Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по КСЕ»

/ КСЕ
Конспект, 

Оглавление

 

Контрольная работа №1. Основные методологические концепции развития современного естествознания.

    Понятие метод (от греч. слова “методос” - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает “учение о методах” (ибо происходит этот термин от греч. слов: “методос” - метод и “логос” - учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.     

    К эмпирическим методам относятся: 1) наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности; 2) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; 3) измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; 4) эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. К научным методам теоретического уровня исследований следует отнести: 1) формализацию – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; 2) аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом – утверждений; доказательства истинности которых не требуется; 3) гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

    Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов - возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

    Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

    Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т.п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

    В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы.

    К третьей группе методов научного познания относят методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них. Например, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов.

    В наше время стандартная модель строения научного знания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден эмпирический закон, первое эмпирическое обобщение. И все бы хорошо, но как правило, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые не встраиваются в обнаруживаемую регулярность. Тут на помощь призывается творческий интеллект ученого, его умение мысленно перестроить известную реальность так, чтобы выпадающие из общего ряда факты вписались, наконец, в некую единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности. Обнаружить новую схему наблюдением нельзя, ее нужно сотворить умозрительно, представив первоначально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше - позволяет предсказать получение новых, нетривиальных фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон.

    Таким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правила фактов - логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.     

    Наука продолжает стремительно специализироваться, совершенствуется оборудование, разветвляется математический аппарат. В числе концепций современного естествознания особый интерес вызывает синергетика, прокладывающая путь к построению единой теории самоорганизации в сложных системах - физических, химических, биологических. Синергетика исследует совместное действие многих элементов системы и выделяет принципы, которые управляют самоорганизацией, а потому кооперирует действие многих научных дисциплин, что необходимо усвоить будущим специалистам в разных областях их деятельности. Синергетический подход направлен против механистической абсолютизации обратимости, позволяет понять процессы усложнения и развития материи, обеспечивающие переход к более высоким формам организации, единым образом описать процессы в неживой и живой природе, в отдельном организме, в обществе.

 

 


Контрольная работа №2. Главные выводы специальной и общей теории относительности.

 

    Принцип постоянства скорости света наряду с принципом, что во всех движущихся с постоянной скоростью (равномерно) и прямолинейно друг относительно друга (инерциальных) системах, справедливы одинаковые законы природы, легли в специальной теории относительности (СТО) Эйнштейна, опубликованную в 1905 г. в статье “К электродинамике движущих тел”. Эйнштейн пришел к выводу, что мирового эфира – особой среды, которая могла быть принята в качестве абсолютной системы - не существует. В специальной теории относительности свойства пространства и времени рассматриваются без учета гравитационных полей, которые не являются инерциальными.

    Из двух принципов - постоянства скорости света и расширенного принципа относительности Галилея - математически следует все положения специальной теории относительности (СТО). Если скорость света постоянна для всех инерциальных систем, а они все равноправны, то физические величины длины тела, промежутка времени, массы для разных систем отсчета будут различными. Для  промежутка же времени, длительности какого-либо процесса наоборот. Время как бы растягивается, течь медленнее в движущейся системе по отношению к неподвижной, в которой этот процесс будет более быстрым. Необходимо подчеркнуть, что эффекты специальной теории относительности будут обнаруживаться при скоростях, близких к световым. При скоростях значительно меньше скорости света формулы СТО переходят в формулы классической механики. 

    Общая теория относительности распространяет законы природы на все, в том числе на неинерциальные системы. Постоянство скорости света и одинаковость законов природы порождают удивительные следствия (противоречащие, на первый взгляд, здравому смыслу) и симметрии в описании этих законов. Помимо относительности расположения, движения и покоя наблюдателей различных инерциальных систем из двух принципов следует относительность одновременности событий, времени (длительности), процессов, размеров объектов и их масс. Более того, как правило сложение скоростей, порождаемое СТО приводит к предельности (максимальности) скорости света для объектов, движущихся с досветовыми скоростями.

    Симметрия математического описания физических явлений и процессов при точной словесной интерпретации звучит так: если частица движется со скоростью, меньшей (большей) с в одной инерциальной системе отсчета, то тогда она движется со скоростью, меньшей (большей) с во всех инерциальных систем отсчета. )Относительная скорость инерциальных систем отсчета по определению меньше или равна с.) Таким образом, скорость света является барьером в двух смыслах. В соответствии с симметрией релятивистского выражения для сложения скоростей скорость с - верхний (нижний) предел для частицы, движущейся со субсветовой (сверхсветовой) скоростью.

    В общей теории относительности (ОТО), или теории тяготения, Эйнштейн расширяет принцип относительности, распространяя его на неинерциальные системы. В ней он также исходит из экспериментального факта эквивалентности масс инерционных и гравитационных, или эквивалентности инерционных и гравитационных полей. Правда, принцип эквивалентности справедлив только при строго локальных наблюдениях. Так, представим себе лифт, стоящий на Земле. Наблюдатель в лифте бросает два шара. Они будут двигаться по направлению к центру Земли и, следовательно, друг другу. Если же мы будем тянуть лифт с ускорением g в пустоте, то те же шары будут двигаться параллельно друг другу. Но несмотря на это ограничение, принцип эквивалентности играет важную роль  в науке. Мы всегда можем вычислить непосредственно действие сил инерции на любую физическую систему, и это дает нам возможность знать действие поля тяготения, отвлекаясь от его неоднородности, которая часто незначительна.

    Какие же следствия для пространства и времени вытекают из общей теории относительности? Для этого нужно обратиться вначале к геометрии, которая возникла прежде всего как учение о физическом пространстве, измерении земельных площадей и строительных сооружений. Но уже в древности появилась теоретическая, аксиоматическая геометрия Евклида, которая оставалась единственной до 19 в. Правда, до конца 19 в. не делалось какого-либо различия между теоретической и физической геометрией. С геометрией Евклида связывался тот взгляд, что пространство везде одно и то же. Она исходила из пяти аксиом или постулатов. Многих математиков не удовлетворил пятый постулат, который гласил, что из одной точки на плоскости можно провести только одну прямую, которая не будет пересекаться с данной, сколько бы ее не продолжали. Этот постулат не был очевиден, так как никто не мог его экспериментально подтвердить даже в воображении - нельзя же линию продолжать в бесконечность. Ряд известных математиков пытались доказать, что этот постулат на самом деле является теоремой, т.е. его можно вывести из четырех других. Но все их попытки оказались неудачными. И лишь Н.И. Лобачевский в России, Б. Риман в Германии и Я. Больяй в Венгрии построили новые геометрии, отбросив пятый постулат и заменив его на другие.

    Создатели геометрий Лобачевский и Риман считали, что только физические эксперименты могут показать нам, какова геометрия нашего мира. Эйнштейн в общей теории относительности сделал геометрию физической экспериментальной наукой, которая подтвердила характер пространства Римана. Это можно понять с помощью мысленного эксперимента. Представим себе, что лифт покоится в отсутствии гравитационного поля (см. рис. 1, а). В стене лифта сделано отверстие А, через которое луч света падает на его противоположную строну. Линия АВ - прямая. Пусть теперь лифт начинает движение вверх с ускорением g, т.е. 9,8 м/с. За время, пока свет проходит расстояние между стенками, лифт смещается вверх, и луч света попадает уже не в точку В, а в точку С (см. рис. 1, б). Линия АС сохраняет свойство быть кратчайшим расстоянием между двумя точками, но это будет уже не прямая, а прямейшая или геодезическая. На Земле, поверхность которой представляет собой сферу, такие линии и называются геодезическими. Общая теория относительности заменяет закон тяготения Ньютона новым уравнением тяготения. Закон Ньютона получается как предельный случай эйнштейновских уравнений. Рассчитанное теоретически Эйнштейном отклонение луча света было впоследствии экспериментально подтверждено наблюдениями во время солнечного затмения, когда луч света от звезды проходит вблизи тяготения Солнца.

    В общей теории относительности Эйнштейн доказал, что структура пространства-времени определяется распределением масс материи. Когда корреспондент американской газеты “Нью-Йорк Таймс” спросил Эйнштейна в апреле 1921 г., в чем суть теории относительности, он ответил: “Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время”.   

                                                                  Рис. 1

         

 

       
   
 

 

 

 



Контрольная работа №3. Механизмы обратной связи и их значения.

 

    Единство многообразной и сложно организованной живой природы выражается во взаимосвязях и взаимодействии качественно различных видов животных, растений и микроорганизмов. Эти взаимоотношения и служат основой возникновения и развития сообществ, состоящих из разных видов. Такова структура органического мира, покоящаяся на основном свойстве живой материи - обмене веществ и энергии со средой. Будучи единым целым, живая природа не представляет собой какой-то замкнутой автономной системы. Она находится в тесном единстве с окружающей ее неживой природой. Тела животных и растений состоят из тех же химических элементов, в них действуют те же химические и физические законы, которые присущи неживой природе. Неживая природа не только породила живое на определенной ступени своего развития. Существование жизни обеспечивается взаимодействием каждой особи с окружающей ее абиотической и биотической средами, а также взаимоотношения всего органического мира как целого с неживой природой. Первое исторически обусловило строение индивидуумов, их приспособленность к определенным условиям. Второе осуществляется посредством определенной организации видов и образованием сообществ различных форм животных, растений и микроорганизмов. Единство, тесная взаимосвязь организмов с окружающей абиотической и биотической средами нашли яркое выражение в трудах русского биолога К.Ф. Рулье, русского физиолога И.м. Сеченова. Углубил эти представления о единстве организмов и среды И.В. Мичурин. “Каждый организм, каждое свойство, каждый член, все внутренние и наружные части всякого организма, - писал он, - обусловлены внешней обстановкой его существования. Если организация растения такова, какова она есть, то это потому, что каждая ее подробность исполняет известную функцию, возможную и нужную только при данных условиях”. Разнообразные формы животных, растений и микроорганизмов отличаются друг от друга величиной, формой, строением, функциями (характером жизнедеятельности), местами обитания (географическим распространением), органическим веществом, синтезируемым с помощью хлорофилла. Помимо растений это делают бактерии - хемосинтетики, использующие при синтезе энергию химических превращений. За счет растений живут другие организмы. Животные питаются готовыми органическими веществами и являются его потребителями (консументами). Наконец, значительная часть микроорганизмов (большая часть бактерий и низших грибов - актинолицетов) существует за счет мертвого органического вещества (трупов животных и растений), разлагая его и возвращая к исходному неорганическому состоянию. Поэтому их называют разрушителями (редуцентами) органического вещества. Другие микроорганизмы ведут паразитический образ жизни, существуя за счет живых растений и животных. Таким образом, животные, растения и микроорганизмы не просто сосуществуют, а живут за счет друг друга, находятся в необходимой связи, без которой их жизнь невозможна. Эти связи сложились исторически в ходе развития органического мира в результате противоречий, с одной стороны, между живой и неживой природой, с другой - между организмами, каждый из которых для своих партнеров представляет часть окружающей среды, причем часть относительно более важную, нежели органическая природа.

    Существование обратных связей стало (наряду с необратимостью процессов и нелинейностью) главной доминантой новой картины мира, позволяющей устанавливать единство в каждой из наук и в то же время активизировать процесс взаимопроникновения идей и методов разных областей знания. На основе системного подхода можно достигнуть и понимания перспектив науки в целом. Каждый исследователь не только проводит опыт и обсуждает его результат в рамках существующих воззрений, при необходимости прибегая к построению новых моделей и теорий, но и формулирует цели и задачи работы, т.е. корректирует исследование. Поэтому и говорят, что наука - это “система с рефлексией”, или с обратной связью. С рефлексией связаны коренные перевороты в истории науки, так как именно в сфере рефлексивного осознания в первую очередь происходит разрыв со старыми методами познания и формирования новых.                 

 

 


Контрольная работа №4. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

 

    В буквальном смысле слово “экология” означает науку о “доме” (от греч. “ойкос” - жилище, местообитание). Как входящая в биологический цикл, экология - это наука о местообитании живых существ, их взаимоотношении с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, сообществ, экосистем. Термин “экология” предложил немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году, но подлинного расцвета эта наука достигла в ХХ веке, и ее развитие далеко не закончено. Если учение о биосфере сразу подняло биологию с уровня отдельных видов к целостности высшего порядка, то экология изучает различные уровни целостности, промежуточные между организменным и глобальным. Экологическая ниша определяет положение в цепях питания. Экология показала, что живой мир – не совокупность живых существ, а единая система, сцементированная множеством цепочек питания и иных взаимоотношений. Если даже небольшая часть его погибнет, погибнет и все остальное.     Известный ученый В.И. Вернадский сделал вывод о целостности биосферы. “Можно говорить о всей жизни, о всем живом веществе, как о едином целом в механизме биосферы”.1 Строение Земли, по Вернадскому, есть согласованный в своих частях механизм. “Твари Земли являются созданием космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма”.2 С принципом целостности биосферы и неразрывной связи в ней живых и косных компонентов связан и принцип гармонии биосферы и ее организованности. В биосфере, по Вернадскому, все учитывается и все приспособляется с той же точностью, с той же механичностью и с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии. В связи с этим возникают и другие понятия: “техносфера” -  технический и технологический уровень достигнутый человеком, приспособленный к среде обитания человека, “антропосфера” – сообщество людей в их взаимосвязях, рассматриваемый также по отношению к природе, “ноосфера” – сфера разумного взаимодействия человека и природы. Экологические исследования дают возможность человеку понять окружающий мир, оценить свое место в нем и предпринять определенные шаги для не допущения гибели всего живого на планете. Экологическая культура  становится одним  из наиболее  значимых  показателей всей  современной цивилизации. С точки зрения культурологии  экологическая культура проявляется: во  взаимодействии природы  и социума  (общества);  во  внутренних отношениях  в социуме; и в отношении человека к самому себе.  Для понимания подобных процессов возникает  самостоятельная научная отрасль - экология человека, которая изучает  особенности социокультурной  адаптации  человека  в  современных условиях и исследует воздействие природной  и социально-культурной среды  на здоровье  человека и  на генофонд человека.                                             

    Жизнь   современного  человечества   немыслима  без материального  производства,  без  средств  сообщения, энергетической базы, без той или иной  технологии. Все это представляет собой искусственную среду, которая по мере развития общества  становится все  более значимой в  жизни  человека  и человечества.  Эта искусственная среда не просто  существует, а  оказывает существенное воздействие на формирование современного человека. На первых этапах  развития человечества  его жизнь, в  основном,  определялась  особенностями естественной среды  обитания  -  климатом,  почвами,  богатством  флоры  и  фауны,  а  человек практически  всецело подчинялся законам  природы.  В  последующем,  начиная  с  эпохи Великих   географических   открытий,    человек   стремился стать над  природой и  ее законами.  В этот  период существование  человека  стало  все  в большей  степени определяться  развитием    искусственной  среды, а  техника к материальная  культура  начали  развиваться  таким  образом, чтобы  обеспечить человеку  его господство  над природой. Постепенно вся биосфера в  ХХ веке  оказалась вовлеченной  в  жизнедеятельность  человечества  и  на планете Земля  возник   кроме  существовавших   геологического  и биологического еще и антропогенный круговорот. Антропогенные  потоки  вещества  и  энергии оказывают  сильное  возмущающее  воздействие  на   геосферные  и биосферные  процессы,  искажают  и  деформируют  их.  Поэтому  можно  говорить  о  том, что  вооружив себя  с помощью   современной   науки  современной   техникой,  человечество  превратилось  в  мощный   фактор  отрицательного  (разрушительного)   воздействия  на   природу.  Под угрозой   катастрофы  оказались   существовавшие  миллионы  лет  механизмы  естественной   саморегуляции  биосферы, а следовательно, и все живое  на Земле, в  том числе и сам человек. Обострение  современной  экологической  ситуации поставило  человечество   перед  выбором:   либо  продолжение  борьбы  с  природой,  стремление к  “господству” над ней с перспективой  гибели всей  планеты, либо  поиск путей  гуманизации  и  экологизации  человеческой  деятельности,  создание  новой  экологически “чистой”  техники и технологии  и  восстановление  нарушенного  баланса  природных процессов. На протяжении сотен тысяч лет своей истории взаимодействие человека с природой строилось таким образом, что люди рассматривали природу как естественный и  неисчерпаемый  источник  средств   своего  существования,  как  кладовую  ресурсов и  средств труда.  Такое их отношение  к  природе  становилось  все   более  потребительским  и  к  настоящему  времени  оно  превратилось  в абсолютно  потребительское.  “Покоряя”   природу,  современный  человек  не  очень  задумывается  о  том,  к чему это приведет завтра.  Тем более  он не  научен и  не привык  думать  о  более  отдаленном  будущем и  о грядущих поколениях  людей,  которых  он своими  варварскими действиями  приговаривает  к  нечеловеческой   жизни,  если она еще будет возможна. Подлинная  же   экологическая  культура  предполагает,  что  в  системе  “природа  -  общество”  самостоятельное  и  равноправное  место  занимают щадящее   природопользование,   охрана   природы   и  ее улучшение  на  основе  оптимизации  природных   и  социальных (естественных и искусственных) процессов. ХХ  век  ясно  показал  утопичность взглядов  на возможность сохранения  природы в  ее естественном  и неизменном виде. Социокультурные процессы, даже глубоко продуманные и  контролируемые, неизбежно  изменяют  ее.  Поэтому  речь  должна идти  не о  возврате природы  к ее первозданному виду,  а о  необходимости сбалансированного и   согласованного развития (коэволюции,  -  от лат.  “совместно”) природы,  общества, человека и его искусственной среды обитания. Особую  роль  идеи  коэволюции  играют в  той области экологической  культуры,  которая  неразрывно  связана с материальным  производством  вообще  и  с  сельскохозяйственным  производством  в  особенности.   Как  отмечают специалисты,  современное  сельское  хозяйство  во  всем мире  переходит  от  традиционных  форм  получения сельскохозяйственной  продукции   к  новым   технологиям,  строго соответствующим естественно-экологическим    законам. В  области  промышленного   производства  экологическая   культура   заключается   не  только   в  рациональном  использовании   природных   ресурсов,   но  не   в  меньшей  степени  и  в  борьбе  за  чистоту  окружающей   среды,  путем  снижения  и  предотвращения  ее  загрязнения  и  создания    принципиально    новых   технологий.    Сюда   входит  энерго-   и   ресурсосберегающие   технологии,   безотходные производства   и   замкнутые  технологические   циклы,  биотехнологии и другое. Это  позволяет  культурологам  представить  весь социокультурный   прогресс      человечества   как  последовательную    смену    биогенной,  техногенной    и   ноогенной эпох. Исследуя  средствами   культурологического  анализа  проблемы   социальной   экологии,   можно   выделить  значимые   позиции,    позволяющие   глубже    понять   специфику развития   человечества.     Исследования   истории  различных   народов  и   государств  показывают,   что  социокультурный  процесс  в  своей   основе  всегда   имел  общечеловеческое  содержание.  В  том  случае,  если   нормы  морали  и   права,   искусство  и   философия  четко   выражают  эту общечеловеческую   направленность,   они    в   значительной  мере   способствуют   установлению  взаимопонимания   в  обществе,  росту  его  сплоченности,  а, следовательно,  и укреплению   того   или   иного    общества.   Социокультурный процесс  не   сводится  только   к  этим   внешним  параметрам  жизнедеятельности  человечества.  Он  включает   в  себя  и  весь  духовный  мир  человека,  его  мысли   и  переживания,   пристрастия. и   антипатии,   традиции,  суеверия  и  предрассудки.    Этот  мир     духовной   культуры  также  подлежит  защите  и   охране.  Человечество   может  выжить  только  на  основе    проявления    глубокого    уважения ко  всем    существующим    культурным    достижениям    человечества. Экология человека начинается с элементарного с его здоровья. При этом следует иметь в виду, что показателем  здоровья  является  состояние  полного  физического,  душевного  и социального  благополучия человека, в этом  смысле она  рассматривает здоровье  в значительно  более  широком  диапазоне,  нежели  традиционное представление о здоровье человека, как о человеке, без физических дефектов или какой-либо болезни. Современная  экология  человека  подчеркивает,  что нормальная жизнедеятельность человека  - это  не столько  медико-биологическая, сколько  социокультурная проблема. Современное экологически  безграмотное хозяйствование  превращает  человека  в существо,  которое все больше  накапливает  в  своем  организме свинец нитраты  и  нитриты,  хлориды,  ртуть и  многое другое, что разрушающим  образом действует  не только  на организм, но  и на  все иейропсихологические  реакции человека. На  экологию  человека  оказывают   негативное  влияние  и  глобальные  проблемы   современности.  Основные из  них  - массовая  миграция (переселение)  людей, непомерный  рост  городов,  которые  одновременно являются,  как  правило,  и крупными  промышленными центрами, сложная  демографическая  ситуация  в  различных регионах  и  в  мире  в целом,  обострение продовольственной проблемы.  Ситуация  усложняется  и  в  связи  с ростом неконтролируемого  воздействия  на  человека  техногенных  факторов,  с политической  нестабильностью, характерной  для многих  стран, с проведением   негуманной социальной политики в ряде  государств. Все  это ставит  экологию человека на грань катастрофы.

    В  этих  условиях  жизненно  важным   становится  решение  проблемы  поиска  путей  выхода  из создавшегося положения. Это  решение видится  в  радикальном  изменении  ценностной ориентации  человека  и человечества  и в  постепенном улучшении “человеческого материала”. Однако  первоочередной,  все-таки,  остается задача  формирования  действительно  человеческих   качеств  у человека. При этом речь идет не только и не столько об отдельном индивиде или отдельной  элитной группе,  а о всех жителях планеты. Это связано, в частности, с тем, что  деятельность  современного человека  уже приобрела  планетарные  масштабы,  а  человек  и человечество еще  не  понимают своей  новой роли  и своего  места в изменившейся  ситуации.  Современный  человек  все еще слепо доверяет  науке и  технике, полагая,  что именно они смогут разрешить  все  противоречия  современной эпохи. Он не понимает, что   научно-технический  прогресс не ведет и не может  привести к  устранению кризиса человечества.  Он вызван  другими причинами,  и в первую очередь, как раз тем, что именно человек


1 Вернадский В.И. Биосфера. Избр. соч. – Т.5. – М., 1960. С. 22

2 Там же. С. 11

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!