Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Особенности размещения черной металлургии в Сибири»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

 

1.Общая характеристика промышленности в Сибири

 

Западная Сибирь – средний по уровню экономического развития район. Ее индексы общепромышленной специализации и специализации на отраслях обрабатывающей промышленности (высшие этажи) около 1,0. По степени комплексности хозяйства район превосходит Восточную Сибирь и Дальний Восток, а также Казахстан и государства Средней Азии, но уступает Уралу и западным регионам России.

Западная Сибирь – основная природная база России. В России доля района в добыче нефти составляет 70%, газа – 91, а угля – около 40%.

В СНГ он занимает первые места но добыче нефти (более 61%), газа (55%), угля (25%), а также выделяется производством черных металлов (8-9%), животного масла (9%), зерна и картофеля.

В структуре промышленности района преобладают топливная, металлургическая и пищевая индустрия; значительная доля принадлежит машиностроению. Место района в территориальном разделении труда в стране определяют его топливная и металлургическая промышленность. Машиностроение имеет здесь в основном обслуживающее значение. Что касается пищевой промышленности, то только отдельные ее отрасли (маслоделие, мукомолье) имеют общероссийское значение. То же можно сказать и о химической индустрии. Местные отрасли – почти вся легкая и большая часть пищевой промышленности.

В топливном балансе района по добыче преобладает газ, на втором месте стоит нефть, на третьем – уголь. Однако основную часть добываемых здесь нефти и газа не используют в народном хозяйстве района, а направляют за его пределы. Поэтому в топливном балансе по потреблению преобладает каменный уголь, себестоимость добычи которого ниже общероссийских показателей. По добыче угля Западная Сибирь вышла на первое место не только в России, но и в СНГ. Занимая также первые места по добыче нефти и газа, район резко выделяется топливной промышленностью. По уровню специализации на добыче топлива он не имеет равных в стране. Эта отрасль хозяйства района имеет и мировое значение.

Высокое качество кузнецкого угля, его относительно небольшая себестоимость, наличие крупных месторождений железных руд (с учетом огромных пока еще забалансовых запасов Западно-Сибирского железорудного бассейна), возможность получения железной руды из других регионов по железной дороге (в порожнем направлении), крупные водные ресурсы определяют развитие черной металлургии района на дальнюю перспективу. В настоящее время почти все черные металлы здесь производят в Кемеровской области вблизи месторождений угля и отчасти железной руды. Недостающую часть руды завозят из Восточной Сибири (Абакан) и Казахстана (Кустанайская область). На район приходится 8-9% чугуна и стали, производимых в СНГ, что значительно превышает его долю в населении Содружества (5,4%).

Эффективность развития здесь цветной металлургии (выплавка цинка и алюминия) достаточно велика, так как ее предприятия размещаются вблизи не только сырья, но и топлива. Производство же олова (Новосибирск) находится близ потребителя – предприятий качественной металлургии и машиностроения. Концентраты поступают с Дальнего Востока и из Восточной Сибири.

Машиностроение Западной Сибири в основном специализируется на металлоемких отраслях (котлостроение, вагоностроение, производство оборудования для угольной и металлургической промышленности и т.п.), а также на тяготеющем к потребителю производстве оборудования для нефтяной и лесной индустрии, сельскохозяйственных машин. Вместе с тем быстрый рост научных и культурных центров (Новосибирск, Омск, Томск) способствует развитию в районе станкостроения, электротехники, приборостроения, электроники.

Разнообразие химической промышленности района связано с его богатством природными ресурсами: на здешнем угле работает азотно-туковая и анилинокрасочная промышленность, на нефти и газе – производства синтетического каучука, сажи, химических волокон, пластмасс, на отходах цветной металлургии – серной кислоты, на природном химическом сырье – соды и сульфата.

Развитие нефтяной и отчасти газовой промышленности в таежной зоне, прокладка трубопроводов, высоковольтных линий электропередачи, появление новых промышленных центров способствовали быстрому росту лесной и деревообрабатывающей промышленности. Добыча леса, а также предприятия отраслей лесообрабатывающей промышленности, тяготеющих к сырью (лесопиление, производство фанеры, спичек и т.п.), размешаются в основном в Тюменской и Томской областях, производство же мебели развито во всех крупных городах.

В легкой промышленности Западной Сибири выделяются пимокатное, овчинно-шубное и кожевенное производства (традиционные отрасли), из новых отраслей – хлопчатобумажная, трикотажная и др. Производство хлопчатобумажных тканей больше развито в Барнауле, чему способствовала прокладка Туркестано-Сибирской железной дороги, обеспечившей доставку хлопка-волокна из Средней Азии. Во всех крупных городах имеются предприятия разнообразных отраслей легкой промышленности, тяготеющих к потребителю.

В пищевой промышленности наибольшее значение имеют маслодельная (первые места занимают Новосибирская и Омская области), мукомольная, мясная, спиртовая отрасли.

В структуре промышленности районов преобладают цветная металлургия, пищевая, лесная отрасли. Для обоих районов характерен островной принцип размещения промышленности, преимущественно в южных и приморских районах с более высокой плотностью населения и благоприятными историческими условиями развития. В структуре топливного баланса регионов по добыче и по потреблению преобладает уголь. Это связано с отсутствием здесь в большинстве случаев крупных месторождений газа и нефти и низкой себестоимостью добываемого угля. Преобладает угольная промышленность: в Восточной Сибири это добыча прежде всего энергетических и химических, а на Дальнем Востоке – также коксующихся углей, имеющих экспортное значение. Основные типы электростанций в районах – ГЭС и тепловые ГРЭС. Электроэнергетика Восточной Сибири – одна из наиболее крупных и России. В южной части района – от Красноярска до Иркутска – размещаются крупнейшие тепловые и гидравлические станции, входящие в Центрально-Сибирскую энергосистему (которая соединена с Уральской и ЕЭС европейской части страны). Большую часть производимой электроэнергии передают в западные регионы страны. На Дальнем Востоке электроэнергетика имеет обслуживающее значение и представлена сравнительно небольшими изолированными (как и в северной части Восточной Сибири) станциями.

В обоих районах черная металлургия передельная (Красноярск и Комсомольск-на-Амуре). Есть предпосылки для развития металлургии полного цикла (в Восточной Сибири – на собственных железных рудах и кузнецком угле, на Дальнем Востоке – на местном сырье и топливе Южно-Якутского бассейна).

Общероссийское значение в обоих районах имеют добыча и обогащение руд цветных и драгоценных металлов (золота, олова, никеля, вольфрама и др.). Цветная металлургия больше развита в Восточной Сибири: алюминиевая на базе ужурских и кия-шалтырских нефелинов, ачинских известняков, дешевой электроэнергии ГЭС; медно-никелевая – на угле и рудах Норильского района. В перспективе предстоит освоить крупнейшее в мире Удоканское месторождение меди в Читинской области. На Дальнем Востоке выплавляют свинец (в Тетюхе) на местных рудах, в Якутии и в Чукотском автономном округе имеется крупное производство оловянных и вольфрамовых концентратов.

В машиностроении преобладают отрасли, ориентирующиеся на потребителя: производство технологического оборудования (для горнорудной, лесной, металлургической, пищевой промышленности); в меньшей степени развиты энергетическое (производство компрессоров, дизелей), транспортное, сельскохозяйственное (комбайностроение) машиностроение, а также электротехника и станкостроение. В составе отраслей транспортного машиностроения Восточной Сибири – вагоностроение, речное судостроение, Дальнего Востока – морское судостроение. Кроме того, Восточная Сибирь – крупный производитель тяжелых экскаваторов, мостовых кранов, в перспективе – электротехнической продукции (высоковольтная аппаратура, силовые трансформаторы, турбо- и гидрогенераторные установки).

Химическая промышленность на Дальнем Востоке развита слабо. В Восточной Сибири она представлена энергоемкими и нетрудоемкими отраслями, развивающимися на базе использования полезных ископаемых, лесного сырья, дешевой электроэнергии. Сформировались крупные производственные комплексы электро-, угле-, лесо-, нефтехимии: Красноярский (производство карбида кальция, каучука, пластмасс и искусственных волокон на базе углей, известняков, целлюлозы, электроэнергии) и Иркутский (производство соды и хлорпродуктов в Усолье-Сибирском и Зиме на основе местных поваренных солей, известняков, углей; азотных туков – в составе Ангарского нефтехимического комплекса; химических волокон в Усолье-Сибирском и пластмасс в Ангарске на углеводородах нефтепереработки).

Лесная промышленность районов включает в себя различные производства от лесозаготовок, лесопиления до глубокой механической и химической переработки древесины.

В 1940 г. на долю Восточной Сибири в обшей вывозке древесины по стране в целом приходилось лишь 7,3%. Целлюлозно-бумажной промышленности у нее не было вовсе. Доля Дальнего Востока в вывозке древесины составляла тогда 6,9%. И там практически не было целлюлозно-бумажной промышленности (южная часть Сахалина до войны входила в состав Японии). В 1987 г. доля Восточной Сибири в общесоюзных заготовках древесины составила 19.6% (одно из первых мест в стране), а в производстве бумаги – 17% (в 1991 г. – 2,3%). Доля Дальнего Востока в общих заготовках древесины увеличилась незначительно – до 9,1%. В результате вхождения Южного Сахалина в состав России доля региона в производстве бумаги резко увеличилась: в 1987 г. она составила 36,6%, однако в 1991 г. уменьшилась до 4,3%.

Дальнейшее увеличение доли Дальнего Востока в заготовках древесины связано с ростом экспорта.

Иркутская область, юг Красноярского края – главные районы лесозаготовок в Восточной Сибири, южная часть Хабаровского края, Приморский край, Амурская область – на Дальнем Востоке.

Легкая промышленность в обоих районах развита слабо по причине дефицита трудовых ресурсов. Основные ее отрасли в Восточной Сибири – шерстяная, шелковая, хлопчатобумажная, кожевенно-обувная, на Дальнем Востоке – швейная, трикотажная, обувная. Для Восточной Сибири характерны традиционные сибирские отрасли: овчинно-шубное и пимокатное (валяльное) производства.

На Дальнем Востоке рыбная и рыбоконсервная отрасли общероссийского и мирового значения играют большую роль и в формировании его промышленного комплекса. По улову рыбы район стоит на первом месте в стране и втором в мире (после Японии). Дальний Восток выделяется также добычей крабов общероссийского и мирового значения (Камчатская область). До 40-х гг. 70% улова рыбы составляли лососевые, в настоящее время их доля снизилась до 10%. Половина улова рыбы в районе приходится на Приморский край, примерно столько же дают Камчатка и Сахалин. Рыбопромышленный комплекс объединяет предприятия по добыче и переработке рыбы и морепродуктов (креветки, криль, кальмары, морской гребешок, морская капуста). Основное значение имеет океанское рыболовство. В составе комплекса рыболовный, рыбоперерабатывающий, транспортно-рефрижераторный флот, обслуживающие предприятия и организации (научно-исследовательские и проектные институты рыбного хозяйства, судоверфи и судоремонтные заводы, рыбные порты и предприятия по производству тары).

В обоих районах есть отрасли пищевой промышленности, тяготеющие к потребителю (хлебопекарная, макаронная, молочная), к сырью (маслобойная, маслодельная, молочноконсервная), а также к сырью и потребителю (мясная, мукомольная и др.).

В Восточной Сибири больше развита промышленность по переработке животноводческого сырья. Общероссийское значение имеет ее мясоконсервная промышленность.

 

 


2.Основные принципы и факторы размещения промышленности в Сибири

2.1.Теоретические основы размещения

 

Металлургия включает ряд технологических процессов, среди них: 1) добыча руд металлов; 2) обогащение руд металлов; 2) извлечение и рафинирование металлов; 4) получение изделий из металлических порошков; 5) кристаллофизические методы рафинирования металлов; 6) разливка металлов и сплавов и получение слитков; 7) обработка металлов давлением; 8) термическая, термомеханическая и химико-термическая обработка металлов для получения заданных свойств.

При решении вопроса о размещении металлургических предприятий решающее значение имеет, как правило, наличие в районах строительства необходимой сырьевой, топливно-энергетической базы и водных ресурсов.

            Заводы с полным металлургическим циклом производства включают последовательно выплавку чугуна, стали, а также производство проката (рельсы, балки, лист и т.д.). Основным видом сырья служит железная руда, а в качестве топлива используется кокс и частично газ. Известно, что для выплавки 1 т чугуна требуется от 1,6 до 2,5 и более тонн железной руды (в зависимости от содержания в ней чистого железа), от 0,75 до 1,1 т кокса или от 1,0 до 1,8т коксующихся углей, 0,5т известняка и от 10 до 20 М3/т воды с повторным ее использованием. Кроме того, при производстве чугуна необходимы марганцевая руда и огнеупоры. В целом на 1 т готовой продукции (проката) требуется около 6 т сырья, топлива и других материалов.

На территориальную организацию металлургии, в первую очередь черной металлургии, оказывают влияние: 1) материалоемкость производства. Для изготовления 1 т стали расходуется до 7 т сырья и топлива. Еще больше расход сырья и топлива в цветной металлургии: для производства 1 т свинца или цинка нужно 16 т руды и 2–3 т топлива; для 1 т олова – более 300 т руды и 1 т топлива; для 1 т титана или магния – 15– 16т руды и 30–60 тыс. кВт-ч электроэнергии и т. д. Во всех затратах на выплавку чугуна 85–90% приходится на сырье и топливо; 2) трудоемкость производства. В среднем на каждом металлургическом заводе работают 20–40 тыс. чел., что при среднем коэффициенте семейности означает определенную зависимость от данного завода не менее 90 тыс. чел.; 3) энергоемкость производства. Так, доля полных энергозатрат в себестоимости отечественного проката составляет 30–40% (в ФРГ – 22%); 4) большая фондоемкость. Необходимы значительные материальные затраты на строительство и поддержание в рабочем состоянии металлургических предприятий; 5) негативное влияние на окружающую среду; 6) концентрация производства; 7) производственное комбинирование; 8) необходимость применения технологических новаций. Так, многие развитые страны (Япония, Великобритания, ФРГ), в основном, отказались от традиционного мартеновского способа выплавки стали из-за больших потерь при доменном процессе; расширяется производство конвертерной стали и электростали. Широко практикуется непрерывный способ разливки стали, что позволяет сократить энергозатраты на производство 1 т стали на 45–50% (в общей выплавке стали на ее получение методом непрерывной разливки приходится: в России – 25%, Японии – более 94, США – свыше 75%). Расширяется практика использования порошковой металлургии, дающая возможность применять добавки для придания стали новых положительных качеств; 9) мощным районообразующим фактором являются предприятия черной металлургии с полным технологическим циклом.

 

2.2.Практическое влияние факторов на размещение черной металлургии в Сибири

 

Железорудная база

Природной основой черной металлургии служат источники металлического сырья и топлива. Россия хорошо обеспечена сырьем для развития черной металлургии. Большинство из разведанных месторождений железных руд относится к богатым (не требующим обогащения) и легко обогатимым со средним содержанием в них железа 36,9%. Но железные ресурсы и топливо размещены по территории страны неравномерно. Более 50% всех балансовых запасов железной руды сосредоточено в европейской части Российской Федерации.

В Западной Сибири – руды Горной Шории и Рудного Алтая (запасы составляют более 1 млрд. т); в Восточной Сибири – Ангаро-Питский, Ангаро-Илимский бассейны и др., расположенные в Приангарье, Кузнецком Алатау и Забайкалье (балансовые запасы – более 4 млрд. т).

Месторождения марганцевых руд представлены Усинским в Западной Сибири.

При общей достаточно крупной сырьевой базе железных руд районами, испытывающими их дефицит, является Западная Сибирь, где необходимо продолжать геологоразведочные работы, чтобы укрепить сырьевую базу действующих предприятий.

Весьма дефицитны руды марганца и хрома. Разведанные запасы этих металлов на территории России составляют соответственно 5 и 3% общих запасов СНГ, при потребностях 40 и 38%. В настоящее время потребности в этих рудах покрываются за счет импорта с Украины и из Казахстана. За счет ввоза из других государств Российская Федерация удовлетворяет около 15% своих потребностей в железной руде и черных металлах.

Черная металлургия полного цикла, передельная и малая металлургия отличаются по условиям размещения. Черная металлургия полного цикла располагается по территории Российской Федерации: 1) вблизи источников сырья (Уральская металлургическая база, металлургическая база центральных районов европейской части); 2) вблизи топливных ресурсов (Западно-Сибирская металлургическая база); 3) между источниками сырья и топливными ресурсами (Череповецкий металлургический завод).

Топливные ресурсы

Географическая отдаленность металлургических предприятий от сырьевых и топливно-энергетических баз привела бы к крупным непроизводительным транспортным расходам и увеличению себестоимости продукции.

Металлургические заводы размещаются, как правило, в районах местонахождения железной руды или в районах угольных месторождений (в Кузбассе). Магнитогорский металлургический комбинат продолжительное время снабжался углем Кузбасса, а Кузнецкий металлургический завод – уральской железной рудой. В настоящее время эти сырьевые связи Урала и Кузбасса прекращены из-за исчерпания рудных ресурсов. Кузбасс же перешел на сибирскую руду, а Магнитогорск – на казахстанскую руду и руду КМА.

Учитывая, что для выплавки 1 т стали требуется 0,6 т чугуна и около 0,2 т топлива (в условном исчислении), производство стали сосредоточено главным образом на заводах с доменным производством. Металлургические предприятия, производящие специальные стали и ферросплавы, потребляют большое количество электроэнергии и поэтому размещаются не только вблизи источников сырья, но и в районах, имеющих дешевую электроэнергию.

В количественном соотношении в европейской части разведанные руды черных металлов значительно преобладают над запасами угля, в восточных районах топлива больше, чем сырьевых ресурсов. Благоприятное сочетание железных руд и коксующихся углей характерно для Западной Сибири (Горная Шория – Кузбасс).

Большой проблемой перспективного развития черной металлургии района является обеспечение Западно-Сибирского металлургического завода сырьем. В настоящее время он работает на привозном сырье (94%). Железная руда поставляется с Коршунонского месторождения (расстояние 1900 км) и Лисаковского (Казахстан). Представляют интерес в экономическом плане поставки руды с Курской магнитной аномалии. При ее поставках может быть использован порожняк, который транспортирует в Центрально-Черноземный район уголь, а обратно – руду. Это позволит снизить затраты на транспорт железной руды почти в 1,5 раза.

Черная металлургия относится к числу базовых отраслей тяжелой промышленности и отличается высокой материалоемкостью и капиталоемкостью производства. На долю черной и цветной металлургии приходится почти 90% всего объема конструктивных материалов, применяемых в промышленности. Металлургические грузы составляют около 35% грузооборота железных дорог. Черная и цветная металлургия расходуют 25% ресурсов топлива и энергии, потребляемых промышленностью России.

Здесь важно опровергнуть доводы о том, что поскольку у нас цены на электроэнергию более низкие, чем в развитых странах, то их повышение закономерно. Это типичное использование статистических показателей для извращения сути вопроса, поскольку игнорируются конкретные условия и структура товарной массы, издержек производства, покупательная способность валют. Для сопоставления внутренних цен в разных странах специалисты пользуются показателем паритета покупательной способности. С учетом соответствующего индекса, определенного Всемирным банком, российские цены на электроэнергию в 2004 г. примерно соответствовали ценам в Европе и Америке, на нефть были завышены вдвое, на мазут – в полтора раза.

Одной из ключевых задач реформирования РАО ЕЭС провозглашено создание единого рынка электроэнергии. Механизмы этого рынка пока туманны. В последние дни декабря 2002 г. фактически было принято решение о разделении рынка электроэнергии на отдельные частные компании. Хотя решение этого вопроса еще не утверждено Государственной Думой окончательно, но угроза этому уже есть. Но польза от этого для многих предприятий металлургической отрасли представляется весьма сомнительной. Часто крупные электростанции строились в комплексе с энергоемкими металлургическими производствами, дешевая электроэнергия компенсировала им другие издержки, связанные с климатическими условиями, транспортной удаленностью и т.д. Единый рынок все снивелирует. Возникает и такой вопрос: как в условиях дробления ЕЭС на частные генерирующие компании будет обеспечен переток энергии в пределах одиннадцати часовых поясов, что было явным преимуществом советской энергосистемы. Сейчас технические, организационные и экономические возможности для этого или отсутствуют, или подменяются словесной эквилибристикой.

В последнее время со стороны государственных органов проявляется некоторая озабоченность бесконтрольностью деятельности отраслей – естественных монополистов. В январе этого года даже определены пределы повышения цен и тарифов. Думается, что это не должно успокаивать. В образовавшуюся «щель» надо обоснованно и аргументировано вбивать своеобразный клин, опираясь при этом и на зарубежный опыт. Это и сотрудничество с единым тарифным органом, и постоянный анализ ситуации с последующим внесением предложений в периоды изменения цен и тарифов, это и реализация обоснованного протекционизма по отношению к крупным стабильным потребителям товаров и услуг монополистов, что особенно важно для алюминиевой, ферросплавной подотраслей. Одним из путей выхода из зоны давления РАО ЕЭС является создание единых энергометаллургических компаний, в том числе путем строительства на комбинатах собственных генерирующих мощностей. Уже сегодня доля потребления собственной электроэнергии на предприятиях отрасли составляет в среднем 15%. Кстати, такой путь обеспечения металлургии электроэнергией намечен и перспективным планом развития в Китае.

Неизбежным, особенно в сложившейся ситуации, является резкое улучшение работы металлургических предприятий по энергосбережению. Накопленный за последние годы опыт свидетельствует о качественно новом подходе к решению этой проблемы. Если раньше упор делался на снижение прямых потерь и утилизацию энергоресурсов, то сейчас главным направлением стало внедрение энергосберегающих технологий, комплексное программирование и управление энергопотреблением. Есть и определенные положительные результаты. На многих предприятиях черной металлургии наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня удельных энергозатрат.

Трудовые ресурсы

Высокие затраты трудовых ресурсов на отечественных металлургических предприятиях. Так, на 1 т готового проката у нас приходится 8,5 – 15 чел.-час, что в 1,5 – 2 раза больше, чем в странах с развитой черной металлургией: Южной Корее, Бразилии, Китае (Тайвань). Низкая производительность труда на предприятиях черной металлургии ведет к тому, что конкурентоспособность отечественной металлопродукции может быть обеспечена только при сохранении самого низкого из существующих уровня заработной платы (19 – 30% от уровня наиболее развитых стран). Часовая заработная плата на российских металлургических предприятиях на порядок ниже (табл.1).

Таблица 1

Структура затрат на производство продукции

металлургического комплекса (в действовавших ценах; % к итогу всех затрат на производство)

 

Отрасли промышленности 

 

Сырье и материалы

 

Топливо 

 

Энергия 

 

Амортизация 

 

Заработная плата 

 

Прочие затраты 

 

Вся промышленность (1990 г.) Тяжелая промышленность Металлургический комплекс Черная металлургия

Цветная металлургия 

67,6

59,1

65,0

58,6

64,9 

 

4,0

5,2

6,9

8,5

3,0 

 

2,7

3,6

5,4

5,2

5,6 

 

8,7

11,2

10,9

17,0

14,4

 

14,0

17,0

10,3

9,5

10,1

 

3,0

3,9

1,5

1,2

2,0

 

Вся промышленность (1995 г.) Тяжелая промышленность Металлургический комплекс Черная металлургия

Цветная металлургия

 

65,2

56,5

60,8

58,3

64,4

 

3,6

4,7

6,3

8,7

2,8

 

2,6

3,4

5,2

5,0

5,6

 

11,4

14,6

16,2

17,3

14,6

 

14,2

16,9

10,1

9,8

10,5

 

3,0

3,9

1,4

0,9

2,1

 

 

 

Однако, внутри России черная металлургия лидирует по производительности труда. По сравнению с дореформенным, уровень производительности труда в черной металлургии составляет 71%, в цветной – около 60%, тогда как в нефтяной, газовой промышленности и электроэнергетике от 35 до 46%, а по уровню заработной платы – все наоборот.

Прочие сырьевые ресурсы и водные источники

В передельной металлургии сырьем в основном является металлический лом (отходы металлургического производства, машиностроительных предприятий, амортизационный лом). Поэтому такие предприятия ориентируются на районы с развитым машиностроением и места потребления готовой продукции. Это позволяет выплавлять стали больше, чем чугуна, что дешевле в 12–15 раз. Еще теснее связана с машиностроительными заводами малая металлургия.

Особыми факторами размещения отличается производство электросталей и ферросплавов.

Большую роль играют водные источники.

Транспортный фактор

Важную роль в металлургии играет транспортный фактор, что связано с затратами на транспортировку сырья, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, особенно принимая во внимание неуклонный рост транспортных тарифов.

Чрезмерная концентрация производства в черной металлургии имеет и отрицательные последствия. Сильно увеличиваются затраты на перевозку готовой продукции, которую приходится развозить из нескольких крупных заводов по всей необъятной стране – ведь металл требуется везде. В России, с ее огромной территорией, затраты на транспортировку особенно велики. В 90-х гг. XX в. каждая десятая тонна грузов, перевозимых железными дорогами страны, – черные металлы.

В черной металлургии сосредоточены самые энергоемкие производства. Сотни миллионов тонн сырья, полуфабрикатов и готовой продукции транспортируются на расстояния, измеряемые тысячами километров. На экспорт идет более 30 млн. т продукции и руд черных и цветных металлов с дальностью перевозок 2,5-5 тыс. км. В себестоимости продукции энергетическая и транспортная составляющие сейчас доходят до 25% против 12,5% в 1991 г. и примерно 15% в странах Западной Европы.

В 1998 г. были снижены тарифы на перевозки железной руды и угля на 25%, что позволило металлургам экономить около 2 млрд. руб. в среднегодовом исчислении, уменьшить транспортную составляющую в себестоимости конечной продукции. Но уже к концу года с согласия Правительства тарифы были повышены на 10%, затем они повышались периодически. Из-за роста грузовых тарифов в августе-сентябре 2000 г. суммарные потери предприятий только в черной металлургии составили около 30 млн. долл. в месяц, а на предприятиях Западной Сибири и Урала рентабельность производства снизилась на 7-10%. В 2001 г. цены на черные металлы выросли в 3,5, а на газ, электроэнергию и грузовые перевозки в 1,2-1,3 раза. Прибыль предприятий черной металлургии при том же уровне внутренних издержек сократилась почти в два раза.

При таком ценовом и тарифном произволе да еще под флагом реструктуризации отраслей естественных монополистов черная металлургия полностью, по оценкам специалистов, уже в ближайшие годы станет нерентабельной, так как цены на металл практически достигли потолка, определяемого мировым рынком.

Сейчас самое ответственное время, чтобы предотвратить пагубные последствия нависшей угрозы. При Комиссии Правительства РФ по реформированию железнодорожного транспорта создан и действует Общественный совет из представителей отраслей промышленности и науки. Основная задача этого совета – готовить для Правительства РФ экспертные заключения по проектам федеральных законов «О железнодорожном транспорте РФ» и «Устав железнодорожного транспорта РФ». Металлурги, обеспечивающие более 37% тарифных платежей железным дорогам, нуждаются в стабильном, высокоорганизованном, технически оснащенном железнодорожном транспорте. В нашей стране с ее географическими особенностями и исторически сложившимся размещением производительных сил, только при централизованном управлении процессом перевозок можно обеспечить материальные потоки металлургической отрасли, и, видимо, потоки других сырьевых и топливных отраслей народного хозяйства.

Руководители металлургических компаний выступает против такой формы и содержания работы МПС и железных дорог, когда игнорируются интересы отечественного товаропроизводителя, а довлеет лишь стремление к получению платежей за услуги в размерах, не адекватных затратам и экономическому положению клиентуры системообразующих отраслей, происходит одностороннее изменение правил «игры» без изучения их последствий, как на товарных рынках, так и у конкретных товаропроизводителей.

Современные крупные металлургические предприятия Сибири представляют собой комбинаты, в которых помимо производства чугуна, стали, проката имеются предприятия коксохимии, агломерационные фабрики, химические производства, производящие бензол, аммиак и другую химическую продукцию; производство минеральных удобрений, смол, лекарственных препаратов, а также производство разнообразных строительных материалов – цемента, блочных изделий, стеновых панелей.

В условиях рыночного хозяйства крупные комбинаты черной металлургии создали цеха по производству бытовой техники (холодильников, телевизоров, стиральных машин и другой продукции), а также крупные агроцеха, включающие тепличное хозяйство, животноводческие фермы и цеха по переработке пищевой продукции. Крупные комбинаты черной металлургии имеют свою мощную энергетическую базу и источник водоснабжения.

Крупные металлургические предприятия Сибири, особенно комбинаты, имеют большое районообразующее значение. При их возникновении формируется ряд взаимосвязанных отраслей – электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, металлоемкое машиностроение, разнообразные сопутствующие отрасли и, конечно, транспорт.

Наиболее типичные спутники черной металлургии: а) тепловая электроэнергетика, прежде всего установки, которые входят в состав металлургических комбинатов и могут работать на побочном топливе (излишки доменного газа, коксик, коксовая мелочь); б) металлоемкое машиностроение (металлургическое и горное оборудование, тяжелые станки, металлоконструкции, локомотивы и др.).

            Таким образом, предприятия черной металлургии с полным технологическим циклом выступают мощным районообразующим фактором. Необходимость использования побочного топлива (коксового газа, коксовой мелочи) вовлекает в технико-экономический процесс тепловую энергетику; металлоемкое машиностроение тяготеет к источникам сырья и местам потребления готовой продукции; химическая промышленность использует в качестве сырья многочисленные отходы черной металлургии; легкая и пищевая промышленность способствует более рациональному использованию женского труда. В результате черная металлургия способствует возникновению вокруг себя разнообразных и мощных промышленных комплексов в Кузбассе. Особенно велика эта роль в районах пионерного освоения.


3.Картосхема размещения черной металлургии в Сибири

 

 

Сибирская база черной металлургии – самая молодая база, сформировавшаяся на территории Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов уже в советский период. Ее основу составляет Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибирский завод – оба полного цикла, расположенные в Кузбассе. Заметно уступают им Гурьевский (Кузбасс), Новосибирский, Красноярский и Петровско-Забайкальский сталелитейные заводы.

Сырьевой базой черной металлургии Сибири служат железорудные месторождения Приангарья, Минусинской котловины и Горной Шории, технологическим топливом – кокс, полученный из высококачественных кузнецких углей. Сибирская база черной металлургии лучше других баз страны обеспечена всем, что требуется отрасли. Здесь в избытке и сырье, и высококачественное топливо, и пресная вода, но большая удаленность от основных центров потребления металла, расположенных в европейской части страны, сдерживает развитие этой базы.

Наиболее крупное и современное предприятие черной металлургии, расположенное за пределами трех основных баз, – Череповецкий металлургический комбинат. Это современное по своему оборудованию предприятие в качестве сырья использует руды Ков-дорского и Оленегорского месторождений Кольского полуострова и Костомукшского рудника Карелии. Технологическим топливом служит кокс, производимый на заводе из воркутинского угля. Завод в качестве «сырьевой подпитки» широко использует металлолом соседних Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономических районов. Часть продукции комбината предназначается для экспортных поставок.

 


4.Основные проблемы развития черной металлургии в Сибири

 

          В силу сокращения внутреннего металлопотребления в 1991–2000 гг. российские металлурги стали крупнейшими в мире экспортерами черных металлов. Причем наращивание объемов экспорта произошло за счет увеличения экспорта заготовки в 3 раза по сравнению с 1992 г. В 1996 г. Россия продала за рубеж свыше 25 млн. т готового проката, в том числе 9,3 млн. т заготовки, из которой 4,3 млн. т – с сортовых станов, а также 3,8 млн. т литых слябов и заготовок.

          Такое резкое вхождение России на внешний рынок металла обусловлено более низкими ценами. В результате в последние годы отмечен резкий рост антидемпинговых процессов со стороны конкурентов на мировом рынке против российских экспортеров.

          Конъюнктура мирового рынка на ближайший период складывается не очень благоприятно для российских экспортеров. Внешний рынок заготовки на экспорт достиг верхнего предела, и потребность в этом сортаменте будет постоянно снижаться. Основной рынок – Китай и страны Юго-Восточной Азии – становится объектом жесткой конкуренции. К тому же в этом регионе ожидается ввод мощностей по производству черных металлов, а также имеются значительные складские запасы, что, возможно, приведет как к снижению цен, так и к сокращению потребностей этих стран в импорте.

          Потребление стальной продукции государствами Юго-Восточной Азии составляет 42,5% от общего мирового потребления. Весьма велик поток экспорта из России в КНР. Следует обратить пристальное внимание на текущие инвестиции в китайскую стальную промышленность. Информация свидетельствует о том, что крупнейший импортер сортового проката – КНР, закупившая, по оценкам экспертов, в 2001 г. около 10 млн. т сортового проката, принимает активные меры по выпуску сортового проката на своих предприятиях. Примером этому служит заметный рост производства катанки из высокоуглеродистой стали. Импорт Китая будет избирательным – прежде всего это продукция, которая не производится на внутреннем рынке или производится в малых объемах. Это, например, жесть, оцинкованный лист. Сортовой прокат к этой категории не относится. Резко сокращаются возможности проникновения на рынок стран ЕС, также переживающий период перенасыщения. В странах Восточной Европы эксперты прогнозируют рост потребления металлопроката до 2005 г. Положение на рынках черных металлов Восточной Европы продолжает укрепляться, однако на этом рынке нам предстоит конкурировать со странами Западной Европы, прежде всего с Германией.

Таким образом, после отказа России от государственной монополии во внешней торговле предложение черных металлов на мировом рынке резко повысилось, что привело к снижению цен, а также возбуждению антидемпинговых процессов против российских поставщиков. Товарная структура российского экспорта и импорта черных металлов различна. Если в экспорте большую роль играют полуфабрикаты, чугун, ферросплавы, стальные полуфабрикаты, лом и отходы черных металлов, то в импорте основная доля приходится на листовой прокат и особенно на холоднокатаный лист. Структура экспорта и импорта черных металлов отражает основные проблемы развития российской черной металлургии: недостаточное качество конечных видов металлопродукции; дефицит качественной металлопродукции, прежде всего холоднокатаного листа. Эта структура – следствие недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с изделиями металлургических заводов Европы, Северной Америки, Японии и Южной Кореи.

Дальнейшее развитие черной металлургии в России должно идти в направлении улучшения качества конечных видов металлопродукции, уменьшения издержек производства и проведения ресурсосберегающей политики (повышения коэффициента использования металла в машиностроении до 0,8, замены резания штамповкой, прессованием, использования эффективных заменителей металлопродукции).

Таким образом, основные направления в развитии черной металлургии в перспективе – это улучшение прежде всего качества продукции, что значительно ниже зарубежных развитых стран. Повышение качества продукции возможно за счет внедрения новых эффективных и экологически чистых технологий, бездоменного производства, освоения технологий обогащения окисленных железистых кварцитов, внедрения кислородно-конвертерного и электросталеплавильного производства и постепенного отказа от неэффективного мартеновского способа, а также за счет внедрения бездоменной металлургии, совершенствования структуры прокатного производства путем увеличения выпуска холоднокатаного листа, проката с упрочненной термической обработкой, высокоточных и фасонных профилей проката, специальных и качественных видов труб, развития порошковой металлургии, специальных переплавов и т.д. Перспективную роль будет играть выпуск труб для нефте- и газопроводов повышенной прочности, что особенно важно для создания системы морских трубопроводов.

Кроме показателей качества металлопродукции, важнейшими факторами ее конкурентоспособности являются себестоимость производства, отпускные цены, организационные факторы: возможность поставок точно в срок, маркировка и упаковка в соответствии с требованиями покупателя, учет экспортно-импортных правил и др.

Рынки развивающихся стран отличаются менее жесткими требованиями к качеству металлопродукции, что позволяет считать экспортный потенциал российской черной металлургии более широким, чем объем металлопродукции, ограниченный ее сертифицированными видами.

Черная металлургия России располагает необходимыми материальными, топливными и трудовыми ресурсами, производственным аппаратом и научно-техническим потенциалом для успешного функционирования. Отрасль должна стать одним из экономических приоритетов в промышленной политике. Ее роль следует оценивать с позиций национальных интересов и национальной безопасности. С этой точки зрения недопустима высокая доля иностранных производителей на отечественном рынке черных металлов. В целях развития черной металлургии как отрасли, обеспечивающей экономическую безопасность страны, необходима разработка государственной программы ее выживания и модернизации, в которой основное внимание следует уделить проблеме повышения конкурентоспособности металлопродукции.

Все более актуальными проблемами развития регионов добычи железных руд и руд цветных металлов становятся ресурсосбережение и охрана окружающей среды, рациональное природопользование. Значительные земельные площади заняты зонами отвала. Рекультивация набольшей части участков не ведется. Треть ежегодной величины ущерба от изъятия земель приходится на недополучение сельскохозяйственной продукции с этих земель.

            Комплексное использование сырья на всех стадиях его переработки может стать одним из источников пополнения ресурсов. Определено, что не менее 30% отвальных пород и до 40% отходов обогащения, железных руд пригодно для производства строительных материалов и другой продукции.

Отвалы и шлакоотстойники становятся к тому же очагами постоянного пыления, загрязняющего атмосферу и земельные угодья. Темпы восстановления нарушенных земель и возврата их в народное хозяйство еще низки, и площади некультивированных земель растут.

Вредные выбросы горнопромышленных предприятий негативно воздействуют на состояние воздуха, растительности и почв. Самым загрязненным местом на земле норвежские экологи называют Кольский полуостров с его заводами. Город, источающий самое большое количество загрязнений на единицу площади – Норильск. Выбросы его ГОК достигают США и Канады.

Вместе с тем западные воздушные потоки приносят на территорию России кислотные осадки из европейских стран, особенно из Польши, Чехии, Германии, Украины и Беларуси. Так, в 1993 г. в России выпало 405 тыс. т соединений серы, принесенных с Украины, преимущественно из Днепровско-Криворожского промышленного района, Харьковской области и Донбасса.

Таким образом, резко возрастает нагрузка на природу – выбросы в атмосферу, сточные воды, площади под отходами и т.п. Металлургия – одна из самых «грязных» отраслей хозяйства. Доля черной и цветной металлургии составляет почти 40% всех промышленных выбросов в атмосферу. Из 44 российских городов с самой загрязненной атмосферой 13 являются крупными металлургическими центрами.

 


5.Перспективные направления развития Сибирского региона

 

В период рыночных реформ генеральные экономические задачи района Западной Сибири заключаются в повышении эффективности нефтегазового комплекса на севере и структурной перестройке угледобывающего комплекса на юго-востоке, а также реконструкции АПК и перерабатывающих производств «Южного пояса» – от Омской обл. до Алтайского края.

Сегодня Западная Сибирь стала не только основной энергетической и сырьевой базой страны, но и фундаментом финансовой устойчивости и платежеспособности государства. Важным представляется также сохранение научного и высококвалифицированного кадрового потенциалов района, сосредоточенных в его научно-производственных центрах – Новосибирске и Томске.

Западная Сибирь располагает перспективами для экономического подъема как на основе природных богатств, так и крупного производственного, инфраструктурного и трудового потенциалов. При этом в районе необходимо решить актуальную задачу – ликвидировать существующие диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями за счет ускоренного развития последних.

Перестройка экономики района с целью создания эффективного, комплексно развитого, социально ориентированного хозяйства представляет сложную проблему, для решения которой потребуются: 1) развитие обрабатывающих производств с целью снижения зависимости района от массового завоза продуктов жизнеобеспечения и оборудования; 2) дальнейшее развитие производственной, транспортной и рыночной инфраструктур; 3) интенсификация геологоразведочных работ, направленных на обеспечение развития добывающих отраслей; 4) техническое перевооружение изношенной производственно-технической базы промышленности и всего хозяйства; 5) продолжение реструктуризации угольной отрасли с целью введения ее в число высокотехнологичных самоокупающихся отраслей.

Территориальная организация Западной Сибири определена особенностями ее природно-ресурсного потенциала и сложившейся специализацией составляющих ее регионов. В Тюменской и Томской обл. создан и развивается крупнейший в стране нефтегазовый комплекс в составе добывающих, перерабатывающих и транспортных предприятий, ставший также базой интенсивного развития нефтехимических производств.

В западно-сибирском НГХК имеются благоприятные предпосылки для комплексной глубокой переработки нефти, попутного и природного газа, обеспечивающей рост конкурентоспособности топливной и химической отраслей, а также увеличение экспорта их продукции. Темпы развития перерабатывающих отраслей в регионе намечаются более высокими по сравнению с темпами нефтегазодобычи.

Перспективные проекты связаны с развитием нефтепереработки и нефтехимии в Тобольском промышленном узле, а также с реализацией Уватского проекта: создание нового многоотраслевого нефтегазового комплекса на юге Тюменской обл. Расширение переработки углеводородов намечается и в Ханты-Мансийском АО – в городах Сургут и Нижневартовск. Ямало-Ненецкий АО в обозримой перспективе сохранит значение основного газо-добывающего региона, формирующего Единую систему газоснабжения и экспортные газопотоки в сторону стран СНГ, Западной и Центральной Европы.

Омская, Новосибирская обл. и Алтайский край, на наш взгляд, образуют Южный индустриально-аграрный подрайон Западной Сибири. Этот подрайон не располагает крупными запасами полезных ископаемых. Основу его развития составляют: сельское хозяйство и более десятка предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, крупнейший, работающий на привозном сырье комплекс нефтепереработки и химических производств в Омской обл., научный и научно-производственный комплексы Новосибирской обл., машиностроительный и химический комплексы Алтайского края.

Кузнецко-Алтайский горный регион находится на юго-востоке Западной Сибири и состоит из хозяйственно освоенной Кемеровской обл. и экономически отсталой аграрной Республики Алтай, которая, тем не менее, располагает крупным потенциалом развития горной промышленности (что объединяет ее с Кузбассом), а также рекреационным потенциалом.

Долгосрочная стратегия развития Кемеровской обл. связана с программой реструктуризации угольной промышленности. Ее цель – удовлетворить ожидаемый рост внутреннего спроса российских рынков на кузнецкие угли. Центр тяжести угледобычи будет перемещаться на новые месторождения угля и реконструкцию рентабельных шахт и разрезов. Развитие в области черной металлургии намечается без увеличения объема производства за счет технического перевооружения отрасли.

Республика Алтай имеет хорошие перспективы добычи руд цветных металлов, мрамора, каменного угля. Здесь имеются возможности по производству строительных материалов, готовых изделий из шерсти и пуха. Предоставление услуг в сфере туризма обещает республике высокую экономическую эффективность за счет развития курортов, турбаз, а также пеших и водных туристских маршрутов в живописных горах Алтая.

Современный уровень развития и структуры промышленности Восточной Сибири не отвечает ее ресурсным возможностям и требованиям рыночной экономики. В 1990-е гг. здесь вдвое сократился объем промышленного производства, а структура промышленности усилила сырьевой характер и оказалась несбалансированной. Наблюдается перекос в сторону отраслей добывающей промышленности в ущерб отраслям перерабатывающей промышленности, АПК и социальной инфраструктуре. Сложившаяся диспропорция является причиной многих болезненных проблем, отчасти доставшихся в наследство от централизованной экономики, отчасти возникших уже при рыночной экономике.

Перестройка экономики района с целью создания эффективного, комплексно развитого, социально-ориентированного хозяйства сопряжена с решением ряда важных проблем: 1) зависимость перерабатывающих производств ВСЭР от дальних межрегиональных и внешних хозяйственных связей и массового ввоза продуктов жизнеобеспечения и оборудования; 2) недостаточное развитие производственной инфраструктуры, в первую очередь транспортной и энергетической; 3) свертывание геологоразведочных работ, приводящее к сокращению разведанных запасов полезных ископаемых и снижению обеспеченности ими добывающих отраслей промышленности; 4) катастрофический износ производственно-технической базы промышленности и всего хозяйства; 5) снижение эффективности и конкурентоспособности экономики из-за отсутствия глубокой переработки и комплексного использования исходного сырья; 6) техническое перевооружение, перепрофилирование и диверсификация производства, направленные на повышение транспортабельности и конкурентоспособности конечной продукции.

Структурная перестройка промышленности Восточной Сибири, очевидно, будет идти по-разному для различных групп отраслей. Добывающие отрасли, обладая возможностями маневра между внутренним и внешним (экспортным) рынками, способны развиваться за счет собственных средств или привлекаемых на конкурсной основе инвестиций. В эту группу входит добыча нефти и газа, цветных и редкоземельных металлов. Вторая группа отраслей, включающая переработку восточно-сибирского сырья, – нефтехимия, лесопереработка, а также конечные стадии металлургического цикла и высокотехнологичные производства, –должна сыграть роль точек роста современной рыночной экономики, что в условиях Сибири требует государственной поддержки. Третья группа – потребительский комплекс, включающий ряд отраслей машиностроения, производящих товары народного потребления, производство строительных материалов и др., ориентируется, главным образом, на региональный спрос и отчасти на другие российские рынки.

В территориальной организации хозяйства ВСЭР выделяется масштабом и темпами экономического развития Красноярский край. Он относится к числу относительно благополучных на фоне отмеченного в 1990-е гг. экономического спада. Несмотря на кризис, край должен вновь стать донором федерального бюджета за счет постепенного наращивания экспортных возможностей, в первую очередь цветной металлургии: производства глинозема, алюминия, меди, никеля, платины, а также участия в переработке отработанного ядерного топлива.

Предпосылки развития экономики Красноярского края связаны с организацией крупномасштабного освоения новых ресурсов нефти, природного газа, леса, золота, свинца, цинка, других цветных металлов, а также алмазов в северных и центральных районах края. В условиях глубокого кризиса лесной промышленности предлагается ряд проектов по расширению ассортимента продукции, увеличению глубины переработки древесины. Особую группу предложений составляют проекты по конверсии ВПК и распространению наукоемких технологий на производство товаров народного потребления. Можно ожидать положительных сдвигов в удельном весе отраслей, производящих конкурентоспособную продукцию, – цветной металлургии, электроэнергетике, химической, а в перспективе – топливной промышленности.

Иркутская обл.второй по экономическому потенциалу регион ВСЭР – в начале реформ получила определенные стартовые преимущества, благодаря конкурентоспособности сырья и полупродуктов на внешнем рынке. Тем не менее, в области наблюдается отставание перерабатывающего сектора промышленности, особенно в лесном комплексе, неконкурентоспособными оказались отрасли тяжелой промышленности.

В перспективе в области в первую очередь будут реконструироваться предприятия лесного комплекса с целью улучшения качества и расширения ассортимента продукции. Углубление переработки древесины намечается на Байкальском, Братском и Усть-Илимском ЛПК. Межрегиональное значение имеет проект по поддержанию и развитию Коршуновского ГОК, который предусматривает снижение стоимости товарной железной руды и обеспечение Запсиба отечественным сырьем. В числе новых проектов на территории Иркутской обл. следует выделить программу по освоению углеводородных ресурсов «Восточно-Сибирскую нефтегазовую», целью которой является добыча газа на Ковыктинском месторождении и нефти на Верхнечонском с перспективой экспорта углеводородов в страны Восточной Азии, прежде всего в Китай. Следовательно, в области ожидается увеличение удельного веса прежде всего топливной промышленности.

Республика Хакасия находится в лучшем экономическом положении относительно других районов Южной Сибири благодаря наличию на ее территории экономически эффективных предприятий – Саяно-Шушенской ГЭС и Саянского алюминиевого завода. Однако кризис переживают традиционные отрасли промышленности: пищевая, легкая промышленность и машиностроение, не находящие сбыта продукции. Поэтому предпосылки стабилизации экономики республики связаны как с развитием сырьевых отраслей, так и обрабатывающего сектора в легкой и пищевой отраслях на основе их радикальной реконструкции.

Республика Тыва и Забайкальские регионы. Республика Бурятия и Читинская обл. значительно отстают от среднероссийских и региональных показателей социально-экономического развития. Предпосылки стабилизации и подъема экономики этих регионов связаны с приоритетным развитием отраслей, снижающих зависимость от неэффективного ввоза продукции жизнеобеспечения лесной промышленности и АПК, а также развития эффективных отраслей минерально-сырьевого комплекса. В Бурятии и Читинской обл. актуальна также конверсия оборонных предприятий, позволяющая увеличить мощности по выпуску дефицитной на рынке и высококачественной продукции.

В Республике Тыва главными развивающимися отраслями должны стать легкая и пищевая промышленность и цветная металлургия. Переработка сельскохозяйственного сырья на месте должна повысить продовольственное самообеспечение республики. Первоочередные проекты в цветной металлургии – добыча золота на россыпных месторождениях и переработка отходов на законсервированном предприятии «Тувакобальт» для извлечения ценных цветных и редких металлов.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!