Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Особенности ведения бухучета на малых предприятиях»

/ Бухучет
Конспект, 

Оглавление

 

1.1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий и значение малого бизнеса в рыночной экономике

 

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными харак­теристиками.

Окончательное юридическое определение понятия «малые пред­приятия» дано в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации» от 14.06.95 г. №88-ФЗ.

          В соответствии с этим Зако­ном под субъектами малого предпринимательства (малыми предпри­ятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капита­ле которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объеди­нений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не яв­ляющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 че­ловек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятель­ности – 50 человек.

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным зако­ном для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внима­ние два критерия: численность работников и участие других органи­заций в уставном капитале предприятия.

В международной практике для отнесения соответствующих объек­тов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и ба­лансовую стоимость имущества.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятель­ности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годо­вом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определя­ется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по со­вместительству с учетом реально отработанного времени, а также ра­ботников представительств, филиалов и других обособленных под­разделений указанного юридического лица. В случае превышения ус­тановленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в те­чение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.

Федеральным законом определено, что порядок налогообло­жения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается нало­говым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

Кроме того, Закон установил, что если изменения налогового за­конодательства создают менее благоприятные условия для малых пред­приятий по сравнению с ранее действовавшими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в тече­ние первых 4 лет деятельности организации.

В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осу­ществляется на льготных условиях с полной или частичной компенса­цией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фон­дов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская от­четность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который преду­сматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообло­жения.

    Небольшой численный состав и юридическая самостоя­тельность – не самые главные черты малого предприятия. Наиболее су­щественными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Сущность и отличительная особенность малого пред­принимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в полу­чении такого результата и таким способом, которых нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможно­стях эффективной рыночной самореализации, малое предприниматель­ство, как нам представляется, утверждается не столько как количествен­но, сколько качественно определенный вид предпринимательской деятельности. Не случайно в США, к примеру, на долю малых и средних предприятий приходится половина всей выпускаемой продукции, а де­вять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах.

    Вместе с тем малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной час­тью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом сви­детельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и ин­теграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориен­тируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функцио­нируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного про­странства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мо­бильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

    Как свидетельствует мировой опыт, одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не только не противопостав­ляется мелкому, как это было многие годы в нашей стране в соот­ветствии с требованиями социалистического хозяйствования, а напро­тив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий. Крупные монополистические объединения отнюдь не наступают там на малый бизнес, а взаимодополняют друг друга. И это взаимодействие характерно для всех стран с развитой сферой малого бизнеса.

    Мировой опыт ведения рыночного хозяйства показывает, что вы­сокая эффективность этой экономической модели достигается лишь в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных производителей как бы ба­лансируется необходимым числом мелких и средних производителей. Именно последние в решающей степени обеспечивают ее формирова­ние и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, ре­шают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыно­чной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения.

Развитие и поддержка малого бизнеса является приоритетным направлением госу­дарственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. Такая поддержка носит стратегический характер и нацелена на осуще­ствление технологического прорыва по перспективным направлениям НТП. Эффектив­ность современной научно-технической политики большинства развитых стран определяет­ся не только самим выбором приоритетов в экономической сфере, но и подключением к ней гибкого механизма малого предприниматель­ства, способного преодолеть организационно-экономические недостатки ведомственного и экономического монополизма, чреватого тенденциями к торможению экономического процесса. Последнее обстоятельство заслужи­вает особого внимания, ибо наша страна обла­дает, с одной стороны, мощным научно-техни­ческим потенциалом и широкой социальной базой для развития малого предприниматель­ства в целом. С другой стороны, – мы стоим перед необходимостью быстрейшего решения задач социальной защиты населения, преодо­ления монопольной структуры экономики, со­хранения и эффективного использования сво­его научно-технического потенциала. Реализуя эту необходимость, нельзя недооценивать раз­витие малого бизнеса.

 

1.2.  Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Рекомендации по ведению учета и отчетности субъектами малого предпринимательства

 

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бух­галтерского учета для субъектов малого предпринимательства малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журнально-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. №63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. №176. На ма­лых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйствен­ных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуще­ствляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложно­сти и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разрабо­танными министерствами и ведомствами на основе типовых по со­гласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым пред­приятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов.

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым пред­приятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый по­рядок учета производственных ресурсов, затрат на производство про­дукции и финансовых результатов.

 

 
 


На счете 01 «Основные средства» рекомендуется обособленно учи­тывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных акти­вов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств».

Выбывающие основные средства списываются со счета 01 «Ос­новные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи основных средств их остаточная сто­имость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 «Прода­жи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета.

Все производственные запасы на малых предприятиях рекомен­дуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и ока­зание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на сче­те 20 «Основное производство». При этом затраты па проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим стать­ям затрат (материалы, заработная плата и др.).

Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйствен­ных расходов.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связан­ные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отра­жаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплачен­ных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, на­численных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (ра­бот, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 «Товары» до момента поступления денежных средств.

При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денеж­ных средств и кредитуют счет 90 «Продажи», после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.

В случае выполнения своих обязательств покупателем иным спо­собом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кре­дитовая запись по счету 90 «Продажи» корреспондируется с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитыва­ющие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут спи­сывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продук­ции (счет 90 «Продажи»). При таком списании производственная се­бестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдель­ном синтетическом счете.

Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 «То­вары».

Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого иму­щества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 «Про­дажи».

Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».

В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета – ее использование.

По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 «Не­распределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осу­ществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами». Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету – воз­никновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту – возникновение кредиторской задолженности и погаше­ние дебиторской.

Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется ма­лым предприятием на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по их видам и срокам погашения.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а в качестве регистров аналитичес­кого учета – следующие ведомости: учета основных средств, начисленных амортизационных отчис­лений; учета производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям; учета затрат на производство; учета денежных средств и фондов; учета расчетов и прочих операций; учета реализации; учета расчетов с поставщиками; учета оплаты труда; шахматную.

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведо­мости учета заработной платы является обязательным, остальные ве­домости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только син­тетического, но и аналитического учета.

В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хо­зяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При от­крытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.

Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый ме­сяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и про­нумерована. На последней странице Книги записывают число содер­жащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Для аналитического учета имущества, обязательств и процессов используют ведомости. В них записывают пока­затели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец пе­риода. Например, в ведомости учета производственных запасов и то­варов указывают порядковый номер каждого вида материалов и това­ров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количествен­ном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

Запись в учетные регистры производят на основании должным об­разом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с По­ложением о документах и документообороте) на второй день после со­вершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основ­ном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельнос­ти, а после этого – в соответствующие ведомости. Например, опера­ция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета бу­дет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» Книги учета фактов хозяйственной дея­тельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов, открываемых отдельно на кассовые операции и на опера­ции по расчетному счету.

Если на предприятии совершается значительное количество хо­зяйственных операций, их можно записывать вначале в соответству­ющие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать креди­товый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности за­писывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а за­тем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим сче­там Книги.

При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма №ОС-6). На основании ито­говых данных карточек учета движения основных средств ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основ­ные средства» в ведомости. Начисление амортизаци­онных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице или журнально-ордерной формы учета.

По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обо­роты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сум­ма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каж­дому синтетическому счету используют для составления бухгалтерс­кого баланса.

Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной дея­тельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, яв­ляющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитичес­кого учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шах­матную). Эта ведомость является регистром синтети­ческого учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по сче­там бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомо­сти записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом – в порядке увеличения их номеров.

По за­вершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соот­ветствующей ведомости.

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчиты­вают сальдо.

В соответствии с Федеральным законом для малых предприя­тий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

 

1.3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий. Рекомендации по применению упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. №222-ФЗ малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При оп­ределении численности работающих в нее включают работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характе­ра, а также работающих в филиалах и подразделениях малого пред­приятия.

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Объектом обложения единым налогом организации являются сово­купный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.

Совокупный доход организации исчисляется как разность между валовой выручкой и затратами на производство и продажу продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплаты труда.

Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от продажи товаров (работ, услуг) и имущества, а также вне реализационных доходов.

Единый налог на совокупный доход взимается по следующим став­кам:

• в федеральный бюджет – в размере 10% от совокупного дохода;

• в бюджет субъектов РФ и местный бюджет – в суммарном раз­мере не более 20% от совокупного дохода.

Если объектом налогообложения является валовая выручка, то в федеральный бюджет подлежит внести 3,33% от суммы валовой вы­ручки, а в бюджет Российской Федерации и местный бюджет– 6,67% от валовой выручки.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе уста­навливать для организаций расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представи­телям.

Эти органы вправе также устанавливать льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий платель­щиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачис­лению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогооб­ложения, сохраняется действующий порядок уплаты, таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотран­спортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государствен­ные социальные внебюджетные фонды.

Организации имеют право перейти на упрощенную систему, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла по­дача заявления на право применения упрощенной системы, совокуп­ный размер валовой выручки организации не превысил суммы 100 000-кратного МРОТ, установленного законодательством на 1-й день квар­тала, в котором произошла подача заявления.

Официальным документом, удостоверяющим право малого предприятия на применение упрощенной системы налогообложе­ния, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на 1 год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.

Малое предприятие по итогам хозяйственной деятельности за от­четный период (квартал) представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подле­жащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости па­тента, а также выписку из Книги учета доходов и расходов с указани­ем совокупного дохода или валовой выручки, полученных за отчет­ный период.

При предъявлении в налоговый орган указанных документов орга­низация предъявляет для проверки патент, Книгу учета доходов и рас­ходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате еди­ного налога за отчетный период с отметкой банка об исполнении пла­тежа.

Книга доходов и расходов

Организациям, применяющим упрощенную систему, предостав­ляется право ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности.

Книга учета доходов и расходов открывается на один календар­ный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На послед­ней странице Книги записывается число содержащихся в ней стра­ниц, которое заверяется подписью руководителя организации и оттис­ком печати налогового органа.

Запись в Книгу производится в хронологической последователь­ности хозяйственных операций на основе первичных документов.

Состав доходов и расходов, принимаемых и не принимаемых для расчета налога, определен Законом от 29.12.95 г. №222-ФЗ и при­казом Минфина РФ от 22.02.96 г; №18.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой вы­ручкой и стоимостью использованных в процессе производства про­дукции сырья и материалов, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений и транспортных средств, расходов на оплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков, оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госпошлин и лицензионных сбо­ров.

Книга учета доходов и расходов подлежит регистрации в налого­вом органе при получении патента.

Организации, применяющие упрощенную систему, ведут учет кас­совых операций по действующему порядку и представляют статистическую отчетность.

В соответствии с постановлением Госкомстата РФ малые пред­приятия ежеквартально представляют статистическим органам «Све­дения об основных показателях деятельности малого предприятия».

 

1.4.Единый налог на вмененный доход

 

Закон  по Челябинской области от 27 сентября 2001 г. №38-30 «О внесении изменений и дополнений в Закон Челябинской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», принят постановлением Законодательного собрания от 27 сентября 2001 г. №279, вносит изменения и дополнения в Закон Челябинской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

 Настоящий Закон Челябинской области разработан в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и определяет сферы предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, размер вмененного дохода, базовой доходности и повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности, порядок расчета и сроки уплаты этого налога на территории Челябинской области.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – единый налог) обязателен к уплате на всей территории Челябинской области.

Со дня введения единого налога на территории Челябинской области с плательщиков этого налога не взимается единый социальный налог (взнос), а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением:

1) государственной пошлины;

2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

3) лицензионных и регистрационных сборов;

4) налога с владельцев транспортных средств;

5) земельного налога;

6) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

7) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 настоящего Закона;

8) удержанных сумм налога на доходы физических лиц, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

 Плательщиками единого налога являются юридические лица и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории области в следующих сферах:

1) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, торговые павильоны, рынки, ларьки, палатки, киоски, лотки и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

2) оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

3) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

4) оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

5) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);

6) оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;

7) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);

8) розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами;

9) розничная стационарная торговля горюче-смазочными материалами.

Общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.

Не переводятся на уплату единого налога организации, входящие в состав Федерального управления почтовой связи.

Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.

Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.

Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Челябинской области. Отчетность по налогам, плательщиками которых они не являются, не представляется.

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщиками учет доходов и расходов осуществляется в раздельных книгах учета доходов и расходов по каждому из видов деятельности, подлежащему налогообложению в соответствии с настоящим Законом, по форме, установленной Управлением Министерства Российской федерации по налогам и сборам по Челябинской области.

Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом для субъектов малого предпринимательства – с учетом особенностей, определяемых в установленном законодательством порядке.

Налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.

Ставка единого налога устанавливается в размере 20 процентов вмененного дохода.

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, размера базовой доходности, количества единиц физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

Формула расчета суммы единого налога:

 

                          ЕН = ВД × СтЕ / 100,

 

                      ВД = БД × ЕФП × К1 × К2 × К3,

 

где

ЕН – сумма единого налога,

ВД – вмененный доход,

СтЕ – ставка единого налога,

БД – базовая доходность на единицу физического показателя,

ЕФП – количество единиц физического показателя,

К1, К2, К3 – повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности.

Единицы физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, и размеры базовой доходности на единицу физического показателя установлены приложением к Закону.

 Расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, производится налогоплательщиком самостоятельно по вышеуказанной формуле и представляется по форме, утвержденной Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Челябинской области, в налоговые органы по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет ежеквартально не позднее 1-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду (кварталу). Организации, имеющие в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, представляют в налоговые органы по месту постановки организации на налоговый учет и в налоговые органы по местонахождению филиалов и иных обособленных подразделений расчеты единого налога по каждому филиалу и иному обособленному подразделению.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, в отношении которых введен единый налог, в налоговые органы Челябинской области по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет представляется отдельный расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде (квартале), по каждому виду деятельности.

При осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой введен единый налог, в нескольких местах расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде (квартале), представляется по каждому из таких мест.

При осуществлении розничной торговли в форме разъездов расчет суммы единого налога представляется налогоплательщиком по месту постановки на налоговый учет.

Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц. Срок уплаты авансового платежа устанавливается до 25-го числа месяца, предшествующего календарному месяцу, за который производится уплата.

Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев на основании представленных за соответствующие отчетные периоды расчетов сумм единого налога. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.

При непредставлении расчета единого налога в срок налогоплательщик несет ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При расчете суммы вмененного дохода от деятельности на основе свидетельства применяются следующие повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности:

1) в зависимости от районов и городов областного значения, закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых осуществляется предпринимательская деятельность:

города Челябинск, Магнитогорск – 1;

города Миасс, Южноуральск – 0,9;

города Златоуст, Коркино, Сатка, Троицк, Чебаркуль, Снежинок, Озерск – 0,8;

города Аша, Верхний Уфалей, Еманжелинск, Карабаш, Карталы, Касли, Катав-Ивановск, Копейск, Кыштым, Пласт, Усть-Катав, Трехгорный и районы Аргаяшский, Брединский, Еткульский, Красноармейский, Нагайбакский, Нязепетровский, Сосновский, Чебаркульский, Чесменский – 0,7;

районы Агаповский, Варненский, Верхнеуральский, Кизильский, Кунашакский, Кусинский, Октябрьский, Троицкий, Увельский, Уйский, поселок Локомотивный – 0,6;

2) в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности на территориях районов и городов областного значения, закрытых административно-территориальных образований:

центр населенного пункта, базовые магистрали, территории вокзалов, аэропортов – 1,2;

«среднее кольцо» населенного пункта – 1;

окраинные, пригородные районы – 0,8.

Границы указанных зон на территориях районов, городов областного значения и закрытых административно-территориальных образований устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. До установления границ зон на территориях районов, городов областного значения и закрытых административно-территориальных образований повышающие (понижающие) коэффициенты, предусмотренные абзацами со второго по четвертый настоящего подпункта, не применяются.

Для сферы розничной торговли применяются следующие повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности:

1) в зависимости от ассортимента реализуемых товаров:

трикотажные и швейные изделия (за исключением верхней одежды, изделий из натуральных кожи и меха) – 1,2;

верхняя одежда (за исключением изделий из натуральных кожи и меха) – 1,4;

мебель, ковры, ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, изделия из натуральных кожи и (или) меха, обувь из натуральных кожи и (или) меха, пиво, алкогольная продукция, табачные изделия, технически сложные товары бытового назначения, в том числе бытовая радиоэлектронная аппаратура, вычислительная и множительная техника, электробытовые машины и приборы, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты – 1,5;

автомобили, запасные части к автомобилям – 1,7;

предметы культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в религиозных учреждениях, при священнодействии и (или) богослужении (за исключением изделий из драгоценных металлов и камней) – 0,1;

газеты, журналы – 0,5.

В случае реализации в одном месте организации розничной торговли нескольких видов товаров, предусмотренных в подпункте 1 настоящего пункта, для расчета базовой доходности применяется максимальный коэффициент базовой доходности;

2) в случае осуществления деятельности исключительно в субботу и воскресенье – 0,5;

3) в зависимости от торговой площади места организации торговли, имеющего стационарную торговую площадь, используемую налогоплательщиком для организации розничной торговли:

до 10 кв. метров включительно – 1,8;

свыше 10 до 50 кв. метров включительно – 1,6;

свыше 50 до 100 кв. метров включительно – 1,4;

свыше 100 до 200 кв. метров включительно – 1,2;

свыше 200 кв. метров – 1.

Площади, сданные в аренду, включаются в торговую площадь арендатора.

 Для сферы розничной торговли горюче-смазочными материалами применяются следующие повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности:

1) в зависимости от уровня сервисного обслуживания автозаправочной станции:

для автозаправочных станций, не имеющих собственной дополнительной инфраструктуры и не оказывающих дополнительных услуг – 1,0;

для автозаправочных станций, имеющих элементы собственной дополнительной инфраструктуры – 0,9;

для автозаправочных станций, имеющих элементы собственной дополнительной инфраструктуры и оказывающих дополнительные услуги – 0,8.

Для определения уровня сервисного обслуживания автозаправочной станции учитывается использование налогоплательщиком собственной дополнительной инфраструктуры, оказание дополнительных услуг.

К дополнительным услугам относятся услуги, стоимость которых не включается в стоимость реализуемых горюче-смазочных материалов: сервисное обслуживание водителей и транспортных средств, постоянно действующие стационарные боксы технического обслуживания, мойка автомобилей.

К использованию налогоплательщиком собственной дополнительной инфраструктуры относится организация постоянно действующих в стационарных условиях точек общественного питания и розничной торговли;

2) в зависимости от места дислокации автозаправочной станции:

для автозаправочных станций, расположенных в городах и на выезде из населенного пункта на федеральные и областные автомобильные дороги общего пользования – 1,0;

для автозаправочных станций, расположенных в придорожной полосе либо в пределах 200 метров от придорожной полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования – 0,9;

для автозаправочных станций, расположенных в придорожной полосе либо в пределах 200 метров от придорожной полосы областных автомобильных дорог общего пользования – 0,8;

3) в зависимости от ассортимента горюче-смазочных материалов:

отпуск автомобильного бензина с октановым числом более 93 – 0,8;

отпуск автомобильного бензина с октановым числом 93 и менее, дизельного топлива либо масел для карбюраторных и (или) дизельных двигателей – 1;

отпуск газа – 0,5.

В случае реализации в течение налогового периода через один топливораздаточный пистолет различных марок топлива для расчета единого налога принимается максимальное значение коэффициента.

При наличии на одной автозаправочной станции нескольких топливораздаточных пистолетов, через которые производится продажа одного вида топлива, базовая доходность на второй пистолет корректируется на коэффициент 0,7, на третий и каждый последующий – 0,5.

При наличии на одной стационарной или нестационарной автозаправочной станции единственного топливораздаточного пистолета применяется коэффициент 1.5.

Для предприятий общественного питания, имеющих зал предприятия общественного питания, применяются следующие повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности:

1) в зависимости от типа предприятия:

рестораны, кафе – 2;

бары, закусочные, буфеты, кафетерии, кулинарии – 1,5;

общедоступные столовые, столовые предприятий – 1;

предприятия общественного питания социальной сферы, в том числе столовые образовательных учреждений – 0,5;

2) в зависимости от ассортимента:

при реализации алкогольной продукции и пива- 1,5.

Для сферы оказания автотранспортных услуг и оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси не применяются повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.

Для населенных пунктов, имеющих статус сельских населенных пунктов (деревень, хуторов, сел, поселков) и поселков городского типа (рабочих, курортных), коэффициент 1,5, предусмотренный в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, не применяется.

Организации представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом «Об. индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»;

Уплата единого налога налогоплательщиком производится единым платежным поручением на счет управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Челябинской области.

Свидетельство об уплате единого налога (далее – свидетельство) является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.

На каждый вид предпринимательской деятельности в отношении которого введен единый налог, налогоплательщику выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основании свидетельства (палатки, ларьки и другие), свидетельство выдается на каждое из таких мест.

При осуществлении розничной торговли в форме разъездов свидетельство выдается по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет.

Свидетельство выдается налогоплательщику налоговыми органами Челябинской области по месту постановки на налоговый учет в срок не позднее трех дней со дня уплаты суммы единого налога.

Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.

При прекращении осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой введен единый налог, или по истечении срока действия свидетельства оно в пятидневный срок подлежит обязательной сдаче в налоговые органы Челябинской области по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет.

Налогоплательщики, работающие без свидетельства, несут ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

 

Наше малое предприятие оказывает бытовые услуги физическим лицам, а именно сервисное обслуживание автотранспортных средств. Мастерская находится на окраине города Магнитогорска, выездная дорога на трассу Магнитогорск – Челябинск. В мастерской оборудовано одно рабочее место.

В соответствии с Законом  по Челябинской области от 27 сентября 2001 г. №38-30 «О внесении изменений и дополнений в Закон Челябинской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», размер базовой доходности на единицу физического показателя (БД) в квартал составляет 16250 рублей на одно рабочее место.

Рассчитаем  сумму единого налога.

Для этого определим вмененный доход по формуле:

 

                        ВД = БД × ЕФП × К1 × К2 × К3,

                    ВД = 16250 × 1  ×1 × 0,8 = 13000

где

ЕН – сумма единого налога,

ВД – вмененный доход,

СтЕ – ставка единого налога,

БД – базовая доходность на единицу физического показателя,

ЕФП – количество единиц физического показателя, в нашем примере он равен 1;

К1, К2, К3 – повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности, в нашем примере они равны 1 и 0,8.

   Тогда сумма единого налога равна:

 

ЕН = ВД × СтЕ / 100,

ЕН = 13000 × 20 / 100 = 2600( руб.)

 

          Таким образом, для нашего малого предприятия, оборудованного одним рабочим местом, сумма единого налога в квартал составит 2600 рублей. 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!