениях совместимости и несовместимости.

Совместимые понятия – такие, объемы которых полностью или частично совпадают: «слушатель» и «спортсмен»; «юрист» и «следователь»; «преступление» и «убийство».

Несовместимые понятия – такие, объемы которых не имеют общих элементов (хотя и могут быть сравнимы): «преступник» и «непреступник»; «собственник» и «несобственник».

К совместимым понятиям относятся:

1. Равнозначные – понятия, объемы которых полностью совпадают. Например, «Россия» и «родина социалистической революции», «путь» и «дорога», «работа» и «труд». Эти понятия отражают один и тот же предмет с разных сторон. Например, «Москва» (А) и «столица России» (В), «автор романа «Преступление и наказание» (А) и «Ф.М. Достоевский» (В). Разнозначные понятия могут заменять друг друга в контексте, хотя не всегда. Например, можно сказать, что «он пошел на работу» (но не на труд), «прошел два дня пути» (но не дороги).

Соотношение между равнозначными понятиями отображается одним кругом (объемы понятий полностью совпадают):

2. Подчиняющие и подчиненные – понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого понятия. Например, объем понятия «адвокат» полностью входит в объем понятия «юрист», т.е. все адвокаты являются юристами, но не наоборот; объем понятия «общественное порицание» полностью входит в объем понятия «наказание». На кругах Эйлера соотношение между такими понятиями изображается следующим образом:

Абстрактно-мысленный образ, формирующийся на основе опосредованной логической переработки чувственного материала. Возникает в процессе целенаправленной мыслительной деятельности как результат системы логических операций.

Включает только существенные признаки предметов.

Является неярким, «сухим» по форме, но глубоким по содержанию.

Должно быть ясным, точно очерченным, определенным.

Является абстрактным или абстрактно-конкретным.

При этом А называется подчиняющим понятием (например, А – юрист), а В – подчиненным понятием (например, В – адвокат).

3. Перекрещивающиеся – понятия, объемы которых частично совпадают (перекрещиваются). Например, понятие «студент» (А) перекрещивается с понятием «спортсмен» (В). На кругах это изображается следующим образом:

К несовместимым понятиям относятся:

1. Соподчиненные – два или больше понятий, которые не пересекаются, но подчиняются общему для них понятию. Например: понятия «береза» (А) и «яблоня» (С) вместе подчиняются понятию «дерево» (В); понятия «кража» (А) и «убийство» (С) вместе подчиняются понятию «преступление» (В); а понятия «юридический институт» (А) и «медицинский институт» (С) вместе подчиняются понятию «высшее учебное заведение» (В). На круговых схемах это изображается следующим образом:

2. Противоположные – понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Объемы двух противоположных понятий составляют в сумме только часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются (которому соподчиняются). Например: «белый» (А) и «черный» (5); «восточный» (А) и «западный» (и); «большой дом» (А) и «маленький дом» (В). На круговых схемах изображается следующим образом:

3. Противоречащие – понятия, одно из которых (А) содержит некоторые признаки, а другое (В) эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем родового понятия. Например, «черный» и «нечерный»; «революционер» и «нереволюционер»; «наказуемое» и «ненаказуемое» (деяние).

Зная виды отношений между понятиями, мы получаем возможность не путать понятия и правильно употреблять их в процессе мышления.

В практике общения между людьми возникает необходимость в уточнении отдельных высказываний. Например, «Студенты изучают логику». Но все ли студенты? Нет, не все, а только студенты первого курса юридического факультета.

В процессе мышления совершаются четыре основные операции: обобщение, ограничение, определение и деление понятий.

Обобщение понятия – это логическая операция, которая состоит в переходе от понятия с меньшим объемом (большим содержанием) к понятию с большим объемом (но меньшим содержанием). Обобщение понятий – это переход от вида к роду. Например, обобщая понятие «генеральный прокурор», можно перейти к понятию «прокурор», от понятия «министерство юстиции России» – к понятию «министерство юстиции». Обобщение понятий происходит путем отбрасывания из содержания исходного понятия какого-либо индивидуального, видового, признака. Пределом обобщения являются категории – понятия с предельно широким объемом, например: «материя», «сознание», «движение», «свойство» и т.д.

Ограничение понятия – логическая операция, которая состоит в переходе от понятия с большим объемом (и меньшим содержанием) к понятию с меньшим объемом (но с большим содержанием). В процессе ограничения происходит переход от родовых понятий к видовым. Достигается это путем добавления к содержанию исходного понятия какого-либо нового признака. Например, понятие «юрист» можно ограничить, добавив признаки о специфике профессиональной деятельности юриста, например, «быть следователем» – получится понятие «следователь»; добавив признак «быть следователем прокуратуры», можно получить понятие «следователь прокуратуры» и т.д.

Деление понятий – это логическая операция, раскрывающая объем понятия. В процессе деления объем понятия распределяется на группы. Элементами деления являются: делимое – понятие, объем которого требуется раскрыть; члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие; основание деления – признак, по которому производится деление. Например, учеников в школе можно разделить на классы, в классах – на группы по различным признакам: спортсмены и неспортсмены; изучающие английский язык, немецкий и французский языки и т.п. Сделки (соглашения) можно разделить на многосторонние, двусторонние и односторонние.


6. Определение и его структура. Виды определений. Способы определений. Правила определения. Ошибки при определении

Определение понятий – это такая логическая операция, с помощью которой раскрывается (уточняется) содержание понятия. Определить понятие о предмете – значит указать существенные признаки этого предмета. Например: «Кража – тайное хищение чужого имущества» (ст. 158 УК РФ); «Человек – живое существо, способное производить орудия труда». Понятие, содержание которого уточняется (например, «кража»), – это определяемое понятие, или дефиниендум (сокращенно Dfd). Понятие, с помощью которого происходит уточнение содержания исходного понятия («хищение», «чужое имущество», «тайное»), – это определяющее понятие, или дефиниенс (сокращенно Dfn).

Рассмотрим виды определений:

1. По способу выявления содержания понятий выделяются явные и неявные определения. Наиболее часто применяемым явным определением понятий является определение через род и видовое отличие, в котором предметы, о которых говорится в определяемом понятии, сначала соотносятся с предметами ближайшего рода, а затем указывается тот видообразующий признак, при помощи которого определяемый предмет выделяется из множества предметов данного рода. Так, определяя понятие «кража», вначале указывается его родовой признак – «хищение чужой собственности», затем с помощью видового признака – «тайное» – выделяют данный вид преступлений среди других преступлений против собственности.

Неявные определения – такие, в которых содержание понятий раскрывается косвенным путем. К ним принадлежат:

q      контекстуальные определения – когда содержание понятий раскрывается через контекст – отрывок письменной или устной речи, в которой используются данные понятия; например, «на данный вопрос я прошу вас ответить категорически – да или нет»;

q      остенсивные – определения, раскрывающие существенные признаки предметов путем их указания, показа: «это ручка», «это книга, по которой будете изучать логику»;

q      определения через отношение – понятие «материя» определяется через отношение к «сознанию», «свобода» через отношение к «необходимости», «причина» – через отношение к «действию», «необходимость» – через отношение к «случайности» и т.д.

К приемам, заменяющим определения, относятся описание, характеристика, сравнение.

2. В зависимости от того, что именно определяется (предметы или слова), различают реальные и номинальные определения. Реальным является определение, раскрывающее существенные признаки предметов. Например, улика – доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления. Реальные определения строятся по схеме: «Предметы вида А есть предметы рода В, имеющие признаки с», сокращенно А – Вс.

Номинальным является определение, посредством которого вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.д. Например, термином «улика» обозначается доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления. Термин «юридический» обозначает все, относящееся к правоведению, праву. Номинальное определение отвечает на вопрос, что обозначает то или иное выражение, и строится по схеме: «Выражение «А» обозначает предметы В, имеющие признаки с». Например: «Слово «кинология» обозначает науку о собаках, их породах, разведении и уходе за ними» или «Покровительство, оказываемое влиятельным лицом кому-либо в устройстве его дел, называется протекцией».

В процессе мышления следует соблюдать следующие четыре основные правила определения.

Правила определения (касаются структуры, формы определения).

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. Например, «грабеж – открытое хищение чужого имущества», «рецидивист – лицо, совершившее преступление после осуждения за ранее совершенные преступления». Схематично: А = Вс, или Dfd = Dfn.

При несоблюдении данного правила возможны две ошибки: а) слишком широкое определение – объем определяющего понятия шире объема определяемого понятия, например, «рецидивист – лицо, совершившее преступление»; б) слишком узкое определение – объем определяющего понятия уже объема определяемого, например, «рецидивист – совершивший вторично убийство».

2. Определение не должно заключать в себе круга. Круг в определении возникает тогда, когда понятие А определяется через понятие В, а В в свою очередь определяется при помощи понятия А. Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое: «то же – через то же». Например: «идеалист – человек идеалистических убеждений», «свидетель – лицо, дающее свидетельские показания», «лекарство – то, что лечит».

3. Определение должно быть ясным, т.е. в определяющем понятии должны указываться известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное. Это правило предостерегает от подмены операции определения понятий сравнениями, метафорами, которые не раскрывают существенных признаков предмета. Например, не являются определениями: «государство – политическое проявление мирового духа» (Гегель); «смех есть солнечный свет в жизни»; «повторение – мать учения».

4. Определение по возможности не должно содержать в определяющем понятии отрицательных признаков. Определяющее понятие должно указывать признак, принадлежащий предмету, а не отсутствующий у него. Но это требование не является строгим логическим правилом, обязательным при определении любого понятия. Отрицательные определения широко применяются в математике и в других науках. В некоторых случаях определение понятий (как правило, содержащих приставку «без», «не», «а») возможно только через отрицание. Например: «бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого не известен», «безбожник – это человек, не признающий существования Бога».

Определение понятий играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. В любой науке всем основным понятиям даются точные определения; большое значение имеет определение понятий в правовых науках. По существу, любой Уголовный кодекс состоит из понятий и их определений (изложенных в соответствующих статьях). Ошибочное толкование понятий (например, понятий «умысел», «соучастие», «вина», «неосторожность» и т.д. в уголовном праве) может привести к неправильному пониманию отражаемых в них явлений, а следовательно, к ошибкам суда и следствия.


7. Понятие о суждении. Суждение и мышление. Виды суждений

Познавая мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между самими предметами. Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки, значит судить, или рассуждать. Основу наших рассуждений составляют понятия о тех или иных свойствах, качествах предметов. А наиболее глубинные связи и отношения отражаются в мышлении в форме суждений.

Суждение это такая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами. Например: «Москва – столица Российского государства», «Петербург не есть столица Российского государства», «Петербург севернее Москвы», «Не существует беспричинных явлений».

С логической точки зрения суждение формируется с помощью понятий. Оно не может существовать без понятий, но и понятие не может быть без суждения, так как в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Например, мысль, заложенную в понятии «преступление», можно раскрыть через следующее суждение: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 УК РФ). Но понятие отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов и отношения между предметами. Основная роль понятий – различать предметы в процессе мышления. В суждениях же устанавливаются связи между предметами, формулируются законы, описываются данные опыта. На основе суждений, отражающих опыт человеческого общества, вырабатываются новые понятия. Таким образом, с формально-логической точки зрения суждения выполняют в познании роль более высокого порядка, чем понятия.

Всякое суждение может быть истинным или ложным. Истинное суждение – такое, в котором связь понятий правильно отражает реальные свойства и отношения предмета мысли. Например: «Москва – столица России», «Адвокат выясняет условия, способствовавшие совершению преступления», «Некоторые преступления не являются умышленными».

Ложное суждение – такое, в котором связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли. Например: «Санкт-Петербург есть столица России», «Адвокат может быть судьей».

Языковой формой выражения суждения является предложение. Суждение есть мысль; предложение – выражение этой мысли словами. Всякое суждение выражается в предложении. Но не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится какое-то сообщение, информация. Например, суждением является мысль «Сегодня идет дождь» и не являются вопрос «Какая сегодня погода?» или восклицание «Противная погода!». В вопросительных и восклицательных суждениях ничего не утверждается и не отрицается, они не истинны и не ложны. Например: «По какой статье квалифицируется данное преступление?», «Какая наглая ложь!». Однако здесь есть некоторые исключения:

q      суждение может выражаться так называемыми риторическими вопросами: «И какой же русский не любит быстрой езды?!», где в косвенной форме содержится утверждение. Или: «Как же тебе не стыдно?» – содержится суждение, выражающее уверенность, что «Ты должен этого стыдиться»;

q      суждения выражаются побудительными предложениями, выражающими воинские приказы, команды, призывы и лозунги. Например, «Ни шагу назад!», «Берегите мир!» выражают так называемые модальные суждения, включающие в себя слово-запрещение и слово-побуждение.

Между суждениями и выражающими их предложениями нет полного совпадения. Одно и то же предложение иногда выражает два и более различных суждения. Например, предложение «Он сочиняет» можно понять и как «Он занимается работой над каким-либо письменным произведением», и как «Он лжет».

С другой стороны, одно и то же суждение может быть выражено двумя и более разными предложениями. Например, «Человек смертен» и «Человек всегда рано или поздно умирает» – два предложения, выражающие совершенно одну и ту же мысль. В живой речи очень часто одна и та же мысль выражается разными предложениями для того, чтобы избежать однообразия. Но иногда человек, повторяя на разные лады одну и ту же мысль; думает, что «доказывает» ее. Слушатель тоже легко может принять такой прием за доказательство. Поэтому очень важно научиться быстро отличать суждения от предложений и равнозначные суждения (выражающие одну и ту же мысль) от неравнозначных.

Суждение, являясь формой мышления, имеет свою внутреннюю структуру. По составу суждения бывают простые и сложные.

 

ПРОСТОЕ

СЛОЖНОЕ

Простым суждением является суждение, ни одна логическая часть которого не является суждением. Например, кража (S) есть преступление (Р)

S есть Р 

Сложным является суждение, какая-либо логическая часть которого является суждением. Кража (S1) и разбой (S2) относятся к умышленным преступлениям Р (S1 есть Р) и (S2 есть Р)

 

Рассмотрим логическую структуру простых суждений. Элементами логической структуры простого суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.

1. Логическое подлежащее (субъект) – то, о чем говорится в суждении. Обозначается буквой S (от лат. subjectumлежащий в основе).

2. Логическое сказуемое (предикат) – то, что мыслится о субъекте суждения. Обозначается буквой Р (от лат. predicatumсказанный).

3. Связка (союз) – та часть суждения, которая выражает связь между субъектом и предикатом. Она характеризует принадлежность предмету мысли какого-либо свойства, отраженного в предикате, или его отсутствие. Обычно выражается знаком «тире» или словами «суть» («есть» и «не есть», «является» и «не является»). Например: «Преступление есть общественно опасное деяние» и «Некоторые деяния не являются преступлениями». Состав простого суждения можно выразить общей формулой

S есть (не есть) Р.

4. Кванторы – символы, указывающие, относится признак, выраженный в предикате суждения, ко всему объему или к части объема понятия, выражающего субъект. Квантор находится перед субъектом и обозначается кванторными словами «все», «некоторые», «ни один» и др. Однако в некоторых суждениях квантор может отсутствовать.

Чтобы легче было установить структуру (логическую форму) суждения, надо иногда перестроить его, совершенно не стесняясь того, что обороты речи будут непривычными и режущими слух. Например: суждение «Он пишет» надо преобразовать в суждение «Он (S) есть пишущий (P)». Или: «Все слушатели первого курса (S) изучают логику (Р)» преобразовать в суждение «Все слушатели первого курса есть изучающие логику».

Сложные суждения состоят из двух или более простых суждений, соединенных логическими союзами.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!