Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В «Кратком Оксфордском словаре» симметрия определяется как «Красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью».
Симметрии мы можем наблюдать повсюду: и в окружающем нас материальном мире и, например, в искусстве стихосложения. В средние века в Европе были трубадуры – поэты и музыканты, певцы, проводившие строго регламентированные состязания, складывающиеся почти что в ритуал. В частности, трубадуры создали очень жесткую стихотворную форму – секстину. Особенность этой стихотворной формы состоит в том, что она включает шесть строф, каждая из которых в свою очередь содержит шесть строк; отсюда и ее название – секстина, причем из строфы в строфу без всякого изменения перекочевывают одни и те же рифмующиеся слова. Но расположение их меняется, ив законе этой перестановки заключается суть симметрии секстины. Если обозначить рифмующиеся слова (последние слова строк) первой строфы как 1, 2,3,4,5, 6, то во второй строфе они расположатся в новом порядке: 6, 1, 5, 2,4, 3. Аналогичен переход от второй строфы к третьей и т.д. После шестой строфы рифмующиеся слова должны были бы снова занять те положения, которые они имели впервой строфе.
Симметрия как философская категория означает процесс существования и становления тождественных моментов в определенных условиях и определенных отношениях между различными и противоположными состояниями явлении мира. Это означает что, изучая симметрию каких-либо систем, необходимо рассматривать их поведение при различных преобразованиях. То есть из всей совокупности преобразований выделяются такие, которые оставляют неизменными, инвариантными некоторые функции, соответствующие рассматриваемым системам. Самым емким, удобным и простым языком для выражения симметрий оказался математический язык. Математическая теория, рассматривающая такие преобразования или совокупности преобразований, называется математиками теорией групп. Корни идеи теории групп восходят к работам великих математиков П. Руффини (1765– 1822), Н. Абеля (1802–1829) и Эвариста Галуа (1811–1832). Одной из центральных задач классической алгебры того времени была задача о нахождении корней алгебраического уравнения n-степени по известным коэффициентам, входящим в это уравнение. Руффини, а впоследствии Абель и Галуа доказали неразрешимость в радикалах общего алгебраического уравнения пятой и более степени. Так что проблема общего изучения закона образования корней из известных коэффициентов не была решена, несмотря на многочисленные усилия математиков. Результат был получен Эваристом Галуа лишь на основе введения абстрактных понятий более высокой степени общности, на основе создания совершенно новой алгебраической теории, развившейся в последствии в теорию групп. Интерес к теории групп со стороны Феликса Клейна передался норвежскому математику М. Ли, который и явился создателем математического аппарата теории групп (групп Ли) и их инвариантов, ставшего важнейшим инструментом современной теоретической физики.
Пространство обладает свойством однородности и изотропности, а время – однородности. Однородность пространства заключается в равноправии всех его точек, а изотропность – в равноправии всех направлений. Во времени все точки равноправны, не существует преимущественной точки отсчета, любую можно принимать за начальную.
Указанные свойства пространства и времени связаны с главными законами физики – законами сохранения. Если свойства системы не меняются от преобразования переменных, то ей соответствует определенный закон сохранения. Это – одно из существенных выражений симметрии в мире. Симметрии относительно сдвига времени (однородности времени) соответствует закон сохранения энергии; симметрии относительно пространственном сдвига (однородности пространства) – закон сохранения импульса; симметрии по отношению поворота координатных осей (изотропности пространства) – закон сохранения момента импульса, или углового момента. Из этих свойств вытекает и независимость пространственно-временного интервала, его инвариантность и абсолютность по отношению ко всем системам отсчета.
Симметрия относительно произвольного сдвига во времени приводит к закону сохранения энергии для консервативных (замкнутых) систем:
Е = const.
Неизменность характеристик физической системы при произвольном перемещении ее как целого в пространстве на произвольный вектор приводит к закону сохранения импульса р:
И наконец, симметрия относительно произвольных пространственных поворотов (изотропность пространства) связана с законом сохранения момента импульса:
Общие законы природы, характеризующие движение материи, связаны с симметрией пространства и времени. Время само по себе не способно изменить энергию какой-либо системы. Закон сохранения энергии есть следствие однородности времени. Закон сохранения импульса есть следствие однородности пространства.
Так как категория симметрии относится к любому объекту или понятию, то она в полной мере применима, например, к физическому закону. А поскольку цель физических законов – нахождение и вычисление идентичного в явлениях, то для инерциальных систем, согласно принципу относительности Галилея, эти физические законы будут во всех системах одинаковы. Следовательно, они инвариантны относительно описания явлений как в одной инерциальной системе, так и в другой и тем самым сохраняют симметрию. В 1918 г. были доказаны теоремы Э. Нетер, смысл одной из которых состоит в том, что различным видам симметрии физических законов соответствуют определенные законы сохранения. Эта связь является настолько всеобщей, что ее можно считать наиболее полным отображением понятия сохранения субстанций и законов, ее описывающих, в природе. Как сказал Р. Фейнман, «среди мудрейших и удивительных вещей в физике эта связь – одна из самых красивых и удивительных».
Различие видов симметрии связано с разными способами пространственно-временного преобразования одной инерциальной системы в другую инерциальную систему. Остановимся на этом несколько подробнее. Каждому такому пространственно-временному преобразованию соответствует определенный вид симметрии. Так, перенос начала координат в произвольную точку пространства при неизменности физических свойств или их проявлении связан с симметрией таких преобразований (это как раз и есть трансляционная симметрия) и означает физическую эквивалентность всех точек пространства, т.е. его однородность.
Поворот координатных осей в пространстве связан с физической эквивалентностью разных направлений в пространстве и означает изотропность пространства. Симметрия относительно переноса во времени связана с физической эквивалентностью различных моментов времени, что должно также отражать идею независимости хода времени от его начала (время протекает одинаково). Поэтому однородность времени проявляется в его равномерном течении, а относительная скорость всех процессов, протекающих в природе, одинакова. Факт равномерности течения времени был установлен экспериментально с точностью до 10~14 с за период ~10 миллионов лет; например, спектральный состав излучения звезд, испущенного миллионы лет назад и воспринимаемого нами только сейчас, имеет одинаковый спектральный состав таких же атомов на Земле.
В классической релятивистской механике симметрия выражается в принципе относительности. Равномерное и прямолинейное движение материальной точки в инерциальной системе отсчета с произвольной скоростью, но меньшей, чем скорость света, связано с симметрией и физической эквивалентностью такого движения и покоя (неразличимость параметров движения объекта в движущемся равномерно и прямолинейно поезде и поезде, стоящем неподвижно на путях). Как мы знаем, при скоростях V « с используют принцип относительности и преобразования Галилея, при V≈ с (релятивистские скорости) – принцип относительности Эйнштейна и преобразования Лоренца. Такого рода симметрию (неразличимость покоя и равномерно-прямолинейного движения) можно условно определить как изотропию пространства–времени. Эти виды симметрии объединяются в СТО в единую симметрию четырехмерного пространства–времени.
1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 2003
2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 2003
70. Структура биотической и абиотической компоненты биосферы. Изменение окружающей среды под влиянием живых организмов как проявление геохимической функции живого вещества.
В системе современного научного мировоззрения понятие биосферы занимает ключевое место. Разработка учения о биосфере имеет длительную историю.
Начало ее изучению положил Ж.Б. Ламарк, который в своей книге «Гидрогеология» дал одно из первых обоснований идеи о влиянии живых организмов на геологические процессы. Затем учению о живой природе был посвящен многотомный труд А. Гумбольдта «Космос», в котором многими фактами был аргументирован тезис о взаимодействии живых организмов с земными оболочками. Сам термин «биосфера» был впервые введен в науку в 1875 году австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом. Он подразумевал под биосферой самостоятельную сферу, в которой на Земле существует жизнь. Зюсс дал определение биосферы как совокупности организмов, ограниченной в пространстве и времени и обитающей на поверхности Земли.
Но о геологической роли биосферы, ее зависимости от планетарных факторов Земли пока не было сказано ничего. Впервые идею о геологических функциях живого вещества, представление о совокупности всего органического мира в виде единого нераздельного целого высказал русский ученый Владимир Иванович Вернадский.
Целью, которую поставил перед собой Вернадский, стало изучение влияния живых организмов на окружающую среду. Этим вопросом, в отличие от изучения воздействия среды на живые организмы, до сих пор не занимался никто. Разумеется, заметить такое воздействие со стороны отдельного организма практически невозможно. Оно становится заметным только при рассмотрении большого числа живых существ. Поэтому Вернадский ввел понятие «живого вещества» как совокупности всех живых организмов планеты, включая человека. Тем самым он вышел на качественно новый уровень анализа жизни и живого – биосферный уровень. Это дало возможность понимать жизнь как могучую геологическую силу нашей планеты, действенно формирующую облик Земли. В функциональном плане живое вещество становилось тем звеном, которое соединяло историю химических элементов с эволюцией биосферы. Введение данного понятия также позволило поставить и решить вопрос о механизмах Геологической активности живого вещества и источниках энергии для этого.
Взаимодействие живого вещества планеты с окружающей средой рождает биосферу – область распространения жизни на Земле. Таким образом, биосфера – это живое вещество планеты и преобразованная им окружающая среда. Она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Биосфера является одним из основных структурных компонентов нашей планеты и околоземного космического пространства. Это сфера, в которой осуществляются биоэнергетические процессы и обмен веществ.
Пленка биосферы, окутывающая Землю, очень тонкая. Сегодня принято считать, что в атмосфере микробная жизнь имеет место примерно до высоты 20–22 км над земной поверхностью (до озонового экрана), а наличие жизни в глубоких океанических впадинах опускает эту границу до 8–11 км ниже уровня моря. Углубление жизни в земную кору много меньше, и микроорганизмы обнаружены при глубинном бурении и в пластовых водах не глубже 2–3 км. По сравнению с другими геосферами биосфера представляет собой тончайшую пленку. Правда, она покрывает всю Землю, не оставляя ни одного места на нашей планете, где бы не было жизни, включая пустыни и ледяные просторы Арктики и Антарктики.
Разумеется, концентрация живого вещества в разных областях биосферы различна. Самое большое его количество расположено в верхних слоях литосферы (почве), гидросферы и нижних слоях атмосферы. Глубже в земную кору, океан, выше в атмосферу – количество живого вещества уменьшается. Это дало основания Вернадскому говорить о сгущениях и разрежениях жизни.
Особенностью биосферы является то, что между ней и окружающими ее земными оболочками нет резкой границы. И, прежде всего, нет той границы в атмосфере, которая делает биосферу открытой всем космическим излучениям, а также энергии Солнца. Таким образом, биосфера открыта космосу, купается в потоках космической энергии. Живое вещество поглощает и перерабатывает эту энергию в биогеохимическую энергию биосферы. Биогеохимическая энергия может быть выражена скоростью заселения биосферы данным видом организмов. Для некоторых бактерий эта скорость ограничивается лишь скоростью деления цепочки клеток и приближается к скорости звука. Это означает, что при благоприятных условиях этот вид может заселить Землю практически мгновенно. Еще Вернадский вычислил время, необходимое различным организмам для «захвата» поверхности планеты. Для бактерий это время составляет 1,25 суток, для инфузории туфельки – 67,3 суток, крысы и домашней свиньи – 8 лет, цветковых растений – 11 лет, водорослей – 379 лет, для слона – 1000 лет.
Биогеохимическая энергия используется для осуществления геохимических функций живого вещества, каковыми являются энергетическая, концентрационная, деструктивная, транспортная и средообразующая функции, основанные на том, что живые организмы своим дыханием, своим питанием, метаболизмом, непрерывной сменой поколений порождают грандиознейшее планетарное явление – миграцию химических элементов в биосфере. Эта биогенная миграция подчиняется двум биогеохимическим принципам:
1) стремится к максимальному проявлению, что приводит к повсеместному распространению жизни;
2) обусловливает выживание организмов, увеличивающих биогенную миграцию атомов, что ведет к появлению в ходе эволюции жизни все более сложных и развитых организмов.
Это предопределило решающую роль живого вещества и биосферы в становлении современного облика Земли – ее атмосферы, гидросферы и литосферы.
Биосфера – это сложная по составу, строению и организованности оболочка. Она включает в себя:
– живое вещество – совокупность живых организмов планеты;
– биогенное вещество, созданное в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, уголь, нефть, известняки и т.д.);
– косное вещество, сформированное без участия жизни, к нему относятся атмосфера, гидросфера и литосфера;
– биокосное вещество – результат взаимодействия жизнедеятельности организмов и небиологических процессов (например, почва, озерная вода);
– вещество космического происхождения.
Общую массу живых организмов планеты ученые оценивают в 2,43·1012 т. Биомасса организмов, обитающих на суше, на 92,2% представлена зелеными растениями и на 0,8% – животными и микроорганизмами. Напротив, в океане на долю растений приходится 6,3%, а на долю животных и микроорганизмов – 93,7% всей биомассы. Жизнь сосредоточена главным образом на суше. Суммарная биомасса океана составляет всего 0,03-1012 т, или 0,13% биомассы всех существ, обитающих на Земле.
В распределении живых организмов по видовому составу наблюдается важная закономерность. Из общего числа видов 21% приходится на растения, хотя их вклад в общую биомассу составляет 99%. Среди животных 96% видов – беспозвоночные и только 4% – позвоночные, из которых только десятая часть приходится на млекопитающих. Таким образом, в количественном отношении преобладают формы, стоящие на относительно низком уровне эволюционного развития.
Масса живого вещества составляет всего 0,01–0,02% от косного вещества биосферы. Если его равномерно распределить по поверхности Земли, оно покроет ее слоем всего в 2 см толщиной. Но при этом именно живое вещество играет ведущую роль в биогеохимических процессах благодаря энергетической функции. Ведь живые организмы способны черпать из окружающей среды вещества и энергию, необходимую им для обмена веществ и для осуществления всех остальных своих функций.
Чтобы представить масштабы геохимической деятельности живого вещества, приведем некоторые цифры. Ежегодная продукция живого вещества в биосфере составляет 232,5 млрд. т сухого органического вещества. За это же время в процесс фотосинтеза вовлекается 46 млрд. т углерода. В процесс жизнедеятельности также ежегодно вовлекается 6-1059 т азота, 2-1059 т фосфора, а также калий, кальций, магний, сера, железо и другие элементы.
Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции вещества между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами. Иными словами, идет постоянный обмен веществом, непрерывный поток атомов из живого вещества в косное вещество и обратно. Вызывается этот поток живым веществом и выражается в непрекращающемся никогда дыхании, размножении, метаболизме и прочих функциях живых организмов.
Необходимость биотического круговорота неразрывно связана с существованием самой жизни. На Земле запасы доступных минеральных элементов, необходимых для осуществления жизненных функций, не могут быть бесконечными. Поэтому если бы они только использовались, жизнь достаточно быстро исчерпала свою материальную базу. А в биотическом круговороте эти вещества вновь и вновь воспроизводятся и используются в жизненных циклах. В связи с этим любой организм использует в качестве средств своего существования тела или продукты распада одних организмов и сам отдает в окружающую среду то, что могут использовать другие организмы.
В круговороте веществ принимают участие различные химические элементы и соединения, которые используются для построения тканей живыми организмами. Среди них важнейшее место занимает круговорот воды в природе. Испарение воды наземными частями растений создает силу, способствующую подъему из почвы по сосудам почвенного раствора, обеспечивающего растения как водой, так и минеральными солями. При испарении вода воздушными течениями переносится на большие расстояния. Выпадая на поверхность суши в виде осадков, она способствует разрушению горных пород, делает их недоступными для растений и микроорганизмов, размывает верхний почвенный слой и уходит вместе с растворенными в ней химическими соединениями и взвешенными органическими частицами в моря и океаны.
Перенос влаги осуществляется воздушными массами. Это один из основных факторов, определяющих климат. От атмосферных процессов зависит выветривание, также являющееся важным элементом круговорота веществ в природе.
Очень важна циркуляция кислорода. Кислород атмосферы накоплен в результате деятельности живых организмов на Земле, прежде всего, растений- У верхней границы тропосферы из кислорода под влиянием космических лучей образуется озоновый экран, защищающий жизнь от губительной ультрафиолетовой радиации Солнца. Таким образом, жизнь сама защищает себя от смерти.
В природе идет круговорот углерода, который входит в состав разнообразных органических веществ, являющихся составной частью всего живого. В процессе фотосинтеза зеленые растения используют углерод углекислого газа и водород воды для синтеза органических соединений, а освободившийся кислород поступает в атмосферу. Им дышат различные животные и сами растения, а конечный продукт дыхания –- углекислый газ вновь попадает в атмосферу.
Циркуляция азота осуществляется благодаря деятельности азотфиксирующих бактерий и водорослей, синтезирующих нитраты, пригодные для использования растениями. Соединения азота из почвы поступают в растения и используются для построения белков. После отмирания живых организмов гнилостные бактерии разлагают органические останки до аммиака, а хемосинтезирующие бактерии превращают аммиак в азотную кислоту. Некоторое количество азота благодаря деятельности денитрифицирующих бактерий поступает в воздух. Часть азота оседает в глубоководных отложениях и на длительный срок выключается из круговорота веществ, но эта потеря компенсируется поступлением азота в атмосферу с вулканическими газами.
Круговорот серы, входящей в состав ряда аминокислот и представляющей жизненно важный элемент, также осуществляется благодаря деятельности бактерий. Они переводят соединения серы с металлами (в таком виде сера хранится в почве и морских осадочных породах) в сульфаты, которые поглощаются растениями. Разложение трупов животных или остатков растений обеспечивает возврат серы в круговорот. К сожалению, в результате деятельности человека происходит повышенный выброс двуокиси серы в атмосферу при сжигании топлива. Это вызывает гибель растений вследствие нарушения процесса фотосинтеза.
Жизнь также невозможна без фосфора, который в основном сосредоточен в отложениях, образовавшихся в прошлые геологические эпохи. Оттуда он постепенно вымывается и попадает в экосистемы или вносится на поля как удобрение. Растения используют только часть этого фосфора, остальное уносится реками в моря и снова отлагается в осадках.
В целом биотический круговорот веществ является замкнутой системой. В упрощенном виде он выглядит так: зеленые растения используют солнечную энергию, создают первичную продукцию живого вещества, потребляют углекислый газ и выделяют кислород. Животные поедают растения, потребляют кислород и выделяют углекислый газ. Мертвые растения и животные перерабатываются насекомыми, простейшими, грибами, которые разрушают их, превращая в минеральные или простейшие органические соединения. Те вновь поступают в почву и потребляются растениями. Непрерывность и замкнутость этого процесса обеспечивается распадом и разложением конечных продуктов.
Стабильность постоянного режима биотического круговорота сложилась на основе высокого видового разнообразия живых организмов. Хотя в определенные периоды сбалансированность его нарушалась. При этом из круговорота «выводились» излишки, которые откладывались в виде нефти, каменного угля, газа, известняков и других минералов органического происхождения. Эти отложенные в прошлом излишки не засоряли биосферу и не оказывали вредного влияния на развитие жизни. Сейчас эти «излишки» вновь вовлекаются в биотический круговорот благодаря активной человеческой деятельности. Это является одной из причин тех серьезных экологических проблем, с которыми столкнулось человечество.
1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 2003
95. Эволюционное представление о развитии общества, цивилизации и мира.
Социальная эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – процесс общественного развития, заключающийся в постепенных изменениях и реформах. Эволюция, как правило, рассматривается как тип изменения, противоположный революции. Эволюционные процессы в обществе понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования.
Осмысливая окружающий мир, люди издавна стремились понять и объяснить общественные явления, смысл развития истории человечества. Мысль об истории зародилась в глубокой древности, знаменуя собой возникновение новой формы мышления – исторического сознания.
Один из первых древнейших историков Геродот (около 485–425 до н.э.) стремился описать жизнь и деятельность людей, обнаружить их причины, чтобы найти истину и сохранить деяния этих людей в памяти истории. Исторические взгляды на общество значительно расширил Фукидид (ок. 460– 400 до н.э.), автор «Истории» (в восьми книгах), считающейся вершиной античной историографии.
Философы Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) пытались осмыслить природу общественной жизни не только с точки зрения ее прошлого, но и будущего. Большинство греческих философов придерживалось религиозно-мифологического воззрения, согласно которому в обществе, как и в природе, господствует круговорот. Поступки людей подчиняются судьбе или воле богов, а в бесконечно пестрой картине человеческой жизни все рано или поздно повторяется.
Решающим фактором человеческого поведения являются неизменные, по своей природе, страсти и воля, присущие выдающимся личностям – вождям, политическим деятелям, героям, мыслителям. Так, Платон считал, что идеальное государство, которое основано на исходном неравенстве людей, управляется философами и основано на принципе справедливости (диалоги «Государство» и «Закон»). Проект идеального государства по Платону является первой социальной утопией в истории общества – общества, в котором жизнь подчинена строгому государственному контролю.
В эпоху безраздельного господства христианской теологии в Западной Европе культивировалась идея, согласно которой общество возникло в результате договора человека с Богом. Эти взгляды высказывали средневековые мыслители Августин и Фома Аквинский. Они считали, что люди являются лишь актерами драмы, автор которой – Бог. Жизнь человечества мыслилась со времени от Адама и Евы до Страшного суда как непрерывная борьба «царства благодати» с «царством зла».
В противоположность христианским мыслителям философы эпохи Возрождения стремились объяснить исторический процесс исходя из земных условий, из природы человека. В это время складываются элементы светской (отделяющейся от религии) философии истории – это понятие впервые было введено Вольтером и имело в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.
Эпоха буржуазных революций явилась периодом решительной борьбы с господством религиозного мировоззрения. Прогрессивные мыслители этого времени пытались объяснить общественные явления и общественный процесс в целом исходя из естествознания, природы. Огромную роль при формировании взглядов мыслителей XVII–XVIII вв. играли естественные науки.
Материалисты XVIII в., пытаясь объяснить общественную жизнь естественными, а не потусторонними причинами, все-таки не знали действительных причин общественного развития. Нередко за такие причины принимались случайные обстоятельства. Пытаясь понять исторический процесс, материалисты XVIII в. приходили к выводу о том, что мнения людей, господствующие в каждую эпоху, являются продуктами обстоятельств. Но на вопрос, от чего зависят сами эти обстоятельства, они отвечали – от мнения людей.
Глубокие мысли об обществе высказывал Ж.-Ж. Руссо. Он сформулировал и обосновал мысль о том, что частная собственность является причиной общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства. Социальное неравенство порождает деградацию общественных нравов, – отмечал Руссо. Он высказал оригинальную мысль об исторической необходимости противоречий в общественном развитии. Руссо также принадлежит диалектическая идея сочетания прогресса и регресса в общественном развитии. Так, возникновение неравенства было, по его мнению, одновременно и проявлением прогресса, и регресса в развитии общества. Прогрессом оно выступало потому, что в его основе лежал процесс совершенствования, а регрессом – потому что в этом случае выигрывал род в целом, а проигрывали индивиды. Мысль о диалектическом характере развития истории приводила Руссо к выводу о необходимости замены состояния общественного неравенства состоянием равенства. Строй, основанный на насилии и неравенстве, от насилия же и погибнет. Политическим идеалом Руссо была прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора. Суть его заключается в том, что каждый из нас отдает свою личность и свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого. Им является государство, в котором народ обладает верховной властью, суверенитетом.
Решительный шаг к пониманию своеобразия общественного развития был сделан Гегелем. Согласно Гегелю, история движется вперед не автоматически. Она слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели. Однако в результате деятельности людей, преследующих спои цели, возникает нечто новое в отличие от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди должны считаться как с объективной предпосылкой. Так, по Гегелю, случайность становится необходимостью.
Современный взгляд на общество заключается в том, что общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует заметить, что в самом слове «общество» наличествует корень «общ-», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного существования наших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным: некоторые из них живут именно сообществами. Далее, термин «сообщество» сейчас употребляется применительно к человеческим объединениям – группам разной величины и принципов объединения. Мы говорим, например, о научном сообществе, о журналистском сообществе. Да и в обыденном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объединения какого-то количества людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являют собой составные части общества как множества, составляющего целое государство.
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности, и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой; ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.
Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое. Человеческое общество – это внутри себя расчлененная целостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего, в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.
Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретные формы общественной организации людей. Несмотря на все различие конкретных обществ, у любого общества есть черты, которые отличают его от стада животных и вообще от всего того, что не есть общество.
Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, право, нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи друг с другом. Без общественного целого, без людей, неразрывно связанных между собой всей системой общественных отношений, нет ни экономики, ни политики, ни нравственности и т.д. Все это – грани единого целого, живущего по единым законам. Политические организации, экономические связи (производство, распределение, потребление), правовые нормы, семейно-брачные отношения, родственные узы, национальные и другие отношения объединяют людей и противопоставляют их друг другу в различных комбинациях человеческого целостного коллектива.
Существовала и существует проблема разных по масштабам и характеру бытования социальных форм. Соответственно возникает вопрос о форме, выполняющей роль своего рода рамы, куда могут быть «вписаны», как в картину, формы меньшего масштаба. Этот вопрос с древнейших пор и по на стоящее время сопряжен с большими методологическими трудностями: выбор жестких критериев ведет к упрощениям человеческой истории, отказ от поиска каких-то устойчивых определителей затрудняет сколько-нибудь связное и развернутое социально-философское исследование.
Философия истории – от Августина до Вико, от Вико до Маркса, от Маркса до Шпенглера – во многом и была работой по определению таких крупных форм. Сложилась традиция выделения основных ступеней, типов, кругов, в рамках которых как бы выявлялись черты жизни людей, объясняющие характер событий, функционирование подсистем общества, структуры человеческих взаимодействий, способы деятельности, нормы общения и обособления индивидов. «Размыкание» кругов означало завершение определенной исторической ступени, исчерпание возможностей данной» типа человеческих отношений, кризис культуры и, следовательно, вызревание нового типа исторического движения, нового вида социальной эволюции.
Разумеется, выделение таких крупных форм делалось историками и философами с опорой на некие объективные основания, поэтому «крупноформатное» изображение истории общества содержало в себе довольно точные характеристики поступательного движения духовной жизни, экономики, права, трансформации политики, образования, науки. В нем – этом изображении – улавливались тенденции действительного социального развития, однако оно, оставаясь схематическим отображением социальных форм, не могло, по сути, претендовать на объяснение и понимание конкретного человеческого бытия.
Был (и остается) у такого крупноформатного изображения социального процесса и еще один серьезный недостаток. В нем предпочтение отдавалось и отдается тем самым крупным формам-ступеням, что служат подступом для выделения и собирания в системную картину других форм, позволяющих представить жизнь общественного целого. Однако функция выделения этапов общественного процесса и их последующего более детального изучения зачастую смазывалась, и крупная форма сама рассматривалась как объяснение различных функций и подсистем общества. Иными словами, методологическая роль крупной формы, определяющей, с опорой на какие-то объективные основания, конкретное «поле» исследования социальной системы, подменялась ее использованием как теории, уже содержащей в себе различные схемы для фиксации законов и связей социального целого. Таким образом смазывалась роль социального исследования других, менее масштабных и скрытых форм, установление их внутренних связей и получение на этом пути дополнительных обоснований (или опровержений) использованного вначале крупномасштабного подхода. Примеры подобного рода можно обнаружить в разных течениях социально-философской мысли. Наиболее близкий – использования понятия общественной формации.
К. Маркс вырабатывал понятие общественно-экономической формации прежде всего для описания общества середины XIX в. Он показал, что в капиталистическом обществе экономическая подсистема выделяется в особую сферу расширенного воспроизводства человеческого богатства и начинает оказывать сильное воздействие на все другие сферы, задавать стандарты различным формам совместной и индивидуальной жизни людей. Эта ситуация позволяет рассмотреть экономику и складывающиеся в ней общественные отношения как базисную структуру капиталистического общества, над которой как бы надстраиваются другие структуры.
В «западной» (то есть в европейской и американской) социальной философии XX в. получила распространение схема социальных типов, в ряде важных моментов совпадающая с трехступенчатой схемой К. Маркса. К созданию этой схемы причастны М. Вебер, У. Ростоу, Дж. Гэлбрэйт, Д. Белл, О. Тоффлер. Отличие этой схемы от предыдущей в том, что каждый социальный тип определяется на основе своей собственной доминирующей формы.
Первый тип – «традиционное общество» – характеризуется социальной доминантой, выступающей в форме традиции. Традиция обеспечивает простое воспроизводство общественной жизни, передачу социального опыта за счет его повтора, сохранение технологических схем, жесткую взаимозависимость социальных позиций, структур, культурных норм и стереотипов. Она акцентирует как раз те отношения между людьми, которые в предыдущей схеме характеризовались как отношения личной зависимости.
Второй тип – «индустриальное общество». В нем выделяется подсистема промышленного производства, умножающего вещное богатство общества. Расширенное воспроизводство выводит социальные связи из-под господства традиции, создает технологические возможности для обновления любой деятельности, для реализации человеческих сил и способностей по стандартам машинной рациональности.
В «постиндустриальном обществе» (третий тип) человеческая деятельность освобождается от господства машинных технологий. Количественная и качественная ограниченность вещественных средств ставит на первый план проблему использования и развития человеческих ресурсов. Силы и способности индивидов оказываются главным резервом социальности; индивидность раскрывается не за гранью социальности, а в ее основных процессах, обеспечивающих качество жизни. В продукции человеческой деятельности все выше ценится воплощенная квалификация, опредмеченное знание, установки на качества субъекта, потребителя, индивида и т.д.
Эта схема интересна прежде всего тем, что она, давая возможность сравнивать общества и упорядочивать знания о них, вместе с тем достаточно определенно связывает построение моделей общества с его особенностями.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!