Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по КСЕ»

/ КСЕ
Конспект, 

Оглавление

20. Симметрии в физике и законы сохранения.

           В «Кратком Оксфордском словаре» симметрия опреде­ляется как «Красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью».

         Симметрии мы можем наблюдать повсюду: и в окружа­ющем нас материальном мире и, например, в искусстве сти­хосложения. В средние века в Европе были трубадуры – поэты и музыканты, певцы, проводившие строго регламен­тированные состязания, складывающиеся почти что в ри­туал. В частности, трубадуры создали очень жесткую сти­хотворную форму – секстину. Особенность этой стихотворной формы состоит в том, что она включает шесть строф, каждая из которых в свою очередь содержит шесть строк; отсюда и ее название – секстина, причем из строфы в строфу без всякого изменения перекочевывают одни и те же рифмующиеся слова. Но расположение их меняется, ив законе этой перестановки заключается суть симметрии секстины. Если обозначить рифмующиеся слова (после­дние слова строк) первой строфы как 1, 2,3,4,5, 6, то во второй строфе они расположатся в новом порядке: 6, 1, 5, 2,4, 3. Аналогичен переход от второй строфы к третьей и т.д. После шестой строфы рифмующиеся слова должны были бы снова занять те положения, которые они имели впервой строфе.

           Симметрия как философская категория означает процесс существования и становления тождественных моментов в определенных условиях и определенных отношениях между различными и противоположными состояниями явлении мира. Это означает что, изучая симметрию каких-либо систем, необходимо рассматривать их поведение при различных пре­образованиях. То есть из всей совокупности преобразований выделяются такие, которые оставляют неизменными, инва­риантными некоторые функции, соответствующие рассмат­риваемым системам. Самым емким, удобным и простым языком для выражения симметрий оказался математичес­кий язык. Математическая теория, рассматривающая та­кие преобразования или совокупности преобразований, назы­вается математиками теорией групп. Корни идеи теории групп восходят к работам великих математиков П. Руффини (1765– 1822), Н. Абеля (1802–1829) и Эвариста Галуа (1811–1832). Одной из центральных задач классической алгебры того вре­мени была задача о нахождении корней алгебраического уравнения n-степени по известным коэффициентам, входящим в это уравнение. Руффини, а впоследствии Абель и Галуа до­казали неразрешимость в радикалах общего алгебраическо­го уравнения пятой и более степени. Так что проблема об­щего изучения закона образования корней из известных коэффициентов не была решена, несмотря на многочислен­ные усилия математиков. Результат был получен Эварис­том Галуа лишь на основе введения абстрактных понятий более высокой степени общности, на основе создания совер­шенно новой алгебраической теории, развившейся в послед­ствии в теорию групп. Интерес к теории групп со стороны Феликса Клейна передался норвежскому математику М. Ли, который и явился создателем математического аппарата те­ории групп (групп Ли) и их инвариантов, ставшего важней­шим инструментом современной теоретической физики.

           Пространство обладает свойством однородности и изотропно­сти, а время – однородности. Однородность пространства за­ключается в равноправии всех его точек, а изотропность – в равноправии всех направлений. Во времени все точки равно­правны, не существует преимущественной точки отсчета, лю­бую можно принимать за начальную.

           Указанные свойства пространства и времени связаны с главными законами физики – законами сохранения. Если свойства системы не меняются от преобразования переменных, то ей соответствует определенный закон сохранения. Это – одно из существенных выражений симметрии в мире. Симмет­рии относительно сдвига времени (однородности времени) со­ответствует закон сохранения энергии; симметрии относитель­но пространственном сдвига (однородности пространства) – закон сохранения импульса; симметрии по отношению поворо­та координатных осей (изотропности пространства) – закон сохранения момента импульса, или углового момента. Из этих свойств вытекает и независимость пространственно-временного интервала, его инвариантность и абсолютность по отношению ко всем системам отсчета.

Симметрия относительно произвольного сдвига во времени приводит к закону сохранения энергии для консер­вативных (замкнутых) систем:

Е = const. 

Неизменность характеристик физической системы при про­извольном перемещении ее как целого в пространстве на произ­вольный вектор приводит к закону сохранения импульса р: 

И наконец, симметрия относительно произвольных простран­ственных поворотов (изотропность пространства) связана с зако­ном сохранения момента импульса:

Общие законы природы, характеризующие движение мате­рии, связаны с симметрией пространства и времени. Время само по себе не способно изменить энергию какой-либо системы. За­кон сохранения энергии есть следствие однородности времени. Закон сохранения импульса есть следствие однородности про­странства.

Так как категория симметрии относится к любому объекту или понятию, то она в полной мере применима, например, к физическому закону. А поскольку цель физических законов – нахождение и вычисление идентичного в явлениях, то для инерциальных систем, согласно принципу относительности Галилея, эти физические законы будут во всех системах одинаковы. Сле­довательно, они инвариантны относительно описания явлений как в одной инерциальной системе, так и в другой и тем самым сохраняют симметрию. В 1918 г. были доказаны теоремы Э. Нетер, смысл одной из которых состоит в том, что различным видам симметрии физических законов соответствуют определен­ные законы сохранения. Эта связь является настолько всеобщей, что ее можно считать наиболее полным отображением понятия сохранения субстанций и законов, ее описывающих, в природе. Как сказал Р. Фейнман, «среди мудрейших и удивительных вещей в физике эта связь одна из самых красивых и удивительных».

Различие видов симметрии связано с разными способами пространственно-временного преобразования одной инерциаль­ной системы в другую инерциальную систему. Остановимся на этом несколько подробнее. Каждому такому пространствен­но-временному преобразованию соответствует определенный вид симметрии. Так, перенос начала координат в произвольную точку пространства при неизменности физических свойств или их проявлении связан с симметрией таких преобразований (это как раз и есть трансляционная симметрия) и означает физиче­скую эквивалентность всех точек пространства, т.е. его однород­ность.

Поворот координатных осей в пространстве связан с физиче­ской эквивалентностью разных направлений в пространстве и означает изотропность пространства. Симметрия относительно переноса во времени связана с физической эквивалентностью различных моментов времени, что должно также отражать идею независимости хода времени от его начала (время протекает оди­наково). Поэтому однородность времени проявляется в его рав­номерном течении, а относительная скорость всех процессов, протекающих в природе, одинакова. Факт равномерности тече­ния времени был установлен экспериментально с точностью до 10~14 с за период ~10 миллионов лет; например, спектральный состав излучения звезд, испущенного миллионы лет назад и воспринимаемого нами только сейчас, имеет одинаковый спект­ральный состав таких же атомов на Земле.

В классической релятивистской механике симметрия выража­ется в принципе относительности. Равномерное и прямолиней­ное движение материальной точки в инерциальной системе от­счета с произвольной скоростью, но меньшей, чем скорость света, связано с симметрией и физической эквивалентностью такого движения и покоя (неразличимость параметров движения объекта в движущемся равномерно и прямолинейно поезде и по­езде, стоящем неподвижно на путях). Как мы знаем, при скорос­тях V « с используют принцип относительности и преобразова­ния Галилея, при V≈ с (релятивистские скорости) – принцип относительности Эйнштейна и преобразования Лоренца. Такого рода симметрию (неразличимость покоя и равномерно-прямоли­нейного движения) можно условно определить как изотропию пространства–времени. Эти виды симметрии объединяются в СТО в единую симметрию четырехмерного пространства–вре­мени.

 

Литература

1.    Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 2003

2.    Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 2003

 

70. Структура биотической и абиотической компоненты биосферы. Изменение окружающей среды под влиянием живых организмов как проявление геохимической функции живого вещества.

В системе современного научного мировоззрения понятие биосферы занимает ключевое место. Разработка учения о био­сфере имеет длительную историю.

Начало ее изучению положил Ж.Б. Ламарк, который в своей книге «Гидрогеология» дал одно из первых обоснований идеи о влиянии живых организмов на геологические процессы. Затем учению о живой природе был посвящен многотомный труд А. Гумбольдта «Космос», в котором многими фактами был аргу­ментирован тезис о взаимодействии живых организмов с земны­ми оболочками. Сам термин «биосфера» был впервые введен в науку в 1875 году австрийским геологом и палеонтологом Эдуар­дом Зюссом. Он подразумевал под биосферой самостоятельную сферу, в которой на Земле существует жизнь. Зюсс дал определе­ние биосферы как совокупности организмов, ограниченной в пространстве и времени и обитающей на поверхности Земли.

Но о геологической роли биосферы, ее зависимости от пла­нетарных факторов Земли пока не было сказано ничего. Впер­вые идею о геологических функциях живого вещества, представ­ление о совокупности всего органического мира в виде единого нераздельного целого высказал русский ученый Владимир Ива­нович Вернадский.

Целью, которую поставил перед собой Вернадский, стало изучение влияния живых организмов на окружающую среду. Этим вопросом, в отличие от изучения воздейст­вия среды на живые организмы, до сих пор не занимался никто. Разумеется, заметить такое воздействие со стороны отдельного организма практически невозможно. Оно становится заметным только при рассмотрении большого числа живых существ. По­этому Вернадский ввел понятие «живого вещества» как совокуп­ности всех живых организмов планеты, включая человека. Тем самым он вышел на качественно новый уровень анализа жизни и живого – биосферный уровень. Это дало возможность пони­мать жизнь как могучую геологическую силу нашей планеты, действенно формирующую облик Земли. В функциональном плане живое вещество становилось тем звеном, которое соеди­няло историю химических элементов с эволюцией биосферы. Введение данного понятия также позволило поставить и решить вопрос о механизмах Геологической активности живого вещест­ва и источниках энергии для этого.

Взаимодействие живого вещества планеты с окружающей средой рождает биосферу – область распространения жизни на Земле. Таким образом, биосфера – это живое вещество планеты и преобразованная им окружающая среда. Она охватывает ниж­нюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Биосфера является одним из основных структурных компонен­тов нашей планеты и околоземного космического пространства. Это сфера, в которой осуществляются биоэнергетические про­цессы и обмен веществ.

Пленка биосферы, окутывающая Землю, очень тонкая. Сего­дня принято считать, что в атмосфере микробная жизнь имеет место примерно до высоты 20–22 км над земной поверхностью (до озонового экрана), а наличие жизни в глубоких океаниче­ских впадинах опускает эту границу до 8–11 км ниже уровня моря. Углубление жизни в земную кору много меньше, и мик­роорганизмы обнаружены при глубинном бурении и в пласто­вых водах не глубже 2–3 км. По сравнению с другими геосфе­рами биосфера представляет собой тончайшую пленку. Правда, она покрывает всю Землю, не оставляя ни одного места на на­шей планете, где бы не было жизни, включая пустыни и ледя­ные просторы Арктики и Антарктики.

Разумеется, концентрация живого вещества в разных областях биосферы различна. Самое большое его количество расположено в верхних слоях литосферы (почве), гидросферы и нижних слоях атмосферы. Глубже в земную кору, океан, выше в атмосферу – количество живого вещества уменьшается. Это дало основания Вернадскому говорить о сгущениях и разрежениях жизни.

Особенностью биосферы является то, что между ней и окру­жающими ее земными оболочками нет резкой границы. И, пре­жде всего, нет той границы в атмосфере, которая делает био­сферу открытой всем космическим излучениям, а также энергии Солнца. Таким образом, биосфера открыта космосу, купается в потоках космической энергии. Живое вещество поглощает и пе­рерабатывает эту энергию в биогеохимическую энергию биосфе­ры. Биогеохимическая энергия может быть выражена скоростью заселения биосферы данным видом организмов. Для некоторых бактерий эта скорость ограничивается лишь скоростью деления цепочки клеток и приближается к скорости звука. Это означает, что при благоприятных условиях этот вид может заселить Землю практически мгновенно. Еще Вернадский вычислил время, не­обходимое различным организмам для «захвата» поверхности пла­неты. Для бактерий это время составляет 1,25 суток, для инфу­зории туфельки – 67,3 суток, крысы и домашней свиньи – 8 лет, цветковых растений – 11 лет, водорослей – 379 лет, для слона – 1000 лет.

Биогеохимическая энергия используется для осуществления геохимических функций живого вещества, каковыми являются энергетическая, концентрационная, деструктивная, транспортная и средообразующая функции, основанные на том, что живые ор­ганизмы своим дыханием, своим питанием, метаболизмом, не­прерывной сменой поколений порождают грандиознейшее пла­нетарное явление – миграцию химических элементов в биосфе­ре. Эта биогенная миграция подчиняется двум биогеохимиче­ским принципам:

1) стремится к максимальному проявлению, что приводит к повсеместному распространению жизни;

2) обусловливает выживание организмов, увеличивающих био­генную миграцию атомов, что ведет к появлению в ходе эволю­ции жизни все более сложных и развитых организмов.

Это предопределило решающую роль живого вещества и био­сферы в становлении современного облика Земли – ее атмосфе­ры, гидросферы и литосферы.

Биосфера – это сложная по составу, строе­нию и организованности оболочка. Она вклю­чает в себя:

      живое вещество – совокупность живых организмов планеты;

      биогенное вещество, созданное в процессе жизнедеятель­ности организмов (газы атмосферы, уголь, нефть, известня­ки и т.д.);

      косное вещество, сформированное без участия жизни, к нему относятся атмосфера, гидросфера и литосфера;

      биокосное вещество – результат взаимодействия жизне­деятельности организмов и небиологических процессов (например, почва, озерная вода);

      вещество космического происхождения.

Общую массу живых организмов планеты ученые оценивают в 2,43·1012 т. Биомасса организмов, обитающих на суше, на 92,2% представлена зелеными растениями и на 0,8% – живот­ными и микроорганизмами. Напротив, в океане на долю расте­ний приходится 6,3%, а на долю животных и микроорганизмов – 93,7% всей биомассы. Жизнь сосредоточена главным образом на суше. Суммарная биомасса океана составляет всего 0,03-1012 т, или 0,13% биомассы всех существ, обитающих на Земле.

В распределении живых организмов по видовому составу на­блюдается важная закономерность. Из общего числа видов 21% приходится на растения, хотя их вклад в общую биомассу со­ставляет 99%. Среди животных 96% видов – беспозвоночные и только 4% – позвоночные, из которых только десятая часть приходится на млекопитающих. Таким образом, в количествен­ном отношении преобладают формы, стоящие на относительно низком уровне эволюционного развития.

Масса живого вещества составляет всего 0,01–0,02% от кос­ного вещества биосферы. Если его равномерно распределить по поверхности Земли, оно покроет ее слоем всего в 2 см толщи­ной. Но при этом именно живое вещество играет ведущую роль в биогеохимических процессах благодаря энергетической функ­ции. Ведь живые организмы способны черпать из окружающей среды вещества и энергию, необходимую им для обмена ве­ществ и для осуществления всех остальных своих функций.

Чтобы представить масштабы геохимической деятельности живого вещества, приведем некоторые цифры. Ежегодная про­дукция живого вещества в биосфере составляет 232,5 млрд. т сухого органического вещества. За это же время в процесс фо­тосинтеза вовлекается 46 млрд. т углерода. В процесс жизнедея­тельности также ежегодно вовлекается 6-1059 т азота, 2-1059 т фосфора, а также калий, кальций, магний, сера, железо и дру­гие элементы. 

Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических эле­ментов, который выражается в циркуляции вещества между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами. Иными словами, идет постоянный обмен вещест­вом, непрерывный поток атомов из живого вещества в косное вещество и обратно. Вызывается этот поток живым веществом и выражается в непрекращающемся никогда дыхании, размноже­нии, метаболизме и прочих функциях живых организмов.

Необходимость биотического круговорота неразрывно связа­на с существованием самой жизни. На Земле запасы доступных минеральных элементов, необходимых для осуществления жиз­ненных функций, не могут быть бесконечными. Поэтому если бы они только использовались, жизнь достаточно быстро исчер­пала свою материальную базу. А в биотическом круговороте эти вещества вновь и вновь воспроизводятся и используются в жиз­ненных циклах. В связи с этим любой организм использует в качестве средств своего существования тела или продукты рас­пада одних организмов и сам отдает в окружающую среду то, что могут использовать другие организмы.

В круговороте веществ принимают участие различные хими­ческие элементы и соединения, которые используются для по­строения тканей живыми организмами. Среди них важнейшее место занимает круговорот воды в природе. Испарение воды на­земными частями растений создает силу, способствующую подъ­ему из почвы по сосудам почвенного раствора, обеспечивающе­го растения как водой, так и минеральными солями. При испа­рении вода воздушными течениями переносится на большие расстояния. Выпадая на поверхность суши в виде осадков, она способствует разрушению горных пород, делает их недоступны­ми для растений и микроорганизмов, размывает верхний поч­венный слой и уходит вместе с растворенными в ней химиче­скими соединениями и взвешенными органическими частицами в моря и океаны.

Перенос влаги осуществляется воздушными массами. Это один из основных факторов, определяющих климат. От атмосферных процессов зависит выветривание, также являющееся важным эле­ментом круговорота веществ в природе.

Очень важна циркуляция кислорода. Кислород атмосферы накоплен в результате деятельности живых организмов на Зем­ле, прежде всего, растений- У верхней границы тропосферы из кислорода под влиянием космических лучей образуется озоновый экран, защищающий жизнь от губительной ультрафиолето­вой радиации Солнца. Таким образом, жизнь сама защищает себя от смерти.

В природе идет круговорот углерода, который входит в со­став разнообразных органических веществ, являющихся состав­ной частью всего живого. В процессе фотосинтеза зеленые рас­тения используют углерод углекислого газа и водород воды для синтеза органических соединений, а освободившийся кислород поступает в атмосферу. Им дышат различные животные и сами растения, а конечный продукт дыхания –- углекислый газ вновь попадает в атмосферу.

Циркуляция азота осуществляется благодаря деятельности азотфиксирующих бактерий и водорослей, синтезирующих нит­раты, пригодные для использования растениями. Соединения азота из почвы поступают в растения и используются для по­строения белков. После отмирания живых организмов гнилост­ные бактерии разлагают органические останки до аммиака, а хемосинтезирующие бактерии превращают аммиак в азотную ки­слоту. Некоторое количество азота благодаря деятельности денит­рифицирующих бактерий поступает в воздух. Часть азота оседа­ет в глубоководных отложениях и на длительный срок выключа­ется из круговорота веществ, но эта потеря компенсируется по­ступлением азота в атмосферу с вулканическими газами.

Круговорот серы, входящей в состав ряда аминокислот и представляющей жизненно важный элемент, также осуществляет­ся благодаря деятельности бактерий. Они переводят соединения серы с металлами (в таком виде сера хранится в почве и морских осадочных породах) в сульфаты, которые поглощаются растения­ми. Разложение трупов животных или остатков растений обеспе­чивает возврат серы в круговорот. К сожалению, в результате деятельности человека происходит повышенный выброс двуокиси серы в атмосферу при сжигании топлива. Это вызывает гибель растений вследствие нарушения процесса фотосинтеза.

Жизнь также невозможна без фосфора, который в основном сосредоточен в отложениях, образовавшихся в прошлые геоло­гические эпохи. Оттуда он постепенно вымывается и попадает в экосистемы или вносится на поля как удобрение. Растения ис­пользуют только часть этого фосфора, остальное уносится река­ми в моря и снова отлагается в осадках.

В целом биотический круговорот веществ является замкну­той системой. В упрощенном виде он выглядит так: зеленые рас­тения используют солнечную энергию, создают первичную продукцию живого вещества, потребляют углекислый газ и выделяют кислород. Животные поедают растения, потребляют кислород и выделяют углекислый газ. Мертвые растения и животные перера­батываются насекомыми, простейшими, грибами, которые раз­рушают их, превращая в минеральные или простейшие органиче­ские соединения. Те вновь поступают в почву и потребляются растениями. Непрерывность и замкнутость этого процесса обес­печивается распадом и разложением конечных продуктов.

Стабильность постоянного режима биотического круговорота сложилась на основе высокого видового разнообразия живых организмов. Хотя в определенные периоды сбалансированность его нарушалась. При этом из круговорота «выводились» излиш­ки, которые откладывались в виде нефти, каменного угля, газа, известняков и других минералов органического происхождения. Эти отложенные в прошлом излишки не засоряли биосферу и не оказывали вредного влияния на развитие жизни. Сейчас эти «излишки» вновь вовлекаются в биотический круговорот благо­даря активной человеческой деятельности. Это является одной из причин тех серьезных экологических проблем, с которыми столкнулось человечество.

Литература

1.    Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 2003

 

95. Эволюционное представление о развитии общества, цивилизации и мира.

Социальная эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – процесс общественного развития, заключающийся в постепенных изменениях и реформах. Эволюция, как правило, рассматривается как тип изменения, противоположный революции. Эволюционные процессы в обществе понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразо­вания.

Осмысливая окружающий мир, люди издавна стремились понять и объяснить  общественные  явления, смысл развития истории человечества. Мысль об истории зародилась  в  глубокой древности,  знаменуя собой возникновение новой формы мышления – исторического сознания.

Один из первых древнейших историков Геродот (около 485–425 до н.э.) стремился описать жизнь и деятельность людей, обнаружить их причины, чтобы найти истину и сохранить деяния этих людей в памяти истории. Ис­торические взгляды на общество значительно расширил Фукидид (ок. 460– 400 до н.э.), автор «Истории» (в восьми книгах), считающейся вершиной ан­тичной историографии.

Философы Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) пы­тались осмыслить природу общественной жизни не только с точки зрения ее прошлого, но и будущего. Большинство греческих философов придержива­лось религиозно-мифологического воззрения, согласно которому в общест­ве, как и в природе, господствует круговорот. Поступки людей подчиняются судьбе или воле богов, а в бесконечно пестрой картине человеческой жизни все рано или поздно повторяется.

Решающим фактором человеческого поведения являются неизменные, по своей природе, страсти и воля, присущие выдающимся личностям – вож­дям, политическим деятелям, героям, мыслителям. Так, Платон считал, что идеальное государство, которое основано на исходном неравенстве людей, управляется философами и основано на принципе справедливости (диалоги «Государство» и «Закон»). Проект идеального государства по Платону яв­ляется первой социальной утопией в истории общества – общества, в кото­ром жизнь подчинена строгому государственному контролю.

В эпоху безраздельного господства христианской теологии в Западной Европе культивировалась идея, согласно которой общество возникло в ре­зультате договора человека с Богом. Эти взгляды высказывали средневеко­вые мыслители Августин и Фома Аквинский. Они считали, что люди явля­ются лишь актерами драмы, автор которой – Бог. Жизнь человечества мыс­лилась со времени от Адама и Евы до Страшного суда как непрерывная борьба «царства благодати» с «царством зла».

В противоположность христианским мыслителям философы эпохи Воз­рождения стремились объяснить исторический процесс исходя из земных условий, из природы человека. В это время складываются элементы светской (отделяющейся от религии) философии истории – это понятие впервые бы­ло введено Вольтером и имело в виду универсальное историческое обозре­ние человеческой культуры.

Эпоха буржуазных революций явилась периодом решительной борьбы с господством религиозного мировоззрения. Прогрессивные мыслители этого времени пытались объяснить общественные явления и общественный процесс в целом исходя из естествознания, природы. Огромную роль при формирова­нии взглядов мыслителей XVIIXVIII вв. играли естественные науки.

Материалисты XVIII в., пытаясь объяснить общественную жизнь естест­венными, а не потусторонними причинами, все-таки не знали действитель­ных причин общественного развития. Нередко за такие причины принима­лись случайные обстоятельства. Пытаясь понять исторический процесс, материалисты XVIII в. приходи­ли к выводу о том, что мнения людей, господствующие в каждую эпоху, яв­ляются продуктами обстоятельств. Но на вопрос, от чего зависят сами эти обстоятельства, они отвечали – от мнения людей.

Глубокие мысли об обществе высказывал Ж.-Ж. Руссо. Он сформулиро­вал и обосновал мысль о том, что частная собственность является причиной общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства. Со­циальное неравенство порождает деградацию общественных нравов, – от­мечал Руссо. Он высказал оригинальную мысль об исторической необходи­мости противоречий в общественном развитии. Руссо также принадлежит диалектическая идея сочетания прогресса и регресса в общественном разви­тии. Так, возникновение неравенства было, по его мнению, одновременно и проявлением прогресса, и регресса в развитии общества. Прогрессом оно выступало потому, что в его основе лежал процесс совершенствования, а регрессом – потому что в этом случае выигрывал род в целом, а проигры­вали индивиды. Мысль о диалектическом характере развития истории приводила Руссо к выводу о необходимости замены состояния общественного неравенства состоя­нием равенства. Строй, основанный на насилии и неравенстве, от насилия же и погибнет. Политическим идеалом Руссо была прямая демократия, осуществ­ляемая на основе общественного договора. Суть его заключается в том, что каждый из нас отдает свою личность и свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть це­лого. Им является государство, в котором народ обладает верховной вла­стью, суверенитетом.

Решительный шаг к пониманию своеобразия общественного развития  был  сделан Гегелем.  Согласно   Гегелю,  история движется вперед не автоматически. Она слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реали­зовать свои собственные интересы и цели. Однако в результате деятельно­сти людей, преследующих спои цели, возникает нечто новое в отличие от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди должны считаться как с объективной предпосылкой. Так, по Гегелю, слу­чайность становится необходимостью.

Современный взгляд на общество заключается в том, что общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью об­щности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует заме­тить, что в самом слове «общество» наличествует корень «общ-», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма об­щности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного су­ществования наших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным: некоторые из них живут именно со­обществами. Далее, термин «сообщество» сейчас употребляется применительно к человеческим объединениям – группам разной величины и принципов объединения. Мы говорим, например, о на­учном сообществе, о журналистском сообществе. Да и в обыден­ном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объ­единения какого-то количества людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общест­ва или сообщества являют собой составные части общества как множества, составляющего целое государство.

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности, и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных ин­ститутов, утонченная сфера духа. Общество можно опреде­лить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотно­шения людей друг с другом и с природой; ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а не­посредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.

Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью со­ставляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: тех­ника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих от­ношений, действий и их результатов и есть то, что составляет обще­ство как целое. Человеческое общество – это внутри себя расчле­ненная целостная система, которая исторически возникла и непре­рывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют ха­рактер любого элемента, входящего, в систему, направляют его раз­витие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому. Общество – это единый социальный организм, внут­ренняя организация которого представляет собой совокуп­ность определенных, характерных для данного строя много­образных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя клас­совые, национальные, семейные отношения; политические отно­шения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, фи­лософия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть кон­кретные формы общественной организации людей. Несмотря на все различие конкретных обществ, у любого общества есть черты, которые отличают его от стада животных и вообще от всего того, что не есть общество.

Общество обладает четкой внутренней расчлененностью со­ставляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономи­ка, политика, наука, право, нравственность, искусство, семья, ре­лигия не существуют вне связи друг с другом. Без общественного целого, без людей, неразрывно связанных между собой всей систе­мой общественных отношений, нет ни экономики, ни политики, ни нравственности и т.д. Все это – грани единого целого, живущего по единым законам. Политические организации, экономические связи (производство, распределение, потребление), правовые нормы, семейно-брачные отношения, родственные узы, нацио­нальные и другие отношения объединяют людей и противопостав­ляют их друг другу в различных комбинациях человеческого целост­ного коллектива.

Существовала и существует проблема разных по масштабам и характеру бытования социальных форм. Соответственно возникает вопрос о форме, выпол­няющей роль своего рода рамы, куда могут быть «впи­саны», как в картину, формы меньшего масштаба. Этот вопрос с древнейших пор и по на стоящее время сопряжен с большими методологическими трудностя­ми: выбор жестких критериев ведет к упрощениям человеческой истории, отказ от поиска каких-то устойчивых определителей затрудняет сколько-нибудь связное и развернутое социально-философское иссле­дование.

Философия истории – от Августина до Вико, от Вико до Маркса, от Маркса до Шпенглера – во мно­гом и была работой по определению таких крупных форм. Сложилась традиция выделения основных сту­пеней, типов, кругов, в рамках которых как бы выяв­лялись черты жизни людей, объясняющие характер событий, функционирование подсистем общества, структуры человеческих взаимодействий, способы деятельности, нормы общения и обособления инди­видов. «Размыкание» кругов означало завершение определенной исторической ступени, исчерпание возможностей данной» типа человеческих отношений, кризис культуры и, следовательно, вызревание ново­го типа исторического движения, нового вида соци­альной эволюции.

Разумеется, выделение таких крупных форм дела­лось историками и философами с опорой на некие объективные основания, поэтому «крупноформатное» изображение истории общества содержало в себе довольно точные характеристики поступательного движения духовной жизни, экономики, права, транс­формации политики, образования, науки. В нем – этом изображении – улавливались тенденции дейст­вительного социального развития, однако оно, остава­ясь схематическим отображением социальных форм, не могло, по сути, претендовать на объяснение и по­нимание конкретного человеческого бытия.

Был (и остается) у такого крупноформатного изо­бражения социального процесса и еще один серьез­ный недостаток. В нем предпочтение отдавалось и отдается тем самым крупным формам-ступеням, что служат подступом для выделения и собирания в сис­темную картину других форм, позволяющих предста­вить жизнь общественного целого. Однако функция выделения этапов общественного процесса и их по­следующего более детального изучения зачастую смазывалась, и крупная форма сама рассматривалась как объяснение различных функций и подсистем общества. Иными словами, методологическая роль крупной формы, определяющей, с опорой на какие-то объективные основания, конкретное «поле» ис­следования социальной системы, подменялась ее ис­пользованием как теории, уже содержащей в себе различные схемы для фиксации законов и связей со­циального целого. Таким образом смазывалась роль социального исследования других, менее масштабных и скрытых форм, установление их внутренних связей и получение на этом пути дополнительных обоснова­ний (или опровержений) использованного вначале крупномасштабного подхода. Примеры подобного рода можно обнаружить в разных течениях социаль­но-философской мысли. Наиболее близкий – исполь­зования понятия общественной формации.

К. Маркс вырабатывал понятие общественно-экономической формации прежде всего для описания общества середины XIX в. Он показал, что в капита­листическом обществе экономическая подсистема выделяется в особую сферу расширенного воспроиз­водства человеческого богатства и начинает оказывать сильное воздействие на все другие сферы, задавать стандарты различным формам совместной и инди­видуальной жизни людей. Эта ситуация позволяет рассмотреть экономику и складывающиеся в ней общественные отношения как базисную структуру ка­питалистического общества, над которой как бы над­страиваются другие структуры.

В «западной» (то есть в европейской и американ­ской) социальной философии XX в. получила распро­странение схема социальных типов, в ряде важных моментов совпадающая с трехступенчатой схемой К. Маркса. К созданию этой схемы причастны М. Вебер, У. Ростоу, Дж. Гэлбрэйт, Д. Белл, О. Тоффлер. Отличие этой схемы от предыдущей в том, что каждый социальный тип оп­ределяется на основе своей собственной доминирую­щей формы.

Первый тип – «традиционное общество» – ха­рактеризуется социальной доминантой, выступающей в форме традиции. Традиция обеспечивает простое воспроизводство общественной жизни, передачу со­циального опыта за счет его повтора, сохранение тех­нологических схем, жесткую взаимозависимость со­циальных позиций, структур, культурных норм и стереотипов. Она акцентирует как раз те отношения между людьми, которые в предыдущей схеме харак­теризовались как отношения личной зависимости.

Второй тип – «индустриальное общество». В нем выделяется подсистема промышленного производст­ва, умножающего вещное богатство общества. Расши­ренное воспроизводство выводит социальные связи из-под господства традиции, создает технологические возможности для обновления любой деятельности, для реализации человеческих сил и способностей по стан­дартам машинной рациональности.

В «постиндустриальном обществе» (третий тип) человеческая деятельность освобождается от господ­ства машинных технологий. Количественная и ка­чественная ограниченность вещественных средств ставит на первый план проблему использования и раз­вития человеческих ресурсов. Силы и способности индивидов оказываются главным резервом социаль­ности; индивидность раскрывается не за гранью со­циальности, а в ее основных процессах, обеспечиваю­щих качество жизни. В продукции человеческой деятельности все выше ценится воплощенная квали­фикация, опредмеченное знание, установки на каче­ства субъекта, потребителя, индивида и т.д.

Эта схема интересна прежде всего тем, что она, давая возможность сравнивать общества и упорядо­чивать знания о них, вместе с тем достаточно опреде­ленно связывает построение моделей общества с его особенностями.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!