Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Корреспондентная теория истины.
Классическая концепция истины (или концепция соответствия, корреспондируемости). Данная концепция истины является древнейшей, берущей свое начало от Платона и Аристотеля. Суть ее Платон выразил так: “Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет”. Аналогичным образом понимание истины изложено в “Метафизике” Аристотеля. В такой общей формулировке с концепцией соответствия в принципе соглашались и соглашаются большинство философов самых различных толков – материалисты и идеалисты, диалектики и метафизики.
Однако классическая концепция истины в ее первозданном виде уже вскоре обнаружила по крайней мере два уязвимых места. Во-первых, встает вопрос, что понимать под самой действительностью, которая должна соответственно отразиться в наших знаниях. Если под действительностью понимается мир, объективно существующий вне нас, то классическая концепция приобретает материалистический характер; если же такого мира нет – характер меняется на диаметрально противоположный. Во-вторых, возникает связанная с первой проблема критерия истины: как проверить соответствие наших знаний действительности? По мере развития научного познания объявилась еще одна проблема. дело в том, что наука все больше и чаще оказывается в сложных и сверхсложных познавательных ситуациях, когда нет прямого контакта с действительностью и отображение ее осуществляется через многоступенчатое умозрительное (теоретическое) опосредование. В таких ситуациях аналогия между отображаемым и его фотографией, копией становится упрощающей истинную картину. Ведь человек в этих случаях имеет дело с миром не просто чувственно воспринимаемым, но и концептуально осмысливаемым. Усложняется и проблема критерия истины, потому что речь заходит об истинности общих суждений, являющихся логической формой выражения научных законов.
Для классической концепции в ее первозданной, наивной форме указанные проблемы оказались неразрешаемыми, и эта тупиковая ситуация стимулировала дальнейшее развитие теории истины по крайней мере в двух направлениях. С одной стороны, шел процесс совершенствования и развития самой классической концепции истины, во многом связанный с диалектическим материализмом. Марксистская философия, прежде всего, уточнила, сделала ясным и конкретным само понятие реальной действительности, которой должны соответствовать наши знания. В споре с субъективным идеализмом, который конечной реальностью признает наши собственные ощущения, диалектический материализм ввел понятие объективной реальности, которая, в свою очередь, копируется, отображается нашими ощущениями. Классическое понятие истины было им сохранено и конкретизировано в понятии “объективная истина “, содержание которой не зависит ни от человека, ни от человечества.
Ни идеализм, ни домарксовский материализм не смогли правильно решить вопрос о критерии истины. Идеализм потому, что ищет критерий истины, фактически не выходя за пределы сознания, разума, а старый материализм, – не выходя за пределы чувственного созерцания. Правда, мысли о роли практики как критерии истины высказывались Ф. Бэконом, Д. Дидро, Гегелем, Н.Г. Чернышевским, но не представляли собой еще цельного учения о практике вообще и о ее роли в процессе познания. Маркс и Энгельс, опираясь на созданное ими материалистическое понимание истории и развивая мысли своих предшественников, создали концепцию, согласно которой практика выступаем как единственный объективный и всеобщий критерий истины.
Критерий практики является одновременно и абсолютными относительным. Абсолютность критерия практики означает, что он является, во-первых, всеобщим, распространяющимся на все случаи проверки истинности знания, а во-вторых, единственным объективным критерием истины. Те же критерии, которые часто тоже выдвигаются, например, экономность, удобность, полезность теории, сами являются производными от истинности теории. Теория экономна, полезна, удобна тогда, когда она верно отражает действительность, а верность отражения проверяется практикой. Относительность критерия практики выражается в его неполноте. Это означает, что созданное нами идеальное отображение реальности не всегда будет полностью накладываться на объективный мир, ибо сама практика его не полностью охватывает. Кроме того, необходимо учитывать, что сама практика тоже есть процесс, и новые знания, следовательно, надо соизмерять не только с прошлой и настоящей практикой, но и с тенденциями ее дальнейшего развития. Вспомним хотя бы историю возникновения неэвклидовых геометрий, теории относительности, когда современники удивленно пожимали плечами, ибо уровень научно-технической практики не только не подтверждал истинность этих новых теорий, но и вроде бы говорил против них. И только позднее, когда человек вторгся в микромир, а затем и в мегамир, космос, практика не только подтвердила истинность взглядов Лобачевского, Римана, Эйнштейна, но и использует их в качестве мощного орудия своего дальнейшего развития.
Конвенциональная теория истины.
Конвенционализм (лат. conventio – соглашение) – направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции) и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее – критериями, не связанными с понятиями самой теории. Основоположник К. – Ж.А. Пуанкаре. В связи с появлением неевклидовых геометрий он охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Единственное ограничение на их произвольный выбор состоит в требовании непротиворечивости. Развитие математической логики в 1930-х привело к усилению позиций К. С формально-логической точки зрения для мира объектов возможны отличные системы классификаций. Так, согласно “принципу терпимости” Карнапа, в основе данной научной теории может находиться любой “языковой каркас”, то есть любая совокупность правил синтаксиса. “Принять мир вещей значит лишь принять определенную форму языка”. “Языковые формы” следует использовать с учетом их полезности, при этом вопросы, которые касаются реальности системы объектов данной теории, по выражению Карнапа, оказываются сугубо внешними принятому “языковому каркасу”. Более крайней позицией явился “радикальный конвенционализм” Айдукевича, в соответствии с утверждением которого, отображение объектов в науке зависит от выбора понятийного аппарата (терминологии), причем этот выбор осуществляется свободно. В силу того, что К. ставит научные знания в зависимость от субъекта теоретического действия, направление прагматизма можно полагать примыкающим к общей традиции К. Соглашение, например, может быть проинтерпретировано через прагматическое понятие “уверенности”. Также и Витгенштейн утверждал, что математика не возможна без “веры” в то, что все ее предложения и формулы получаются или доказываются именно таким-то образом. Методологические концепции постпозитивистского течения связывают научные теории со способом деятельности научных сообществ, поэтому для объяснения динамики научного знания они используют К. К таким концепциям можно отнести и понятие “конкуренции научно-исследовательских программ” Лакатоса, и принцип “пролиферации” Фейерабенда, и некумулятивистскую историю науки Куна. В соответствии с ними, альтернативные научные теории замкнуты в себе благодаря определенным соглашениям внутри конкурирующих научных сообществ.
Прагматическая теория истины.
Прагматическая концепция истины (от греч. “прагма” – дело, действие), берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Реальность внешнего мира, считают прагматики, недоступна для человека, ибо он непосредственно имеет дело только со своей деятельностью. Поэтому в качестве единственного критерия истины может выступать только эффективность, практическая полезность знания. Следовательно, истиной является то, что удовлетворяет субъективные интересы индивида. Небезынтересно отметить, что прагматизм в его оформившемся виде возник в стране, являющейся общепризнанным эталоном деловитости, в CШA (семидесятые годы ХIХ века), в трудах Чарлза Пирса, а затем Уильяма Джемса и Джона Дьюи. Рассуждения прагматиков несут в себе изрядный заряд субъективизма. Во-первых, истиной часто выступает знание, не представляющееся непосредственно полезным. Ученому, добывавшему истину, далеко не всегда дано знать, отзовется ли она полезностью. Во-вторых, то, что полезно для одного, может быть бесполезным и даже вредным для другого. В-третьих, то, что полезно сегодня, завтра может оказаться вредным. И тем не менее в прагматизме рациональное зерно тоже налицо: истина (да и сам процесс ее добывания) включает в себя прагматический момент, но не сводится к нему.
Это теория связана с прагматизмом – философским учением, рассматривающим действие, целесообразную деятельность в качестве наиболее яркого свойства человеческой сущности. Представителями П. являлись Пирс (автор термина), Джемс, Дьюи (версия П. – инструментализм), и др. Рождение П. традиционно связывается с усилиями группы сотрудников Кембриджа в 70-х XIX века (“метафизического клуба” по Пирсу). Ценность мышления, согласно П., обусловливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление – средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание знания определяется его практическими последствиями. Пирс трансформировал дискуссии о знании в проблематику веры – готовности к действованию тем или иным образом. Акцент процесса миропостижения т.обр. перемещался от модели “незнание – знание” к схеме “сомнение – коллективная либо социальная вера”. Если исследователь знает, какие практические следствия в состоянии продуцировать объект понятия, то понятие о них всех и явится полным понятием объекта. Философские споры разрешимы через сопоставление практических следствий той или иной теории. Функция философии – по Джемсу – в уяснении того, какая разница для меня и для вас, если та, а не иная модель мира является истинной. “Реконструкции философии” в духе П. предполагала отказ от изучения основ бытия и познания в пользу отработки методов разрешения разнообразных проблемных ситуаций жизни. Согласно Джемсу, “в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта”. Соответственно: “... гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно...” (Джемс). Таким образом, истина оказывается не отдельной категорией, а одной из разновидностей добра. Этика П. предполагала постепенное улучшение общественного устройства (принцип “мелиоризма”). Развивался П. преимущественно в CШA, вплоть до Второй мировой войны занимая ведущие позиции в интеллектуальной и образовательной традициях.
Марксистская теория истины.
Марксистская гносеология дает свое понимание истины. Объективность истины В. И. Ленин связывает со следующими положениями:
1) источник знания – объективная реальность;
2) качества субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;
3) вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истина субъективна по форме своего выражения, носителем ее является человек;
4) категории для выражения, обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума;
5) истина есть процесс;
6) истина всегда носит конкретный характер.
В марксизме разработаны категории абсолютной и относительной истины. Абсолютное выражает момент устойчивости, неизменное в явлениях. Относительное – изменчиво, преходящее в знаниях в связи с ростом новых фактов, теории.
Несовпадение представлений субъекта с отражаемым объектом приводит к заблуждению, неистине. Знание должно соответствовать предмету исследования. Истина и заблуждения не просто противоположности, они связаны друг с другом, переходят друг в друга и являются условием развития знания. Заблуждения – спутник научного работника и ученого вовсе эпохи. Попытка создать вечный двигатель предшествовала открытию закона сохранения и превращения энергии. Идеи эфира, теплорода были предпосылкой развития волновой оптики и электродинамики, а также физического учения о тепловых процессах. Но бывают и более жесткие ситуации, когда искание истины не приводит к ней, а дает в результате заблуждение.
Стремление к истине должно быть связано с ее критерием. Часть мыслителей (скажем, агностики) отрицали такой критерий. Другие считали, что таковым может быть опыт человека, т. е. его ощущения; третьи полагали, что ясность и самоочевидность суждений суть их критерий. Согласно К. Попперу, истинное подтверждение может проистекать только из неудач всех попыток опровергнуть данную теорию. Марксизм считает, что практика – основа, цель и критерий истины.
Практика, будучи критерием истины, не является абсолютным критерием истины. Практика осмысливает общее направление путей, ведущих к решению проблемы критерия истинности. Важное значение при определении истинности противоречащих друг другу теорий могут сыграть так называемые вторичные критерии.
Таковыми принято считать принцип простоты и непротиворечивости теории, принцип красоты и изящества, принцип плодотворности и эффективности. Принцип простоты предполагает, что в основу теории должно быть положено наименьшее количество независимых понятий с тем, чтобы получить остальные как следствие исходных. Простота не есть нечто абсолютное. Теория может быть проста с точки зрения количества общих идей и принципов, в другом отношении она может быть сложной, например, с точки зрения применяемого математического аппарата. Принцип простоты, как вторичный критерий, применяется в научном знании в единстве с другими критериями. При выборе любой теории предпочтение отдается той, которая более проста, экономична, непротиворечива. Вторичные критерии не заменяют основного – практику, а дополняют его.
Понятие метода. Основания метода.
Понятие метод (от греч. слова “методос” - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает “учение о методах” (ибо происходит этот термин от греч. слов: “методос” - метод и “логос” - учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Сущность философии как формы теоретического сознания определяется не только предметом, но и методом. Проблема выделения общего философского метода достаточно сложна. Это проблема оснований метода. Философия представляет собой прежде всего работу разума – это размышление, или рефлексия. Философская рефлексия – это особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные закономерности преломляются сквозь призму интересов человека, а ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному осмыслению. Это поиск логических и иных (нравственных, ценностных, эмоциональных и пр.) оснований и форм духовной жизни культуры в целом. Конкретное осуществление рефлексии может быть различным, что и создает богатство философских подходов к миру. Характерными примерами специфики философской рефлексии могут служить постановка и разработка Платоном проблемы относительно самостоятельной и устойчивой жизни понятий, картезианское радикальное сомнение, кантовская проблема априорных условий познания. В то же время разнообразие подходов реализуется в рамках относительно единой философской проблематики, приводя к постоянному обогащению философской рефлексии новыми методами. Таким образом, осуществляется процесс самопознания и самосознания Человека и человеческой культуры в целом.
В истории философии конкретными вариантами философской рефлексии выступали: диалектика (у Платона, средневековых схоластов и Гегеля); радикальное сомнение (у Декарта); априорное познание и критика разума (у Канта); материалистическое понимание истории (у Маркса); материалистическая диалектика в марксизме и т.д.
Важная особенность проблемного поля философии – широкий исходный базис, на который она опирается в своих исследованиях. Материалом для ее выводов могут служить и результаты всего научного познания и знания, в том числе полученные через “внетеоретические” формы постижения мира, и даже отдельные факты, которые тоже могут быть подвергнуты философской интерпретации. В качестве последних можно говорить о тех фактах, которые носят устойчивый, массовидный характер, “вечные факты”, факты социального и жизненного опыта. Кроме того, философ размышляет над теми фактами, которые по тем или иным причинам не получили или принципиально не могут получить своего объяснения в науках. Существует и прямо противоположный взгляд на данную проблему, согласно которому философия как форма рационального познания должна опираться лишь на теоретические выводы наук.
Для философии как мировоззрения важно ее отношение к обыденному сознанию. Одна из задач философии, как мы отмечали, – выдвижение системы ценностных ориентиров, по которым должны жить человек и общество. Философия не должна замыкаться в самой себе. Борясь с предрассудками здравого смысла, она не игнорирует то положительное, что в нем имеется. Это помогает ей ориентироваться на интересы человека, в том числе на ценностно-эмоциональное переживание им бытия. Если наука стремится в максимальной степени отвлечься в познании от конкретного человека, что придает “чистоту” ее теориям и объективность ее результатам, то философия принципиальным образом неотделима от субъекта. Осознавая себя как личность, человек глубже познает и понимает мир.
Не случайно процесс обучения философии кардинально отличает обучения конкретной науке. Здесь огромное значение придается истории предмета, которая не только знакомит с развитием философских проблем и их хронологией, но и является собственным проблемным полем философских исследований. В науке знание ее истории является лишь вспомогательным и не всегда обязательным. Можно усвоить теорию относительности Эйнштейна, не зная каких-либо тонкостей истории физики. Последняя по времени научная теория считается, как правило, и наиболее истинной, тогда как в философии ее концепции не устаревают и могут быть в любой момент затребованы сознанием человека и общества.
Дело в том, что задача конкретной науки состоит в получении конечного знания. Его может со временем заменить более истинное, более адекватное, но само оно остается в истории как нечто завершенное. Философия, кроме получения общих знаний, исходит также из задачи понимания мира, которое модифицируется в зависимости от изменения исторического контекста и социокультурной ситуации. Кроме того, широкий “квазиэмпирический базис” позволяет философии выполнять ряд познавательных функций по отношению к науке. В противном случае она могла бы возвращать науке лишь то, что у нее взяла, хотя, может быть, и в более логически рафинированном виде. Особый интерес представляет сам процесс философствования, философской деятельности, которая также носит специфический характер, отличающий ее от естественных наук и ставящий в особое положение среди наук гуманитарных.
Идея развития, ее методологическое значение.
Развитие – характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание прецессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности – с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция – как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) – локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса – Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности – общественно-экономические формации). Проблема Р. связывается в этих моделях с: цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (факторностью в “теории факторов”); их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их “искусственности” (организуемости) и “естественности”. Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. – критериях оценки качества изменений (дополнительная задача – понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса – эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев(прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и “нулевой” (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть “последствия” Р.; универсальности данного типа Р. для ирных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональными (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений – от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. – концепции модернизации и социокультурных трансформаций.
Суть принципа развития может быть выражена в следующем: как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменении, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую стадию. Развитие материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, восхождение от низшего к высшему. Оно есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад. Однако в целом - это движение от форм простых к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным. В отличие от движения как изменения вообще развитие должно быть понято как самодвижение, т.е. как такой процесс, источники которого были заложены в самом развивающемся предмете. Развитие возникает в результате борьбы противоположностей как друг друга обуславливающих и друг друга отрицающих крайностей. Другим отличительным признаком развития является то, что развитие в отличие от движения выступает как необратимый, направленный закономерный процесс изменений. Всеобщая универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов должна найти свое адекватное отражение во взаимодействии человеческих понятий.
Признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность. Ни один из этих признаков не является, как мы видели, достаточным для определения развития. Недостаточны и какие-либо два из них. Отмеченные признаки развития необходимы и достаточны для отграничения данного типа изменении одновременно от хаотических изменений, механических движений, круговоротов и функционирования. Указание на эти три признака и должно составлять исходное определение понятия развития. Критерий развития – комплексный. Исходное определение данного понятия следующее: развитие –это направленные, необратимые качественные изменения системы. данное определение достаточно, чтобы вычленять любые развивающиеся системы. При необходимости же учесть специфику диалектической концепции развития это определение может быть расширено посредством указания на внутренний механизм развития. В таком случае развитие – это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы.
Диалектическая и эволюционная концепция развития.
Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретации. Остановимся на рассмотрении некоторых основных концепций развития (“моделей диалектики”).
Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов ХVIII–ХIХ веков – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики.
Диалектика есть общая теория развития‚ учение о развитии и связях бытия. Она исследует причины развития, его механизм и направления. При изучении связей диалектика акцентирует внимание на связях всеобщих, устойчивых. повторяющихся, необходимых. Слово “диалектика” впервые применил Сократ, обозначавший им свой метод философствования. Диалектику Сократ любил сравнивать с майевтикой, так как диалектика - такой способ рассуждений‚ в результате которого вскрываются внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении отбрасываются мнения, которые ведут к противоречивым следствиям. Это позволяет выявить те мнения, которые ведут к знанию, истине. Таким образом и осуществляется “родовспоможение” или помощь рождению истины. Сократ полагает, что пробуждая в других стремление к истине, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты. Но еще ранее, чем появилось само слово “диалектика” и значение его как метода философии, начала складываться диалектическая теория в философии античности. Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, становления. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребил Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать противоположности в развитии действительности, т.е. как учение о развитии через противоречие. Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов. Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями, и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении. Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, “степень температуры воды, – писал Гегель, – сначала не оказывает никакого влияния на ее капельножидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед”. Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество. Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результата перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности. Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. “Северный полюс в магните, – писал он, – не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида”. Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества. Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождением в процесса развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту существенную сторону действия закона – отрицание отрицания – Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой “триаде”. Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, “якобы к старому”, но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, “якобы к старому”, и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином “снятие”. Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали. Помимо диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя такие принципы анализа действительности, как восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие.
Однако сам Гегель оказался в парадоксальной ситуации. Доказав универсальность диалектического принципа - принципа развития, раскрыв его всеобщий механизм и источник - возникновение и борьбу противоположностей, он вместе с тем отрицал развитие в природе. У Гегеля природа не развивается, а лишь разнообразится. Тем временем идея развития прочно утвердилась в естествознании. Открытия клеточного строения органического вещества, закона сохранения и превращения энергии, эволюционной теории Дарвина полностью подтвердили выдвинутые философией предположения о всеобщности развития всех сфер универсума. Диалектика стала пониматься как учение о всеобщей связи и развитии. И если десятки специальных наук изучают многочисленные процессы возникновения и разрушения от химических соединений до организмов и государств, и ни одна из них не может ответить на вопрос о характере изменений и развития универсума в целом, то диалектика имеет своим предметом именно универсальные всеобщие закономерности, охватывающие природу, общество и мышление. Диалектика понимается как учение “о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления”, “учение о развитии в его наиболее полном, глубокому свободном от односторонностей виде”. Центральной проблемой диалектики является проблема развития. Современная диалектика оформлялась на основе обобщения огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего человеческого познания, на данные истории и достижения современного научно-технического прогресса. Само развитие не есть элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения и не может быть изображено так движение от структуры с n количеством элементов к структуре с n + 1 или n - 1 элементов. В процессе развития элементы могут возникать и исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные, качественные изменения. Существуют три типа подобных изменений:
q переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности - так называемое одноплоскостное развитие,
q переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности - регрессивное развитие,
q переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности - прогрессивное развитие.
В западноевропейской философии сформировалась еще одна концепция, называемая “творческий эволюционизм” или “эмерджентизм”. В литературе отмечаются следующие главные идеи этого течения. Во-первых, “творческая эволюция” строится на основе признания факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; признается “взрывообразный”, быстрый скачок. Во-вторых, новое качество выступает результатом внутренней “творческой силы”, по-разному называемой и по-разному истолковываемой. В-третьих, несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя изначальных качеств. В-четвертых, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков.
В книге “Эмерджентная эволюция” Л. Моргана, изданной в 1922 г., различались (как и в некоторых других работах эмерджентистов) два понятия – “результант” и “эмерджент”. Результант соотносился с суммативным типом изменений, определяемым арифметическим сложением исходных элементов, эмерджент – с интегративным изменением, несводимым к исходным. Свойства первого могут быть предсказаны априорно: общий вес двух предметов определяется путем простого сложения их индивидуального веса (без обращения к непосредственному взвешиванию). Свойства же эмерджентов могут быть определены лишь апостериорно: свойства воды не могут быть предсказаны лишь на основе свойств водорода и кислорода. Это говорит о существовании внезапных изменений, не детерминированных материальными, природными силами.
Сторонники эмерджентной трактовки развития подменяют реальную, онтологическую характеристику процесса возникновения нового качества познавательной (причем чисто отрицательной) ею характеристикой. Но познавательный аргумент несостоятелен: результанты тоже определяются в результате опыта, а многие эмердженты наука способна эффективно предсказывать. Наряду с ошибочностью такой аргументации в эмерджентизме, конечно, схвачена одна из специфических черт познания суммативных и целостных систем.
Однако дело не столько в этом, сколько в том, что абсолютизируя этот реальный момент, сторонники эмерджентной концепции обращаются затем к некоей “творческой силе”, якобы находящейся внутри исходных материальных элементов или в связи с ними. Такую силу Л. Морган усматривает в Боге. Он признает, с одной стороны, физический мир, а с другой – “нематериальный Источник всех изменений в нем”, включенность физических событии “в Бога, от которого весь эволюционный процесс в конечном счете зависит”. А. Бергсон писал: “Сознание или сверхсознание – это ракета, потухшие остатки которой падают в виде материи; сознание есть также то, что сохраняется от самой ракеты и, прорезая эти остатки, зажигает их в организмы”. “Жизненный порыв”, лежащий с его точки зрения в основании “творческой эволюции”, представляет собой самопроизвольную активность, последствия которой непредсказуемы.
Следует, однако, учитывать, что не всякая эмерджентистская трактовка природы обязательно должна быть соединена с идеализмом. Пример тому – американский философ Рой Вуд Селларс (1880–1973). Он рассматривал мир как самодвижущуюся динамическую систему, признавал возможность предвидения и познания закономерностей возникновения новых качеств. В основе анализа скачков – материальные причинные факторы. Полагая, что новые качества возникают в единстве структуры и функций, Р. В. Селларс вместе с тем не обращался к действию диалектического закона перехода количества в качество и не принял диалектическую трактовку противоречия как движущей силы развития. Такова вкратце суть эмерджентизма; главная ее черта – абсолютизация скачков в развитии, причем скачков интегративных, взрывообразных. И плоскоэволюционистская, и эмерджешистская концепции сходны в главном – в отказе от имманентных материальных противоречий как источника развития природы и общества. Различие же между этими концепциями в том, что если одна из них абсолютизирует постепенные скачки (и в этом смысле эволюционную сторону развития), то вторая столь же односторонне преувеличивает роль внезапных, взрывообразных скачков. И та, и другая одинаковы в своем разрыве “постепенности – внезапности” (“непрерывности – прерывности”).
Революция и реформа.
Как писал французский историк А. Токвиль времена для плохого режима наступают тогда, когда он предпринимает попытки исправиться. Реформирование, тем более радикальное, - опасный социальный и политический процесс. Так, реформы 60-70-х годов в России дестабилизировали многовековой уклад, нарушили жизненный баланс многих слоев и групп населения, активизировали и стимулировали новые общественные силы - буржуазию и пролетариат с их идеями либерализма и революций. Пусть и не в равной степени, но обе силы противостояли консервативной идеологии самодержавия, царизма, столетиями внедрявшейся в сознание людей. Наибольшую опасность для государства и общества представляли растущие пролетаризация и люмпенизация в основном крестьянского населения. Крепостные крестьяне обретали свободу. Но свобода без собственности и духовной культуры - страшная социальная язва. Значит ли это, что “царь-освободитель” совершил ошибку? Конечно, нет. Оставлять Россию в том положении, в каком Александр II унаследовал ее от долгого царствования Николая I, было невозможно. Перемены жестко диктовались жизненной необходимостью. И значение их было несомненно велико. Отмена крепостного права навсегда покончила с крепостным рабством. Бывшие крепостные, получив определенные личные и имущественные права, стали новыми гражданами России. В политической и социальной ситуации, сложившейся в пореформенное время, по-новому стал вопрос о представительных, конституционных формах правления, движения к правовому государству. Поэтому политические реформы 1860-1870-х годов стали достойным продолжением крупнейшей реформы века - отмены крепостного права. Создание современных органов самоуправления, европейского судоустройства и судопроизводства, введение всеобщей воинской повинности, изменения в области образования и печати, комплексность разработки и осуществления всех этих реформ свидетельствовали об огромном преобразовательном потенциале, направленном на мирное развитие общества и государства. Однако сложное взаимодействие и переплетение либеральных и охранительных начал в государственной политике определило противоречивый характер преобразований эпохи Александра II. Но даже несовершенные реформы были более приемлемы, чем крестьянская революция, к которой звали Россию представители радикального движения второй половины XIX века.
Революция – это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований. Революция - весьма широко распространенный в истории вид политического процесса, в ходе которого применяются меры принудительного характера, вызывающие сопротивление со стороны противостоящих социальных сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революционном процессе.
Хотя здесь нужно заметить, что даже большевистские лидеры, не всегда (хотя бы на словах) придерживались тактики насильственных действий. “Есть условия, - отмечал В.И. Ленин, - при которых насилие необходимо и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов”.
Революция всегда возникает из затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса, на его пике, когда наступает хаос. Сторонники такого вида социальных преобразований рассматривают ее как необходимый выход из катастрофы, угрожающей обществу. Как показывает исторический опыт, к революции приводят глубокие непреодолимые социальные антагонизмы, эгоистическая и недальновидная политика правящих элит, оттягивающих проведение назревших преобразований и т.д. Поэтому “революция – самый жестокий, самый кровавый, но зачастую и самый закономерный, а порой единственно возможный способ борьбы с социальной несправедливостью, с угнетением и подавлением человека”.
Историческая практика свидетельствует, что революции сопровождаются интенсивной борьбой вне и внутри революционного лагеря по доктринальным, программным вопросам намечаемых преобразований, разного рода расколами, подавлением прямых противников, а также отступников от революционного курса. Нередко они носят весьма ожесточенный и кровавый характер. Длительное время считалось, что революция может быть совершена только в результате насильственного переворота: вооруженного восстания или гражданской войны. Однако история дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществленных поэтапно, постепенно, в течение длительного времени. Это дает возможность учесть многообразные объективные связи и тенденций, осуществить тактический маневр, обеспечить поддержку перемен со стороны большинства людей.
Тем не менее в большинстве случаев совершалась революция, которая приводила к установлению революционной диктатуры. “Диалектика революционной диктатуры - диалектика компенсации. Эта диктатура - оружие слабых. С учетом принципа “инверсии статусов” государство диктатуры пролетариата неизбежно должно стать тоталитарным - осуществляющим невиданное в истории, всеобщее и перманентное насилие. Ибо его задача и состоит в том, чтобы перевернуть исконный, тысячелетия существующий “естественный” порядок вещей, при котором сильные и деятельные преобладают над слабыми и “нищими духом”. (Речь о “слабых” и “сильных” не столько в социологическом, сколько в “антропологическом” смысле: сильные - это те, кто при нормальном ходе вещей всегда будут выигрывать, а слабые - это те, кто при соблюдении “правил игры”, укоренившихся в гражданском обществе, обречены проигрывать)”.
Начавшееся в последние годы освобождение сознания и духа открыло возможность взглянуть на историю и сегодняшнее бытие нашего народа без идеологических шор и по-новому осмыслить такую фундаментальную проблему, как революция и реформа. Оказалось, что ХХ век, особенно его вторая половина, дал богатейший материал для размышлений над хитростями и загадками истории и для избавления от иллюзий и самообмана. Раньше всего рухнула под натиском фактов абсолютизация революций как чуть ли не единственной формы социального прогресса. Выявилось, что проблема их цены и исторической результативности - одна из самых сложных для правильной оценки революционных скачков. Больше того, поставлен вопрос и о том, что некоторые революции могут привести общество к инволюции, то есть попятному движению.
С другой стороны, реформа, по пути которой пошли многие народы Запада, показала свои преимущества. Во-первых, в отличие от революции с их бурным разрушительным пафосом эволюционная форма дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, реформа, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим “издержкам” просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, реформа способна обеспечивать и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму.
Как видим, назрела необходимость отказаться от традиционных, явно часто устаревших догматических схем. Значит ли это, что мы должны впасть в другую крайность и вычеркнуть революции из истории, отказав им в какой-либо закономерности? Нравится кому-либо или нет, но если считать исторический процесс вариативным, то мы должны признать реформу и революцию, по крайней мере с нового времени, двумя формами, двумя сторонами социального прогресса. Надо считаться с историческим опытом, в частности нашего столетия. А он свидетельствует, что, как ни привлекательна реформа, обеспечивающая естественное, органическое, мирное и последовательное изменение общества, она не всегда способна решить новые задачи, особенно в кризисные эпохи. Бывают, и, к сожалению, нередко, ситуации, когда та или иная страна в силу конкретно-исторических причин, чаще всего по вине правящих классов, заходит в тупик, оказывается в состоянии тотального и глубокого кризиса. Народные массы, убедившись в безвыходности положения, в тщетности надежд на мирное реформирование общества и постепенную развязку накопившихся проблем, обращаются к радикальному методу - революции. И действительно она дает выход из тупика, включает новые механизмы ускорения и выводит на новый путь развития.
Следовательно, диалектика такова: когда эволюционное развитие общества становится невозможным, наталкиваясь на объективные и субъективные преграды, на смену приходит революция, способная их устранить и вновь расчистить дорогу реформе. И здесь постоянно идет борьба между тенденцией насилия и этикой ненасилия. “Ненасилие - не абстрактная норма, которую остается лишь употреблять в дело, не состояние, которое кем-то или когда-то может быть достигнуто. Оно прежде всего представляет собой ненасильственную, направляемую силой любви и правды борьбу против зла и несправедливости, за выправление отношений в собственной душе и в мире. Оно не отсекает, не отрезает, а именно выправляет человеческие деформации, имея силу, чтобы противостоять страшным силам зла, и имея трезвое сознание того, что противостояние это не является единовременным актом, вообще не знает конца. Если не бояться тавтологии, можно сказать, что оно является ненасильственным путем к ненасилию. Это - не усилие, которое должно привести к истине. Это истина, которая состоит в усилии. И мужество, которое требуется для ненасильственной борьбы и формируется ею, есть мужество ответственного существования в этом прекрасном и несовершенном мире”.
Возросший интерес общественности к проблеме реформы и революции, как правило, фокусируется на новейшей истории нашей страны. Не касаясь здесь всего спектра мнений, можно отметить, что несостоятельны представления тех, кто полагает, будто в дооктябрьской России шла “нормальная эволюция”, а революция, свалившись, как громадный обвал, выбила целый народ из этой колеи и увлекла на путь неоправданного социалистического эксперимента. На самом деле такие особенности русского развития, как общая отсталость от стран Запада, экстенсивная форма развития экономики, громадная роль политической надстройки, недемократичность политического строя, слабость “среднего класса” и в связи с этим либерально-реформистского течения в общественном движении, придавленность и угнетенность основной массы трудящихся, и другие дают в итоге отнюдь не “нормальную” форму как вчерашних, так и современных реформ. Сегодня правомерен вопрос: не отходит ли в конце ХХ века революция в прошлое? Не идет ли ей на смену реформа? Ответ может дать только будущее.
Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине ХIХ века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской (или “сциентистской”).
Наиболее видным представителем градуалистской модели развития, оказавшим большое влияние на европейскую философию второй половины ХIХ – начала ХХ в., был английский философ Г. Спенсер (1820–1903). В 1852 г. Г. Спенсер выступил со статьей “Гипотеза развития”; эта статья послужила в дальнейшем основой для более детального развертывания его идеи, существо которой сводилось к следующему. В нашем опыте нет явных доказательств превращения видов животных и растений. Но нет фактов в пользу гипотезы сотворения видов (под влиянием материальных или идеальных факторов). Однако гипотеза превращения видов более согласуется со здравым смыслом, чем гипотеза творения: постоянно наблюдаются некоторые изменения растений и животных. Семя, например, превращается в дерево, причем с такой постепенностью, что нет момента, когда можно было бы сказать: теперь семя прекратило свое существование. И мы имеем перед собой уже дерево. “Рассматривая вещи всегда скорее с точки зрения статической, чем динамической, люди обыкновенно не могут себе представить, чтобы путем малых приращений и изменений могло произойти с течением времени любое превращение... Тем не менее, мы имеем много примеров тому, как путем совершенно незаметных градаций можно перейти от одной формы к форме, коренным образом от нее отличающейся”. Сопоставляя гипотезу сотворения видов и гипотезу развития, Г. Спенсер спрашивал: “Более ли вероятно, что мы должны допустить десять миллионов специальных творческих актов, или же мы должны принять, что десять миллионов разновидностей произошли путем непрерывного изменения, благодаря изменениям во внешних условиях, тем более, что разновидности, несомненно, и теперь возникают?”. Используя в дальнейшем дарвиновскую теорию естественного отбора, он дополнял ее новыми соображениями. Г. Спенсер провозглашал и обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы. С его точки зрения, в основе всеобщей эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности. “Формула эволюции, по его мнению, такова: дифференциация и интеграция материи и движения, происходящие согласно механическим законам направления движения по линии наименьшего сопротивления и группировки. Составными частями спенсеровской трактовки развития были идея сводимости высших форм движения материи к низшим (социальной к биологической, биологической – к физической и химической), а также теория равновесия. Главные недостатки понимания Г. Спенсером всеобщего развития: 1) исключительно постепенный характер эволюции и 2) внешний источник изменения и развития материальных систем.
В современной литературе порой неточно оценивается эта концепция развития. Утверждается, будто основной ее недостаток – отрицание скачков. В некоторых учебниках по философии, например, говорится, что в этой концепции отрицаются качественные скачки и переходы, признаются только количественные изменения, движение рассматривается как простое повторение пройденного. Но, как видно из приведенных суждений Г. Спенсера, он не отвергал переходов “от одной формы к форме, коренным образом от нее отличающейся”. В противном случае это не была бы концепция развития, включающего в себя (как неотъемлемую часть) связи, переходы качеств. Уяснению этого вопроса помогает сопоставление взглядов Г. Спенсера и Ч. Дарвина. Ч. Дарвин, как и Г. Спенсер, заявлял, что “природа скачков не делает”. Мы же отводим упрек в плоском эволюционизме в адрес Ч. Дарвина, поскольку у него один вид переходит в другой, одно качество – в другое; поскольку такой переходим признавался, постольку по определению понятия скачка в диалектике (как перехода одного качества в другое независимо от того, постепенно или взрывообразно он совершается), его концепция фактически, а не на словах, оказывается совместимой с признанием скачков. Отличие позиции Ч. Дарвина от концепции Г. Спенсера в другом. Прежде всего, Ч. Дарвин не отрицал наличия изменений, названных позже мутациями; он лишь отводил им незначительное место в эволюции живых форм. Г. Спенсер же не признавал их в органическом мире, более того, абсолютизировал частнонаучное представление, утверждая плоский эволюционизм (градуализм) как общее понимание мира. Но более существенно то, что в противоположность Г. Спенсеру Ч. Дарвин видел главный источник развития живых форм во внутренних противоречиях, в естественном отборе, в динамике противоположных сторон – наследственности и изменчивости. Этот аспект дарвиновского учения потенциально содержал в себе ключ к пониманию и постепенных и быстрых новообразований; концепция же Г. Спенсера ограничивалась признанием приспособляемости живых форм к внешним факторам, изменения которых считались только постепенными. Основной недостаток такой концепции – не в отрицании скачков вообще, а в отрицании скачков взрывообразного типа, каковыми являются в живой природе мутации, а в социальной действительности – политические революции. Лишь в этом смысле спенсеровская концепция разрывала представление о развитии как единстве непрерывного и прерывного, “количественного” и “качественного”. Точнее же говорить о “плоскоэволюционистском”, градуалистском подходе к развитию, о “постспеновщине” в трактовке развития. [Вл. Даль следующим образом поясняет слово “постепенный”. “Постепенный – идущий степенями, по степеням, вверх и вниз; мало-помалу, помаленьку: порядком, мерно, одно за другим, без перескоку. Противоположность: вдруг, внезапно, сразу; прыжком; отрывочно, беспорядочно. Постепеновцы, постепенщина – не желающие никаких переворотов в обществе, управлении, а постепенных улучшений”]. Отмеченные два недостатка спенсеровской концепции были присущи взглядам многих других защитников идеи развития второй половины ХIХ – начала ХХ в., хотя многие из них включали своеобразные положения. Ф. Ле Дантек (1869–1917), к примеру, признавал борьбупротивоположностей одним из ведущих принципов объяснения мира. Однако источник движения у него составляли внешние противоречия.
Градуалистская трактовка развития стала приходить в более резкиепротиворечия с действительностью в первой четверти нашего столетия. Развертывалась научная революция в физике, еще с конца прошлоговека заявившая о себе открытием рештеновых лучей и явления радиоактивности. Важное значение для понимания характера движенияимела разработка квантовой теории. Был обнаружен качественно новыйуровень материи, вернее, ряд структурных уровней, образующих особую область – микромир, существенно отличающуюся по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В биологии былооткрыто явление естественного мутагенеза (1907), а затем и явлениеискусственного мугагенеза (вторая половина 20-х годов). Все это свидетельствовало о нередко взрывном характере развития природы, онедостаточности его плоскоэволюционистского понимания. Сама действительность все больше говорила в пользу диалектической кон цепции, главные принципы которой были угаданы еще Гегелем.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!