Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по БЖД»

/ БЖД
Конспект, 

Оглавление

6. Объясните структурную схему СУОТ

Охрана труда является сложной, многоаспектной системой, имеющей свои специфические цели, задачи и средства их достижения. Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих. 

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему «человек–машина–производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.

Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий – это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ, оперативное управление программами, оценка эффективности осуществления программ, стимулирование исполнителей. Принципиальную схему процесса управления охраной труда можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1. 

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от директора до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д.

 

На промышленных предприятиях к настоящему времени сложилась достаточно стройная система управления охраной труда, общая функциональная схема которой в общем виде представлена на рис. 2.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления на отдельных предприятиях имеются существенные различия в методах и средствах их реализации, в степени детализации к конкретизации, в построении информационных и управленческих связей, в формах учета, анализа и контроля, методах планирования и т.д. При этом основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека.

Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются государственные законодательные акты, ГОСТы «Системы стандартов безопасности труда (ССБТ)», межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности и производственной санитарии и др.

В представленной на рис 2 функциональной схеме СУОТ предприятия сформулированы в общем виде основные задачи, решаемые в сфере охраны труда и направленные на достижение конечной цели создания безопасных и безвредных условий труда в цехах, на участках и рабочих местах. Однако каждая из указанных задач представляет собой сложную многофакторную и многокритериальную проблему, к решению которой должен привлекаться большой круг руководящих работников и исполнителей.

Центральным звеном служба управления охраны труда является Служба охраны труда. Руководитель  организации  должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий. Организация    труда работников Службы  охраны труда предусматривает регламентацию  их  должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных  функций  по  охране  труда  в  подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. Рабочие  места работников Службы охраны труда рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать своевременной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей. Для  осуществления  ряда  функций  Службы охраны труда (проведение обучения, инструктажа,  семинаров,  лекций,  выставок)  необходимо  предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда. Руководителю   организации  рекомендуется  организовывать  для работников  Службы  охраны труда систематическое  повышение  квалификации  и  проверку знаний требований охраны труда.

 

17. Обязанности заместителя директора и главных специалистов по обеспечению безопасности труда

Заместитель директора обеспечивает соблюдение Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», трудового законодательства, стандартов, норм и правил по охране труда, выполнение приказов и указаний вышестоящих организаций и предписаний органов государственного надзора.

Организует разработку планов социального развития коллектива и планов по охране и улучшению условий труда работников. Осуществляет контроль за выполнением запланированных мероприятий.

Организует контроль за состоянием охраны труда в подразделениях.

Обеспечивает своевременное представление в установленном порядке статистической отчетности по охране труда.

Осуществляет организацию производства, производственных процессов, эксплуатацию оборудования и транспортных средств в соответствии с требованиями охраны труда.

Организует проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников в соответствии с установленным порядком.

Обеспечивает обучение и проверку знаний правил охраны труда, работниками организации в соответствии с Положением о порядке обучения безопасным методам труда работников связи.

Организует обеспечение работающих сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами.

Обеспечивает разработку подразделениями инструкций по охране труда, программ обучения работников и инструктажей.

Обеспечивает выполнение требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Принимает меры к созданию кабинета и уголков по охране труда.

Создает условия для нормальной работы службы охраны труда, не допуская привлечения работников службы к выполнению работ, не входящих в их функции и не связанных с их обязанностями.

Организует работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.

Рассматривает состояние условий и охраны труда в организации, заслушивает отчеты руководителей отдельных подразделений о проводимой ими работе по улучшению условий труда и снижению производственного травматизма, о ходе выполнения целевой программы улучшения условий и охраны труда, коллективных договоров и соглашений по охране труда, оценивает результаты работы структурных подразделений по созданию безопасных условий труда на производстве. Принимает соответствующие меры по устранению имеющихся недостатков.

Обеспечивает проведение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Главный специалист по обеспечению безопасности труда проводит в организации работу по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Служба охраны труда должна быть, как правило, организована в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы.

На специалистов по охране труда не должны возлагаться дополнительные функции, кроме работ по обеспечению охраны и безопасности труда в организации.

Работники службы охраны труда должны систематически не реже одного раза в пять лет повышать свою квалификацию в области охраны труда.

Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или уполномоченных работниками представительных органов, Службой охраны труда Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде в части охраны труда, режима труда и отдыха, применения труда женщин и подростков, применения компенсаций за вредные условия труда, правил и норм безопасности, стандартов и других нормативных документов по охране труда, за выполнением приказов и указаний Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и органов государственного надзора.

Разрабатывает программы вводного инструктажа работников, проводит вводный инструктаж с вновь принятыми в организацию работниками.

Организует совместно со службой отдела кадров обучение работников организации, в том числе ее руководителя, и проверку знаний ими норм, правил и инструкций по охране труда, безопасного выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, а также участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве, профзаболеваний и аварий, а также в разработке мероприятий по их предупреждению. Осуществляет контроль за выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев.

Ведет регистрацию и учет несчастных случаев, происшедших на производстве, и профзаболеваний, составляет отчетность по установленным формам и в установленные сроки представляет их в соответствующие инстанции.

Проводит анализ причин несчастных случаев в организации, совместно с соответствующими подразделениями разрабатывает мероприятия по их предупреждению и осуществляет контроль за их выполнением.

Организует разработку новых и пересмотр действующих инструкций по охране труда, оказывает методическую помощь руководителям подразделений и служб в разработке инструкций, программ инструктажей и организации обучения работающих безопасным методам труда.

Проводит работу по оснащению кабинета по охране труда.

Осуществляет обеспечение подразделений организации нормативными документами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, оборудование в подразделениях уголков и информационных стендов по охране труда.

Разрабатывает совместно с другими подразделениями целевую программу по улучшению условий и охраны труда, соглашения и другие планы и мероприятия по охране труда. Оказывает помощь руководителям структурных подразделений организации в выполнении этих мероприятий.

Участвует в рассмотрении проектов на реконструкцию производственных и бытовых помещений, на перестановку оборудования, находящегося в эксплуатации, в разработке и внедрении более совершенных конструкций защитных ограждений, предохранительных устройств и других средств защиты.

Принимает участие в работе комиссии по вводу в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, вновь устанавливаемого и модернизированного оборудования. Совместно с подразделениями и службами осуществляет внедрение стандартов безопасности труда, научных разработок, нормативных документов и рекомендаций по охране труда.

Проводит периодические проверки состояния условий труда в подразделениях с привлечением к этой работе специалистов других отделов и служб организации. Организует взаимопроверки между подразделениями организации.

Совместно с соответствующими отделами, службами и подразделениями осуществляет контроль за правильностью организации и безопасностью ведения производственных процессов и работ, техническим состоянием и правильностью эксплуатации производственного оборудования, зданий и сооружений, санитарно-бытовых помещений и устройств, состоянием санитарно-технических условий, наличием, исправностью и правильной эксплуатацией и применением средств защиты.

Совместно с соответствующими службами осуществляет контроль за эксплуатацией и своевременным проведением ремонта, испытаний и техническим освидетельствованием паровых и водогрейных котлов, сосудов и аппаратов, работающих под давлением, грузоподъемных механизмов, такелажных и грузозахватных приспособлений, устройств для вентиляции и очистки воздуха.

Запрещает работу на отдельных участках, машинах, механизмах и станках при условиях, опасных для жизни и здоровья работающих, немедленно докладывая об этом главному инженеру, руководителю организации по подчиненности. Отстраняет от работы отдельных лиц (через руководителей соответствующих подразделений), допустивших нарушения требований безопасности труда.

Дает обязательные для исполнения в установленные сроки предписания руководителям подразделений и служб об устранении выявленных недостатков по охране труда. Эти предписания могут быть отменены только распоряжением руководителя организации или его заместителем, на которого возложено руководство службой охраны труда.

Участвует в работе по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.

Контролирует обеспечение работающих молоком, мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Контролирует организацию приема, хранения, чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты.

Проводит мероприятия по пропаганде вопросов охраны труда (чтение лекций, показ фильмов, видеофильмов, обмен опытом по обеспечению безопасных условий труда).

Организует обмен опытом работы между подразделениями организации и распространяет передовой опыт в области охраны труда; организует семинары и курсы по охране труда для работников организации.

Готовит проекты приказов, указаний, методические и обзорные документы по вопросам охраны труда.

Рассматривает письма, заявления и жалобы работающих по вопросам охраны труда и подготавливает по ним проекты ответов и предложения по принятию соответствующих мер.

Консультирует по вопросам охраны труда работников организации. Готовит предложения для включения в целевые программы по охране и улучшению условий труда, соглашения по охране труда, в коллективные договоры. В установленном порядке подготавливает предложения для включения в тематические планы разработок по вопросам охраны труда научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских организаций и отраслевых центров охраны труда.

Следит за правильным расходованием в организации средств, выделенных на выполнение номенклатурных мероприятий по охране труда.

Вносит руководству организации предложения, направленные на улучшение работы организации в области охраны труда, о поощрении руководителей подразделений за активную работу по созданию безопасных условий труда, а также о наложении дисциплинарных взысканий на руководителей подразделений и специалистов за нарушения требований охраны труда.

Следит за своевременным проведением медосмотров работников при поступлении их на работу и периодических, а также за наличием в структурных подразделениях медицинских аптечек первой помощи.

Участвует в подготовке документов для назначения выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

29. Стимулирование работ по совершенствованию охраны труда

Функция стимулирования за работу по охране труда направлена на создание заинтересованности работающих в решении задач в сфере охраны труда по созданию безопасных и безвредных условий труда на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в целом.

Виды и формы материального и морального стимулирования разрабатывается администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом и соблюдением постановлений и указаний государственных органов по вопросам стимулирования.

В настоящее время большинство согласно с тем, что расходы, которые в финансовом отношении вынуждают предприятия заботиться об улучшении условий труда, являются экономическими, переменными, прямыми и внутренними.

Проведенные за рубежом исследования на уровне отдельных предприятий показывают, что косвенные расходы (или потери) могут существенно превышать прямые, а на общенациональном – что подавляющее большинство расходов для предприятий являются внешними.

По мнению ряда исследователей, проблема отнесения расходов к внешним является одной из основных для экономического анализа охраны труда на производстве.

При этом не следует забывать, что наиболее серьезные потери в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями обусловлены неэкономическими издержками. Они включают прямые физические потери для пострадавшего, эмоциональный стресс для его семьи и общества. Делаются попытки придать этим потерям денежное выражение, однако в конечном итоге никакие цифры не могут отразить урон, который невозможно восполнить деньгами.

В сфере расходов весьма важно проводить разграничение между расходами, которые главным образом постоянны независимо от уровня травматизма или заболеваемости, и теми, которые изменяются от случая к случаю. Накладные расходы в связи со страхованием, к примеру, являются для общества сравнительно постоянными – его основная часть или даже весь страховой взнос предприятия может не зависеть от числа производственных травм или профзаболеваний, которые фактически имеют место. Если расходы в связи с конкретным несчастным случаем или проблемой охраны труда могут быть отнесены к постоянным затратам в соответствии с правилами бухгалтерской отчетности, у руководителей компаний не оказывается соответствующего финансового стимула для снижения профессиональных рисков. Такой стимул обеспечивает только переменный компонент расходов, как, например, затраты в связи с отдельными несчастными случаями или выплаты страховых взносов по более высоким ставкам ввиду роста числа предъявляемых исков по возмещению вреда травмированным.

Существование внешних расходов проводит непреодолимую границу между стимулами отдельных предприятий и интересами общества в широком смысле.

Масштабы внешних расходов, показывают, что во многих случаях сокращение профессиональных рисков в большей степени отвечает интересам общества, а не отдельных предприятий. Но поскольку именно предприятие, в принципе, играет главную роль, как в создании этих рисков, так и в их ограничении, возникающие в результате травматизм и заболеваемость существенно превышают уровень, который можно было бы экономически оправдать. Предполагается, во-первых, что следует принимать меры по сокращению разрыва между внутренними и общими расходами, переложив на работодателя большее финансовое бремя, а во-вторых, общество имеет право установить систему правил, вынуждающих предприятия заботиться об улучшении условий труда в большей степени, чем это соответствует их собственным финансовым интересам. В отдельности каждый из этих подходов, возможно, ничего не даст, но вместе они способны сделать очень многое для удовлетворения насущных потребностей охраны труда.

По оценке ряда ведущих американских специалистов большая часть затрат на травмы, полученные на рабочем месте, и профзаболевания носят внешний характер по отношению к работодателю. Эти затраты несут работники, их семьи и общество, и они не включаются в обычный расчет прибыли и потерь предприятий. Если бы работодатели решали, какие условия безопасности труда они будут обеспечивать, исключительно основываясь на прибыли, и если бы не было никакого влияния общественной политики, то рабочие места были бы слишком опасными.

Люди все в большей мере требуют высоких стандартов физического здоровья, а лечение производственных травм и профзаболеваний становится более сложным и дорогим. Единственное приемлемое решение видится в приверженности к процессу усовершенствования производственной среды с тем, чтобы вместо ликвидации последствий несчастных случаев принимать меры по их профилактике.

 

 

 

 

39. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил безопасности труда

Нарушение законодательства о труде, правил и норм по охране труда может привести к несчастным случаям с людьми на производстве, к временной или постоянной утрате трудоспособности или смерти человека.

Нарушение должностным лицом организации, независимо от формы собственности, законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда влечет наложение административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так в соответствии со п.1 ст. 5.27. КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

п. 2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с Федеральными законами «Об основах...», ст. 24 и Трудовым кодексом, ст. 5.285.44.

Ответственность за нарушение правил охраны труда налагается и Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ), ст. 143:

1. Нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», ст. 25, в случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанный нарушений.

Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суде. Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда (ст. 26 «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).

Организации, выполняющие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 23 «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!