Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по БЖД»

/ БЖД
Конспект, 

Оглавление

2. Основные направления и принципы формирования СУОТ

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда установлена ст. 217 Трудового кодекса РФ.

В организации с численностью более 50 работников создается служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

На предприятии с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности.

Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы (специалиста по охране труда) оно вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы.

Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Структуру службы и численность работников службы определяет руководитель предприятия в зависимости от численности работающих, характера условий труда и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников служб охраны труда в организациях (утверждены Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10).

На должность специалиста по охране труда рекомендуется назначать, лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Контроль за деятельностью службы осуществляет руководитель предприятия, орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель предприятия.

Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе и должностными инструкциями.

Минтрудом России было принято постановление «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организациях» от 08.02.2000 № 14.

В данном постановлении определены основные задачи, функции, права работников службы охраны труда в организации.

Работники службы охраны труда вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.
Служба охраны труда представляет руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Руководитель предприятия должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий.
Организация труда работников службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
Для осуществления ряда функций службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой.

Руководителю предприятия рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Организация работы относительно управления охраной труда базируется на принципах теории управления, основными из которых есть: системность, оптимальность, динамичность, преемственность и стандартизация. Принцип системности заключается в том, что процессы технологии и безопасности рассматриваются во взаимосвязи.

Системность реализации задач управления охраной труда состоит в объединении разрозненных мероприятий из безопасности работы в единую систему целенаправленных, постоянно осуществляемых действий на всех уровнях и стадиях управления производством. Создается система стандартов предприятия.

Управление охраной труда осуществляется путем сбора и оценки информации, выявление отклонений от установленных требований и осуществление управляющих влияний на объект управления.

 

13. Структура и функции УОТ на местном уровне

Система управления охраной труда на местном уровне представляет собой совокупность организационных форм и методов действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно – гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

Задачами системы управления охраной труда, в соответствии с основными направлениями государственной политики, являются:

- разработка и осуществление мер государственного управления в сфере охраны труда;

- мониторинг условий и охраны труда;

- обеспечение контроля за соблюдением прав работников на охрану труда;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- организация взаимодействия и сотрудничества органов государственного управления, надзора и контроля, работодателей, профессиональных союзов и других уполномоченных работниками представителей в разработке и практической реализации государственной политики в сфере охраны труда;

- оказание организационно-методической помощи работодателям в организации работы по охране труда.

Система управления охраной труда на местном уровне включает в себя три уровня (звена) управления.

Основными элементами первого (областного) уровня являются:
- администрация области в лице первого заместителя главы администрации (губернатора) области, заместителя главы администрации (губернатора) области, курирующего социальные вопросы;

- Межведомственная комиссия по охране труда области;

- орган государственного управления охраной труда администрации области;

- областная комиссия по проверке знаний по охране труда, созданная при управлении охраны труда.

Основными элементами второго (муниципального) уровня системы являются:

- органы местного самоуправления;

- межведомственные комиссии по охране труда при органах местного самоуправления;

- органы управления охраной труда (отделы, специалисты по охране труда) в структуре органов местного самоуправления;

- комиссии при органах местного самоуправления по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций;

- расположенных на территории муниципальных образований.

Основными элементами третьего уровня системы (уровень организаций) являются:

- администрации организаций и их объединений;

- службы (специалисты) охраны труда;

- совместные комитеты (комиссии) по охране труда.

При реализации мер государственного управления охраной труда элементы системы управления охраной труда области взаимодействуют с органами государственной власти области, региональными органами федеральных органов исполнительной власти, органами надзора, объединениями работодателей, профсоюзными организациями и их объединениями.

Государственным органом, осуществляющим управление охраной труда на территории области, является структурное подразделение органа по труду администрации области – Управление охраны труда области.

Управление охраны труда области является звеном единой системы государственного управления охраной труда в Российской Федерации и его указания (распоряжения) в пределах своей компетенции обязательны для организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Органы управления охраной труда в структуре местного самоуправления (специалист по охране труда или отдел охраны труда, комиссия по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, межведомственная комиссия по охране труда) создаются главами соответствующих муниципальных образований и выполняют следующие функции:

- организация обучения и проверка знаний по охране труда;
- участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом;

- обследование организаций – соискателей лицензий на определенные виды деятельности на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям.

Взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и представителей трудовых коллективов в сфере улучшения условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляются через их участие в работе комиссий по охране труда различных уровней.

На уровне области создается Межведомственная комиссия по охране труда. Такие же комиссии могут создаваться по решению органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Создание Межведомственной комиссии области, межведомственных комиссий муниципальных образований и утверждение положений о них производится, соответственно, постановлением главы администрации (губернатора) области и постановлениями глав муниципальных образований.
В соответствии с действующим законодательством в организациях всех форм собственности с численностью работников более 10 человек создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Основные задачи комиссий заключаются в совместной разработке предложений по реализации единой государственной политики в области охраны труда и определении приоритетных направлений этой работы, рассмотрении методических и организационных вопросов и предложений, направленных на совершенствование управления охраной труда, улучшение условий труда, предупреждение аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Кроме совместной работы в Межведомственной комиссии, сотрудничество Управления охраны труда области с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных надзоров России, объединениями профсоюзов и предпринимателей происходит по следующим направлениям.

С органами местного самоуправления: предоставление администрациям муниципальных образований информации о состоянии условий и охраны труда в целом по региону, по районам, в разрезе основных отраслей народного хозяйства – один раз в год, в полугодие или квартал, в зависимости от возможностей сбора информации. 

 

25. Планирование работы службы охраны труда предприятия

Планирование работ по охране труда осуществляется на основе разработки планов: 

         перспективных (пятилетних) – комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;

         текущих (годовых) – планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда при заключении коллективных договоров;

         оперативных (квартальных, месячных) – планов по цехам и участкам.

Планы работы специалиста службы охраны труда предприятия рекомендуется разрабатывать на основе тщательного анализа условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подразделениях и на предприятии в целом.

Основное время в планах работы специалиста по охране труда (не менее 75% всего рабочего времени) должно быть отведено обследованию производственных объектов структурных подразделений предприятия. При этом особое внимание должно быть уделено цехам и участкам с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, с вредными и тяжелыми условиями труда, а также объектам повышенной опасности.

Каждый специалист по охране труда составляет перспективный план работы на год, текущий план на квартал и график обследования подразделений предприятия на месяц.

 В плане должны быть отражены следующие мероприятия:

- модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования;

- внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами, применение промышленных роботов в опасных и вредных производствах с целью обеспечения безопасности работников;

- совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов;

- внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

- внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;

- установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и сооружений;

- механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;

- проведение проверок технического состояния машин, оборудования, инструментов и приспособлений;

- снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах;

- устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в цехах, бытовых помещениях, местах массового перехода людей, на территории к нормам;

- механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства;

- приведение зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских), сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок к нормам;

- расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, уборных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.);

- обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами и другие.

Планы работы специалиста службы охраны труда утверждаются руководителем предприятия (работодателем), а при наличии на предприятии отдела (бюро) охраны труда – начальником отдела (заведующим бюро).

Планы работы специалиста службы охраны труда предприятия рекомендуется утверждать в следующие сроки:

годовой план – за 1 месяц;

квартальный план – за 10 дней;

месячный график обследования подразделений предприятия – за 1 неделю до наступления планируемого периода.

В плане работы специалиста службы охраны труда рекомендуется предусматривать проведение контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда. Проверку соответствия работы по охране труда требованиям нормативных актов следует планировать по направлениям.

 

35. Контроль службы охраны труда предприятия

Важнейшей функцией СУОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля охраны труда являются: оперативный контроль руководителя работ и других долж­ностных лиц; контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; контроль, осуществляемый службой охраны труда пред­приятия; ведомственный контроль вышестоящих организаций; конт­роль, осуществляемый органами государственного надзора.

Оперативный контроль осуществляется администрацией на всех уровнях ежедневно в масштабах руководимых ею подразделений, групп, бригад. Особая роль при этом принадлежит мастерам и брига­дирам, осуществляющим перед началом работы проверку соответствия требованиям безопасности оборудования, средств защиты, инструмен­та, приспособлений, организации рабочего места, а в процессе работы контроль за безопасностью ее проведения.

При аттестации рабочих мест наряду с оценкой технического уровня оснащения рабочих мест и их организации проводится анализ их соответствия требованиям охраны труда как в части условий труда, так и в части проводимых технологических процессов, используемого оборудования и средств защиты. В состав аттестационных комиссий входят главные специалисты, а также работники служб охраны труда, а в состав аттестационных комиссий цехов – мастера и бригадиры.

По результатам проверки соответствия рабочего места требованиям безопасности заполняют карты аттестации рабочих мест, в которых фиксируются нормативное и фактическое значение факторов, харак­теризующих условия труда, величины отклонения их от нормы, нали­чие тяжелого физического и напряженного труда, наличие соответствия требованиям безопасности средств коллективной и ин­дивидуальной защиты, соответствие требованиям безопасности обору­дования и технологических процессов.

Аттестационная комиссия выносит решение либо об аттестации рабочего места, либо его рационализации, либо его ликвидации. В основе принятия решения лежит технико-экономический анализ, ко­торый включает: рассмотрение результатов оценки рабочего места и предложений по его совершенствованию: определение потребности в каждом рабочем месте с точки зрения планов производства, анализа технологических процессов и результатов контроля рабочего места; расчет эффективности от доведения его до нормативного уровня и необходимых для этого затрат; выявление технических, материальных и финансовых возможностей предприятия для рационализации рабо­чего места. На базе результатов аттестации рабочего места и сертифи­кации оборудования (производится органами Госстандарта России), органами Министерства труда и социального развития РФ произво­дится сертификация производственного объекта.

Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда – одна из важнейших задач администрации при оценке условий труда, аттестации и сертификации рабочих мест. Это связано с наличием целого ряда льгот и компенсаций, положенным лицам, занятым на этих работах (дополнительный отпуск, сокращенный ра­бочий день, доплаты к зарплате, право на бесплатное получение молока или лечебно-профилактического питания, льготная пенсия). Офици­альное заключение об оценке условий труда дают органы экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития РФ.

При оценке условий труда и аттестации рабочих мест используют, как правило, санитарно-промышленные лаборатории. Возможно ис­пользование санитарно-эпидемиологических станций, лабораторий ву­зов и т.п.

Контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия, реализуется в нескольких формах.

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производствен­ного оборудования по определенному признаку. Например, проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллек­тивной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения, системы удаления отходов и т. п.). Контроль, как правило, проводится в масштабах нескольких цехов.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом конт­роля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требовании безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов охраны труда совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ, организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов.

Ведомственный контроль реализуется в виде целевых и комплекс­ных проверок производственного оборудования и технологических процессов, которые проводят комиссии во главе с главными специа­листами министерств и территориальных управлений. Государствен­ный надзор за выполнением требований охраны труда осуществляют специальные органы.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!