Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Особенности философского мировоззрения. Функции философии»

/ Общая философия
Конспект, 

Оглавление

Философия как способ  и форма  духовной деятельности людей является одной  из наиболее  древних частей общей  духовной  культуры человечества. Философствование, т.е. осмысление основополагающих, коренных, принципиально важных проблем  природы,  общества и мышления, вопросов существования человека и смысла его жизни, предназначения и цели развития общества и каждого отдельного человека во все времена  было присуще  людям.  Ответы  на  эти вопросы,  полученные за тысячи  лет  существования  философии можно оценивать по-разному. Объясняется это  тем, что  в истории человечества неоднократно изменялись приоритеты этих вопросов. Одни из них становились центральными  и их исследование  привлекало большинство  философов, другие вопросы уходили на задний  план или  совсем переставали  интересовать  философию. Наконец,  в философии всегда возникали новые проблемы, ставились новые вопросы.                                                

    Как только радикально  менялась жизнь  общества, в нем  возникали  проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной  и духовной культуре  каждого народа  и каждого  человека заставляют людей заново переосмысливать  бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем. Философия  неоднократно  ставила также вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания  или  искусства, морали  или политики, права  или религии. Это бесконечное,  существующее в течение тысячелетий рождение основных и новых проблем в  ходе философского  отражения мира,  вызвано к жизни  особенностями самой философии, которую всегда интересуют центральные, коренные  проблемы бытия. Кроме того, во все  времена философия  стремится использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства,  в  первую  очередь и  главным   образом, из естествознания. Поэтому достаточно давно возникла традиция   рассматривать философию как  одну из  наук, которыми   располагает   человечество.  Эта   традиция  особенно усилилась  в ХVIII – ХIХ в.,  когда для  многих людей  понятия  философия  и   наука  стали   казаться  тождественными. В действительности   связь    между   философией  и  наукой  существует,   но  философское   знание  может выступать как  в  научной,  так  и  в донаучной  и заведомо  ненаучной  форме, не переставая  в  то   же  время быть философией. Более того, исследования философских  школ показывают,  что  граница  между   научностью  и   ненаучностью  в философии   не   проходит   по  традиционному   делению  философов   на  материалистов   и  идеалистов   и  определяется  не  ответом  на  тот  основной,  по словам  Ф. Энгельса, об отношении сознания к бытию, а его вторую сторону – как вопрос о тождестве мышления и бытия в процессе познания объективного мира.

    Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов    философия и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума, воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме.

    Термин “философия” происходит от греческого “филео” (любовь) и “софиа” (мудрость) и означает  любовь  к  глубоким  теоретическим   рассуждениям.  Впервые термин   употребил  древнегреческий  ученый  и философ  Пифагор (ок. 580 – 500 г. до н.э.). В европейский период распространение  понятия  связано  с именем  Платона   (428/427 – 347  г. до  н.э.).  Вначале философия  включала в себя  весь комплекс знаний  о  мире.  Знание не  было разделено  по наукам  и дисциплинам;  оно  было  единым,  синкретичным, т.е. включало  в себя всю  информацию о  мире, его  строении, о  человеке, его  месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т.д.   

    Философия сводится к  тому, что  человек осознает  бытие в  целом, самого себя  и  свои границы. Перед ним   открывается  глубина мира  и собственная  значимость. Человек осмысливает  мир и себя  как  проблему, он  ставит  радикальные  вопросы,  ищет  понимания  и  спасения.  Осознавая  свои  границы,  он  ставит перед собой  высшие  цели,  познает абсолютность  в   глубинах  самосознания и в безднах трансцендентного мира. Все это происходило посредством рефлексии.                         

    Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом  мышление. Началась  духовная  борьба,  в  ходе  которой каждый  пытался убедить  другого,  сообщая  ему свои  идеи, аргументы, опыт. Испытывались самые противоречивые   возможности. Дискуссии,   образование различных партий, расщепление  духовной  сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла  их  взаимообусловленность,    все   это  породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.                

    В  эту  эпоху  были   разработаны  основные   категории,  которыми  мы  мыслим  по  сей  день,  заложены  основы   мировых  религий,  и  сегодня  определяющих  жизнь  людей.  Во  всех  направлениях   совершался  переход   к  универсальности.   Этот  процесс заставил  многих  пересмотреть,  поставить  под  вопрос,  подвергнуть анализу  бессознательно   принятые  ранее   воззрения,  обычаи и  условия. Все это было  вовлечено в  водоворот непрерывного процесса познания.                                              

    Предмет философии на всем протяжении  развития общества менялся. Сущность философии также эволюционировала. Некоторые философы,  в том  числе в  ХХ веке  считают, что  нельзя дать определения философии, придав ему конкретны формы. Наиболее распространен взгляд на философию как, во-первых, на тип мировоззрения, а во-вторых – на науку. Кроме того, не имеют место взгляды на философию как на форму общественного сознания, элемент духовной культуры общества и другие подходы.                                       

Философия. Миф. Религия

    Мировоззрение     целостный  взгляд   на  мир   и  место   в  нем  человека. Исторически   первым   был  мифологический   взгляд  на  мир  (миф    предание,  сказание;  логос    слово,   учение,  понятие,  закон).  Миф    это   общественное  сознание   древнего  общества, способ  самовыражения   тогдашнего  человеческого  общества.  Это  наиболее  ранняя   форма  духовной   культуры  человечества, в которой соединены   зачатки    знаний,   элементы  верований, политических взглядов,  различных   видов  искусства,   собственно философии. Миф – единая, синкретическая форма   сознания, он выражал миропонимание  и   мировосприятие   тогдашней  эпохи. В мифах велась речь о фантастических  существах  (кентавры,  сирены), о  деяниях  богов  и  героев (Зевс,  Афина,  Гера,  Гефест,  Ра, Осирис,  Перун, Велес  и т.д.). Различные   народы   посвятили свои  мифы космическим  темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить.                              

    В мифах такого рода содержатся попытки ответа  на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы – солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия – одно из важнейших явлений духовной культуры – тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте. Особое  место  принадлежит  в  мифах  проблеме культурных достижений  человека  (миф о  Сизифе, о  Прометее, добывшем огонь для людей и наказанном Зевсом на вечные муки, и др.). Как уже было сказано  выше, мифологический  – это  не значит полностью оторванный от реальной практики,  смысла, элементов науки и т. д.                                         

    Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания. Рефлексия в мифологическом мировоззрении отсутствует. Рефлексия – это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим  состоянием,  их оценка,  т.е.  размышление над собственными размышлениями. Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею  мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими  задачами:  на  удачу,  счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т.д. В мифологии  практически создавалась  система ценностей, принятая  в  данном  обществе, осуществлялся  поиск  единых оснований природы и человека, природы и общества. Миф умер как  форма мировоззрения  на этапе  более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения. Религия есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.

    Религия  опирается  на   образно-эмоциональную,  чувственно-наглядную   форму   восприятия.   Верующий  человек     субъект  религиозного  сознания.  Такой  человек  переживает  в  реальных  эмоциях  свое  видение  Бога,  различных  картин,   связанных  с  особенностями  того  или  иного  религиозного  направления. Важнейшими  атрибутами  религии являются  вера и  культ. А.Ф. Лосев  считал  также  таковыми  таинства. Религия  не рефлексивный  тип мировоззрения.                                             

      Вера    это  способ  осознания  мира  религиозным  сознанием,  особые  состояния религиозного  сознания субъекта.  В культе,  системе  ритуалов  и догматов  является внешняя  форма проявления  веры.  Религиозных  течений  много.  Только   в  России  их  свыше  40.  Существуют  три   основных  мировых   религии    буддизм,  христианство,  ислам и  различные национальные  религиозные  системы  типа синтоизм,  индуизм, иудаизм  и т.д. В  рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение  приобретают  этические  представления,   нормы,  идеалы,  ценности  (этика  конфуцианства,  десять заповедей  в христианской религии и т.д.).                                     

    В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Еще недавно в нашей стране религия и верующие люди были в стесненных обстоятельствах. Господствовала атеистическая идеология, которая достаточно планомерно и целенаправленно воевала с идеалистическим мировоззрением (любая религия –  объективный идеализм). Несмотря на близость религии и философии, они различны – идеализм философский есть теоретическая основа религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные  задачи  по  объяснению  мира,  а  также  воздействия на сознание и поведение человека. Их  различие  состоит  в том,  что философия  есть отражение  мира  в  теоретической,  рационально  понятной  форме. Религиозное видение мира формируется в сознании человека как представление о сверхъестественных силах, упование  на  чудо,  веру.  Религиозно   мыслящей  человек считает  себя  носителем эзотерического  (тайного, открытого  только  избранным)  знания,  которое   не  нуждается в  традиционных логических  доказательствах. Религиозное  сознание  усиливает идущую  еще от  мифологии тенденцию  разделения  мира  на  мир  физический  (природный, чувственный) и метафизический (духовный). На  этой  основе  уже  начинает  развиваться собственно  философское  видение  мира,  которое характеризуется  свободным  исследованием  основных  проблем  бытия, человеческого познания,  смысла и  цели жизни  и других проблем.  Философия  даже в  самом начале  своего существования  являлась  по  преимуществу рационально-теоретическим  осмыслением  бытия,  в отличие  от преимущественно  образно-эмоционального  мифологического или религиозного сознания, уповающего на веру  при поиске ответов  на  принципиальные  вопросы  бытия. Центральными   в   любых   философских  школах   были  проблемы   взаимоотношения   человека   с   миром,   обществом и самим собой,  выявление сущности  человека, особенностей его существования, цели и смысла  жизни, законов познания мира  человеком. Это  многообразие проблем  и  привело к  довольно раннему  выделению внутри философии ее отдельных  частей –  онтологии, гносеологии, антропологии и др.                              

    Многообразие  ответов  на  каждый из  этих коренных вопросов  рождало  множество  школ  и  направлений.  И несмотря  на  то,  что дать  исчерпывающую классификацию  и сравнительный  анализ каждого  такого направления  невозможно,  можно  выделить  ряд  значимых параметров, которые отличают все  философские школы  и направления.                                           

    Философия  всегда  является   интегрирующей  формой духовной  жизни  человека  и человечества. Она решает предельно  общие и  потому  наиболее  волнующие людей проблемы, и в этом смысле она является особым видом духовного производства,  выступающим  как  самосознание общества и индивида. Философия всегда выступает в роли  толкователя (интерпретатора) общественно-исторического  процесса. Она ориентирована на  объяснение мира,  на его  познание в тех “словах”, которые помогают переделать его, приспособить к нуждам человека и  человечества.

    Философия  относится  к  рефлексивному  типу  мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными  представлениями о  мире и  месте человека  в этом мире. Взгляд на свое  мышление, свое  сознание со  стороны – одна из черт философского сознания. Свободомыслие     объективный  принцип   философии,  который, к сожалению, субъективно  часто нарушается.  По самой своей  природе  философия  требует   размышления,  сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы  и постулаты,  которые  утверждаются  массовой  практикой  верующих. Философия  ставит  под  сомнение  предельные  основания  бытия, включая само существование мира, в том числе  такой вопрос     как возможен мир? Философия   формировалась  в борьбе  с  религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы  мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории. “Чистые”  типы  мировоззрения  практически  не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной  жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.                        

Философия и наука

    Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд                       философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания; утверждения  философии  эмпирически (т.е. в  опыте, эксперименте) неопровержимы  (как,    например,   опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа); в   философии  никогда   не  было   положений,  признаваемых всеми философами, для нее  характерен плюрализм  взглядов, и каждый  самостоятельный  мыслитель  создает  свою  собственную философскую систему. Выдвигаются и аргументы, провозглашающие  ненаучность методов, проблем, языка философии.                         

    Распространена и противоположная позиция,  согласно которой философия  является наукой. При этом  указывается на такие общие с другими науками  черты философии,  как рационально-понятийная  форма  познания,  логическая  доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских  воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как  первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются.

    Философы,  считающие  философию наукой,  по-разному определяют ее предмет. Так,  в отечественной  литературе распространены определения онтологического типа:             

§       философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления;                     

§       философия – наука о всеобщем в отношении человека и  мира;                                                     

§       философия – это наука о всеобщих началах сущего.      

    Другой  тип  определений    антропологического  типа. Так,  русский  философ-экзистенциалист  Н.  А.  Бердяев определил  философию как науку о духе, считая, что наука о  духе есть  прежде всего наука о человеческом существовании. Непосредственной целью  науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности,  составляющих предмет ее изучения,  на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции  методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

    Европейская традиция,  восходящая  к античности,  высоко ценившая единство разума и нравственности,  вместе с тем прочно связывала философию  с  наукой.  Еще  греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности,  в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов:  надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов?  Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?  Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.

    Первую попытку обрисовать круг задач философии,  перед лицом  существующих  и только начинающих формироваться конкретных наук,  в свое время предпринял Аристотель.  В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах,  первопринципах, самых общих  началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение.  Он  назвал  эту область знания “госпожой наук”,  считая что другие науки,  как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное  для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась  в течении многих веков.  Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами “королева наук” и “наука наук”.

    В Древней Греции философия зародилась  в  качестве  всеобъемлющей науки  – само слово “философия” означает “наука”.  Эта наука была направлена на все,  что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия,  при дифференцированном состоянии отдельных  наук,  становилась отчасти  органом,  соединяющим  результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В  это время  возникло  и  приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность,  одним словом развенчивающее “королеву наук” в “служанки”.  В позитивизме был сформирован вывод о том,  что философия  это  суррогат науки,  имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.  На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.  Провозглашается, что зрелая наука – сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

    Ко всему  прочему отличием философского знания от других является то,  что философия – единственная из наук объясняет что  такое  бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие. Посмотрим как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет  познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,  интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,  связей, взаимодействий основных подсистем бытия,  о которых уже шла речь,  теоретическая масштабность,  логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах,  тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений,  еще не  проработанных специально-научными методами. На основе  общих  принципов  рационального  понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания.  Используя опыт понимания,  накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские “эскизы” тех или иных природных или общественных реалий,  подготавливая их  последующую  конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки,  которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием “белых пятен” познавательной картины мира.  Конечно, в конкретном научном  плане предстоит заполнить специалистам-ученым,  иной общей системе миропонимания.  Философия же заполняет  их  силой  логического мышления.

     Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих,  целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих  закономерностях  и т.д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают – в конкретных науках используется  универсальный  мыслительный  инструментарий (категории,  принципы,  различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов,  средств.  Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются,  отрабатываются  и формируются в сфере философии.

    Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя  однозначно  причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия – отдельная форма познания,  имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания,  когда теоретический потенциал в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует.

    Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным   размежеванием  философии и частных наук. Философия и частные науки  обрели свой  предмет, выделившись из совокупного научного знания.                    

    Задачи  философии  не  сводятся  к  решению научно-познавательных  задач;  философия, представляющая  собой теоретический тип мировоззрения, опирается на  науку, корректируется и развивается вместе с  ней и  сама оказывает  влияние на развитие  науки. Философия и наука  – не  соперницы. Каждая из них выполняет в культуре свои специфические функции. Универсальной   проблемой  философии   является  проблема взаимоотношения  “мир    человек”.  У  нее  много  обличий: “субъект – объект”, “материальное – духовное”, “объективное – субъективное” и т.д.                                

    Существуют   различные    классификации   многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.                       

    1.  Проблемы  устройства  мира,  бытия,  т.е.  проблемы онтологии:  существует  ли  субстанция  бытия и  какова она,  что есть движение,  пространство,  время;  что  такое  сознание  и  как оно возникло,  какое  место  занимает  в  мире  человек,   какова  его природа,   существует  ли   цель  мирового   развития,  существуют ли  законы  природы  или  мы  верим  в  них  благодаря  склонности к порядку и т. п.?                                                 

    2.   Проблемы   познания   мира,   или   проблемы  гносеологии: познаваем  ли   мир  в   принципе;  безгранично   ли  человеческое познание  в  своих  возможностях  или   оно  имеет   границы,  как получается  знание  о мире;  как удостовериться  в том,  что полученные результаты – истина, а не заблуждение?

    3.   Проблемы   ценностей,   или   проблемы   аксиологии:   что есть  благо;  какова  природа  ценностей,  как  они  связаны между собой; как соотносятся ценности и “факты” реальности и т.д.?      

    4. Проблемы преобразовательной   деятельности  человека, или  проблемы  праксиологии:  способен ли человек преобразовать  мир; где границы  допустимого вмешательства  в естественное развитие  природы  и общественных  процессов; каковы принципы оптимальной деятельности и т.д.?

Функции философии

    Функции к философии как типу мировоззрения и философии   науке,  можно   выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную,  воспитательную, т.е. духовно-гуманистическую, и критическую  функции философии.                                                      

    Формируя  представление  об  устройстве  мира и  месте нем  человека,  обосновывая  ценности  и   цели  человеческой жизни,  вырабатывая  принципы   практического  взаимодействия с  миром  и  т.д., философия  выполняет  мировоззренческую  функцию.                                                     

    Велика роль философии в качестве  методологической функции.  Методология    это  система исходных  принципов, обобщенных  способов  (методов)  организации и  построения теоретической деятельности, а также учение  об этой  системе. Среди  разнообразия  методов можно  выделить такие, которые используются только одной  наукой.  Эти методы  называют частнонаучными. Соответственно общенаучные  методы  те, которые  используются  целым  рядом,  определенной  группой наук,  философия  же  являет  собой всеобщий  метод, ибо  ее предметом  исследования  в  данном  случае выступают  наиболее универсальные  принципы  мышления, всякого познания.  Это вовсе  не  значит, что  философия в  силу всеобщности  своего метода способна  давать  истинное  знание  в конкретной  научной области.  Философские  методы, будучи  универсальными, являются  необходимым   условием  решения разнообразных конкретных  задач, но не подменяют собой  специальных частнонаучных  методов, а  конкретизируются ими.  В силу  этого философия  выполняет  методологическую  функцию  для  всего научного познания,                                                

    Выполняя  познавательную  функцию,   философия  выявляет  наиболее  общие  идеи, представления,  формы опыта,  на которых  базируется та  или иная  конкретная культура  или общественно-историческая  жизнь  людей в  целом. Их  называют универсалиями  культуры.  Важное  место  среди них  занимают философские  категории, к  которым относят  такие универсальные  понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина  – следствие,  случайное –  необходимое,  часть    целое, элемент  – структура. В  философии сформировался жесткий   категориальный   аппарат:  логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык  философии –  не образы,  не картинки,  а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности,  к доказательствам.  Положения  философии  не  просто утверждаются, а выводятся,  доказываются в  соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. Ни один ученый, будь он  историк, естествоиспытатель,  экономист, литературовед, не может  обойтись без  этих понятий.  Эти понятия приложимы не к одной  какой-то области,  а к  любым явлениям. Вот почему  их относят  к предельным  основаниям, универсальным  формам   культуры.

    Философия  как  наука  имеет большую  практическую значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в  природе, в  обществе и  в сознании  людей. Эти знания базируются  на основаниях,  пришедших из  глубины веков,  из  них состоит  фундамент современной  науки. Философия показывает и сокращает путь к ИСТИНЕ.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!