Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Особенности эмоционально-волевой готовности к школе»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Эмоциональный фон деятельности в известной мере обусловливает интенсивность уровня волевой мобилизации. Это подтверждается рядом исследований психологов. 

Анализ данных детей с нарушением слуха позволяет выявить определенную зависимость уровня эмоционально-волевой регуляции от степени снижения слуха, уровня развития речи и сроков обучения в детском саду [17]. 

Достаточно высокая средняя оценка выполнения задания (0,7 баллов) у группы дошкольников, имеющих снижение слуха до 50 Дб. Это объясняется возможностью речевой регуляции их деятельности. Отмечается использование различного рода междометий («Ой!», «О!», «Ай-ай»), коротких фраз («Нет, не так», «Вот», «Тут», «Так», «Осторожно!», «Быстро!»). Такой контроль и планирование с помощью речи помогают детям более успешно справиться с заданием, тем более под эмоциональным воздействием педагога или воспитателя.

Наиболее низкая средняя оценка (0,3 балла) отмечена у группы дошкольников, имеющих снижение слуха до 80-85 Дб. Они не пользуются речью в процессе выполнения задания.

В этой группе наиболее выраженной оказывается зависимость уровня эмоционально-волевой регуляции от сроков обучения в специальном детском саду. Дети, которые прошли в нем 4-летний курс обучения, показывают более высокие результаты (средние оценки достигают 0,6 баллов). Те, кто не посещали специальные дошкольные учреждения или находились в них 1-2 года, показывают низкие результаты (средняя оценка достигала 0,3 балла) [17]. Такое положение дел объясняется тем, что развитие эмоционально-волевой сферы определяется детской деятельностью и зависит от ее содержания и структуры. Эмоционально-волевая регуляция формируется в процессе деятельности ребенка. Программой специального детского сада для слабослышащих детей предусмотрены различные виды деятельности, в процессе овладения которыми дети учатся осуществлять целенаправленные действия, требующие определенных волевых усилий. Специально организованная деятельность изменяет и эмоциональную регуляцию поведения дошкольника:

         усложняется содержание эмоций (появляются сложные чувства от хорошо или плохо выполненного задания);

         изменяется место эмоций во временной структуре деятельности (они начинают предвосхищать решение задач).

При общей тенденции зависимости успешности выполнения задания от эмоционального воздействия следует отметить, что уровень эмоционально-волевой регуляции у некоторых детей в достаточной степени сформирован. Это отмечается главным образом у тех детей, которые получили полноценную дошкольную подготовку в детском саду [5].

При изучении развития волевых действий и произвольности внимания оказалось, что всех дошкольников можно разделить на несколько групп в зависимости от особенностей поведения, способа выполнения задания:

Первая группа – дошкольники, имеющие высокий уровень развития волевых действий и произвольности внимания. Дети внимательно слушают инструкцию, подчиняются системе требований, сознательно осуществляют свои действия, руководствуясь правилами, самостоятельно выполняют требуемое задание, проявляя ориентировочную деятельность на уровне зрительного восприятия. Они успешно выполняют большое по объему задание (до 20 зашифрованных фигур и 18 клеточек за 1 мин). Высокую степень волевой регуляции показывают дети, которые успешно, усвоили четырехлетнюю программу детского сада и имеют высокий уровень речевого развития, позволяющий использовать устную речь как средство регуляции деятельности.

Вторая группа – дети не всегда воспринимают инструкцию с первого предъявления. У них отмечается начальный этап формирования сознательного подчинения требованиям. Более простое задание они выполняют постоянно ориентируясь на образец и следуя инструкции. В задании, требующем максимальной произвольности, концентрации внимания дети ориентируются не на образец, а на предыдущую заполненную клеточку, забывают правила «шифровки» и в клеточке записывают цифру верхнего ряда, а не соответствующий знак. Многие из детей не могут самостоятельно выполнить задание. Средний уровень волевой регуляции отмечается в основном у детей, посещавших детский сад в течение 1-2 лет, а также у детей, имеющих значительное снижение слуха (свыше 50 Дб) и низкий уровень развития речи.

Третья группа – дети требуют многократного повторения инструкции с демонстрацией действия «шифровки». Некоторые из них не ориентируются на образец, не соблюдают правила «шифровки». Дети часто отвлекаются, не могут сосредоточиться. Объем правильно «зашифрованных» фигур (клеточек) весьма мал (от 3 до 5). Низкий уровень волевой регуляции обнаружен у детей, имеющих снижение слуха свыше 50 Дб и не посещавших детский сад или получивших неполную дошкольную подготовку [17].

Сравнение эмоционально-волевой готовности к школе слышащих воспитанников подготовительных групп и детей с частичными нарушениями слуха позволило сделать некоторые выводы, имеющие значение для характеристики последних.

Среди слышащих дошкольников также есть дети с различным уровнем развития эмоционально-волевой регуляции. Основная отличительная черта слышащих дошкольников – активное использование устной речи для регуляции деятельности. Дети, показавшие как высокие, так и сравнительно низкие результаты, сопровождают свою деятельность речью. Слабослышащие дошкольники по уровню эмоционально-волевой готовности приближаются к группе слышащих сверстников.

Таким образом, количественный и качественный анализы позволили выделить 3 группы детей по уровню эмоционально-волевой готовности к школе.

Дошкольники, отнесенные к первой группе (20% слабослышащих и слышащих детей) успешно преодолевают эмоциональное напряжение; управляют поведением, проявляя сосредоточенность внимания в условиях, мешающих сохранению цели; активно используют речь в качестве регулятора действия.

Вторая группа соответствует средней степени эмоционально-волевой готовности к школе. Эмоциональное напряжение в значительной степени снижает результаты выполняемой деятельности; целенаправленность действий и. произвольность внимания зависят от объема предлагаемого задания; речевая регуляция деятельности отмечается только у слышащих дошкольников.

Третья группа (20% слабослышащих, 15% слышащих испытуемых) характеризуется низкой готовностью к школе. Эмоциональное напряжение у детей, отнесенных к этой группе, препятствует продолжению деятельности. Наблюдается низкая степень регуляции поведения, отсутствует произвольность внимания и речевая регуляция действий [17].

Как видим, слабослышащие равно как и слышащие дети в подавляющем большинстве относятся ко второму (среднему) уровню эмоционально-волевой готовности к школе. Эти данные согласуются с исследованиями в области нейрофизиологии и нейропсихологии о созревании и функционировании структур головного мозга, которые указывают на усиление тормозного контроля коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями лишь с 7 лет.

Итак, есть общие тенденции психического развития слабослышащих и слышащих дошкольников. Интересно отметить, что слабослышащие дети, отнесенные к первому уровню, показывают более высокие результаты при выполнении задания (средняя оценка 0,9 баллов), чем слышащие (0,8 балла). Вероятно, это объясняется более напряженным режимом работы в специальных детских садах, программой предусмотрено ежедневное проведение в подготовительной группе пяти фронтальных занятий (двух – учителем-дефектологом, трех – воспитателем), в процессе которых у слабослышащих детей идет интенсивное формирование многих психических функций и в том числе волевой регуляции поведения.

В числе показавших высокий уровень эмоционально-волевой готовности находятся слабослышащие дети, которые по уровню речевого и интеллектуального развития приближаются к слышащим сверстникам и успешно освоили четырехлетнюю программу детского сада.

Низкий уровень эмоционально-волевой готовности среди слабослышащих, в основном, показывают дети, не усвоившие по разным причинам программы детского сада и имеющие низкий уровень речевого развития, что еще раз свидетельствует о влиянии целенаправленного воспитания и обучения на умение произвольно регулировать поведение.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!