Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по БЖД»

/ БЖД
Конспект, 

Оглавление

Вопрос 8. Принципы и функции СУОТ

Эффективность системы управления охраной труда (СУОТ) в первую очередь зависит от знания теоретических основ охраны труда.

В ст. 37 Конституции РФ закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечеб­но-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих. В условиях рыночной экономики значимом эле­ментом системы управления безопасностью труда является раз­работка экономических механизмов регулирования и стимулиро­вания деятельности по обеспечению соблюдения требований за­конодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Наиболее важными функциями управления безопасностью тру­да являются:

-      создание системы законодательных и нормативных право­вых актов в области безопасности труда;

-      надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов;

-      оценка и анализ условий и безопасности труда, заключаю­щийся в аттестации рабочих мест по условиям труда, сер­тификации производств на соответствие требованиям ох­раны труда;

-      анализ состояния травматизма и заболеваемости, рассле­дование и учет несчастных случаев на производстве;

-      обучение и инструктирование работающих правилам и требованиям безопасности;

-      разработка мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению норм и правил безопасности труда. 

Правовой институт охраны труда включает нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их: 

-      правила и инструкции по охране труда; 

-      специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; 

-      нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью; 

-      нормы, регулирующие организацию работы по охране труда;

-      правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Здоровые и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием техники и технологии производства (например, замена тяжелого физического труда машинами, внедрение роботов, заменяющих человека там, где это опасно для его жизни и здоровья). Если на современном уровне развития техника и технология производства данной продукции сами по себе не исключают вредных условий или последствий, то для их устранения должны применяться меры, предусмотренные в нормах трудового права об охране труда и направленные на предотвращение или нейтрализацию воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов. Важнейшие нормы, направленные на обеспечение безопасных для жизни и здоровья условий труда, определены в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г., заменившие Основы законодательства об охране труда (1993 г.). В Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» закреплены принципиально важные положения относительно содержания и развития законодательства об охране труда и практики его применений:

-      определена сфера действий Основ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

-      определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;

-      установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятии;

-      проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, проведение медицинских осмотров;

-      определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственности предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране тру да;

-      предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

-      определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

-      предусмотрена   приостановка   производственной   деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

          В Основах в более развернутом виде приводятся некоторые нормы действующего трудового законодательства, в сконцентрированном виде отражается существующая практика, особенно когда речь идет о правах работников и обязанностях работодателя, а также декларируются нормы, подсказанные жизнью или заимствованные из опыта других стран. Действие Основ распространяются на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.

Согласно ст. 210 ТК РФ основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2) принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) государственное управление охраной труда;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

5) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

6) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

7) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными, условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

9) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

10) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

11) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

12) подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

13) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

14) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

15) международное сотрудничество в области охраны труда;

16) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

17) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединения работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.


Вопрос 18. Обязанности заместителя главного инженера, начальника ОТБ по безопасности труда

Назначение начальника отдела охраны труда и техники безопасности производится приказом руководителя организации.

Требования к квалификации.

Высшее техническое образование и стаж работы по охране труда на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5 лет.

Начальник отдела охраны труда и техники безопасности должен знать:
-постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии;

-производственную и организационную структуру предприятия;

-основные технологические процессы и режимы производства;

оборудование предприятия и принципы его работы;

-методы изучения условий труда на рабочих местах;

-организацию работы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии;

-систему стандартов безопасности труда;

-психофизиологические требования к работникам, исходя из категории тяжести работ, ограничения применения труда женщин, подростков, рабочих, переведенных на легкий труд;

-правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;

-передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда и техники безопасности;

-методы и формы пропаганды и информации по охране труда и технике безопасности;

-порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда;

-технике безопасности и производственной санитарии;

-основы экономики, научной организации труда, организации производства и управления, основы трудового законодательства.

Обязанности.

Начальник отдела охраны труда и техники безопасности:

Осуществляет контроль за созданием безопасных и здоровых условий труда на предприятии, проведением мероприятий в этой области, соблюдением действующего законодательства, инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда.

Организует изучение условий труда на рабочих местах, работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния цехов, проверку технического состояния оборудования, предохранительных и защитных устройств, осуществляет контроль за эффективностью работы вентиляционных и аспирационных систем.

Обеспечивает участие отдела в разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники и других средств защиты, маршрутов безопасного движения транспорта и пешеходов на территории предприятия, мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Участвует в разработке проектов перспективных и годовых планов по улучшению условий труда на предприятии.

Обеспечивает проведение вводных инструктажей работников предприятия по технике безопасности, контролирует составление смет расходов на мероприятия по охране труда и технике безопасности по подразделениям предприятия, правильности составления заявок на спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, спецпитание, предохранительные и защитные устройства и т.п.

Осуществляет контроль за расходованием ассигнований на охрану труда, соблюдением законодательных норм, правил техники безопасности и производственной санитарии в проектах строящихся или реконструируемых подразделений предприятия, новых технологических процессов, при установке оборудования, а также сроков испытаний и проверок правильности эксплуатации паровых котлов, баллонов для сжатых газов, контрольной аппаратуры кранов, подъемников и другого оборудования, графиков замеров производственного шума воздушной среды, вибрации и т.п. , выполнением предписаний органов государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением действующих норм и стандартов по безопасности труда в процессе производства.

Оказывает подразделениям предприятия методическую помощь в разработке новых и пересмотре устаревших инструкций и памяток по технике безопасности и охране труда, а также составление программ обучения рабочих безопасным методам работы.

Участвует в расследовании и анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предупреждению и устранению, а также в составлении разделов коллективного договора, касающихся вопросов улучшения условий труда, укрепления здоровья работников.

Организует работу кабинета по охране труда и пропаганду мер по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии путем проведения лекций, бесед, устройства выставок, витрин, стендов, распространения правил, инструкций, памяток, демонстрации кинофильмов и т.п.

Контролирует обеспечение соблюдения правил охраны труда и техники безопасности при проведении практики студентов, учащихся профессионально-технических училищ и трудового обучения школьников.
Осуществляет связь с медицинскими учреждениями, научно-исследовательскими институтами и другими организациями по вопросам охраны труда и техники безопасности и принимает меры по внедрению рекомендаций.

Обеспечивает составление отчетности по охране труда.
Руководит работниками отдела.

 


Вопрос 30. Оценка работы по совершенствованию охраны труда

Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.

Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:

- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

- обследования состояния здоровья работников.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.

Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.

Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение:

- сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий;

- смягчения последствий аварий, несчастных случаев;

- корректирующих и предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных несоответствий.

- анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий;

- обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Организация должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.

Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда, включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда.

Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи.

Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда.

Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для:

- определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;

- определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

- рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управления охраной труда;

- представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации.

План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда составляют отчеты.

Внутренние аудиты системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

 Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работники представительных органов.

Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану труда в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.


Вопрос 40. Дисциплинарная ответственность, порядок наложения взыскания

Дисциплинарная ответственность работников является од­ним из видов юридической ответственности, которая налагает­ся за неправомерное поведение.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника претерпеть неблагоприятные послед­ствия, предусмотренные нормами трудового права, за винов­ное, противоправное неисполнение или ненадлежащее испол­нение своих трудовых обязанностей. К дисциплинарной ответ­ственности могут привлекаться работники, совершившие дис­циплинарный проступок. Следовательно, основанием дисцип­линарной ответственности всегда служит дисциплинарный про­ступок, совершенный конкретным работником.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ, дисциплинарным про­ступком признается неисполнение или ненадлежащее испол­нение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Дисциплинарный проступок, как и любое другое правонару­шение, обладает совокупностью признаков: субъект, субъектив­ная сторона, объект, объективная сторона. Субъектом дисцип­линарного проступка может быть только гражданин, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретным работодателем и нарушающий трудовую дисциплину. Субъективной стороной дисциплинарного проступка является вина со стороны работни­ка. Она выражает психическое отношение нарушителя трудовой дисциплины к своему неправомерному действию. Вина может быть в форме как прямого или косвенного умысла, так и в фор­ме неосторожности. Объектом дисциплинарного проступка яв­ляется внутренний трудовой распорядок. Объективной стороной дисциплинарного проступка являются вредные последствия и причинная связь между ними и действием (бездействием) правонарушителя. При этом действие (бездействие) работника является противоправным, если оно нарушает трудовые обязан­ности работника. Поэтому не может считаться нарушением трудовых обязанностей отказ работника выполнять распоряжение работодателя, противоречащее законодательству.

Для дисциплинарного проступка характерно, во-первых, не­исполнение работником своих трудовых обязанностей, пред­усмотренных действующим трудовым законодательством, пра­вилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положе­ниями о дисциплине, техническими правилами, должностными положениями и инструкциями, а также вытекающих из трудо­вого договора, заключенного работником с конкретной органи­зацией. К таким нарушениям можно отнести отказ или уклоне­ние без уважительных причин от медицинского освидетельство­вания работников некоторых профессий, а также отказ работни­ка от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе.

Нельзя считать дисциплинарным проступком неправиль­ные действия работника, не относящиеся к его трудовым обязанностям (например, невыполнение общественных пору­чений, нарушение правил поведения в общежитии).

Во-вторых, дисциплинарный проступок отличает противо­правный характер, т.е. такое поведение работника, которое на­рушает законодательство. Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Напри­мер, не является дисциплинарным проступком отказ женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, от сверхурочной работы, поскольку она может быть привлечена к такой работе только с ее согласия (ст. 99 ТК РФ). Кроме того, судебная практика счи­тает правомерным неповиновение работника приказам руково­дителя организации, которые нарушают требования закона.

В-третьих, дисциплинарный проступок всегда есть винов­ное действие (умышленное или неосторожное). Неисполнение трудовых обязанностей не по вине работника (например, из-за необорудованного рабочего места, необеспечения охраны иму­щества работодателя) не может считаться дисциплинарным проступком.

Действующее трудовое законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности работников: общую и специальную.

Первый вид – общая дисциплинарная ответственность, которая предусмотрена Трудовым кодексом и правилами внут­реннего трудового распорядка. Она распространяется на всех работников, кроме тех, для которых предусмотрена специаль­ная дисциплинарная ответственность.

За нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ). Необходимо обратить внимание, что ранее КЗоТ РФ предусматривал и такое взыскание, как строгий выговор.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведе­ние работника. Какую конкретную меру дисциплинарного взыс­кания применить к работнику – право самого работодателя. При этом перечень мер дисциплинарного взыскания, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, яв­ляется исчерпывающим. Не допускается применение дисцип­линарных взысканий, не предусмотренных федеральными за­конами, уставами и положениями о дисциплине.

Второй вид – специальная дисциплинарная ответствен­ность установлена для узкого круга работников: судей, прокуро­ров, следователей, государственных служащих, работников ряда отраслей, подпадающих под действие уставов и положений о дис­циплине. В соответствии со ст. 192 ТК РФ федеральными закона­ми, уставами и положениями о дисциплине для отдельных кате­горий работников могут быть предусмотрены также и другие дис­циплинарные взыскания (кроме тех, что указаны выше).

Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по следующим признакам: 1) кругу лиц, подпадающих под ее действие; 2) мерам дисциплинарного взыскания; 3) кругу лиц и органов, наделенных правом применять взыскания; 4) по порядку применения и обжалования взысканий.

Одним из видов специальной дисциплинарной ответственности является ответственность по уставам и положениям о дис­циплине. Она распространяется в основном на работников соот­ветствующей отрасли народного хозяйства, которые выполняют в ней основные, профилирующие работы, а также на работников центрального аппарата. Уставы (положения) не только опреде­ляют круг этих лиц, но и указывают должностных лиц, имею­щих право налагать дисциплинарные взыскания.

К работникам, несущим дисциплинарную ответственность по уставам (положениям) о дисциплине, наряду с общими взыс­каниями могут применяться и взыскания, предусмотренные в соответствующем уставе (положении). Например, Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., введено такое дисциплинарное взыскание, как предупреждение о не­полном служебном соответствии, которое применяется в слу­чаях: а) систематического невыполнения служебных обязанно­стей и распоряжений руководителя; б) неоднократного совер­шения дисциплинарных проступков; в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового фло­та Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пра­вительства РФ от 21 сентября 2000г. в качестве дисципли­нарного взыскания предусмотрено изъятие дипломов у капита­нов и лиц командного состава рыбопромыслового флота на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности море­плавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения ок­ружающей среды, а также за грубое нарушение правил веде­ния промысла.

На основе специальных положений дисциплинарную ответ­ственность несут также руководящие работники, избираемые, утверждаемые или назначаемые на должности высшими орга­нами государственной власти и управления Российской Федера­ции и республик в составе Российской Федерации. Федераль­ным законом Российской Федерации «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г. уста­новлена специальная дисциплинарная ответственность для го­сударственных служащих. Особенности этой ответственности заключаются в дополнительных мерах дисциплинарного взыс­кания. Введена такая мера, как предупреждение о неполном служебном соответствии (п. 4 ст. 14). Увольнение может иметь место за разглашение сведений, составляющих государствен­ную или иную охраняемую законом тайну (п. 4 ч. 2 ст. 25). К государственным служащим применяется и такая мера, как временное отстранение (но не более чем на 1 мес.) допустив­ших дисциплинарный проступок от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до реше­ния вопроса о его дисциплинарной ответственности, и др.

На основе специальных положений дисциплинарную ответственность несут также судьи, прокуроры, их заместите­ли, помощники, следователи. Федеральный закон «О прокура­туре Российской Федерации» от 17 января 1992 года преду­сматривает такие меры специальной ответственности, как по­нижение в классном чине; предупреждение о неполном слу­жебном соответствии; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; лишение на­грудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Россий­ской Федерации» (п. 1 ст. 41.7).

Порядок применения и снятия дисциплинарных взыска­ний определен ст. 193, 194 ТК РФ.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ работника дать объяснение не является препятстви­ем для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одно­го месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также време­ни, необходимого на учет мнения представительного органа работников (в том случае, когда это предусмотрено Кодексом).

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позд­нее шести месяцев со дня совершения проступка, а по резуль­татам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельно­сти или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время произ­водства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть приме­нено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисцип­линарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) состав­ляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работ­ником в государственные инспекции труда или органы по рас­смотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинар­ному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинар­ного взыскания. Поэтому меры дисциплинарного взыскания, в отличие от мер поощрения, в трудовую книжку никогда не за­носятся (за исключением такого вида дисциплинарного взыс­кания, как увольнение).

Работодатель до истечения года со дня применения дис­циплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатай­ству его непосредственного руководителя или представитель­ного органа работников.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руко­водителя организации, его заместителей по требованию представительного органа работников. Трудовой кодекс (ст. 195) предусмотрел возможность привлечения к дисципли­нарной ответственности такой особой категории работников, как руководитель организации и его заместители. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работ­ников о нарушении руководителем организации, его замести­телями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работни­ков.

В случае, если факты нарушений подтвердились, работо­датель обязан применить к руководителю организации, его за­местителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!