Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Порядок выдвижения в депутаты в зарубежных странах
Процедура или порядок выдвижения кандидатов в депутаты закрепляется обычно в законодательных или подзаконных актах. Эта процедура представляет собой порядок, согласно которому гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или на какую-либо избираемую должность, и его имя будет внесено н избирательный бюллетень.
Выдвижение кандидата в депутаты — важный этап избирательной кампании, поскольку после этой процедуры устанавливается круг лиц, из которых граждане выберут наиболее достойных. Тот, кто не будет внесен в избирательный бюллетень, в выборах участвовать, как правило, не может. В некоторых случаях в бюллетенях оставляют пустую графу и избиратель вправе вписать любую фамилию.
Существует ряд способов выдвижения кандидатов в депутаты. В разных странах они различны, но их можно свести к следующим.
1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача заявления о регистрации, подписанного самим кандидатом. Это можно назвать самовыдвижением. Иногда требуется, чтобы кроме подписи будущего кандидата, эта бумага имела подписи одного или двух избирателей. как бы удостоверяющих личность этого кандидата. Кроме этого, в ряде стран предусмотрено внесение избирательного залога.
2. Выдвижение кандидата путем сбора подписей избирателей. То есть избиратели не заверяют подпись кандидата, а как бы выдвигают его от себя. Положение о выдвижении кандидата в некоторых странах подписывается всего одним кандидатом, как, например, во Франции; в Канаде — не менее чем двумя. А в Великобритании, Ирландии, Австралии — т.е. странах англосаксонской правовой системы — 10. Это как бы микропетиция по выдвижению кандидата. В других странах подписей может быть и больше. Например, в Швейцарии требуется 12 подписей, в Голландии — 25, в Бельгии (до недавнего времени) требовались подписи от двухсот до пятисот избирателей.
3. Процесс выдвижения почти аналогичен выборам. Такой процесс называется первичными выборами, он распространен в США.
Система первичных выборов в США — очень распространенная процедура. Она применяется при отборе кандидатов для избрания на самые разные государственные должности. В некоторых странах обсуждается возможность заимствования этой системы.
4. В последние годы становится все более распространенным выдвижение кандидатов политическими партиями. Такой порядок распространен в Европе для выдвижения кандидатов в нижние палаты парламентов Германии. Австрии, Финляндии, а такие Японии и ряда других стран.
Можно сказать, что различаются формальные и фактические способы выдвижения. Например, согласно законодательным правилам Великобритании, кандидат выдвигает свою кандидатуру самостоятельно, и ее должны поддержать не менее 10 избирателей. Но фактически кандидаты в парламент Великобритании выдвигаются политическими партиями, и в каждом избирательном округе Великобритании есть партийная организация от крупнейших партий, которые санкционируют и регистрируют своих кандидатов. Без такой санкции или регистрации кандидат не может ссылаться на партийную принадлежность.
Поэтому, с одной стороны, в ряде стран идет выдвижение от партий, с другой стороны, параллельно с этим кандидат приносит в соответствующий избирательный орган свое заявление с определенным числом подписей избирателей. Без соответствующего партийного решения он не может пользоваться поддержкой партии и будет зарегистрирован как беспартийный.
В некоторых странах кандидаты от партий подбираются не местными партийными организациями, а для этой цели созываются партийные собрания, конференции и даже съезды. Конечно, на конференциях, когда утверждаются списки кандидатур, эта процедура носит несколько формальный характер, но, с другой стороны, без соответствующего оформления, без протокола, выписок из решения съезда в избирательных бюллетенях не обозначается партийная принадлежность кандидата. В этом случае он будет независимым и не будет пользоваться материальной и моральной поддержкой партий и может рассчитывать только на свои силы и па своих ближайших сторонников.
В некоторых странах для кандидата в депутаты необходим залог. Избирательный залог — это определенная сумма денег, которую будущий кандидат должен внести на определенный счет в банке и принести справку из банка об этом в избирательный орган. Избирательный залог первоначально, в ХIХ веке, был разновидностью имущественного ценза. В настоящее время он скорее является способом дисциплинирования кандидатов, потому что в тех странах, где существуют простые способы регистрации, возможно и несерьезное отношение к выборам. К примеру, молодые и немолодые люди могли бы собрать 10-15 подписей и зарегистрироваться в качестве кандидатов, проделывая это “для юмора”. Но если у тебя несерьезное отношение, то за удовольствие надо платить. Поэтому были установлены небольшие, но и не малые суммы для подтверждения серьезности намерении кандидатов в депутаты.
С 1975 года избирательный залог в Великобритании составляет 500 фунтов стерлингов. В Канаде — это 200 канадских долларов. В Японии денежный залог для избрания в нижнюю палату составляет 1 млн. иен. Залог может внести либо сам кандидат, либо выдвигающая и поддерживающая его политическая партия.
Избирательные залоги есть также в Индии, Франции, Таиланде, Ирландии и ряде других стран. Некоторые же страны никогда не знали избирательных залогов (США, ФРГ и другие). Это объясняется тем, что, во-первых, в этих странах сложилась серьезная традиция по отношению к выборам, во вторых, выборы в этих странах настолько дорогостоящее удовольствие, что необходимость в денежном залоге отсутствует, процедура выдвижения усложнена, поэтому там такого механизма нет.
Какова судьба внесенных в качестве залога денег? Некоторые люди полагают, что эти деньги могут идти в счет покрытия расходов по избирательным кампаниям. Нет, эти деньги, как правило, не пополняют избирательные фонды. В большинстве стран существует специальное законодательное условие — если кандидат набирает определенный минимум голосов (скажем, 5%), то эта сумма возвращается кандидату. В некоторых странах такой процент выше (в Великобритании залог возвращается, если кандидат наберет 12,5%). В других странах есть какие-то иные проценты, в любом случае деньги кандидата при минимальной поддержке избирателей ему возвращаются.
Для того, чтобы лицо обладало пассивным избирательным правом, в ряде стран существует повышенный возрастной ценз. Например, во Франции депутат не может быть моложе 23 лет; в Швеции, США, Италии, Бельгии, Японии — 25 лет. В некоторых восточных странах (Турция, Тунис, Египет) кандидат в депутаты должен достичь 30-летнего возраста. При выборах во вторую (верхнюю) палату возрастной ценз зачастую еще выше. Например, в США, Индии. Японии он составляет 30 лет, в Бразилии, Франции и Республике Филиппины — 35 лет, в Бельгии, в Турции, Италии — 40 лет. Причем в Италии и избиратель должен быть старше обычного возраста — он должен достичь 25 лет. При выдвижении кандидатов в депутаты есть еще дополнительное требование. Например, требование, которое часто называется “цензом проживания” — кандидат должен проживать определенное количество лет в стране. А в некоторых случаях он должен обладать гражданством определенное количество лет. Например, для выборов в Палату представителей избираемое лицо должно обладать американским гражданством не менее 7 лет. При выборах в Верхнюю палату — Сенат — кандидат в американские сенаторы должен быть американским гражданином не менее 9 лет.
Для пассивного избирательного права различают абсолютную невозможность быть избранным и относительную невозможность избираться. Абсолютная невозможность баллотироваться означает, что данному лицу нельзя быть кандидатом ни в одном из избирательных округов. Относительное ограничение означает, что в некоторых округах данному лицу нельзя быть кандидатом, а в каких-то других он может быть кандидатом на выборную должность. В качестве примера второго ограничения можно отнести положение политической Конституции Мексики о том, что губернаторы отдельных штатов не могут избираться в состав законодательного органа штата, в котором они являются губернаторами в течение всего времени исполнения ими своих обязанностей и даже после ухода в отставку. А в других штатах такой губернатор может избираться в законодательный орган штата после ухода в отставку.
Есть и иные ограничения для выдвижения своей кандидатуры. Например, ряд стран запрещает военным выдвигать свои кандидатуры в законодательные органы. Если же они хотят стать кандидатами, то должны или подать заявление об отставке, с тем, чтобы уйти после избрания, или уходить в отставку еще до выборов. В некоторых странах есть даже определенный срок, в течение которого военные или иные государственные служащие должны уйти в отставку. Например, в Бразилии министры или губернаторы, которые хотят быть кандидатами в парламент, должны уйти в отставку за 6 месяцев до выборов. Во Франции более “гуманное” законодательство в этой части: если кандидат в депутаты не может баллотироваться в силу своего служебного положения, то он должен отказаться от своей должности через 15 дней после того, как он будет избран. Иными словами, кандидатом можно быть, но после избрания нужно отказаться от государственной службы.
В некоторых странах законодательство гарантирует государственным служащим возвращение на прежнюю должность после пребывания в качестве депутата. Государственные служащие, избранные депутатами, считаются находящимися в отпуске или в командировке.
В некоторых странах есть несколько непривычное требование к кандидатам в депутаты. Например, в некоторых странах кандидаты должны непременно отслужить в армии — это обязательное требование исполнения своего долга (Кипр, Франция, Турция).
В Великобритании кандидат в парламент должен либо проживать по месту избрания, либо иметь постоянное место работы на этой территории, либо платить местные налоги. В некоторых странах есть ограничения, связанные с религиозной принадлежностью. Кандидат в президенты Алжира, например, должен предоставить специальное обязательство, в котором он обещает уважать и прославлять государственную религию — ислам.
И, наконец, отметим, что есть особые требования, когда выдвигаются кандидаты не в парламент, а на высшую государственную должность — скажем, на пост президента. Так, чтобы стать кандидатом на должность президента французской Республики, заявление о выдвижении (просьба о регистрации в качестве кандидата) того или иного гражданина на этот пост должно быть подписано не менее чем 500 должностными лицами: в их числе должны быть члены парламента, экономического совета, члены муниципальных советов. Эти лица должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий. Кроме того, депутат должен внести избирательный залог, равный десяти тысячам франков.
2. Муниципальные органы власти в зарубежных странах, порядок формирования и полномочия
Местное самоуправление включает в себя, как правило, два элемента: выборный орган (выборное муниципальное собрание, которое может называться по-разному — советом, ассамблеей) и исполнительный орган. Исполнительный орган может быть единоличным и коллегиальным. Если это единоличный орган, то, скажем, это мэр (Франция) или бургомистр (ФРГ). А может быть и коллегиальный, например — магистрат н некоторых землях ФРГ или джунта в Италии.
Исполнительный орган необходим, поскольку это постоянно действующая структура, а выборное собрание собирается периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Представительные выборные органы местного самоуправления могут иметь самые разные названия, например, “совет графства” (США и Великобритания). Это может быть “муниципальный совет”, “коммунальный совет”, “генеральный совет”. Довольно часто применяется термин “муниципалитет”. Этот термин может означать и территорию, и орган (как когда-то у нас было с сельским советом).
Представительные органы местного самоуправления обычно избираются гражданами прямым голосованием. Чаще всего по мажоритарной системе: голосование проводится индивидуально за конкретных лиц — депутатов местных органов. Избираются отдельные члены будущего муниципалитета по избирательным округам. Округа бывают одномандатные, иногда бывают многомандатные. Срок полномочий таких избираемых органов различный: от 1 года до 6 лет. При продолжительном сроке деятельности представительные органы местного самоуправления могут частично обновляться, т.е. проводится ротация. Во Франции, например, генеральные советы обновляются каждые три года наполовину.
Представительные органы местного самоуправления, как правило, однопалатные, хотя в некоторых случаях бывают даже две палаты, как в парламентах. Например, муниципальное собрание Нью-Йорка состоит из двух палат. Форма работы этих выборных органов такая же, как у парламента — сессии. Сессии проводятся 1—2 раза в месяц. Иногда — 1 раз в неделю. В разных странах по-разному. Чаще всего это 1 раз в месяц. Чем выше уровень представительных органов местного самоуправления, тем они реже собираются. Например, совет графства в Англии и в Уэльсе собирается 1 раз в квартал (4 раза в год), а генеральный совет — представительное собрание департамента Франции — собирается всего 2 раза в год (1 раз в полугодие). Они принимают на сессии решения в пределах той компетенции, которая отведена им законом.
Главным вопросом местных представительных органов является принятие местного бюджета и распределение денег в рамках этого бюджета. Принимаются акты по поводу решения различных местных проблем. Исполнение этих актов возлагается на исполнительный орган — либо на коллегиальный, либо на единоличный. Единоличный орган или должностное лицо (мэр, бургомистр, алькальд) — лицо как правило выборное. Оно может избираться непосредственно гражданами (одновременно с представительным органом), в некоторых странах мэры формально назначаются главой государства по предложению представительного местного органа (Бельгия. Голландия).
Функции мэра или бургомистра бывают очень разными, в некоторых странах это единоличный исполнительно-распорядительный представитель власти. В некоторых странах он — председатель коллегии, которую представляют избранные депутаты местного органа власти. В некоторых странах он выполняет лишь представительские функции, а совет нанимает профессионального менеджера, управляющего, который реально управляет и руководит местными делами. Мэр или бургомистр в этом случае лишь приветствует делегации, присутствует на различных собраниях и т.д.
Такая система встречается в США и называется “совет — управляющий”. То есть управляющий — это профессиональный чиновник, нанимаемый советом, с ним заключается контракт, и он работает в качестве менеджера-управляющего. Он ведет оперативные дела, координирует финансы, деятельность различных муниципальных служб. Если он справляется со своими обязанностями, то контракт продлевается, а если нет — совет ищет другого более подходящего управляющего. Кроме США, такой вариант применяется еще в земле Северный Рейн-Вестфалия в ФРГ.
Нужно отметить, что муниципальные органы — собрания, советы и т.д. — могут создавать постоянные или временные комиссии, которые образуются по отраслевому признаку: комиссии по делам просвещения, культуры, охране окружающей среды и т.д. В некоторых случаях такие комиссии выполняют какие-то отдельные поручения местного избираемого органа. В ряде стран эти комиссии обладают не только совещательными и консультативными полномочиями, но и распорядительными правами.
Органы местного самоуправления принимают нормативные акты. Естественно, они принимают их в пределах своей компетенции. В некоторых странах акты, принятые местными органами, можно оспорить в судебном порядке. Иногда это обычный суд, а иногда — специальная административная юстиция (в тех странах, где есть система административных судов).
Объем полномочий и способ предоставления прав муниципальным органам в различных странах весьма неодинаков. В некоторых странах (Франция) законодательство очень подробно регламентирует компетенцию местных выборных органов и следит за тем, чтобы они не превышали свои полномочия (в этих случаях государство вмешивается в их работу). Компетенция — это только тот круг прав, который прямо указан в законе. В некоторых других странах (ФРГ) определенный круг вопросов перечислен в законе, но в ряде случаев вышестоящая власть допускает как бы выход за рамки этих полномочий, и так называемые, остаточные полномочия могут использоваться местными органами самоуправления.
Компетенцию органов самоуправления можно условно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначальная — это та, которую можно назвать местными делами: чистота улиц, правильность застройки, система школьного образования, органы здравоохранения, парки, скверы, забота о бездомных, престарелых и т.д.
Вторичная компетенция — это то, что местные органы выполняют чаще всего, как бы по поручению вышестоящих органов: учет избирателей, призывников, мероприятия оборонного характера и т.д. То есть то, что прямо не относится к местным делам и более интересное для центральной власти.
Объем компетенции местных органов зарубежных стран постоянно и постепенно увеличивается, в том числе в таких важных сферах, как просвещение, дорожное строительство, коммунальное хозяйство и т.д. Права местных органов в унитарных государствах закрепляются законами и актами правительства, в федеративных государствах — субъектами федерации. В некоторых случаях органы местного самоуправления могут обращаться в законодательные органы с просьбами, петициями об издании законов или других актов, которые предоставили бы им дополнительные права. Некоторые дополнительные права могут быть предоставлены без издания новых законов, на уровне подзаконных актов.
Основными методами муниципальной деятельности являются: непосредственное регулирование и управление. Регулирующая деятельность — это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий бытового характера, кинотеатров, театров и т.д., разрешение на занятие промыслами, установление правил торговли, застройки, выделение земельных участков под строительство, установление правил поведения в общественных местах, дача разрешений или наложение запретов на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Это надзор в сфере охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т.д. В некоторых странах муниципалитеты имеют собственную муниципальную полицию (США, Канада, Франция).
Нормотворческая деятельность местных органов, как правило, ограничена, и часто для издания какого-то акта требуется его утверждение вышестоящим органом либо представителем правительства.
Управленческой деятельностью можно назвать руководство предприятиями, которые составляют муниципальную собственность. Обычно это предприятия коммунального транспорта, коммунального хозяйства, бытового обслуживания. Муниципалитетам может принадлежать определенный жилищный фонд, школы, библиотеки, парки, дома престарелых. Предприятия могут быть достаточно своеобразными, например, по изготовлению дорожных знаков, т.е. для обслуживания городского хозяйства.
В ряде стран муниципалитеты занимаются здравоохранением. Они руководят больницами, поликлиниками. Часто они выплачивают пособия по безработице, по бедности. Иногда имеют доли или акции в промышленных предприятиях и, естественно, участвуют в управлении этими предприятиями.
Для лучшего понимания компетенции муниципальных органов их полномочия классифицируются на определенные группы.
1. Полномочия в сфере финансово-экономической деятельности — это принятие местного бюджета, а также и участие в экономических и социальных проектах путем выпуска акций либо покупки акций. Финансово-экономическая сфера является самой важной. Сюда же входит сбор различных денежных средств, их аккумуляция. Без денег никакой работы не бывает, поэтому все остальные полномочия зависят от полномочий в данной области.
2. Полномочия в области охраны общественного порядка. В ведении местных органов и их исполнительных комитетов часто находятся местные полицейские силы, которые занимаются патрульной службой, охранной службой. Руководитель местных исполнительных органов зачастую наделяется функциями главного полицейского начальника. Например, во Франции префект — не просто главное должностное лицо общего административного плана, это еще и главный полицейский. Эти люди могут руководить предварительным дознанием, следствием, розыском, задержанием преступников. В ряде случаев руководители таких исполнительных органов полицейскими функциями не обладают, а нанимают полицейских служащих для соответствующей работы.
3. Полномочия муниципальных органов в области коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды. Сюда относят развитие транспорта, дорожное регулирование, местное дорожное строительство, санитарное состояние городов. Это слежение за тем, как соблюдается законодательство по охране природы, борьба с загрязнением воды, воздуха. Вообще, полномочия в сфере водоснабжения, освещения, канализации, уборки мусора и т.д. больше всего волнуют граждан, поскольку рост городов, создание крупных мегаполисов, в которых живут сотни тысяч, миллионы людей не всегда дает возможность обеспечить им нормальное и здоровое существование. Поэтому главные задачи местных властей, решения которых ждут от них люди, — это как раз данная сфера.
4. Полномочия в социальной сфере. Здесь называют, прежде всего, область помощи неимущим, престарелым, инвалидам: бесплатные столовые, медицинская помощь для бездомных, дома престарелых, дома для лиц, нуждающихся в специальном уходе. Кроме того, в ряде стран муниципальные органы занимаются строительством дешевого жилья, которое потом продают на льготных условиях их нанимателям. Социальная сфера — это муниципальные больницы и родильные дома, муниципальные библиотеки, детские сады и спортивные площадки. Иногда сюда же включают и сферу образования, но чаще всего полномочия в сфере народного образования выделяются в отдельную пятую группу, потому что во всех странах мира есть государственная система народного образования и есть государственные школы. Всеми вопросами, связанными с образованием, ведают местные органы. Они заботятся о постройке школ, о их ремонте, о зарплате учителям школ и т.д. Часто они также решают вопросы программного обеспечения и т.д.
Эти направления деятельности являются первичными и самыми важными для местных муниципальных органов зарубежных стран.
Чтобы реализовать полномочия, нужны деньги. Откуда же берутся эти деньги у местных органов власти, что является источниками доходов? При описании этой проблемы, прежде всего, называют налоги. Существуют местные или муниципальные налоги. В их числе:
а) муниципальный подоходный налог;
б) налог со стоимости земли;
в) налог с доходов компаний;
г) налог с собственности (это налог, который платят домовладельцы, владельцы хозяйственных сооружений и земельных участков).
В ряде стран есть налог с продаж. То есть с каждой покупки какой-то процент взимается в казну городского бюджета. Например, в Вашингтоне приходится платить от 5,75% до 7% налога при покупке книг, лосьона для бритья, музыкальных кассет и т.д. Но, когда покупатель покупает хлеб или другие основные продукты, такой налог не взыскивается.
Основной же источник доходов — это государственные субсидии, т.е. выплаты из общегосударственного бюджета. Субсидии бывают трех видов:
а) общие субсидии (не целевые, а выплачивающиеся регулярно);
б) целевые субсидии, которые также регулярно выплачиваются, но на конкретные цели (на образование, культуру и т.д.);
в) специальные дотации для отдельных муниципалитетов, городов и т.д.
Четвертая группа источников доходов — выдача разрешений на торговлю, зрелищные мероприятия, строительство и т.д. Каждое разрешение следует оплачивать, поэтому это также источник пополнения местного бюджета.
Кроме того, есть пятая группа — потребительские платежи. Это платежи за воду, вывоз и уничтожение мусора и т.п. В некоторых случаях местные органы берут займы, хотя займы предоставляются редко и под проценты. У них есть один недостаток: займы необходимо возвращать.
3. Аппарат государственных служащих в зарубежных странах. Порядок поступления на службу, привилегии, категории чиновников
Государственный аппарат — это огромная и разветвленная система государственных органов и должностных лиц по управлению государством. В широком смысле слов “государственный аппарат” сюда входят парламент, правительство, президент с его администрацией или канцелярией, суды, прокуратура, органы государственного контроля министерства и их служащие, органы субъектов федерации в федеративных государствах, местные органы государства, “материальные придатки” государства — армия, полиция и др. Все вместе они составляют механизм для осуществления единой государственной власти и в этом смысле — систему властвования.
В более узком смысле государственный аппарат — это система органов исполнительной власти, их должностные лица. Они являются государственными служащими. Служащие имеются не только в государственных органах. Они работают в частных фирмах, банках, на предприятиях и т.д. В данном случае речь идет только о лицах, находящихся на службе у государства. Термин “государственный служащий” может иногда употребляться в очень широком значении, хотя и не совсем точно. Среди лиц, находящихся на службе у государства, есть разные категории, такие лица, которые хотя и находятся на государственной службе, но не обладают распорядительными полномочиями. К их числу относятся, например, врачи в государственных лечебницах, профессора и другие преподаватели высших государственных учебных заведений, иные лица, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета.
Свои служащие есть в муниципальных учреждениях (муниципальная служба).
Среди этого широкого круга служащих различаются две категории: “простая” и классифицированная государственная служба. Последние в отличие от “простых” государственных служащих обладают дискреционными полномочиями: правом решать вопросы по своему усмотрению, но в пределах закона, а также распорядительными полномочиями. Они имеют чины (например, государственные советники различных классов), ранги, пользуются определенными льготами (например, в пенсионном обеспечении), но несут и определенные обязанности, например, не вправе участвовать в забастовках или в политических акциях. Они обладают правом несменяемости при смене правительства или президента (кроме личных сотрудников и лиц, занимающих должности, имеющие политическое значение) и обязаны быть лояльными по отношению к государству.
“Простые” государственные служащие (работники государственных учреждений) таких прав не имеют и подобных обязанностей не несут. Их правовое положение регулируется трудовым правом, тогда как основы классифицированной государственной службы в ряде отношений определяются административным правом.
В любой стране профессиональный государственный аппарат, чиновничество (прежде всего в системе исполнительной власти) подстерегают три главных зла: 1) разбухание аппарата, который стремится расширять свои функции, регулировать новые сферы отношений; 2) бюрократизация (вовсе не в смысле “разумной” бюрократии, а в смысле ненужного бумаготворчества, волокиты, бездушного отношения к людям, стремлении отгородиться от них своим мундиром); 3) коррупция, т.е. использование своего служебного положения, доступа к власти в корыстных целях. Чрезмерное разбухание аппарата преодолевается контролем за ним со стороны представительных органов, время от времени проводится сокращение штатной численности должностей, которые, правда, нередко через некоторое время опять возрождаются.
Основы классификации государственных служащих. Поскольку государственная служба предполагает выполнение каких-либо функций в конечном счете по поручению и от имени государства, кадровому составу государственных служащих уделяется особое внимание. Комплектование государственного аппарата, требования к государственным служащим иные, чем, например, к рабочим. Особенно это относится к классифицированной государственной службе, положение ее чиновников во многом определяется нетрудовым правом (как обычно это имеет место в отношениях работодателя и работника), а административным правом, где особое значение имеет подчиненность. Принцип подчиненности в самой высокой степени применяется к службе в армии и полиции.
Выше уже говорилось о “простой” и классифицированной государственной службе. Помимо этого есть и другие различия.
Государственные служащие делятся на различные классы (ранги, разряды), от принадлежности к которым зависят их права и материальные блага. В Индии таких классов три, во Франции — четыре, в Японии — 15. Приведем обычный список классов (разрядов): 1) администраторы; 2) профессионалы; 3) исполнители; 4) высшие технические служащие; 5) канцелярские работники (клерки); 6) субклерки и обслуживающий персонал.
Самое высокое положение занимают администраторы — некоторые заместители министров (сам министр, его первые заместители в классификации не включаются, они считаются не чиновниками, а политическими деятелями, принцип несменяемости на них не распространяется и при смене правительства или выборах нового президента в президентской, полупрезидентской республике они уходят в отставку), главы департаментов (управлений, отделов министерств), представители министров в парламенте (парламентские секретари) и др. Администраторы обладают широкими дискреционными и распорядительными полномочиями.
На ступень ниже стоят профессионалы. Это специалисты (агрономы, инженеры, экономисты, юристы и т.д.), работающие в системе министерств и их местных органов. Они обычно имеют ранг советников и призваны с научных и профессиональных позиций оценивать предлагаемые решения (в том числе политического характера), разрабатывать для их осуществления соответствующие мероприятия. Исполнители и высшие технические служащие должны реализовывать порученные им задания. Часть из них занимают высокие посты в учреждениях, возглавляют канцелярии. Субклерки и обслуживающий персонал являются техническими работниками.
Комплектование государственной службы. Назначение чиновников на должности — прерогатива исполнительной власти, ее высших органов (президента, правительства). На практике последние непосредственно назначают лишь небольшую часть чиновников (правда, в некоторых странах не только генералы, но и высшие офицеры, ректоры государственных университетов назначаются президентом), делегируя право назначения министрам, а последние в свою очередь передают его своим подчиненным. Назначению предшествуют разные процедуры. В США для назначения президентом на высшие государственные должности, на должности судей, послов в других государствах требуется предварительное согласие Сената (всего около 3 тыс. должностей). На многие должности чиновники назначаются после конкурса. Специальная комиссия предварительно решает вопрос о пригодности кандидата. Она иногда устраивает ему экзамен (обычно это называют в зарубежных странах “интервью”), в некоторых случаях проверяются только практические навыки (для низовых должностей), иногда конкурсный отбор ограничивается лишь конкурсом документов кандидатов. Наряду с должностями, занимаемыми в конкурсном порядке, есть многие должности, которые считаются политическими. Для их замещения конкурс не проводится, а по терминологии, используемой в США, применяется “система добычи”. После победы на выборах нового президента, формирования правительства другой партией новое руководство замещает такие должности. Сюда относятся министры, их заместители, которые занимают должности по этой системе. Сюда относятся также личные сотрудники президентов и министров, главы департаментов министерств и др. Наконец, многие должности чиновники занимают в результате выборов. Они могут быть прямыми: в ряде стран прямыми выборами избираются губернаторы, мэры, судьи, в некоторых штатах США — атторнеи (должность, соединяющая черты прокурора и адвоката, как представителя штата). Выборы могут быть непрямыми парламенты многих стран избирают конституционные суды (Германия) или часть их (Испания), в России одна из палат избирает Уполномоченного по правам человека, обе палаты избирают по половине состава аудиторов Счетной палаты и т.д.
В странах тоталитарного социализма комплектование государственного аппарата (включая, например, даже заведующих кафедрами гуманитарных дисциплин) происходит только после рекомендации соответствующей организации правящей (коммунистической) партии. Высшие и средние слои этого аппарата совместно с партийными кадрами составляют так называемую номенклатуру (это неофициальное отрицательное понятие), которая пользуется гласными и негласными привилегиями и которая по существу правит в стране.
Основы правового положения государственных служащих. Правовое положение государственных служащих имеет свои особенности. Прежде всего, они пользуются привилегией несменяемости по партийно-политическим мотивам (сказанное не относится к тем из них, которые заняли свои должности по “системе добычи”). Они назначаются, как правило, на неограниченный срок (есть исключения для членов конституционных судов, омбудсманов, генерального прокурора и др.) и не могут быть уволены по причине прихода к власти новой партии, нового правительства или президента. Несменяемость чиновников имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, она обеспечивает преемственность и стабильность в работе государственного аппарата, способствует повышению профессионализма его кадров, дает личные гарантии работникам аппарата. С другой стороны, это ведет к окостенению государственной службы, бюрократизации, авторитаризму чиновников из-за невозможности их замены. Несменяемость освобождает чиновников от контроля “снизу”, но из-за принципа подчиненности никак не ограничивает контроль “сверху”. Для преодоления этого в демократических странах используется так называемая партиципация. Кроме того, все чаще некоторые высокопоставленные чиновники назначаются только на определенный срок, причем на некоторые должности они не могут быть переназначены. Судьи также впервые нередко назначаются на срок, а затем уже — пожизненно.
Чиновники пользуются дискреционными полномочиями — правом решать дела по своему усмотрению, но в рамках закона. Эти полномочия чиновника, особенно в отношениях с рядовыми гражданами, придают ему особую значимость: чиновник может разрешить, а может и не разрешить. Конечно, такие полномочия необходимы, без этого невозможна работа государственного аппарата. Однако столь же необходимы точные законы, которые определяют пределы усмотрения чиновника, а также контроль “снизу” за его действиями, в том числе регулярные встречи с населением и отчеты перед ним.
Чиновники имеют материальные блага: повышенную пенсию, помимо оклада они имеют разные надбавки (за интенсивность труда, срочность и т.д.), которые иногда почти достигают размера оклада, регулярные премии, специальное медицинское обслуживание и т.д. В Великобритании высшие чиновники так называемой гражданской службы (верхний эшелон публичной службы) получают оклад, в полтора раза превышающий вознаграждение члена парламента (в среднем 54 тыс. ф. стерлингов по сравнению с приблизительно 32 тыс. ф. стерлингов в год парламентариев в начале 90-х гг.). Во многих развивающихся странах по традиции чиновники имеют еще больше разных благ.
Вместе с тем чиновник несет и определенные обязанности. Во многих странах действуют принципы политической нейтральности и лояльности по отношению к государству. В соответствии с первым чиновникам запрещается состоять в политических партиях (Россия), активно участвовать в их деятельности (Индия), занимать должности (в том числе выборные) в политических объединениях (Япония), организовывать забастовки или участвовать в них, выдвигать свои кандидатуры на выборах в государственные органы (для этого нужно предварительно, причем задолго, уйти в отставку), участвовать в сделках с государственным имуществом (речь идет не о покупках в государственных магазинах). Чиновник не может входить в состав дирекций, административных и наблюдательных советов частных компаний (иногда, например в Турции, — и государственных).
Принцип лояльности — это верность чиновника государству. Он не вправе выступать публично с критикой политики правительства, своих начальников. В некоторых государствах чиновник приносит специальную присягу о лояльности. Проводится специальная проверка лояльности, в том числе на детекторе лжи (изучают ответы на поставленные вопросы). Такая проверка проводилась в США. В Германии в соответствии со специальным актом (решение премьер-министров земель федерации) на государственную службу не принимаются радикально настроенные лица и лица левых убеждений.
Чиновник несет ответственность за свои действия: перед государством за нарушение своих обязанностей и перед третьими лицами (гражданами, юридическими лицами). В первом случае закон предусматривает неограниченную личную ответственность служащего — материальную, дисциплинарную, уголовную, увольнение (высшие государственные служащие уходят сами или их увольняют в отставку). Во втором случае государство (соответствующий орган) нередко принимает ошибку на себя, но вправе принять свои меры к чиновнику (в том числе и регрессный иск по материальным упущениям). С одной стороны, этим государство как бы выводит чиновника за пределы ответственности. С другой стороны, для третьих лиц создаются лучшие условия для исправления ошибки и возмещения убытков, если они есть.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!