Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
16. Проблема языка в современной зарубежной и отечественной философии
Человек не существует изолированно от других людей, мира. Поэтому он проявляет свою внутреннюю личную жизнь, символизирует ее в подходящих для этого феноменах. Язык, труд, культура – все это формы символического бытия человека; они доступны не только своим творцам, но и всем тем, кто понимает их смысл. По мере исторического развития человек существенно наращивал масштабы своей символической деятельности, так что ныне впору говорить о символическом мире человека, его второй, неприродной родине (первая – это психика человека). В нашу ближайшую задачу входит философский анализ символического мира человека. И начнем мы этот анализ с языка, одной из важнейших составляющих символического мира человека. Философия символического мира человека является естественным продолжением философской антропологии человека. Энциклопедии дают самые различные определения языка, их даже не сотни, а тысячи. Язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как устная и письменная речевая деятельность. Структурным и единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Логику языка образует его синтаксис (грамматика), смыл языка есть его семантика, а практическое значение языка выступает как прагматика. Отметим еще раз, что язык есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека. Краткая историческая справка позволит нам глубже понять феномен языка. Мифологическое сознание не разделяет слова и именуемую ими реальность. Здесь, конечно же, большой простор для магии слова. Для философов античности одной из важнейших проблем был вопрос о соотношении имени и именуемой реальности. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, “не так, как нам заблагорассудится”, а по природе. Но что значит “по природе”? Для Платона имя прежде всего подражает сущности. Стоики полагали, что в языке человек подражает окружающему миру. Эпикурейцы предположили, что язык возник на основе непроизвольного выражения эмоций в звуке. Демокрит считал язык формой общественного договора. Античные философы прекрасно понимали, что есть связь между словом, образом, которое оно выражает, и объектом.
Христианские богословы считали, что способность языка дарована человеку Богом. В Ветхом Завете сказано, что Адам дал название всем живым существам. Язык включается в достаточно жесткие формы божественного мироздания.
В Новое бремя, в соответствии с общей установкой на мышление как сущность человеческого бытия, язык подвергают проясняющему его содержание логическому анализу. Язык выражает понятия, и он сам является средством мышления. Делаются попытки построить универсальный язык, к которому можно было бы свести другие языки. Усилия Лейбница в этом направлении позволили наметить пути выработки математической логики. Теперь уже весьма редко считают, что звучание слова должно иметь что-то общее с его предметным значением. Слова рассматриваются как знаки предметов или их психических образов.
В начале ХIХ в. философия языка продуктивно разрабатывается немецким философом и лингвистом В. Гумбольдтом. Язык понимается им как непрерывное духовное творчество. “...Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык”. Язык – “живой организм”, источник и почва духовной деятельности. По отношению к субъекту язык обладает самостоятельностью. Значительно позднее, в середине ХХ в., мысль о самостоятельности языка получит парадоксальную формулировку у М. Хайдеггера: не человек говорит, а язык говорит человеку.
Для Э. Кассирера язык есть символическая форма саморазвертывания духа, но в качестве таковой он отличается от духа и выступает как самостоятельное бытие. Идея о различии языка и психики получит впоследствии многочисленные подтверждения. На интуитивном уровне она фиксируется выражениями типа: “Знаю, но не могу выразить”. Хорошо известно, что самым красноречивым ораторам не удается в слове выразить все богатство своей духовной жизни.
В неопозитивизме язык подвергается тщательно подготовленной яростной Логической атаке. По Расселу, подобно тому как планеты не знают, что они движутся по законам Кеплера, так и многие люди, употребляя слова, не знают их значений. Точность в слове – это практически недостижимый идеал, но к нему нужно стремиться неуклонно. В неопозитивизме язык стал наиболее важным предметом философского исследования, которое призвано устранить несовершенство естественного языка. С этой целью используется логика. Считается, что применение логики и других формализованных средств к анализу естественного языка не нарушает его жизненность. Но выяснилось, что этот путь далеко не так безобиден, как кажется. В программе верификационизма (проверки истинности предположений) все казалось достаточно ясным. Истинность предположений можно проверить. Естественный язык можно представить как совокупность предложений. Бессмысленные предложения элиминируются из контекста языка. Есть предметы и процессы, им соответствуют слова, связанные в предложения. Но когерентная концепция истины вносит существенные коррективы в обрисованную картину. Слова обладают смыслом в контексте системы слов, т.е. в контексте языка как целого. Мы не поймем смысл слова “необходимость” без понимания смысла слов “причина” и “следствие”, но значения слов “причина” и “следствие” также ориентируется на смысл некоторых других слов.
Прагматическая концепция истины вносит в картину языка дополнительные черты. Истина выясняется в процессе практики; соответственно смысл слова выясняется в процессе его применения. Витгенштейн, глубоко продумавший это обстоятельство, считает, что философия должна предохранять от неправильного употребления слов. Говорение, по позднему Витгенштейну, есть форма жизни, деятельности. “Значение слова – это его употребление в языке”. Но употребление может быть самым различным, а значит, слово “должно иметь целую семью значений”. Всякий раз говорение выступает как новая игра по выяснению новых значений слов. Что слово обладает не одним, а многими значениями, хорошо известно из словарей. Русский философ и математик В.В. Налимов предложил объяснять значения языковых конструкций некоторыми функциями вероятности, которые описывают, с какой долей вероятности используется то или иное значение слова. Такое вроде бы простое предложение позволяет объяснить многие лингвистические факты. Известно, что, обучаясь иностранному языку, легче заговорить на нем, чем научиться понимать других, а среди последних – легче понимать тех, которые знают не больше тебя. Ясно, почему так происходит. Чтобы говорить на языке, достаточно знать главные, часто используемые значения слов. Для понимания других надо уже знать все те значения слов, которые использует собеседник, но это чаще всего имеет место тогда, когда собеседник ориентируется в языке не лучше тебя. Поэтому отнюдь не случайно студент, изучающий, к примеру, английский язык, понимает студентов группы, в которой он обучается, лучше, чем педагога, преподающего в группе английский язык; соответственно часто студент понимает своего педагога лучше, чем коренного жителя Англии. Синонимичность слов объясняет многие шутки, основанные на неоднозначном употреблении одного и того же слова.
Приведенный исторический обзор позволил нам ознакомиться с различными путями понимания языка. Он позволяет перейти к обобщениям. Прежде всего отметим, что язык обладает обозначающей функцией, его слова и предложения часто обозначают определенный предмет или процесс. Но реализацию этой функции не стоит упрощать. Поэт Мандельштам очень точно характеризует слово: “Живое слово не означает предмета, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело, и вокруг вещи слово блуждает свободно, как душа вокруг брошенного, но не забытого тела”. Человек не способен напрямую, простым кавалерийским наскоком обозначать предметы. Слово – это результат сложной внутренней жизни человека; что именно оно обозначает, выясняется лишь постепенно. Но в предметно-процессуальном мире все переплетено, поэтому то, что обозначается словом, оказывается многозначным, а само слово соответственно полиморфным.
Язык есть выражение, символизация внутренней, духовной жизни человека. Это опять же верно, но и эту черту языка не следует понимать упрощенно. Дело в том, что для каждого человека язык уже предзадан обществом, и оно диктует условия реализации акта говорения (или написания). Говорение есть превращение возможности в деятельность, но при условиях, которые задаются определенностью используемого языка. Говорение есть обращение субъекта к другим субъектам, они-то и определяют условия говорения и писания в форме принятого данным сообществом языка. Для субъекта язык задан как априорная структура, которой он волен распорядиться, но отменить ее он не может. Таким образом, язык есть символизация внутреннего духовного мира людей в особой форме – индивидуально-общественной. Благодаря этой форме осуществляется коммуникация между субъектами.
Язык обладает общественной природой. Это, строго говоря, означает одно: каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая, естественно, диктует некоторые ограничения. Каковы эти ограничения, зависит от особенностей используемого языка. Чтобы эти ограничения не были чрезмерными, принятые в естественных языках номы являются достаточно мягкими, мобильными. Уже отсюда ясно, что представляющаяся столь уместной борьба с неопределенностью языковых выражений не должна доводиться до превращения языка в излишне жесткую структуру.
Еще одна тема философии языка – это его живость, жизненность. Не случайно Мандельштам употреблял выражение “живое слово”. Естественный язык символизирует все стороны духовной жизни человека, от чувственно-познавательных до чувственно-эмоциональных, от мыслительных до эйдетических. Богатство, разнообразие языка есть прямое продолжение богатства психологической жизни человека. Пушкин по праву утверждал: “И чувства добрые я лирой пробуждал”. Вот именно, язык пробуждает не только мысли, но и чувства, и эйдосы. Кстати, обратите внимание на очень точное выражение Пушкина “пробуждал” (возбуждал). Посредством языка один субъект возбуждает в другом импульсы его духовной жизни. Желание говорящего очевидно – имеющий уши да услышит. Но услышит ли? Например, не любящий любящего?
17. Язык и общение, язык и социальное развитие
Одна из важнейших функций естественного языка – коммуникация. Языковая коммуникация предполагает: установление контакта между лицами, побуждение говорящим своего партнера к слушанию, способность взаимопонимания. Как известно, процесс языковой коммуникации весьма сложен.
Сущность языка выявляемся в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык – это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняем роль механизма социальной наследственности. Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное.)
Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных звуках, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора – в чертежах, математика – в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык – универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Так, невозможно, минуя язык, “перевести” музыкальное произведение, скажем в математические форму. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.
Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. “Кто ясно думает, тот ясно и говорит”, –гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.
Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по себе она нематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение “люди обмениваются мыслями посредством речи” не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознаваемо, что ими выражается, – мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего. “...Одно и то же нравоучительное изречение в устах юноши, понимающего его совершен но правильно, не имеет [для него] той значимости и широты, которые оно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа; для последнего этот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречении содержания”. Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающего возникают (в силу закрепленного при обучении языку за определенным словом соответствующего образа – значения) представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип общения носит название принципа намекания, согласно которому мысль не передается в речи, а лишь индуцируется (как бы возбуждается) в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории, в которых принципиально отвергается возможность полного взаимного понимания общающихся.
Обращаясь к другим людям, говорящий не просто сообщает им свои мысли и чувства, он побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий и т.д. Слово – великая сила. Острое слово – единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее. И мы порой незнаем, какие роковые последствия скрываются в наших словах. Вспомним слова знаменитого Эзопа: язык – это самое хорошее и самое плохое на свете – с помощью языка мы думаем, общаемся, делимся горем и радостью, несем людям добро, но с его помощью мы приносим людям зло. Он есть орудие, которым можно ранить и даже убить. По образному выражению Г. Гейне, подобно тому как пущенная стрела, расставшись с тетивой, выходит из-под власти стрелка, так и слово, слетевшее с уст, уже не принадлежит сказавшему его.
18. Проблема метода в отечественной и зарубежной философии
Понятие метод (от греч. слова “методос” - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает “учение о методах” (ибо происходит этот термин от греч. слов: “методос” - метод и “логос” - учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
Метафизика - это способ мышления противоположный диалектическому. Метафизика как метод имеет ряд своих принципов:
1) истина принимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс, не дитя своего времени;
2) утверждается, что все стороны познаваемого мира абсолютны;
3) признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно:
4) все объекты рассматриваются вне связи друг с другом.
Термин “метафизика” относится к I в. до н.э. Им обозначали ту часть философского наследия Аристотеля, которая шла после физики. В философии Средневековья метафизика служила теологии как ее теоретико-философское основание. В XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) метафизика выступала в тесной связи с естественно-научным и гуманитарным знанием. Эта связь была прервана в ХVIII в. В Новое время метафизика понимается как антидиалектика, как способ мышления рутинный, односторонний (вещи неизменны и независимы друг от друга. Термин “метафизика” как антидиалектика впервые употребил Г. Гегель. Метафизика как способ мышления был связан с состоянием наук (неразвитость в XIV - XVIII вв.), а также ограниченностью самого процесса познания того времени.
Диалектика есть общая теория развития‚ учение о развитии и связях бытия. Она исследует причины развития. его механизм и направления. При изучении связей диалектика акцентирует внимание на связях всеобщих, устойчивых. повторяющихся, необходимых. Слово “диалектика” впервые применил Сократ, обозначавший им свой метод философствования. Диалектику Сократ любил сравнивать с майевтикой, так как диалектика - такой способ рассуждений‚ в результате которого вскрываются внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении отбрасываются мнения, которые ведут к противоречивым следствиям. Это позволяет выявить те мнения, которые ведут к знанию, истине. Таким образом и осуществляется “родовспоможение” или помощь рождению истины. Сократ полагает, что пробуждая в других стремление к истине, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты. Но еще ранее, чем появилось само слово “диалектика” и значение его как метода философии, начала складываться диалектическая теория в философии античности. Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, становления. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребил Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать противоположности в развитии действительности, т.е. как учение о развитии через противоречие. Однако сам Гегель оказался в парадоксальной ситуации. Доказав универсальность диалектического принципа - принципа развития, раскрыв его всеобщий механизм и источник - возникновение и борьбу противоположностей, он вместе с тем отрицал развитие в природе. У Гегеля природа не развивается, а лишь разнообразится. Тем временем идея развития прочно утвердилась в естествознании. Открытия клеточного строения органического вещества, закона сохранения и превращения энергии, эволюционной теории Дарвина полностью подтвердили выдвинутые философией предположения о всеобщности развития всех сфер универсума. Диалектика стала пониматься как учение о всеобщей связи и развитии. И если десятки специальных наук изучают многочисленные процессы возникновения и разрушения от химических соединений до организмов и государств, и ни одна из них не может ответить на вопрос о характере изменений и развития универсума в целом, то диалектика имеет своим предметом именно универсальные всеобщие закономерности, охватывающие природу, общество и мышление. диалектика понимается как учение “о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления”, “учение о развитии в его наиболее полном, глубокому свободном от односторонностей виде”. Центральной проблемой диалектики является проблема развития. Современная диалектика оформлялась на основе обобщения огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего человеческого познания, на данные истории и достижения современного научно-технического прогресса. Само развитие не есть элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения и не может быть изображено так движение от структуры с n количеством элементов к структуре с n + 1 или n - 1 элементов. В процессе развития элементы могут возникать и исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные, качественные изменения. Существуют три типа подобных изменений:
– переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности - так называемое одноплоскостное развитие,
– переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности - регрессивное развитие,
– переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности - прогрессивное развитие.
Суть принципа развития может быть выражена в следующем: как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменении, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую стадию. Развитие материи и сознания. взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, восхождение от низшего к высшему. Оно есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад. Однако в целом - это движение от форм простых к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным. В отличие от движения как изменения вообще развитие должно быть понято как самодвижение. т.е. как такой процесс, источники которого были заложены в самом развивающемся предмете. Развитие возникает в результате борьбы противоположностей как друг друга обуславливающих и друг друга отрицающих крайностей. другим отличительным признаком развития является то, что развитие в отличие от движения выступает как необратимый, направленный закономерный процесс изменений. Всеобщая универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов должна найти свое адекватное отражение во взаимодействии человеческих понятий.
19. Единство и различие логических и исторических методов познания и действия
В целом ряде наук речь идет о познании не просто сложных и сверхсложных систем, но систем к тому же исторически развивающихся. Так обстоит дело в геологии, биологии, астрономии и, конечно, в науках об обществе. Знание истории изучаемого объекта не только придает любым выводам солидность и достоверность, но и позволяет понять тенденции дальнейшего развития, заглянуть в будущее. Короче говоря, пользуясь историческим методом, мы восстанавливаем “генеалогическое дерево” объекта, добираясь до его корней. Для всех наук, изучающих исторически развивающиеся системы (эволюционная биология, историческая геология, история общества, языкознание и т.д.), в связи с этим незаменимым оказывается исторический метод исследования, то есть такой метод, который отражает реальную историю объекта в ее конкретном многообразии, выявляет наиболее значимые факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его эволюции. Необходимо различать исторический метод и принцип историзма, хотя они между собой неразрывно связаны и представляют, по существу, гносеологический и онтологический аспекты одних и тех же понятий: метод показывает пути изучения, а принципы представляют собой выводы об объективных характеристиках предмета, следующие из этого изучения. В свою очередь, уже “добытые” принципы выступают в качестве предпосылок дальнейшего познания. Одной из таких предпосылок исторического познания и выступает принцип историзма. Он включает в себя, с одной стороны, понимание развития как смены ряда эталон, каждый из которых рассматривается относительно завершенным, устойчивым и сопоставимым с другими этапами развития. С другой стороны, сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной и той же системы и это сохранение элементов общности и преемственности позволяет выявить целостность изучаемого явления. Таким образом, уже в принципе историзма, равно как и в историческом методе в целом, заложена потребность и возможность перехода к теоретическому, логическому осмыслению изучаемого процесса. Действительно, вряд ли кто будет настаивать на том, что историю общества можно сводить к перечислению того, что происходило в прошлом. Выясняя “что? где? когда?”, историк неизбежно задумывается над логикой обнаруженного, начинает понимать недостаточность исторического метода при всей его необходимости. Историческое должно дополниться логическим, найти в нем свое теоретическое завершение. Этому служит логический метод, который в сущности своей является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей, то есть отражением исторического процесса в абстрактной и теоретической форме. В связи с проблемой соотношения между историческим и логическим методами хотелось бы предостеречь от ее возможного упрощения, а следовательно, и огрубления. Иногда считают, что теория может быть только абстрактной, а история – только конкретной. Тем самым фактически отождествляют исторический метод с эмпирическим описанием и только логическому методу придают статус теоретического. В действительности же они взаимопроникают друг в друга, в связи с чем возникает возможность и целесообразность формирования “стыковых” научных дисциплин (теоретической истории, исторической экологии и т.п.).
Проблема “исторического и логического” имеет комплексный характер, распадается на несколько проблем или аспектов, сторон. Одни философы выделяют в ней четыре составляющие: 1) соотношение логической последовательности в построении теории изучаемого развивающегося объекта и этапов его истории; 2) соотношение логического построения теории объекта и исторических приемов его исследования; 3) соотношение логического метода построения теории объекта с историей учений об этом объекте и имевших в прошлом место попыток создания такой подлинно научной теории; 4) соотношение способа исследования и способа изложения материала. С точки зрения других ученых, данная проблема имеет три аспекта. Аспект I – соотношение между историческим и логическим как соотношение между объективной реальностью и ее отражением в сознании человека. Аспект II – соотношение исторического и логического в самой объективной действительности. Здесь, в свою очередь, два угла зрения: а) логическое понимается как объективная логика развития объекта; “логическое” идентично закономерному, сущности объекта, а “историческое” – объективной истории, конкретной форме объективной закономерности развития, б) логическое понимается как результат объективного развития, как структура “ставшего”, существующего в данное время объекта, а историческое – как сам генезис, само развитие объекта. Аспект III – соотношение исторического и логического в процессе познания. Здесь возможны, по крайней мере, три плоскости анализа: а) соотношение исторического и логического как соотношение между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования в собственно историческом познании; б) соотношение исторического и логического как соотношение между познанием генезиса объекта и познанием структуры функционирующего объекта на современном этапе его развития; в) соотношение исторического и логического как соотношение между познанием данной структуры объекта в истории науки и на современном уровне. Сопоставление данных точек зрения показывает почти полную совпадаем ость позиций философов по поводу многогранности проблемы исторического и логического и ее составных частей. Мы же выделим сейчас несколько главных моментов этого решения. Прежде всего обращает на себя внимание специфичность понятий “историческое” и “логическое” в зависимости от характера проблемы (ее “аспекта”, “среза”, “угла зрения”). Так, логическое выступает и как объективная закономерность развития объекта, и как отражение логики объекта субъектом познания в теории истории, и как теоретическое и эмпирическое, взятое в соотнесении с объективной реальностью, и как теоретическое воспроизведение структуры современного состояния объекта. Соотношение логического и исторического в разных аспектах также не одинаково: оно либо имеет свои акценты, либо в одном аспекте оказывается по существу иным, чем в другом. Так, если брать историческое и логическое как соотношение между объективной реальностью и ее отражением в сознании человека, то оно будет полностью определяться материалистическим решением основного вопроса философии; иначе говоря, здесь должна раскрываться материалистическая мировоззренческая ориентация в противоположность идеализму, например, объективному идеализму Гегеля. Если взять историческое и логическое как объективную конкретную историю и объективную закономерность, то их соотношение будет подчинено диалектике общего и отдельного, сущности и форм ее проявления. Выделенные ранее стороны, аспекты проблемы соотношения исторического и логического тесно связаны друг с другом. Аспект, обозначенный как соотношение между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования, в собственно историческом познании предполагает для своего научного решения рассмотрение проблемы в плоскости объективной реальности (общая закономерность и ее конкретные формы). В то же время уровневый” аспект проблемы выступает предпосылкой для выяснения соотношения между познанием в истории науки и на данном этапе ее развития. Все многообразие сторон проблемы объединяется в одно целое основополагающим, центральным аспектом, именно тем, который непосредственно связан с основным вопросом философии. Какой бы аспект (или составная часть) общей проблемы соотношения исторического и логического не рассматривался, недооценка какой-либо одной из сторон этого соотношения недопустима. Весьма распространена, например, недооценка исторического при его сопоставлении с логически-материальным. Например, сколь бы ни была важна общая логика капиталистического развития, она не только не исключает, а, наоборот, предполагает анализ истории отдельных буржуазных стран, их экономики, политических движений и т.п. Рассматривая вопрос о соотношении исторического и логического в общественном развитии, М.Н. Грецкий отмечает некорректность представления, будто логическое как общий, или ”магистральный” ход истории проявляется в многообразном, конкретно-историческом. Такое представление, отмечает он, влечет за собой чрезмерное сближение с гегелевской концепцией, согласно которой логическое начало “эзотерически” скрыто внутри реальной истории и является ее подлинной движущей силой, проявляющейся в виде многообразных конкретных форм и действий. Такое представление, даже переосмысленное материалистически (вместо “разума” – объективная закономерность), означало бы, как он отмечает, в лучшем случае вместо теологического фаталистическое понимание истории. Историческое первично потому, что единообразное логическое складывается из многообразного исторического, ибо логическое представляет собой результат, а точнее – цепочку результатов человеческой деятельности. В этих суждениях содержится важное общее решение проблемы “историческое и логическое” в соответствующем аспекте. Одно лишь уточнение: нецелесообразно при этом применять термин первичное. Когда указывается на “первичность” (как, к примеру, в случае с вопросом о соотношении духа и природы), то подразумевается существование одного из двух явлений до и независимо от второго и производность второго от первого. Между тем в нашем случае ни логическое не существует до исторического, ни историческое до логического. Они даны одновременно, в неразрывном своем единстве. Иное дело – отношение соподчиненности в рамках одновременной данности: историческое является определяющим в отношении логического в одном (отмеченном М.Н. Грецким) плане, но в другом, наоборот, логическое (как более глубокая сущность) является ведущим по отношению к историческому. Так что не следует смешивать субординационные отношения с отношениями порождающего характера. Разграничение исторического и логического в данном аспекте не должно вести ни к абсолютизации логического, ни к преувеличению значимости исторического, к выводу, будто историческое, а не логическое первопланово и в научном познании общественного развития. Разграничение логического и исторического, как верно подчеркивает М.Н. Грецкий, лишь первый, “рассудочный” момент. В целом же история может быть понята лишь как диалектическое единство исторического и логического. Важное значение в научном познании имеет та грань проблемы исторического и логического, которая выражена в соотношении теории объекта на данной стадии его развития (“логического”) и фактической истории этого объекта (“исторического” как самодвижения самого объекта). Историческое здесь способно задать общее направление в развертывании логического, так как зрелый объект есть результат исторического развития и содержит в себе в “снятом” виде это историческое. Основные этапы (или звенья) исторического становятся предпосылкой для создания категориального каркаса теории объекта, развертывающей свое содержание от простого к сложному, от абстрактного к мысленно конкретному. На примере теоретического анализа экономической системы капитализма К. Маркс показал, что историческое не должно быть все же доминирующим при постижении сущности ставшей системы. Он писал, что недопустимым и ошибочным было бы брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, в котором они стоят друг к другу в современном буржуазном обществе, причем это отношение прямо противоположно тому, которое представляется естественным или соответствующим последовательности исторического развития. К примеру, земельная рента (аналогично обстоит дело с категориями “деньги”, “торговый капитал” и т.п.). В средневековье господствовала феодальная земельная рента; она исторически предшествовала капиталу, затем трансформировалась в буржуазную земельную ренту. Но на основании этой исторической последовательности К. Маркс считал невозможным строить последовательность логическую таким образом, чтобы категория “земельная рента” рассматривалась ранее категории “капитал”. При структурно-логическом анализе зрелого объекта последовательность изучения данных сторон, по существу, иная – от капитала к земельной ренте, ибо только через понимание этого господствующего в буржуазном обществе отношения (капитала) возможно понять сущность капиталистической земельной ренты. В этой последней феодальная земельная рента сохранена лишь в “снятом” виде. Итак, если в “историческом” исследовании (т.е. при историческом описании или теории истории объекта) сначала идет рента, то в “логическом” – капитал. В приведенном выше положении К. Маркса подчеркнута ведущая роль логического по отношению к историческому при исследовании структуры уже ставшего, функционирующего в данное время объекта.
21. Специфика постановки и решения проблемы свободы в отечественной и зарубежной философии
Что такое свобода? В философии под свободой понимается определенная сторона взаимоотношений, характеризуемая отсутствием связи между объектами. Всякое отношение представляет собой взаимосвязь двух сторон или объектов, которые обладают самостоятельным существованием и в то же время взаимно определяют друг друга. Свобода есть взаимная обособленность двух сторон, выступающая обратной стороной связи. Связь – зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Высокоинтенсивная, тесная, жесткая связь означает минимум свободы. Независимость, обособленность одного предмета от другого – это максимум свободы. Чем больше связей, тем больше зависимостей, тем меньше свободы. Поскольку не существует явлений, не связанных с другими явлениями, постольку свобода всегда относительна. Еще Демокрит (ок. 460 г. до н.э.) утверждал: “Человек вне связей недоступен подчиняющей внешней необходимости, а потому свободен”. Но человек неразрывно связан с природой и обществом, и потому французский мыслитель Гольбах с полным основанием мог утверждать: “Человек не свободен ни одну минуту своей жизни”.
Существует внутренняя и внешняя детерминация свободы. Внешняя детерминация степени свободы обусловлена закономерностями природы и общества. Поведение человека несвободно постольку, поскольку оно ограничено природными условиями и регламентировано жесткими социальными нормами. В условиях постоянной опасности погибнуть от голода, хищников, стихийных бедствий человек несвободен. Опыт взаимодействия с природой, полученный в борьбе за выживание, фиксировался в жестких нормах цивилизационных ограничений, требующих неукоснительного, строго определенного порядка действий. Каждое конкретное событие, действие, предмет, созданный человеком, имели для него лишь одно, строго определенное значение, а поведение – одну версию. Когда человек преодолевает границу адаптивного принуждения, обусловленного борьбой за выживание, возникает некоторое пространство для свободной деятельности, где возможно творчество, культурная изменяемость форм и смыслов.
В истории человечества жесткая, отлаженная система регуляции поведения индивида, взаимоотношений личности и общества постепенно сменялась либерализацией общественных отношений, нарастанием личной свободы и формированием благоприятных условий для культурного творчества. Но человек, относительно свободный от внешней необходимости, подчиняет свои действия влиянию собственной мотивации. Свобода от реакций на «мир» и от оппортунистических приспособлений к “миру” есть великое завоевание духа, подчеркивал Н.А. Бердяев. Она является неотъемлемым условием исторического творчества. Гражданское общество, вытесняющее тоталитарную власть государства над личностью, обусловливает рост субъективности общества, расширяет возможности влияния личности на исторический процесс.
Существуют ли объективные критерии, позволяющие определить роль личности в истории? Традиционно в поле зрения историков оставались либо значительные исторические события, либо “герои”, выдающиеся личности – участники таких событий. Что же касается обычных людей, вовлеченных в исторический процесс, то они рассматривались лишь как некая “масса” индивидов, совокупные действия которых рождали исторические факты. Можно, однако, утверждать, что каждый человек оказывает свое влияние на общественно-политическую ситуацию и ответствен за нее. Истоки этого влияния коренятся в личностных особенностях , проявляющихся в социальных действиях.
Под социальным действием понимается не всякое действие, а лишь то, которому присущи осознанность целей и условий их реализации, взаимосвязь с действиями других людей, учет их интересов и потребностей, самооценка своих действий и ориентация на оценки своего поведения окружающими. Поэтому социальное действие неотделимо от взаимосвязи людей в обществе, является его важнейшей формой. “Человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо, – писал А. Платонов. – Больно одному – больно всем. Умирает один – умирают все”. Каждый человек действует сообразно своему индивидуальному набору ценностных ориентаций. Один стремится властвовать, другой – подчиняться деспоту, один стремится к успеху и престижу, другой вынашивает аскетические идеалы, отмечает современный американский философ Э. Фромм. Он называет два основных способа человеческого существования: обладание и бытие и подчеркивает разрушительные последствия принципа обладания в жизни личности и общества. Существенное значение имеет и то, в какой мере действия личности отвечают потребностям общества, как они соотносятся с интересами других людей.
Влияние личности на исторический процесс пропорционально социальной значимости его личностной роли. Безусловно, неравносильными при прочих равных условиях являются влияние лидера общественно-политического движения или крупного государственного деятеля, с одной стороны, и рядового функционера – с другой. Но нельзя не учитывать и то, как поведет себя человек в конкретной исторической ситуации, какой он сделает выбор, какие способности станет развивать. Все это зависит от его свободного выбора. А этот выбор определит и его влияние на его ближайшее окружение и в конечном счете на общество в целом. Разница в функциях, роде деятельности определит силу этого воздействия, а моральные качества – его позитивную или негативную направленность.
Имеют значение и волевые качества и способности личности. Раздвоенность и нерешительность, страх и мстительность, чувство своей несчастности или неполноценности, обида и дурное настроение – все эти волевые качества роковым образом сказываются на социальных действиях личности, ее роли в историческом процессе.
Аналогичным образом сказываются и способности личности. Бердяев писал: “Человек создан Творцом гениальным (не непременно гением), и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели и всякую оглядку на других”. Массовое сознание зачастую наделяет выдающихся политических или военных деятелей чрезвычайными качествами – интеллектом, волей, способностями, знаниями, талантом и даже гениальностью. И это не случайно. Роль коррелируется с личностными качествами, но далеко не всегда. Бывает так, что на поверхность исторических событий всплывает посредственный и смешной персонаж, которому, по выражению Маркса, предстоит играть роль героя. Несоответствие между притязаниями личности и ее возможностями чаще всего выражается в авторитарном поведении, в стремлении подчинить себе всех и вся, используя для этого любые средства. Отличительные особенности разума, воли, переживаний индивида проявляются в зависимости от ценностных ориентаций личности. Именно ценности как представления об идеале, желаемом, нормативно одобряемом опосредуют свободный выбор человека. Роль личности в истории может быть и незначительной, и огромной. Г.В. Плеханов писал: “Великий человек...герой. Не в том смысле, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом – все его значение, в этом – вся его сила. Но это – колоссальное значение, страшная сила”.
Общество и его институты создают относительно равные условия свободы в соответствии с принадлежностью людей к различным социальным группам. Чем демократичнее общество, тем больше равенства в предоставлении людям их гражданских прав и свобод. Эрих Фромм отмечает, что человеческое бытие принципиально свободно, ничем не сковано. Это, однако, не означает, что все люди одинаково свободны. Существует не только внешняя, но и внутренняя детерминация свободы. Люди не только стремятся к свободе, но и бегут от нее. Главными формами бегства от свободы Фромм называет подчинение вождю в тоталитарных режимах и конформизм (подражательное поведение) – в демократиях. Но в человеке скрыты как истоки созидания, так и истоки разрушительства, деструктивности, ненависти и авторитарности. Свое бессилие перед жизнью он может выражать в разрушительных, деструктивных действиях. Поэтому существует опасность превращения свободы в фактор нестабильности и дезорганизации общества. Создание системы гражданско-правовой регуляции отношений личности и общества направлено на установление разумного баланса между свободой личности и интересами общества. Кант определял право как “совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого сточки зрения всеобщего закона свободы”. Любая самоорганизующаяся социальная система обладает соответствующей ей системой частных свобод. Это – предпосылка цивилизационных основ жизни личности и одна из ценностей человеческой жизни.
22. Свобода и справедливость, проблема их гармонизации
Здесь необходимо в первую очередь сказать о гуманизме. Гуманизм – это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании достойных человека условий жизни. Как идейное течение гуманизм складывается в эпоху Возрождения (IV–VI вв.). В этот период гуманизм является идеологией прогрессивной буржуазии, боровшейся против феодализма и теологических взглядов Средневековья. Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, право человека на наслаждения и удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения – Ф. Петрарка, А. Данте, Д. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, Д. Бруно, Ф. Рабле, М. Монтень, Н. Коперник, В. Шекспир, Ф. Бэкон и др. – сыграли важную роль в формировании нового гражданского мировоззрения. Человек – главная фигура общества и его истории. Из этого мы должны исходить, когда рассматриваем гуманистические традиции в истории общества. Человек имеет много измерений, но самое главное – это осознание свободы. Свобода человека означает его независимость и раскрепощенность, с одной стороны, от природной, с Другой стороны, от социальной зависимости. Именно потребность в сохранении свободы заставляет человека объединяться, потому что только объединенные усилия людей позволяют человеку противостоять царству слепой необходимости, природе. Воздействуя на природу, человек начинает использовать ее для себя, расширяя свой крохотный островок свободы. Проблема свободы тесно связана с проблемой справедливости. Справедливость – морально-нравственная категория, связанная с исторически меняющимися представлениями о правах человека. Идеи гуманизма были заложены в систему традиций человеческого общения и имеют свою многовековую историю. На Руси были фамильные династии ученых, политиков, военных деятелей, промышленников. От старшего поколения к младшему передавались не только профессиональное мастерство, но и нормы поведения, определенные нравственные установки. Содержанием общечеловеческих ценностей является знание языка, литературы, умение разбираться в живописи, искусстве. Это способствует развитию гуманизма.
Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.
Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостного человека. Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, когда действительно человеческим признается не одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в противовес телесной, биологической. Образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке. Образ человека нового типа, несомненно, является идеалом, но идеалом жизненным, в определенной степени обуславливающим диалектику объективных и субъективных личностных сил общественного развития. Этот идеал целостного человека в определенной степени объектирован в результатах материальной и культурной деятельности.
24. Гносеологическая проблематика отечественной и зарубежной философии
Проблемы, связанные с познанием мира человеком центральные в любом философском учении. Наиболее актуальными из них являются: проблема возможностей познания мира человеком, анализ сущности его познавательной деятельности, проблемы истинности знаний и проверки их достоверности, соотношения знания и ценности, а также знания, понимания, и значения знания. Философы также уделяют большое внимание методам познания, исследовательским процедурам, логике познавательной деятельности. Эта проблематика оставалась традиционной для всей истории развития философии. Уже в философии античной Греции были представлены практически все проблемы познания и подходы к их решению, которые затем углублялись и развивались на протяжении веков. Одно из значимых направлений осмысления познания было заложено философией Сократа, который считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеческому разуму и поэтому проблема познания сводится к проблеме самопознания. Задача философствования – познать самого себя, нахождение решения которой означает, что человек овладел искусством жить. Это искусство постигается человеком в процессе овладения им диалектикой, как методом спора с самим собой, позволяющим выявить внутренние противоречия в собственных воззрениях. На этой основе Сократ делает вывод о том, что нравственные нормы, помогающие человеку жить, обосновываются разумом, добродетельная жизнь предполагает знание человеком что такое добро и как действовать согласно этому знанию. В истории античной философии известна также концепция познания Платона, который считал, что источник познания – это воспоминания бессмертной души человека о мере идей, в котором она существовала до ее “переселения” в тело человека. Чувственно воспринимаемые человеком вещи и их свойства, будь то тепло или холод, вкус или цвет, протяженность или вес могут быть понять только на уровне мнения познающего человека, и это мнение отнюдь не может претендовать на истину. Выделив “мир идей” как особый объект познания, Платон тем самым создал предпосылки для познания идеальных предметов, на основе чего разрабатывается методология рационального мышления или логика, а затем и эпистемология, что в переводе с греческого означает “наука об истинном знании”. Третья линия в познании представлена в философии Демокрита, который считал, что душа человека является движущим началом и одновременно органом ощущения и мышления. Демокрит уделяет особое внимание проблемам восприятия мира человеком, подчеркивая, что в процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает хотя и “темным”, но все-таки знанием, играющим большую роль в познании. Только тогда, когда человек не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, он вынужден обращаться к разумному познанию. Таким образом, уже в античности складывается материалистическая концепция познания, включающая чувственное и рациональное познание как переход от наглядного образа к понятию. Особый вкладу в теорию познания внесла философия Аристотеля. Именно он сформулировал главные законы формальной логики (закон непротиворечивости мышления, закон тождества, закон исключенного третьего), которые были дополнены четвертым законом (законом достаточного основания) более чем через две тысячи лет немецким философом и ученым Г.В. Лейбницем. Заслуга Аристотеля заключается также систематизации всех современных ему знаний, и в том, что он первым произвел разделение философии на теоретическую, практическую и творческую. Теоретическая философия имеет своей целью получение знания и поэтому она неразрывно связана с математикой и физикой, которые раскрывают существо познания предметного мира. Практическая философия, по мысли Аристотеля, через анализ и решение проблем этики и политики раскрывает вопросы взаимодействия человека с гражданским обществом, а творческая философия с помощью риторики и поэтики позволяет понять существо самого человека, сделать его понятным другим и самому себе. Каждая из частей философии Аристотеля непрерывно связана с логикой, без нее никакое философствование невозможно. Строго логичная и систематизированная философская концепция Аристотеля оказала мощное воздействие на последующее развитие европейской философии, особенно философии средневековья, по существу заимствовавшую теорию познания, разработанную Аристотелем.
В Новое время европейская философия развивает практически все направления философского познания – сенсуалистическую, связанную с разработкой концепций эмпирического (опытного) знания, и рационалистическую концепцию, которая обосновывает роль и значение разума в познании мира; субъективно-идеалистическую концепцию познания, обратившую особое внимание на активную роль субъекта познания и заявившую. что “без субъекта нет объекта” и объективно-идеалистическую концепцию, в основе которой процесс познания связан с актом веры и рассматривается как божественное откровение тайн бытия избранным людям, ибо выдвигает на первый план в познании акт веры, предполагая, что истины науки, постигаемые разумом или чувствами значительно менее истинны, нежели “сверхразумное” откровение, получаемое непосредственно от бога. Однако, наибольшую известность в философии Нового времени получает агностицизм, как особое философское направление, отрицающее принципиальную возможность познания истинной сущности мира. Классическими представителями этой точки зрения были Девид Юм и Иммануил Кант. Английский философ Д. Юм считал, что каждый человек, познающий мир, имеет дело со своим опытом, за пределы которого он принципиально не в состоянии выйти. Поэтому человек, как субъект познания, не имеет возможности правильно оценить отношение между опытом человека и существующей без него объективной реальностью, а следовательно и не может знать об истинности или неистинности своего опыта, о его соответствии или несоответствии реальному миру. И. Кант, разделявший общие принципы концепции познания Д. Юма поставил для себя в качестве главной задачи – исследовать особенности внутреннего мира познающего субъекта, осуществить критический анализ его мышления. Он изучает способности людей к суждению, их умение строить умозаключения и делает важные выводы о том, что природа познания зависит от познавательных возможностей субъекта, что знание является синтезом опыта, полученного с помощью ощущений, и идеальных форм, названных Кантом априорными (доопытными) категориями рассудка. Поэтому мир для всех людей понимается таким, который соответствует формам восприятия н мышления, а значит и процесс познания видится Канту как творчески активный процесс, в котором центральное место занимает человек, а не существующий вне и независимо от человека мир. Человеком познается только мир явлений, мир сущностей закрыт для человечества, он находится за пределами человеческого разума, оставаясь “вещью в себе”.
В более поздние времена философы пытались смягчить общий вывод кантианской философии, разделившей мир на мир явлений и мир сущностей, первый из которых воспринимается человеком, а второй находится “поту сторону человеческого рассудка”. Была создана концепция конвенциального знания, в которой особо подчеркивается многозначность и неопределенность опытных знаний людей, позволяющая по-разному описывать и истолковывать одно и то же явление или один и тот же процесс, что само по себе достаточно очевидно. Однако, большинство исследователей, принимающих концепцию конвенциализма, затем делают вывод о неправомочности вопроса о познаваемости или непознаваемости мира. Поскольку он относится к числу неразрешимых “метафизических” проблем, которые современная философия давно уже не рассматривает, как устаревшие и принципиально неразрешимые.
Проблемы познания исследованы и философией диалектического материализма, в частности, в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Основу теории познания марксизма составляет признание общественно-исторической практики как начала познания и критерия истины и диалектико-материалистическая методология.
Современное научное представление о познании, включающее в себя в том числе и диалектико-материалистическую теорию познания, исходит из того, что существуют три главные сферы или три главные области познания: Мир природы – от космоса до субэлементарных частиц; мир социума (общества) как мир материальной и духовной культуры, который создан людьми в процессе предметной деятельности и общения; мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, интуиций и переживаний, эмоций и представлений.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!