Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. История развития отрасли и анализ ее географии
Из всей совокупности предметов и средств труда, используемых обществом в процессе материального производства, определяющая роль принадлежит механическим орудиям – «костной и мускульной системе производства». Их уровень и степень развития служат важным мерилом развития производительных сил общества. Не случайно с начала новой экономической эпохи, называемой «машинной цивилизацией» (конец ХVIII – начало ХIХ века), и по настоящее время машина остается одним из синонимов технического прогресса, а машиностроение – материальной основой любого крупного индустриального государства.
Машина – французское слово, «перекочевавшее» впоследствии в русский язык. Первоначально слово «машина» было театрально-драматургическим термином в римском театре (deus ex machina – бог из машины), означавшим примерно то же самое, что и современный термин «happy end». В настоящее время под машиной понимается устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации. В зависимости от основного назначения обычно различают три вида машин: энергетические, рабочие (разновидностью рабочих считаются транспортные машины) и информационные. Выделение класса информационных машин имело смысл до изобретения ЭВМ и микропроцессоров, и ЭВМ не является машиной по определению, поскольку механические движения в них имеют только вспомогательный характер. Поэтому мы продолжаем рассматривать класс информационных машин скорее всего в силу исторической преемственности.1
Машиностроение как отрасль экономики существует уже несколько столетий. В истории страны сохранилось имя первого русского механика и разработчика токарного станка Андрея Константиновича Нартова, жившего в XVIII в. Но расцвет машиностроения наступил после начала широкого применения
электрической энергии в производстве. Это позволило строить заводы в самых разных уголках страны, а не только вблизи рек, которые были главными источниками энергии для промышленности.
Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов этой отрасли.1 На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовьте изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость.
Использование машин позволяет увеличивать мышечное и интеллектуальное усилие человека, повышать производительность его труда, обеспечивать качество и стандартизацию выполнения работ, регулярно осуществлять расширенное воспроизводство и постепенно вытеснять ручной труд из всех новых сфер человеческой деятельности. Последние обстоятельства для России с ее экстенсивной экономикой представляют особый интерес.
Таблица 1.
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей. На долю машиностроительного комплекса в 1995 г. приходилось 18,2% стоимости произведенной промышленной продукции в стране, 38,6% промышленно-производственного персонала и 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. Уровень рентабельности продукции машиностроения в 1995 г. составил около 21%, что в 2 раза ниже уровня 1990 г. В составе комплекса на машиностроение приходится 4/5 выпускаемой продукции.
Объем производства продукции машиностроения зависит как от потребностей в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров, материальных и денежных ресурсов (табл. 1).
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплекс подотраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.
Радикальные рыночные реформы и конверсия военных производств 1992-1996 гг. привели машиностроительный комплекс к кризису. Резко изменившийся в первой половине 90-х гг. спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, неконкурентоспособности изделий, старения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства. Предприятия прекращают производить сложные изделия, требующие глубокой кооперации, и переходят к выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой продукции. Резко сократился удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме российского экспорта, составив в 1995 г. 3,7%. Кризисные процессы в отрасли усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает более 75% определенного вида продукции и является монопольным производителем. Структурная перестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой адаптации к работе в новых экономических условиях и отсутствия у предприятий оборотных средств.
В настоящее время почти все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. В прямом государственном управлении в 1996 г. находилось только 7% предприятий отрасли. Однако на большинстве приватизированных предприятий еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции.
В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и предметов оборудования. Второе: развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.
Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов в Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.
2. Классификация отраслей промышленности
Среди отраслей машиностроения в зависимости от технико-экономических особенностей выделяют тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.
В структуре затрат на производство главное место занимают издержки на сырье, основные материалы (более 59%), на заработную плату (15,7%).
Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Эта группа подотраслей отличается высокой металлоемкостью при производстве 1 т готовой продукции, электроемкостью и малой трудоемкостью. Тяжелое машиностроение включает: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециализированными заводами действуют и универсальные, выпускающие разные виды продукции.
Предприятия этой группы географически тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.
Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комсомольск-на-Амуре) районах.
Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, рас положенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).
Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.
Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбург), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются также на выпуске газовых турбин, Екатеринбург – теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают в Северо-Кавказском (Волгодонск) и Северо-Западном (Колпино) районах. Производство паровых котлов организовано в Центральном (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском(Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах.
Энергетическое оборудование – мощные дизели для судов – выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций – в Балаково, Пензе, Коломне.
Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования, вы пускающие продукцию небольшими сериями, размещаются вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Ульяновск), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах.
Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центральный район, Санкт-Петербург). В связи с большим потреблением металла новые предприятия локомотивостроения создавались вблизи металлургических баз. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна), маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром). Электровозы выпускаются на Северном Кавказе (Новочеркасск), а моторы к ним – на заводе «Динамо» (Москва). В Демихово начато производство пригородных электропоездов.
Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение. В современном размещении предприятий учитывается наличие в районе не только металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда. Так, грузовые магистральные вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей – в Твери; пассажирские – в Санкт-Петербурге, Твери; саморазгружающиеся – в Калининграде; изотермические – в Брянске; трамвайные – в Усть-Катаве (Уральский район); для метрополитена – в Мытищах, Санкт-Петербурге.
Судостроение делится на морское и речное. Современная география морского судостроения отражает многие особенности этой отрасли, среди которых главные – специализация и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование. Большая часть производств судостроительной промышленности характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому в более выгодном положении оказываются предприятия, расположенные ближе к металлургическим базам. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта – в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.
Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа «река – море» и пассажирских теплоходов.1
Общее машиностроение производит 1/4 товарной продукции отрасли и характеризуется повышенной или средней металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и средней фондоемкостью. Предприятия ориентируются на районы потребления продукции, за исключением тех случаев, когда выпускаемые изделия отличаются значительной металлоемкостью и тяготеют к металлургическим базам.
Заводы общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности и сельскохозяйственные машины. Предприятия этой группы широко распространены по территории России.
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции и развито во всех экономических районах. Специализация предприятий соответствует специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий.
Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Восточной Сибири (Красноярск). В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающих, химических, бумажных) выпускают в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске и др.
Среднее машиностроение дает 15% товарной продукции отрасли. Предприятия отличаются малой металлоемкостью, трудоемкостью и фондоемкостью продукции. Они наиболее многочисленны, узкоспециализировано, имеют широкие связи по кооперации. Размещать заводы целесообразно в сложившихся и формирующихся центрах машиностроения, где есть необходимые трудовые, электроэнергетические ресурсы, достаточно высокая техническая культура и созданы условия для широкого производственного кооперирования.
К среднему машиностроению относятся предприятия, вы пускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, технологическое оборудование для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности.
Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Первые автомобильные заводы (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размещались в районах развитого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с заводами-сборщиками. Впоследствии на основе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.
Наиболее крупные предприятия создали многочисленные заводы-филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.
Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили – поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные в Поволжье (Тольятти), микролитражные – в Серпухове, Елабуге. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.
В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.
Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т.д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье. Они обеспечивают своей продукцией несколько автомобильных заводов.
Размещение предприятий тракторостроения ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, а в последующие годы – во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных – в Чебоксарах.
Станкостроение первоначально развивалось преимущественно в старых машиностроительных центрах. На размещение станкостроительных заводов оказывает влияние трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (более 30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). В отрасли обращается внимание на выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения, обрабатывающих центров, промышленных роботов.
Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструмента отличается высокой трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью, энергоемкостью и фондоемкостью. К этой группе машиностроительного комплекса относится значительная часть радиотехнической, инструментальной промышленности, приборостроения, электронной промышленности и отдельные производства электротехнической промышленности. Размещение предприятий точного машиностроения ориентировано на районы высокой технической культуры, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро.
Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва и Московская область), а также получило развитие в Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.
Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземном (Воронеж) районах.
Основные районы электротехнической промышленности – Центральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский. Центром электротехнических заводов в Восточной Сибири стал Минусинск.
Машиностроительные предприятия по производству металлических изделий, сварных конструкций и конструктивно несложных машин отличаются низкой трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и высокой металлоемкостью единицы продукции. Они могут размещаться повсеместно.
Производство металлических изделий связано с местами потребления, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья.
Программа развития машиностроительного комплекса на период перехода к рыночным отношениям предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, широкую конверсию оборонных производств. Важную роль должно сыграть внедрение передовых форм организации производства. В результате конверсии машиностроительные предприятия оборонного комплекса будут ориентированы на производство сложной, наукоемкой, высококачественной техники, а также машин и оборудования для легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства.
Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. Так возникают машиностроительные комплексы экономических районов страны.
В Центральных районах развито автостроение с многочисленными «смежниками» локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и электротехническое машиностроение; производство машин и оборудования для промышленности и других отраслей народного хозяйства.
Северо-Запад и Север концентрируют энергетическое и электротехническое машиностроение; морское судостроение; вагоностроение; станкостроение, производство точных машин и приборов; производство промышленного оборудования.
В Поволжье развиты станкостроение и приборостроение, производство подшипников; автостроение; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для нефтяной и химической промышленности.
На Северном Кавказе представлено сельскохозяйственное машиностроение; локомотивостроение; энергетическое машиностроение.
На Урале выпускается горное, металлургическое и химическое оборудование; развиты вагоностроение; производство тяжелых станков, кузнечно-прессовых и строительно-дорожных машин; тракторостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение; автостроение, производство станков и инструмента.
В Западной и Восточной Сибири производится горное и металлургическое оборудование; представлены тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; энергетическое машиностроение; станкостроение; электротехника и приборостроение; вагоностроение и речное судостроение.
Дальний Восток – это район морского и речного судостроения, производства станков и промышленного оборудования.
3. Влияние различных факторов на размещение отраслей машиностроения
Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70-90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и им порта.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку.
Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, создающим новые возможности для размещения производства. Специализация облегчает организацию массового производства, со действует более рациональному использованию повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов продукции – машин, оборудования), технологическая (производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.
Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительнаяи др. Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-исследовательских учреждений, институтов (наукоемкость).
Топливно-энергетический фактор. Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.
Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного производства в значительной степени решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
Следует также учитывать влияние на географическое размещение машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.
4. Экономическая оценка состояния машиностроительного комплекса
В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники авиа- космического производства.
Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.
В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.
Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х гг. в стране, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность. Лишь около 1/4 новых технологий соответствовало мировому уровню.
Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны.
Ухудшилось внешнеторговое сальдо по продукции машиностроения: если в 1990 г. объем импорта превышал объем экспорта на 33%, то в 1996 г. – примерно на 80%. Общее снижение экспортного потенциала машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами. К первым относятся разрушение предметной специализации, существовавшей в рамках СЭВ и СССР, а также изменение соотношения цен производителей сырьевых и обрабатывающих отраслей. Индексы роста цен по сырьевым отраслям превысили соответствующие показатели для машиностроительного комплекса за период 1992–1996 гг.: по электроэнергетике более чем в 4 раза, топливной промышленности примерно в 3 раза, черной металлургии почти в 2 раза. Вследствие этого цена факторов производства машиностроительной продукции (за исключением труда) приблизилась к мировой цене.
К внешним факторам снижения экспортного потенциала относятся низкая по сравнению с зарубежными аналогами конкурентоспособность выпускаемой продукции и неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.
В 1997 г. валовой выпуск продукции машиностроения сократился почти в 3 раза по сравнению с 1991 г., а доля машиностроения в структуре промышленного производства за этот же период сократилась с 19,7 до 16,1%. Объем производства в машиностроении за 1996 г. уменьшился на 11% по сравнению с 1995 г.1 Главным сдерживающим фактором развития машиностроения с 1992 г. выступает сокращение инвестиций в развитие машиностроительного комплекса.
Структурные изменения в выпуске продукции машиностроения отражают сдвиги в экономике в целом и ее отраслях.
Повышение удельного веса ремонта машин и оборудования с 8,5 до 14% отражает естественный процесс экономического кризиса и необходимость поддерживать в работоспособном состоянии стареющий парк техники. Недостаточно продуманная политика на ориентацию развития топливно-сырьевых отраслей определила повышение в отраслевой структуре доли машиностроения с 7,8 до 10,6%. В то же время удельный вес наукоемких отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышение производительности труда (приборостроение, машиностроение оборонного комплекса), сократился с 45,3 до 27,6%. Снижение доли структурообразующих отраслей машиностроения представляет угрозу невыполнения им одной из главных ролей – обеспечения воспроизводственного процесса в экономике, обновления ее на основе прогрессивной техники и технологии, т.е. реструктуризации. В настоящее время машиностроение использует лишь 10–15% мощностей, имевшихся на начало 1992 г., и без внедрения наукоемких технологий. В то же время отечественные технологические разработки позволяют производить широкий спектр техники с высокими трудо-, энерго- и материалосберегающими характеристиками. Широкое внедрение ресурсосберегающих технологий обходится в 2–3 раза дешевле увеличения объемов добычи топлива и сырья, что особенно важно для потребителя в условиях приближения роста цен на производство к мировым.
Следовательно, основные тенденции, наблюдаемые в машиностроении, свидетельствуют об отходе как от ведущих мировых тенденций (рост наукоемкой продукции), так и от функции технологического обеспечения воспроизводственного процесса в экономике.
5. Основы проектирования машиностроительных заводов
Вслед за выполнением научно-исследовательских работ, экспериментальной проверкой новых прогрессивных рабочих процессов, кинематических схем, конструкций, материалов, разработкой технического задания осуществляются проектно-конструкторские работы (ПКР). Они начинаются с анализа технического задания и выяснения варианта конструкции, подлежащего разработке, и постепенно приводят к созданию конструкторской документации, которая апробируется на опытных образцах и корректируется, после чего можно считать законченной конструкторскую подготовку производства. Параллельно-последовательно ведется отработка технологии и организационная подготовка, связанная с освоением промышленного производства. В процессе ПКР необходимо учитывать технические параметры и экономические показатели создаваемой техники как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации.
Состав и основные показатели проектно-конструкторских работ регламентируются ГОСТами. Первичным является ГОСТ 15.001–73. «Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения». В нем раскрываются основные функции заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя продукции, включая порядок разработки, согласования и утверждения технических задании, порядок проведения испытаний опытных образцов, а также продукции серийного и массового производства.
Среди многочисленных требований, предъявляемых к организации проектно-конструкторских работ, выделим главные.
Проектно-конструкторские работы должны обеспечить создание новых машин, оборудования и механизмов, не только соответствующих современному уровню техники, но и значительно превосходящих его. Они должны проводиться в сжатые сроки при высоком качестве конструкторских решении. Это ускоряет внедрение в производство новой техники, предотвращает ее моральное старение в процессе ее создания – проектирования и испытаний. Пути решения этой задачи многообразны: широкое использование при проведении конструкторских работ принципов интеграции конструкторско-технологических решений, а также принципов унификации, своевременный технико-экономический анализ разрабатываемых конструкций, хорошая организация стендовой хозяйства и опытных цехов, применение средств механизации и автоматизации, параллельно-последовательные методы выполнения конструкторских работ, применение сетевых методов планирования и управления.
Необходимо обеспечить экономичность проектно-конструкторских работ. Для этого требуется так спланировать и организовать работу конструкторских служб, чтобы суммарные затраты на создание и освоение новой техники при соблюдении или даже сокращении плановых ее сроков были бы минимальными. Решить поставленную задачу можно отделив творческую работу от организационной (оформление документов и чертежей), сократив время на поиск информации путем правильной организации чертежного и справочно-библиотечного хозяйства, создания автоматизированных информационно-поисковых систем, повысив ответственность за качество конструирования.
Многолетний опыт проведения конструкторских работ в проектных организациях и непосредственно в службе главного конструктора на машиностроительных заводах позволяет установить в соответствии с ГОСТ 2. 103–68 ЕСКД (единой системы конструкторской документации) перечень основных стадий проектно-конструкторских работ: техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации. По ГОСТу, вступившему в силу с 1 января 1987 г., разработчику предоставлено право самостоятельно определять порядок, объем и характер испытаний образца и его основных узлов. Исключена обязательность предварительных испытаний. Упрощено согласование и других технических документов, ранее существенно удлинявшее цикл создания и освоения новой техники.
В соответствии с ГОСТ 15.001-73 в техническое задание, подготавливаемое организацией разработчиком на основе исходных требований заказчика, входят:
q наименование объекта разработки и область его применения;
q основание для разработки, т.е. перечень документов, регламентирующих разработку;
q цель, эксплуатационное и функциональное назначение, перспективность разработки;
q источники разработки, т.е. перечень НИР, патентов, публикаций и т.д.;
q технические (или тактико-технические) требования: состав продукции, показатели назначения, надежность, технологичность, унификация и стандартизация, безопасность, эстетика и эргономика, перечень стран, в отношении которых должна быть обеспечена патентная чистота, условия эксплуатации, транспортировка и хранение и др.;
q экономические показатели: ориентировочная экономическая эффективность, лимитная цена, без указания которой задание не рассматривается, годовая потребность, сопоставление с лучшими отечественными и зарубежными образцами;
q перечень стадий и этапов разработки с указанием фондов;
q порядок контроля и приема работ;
q приложения (например, перечень выполненных НИР, чертежи и схемы).
Таким образом, в техническом задании на проектирование обосновываются целесообразность и эффективность создания нового изделия. В нем содержатся все основные исходные данные для проектирования. Техническое задание определяет назначение новой конструкции, основные эксплутационные (производительность, мощность, надежность и т.д.) и конструкционные (предельная масса, габариты и т.д.) показатели, потребность в изделии на перспективу и ориентировочный годовой объем его выпуска. Предварительно тщательно анализируются современный передовой технический уровень изделий аналогичного назначения, как отечественных, так и зарубежных, с тем чтобы показатели нового изделия превосходили не только достигнутый уровень, но и прогнозируемый перспективный уровень аналогов. Уже на этой стадии проводится предварительный технико-экономический анализ, результатом которого является включение в задание лимитной цены изделия. Это заставляет конструкторов тщательно анализировать и оптимизировать варианты конструкторских решений, оперативно выявляя из них наиболее экономичные.
Министерство-заказчик несет ответственность за определение в технических заданиях на разработку новых видов продукции показателей, не уступающих уровню лучших современных образцов.
Разработка технического задания организацией исполнителем проекта – позволяет сразу выявить техническую осуществимость требований заказчика (потребителя), оценить реальность их выполнения при существующих лимитах финансирования, круг возможных соисполнителей. Тщательно выполненное техническое задание позволяет быстро и успешно провести все стадии проектно-конструкторских работ и создать эффективную конструкцию изделия.
В техническое предложение, подготавливаемое разработчиком, входят документы в соответствии с требованиями ГОСТ 2.118–73, содержащие технико-экономическое обоснование разработки данной конструкторской документации на основе анализа технического задания, вариантов возможных решении, патентных материалов (патентные исследования по гост 15. 011–82) и т.д. После согласования с заказчиком и утверждения оно является основой для последующих проектных работ.
В процессе выполнения эскизного проекта в соответствии с требованиями ГОСТ 2.119–73 разрабатываются кинематические, электрические и другие необходимые схемы (по ГОСТ 2. 701–84), чертежи общих видов, составляются спецификации сборочных единиц, в том числе унифицированные и покупные, изготавливаются при необходимости макеты, проводится промежуточный технико-экономический анализ.
В техническом проекте (по ГОСТ 2.120–73) наиболее трудоемкими являются работы, связанные с конструкторской разработкой отдельных узлов и агрегатов изделия. На этой стадии требуется не только дать конструкторское оформление всех компонентов изделия (кроме детальных чертежей), провести большое количество расчетов, связанных с обеспечением прочности, жесткости, надежности всех сборочных единиц изделия, но и обеспечить минимальные издержки производства при соблюдении всех эксплуатационных требований к изделию, т.е. добиться высокой технологичности конструкции для заданных объемов и условий производства. На этой стадии проектирования особую важность приобретает тесная взаимосвязь конструкторов и технологов, способствующая тому, чтобы технологические требования в отношении способов изготовления и сборки были выдержаны полностью. Технический проект обязательно обсуждается на научно-техническом совете предприятия или организации и считается законченным, если его подписала организация, утвердившая техническое задание на разработку изделия.
Разработка рабочей документации распадается на подготовку документации: 1) опытного образца (или опытной партии); 2) установочных серий; 3) установившегося серийного или массового производства. На основе документации опытного образца производится его изготовление и предварительные – заводские, а затем приемочные – ведомственные, межведомственные и государственные – испытания (виды испытаний – по ГОСТ 16.504–81). В процессе этих испытаний документация последовательно корректируется. Затем изготовляются недостающие чертежи. Вся документация опытного образца обязательно согласовывается с технологами в отношении классов шероховатости, точности, допусков, посадок. Это обеспечит ускорение технологической подготовки производства и предотвратит необходимость последующей доработки или переработки конструкторской документации. На основе документации установочных серий проводятся их изготовление, испытания и корректировка конструкторской документации. На основе документации установившегося серийного или массового производства проводится изготовление и испытание головной (контрольной) серии, документы окончательно корректируются для технологической подготовки и освоения производства.
Правила выбора видов и комплектности конструкторских документов в зависимости от вида изделий, стадий разработки установлены ГОСТами ЕСКД.
Круг работ, выполняемых на стадиях, может отличаться от рассмотренного выше в зависимости от типа производства, для которого проектируется изделие (например, для условий единичного производства не производятся работы, связанные с изготовлением и испытанием опытных образцов, эскизный проект часто объединяется с техническим и т.д.), от сложности конструкции, степени ее унификации, уровня кооперирования и ряда других факторов. Возможны также существенные различия в круге основных исполнителей. На ведущих крупных заводах разработку конструкции ведет служба главного конструктора. Однако во многих случаях проектирование новой машины ведется специализированными организациями, а на заводе применительно к конкретным условиям производства разрабатываются или только уточняются рабочие чертежи, спецификации, технические условия и конструкторская документация.
Проектно-конструкторские работы представляют собой комплекс длительных, сложных и дорогих процессов, в которых может возникнуть одна из двух главных опасностей: 1) стремление сократить сроки и затраты может привести к созданию конструкций низкого качества, которые или будут быстро сняты с производства, или потребуют многочисленных доработок в процессе технологической подготовки производства, или вообще не будут допущены до нее; 2) большая длительность проектно-конструкторских работ может привести к тому, что к моменту запуска в производство конструкция будет морально устаревшей, и опять-таки ее надо будет быстро снимать с производства или вообще отказаться от ее производства.
Поэтому следует рассмотреть основные организационно-экономические пути, которые позволяют, при обеспечении необходимых качественных характеристик изделия, подготовить его к производству быстро и с возможно меньшими затратами. К их числу можно отнести: четкую организацию чертежного хозяйства; организацию системы автоматизированного проектирования (САПР), а на ее базе организацию технологически ориентированного проектирования на основе конструкторско-технологических решений; широкое применение стандартизации и унификации; обеспечение технологичности конструкций; рациональную организацию конструкторских служб; наличие и широкое использование информационно-поисковых систем; планирование и оперативный контроль за ходом проектно-конструкторских работ.1
6. Перспективные направления развития отрасли
Под воздействием осуществляемых экономических преобразований в машиностроительном комплексе России сложилась принципиально новая ситуация. Производство все более ориентируется на платежеспособный спрос. Однако особенность тут такова: со стороны прежнего основного потребителя – государства – он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения, особенно на сложную продукцию, отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию. Сжатие спроса повлекло потерю заказов, притом особо болезненную для станкоинструментальной промышленности, где спад производства наукоемких видов оборудования, составляющих основу передовой технологии, до сих пор идет опережающим темпом. Положение усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения.
При сохранении существующих условий, когда в экономике нет нормальных стимулов к расширенному воспроизводству и полномасштабного инвестирования, прогнозировать кардинальные перемены к лучшему не приходится.
Тем не менее предполагается стабилизация производства грузовых и легковых автомобилей. Определенная стабилизация прогнозируется в производстве продукции электротехнической промышленности и приборостроения. В 1995 г., по предварительным оценкам, увеличен выпуск электродвигателей переменного тока (на 14%), ряда кабельных изделий (силовые, городской телефонной связи). В целях расширения рынков сбыта и поиска новых потребителей своей продукции все заводы электротехнического профиля и приборостроения приступили к освоению и производству продукции, пользующейся спросом, в том числе ранее изготовлявшейся в странах СНГ (например, взрывобезопасные электродвигатели, крупные электрические машины, кабельная продукция). Этому также способствовала протекционистская таможенная политика государства, при которой потребителям выгодно закупать эту продукцию у российских предприятий.
За последние годы в результате неплатежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось, большинством машиностроительных заводов мощности используются на 10–15%. В самих хозяйствах заметно сокращается парк сельхозмашин: тракторов – на 30%, зерноуборочных комбайнов – в 1,5 раза, кормоуборочных – на 40%. Вследствие этого обеспеченность селян в тракторах составляет 43%, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнах – 50–70% от технологически рациональных норм.
В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику предполагается проведение системы мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий к рынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта сельскохозяйственной техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, возрождение в новом качестве технических центров по обслуживанию и ремонту техники, проведения ярмарок-выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя, государственные казначейские обязательства.
Особенно перспективной формой нормализации сбыта предоставляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга).
В случае реализации указанные меры позволят стабилизировать работу предприятий тракторной промышленности и комбайностроения.
Предварительные прогнозные оценки по энергетическому машиностроению предполагают некоторое увеличение выпуска паровых турбин. Такой рост вероятен вследствие увеличения поставок энергетического оборудования на экспорт, в основном в Китай, Иран и страны Восточной Европы. В производстве дизелей и дизель генераторов прогнозируется стабилизация на уровне – 4200 шт. При этом наметилась тенденция освоения производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм. Принятое направление дает возможность дизелестроительным заводам вступать в конкурентную борьбу на мировом рынке.
В подотраели вагоностроения прогнозируемые объемы производства будут определяться финансовыми возможностями основного заказчика – МПС России. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого российским железным дорогам подвижного состава. В связи с этим объемы производства возрастут незначительно.
Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по отдельным – увеличение выпуска.
В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более что в строительном комплексе существует сложившийся до 1995 г. парк строительной техники, который загружен сейчас не более чем на четверть.
Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свидетельствует о том, что в отрасли не происходит адаптации к новым условиям функционирования за счет качественных сдвигов. За последние три года интенсивность обновления снизилась на 40%, а доля впервые осваиваемой техники – в два раза. Здесь преимущественно способны тиражировать устаревшую технику и соответственно устаревшие технологии.1
7. Оценка экономической эффективности
В 1997 г. впервые за годы экономических реформ в России в машиностроении отмечались положительные сдвиги в объеме производства. По сравнению с 1996 г. производство отечественных цветных телевизоров увеличилось в 2,4 раза, персональных ЭВМ – на 29,8%, автобусов – на 21,6%, легковых машин – на 13,5%. Доля машин и оборудования в общем объеме российского экспорта возросла с 9,6 до 10,1%, в том числе в экспорте в страны дальнего зарубежья – с 7,8 до 8,2%. В целом выпуск продукции машиностроения и металлообработки повысился на 3,5%. 1997 г. стал годом активного формирования нового облика машиностроения. Свидетельством этого процесса являются: ориентация на текущий платежеспособный спрос (как внутренний, так и внешний), кооперация с ведущими зарубежными производителями с целью выпуска конкурентоспособной продукции, рационализация схем комплектования конечных продуктов, регионализация и локализация машиностроения в экспортно-ориентированных ФПГ, существенно меньшие по сравнению с дореформенным периодом объемы производства.
В ходе приватизации произошла существенная децентрализация производства. Количество предприятий в машиностроительном комплексе за 1992 – 1996 гг. увеличилось с 13505 до 57160, что создает возможности для структурного маневра, формирования новых конкурентоспособных отраслей, для гибкости и мобильности. Акционирование и приватизация в гражданском машиностроении близки к завершению. В оборонных отраслях государственный сектор еще обеспечивает около 40% объема выпуска промышленной продукции. В результате приватизации стирается грань между гражданскими предприятиями машиностроения и оборонного комплекса (исключая небольшое количество сохранившихся военных заводов). В одни и те же ФПГ вошли как оборонные, так и гражданские предприятия. Например, в группе «Сокол» из 10 заводов 5 относятся к оборонной промышленности, 3 – к электротехнической и 2 – к автомобильной; в группу «Святогор» входят 6 машиностроительных и 2 оборонных предприятия и т.д.1
Вместе с тем на большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. Поэтому экономический эффект в результате разгосударствления предприятий не достигается.
Определить наиболее эффективный вариант размещения строительства станкостроительного завода если:
1. Капиталовложений I вариант 300 млн.
II вариант 350 млн.
2. Распределение капиталовложений по годам:
I II
1 г. 90 35
2 г. 90 35
3 г. 60 70
4 г. 30 105
5 г. 30 105
3. Себестоимость продукции I 180 млн. руб.
I 170 млн. руб.
1 Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. М., 1999. С. 480
1 Машиностроительная база России // Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика // Под ред. М.Д. Аксенова. М., 1998. С. 403
1 Экономическая география России: Учебник // Под ред. В.И. Видяпина. М., Российская экономическая академия, 1999. С. 170-172
1 Промышленное производство в 1996 г. (по материалам Госкомстата РФ) // Экономист. 1997. №4. С. 53
1 Организация и планирование машиностроительного производства. М., 1988. С. 51-57
1 Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 1996 г. (обзор) // Экономист. 1996. №1. С. 10-21; Борисов В., Рассадин В., Тараканов Г. Перспективы структурных изменений в машиностроении и ВПК // Экономист. 1995. №4. С. 43-50
1 Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. М., 1999. С. 175-176
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!