Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Особенности размещения отраслей машиностроительного комплекса»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

 

1. История развития отрасли и анализ ее географии

 

    Из всей совокупности предметов и средств труда, ис­пользуемых обществом в процессе материального производства, определяющая роль принадлежит механическим орудиям – «костной и мускульной системе производства». Их уровень и сте­пень развития служат важным мерилом развития производитель­ных сил общества. Не случайно с начала новой экономической эпохи, называемой «машинной цивилизацией» (конец ХVIII – начало ХIХ века), и по настоящее время машина остается одним из синонимов технического прогресса, а машиностроение – мате­риальной основой любого крупного индустриального государства.

    Машина – французское слово, «перекочевавшее» впоследствии в русский язык. Первоначально слово «машина» было театрально-драматургическим терми­ном в римском театре (deus ex machina – бог из машины), означавшим примерно то же самое, что и современный термин «happy end». В настоящее время под ма­шиной понимается устройство, выполняющее механические движения для преоб­разования энергии, материалов и информации. В зависимости от основного назна­чения обычно различают три вида машин: энергетические, рабочие (разновиднос­тью рабочих считаются транспортные машины) и информационные. Выделение класса информационных машин имело смысл до изобретения ЭВМ и микропроцес­соров, и ЭВМ не является машиной по определению, поскольку механические дви­жения в них имеют только вспомогательный характер. Поэтому мы продолжаем рассматривать класс информационных машин скорее всего в силу исторической преемственности.1

    Машиностроение как отрасль эконо­мики существует уже несколько столе­тий. В истории страны сохранилось имя первого русского механика и раз­работчика токарного станка Андрея Константиновича Нартова, жившего в XVIII в. Но расцвет машиностроения наступил после начала широкого при­менения
электрической энергии в производстве. Это позволило строить заводы в самых разных уголках стра­ны, а не только вблизи рек, которые были главными источниками энергии для промышленности.

    Сегодня в России существует око­ло 48 тыс. заводов этой отрасли.1 На российских предприятиях произво­дят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовьте изделия. На многих машиностроительных за­водах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работаю­щих машин, поломка которых совсем не редкость.

    Использование машин позволяет увеличивать мышечное и интел­лектуальное усилие человека, повышать производительность его труда, обеспечивать качество и стандартизацию выполнения работ, регулярно осуществлять расширенное воспроизводство и по­степенно вытеснять ручной труд из всех новых сфер человеческой деятельности. Последние обстоятельства для России с ее экстен­сивной экономикой представляют особый интерес.

 

 
 


                                                                             Таблица 1.

    Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и под­отраслей. На долю машиностроительного комплекса в 1995 г. приходи­лось 18,2% стоимости произведенной промышленной продукции в стране, 38,6% промышленно-производственного персонала и 25% сто­имости основных промышленно-производственных фондов. Уровень рентабельности продукции машиностроения в 1995 г. составил около 21%, что в 2 раза ниже уровня 1990 г. В составе комплекса на машино­строение приходится 4/5 выпускаемой продукции.

    Объем производства продукции машиностроения зависит как от потребностей в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров, материальных и денежных ресурсов (табл. 1).

    В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплекс­ подотраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инст­рументальная промышленность; приборостроение; тракторное и сель­скохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.

    Радикальные рыночные реформы и конверсия военных произ­водств 1992-1996 гг. привели машиностроительный комплекс к кри­зису. Резко изменившийся в первой половине 90-х гг. спрос на продук­цию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, раз­рыва хозяйственных связей, неконкурентоспособности изделий, ста­рения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства. Предприятия пре­кращают производить сложные изделия, требующие глубокой коопе­рации, и переходят к выпуску непрофильной, но имеющей спрос де­шевой и простой продукции. Резко сократился удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме российского экспорта, со­ставив в 1995 г. 3,7%. Кризисные процессы в отрасли усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Сре­ди 2/3 предприятий каждое выпускает более 75% определенного вида продукции и является монопольным производителем. Структурная пе­рестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой адаптации к работе в новых экономических условиях и отсут­ствия у предприятий оборотных средств.

    В настоящее время почти все предприятия гражданского машино­строения стали акционерными обществами. В прямом государствен­ном управлении в 1996 г. находилось только 7% предприятий отрасли. Однако на большинстве приватизированных предприятий еще не про­изошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объе­мах производства продукции.

    В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, ме­дицинской техники и предметов оборудования. Второе: развитие элек­троэнергетической и электротехнической промышленности, производ­ства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

    Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно име­ет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние по­требности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продук­ции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных рай­онов в Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прес­сового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего раз­мещения предприятий машиностроения в этих районах обусловлива­ется возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энер­гии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металло­емкие отрасли.


2. Классификация отраслей промышленности

 

    Среди отраслей машиностроения в зависимости от технико-эко­номических особенностей выделяют тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных ма­шин, механизмов, приборов и инструментов; производство металли­ческих изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

    В структуре затрат на производство главное место занимают из­держки на сырье, основные материалы (более 59%), на заработную плату (15,7%).

    Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции от­расли. Эта группа подотраслей отличается высокой металлоемкостью при производстве 1 т готовой продукции, электроемкостью и малой трудоемкостью. Тяжелое машиностроение включает: производство обо­рудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, круп­ного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прес­совых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и ваго­нов. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного про­изводственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти опе­рации с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециали­зированными заводами действуют и универсальные, выпускающие раз­ные виды продукции.

    Предприятия этой группы географически тяготеют к металлурги­ческим базам. При этом некоторые виды металлоемких машинострои­тельных производств, выпускающих крупногабаритные машины с ма­лой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, распо­лагаются в районах их потребления.

    Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Ура­ле (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневос­точном (Комсомольск-на-Амуре) районах.

    Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, рас по­ложенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Про­копьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

    Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Се­верном Кавказе, Западной Сибири.

    Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преиму­щественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравличес­кие турбины и генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт-­Петербург), Уральском (Екатеринбург), Западно-Сибирском (Новоси­бирск) районах. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются также на выпуске газовых турбин, Екатеринбург – теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают в Севе­ро-Кавказском (Волгодонск) и Северо-Западном (Колпино) районах. Производство паровых котлов организовано в Центральном (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском(Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах.

    Энергетическое оборудование – мощные дизели для судов – вы­пускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаров­ске, для тепловозов и электростанций – в Балаково, Пензе, Коломне.

    Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования, вы пускающие продукцию небольши­ми сериями, размещаются вне металлургических баз. Крупные произ­водители этой отрасли находятся в Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Ульяновск), За­падно-Сибирском (Новосибирск) районах.

    Локомотивостроение исторически возникло там, где начала скла­дываться железнодорожная сеть России (Центральный район, Санкт­-Петербург). В связи с большим потреблением металла новые предпри­ятия локомотивостроения создавались вблизи металлургических баз. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Колом­на), маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром). Электровозы выпускаются на Северном Кавказе (Новочеркасск), а моторы к ним – на заводе «Динамо» (Москва). В Демихово начато производство при­городных электропоездов.

    Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомоти­востроение. В современном размещении предприятий учитывается на­личие в районе не только металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда. Так, грузовые магистральные ва­гоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухъярус­ные вагоны для перевозки легковых автомобилей – в Твери; пассажир­ские – в Санкт-Петербурге, Твери; саморазгружающиеся – в Калинин­граде; изотермические – в Брянске; трамвайные – в Усть-Катаве (Уральский район); для метрополитена – в Мытищах, Санкт-Петербурге.

    Судостроение делится на морское и речное. Современная геогра­фия морского судостроения отражает многие особенности этой отрас­ли, среди которых главные – специализация и связанное с ней внутри­отраслевое и межотраслевое кооперирование. Большая часть произ­водств судостроительной промышленности характеризуется повышен­ной металлоемкостью. Поэтому в более выгодном положении оказы­ваются предприятия, расположенные ближе к металлургическим ба­зам. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мур­манске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта – в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

    Размещение речного судостроения отражает роль отдельных вод­ных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Вол­гоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благо­вещенск). В речном судостроении видное место должно занять произ­водство судов типа «река – море» и пассажирских теплоходов.1

    Общее машиностроение производит 1/4 товарной продукции отрас­ли и характеризуется повышенной или средней металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и средней фондоемкостью. Предприятия ори­ентируются на районы потребления продукции, за исключением тех случаев, когда выпускаемые изделия отличаются значительной метал­лоемкостью и тяготеют к металлургическим базам.

    Заводы общего машиностроения производят технологическое обо­рудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лес­ной, строительной промышленности и сельскохозяйственные маши­ны. Предприятия этой группы широко распространены по территории России.

    Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потреб­ления готовой продукции и развито во всех экономических районах. Специализация предприятий соответствует специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий.

    Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Вос­точной Сибири (Красноярск). В Центральном районе выпускают льно­уборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоубо­рочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сыз­рани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

    Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающих, химических, бумажных) выпускают в Пен­зе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске и др.

    Среднее машиностроение дает 15% товарной продукции отрасли. Предприятия отличаются малой металлоемкостью, трудоемкостью и фондоемкостью продукции. Они наиболее многочисленны, узкоспе­циализировано, имеют широкие связи по кооперации. Размещать за­воды целесообразно в сложившихся и формирующихся центрах маши­ностроения, где есть необходимые трудовые, электроэнергетические ресурсы, достаточно высокая техническая культура и созданы условия для широкого производственного кооперирования.

    К среднему машиностроению относятся предприятия, вы пускаю­щие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, техно­логическое оборудование для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности.

    Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Первые автомобильные за­воды (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размещались в районах раз­витого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с за­водами-сборщиками. Впоследствии на основе этих предприятий авто­мобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

    Наиболее крупные предприятия создали многочисленные заводы-­филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, за­готовок и запасных частей, в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

    Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Цент­рального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили – поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-­Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные в Поволжье (Тольятти), микро­литражные – в Серпухове, Елабуге. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

    В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

    Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, под­шипников, прицепов, электрооборудования и т.д. Специализирован­ные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье. Они обеспечивают своей продукцией не­сколько автомобильных заводов.

    Размещение предприятий тракторостроения ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, а в последую­щие годы – во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракто­ров в Петрозаводске, промышленных – в Чебоксарах.

    Станкостроение первоначально развивалось преимущественно в старых машиностроительных центрах. На размещение станкострои­тельных заводов оказывает влияние трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время предприятия крупного стан­костроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (более 30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). В отрасли обращается внимание на выпуск металлорежущих станков с числовым программным управле­нием, автоматических и полуавтоматических линий для машинострое­ния, обрабатывающих центров, промышленных роботов.

    Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, при­боров и инструмента отличается высокой трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью, энергоемкостью и фон­доемкостью. К этой группе машиностроительного комплекса относит­ся значительная часть радиотехнической, инструментальной промыш­ленности, приборостроения, электронной промышленности и отдель­ные производства электротехнической промышленности. Размещение предприятий точного машиностроения ориентировано на районы вы­сокой технической культуры, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро.

    Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва и Московская область), а также получило развитие в Северо-­Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-Кав­казском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

    Предприятия радиотехнической промышленности, специализиру­ющиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Пе­тербург), Центрально-Черноземном (Воронеж) районах.

    Основные районы электротехнической промышленности – Цент­ральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский. Центром электротех­нических заводов в Восточной Сибири стал Минусинск.

    Машиностроительные предприятия по производству металлических изделий, сварных конструкций и конструктивно несложных машин отли­чаются низкой трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и высокой металлоемкостью единицы продукции. Они могут размещаться повсеместно.

    Производство металлических изделий связано с местами потребле­ния, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья.

    Программа развития машиностроительного комплекса на период перехода к рыночным отношениям предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, широкую конверсию оборонных производств. Важную роль должно сыграть вне­дрение передовых форм организации производства. В результате кон­версии машиностроительные предприятия оборонного комплекса бу­дут ориентированы на производство сложной, наукоемкой, высокока­чественной техники, а также машин и оборудования для легкой, пище­вой промышленности, сельского хозяйства.

    Машиностроение территориально организуется в виде определен­ных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в произ­водственном отношении. Так возникают машиностроительные ком­плексы экономических районов страны.

    В Центральных районах развито автостроение с многочисленными «смежниками» локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и электротехническое машиностроение; про­изводство машин и оборудования для промышленности и других от­раслей народного хозяйства.

    Северо-Запад и Север концентрируют энергетическое и электротехническое машиностроение; морское судостроение; вагоностроение; станкостроение, производство точных машин и приборов; производ­ство промышленного оборудования.

    В Поволжье развиты станкостроение и приборостроение, произ­водство подшипников; автостроение; речное судостроение; тракторо­строение и сельскохозяйственное машиностроение; производство обо­рудования для нефтяной и химической промышленности.

    На Северном Кавказе представлено сельскохозяйственное маши­ностроение; локомотивостроение; энергетическое машиностроение.

    На Урале выпускается горное, металлургическое и химическое обо­рудование; развиты вагоностроение; производство тяжелых станков, кузнечно-прессовых и строительно-дорожных машин; тракторострое­ние, энергетическое и электротехническое машиностроение; автостро­ение, производство станков и инструмента.

    В Западной и Восточной Сибири производится горное и металлур­гическое оборудование; представлены тракторостроение и сельскохо­зяйственное машиностроение; энергетическое машиностроение; стан­костроение; электротехника и приборостроение; вагоностроение и реч­ное судостроение.

    Дальний Восток – это район морского и речного судостроения, про­изводства станков и промышленного оборудования.


3. Влияние различных факторов на размещение отраслей машиностроения

 

   Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточ­ных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70-90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и им порта.

    Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенк­латуры, массы изделий, масштабов производства продукции народно­хозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения влияет ряд фак­торов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ре­сурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку.

    Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специ­ализации и кооперированию, создающим новые возможности для раз­мещения производства. Специализация облегчает организацию массо­вого производства, со действует более рациональному использованию повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов про­дукции – машин, оборудования), технологическая (производство ли­тья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций) спе­циализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стек­ла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет коопериро­вание внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Коопе­рирование в противоположность специализации интегрирует размеще­ние взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.

    Размещение предприятий машиностроения зависит в значитель­ной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров при раз­мещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радио­техническая, электронная, приборостроительная, станкостроительнаяи др. Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потен­циал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития произ­водств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-ис­следовательских учреждений, институтов (наукоемкость).

    Топливно-энергетический фактор. Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет ши­рокие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соот­ветствии с его потребностями.

    Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и меха­низмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

    Особенности размещения предприятий машиностроения обуслов­ливают большую роль транспортного фактора в осуществлении коопе­рированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукци­ей. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного производства в значительной степени решаются в зависимости от транс­портных возможностей и величины транспортных затрат. При форми­ровании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.

    Следует также учитывать влияние на географическое размещение машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.


4. Экономическая оценка состояния машиностроительного комплекса

 

    В течение длительного периода темпы развития машино­строения опережали развитие промышленности в целом. Высо­кие темпы были характерны для отраслей, определяющих науч­но-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники авиа- космического производства.

    Достижения машиностроительного комплекса характеризо­вались не только ростом объемов его производства, но и созда­нием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.

    В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями эко­номики и обороны страны под конкретную номенклатуру ко­нечной продукции. В результате были созданы предметно­-специализированные предприятия с жесткими технологически­ми связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

    Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х гг. в стране, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью мили­таризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность. Лишь около 1/4 новых техноло­гий соответствовало мировому уровню.

    Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам комплек­тующей и конечной продукции машиностроения. Высокий уро­вень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны.

    Ухудшилось внешнеторговое сальдо по продукции машино­строения: если в 1990 г. объем импорта превышал объем экспор­та на 33%, то в 1996 г. – примерно на 80%. Общее снижение экспортного потенциала машиностроения вызвано как внешни­ми, так и внутренними факторами. К первым относятся разру­шение предметной специализации, существовавшей в рамках СЭВ и СССР, а также изменение соотношения цен производи­телей сырьевых и обрабатывающих отраслей. Индексы роста цен по сырьевым отраслям превысили соответствующие показатели для машиностроительного комплекса за период 1992–1996 гг.: по электроэнергетике более чем в 4 раза, топливной промыш­ленности примерно в 3 раза, черной металлургии почти в 2 раза. Вследствие этого цена факторов производства машинострои­тельной продукции (за исключением труда) приблизилась к ми­ровой цене.

    К внешним факторам снижения экспортного потенциала от­носятся низкая по сравнению с зарубежными аналогами конку­рентоспособность выпускаемой продукции и неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, марке­тинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

    В 1997 г. валовой выпуск продукции машиностроения сокра­тился почти в 3 раза по сравнению с 1991 г., а доля машино­строения в структуре промышленного производства за этот же период сократилась с 19,7 до 16,1%. Объем производства в машиностроении за 1996 г. уменьшился на 11% по сравнению с 1995 г.1 Главным сдерживающим фактором развития машиностроения с 1992 г. выступает сокра­щение инвестиций в развитие машиностроительного комплекса.

    Структурные изменения в выпуске продукции машиностроения отражают сдвиги в экономике в целом и ее отраслях.

    Повышение удельного веса ремонта машин и оборудования с 8,5 до 14% отражает естественный процесс экономического кри­зиса и необходимость поддерживать в работоспособном состоя­нии стареющий парк техники. Недостаточно продуманная поли­тика на ориентацию развития топливно-сырьевых отраслей оп­ределила повышение в отраслевой структуре доли машинострое­ния с 7,8 до 10,6%. В то же время удельный вес наукоемких от­раслей, определяющих научно-технический прогресс и повыше­ние производительности труда (приборостроение, машинострое­ние оборонного комплекса), сократился с 45,3 до 27,6%. Сниже­ние доли структурообразующих отраслей машиностроения пред­ставляет угрозу невыполнения им одной из главных ролей – обеспечения воспроизводственного процесса в экономике, об­новления ее на основе прогрессивной техники и технологии, т.е. реструктуризации. В настоящее время машиностроение ис­пользует лишь 10–15% мощностей, имевшихся на начало 1992 г., и без внедрения наукоемких технологий. В то же время отечественные технологические разработки позволяют произво­дить широкий спектр техники с высокими трудо-, энерго- и ма­териалосберегающими характеристиками. Широкое внедрение ресурсосберегающих технологий обходится в 2–3 раза дешевле увеличения объемов добычи топлива и сырья, что особенно важно для потребителя в условиях приближения роста цен на производство к мировым.

    Следовательно, основные тенденции, наблюдаемые в маши­ностроении, свидетельствуют об отходе как от ведущих мировых тенденций (рост наукоемкой продукции), так и от функции тех­нологического обеспечения воспроизводственного процесса в экономике.


5. Основы проектирования машиностроительных заводов

 

    Вслед за выполнением научно-исследовательских работ, экспе­риментальной проверкой новых прогрессивных рабочих процес­сов, кинематических схем, конструкций, материалов, разработ­кой технического задания осуществляются проектно-конструктор­ские работы (ПКР). Они начинаются с анализа технического задания и выяснения варианта конструкции, подлежащего разработке, и постепенно приводят к созданию конструктор­ской документации, которая апробируется на опытных образцах и корректируется, после чего можно считать за­конченной конструкторскую подготовку производства. Парал­лельно-последовательно ведется отработка технологии и органи­зационная подготовка, связанная с освоением промышленного производства. В процессе ПКР необходимо учитывать техничес­кие параметры и экономические показатели создаваемой техники как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации.

    Состав и основные показатели проектно-конструкторских ра­бот регламентируются ГОСТами. Первичным является ГОСТ 15.001–73. «Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения». В нем раскрываются основные функции заказчика, разработчика, изготовителя и пот­ребителя продукции, включая порядок разработки, согласования и утверждения технических задании, порядок проведения испы­таний опытных образцов, а также продукции серийного и мас­сового производства.

    Среди многочисленных требований, предъявляемых к органи­зации проектно-конструкторских работ, выделим главные.

    Проектно-конструкторские работы должны обеспечить созда­ние новых машин, оборудования и механизмов, не только соот­ветствующих современному уровню техники, но и значительно превосходящих его. Они должны проводиться в сжатые сроки при высоком качестве конструкторских решении. Это ускоряет внедрение в производство новой техники, предотвращает ее мо­ральное старение в процессе ее создания – проектирования и испытаний. Пути решения этой задачи многообразны: широкое использование при проведении конструкторских работ прин­ципов интеграции конструкторско-технологических решений, а также принципов унификации, своевременный технико-экономи­ческий анализ разрабатываемых конструкций, хорошая органи­зация стендовой хозяйства и опытных цехов, применение средств механизации и автоматизации, параллельно-последовательные ме­тоды выполнения конструкторских работ, применение сетевых методов планирования и управления.

    Необходимо обеспечить экономичность проектно-конструктор­ских работ. Для этого требуется так спланировать и органи­зовать работу конструкторских служб, чтобы суммарные зат­раты на создание и освоение новой техники при соблюдении или даже сокращении плановых ее сроков были бы минималь­ными. Решить поставленную задачу можно отделив творчес­кую работу от организационной (оформление документов и чертежей), сократив время на поиск информации путем правиль­ной организации чертежного и справочно-библиотечного хозяйства, создания автоматизированных информационно-поисковых систем, повысив ответственность за качество конструирования.

    Многолетний опыт проведения конструкторских работ в про­ектных организациях и непосредственно в службе главного конструктора на машиностроительных заводах позволяет уста­новить в соответствии с ГОСТ 2. 103–68 ЕСКД (единой сис­темы конструкторской документации) перечень основных стадий проектно-конструкторских работ: тех­ническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации. По ГОСТу, вступившему в силу с 1 января 1987 г., разработ­чику предоставлено право самостоятельно определять порядок, объем и характер испытаний образца и его основных узлов. Исключена обязательность предварительных испытаний. Упроще­но согласование и других технических документов, ранее сущест­венно удлинявшее цикл создания и освоения новой техники.

    В соответствии с ГОСТ 15.001-73 в техническое задание, подготавливаемое организацией разработчиком на основе ис­ходных требований заказчика, входят:

q      наименование объекта разработки и область его применения;

q      основание для разработки, т.е. перечень документов, рег­ламентирующих разработку;

q      цель, эксплуатационное и функциональное назначение, пер­спективность разработки;

q      источники разработки, т.е. перечень НИР, патентов, публи­каций и т.д.;

q      технические (или тактико-технические) требования: состав продукции, показатели назначения, надежность, технологичность, унификация и стандартизация, безопасность, эстетика и эргоно­мика, перечень стран, в отношении которых должна быть обес­печена патентная чистота, условия эксплуатации, транспортиров­ка и хранение и др.;

q      экономические показатели: ориентировочная экономическая эффективность, лимитная цена, без указания которой задание не рассматривается, годовая потребность, сопоставление с луч­шими отечественными и зарубежными образцами;

q      перечень стадий и этапов разработки с указанием фондов;

q      порядок контроля и приема работ;

q      приложения (например, перечень выполненных НИР, чертежи и схемы).

    Таким образом, в техническом задании на проектирование обосновываются целесообразность и эффективность создания нового изделия. В нем содержатся все основные исходные данные для проектирования. Техническое задание определяет назна­чение новой конструкции, основные эксплутационные (производительность, мощность, надежность и т.д.) и конструкцион­ные (предельная масса, габариты и т.д.) показатели, потреб­ность в изделии на перспективу и ориентировочный годовой объем его выпуска. Предварительно тщательно анализируются современный передовой технический уровень изделий аналогичного назначения, как отечественных, так и зарубежных, с тем чтобы показатели нового изделия превосходили не только достигнутый уровень, но и прогнозируемый перспективный уровень аналогов. Уже на этой стадии проводится предварительный технико-экономический анализ, результатом которого является включение в задание лимитной цены изделия. Это заставляет конструкторов тщательно анализировать и оптимизировать ва­рианты конструкторских решений, оперативно выявляя из них наиболее экономичные.

    Министерство-заказчик несет ответственность за определение в технических заданиях на разработку новых видов продукции показателей, не уступающих уровню лучших современных об­разцов.

    Разработка технического задания организацией исполните­лем проекта – позволяет сразу выявить техническую осуществи­мость требований заказчика (потребителя), оценить реальность их выполнения при существующих лимитах финансирования, круг возможных соисполнителей. Тщательно выполненное техническое задание позволяет быстро и успешно провести все стадии проек­тно-конструкторских работ и создать эффективную конструк­цию изделия.

    В техническое предложение, подготавливаемое разработчи­ком, входят документы в соответствии с требованиями ГОСТ 2.118–73, содержащие технико-экономическое обоснование раз­работки данной конструкторской документации на основе ана­лиза технического задания, вариантов возможных решении, патентных материалов (патентные исследования по гост 15. 011–82) и т.д. После согласования с заказчиком и утвержде­ния оно является основой для последующих проектных работ.

    В процессе выполнения эскизного проекта в соответствии с требованиями ГОСТ 2.119–73 разрабатываются кинема­тические, электрические и другие необходимые схемы (по ГОСТ 2. 701–84), чертежи общих видов, составляются спецификации сборочных единиц, в том числе унифицированные и покупные, изготавливаются при необходимости макеты, проводится проме­жуточный технико-экономический анализ.

    В техническом проекте (по ГОСТ 2.120–73) наиболее трудоемкими являются работы, связанные с конструкторской разработкой отдельных узлов и агрегатов изделия. На этой ста­дии требуется не только дать конструкторское оформление всех компонентов изделия (кроме детальных чертежей), провести большое количество расчетов, связанных с обеспечением прочности, жесткости, надежности всех сборочных единиц изде­лия, но и обеспечить минимальные издержки производства при соблюдении всех эксплуатационных требований к изделию, т.е. добиться высокой технологичности конструкции для заданных объемов и условий производства. На этой стадии проек­тирования особую важность приобретает тесная взаимосвязь конструкторов и технологов, способствующая тому, чтобы тех­нологические требования в отношении способов изготовления и сборки были выдержаны полностью. Технический проект обязательно обсуждается на научно-техническом совете пред­приятия или организации и считается законченным, если его подписала организация, утвердившая техническое задание на разработку изделия.

    Разработка рабочей документации распадается на подго­товку документации: 1) опытного образца (или опытной пар­тии); 2) установочных серий; 3) установившегося серийного или массового производства. На основе документации опытного образца производится его изготовление и предварительные – заводские, а затем приемочные – ведомственные, межведом­ственные и государственные – испытания (виды испытаний – по ГОСТ 16.504–81). В процессе этих испытаний докумен­тация последовательно корректируется. Затем изготовляются недостающие чертежи. Вся документация опытного образца обязательно согласовывается с технологами в отношении клас­сов шероховатости, точности, допусков, посадок. Это обеспечит ускорение технологической подготовки производства и предот­вратит необходимость последующей доработки или переработки конструкторской документации. На основе документации установочных серий проводятся их изготовление, испытания и кор­ректировка конструкторской документации. На основе докумен­тации установившегося серийного или массового производ­ства проводится изготовление и испытание головной (кон­трольной) серии, документы окончательно корректируются для технологической подготовки и освоения производства.

    Правила выбора видов и комплектности конструкторских документов в зависимости от вида изделий, стадий разработки установлены ГОСТами ЕСКД.

    Круг работ, выполняемых на стадиях, может отличаться от рассмотренного выше в зависимости от типа производства, для которого проектируется изделие (например, для условий единичного производства не производятся работы, связанные с изготовлением и испытанием опытных образцов, эскизный проект часто объединяется с техническим и т.д.), от сложности конструкции, степени ее унификации, уровня кооперирования и ряда других факторов. Возможны также существенные раз­личия в круге основных исполнителей. На ведущих крупных заводах разработку конструкции ведет служба главного кон­структора. Однако во многих случаях проектирование новой машины ведется специализированными организациями, а на заводе применительно к конкретным условиям производства разрабатываются или только уточняются рабочие чертежи, спецификации, технические условия и конструкторская доку­ментация.

    Проектно-конструкторские работы представляют собой ком­плекс длительных, сложных и дорогих процессов, в которых может возникнуть одна из двух главных опасностей: 1) стрем­ление сократить сроки и затраты может привести к созданию конструкций низкого качества, которые или будут быстро сняты с производства, или потребуют многочисленных доработок в процессе технологической подготовки производства, или во­обще не будут допущены до нее; 2) большая длительность проектно-конструкторских работ может привести к тому, что к моменту запуска в производство конструкция будет морально устаревшей, и опять-таки ее надо будет быстро снимать с произ­водства или вообще отказаться от ее производства.

    Поэтому следует рассмотреть основные организационно-эко­номические пути, которые позволяют, при обеспечении необ­ходимых качественных характеристик изделия, подготовить его к производству быстро и с возможно меньшими затратами. К их числу можно отнести: четкую организацию чертежного хозяйства; организацию системы автоматизированного проектиро­вания (САПР), а на ее базе организацию технологически ориентированного проектирования на основе конструкторско-техно­логических решений; широкое применение стандартизации и унификации; обеспечение технологичности конструкций; рациональную организацию конструкторских служб; наличие и широ­кое использование информационно-поисковых систем; планиро­вание и оперативный контроль за ходом проектно-конструк­торских работ.1


6. Перспективные направления развития отрасли

 

    Под воздействием осуществляемых экономических преобразований в машиностроительном комплексе России сложилась принципиально новая ситуация. Производство все более ориентируется на платежеспособный спрос. Однако особенность тут такова: со стороны прежнего основного потребителя – государства – он резко сократился, а хозяйствующие субъ­екты не компенсируют этого сокращения, особенно на сложную продук­цию, отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию. Сжа­тие спроса повлекло потерю заказов, притом особо болезненную для станко­инструментальной промышленности, где спад производства наукоемких видов оборудования, составляющих основу передовой технологии, до сих пор идет опережающим темпом. Положение усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения.

    При сохранении существующих условий, когда в экономике нет нор­мальных стимулов к расширенному воспроизводству и полномасштабного инвестирования, прогнозировать кардинальные перемены к лучшему не при­ходится.

   Тем не менее предполагается стабилизация производства грузовых и легковых автомо­билей. Определенная стабилизация прогнозируется в производстве продукции электротехнической промышленности и приборостроения. В 1995 г., по предварительным оценкам, увеличен выпуск электродвигателей перемен­ного тока (на 14%), ряда кабельных изделий (силовые, городской телефон­ной связи). В целях расширения рынков сбыта и поиска новых потребителей своей продукции все заводы электротехнического профиля и приборострое­ния приступили к освоению и производству продукции, пользующейся спро­сом, в том числе ранее изготовлявшейся в странах СНГ (например, взрывобе­зопасные электродвигатели, крупные электрические машины, кабельная продукция). Этому также способствовала протекционистская таможенная политика государства, при которой потребителям выгодно закупать эту про­дукцию у российских предприятий.

    За последние годы в результате неплатежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось, большинством машиностроительных заводов мощности используются на 10–15%. В самих хозяйствах заметно сокраща­ется парк сельхозмашин: тракторов – на 30%, зерноуборочных комбай­нов – в 1,5 раза, кормоуборочных – на 40%. Вследствие этого обеспечен­ность селян в тракторах составляет 43%, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнах – 50–70% от технологически рациональных норм.

    В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику предполагается проведение системы мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий к рынку (структурная перестройка производства, рас­ширение рынка сбыта сельскохозяйственной техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, возрождение в новом качестве технических центров по обслуживанию и ремонту техники, проведения ярмарок-выста­вок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя, государственные казначейские обязательства.

    Особенно перспективной формой нормализации сбыта предоставля­ется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга).

    В случае реализации указанные меры позволят стабилизировать работу предприятий тракторной промышленности и комбайностроения.

    Предварительные прогнозные оценки по энергетическому машино­строению предполагают некоторое увеличение выпуска паровых турбин. Такой рост вероятен вследствие увеличения поставок энер­гетического оборудования на экспорт, в основном в Китай, Иран и страны Восточной Европы. В производстве дизелей и дизель генераторов прогнозируется стабилизация на уровне – 4200 шт. При этом намети­лась тенденция освоения производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм. Принятое направление дает возможность дизелестроительным заво­дам вступать в конкурентную борьбу на мировом рынке.

    В подотраели вагоностроения прогнозируемые объемы производства будут определяться финансовыми возможностями основного заказчика – МПС России. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого российским железным дорогам под­вижного состава. В связи с этим объемы производства возрастут незначительно.

    Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по отдельным – увеличение выпуска.

    В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более что в строительном комплексе существует сложившийся до 1995 г. парк строительной техники, который загружен сейчас не более чем на четверть.

    Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свидетельствует о том, что в отрасли не происходит адаптации к новым условиям функционирования за счет качественных сдвигов. За послед­ние три года интенсивность обновления снизилась на 40%, а доля впервые осваиваемой техники – в два раза. Здесь преимущественно способны тиражировать устаревшую технику и соответственно устаревшие технологии.1


7. Оценка экономической эффективности

 

    В 1997 г. впервые за годы экономических реформ в России в машиностроении отмечались положительные сдвиги в объеме производства. По сравнению с 1996 г. производство отечественных цветных телевизоров увеличилось в 2,4 раза, персональных ЭВМ – на 29,8%, автобусов – на 21,6%, легковых машин – на 13,5%. Доля машин и оборудования в общем объеме россий­ского экспорта возросла с 9,6 до 10,1%, в том числе в экспорте в страны дальнего зарубежья – с 7,8 до 8,2%. В целом выпуск продукции машиностроения и металлообработки повысился на 3,5%. 1997 г. стал годом активного формирования нового облика машиностроения. Свидетельством этого процесса являются: ориентация на текущий платежеспособный спрос (как внутренний, так и внешний), кооперация с ведущими зарубежными производителями с целью выпуска конкурентоспособной про­дукции, рационализация схем комплектования конечных про­дуктов, регионализация и локализация машиностроения в экспортно-ориентированных ФПГ, существенно меньшие по срав­нению с дореформенным периодом объемы производства.

    В ходе приватизации произошла существенная децентрали­зация производства. Количество предприятий в машинострои­тельном комплексе за 1992 – 1996 гг. увеличилось с 13505 до 57160, что создает возможности для структурного маневра, формирования новых конкурентоспособных отраслей, для гиб­кости и мобильности. Акционирование и приватизация в граж­данском машиностроении близки к завершению. В оборонных отраслях государственный сектор еще обеспечивает около 40% объема выпуска промышленной продукции. В результате прива­тизации стирается грань между гражданскими предприятиями машиностроения и оборонного комплекса (исключая небольшое количество сохранившихся военных заводов). В одни и те же ФПГ вошли как оборонные, так и гражданские предприятия. Например, в группе «Сокол» из 10 заводов 5 относятся к обо­ронной промышленности, 3 – к электротехнической и 2 – к автомобильной; в группу «Святогор» входят 6 машиностроитель­ных и 2 оборонных предприятия и т.д.1

    Вместе с тем на большинстве приватизированных предпри­ятий пока еще не произошло существенных изменений в струк­туре, номенклатуре и объемах производства продукции. Поэтому экономический эффект в результате разгосударствления пред­приятий не достигается.

 

Определить наиболее эффективный вариант размещения строительства станкостроительного завода если:

 

1. Капиталовложений          I вариант          300 млн.

                                               II вариант         350 млн.

 

2. Распределение капиталовложений по годам:

                                     I                      II

                          1 г.    90                    35

                          2 г.    90                    35

                          3 г.    60                    70

                          4 г.    30                   105

                          5 г.    30                   105

 

3. Себестоимость продукции          I          180 млн. руб.

                                                           I          170 млн. руб.


1 Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. М., 1999. С. 480

1 Машиностроительная база России // Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика // Под ред. М.Д. Аксенова. М., 1998. С. 403

1 Экономическая география России: Учебник // Под ред. В.И. Видяпина. М., Российская экономическая академия, 1999. С. 170-172

1 Промышленное производство в 1996 г. (по материалам Госкомстата РФ) // Экономист. 1997. №4. С. 53

1 Организация и планирование машиностроительного производства. М., 1988. С. 51-57

1 Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 1996 г. (обзор) // Экономист. 1996. №1. С. 10-21; Борисов В., Рассадин В., Тараканов Г. Перспективы структурных изменений в машиностроении и ВПК // Экономист. 1995. №4. С. 43-50

1 Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. М., 1999. С. 175-176

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!