Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по БЖД»

/ БЖД
Конспект, 

Оглавление

 

1. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД и охраны окружающей среды.

Большинство современных технологий предъявляют чрезвычайно высокие требования к качеству труда. Возрастает цена ошибок с возрастанием сложности технологических процессов, потому даже незначительные отклонения самочувствия работника от требуемой нормы могут привести к значительному экономическому и социальному ущербу. Общие размеры ущерба увеличиваются из-за роста стоимости оборудования, роста квалификации и, соответственно, роста ценности рабочего времени. При этом повышенная заболеваемость и сокращение периода полноценной трудовой активности, вызываемые отрицательным воздействием загрязнений окружающей среды на здоровье человека, могут приводить к существенному увеличению прямого и косвенного ущерба.

Огромные экономические потери общества связаны с заболеваемостью, травматизмом на производстве и в быту, с временной утратой трудоспособности и инвалидностью. Эти экономические потери складываются из ряда компонентов:

потери трудовых человеко-дней и, следовательно, стоимости невыработанной на производстве продукции;

расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности;

затраты на стационарную и амбулаторную лечебно-профилактическую помощь.

Производство страны теряет в течение года из-за заболеваемости 650 млн. человеко-дней, а это равнозначно тому, что 2,3 млн. условных рабочих не трудятся в течение всего года, при этом наносится ущерб, теоретически равнозначный экономическим потерям при остановке всей промышленности более, чем на 13 дней.

Социальная эффективность здравоохранения связана с социальными процессами общества, демографическими явлениями. При этом медицинская эффективность измеряется результативностью лечебно-профилактической деятельности, а экономическая эффективность определяется влиянием снижения заболеваемости, инвалидности, летальности на производительность труда.

Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности имеет большое экономическое значение. Подсчитано, что снижение средней временной утраты трудоспособности только на 1 день сохраняет народному хозяйству более 44 млн. человеко-дней на производстве и 155 тысяч условно-годовых рабочих.

Создание безопасных условий труда и быта, профилактика заболеваний обуславливает продление периода трудовой активности людей, сохранение трудового резерва и снижение расходов из средств социального страхования.

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете РФ, в областных, городских, районных бюджетах, за счет прибыли (доходов) предприятий, а также фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях:

федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований Правительства, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования РФ, добровольных отчислений и поступлений;

территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующей территории, добровольных отчислений предприятий;

фонды охраны труда предприятий формируются за счет ежегодного выделения на охрану труда необходимых средств в объемах, определенных коллективным договором или соглашениями,

Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в федеральный фонд охраны труда в размере 100% средств, затраченных не по назначению.

За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы в порядке, определяемом законодательством.

Огромные материальные и людские потери общества связаны со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, сопровождающимися часто разрушениями промышленных объектов и ухудшением экологической обстановки.

Конкретно статистические показатели для каждого вида катастроф обычно рассматривают в связи с их общей и медико-тактической характеристикой.

Человеческие и экономические потери оцениваются ретроспективно. Представление о них дают, например, некоторые цифры, которые приводятся по оценке землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года. Эпицентр землетрясения (по шкале Рихтера 6-9 баллов, по 12-балльной шкале – 11-12 баллов) пришелся на Спитак. Зона его воздействия с разрушающей магнитудой захватывала ряд городов и поселков Армении. Промышленные, культурные и жилые строения Ленинакана, Кировокана, Спитака были разрушены соответственно на 66,29 и 69%.

До землетрясения население городов и поселков пострадавшей зоны составляло примерно 500 тысяч человек (20% всего населения республики); число погибших составило 24542 человека, раненых – 72000-94000 человек, все они получили как механические, так и психические травмы. Число оставшихся без крова определяется в 500 тысяч человек, причем, до сих пор жизнь многих не обустроена.

Затраты на медицинскую помощь могут быть оценены по следующим показателям: в ходе ликвидации последствий землетрясения были сформированы военно-полевой госпиталь на 200 коек, 3 военные поликлиники на 150-200 посещений каждая, санитарно-эпидемиологический отряд, 2 санитарно-эпидемиологические лаборатории, 2 подвижных стоматологических кабинета, подвижное отделение медицинского склада с запасом медицинского имущества на 12000 человек. Было выдано перевязочных средств на 12000 тысяч раненых, 110 млрд.ед. антибиотиков, 160 литров кровезаменителей, 10000 упаковок психостимуляторов, 8100 санитарных носилок, 84 единицы медицинской техники, 120 тонн дезинфицирующих средств. Выло проведено бактериологическое обследование 350 работников питания и водоснабжения, 35510 жителям сделаны предохранительные прививки против кишечных инфекций, дезинфекционные мероприятия осуществлены на 13000 кв. метрах площади, дератизационные – на 56 га.

В Спитаке к 15 декабря на поверхности земли было проложено несколько километров водовода, который функционировал при положительных температурах воздуха, но через неделю промерз и был демонтирован. Всего в район землетрясения за 26 дней поступило 3036 единиц специальной техники (кранов, бульдозеров, экскаваторов и др.). Для проведения спасительных и других работ в зону землетрясения прибыли 50000 человек.

В зоне землетрясения погибли 24 тысячи голов крупного рогатого скота, 45 тысяч овец, свыше 8 тысяч свиней, сотни тысяч домашней птицы.

Анализируя все перечисленное, можно сделать в целом вывод о масштабах экономического ущерба, наносимого землетрясениями, который складывается из ущерба, наносимого разрушениями, гибелью людей, травматизмом и затрат на восстановительные работы.

Одним из наиболее частых стихийных бедствий на территории России являются наводнения. Ряд наводнений последних лет областного и республиканского масштаба потребовали напряженной работы гарнизонных и окружных формирований по ликвидации последствий стихийных бедствий. Примером может служить наводнение в Приморском крае, возникшее в результате действий тайфуна.

По данным штаба ГО РФ, тайфуны – тропические циклоны, скорость ветра в которых превышает 33 м/сек, на Японском море и в Приморском крае наблюдаются 1-4 раза в год. За последние 30 лет на территорию Приморского края обрушилось 13 мощных тайфунов, нанесших значительный ущерб народному хозяйству. Средняя продолжительность существования тайфунов 11-18 суток, в сутки выпадает 100-400 мм осадков, скорость ветра может достигать 100 м/сек.

В Приморском крае наводнения осложняются слабой пропускной способностью рек и интенсивной хозяйственной деятельностью человека, связанной с вырубкой лесов, нерациональным строением дорожных насыпей, защитных дамб и т. д.

В период с 24 по 30 июля 1989 года в результате активной циклонической деятельности над западной частью Тихого океана и Японским морем в Приморском крае выпало большое количество осадков в виде дождя. Положение осложнилось выходом в этот район тайфуна «Джуди», который заполнился, превратился в малоподвижный циклон и принес на территорию края сильные и продолжительные ливни. Уровень воды в реках поднялся на 3,5-8,5 м. Реки вышли из берегов и наводнение распространилось на весь край, охватив Находку, Партизанок, Лесозаводск, Дальнереченск и 18 сельских районов. Наводнение продолжалось около 20 дней, при этом:

пострадало 140 населенных пунктов; около 14 тысяч жилых домов; более 40 тысяч личных подворий; 32 детских сада; 21 клуб; 25 общеобразовательных школ; более 20 медицинских учреждений; 350 предприятий торговли и другие предприятия бытового и культурного назначения;

без крова осталось 800 семей;

разрушено 267 мостов, повреждено 1600 км автомобильных дорог, выведено из строя более 500 км линий электропередач и 160 трансформаторных подстанций;

затоплены 101 радиотрансляционный узел, 24 АТС, выведены из строя 571 км кабельных и 247 воздушных линий связи; без связи остались 165, без электроснабжения – 98 населенных пунктов;

частично повреждено или затоплено 9 водоразборов, 34 насосных станции, более 13 км канализационных, 16 км водопроводных и 45 км тепловых сетей, 54 скважины водоснабжения;

в результате повреждения железнодорожного полотна на 4 суток было прервано движение поездов на линии Владивосток–Хабаровск;

было затоплено 363 тысячи га сельхозугодий; потери урожая составили 90% выращенного;

оказались затопленными около 80 тысяч га пастбищ и столько же сенокосов; значительное количество заготовленного сена и силоса;

под водой оказалось 200 летних животноводческих лагерей, 91 ферма крупного рогатого скота; 28 свиноферм; за время наводнения погибло 2156 голов животных, в том числе 825 крупного рогатого скота.

В процессе наводнения погибло 8 человек, 3 пропали без вести, из мест проживания было эвакуировано около 7 тысяч человек. Общий ущерб от наводнения составил около 540 млн. рублей (по ценам 1989 года).

Ретроспективно работы по борьбе со стихийным бедствием, на примере Приморского края и ликвидации его последствий, можно разделить на 3 этапа:

первый этап – прогноз стихийного бедствия после штормового предупреждения и организация работ по снижению возможных последствий чрезвычайной ситуации; были созданы постоянные чрезвычайные комиссии (ПЧК) края, приведены в готовность органы ГО;

второй этап – проведение спасательных и других неотложных работ в ходе наводнения; было введено чрезвычайное положение и началась эвакуация детей и взрослых из мест, находящихся вод угрозой затопления; в спасательных работах принимали участие около 5 тысяч человек и около 900 единиц техники, вертолеты МИ-8, плавающие транспортеры с передислокацией от 100 до 400 км. Было перевезено до 1000 т различных грузов, вывезено и спасено 10 тысяч человек, в том числе 800 детей. Только за первые двое суток вертолеты ДВО совершили при неблагоприятных условиях около 80 вылетов с налетом около 60 часов.

третий этап – организация и ведение ремонтно-восстановительных работ; в задачу третьего этапа входило обеспечение пострадавшего населения жильем, ввод в строй объектов социальной сферы, сетей тепло-, энерго- и водоснабжения до наступления зимних холодов, уборка сохранившегося урожая зерна, обеспечение кормами животных; были определены конкретные задачи министерствам и ведомствам, источники финансирования мероприятий по восстановлению и строительству объектов народного хозяйства в крае.

Приведенные в качестве примера данные о двух типах чрезвычайных ситуаций – землетрясении и наводнении, свидетельствуют о том, что ликвидация последствий всегда требует огромного напряжения соответствующих сил и средств, огромных материальных затрат, которые, в основном, должны быть направлены на спасение жизни и обеспечение жизнедеятельности пострадавших и восстановление разрушенных в ходе катастрофы объектов, строительство жилья, коммуникаций и других объектов.

Экономический ущерб от загрязнений атмосферы – это сумма нормативных объективно неизбежных на данном этапе развития и сверхнормативных потерь общественно полезных результатов труда и других элементов национального богатства, выраженных в стоимостной форме, либо приведенных затрат на их компенсацию, обусловленных нарушением экологического равновесия в социальных, производственных и природных системах. Элементами этих систем, подвергающимися негативному воздействию загрязнений являются: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, основные промышленно-производственные фонды (ОППФ), трудовые ресурсы, территории особого режима природопользования (ТОРП) – заказники, заповедники, санатории и др.

Общий экономический ущерб для N элементов от загрязнения атмосферы

В общем виде экономический ущерб, причиняемый i -тому элементу, определяется по формуле

где

 ji – регонально-отраслевой поправочный коэффициент. Для региона Ростовской области ji составляет по элементам: население – 0,71; жилищно-коммунальное хозяйство Ростова – на- Дону – 0,7; сельское хозяйство – 0,65; лесное хозяйство – 1,18; Yi – удельный экономический ущерб, причиняемый i-тому элементу при выбросе в атмосферу 1т вредных веществ, выраженный в рублях по курсу 1992 года (табл. 1):

 

Таблица 1

 

Элементы загрязнения 

Уд. ущерб, руб/у.т 

население, на 1 тыс. человек 

0,68 

ЖКХ, на 1 тыс. человек 

0,27

сельское хозяйство, на 1 тыс. чел.

5,3

лесное хозяйство, на 1 тыс. га

2,1

ОППФ, на 1 млн. руб. основн. фонд

0,15

трудовые ресурсы, на 1 тыс. чел.

2,5

ТОРП, на 1 тыс. га

200

 

 

Мj – годовая масса выбросов j-той примеси, т/год;

Аij – коэффициент относительной агрессивности j-той примеси для i-того элемента;

Nij – численность элементов i-того вида в зоне загрязнения атмосферы j-той примесью;

n – количество видов выбрасываемых примесей.

Нормативы плат за выбросы и сбросы предприятий в пределах лимита определяются на базе суммы капитальных вложений, необходимых для выполнения природоохранных мероприятий в соответствии с планами экономического и социального развития.

В соответствии с Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредной деятельности устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

6) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природополъзователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножение этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

Применение базовых нормативов платы осуществляется на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ и инструктивно-методических документов (список базовых нормативов платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ по видам веществ, список базовых нормативов платы за сброс в водные объекты загрязняющих веществ, базовые нормативы платы за размещение отходов по классам токсичности и др.).

Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидростата РФ и Академии наук. В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов РФ в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод и категории водного объекта.

Плата за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, другие виды загрязнений и размещение отходов перечисляются плательщиками на счета экологических фондов и в доход Республиканского бюджета РФ в бесспорном порядке.

За экологические правонарушения налагаются штрафы органами в области охраны природы, санэпиднадзора и другими специально уполномоченными государственными органами. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Поступающие средства аккумулируются на счетах экологических фондов и распределяются в следующем порядке:

60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;

30% средств остается в распоряжении областного и краевых экологических фондов для финансирования мероприятий соответствующего значения;

10% средств перечисляется а Федеральный экологический фонд РФ на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

Перечисление средств производится ежеквартально с указанием оплачиваемого вида загрязнения.

Основные природоохранные мероприятия, на которые расходуют средства экологических фондов:

строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки;

внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов;

реконструкция или ликвидация, накопителей отходов;

строительство опытно-промышленных установок и цехов по выработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу;

оснащение двигателей внутреннего; сгорания нейтрализатором для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработанных газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающим токсичность и дымность отработавших газов и др.;

строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов;

разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве;

проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия и др.

 

2. Организация    службы    безопасности.    Законодательные    акты    по    БЖД. Государственный и общественный надзор.

Управление охраной окружающей природной среды осуществляется на трех уровнях:

  • на федеральном уровне Федеральным собранием, Президентом, правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
  • на региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств;
  • на промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

• Федеральные законы.

• Указы Президента РФ.

• Постановления Правительства РФ.

• Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств.

• Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления).

• Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов. Основными из них являются ФЗ:

• «О безопасности».

• «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

• «Об обороне».

• «О гражданской обороне».

• «О борьбе с терроризмом».

Важное значение имеет концепция национальной безопасности РФ, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ, рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития. Важное значение придается национальным интересам России, представляющих совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все силы и органы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации, регулируется рядом законов и кодексов, в числе которых:

• Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

• Закон РФ «О радиационной безопасности населения»;

• Закон РФ «О пожарной безопасности»;

• Закон РФ «О безопасности дорожного движения»;

• Закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

• Закон РФ «О защите прав потребителя»;

• Уголовный кодекс Российской Федерации;

• Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и др.

Управление охраной окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. В системе различают три уровня:

  • санитарно-токсический (наблюдение за состоянием качества окружающей среды);
  • экологический (определение изменений в экологических системах);
  • биосферный (осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране).

Управление охраной труда осуществляется в соответствии с законом об охране труда Министерством труда и социальной защиты РФ и его территориальными органами. В ведомствах, ассоциациях, концернах в обязательном порядке для проведения ведомственного управления и контроля организуются отделы охраны труда.

Система управления охраной труда на предприятии предусматривает участие в ней всех представителей администрации, начиная от бригадиров и мастеров, кончая главным инженером и работодателем. Каждый в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспечение безопасности труда. Кроме того, ряд подразделений выполняют специальные функции управления охраной труда.

Организация и координация работ возложены на службы (или инженера) охраны труда.

Важнейшей функцией СУОТ является контроль состояния охраны и условий труда. Основными видами контроля охраны труда являются:

  • оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц;
  • контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест;
  • контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  • ведомственный контроль вышестоящих организаций;
  • контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Организация и координация работ по охране труда на предприятии возложена на службы (или инженера) охраны труда. Кроме того, эта служба в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с соответствующими службами предприятия разрабатывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; организует работу на предприятии по проведению проверок технического состояния зданий, сооружений, оборудования цехов на соответствие их требованиям безопасности, по обеспечению здоровых условий труда; проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с действующими нормативными документами, участвует в работе аттестационной комиссии и комиссий по проверке знаний инженерами, техниками и служащими правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности, а также выполняет некоторые другие функции.

Различают, во-первых, государственный надзор за соблюдением законодательства о труде, во-вторых, общественный контроль и, в-третьих, внутриведомственный контроль за соблюдением этого законодательства.

Государственный надзор за выполнением требований охраны труда осуществляют специальные органы.

Главным надзорным органом по охране труда является Рострудинспекция при Министерстве труда и социальной защиты РФ, контролирующая выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения РФ, проверяет выполнение предприятиями и организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил.

Государственный энергетический надзор контролирует правильность устройства и эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Федеральный горный и промышленный надзор РФ проверяет правильность устройства и безопасной эксплуатации установок повышенной опасности, в том числе подъемно-транспортных машин, установок, работающих под давлением.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности контролирует источники ионизирующих излучений.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется профессиональными союзами, а также общественными инспекторами и комиссиями соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации. Общественный санитарный контроль осуществляется общественными санитарными инспекторами на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
  • осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов по охране труда;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях.

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следующие задачи:

  • содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
  • представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором.

Отличие государственного контроля от общественного контроля в рассматриваемой области заключается в том, что органы государственного надзора вправе давать обязательные для исполнения указания по вопросам охраны труда, в то время как органы общественного контроля таких полномочий не имеют и могут лишь ставить перед соответствующими организациями и должностными лицами вопрос об устранении нарушений законодательства о труде и правильном его применении.

 

3. Службы безопасности на предприятиях: структура и функции органов контроля.

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда установлена ст. 217 Трудового кодекса РФ.

В организации с численностью более 50 работников создается служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

На предприятии с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности.

Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы (специалиста по охране труда) оно вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы.

Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Структуру службы и численность работников службы определяет руководитель предприятия в зависимости от численности работающих, характера условий труда и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников служб охраны труда в организациях (утверждены Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10).

На должность специалиста по охране труда рекомендуется назначать, лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Контроль за деятельностью службы осуществляет руководитель предприятия, орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель предприятия.

Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе и должностными инструкциями.

Минтрудом России было принято постановление «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организациях» от 08.02.2000 № 14.

В данном постановлении определены основные задачи, функции, права работников службы охраны труда в организации.

Работники службы охраны труда вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.
Служба охраны труда представляет руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Руководитель предприятия должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий.
Организация труда работников службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
Для осуществления ряда функций службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой.

Руководителю предприятия рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Организация работы относительно управления охраной труда базируется на принципах теории управления, основными из которых есть: системность, оптимальность, динамичность, преемственность и стандартизация. Принцип системности заключается в том, что процессы технологии и безопасности рассматриваются во взаимосвязи.

Системность реализации задач управления охраной труда состоит в объединении разрозненных мероприятий из безопасности работы в единую систему целенаправленных, постоянно осуществляемых действий на всех уровнях и стадиях управления производством. Создается система стандартов предприятия.

Управление охраной труда осуществляется путем сбора и оценки информации, выявление отклонений от установленных требований и осуществление управляющих влияний на объект управления.

 

 

 

4. Планирование и финансирование мероприятий по безопасности жизнедеятельности.

Согласно закону об охране труда РФ экономический механизм обеспечения охраны труда включает в себя планирование и финансирование мероприятий по охране труда (статья 16). Предприятия должны ежегодно выделять необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями (статья 17).

Планирование мероприятий по охране труда осуществляется на трех уровнях:

  • на государственном уровне (план социально-экономического развития страны);
  • на отраслевом уровне (номенклатурные планы мероприятий);
  • на уровне предприятия (коллективный договор или соглашение).

На основе анализа причин несчастных случаев и заболеваний на производстве администрация предприятия и профсоюзный комитет составляют план мероприятий по охране труда. Он включается в раздел «Охрана труда» коллективного договора или в соглашение по охране труда, которое прилагается к коллективному договору. После одобрения проекта коллективного договора на общем собрании работников предприятия администрация заключает договор с профсоюзным комитетом не позднее февраля текущего года. Администрация предприятия и профком должны регулярно отчитываться перед коллективом рабочих и служащих о выполнении обязательств по коллективному договору.

Финансирование охраны труда осуществляется на трех уровнях:

  • федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований Правительства, суммы штрафов, полагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования РФ, добровольных отчислений и поступлений;
  • территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующей территории, добровольных отчислений предприятий;
  • фонды охраны труда предприятий формируются за счет издержек обращения производств, себестоимости готовой продукции или сметы расходов, если эти мероприятия носят некапитальный характер; фонда финансирования капитального ремонта, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; фонда финансирования капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия являются капитальными; кредита и целевого отчисления части прибыли.

На основании Трудового кодекса РФ ст. 226 финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях независимо от организационно – правовых норм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 % суммы зарплат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!