Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по БЖД»

/ БЖД
Конспект, 

Оглавление

10. Возмещение ущерба пострадавшим при профессиональных заболеваниях и несчастных случаях.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, регулируется Гражданским кодексом РФ. 

Возмещение вреда потерпевшему включает: 

         выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части – в зависимости от степени утраты трудоспособности;

         компенсацию дополнительных расходов; » выплату единовременного пособия;

         возмещений морального вреда.

Рассмотрим более подробно каждую составляющую.

1. Определение размера возмещения вреда и исчисление заработка.

Размер возмещения вреда устанавливается потерпевшему в процентах к его заработку, который он получал до трудового увечья. Проценты соответствуют степени утраты им профессиональной трудоспособности, определяемой врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК). Одновременно ВТЭК устанавливает соответствующую группу инвалидности и определяет нужду потерпевшего в дополнительных видах помощи. Профессиональная трудоспособность – способность к труду по своей или другой равной ей по квалификации и оплате профессии.

Следует отметить, что при возмещении заработка или его части в счет возмещения вреда не засчитываются пенсия по инвалидности, назначенная в связи с трудовым увечьем, другие виды пенсий (в том числе и по старости) независимо от времени их начисления, а также заработок, получаемый потерпевшим после увечья. То есть независимо от наличия других источников дохода пострадавший должен получать компенсацию за увечье в виде заработка или его части.

Существующий порядок предусматривает индексацию размера возмещения пропорционально повышению минимального размера оплаты труда в РФ.

В состав заработка, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, включаются все виды вознаграждения за работу, в том числе за работу в выходные и праздничные дни, по совместительству, сверхурочную и т.д. Не учитывают лишь всякого рода выплаты единовременного характера (материальная помощь, выходное пособие при увольнении и т.п.). При этом среднемесячный заработок рассчитывается за 12 месяцев работы, предшествовавших несчастному случаю, по средней арифметической.

Потерпевшему, временно переведенному с его согласия и в связи с трудовым увечьем на более легкую нижеоплачиваемую работу, оплата труда производится в размере не менее среднемесячного заработка до увечья (до полного восстановления трудоспособности или установления инвалидности). При этом среднемесячный заработок по прежней работе определяется в соответствии с действующим законодательством.

Заключение о необходимости и продолжительности перевода на более легкую работу (в пределах одного года) выдает лечебное учреждение.

При непредоставлении работодателем такой работы потерпевшему также выплачивается среднемесячный заработок, получаемый им до увечья.

2. Определение размера компенсации дополнительных расходов.

Нужду потерпевшего в дополнительной помощи с учетом повреждения здоровья и возможности его восстановления или поддержания определяет ВТЭК в каждом конкретном случае. При этом работодатель обязан возместить пострадавшему любые дополнительные расходы, независимо от количества видов помощи, если он в них нуждается.

В случае смешанной ответственности размер дополнительных расходов подлежит возмещению полностью, независимо от степени вины потерпевшего.

Итак, рассмотрим основные виды дополнительных расходов.

Расходы на уход. В случае, если пострадавший нуждается в специальном медицинском уходе, расходы на эти цели устанавливаются на уровне двух минимальных размеров оплаты труда с соответствующей индексацией. Для нуждающихся в обычном постороннем уходе возмещения производятся в размере 60% суммы двух минимальных размеров оплаты труда.

Предусмотрено возмещение расходов, и по бытовому уходу за пострадавшим. Необходимость в бытовом уходе подтверждает заключение ВТЭК. Расходы по бытовому уходу установлены в размере 50% минимальной оплаты труда с соответствующей индексацией.

Законодательством предусмотрено, что в случае нуждаемости потерпевшего как в специальном медицинском, так и в бытовом уходе возмещаются оба вида. Следует отметить, что расходы на уход за потерпевшим возмещаются независимо от того, кем он осуществляется, при этом подтверждения фактически понесенных расходов на эти цели не требуется.

Расходы на протезирование, приобретение санаторно-курортных путевок, средств передвижения осуществляются согласно фактически понесенным расходам. В тех случаях, когда потерпевший по заключению ВТЭК нуждается в сопровождающем, оплачиваются также и расходы по проезду последнего в пределах норм, установленных законодательством на служебные командировки.

Кроме того, пострадавший имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск для лечения в связи с повреждением здоровья. Причем предоставление этого отпуска (сверх ежегодного) обязательно. За время отпуска возмещение ущерба производится на общих основаниях.

Расходы на дополнительное питание рассчитываются в соответствии с рационом, рекомендуемым лечебным либо специализированным учреждением.

Возмещение расходов на приобретение лекарств осуществляется на основании справок лечебных учреждений о рецептах, выписанных потерпевшему в связи с данным повреждением здоровья.

3. Размер выплаты единовременного пособия.

Этот вид компенсации в РФ введен по опыту ряда зарубежных стран. Размер пособия определяется в размере минимальной оплаты труда на день выплаты этого пособия за пять лет пропорционально степени утраты профессиональной трудоспособности, установленной ВТЭК,

4. Размер возмещения морального вреда.

Возмещение морального вреда может производиться в денежной или иной материальной форме. Все вопросы, связанные с этим, должны решаться по согласованию между потерпевшим и работодателем, ответственным за вред, а в случае спора между ними – в суде.

Возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

Возмещение вреда в связи со смертью кормильца состоит из следующих выплат: размера среднемесячного заработка умершего за вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, состоящих на его иждивении, но не имевших право на возмещение вреда; единовременного пособия семье; возмещения морального ущерба.

Единовременное пособие семье погибшего выплачивается работодателем в сумме, установленной на день выплаты минимальной оплаты труда, за пять лет, независимо от числа членов семьи, имеющих право на возмещение. Однако по их желанию каждому может быть выплачена отдельно его доля пособия.

Моральный вред возмещается в денежной форме, при этом размер выплат определяет суд.

Порядок и сроки выплаты сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью работника. Заявление о возмещении вреда подается работодателю самим пострадавшим или лицами, имеющими право на возмещение вреда по случаю потери кормильца.

Особо отметим, что работодатель, согласно действующему законодательству, не лишен права добровольно возмещать работнику вред, причиненный его здоровью при исполнении трудовых обязанностей. При этом полагающиеся в соответствии с законодательством денежные суммы в возмещение вреда, компенсации дополнительных расходов и размер единовременного пособия могут быть увеличены по соглашению сторон или на основании коллективного договора.

Если предприятие, где произошел несчастный случай, ликвидируется или реорганизуется, заявление подается его правопреемнику.

Если предприятие не имеет правопреемника, то при проведении ликвидации оно обязано капитализировать и внести в органы государственного социального страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда. Только при выполнении этого ликвидационная комиссия должна утвердить ликвидационный отчет.

Если же это не было сделано, иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного социального страхования.

При групповых несчастных случаях каждый из пострадавших обращается с индивидуальным заявлением.

При недееспособности потерпевшего заявление может быть подано его законным представителем (родителями, опекуном или органом опеки).

Профсоюзный комитет предприятия или СТК вправе по просьбе заинтересованных граждан обратиться с заявлением к работодателю (администрации) о возмещении вреда пострадавшему.

 

18. Кондиционирование воздуха. Устройство кондиционеров, принцип их работы.

Для создания оптимальных метеорологических условий в производственных помещениях применяют наиболее совершенный вид промышленной вентиляции – кондиционирование воздуха. Кондиционированием воздуха называется его автоматическая обработка с целью поддержания в производственных помещениях заранее заданных метеорологических условий независимо от изменения наружных условий и режимов внутри помещения. Кондиционирование воздуха – это создание и поддержание в закрытых помещениях определенных параметров воздушной среды по температуре, влажности, чистоте, составу, скорости движения и давлению воздуха. Параметры воздушной среды должны быть благоприятными для человека и устойчивыми.

Современные автоматические кондиционерные установки очищают воздух, подогревают или охлаждают его, увлажняют или высушивают в зависимости от времени года и других условий, подвергают ионизации или озонированию, а также подают его в помещения с определенной скоростью.

При кондиционировании автоматически регулируется температура воздуха, его относительная влажность и скорость подачи в помещение в зависимости от времени года, наружных метеорологических условий и характера технологического процесса в помещении. Такие строго определенные параметры воздуха создаются в специальных установках, называемых кондиционерами. В ряде случаев помимо обеспечения санитарных норм микроклимата воздуха в кондиционерах производят специальную обработку: ионизацию, дезодорацию, озонирование и т.п.

Кондиционеры могут быть местными (для обслуживания отдельных помещений) и центральными (для обслуживания нескольких отдельных помещений). Принципиальная схема кондиционера представлена на рис. 1. Наружный воздух очищается от пыли в фильтре 2 и поступает в камеру, где он смешивается с воздухом из помещения (при рециркуляции). Пройдя через ступень предварительной температурной обработки 4, воздух поступает в камеру II, где он проходит специальную обработку (промывание воздуха водой, обеспечивающую заданные параметры относительной влажности, и очистку воздуха), и в камеру III (температурная обработка). При температурной обработке зимой воздух подогревается частично за счет температуры воды, поступающей в форсунки 5, и частично, проходя через калориферы 4 и 7. Летом воздух охлаждается частично подачей в камеру охлажденной (артезианской) воды, и главным образом в итоге работы специальных холодильных машин.

Кондиционирование воздуха играет существенную роль не только с точки зрения безопасности жизнедеятельности, но и во многих технологических процессах, при которых не допускаются колебания температуры и влажности воздуха (особенно в радиоэлектронике). Поэтому установки кондиционирования в последние годы находят все более широкое применение на промышленных предприятиях.

Кондиционирование воздуха все чаще применяют в жилых помещениях, общественных зданиях, лечебных учреждениях и торговых предприятиях.

 

30.Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности.

Физиология труда – это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его Трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Основными задачами физиологии труда являются:

         изучение физиологических закономерностей трудовой деятельности;

         исследование физиологических параметров организма при различных видах работ;

         разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени.

В процессе трудовой деятельности человеку приходится выполнять различные виды работ. Исторически сложилось деление на физический и умственный труд, которое с физиологической точки зрения условно. Никакая мышечная деятельность невозможна без участия центральной нервной системы, как регулирующей и координирующей все процессы в организме, в то же время нет такой умственной работы, при которой отсутствует мышечная деятельность. Различие трудовых процессов проявляется лишь в преобладании деятельности мышечной системы или центральной нервной системы. В настоящее время, в связи с механизацией и автоматизацией производственных процессов, физическое напряжение в трудовой деятельности играет все меньшую роль и значительно возрастает роль высшей нервной деятельности.

В основе любого трудового действия лежит целевая установка, на базе которой в центральной нервной системе создастся определенная программа действий, реализующаяся в системно организованном поведенческом акте. Такие запрограммированные действия носят название динамического стереотипа. Сущность динамического стереотипа заключается в том, что в ЦНС формируются длительно текущие нервные процессы, соответствующие пространственным, временным и порядковым особенностям воздействия на организм внешних и внутренних раздражителей. При этом обеспечивается точность и своевременность реакции организма на привычные раздражители, что особенно важно в формировании различных трудовых навыков. Наличие динамического стереотипа исключает излишние действия в процессе выполнения работы, «экономит» энергию и отдаляет наступление утомления. Кроме того динамический стереотип обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям трудовой деятельности.

Исключительно важной является физиологическая рационализация, основными направлениями которой являются: рациональная организация трудового процесса, создание условий для быстрого овладения трудовыми навыками, рациональная организация режимов труда и отдыха.

Решению этих задач служит эргономика – научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий и условий труда, повышения эффективности трудовой деятельности и сохранения здоровья работающих.

Основным объектом эргономики является сложная система «человек-машина», в которой ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика тесно связала с инженерной психологией, которая рассматривает требования, предъявляемые к психическим особенностям человека, проявляемым при его взаимодействии с техническими средствами. Эргономика осуществляет системный подход к трудовым процессам и оперирует эргономическими показателями: гигиеническими, антропометрическими, физиологическими, психофизиологическими, эстетическими.

Эргономическая биомеханика на основе антропометрических признаков (размеры тела, конечностей, головы, кистей, стопы, угла вращения в суставах, досягаемости руки) дает рекомендации по организации рабочего места, конструированию инструмента и оснастки.

Требования технической эстетики реализуются с помощью дизайна (художественного конструирования оборудования), его цветового оформления, оформления графических средств информации, конструирования спецодежды и обуви. При этом создаются условия для оптимальных зрительных нагрузок, гармонии в эмоциональном содержании трудовых процессов, обеспечивается наименьшая травмоопасность и минимальные вредные психологические воздействия трудового процесса.

Для современного этапа НТР характерна незавершенность автоматизации и механизации труда, в связи с чем имеют место неблагоприятные условия труда и профессиональные заболевания. Например, было установлено, что операторы клавишных ЭВМ работают в неудобной позе, которая характеризуется сильным наклоном головы вперед (59° от вертикали) и положением рук на весу с отведением от корпуса под углом 87°. Эта поза обусловливает многочисленные жалобы операторов на постоянные боли в области спины, шеи, плечевого пояса, предплечья, кисти.

Мышечная усталость, например, у операторов дисплеев связана с наклоном головы и верхней части туловища вперед, что приводит за 60 минут к перенапряжению мышц шеи, межлопаточной области, сгибателей предплечья. Неудобная поза приводит к возникновению дополнительных движений, перемене положения тела, что ускоряет наступление утомления и ведет к снижению качества труда.

Общие принципы гигиенического нормирования производственных факторов распространяются на всех работающих. Вместе с тем необходимо учитывать биологические, анатомо-физиологические, биохимические и другие особенности женского организма и организма подростков. Например, женщины в сравнении с мужчинами в среднем имеют меньший рост (на 10-15 см), массу тела (на 10-12 кг), меньшие размеры и массу сердца (на 25-30%), ударный объем сердца и минутный объем крови (на 20-30%), меньшую жизненную емкость легких, массу мышечной ткани, ее сократительную способность и способность к тренировке. Работа, которую могут выполнять женщины, составляет в среднем 60-70% от той, которую может выполнять средний мужчина. Выраженные половые различия в напряжении физиологических функций, меньшая работоспособность и производительность труда, развитие в более ранние сроки некомпенсированного утомления, значительная частота нарушений в осуществлении специфических функций (вынашивание беременности, протекание родов) являются основанием для включения в классификацию тяжести и напряженности труда градаций по половому признаку. Установлены градации по воздействию микроклимата, химических веществ, воздействию шума и вибрации.

Важное значение для сохранения и стабилизации трудовых резервов общества имеет правильная организация труда подростков, у которых имеет место несовершенство процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, незавершенность анатомического и физиологического формирования двигательного аппарата, утомление наступает быстрее. Особенно важен в этом случае профессиональный отбор и профессиональная ориентация. Профессиональный отбор по медицинским показателям должен основываться на точном выяснении требований трудового процесса к степени функциональною напряжения различных физиологических систем. Лица с недостаточно развитыми, слабыми физиологическими системами не должны допускаться к работам, при которых требуется значительное напряжение именно этих физиологических систем, при условии, что она не может быть ликвидирована в процессе подготовки к тому или иному виду деятельности. Это позволяет сохранить функциональные резервы здоровья у значительной группы работающих. Профессиональная ориентация, учитывающая склонности и личностные особенности будущего работника и соответствие их характеру трудовой деятельности, позволяет человеку иметь работу по душе, по способностям, и, следовательно, такой труд будет для него менее утомительным. Важное значение имеют также режимы труда и отдыха, соответствующие возрасту, более частые перерывы в работе, включение в режим прогулок, элементов двигательной активности, смена деятельности, положительные эмоции.

 

40. Условия возникновения взрывов отдельных веществ. Физико-химический механизм взрыва. Предупреждение взрывов и ликвидация их последствий.

Под взрывом принято понимать широкий круг явлений, связанных с выделением за очень короткий промежуток времени большого количества энергии в ограниченном пространстве. Обычно взрывы связаны с превращениями вещества в результате химической реакции или в результате ядерных превращений. На практике чаще других встречаются следующие типы взрывов: свободный воздушный взрыв, наземный (приземный) взрыв, взрыв внутри помещения (внутренний взрыв), а также взрывы больших газообразных облаков в атмосфере.

К свободным воздушным взрывам относят взрывы, происходящие на значительной высоте от поверхности земли, при этом не происходит усиления ударной волны между центром взрыва и объектом за счет отражения. Избыточное давление на фронте и длительность фазы сжатия зависят от энергии взрыва (массы С заряда ВВ), высоты центра взрыва над поверхностью Земли, условий взрыва и расстояния R от эпицентра.

Если взрыв происходит на поверхности Земли, то воздушная ударная волна от взрыва усиливается за счет отражения. Параметры ударной волны рассчитывают по формулам воздушного взрыва, однако величину энергии взрыва удваивают.

Более сложные процессы происходят при взрывах в приземных слоях атмосферы. При этих взрывах образуются сферические воздушные ударные волны, распространяющиеся в пространстве в виде области сжатия – разряжения. Фронт воздушной ударной волны характеризуется скачком давления, температуры, плотности и скорости частиц воздуха. При достижении сферической ударной волны земной поверхности она отражается от нее, что приводит к формированию отраженной волны. На некотором расстоянии от эпицентра взрыва (проекции центра взрыва на земную поверхность) фронты прямой и отраженной ударных волн сливаются, образуя головную волну, имеющую фронт, нормальный к поверхности Земли и перемещающийся вдоль ее поверхности. Область пространства, где отсутствует наложение и слияние фронтов, называется зоной регулярного отражения, а область пространства, в которой распространяется головная волна, – зоной нерегулярного отражения.

Внутренний взрыв характеризуется тем, что нагрузка воздействует на объект изнутри. Возникающие нагрузки зависят от многих факторов: типа взрывчатого вещества, его массы, полноты заполнения внутреннего объема помещения взрывчатым веществом, его местоположения во внутреннем объеме и т.д.

          Поражающими факторами взрыва являются:

         воздушная взрывная волна, основным параметром которой является избыточное давление в ее фронте;

         осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов, поражающее действие которых определяется количеством летящих осколков, их кинетической энергией и радиусом разлета.

          Предупреждение чрезвычайных ситуаций, включая и взрывоопасные ситуации, – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

          Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны проводится в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года». В соответствии с этим постановлением определены основные направления предупреждения ЧС, уменьшения потерь и ущерба от них:

мониторинг окружающей природной среды и состояния объектов народного хозяйства;

прогнозирование ЧС природного и техногенного характера и оценка их риска;

рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности;

предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала;

предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

разработка и осуществление технологических мер по снижению возможных потерь и ущерба от ЧС (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;

подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;

разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;

проведение государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;

страхование природных и техногенных рисков;

информирование населения и потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

 

46. Порядок и формы обучения работающих безопасности труда. Обучение и проверка знаний ИТР.

Обучение работающих безопасности труда ведется при профессио­нальной подготовке независимо от ее формы (институт, колледж, обеспечение непосредственно на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации. Согласно ГОСТ 12.0.004–90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа. При поступлении на работу отдел охраны труда проводит вводный инструк­таж. Перед первичным допуском к работе все принятые на нее (в том числе учащиеся, проходящие производственную практику) непосред­ственно на рабочем месте проходят первичный инструктаж по охране труда. Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструк­тажа на рабочем месте должны в течение первых 2...14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоря­жением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.). Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж (при работах повышен­ной опасности раз в квартал).

Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях:

         при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним,

         при изменении технологического процесса, замене или модер­низации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

         при нарушении работающими и учащимися требований без­опасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

         по требованию органов надзора;

         при перерывах в работе – для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, 300 выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведение экскурсии на предприя­тии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплано­вый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мас­тер, инструктор производственного обучения, преподаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Зна­ния проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практи­ческим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повтор­ного, внепланового, стажировки, о допуске к работе работник, прово­дивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внеплано­вого инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инст­руктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой доку­ментации, разрешающей производство работ.

Важным элементом обучения по охране труда является требование Кодекса о разработке и утверждении работодателем с учетом мнения инструкций по охране труда, выборного профсоюзного органа пред­приятия, учреждения, организации. Разработчиком инструкции явля­ется руководитель подразделения. Учет наличия и контроль за свое­временностью пересмотра инструкций производится службой охраны труда.

Министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государствен­ного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.

Работа по обучению руководителей и специалистов регулируется типовым положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1994 года №65.

Положением предусмотрено обязательное обучение и проверка знаний по охране труда всех работников предприятий, включая руководителей.

Обучению и проверке знаний в порядке, установленном Типовым положением, подлежат:

руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках, с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ;

инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.

Проверка знаний по охране труда, поступивших на работу руководителей и специалистов, проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих – периодически, не реже одного раза в три года.

Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением, на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля, рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.) – на руководителя подразделения.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены с: состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в подразделении); законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии;

своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии (подразделении);

порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

при введении в действие на предприятии новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала;

при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию государственной инспекции труда субъектов Российской Федерации при установлении недостаточных знаний;

после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или несколько).

В состав комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспекторы по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях проведения проверки знаний совместно с другими надзорными органами – представители этих органов (по согласованию с ними).

Члены комиссий по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Они должны пройти проверку знаний по охране труда:

предприятий, находящихся в подчинении вышестоящих хозяйственных организаций и осуществляющих руководство ими, – в комиссиях этих организаций (если они имеются) или в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления;

предприятий негосударственных форм собственности – в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления.

Проверка знаний по охране труда членов комиссий предприятий может также проводиться комиссиями этих предприятий, состоящими из специалистов, прошедших проверку знаний по охране труда в соответствующих комиссиях.

Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, численность которых не позволяет создать комиссию по проверке знаний, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, инженерных и педагогических работников профессиональных образовательных учреждений должна проводиться в комиссиях по проверке знаний учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!