Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Отличительные черты ренессанской культуры: гуманизм, светская направленность, обращение к идеалам античности»

/ Культурология
Конспект, 

Оглавление

Главным и наиболее существенным в культуре Воз­рождения является гуманизм.

         Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374). Он пер­вым заговорил о повороте культуры к античности, к Гомеру и Вергилию. Петрарка не отвергает христианство, но оно предстает у него переосмысленным, очеловеченным. Поэт весьма критически смотрит на схоластику, осуждает ее за подчинен­ность теологии, за пренебрежение к проблемам человека.

         Петрарка всячески подчеркивает значение гуманитарных наук и словесных искусств – поэзии, риторики, литературы, этики, эстетики, которые помогают нравственному и духовному совершенствованию человека, от развития которых зависит успех новой культуры. Концепция Петрарки получила даль­нейшее развитие у его последователей – Колюччо Салютати, Лоренцо Баллы, Пико делла Мирандоллы и др.

        Ярким представителем гуманизма был французский фило­соф Мишель Монтень (1533–1592). В своем труде «Опыты» он дает ироническую и язвительную критику схоластики, де­монстрирует блестящие образцы светского свободомыслия, провозглашает человека высшей ценностью.

        У английского писателя и политика Томаса Мора (1519–1577) и итальянского философа и поэта Томазо Кампанеллы (1568–1639) идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопического социализма. Первый излагает их в своей знаме­нитой «Утопии», а второй – в не менее знаменитом – «Городе Солнца». Оба считают, что достойная человека жизнь должна строиться на принципах разума, свободы, равенства, братства и справедливости.

        Эразм Роттердамский (1469 – 1536) – богослов, филолог, писатель – стал главой христианского гуманизма. Он выступил с идеей возрождения идеалов и ценностей раннего христианства, «возврата к истокам» во всех областях жизни. В своей сатире «Похвала глупости» и других произведениях он изо­бличает пороки современного ему общества, высмеивает ли­цемерие, невежество, пошлость и тщеславие мира духовенства.

        Эразм Роттердамский стремился восстановить «евангельскую чистоту» христианства, сделать его подлинно челове­ческим, оплодотворить его античной мудростью и соединить с новой гуманистической светской культурой. Наиболее значи­мыми для него ценностями выступают свобода и разум, уме­ренность и миролюбие, простота и здравый смысл, образованность и ясность мысли, терпимость и согласие. Войну он рассматривал как самое страшное проклятие человечества.

        При всем своеобразии возникших течений и концепций гуманизма между ними имеется много общего. Все они поко­ятся на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно ска­зать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа – Протаго­ра: «Человек есть мера всех вещей. Существующих – в том, что они существуют. Несуществующих – в том, что они не сущест­вуют».

        Если для религиозного Средневековья человек – это «тварь дрожащая», то гуманисты Возрождения не знают предела в возвышении человека, сближая и уравнивая его с Богом. Ни­колай Кузанский называет человека «вторым богом». Если первый Бог властвует на небе, то второй – на земле.

         Вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в челове­ка и его развитие. Человек определяется как совершенное су­щество, наделенное безграничными способностями и неис­черпаемыми возможностями. У него есть все необходимое и достаточное, чтобы быть творцом своей судьбы, ни к кому не обращаясь за помощью, полностью полагаясь на самого себя.

         Гуманисты также провозгласили веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу. Они отвергли притязания теологии на монопольное обладание истиной, выступили с критикой прежней роли религиозных догм и авторитетов в деле познания.

         В противоположность средневековой морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннем мире, гуманизм объявил земную жизнь человека высшей ценностью, возвели­чил земное предназначение человека, утвердил его право на счастье в реальном посюстороннем мире.

         Гуманисты отвергли религиозную концепцию человека как «раба Божьего», лишенного свободы воли, нормами поведения которого являются безропотное смирение, покорность судьбе, безусловное подчинение Божественной воле и благодати. Они возродили античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности. Не грехопа­дение и искупление составляют смысл человеческого бытия. А деятельная, активная, трудовая жизнь, являющаяся безуслов­ной ценностью. Любой труд – будь то земледелие, ремесло или торговля, любое приумножение богатства – получает у гуманистов самую высокую оценку.

         Гуманисты возродили аристотелевское понимание человека как «политического животного» и пошли гораздо дальше в этом направлении. Они в полной мере осознали социальный характер человека и его бытия. Христианское равенство перед Богом они дополнили равенством перед законом. Гуманисты активно выступили против существующей жестокой социаль­но-сословной иерархии, против сословных привилегий. Начи­ная с Петрарки, они стали все сильнее критиковать праздный жизни знатных», противопоставляя ему трудовой образ жизни третьего сословия.

          Гуманизм – особенно итальянский – выступил против ре­лигиозного аскетизма, требующего от человека самоограничения во всем, подавления чувственных желаний. Он возродил античный гедонизм с его прославлением удовольствия и наслаждения. Жизнь должна доставлять человеку не муки и страдания, но радость бытия, удовлетворение, удовольствие, веселье и наслаждение. Жизнь сама по себе является счастьем и блаженством. Чувственная, физическая любовь перестает быть греховной и низменной. Она включается в число самых высокий ценностей. Великий Данте в своей «Божественной комедии» воспевает и прославляет всякую любовь, включая греховную.

         Гуманистическая культура создала не только новое пони­мание человека, но и новый взгляд на природу. В средние века на нее смотрели религиозными глазами, она воспринималась весьма скептически, как источник скверны и соблазна, как то, что отделяет человека от Бога. Гуманизм Возрождения воз­вращается к античным идеалам в толковании природы, опре­деляющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.

         Петрарка видит в природе живое и разумное существо. Она для него – любящая мать и воспитательница, «естественная норма» для «естественного человека». В человеке все от при­роды, не только тело, но и разум, и добродетель, и даже крас­норечие. В искусстве природа рассматривается как источник красоты или же как сама красота. Л. Альберти – итальянский архитектор и теоретик искусства, представитель Раннего Воз­рождения – говорит о близости языка искусства и языка при­роды, определяет художника как великого подражателя приро­ды, призывает его следовать природе «глазом и умом».

          Формирование культуры Возрождения являлось прежде всего ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента средневековой культуры. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появ­лению в христианстве нового направления – протестантизма.[1] 



[1] Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие. М., 1998. С. 143-148

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!