Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Исходя из наличия огромного количества фактов, говорящих о экологической катастрофе и ее влиянии на здоровье человека, с особой остротой для человечества встает вопрос об экологической культуре людей, которая с необходимостью начинается с простой экологической грамотности. Подлинная же экологическая культура предполагает, что в системе «природа – общество» самостоятельное и равноправное место занимают щадящее природопользование, охрана природы и ее улучшение на основе оптимизации природных и социальных (естественных и искусственных) процессов.
ХХ век ясно показал утопичность взглядов на возможность сохранения природы в ее естественном и неизменном виде. Социокультурные процессы, даже глубоко продуманные и контролируемые, неизбежно изменяют ее. Поэтому речь должна идти не о возврате природы к ее первозданному виду, а о необходимости сбалансированного и согласованного развития (коэволюции, – от лат. «совместно») природы, общества, человека и его искусственной среды обитания.
Особую роль идеи коэволюции играют в той области экологической культуры, которая неразрывно связана с материальным производством вообще и с сельскохозяйственным производством в особенности. Как отмечают специалисты, современное сельское хозяйство во всем мире переходит от традиционных форм получения сельскохозяйственной продукции к новым технологиям, строго соответствующим естественно-экологическим законам.
В области промышленного производства экологическая культура заключается не только в рациональном использовании природных ресурсов, но не в меньшей степени и в борьбе за чистоту окружающей среды, путем снижения и предотвращения ее загрязнения и создания принципиально новых технологий. Сюда входит энерго- и ресурсосберегающие технологии, безотходные производства и замкнутые технологические циклы, биотехнологии и другое.
Так, учитывая недостаточную надежность работы АЭС и большую загрязненность окружающей среды от применения угля, в современных условиях общество обязано изыскать возможность применения в перспективе вышеназванных «мягких» источников энергии, не приводящих к загрязнению окружающей среды: геотермальной и гелиотермальной энергии, использования энергии приливов и ветра, которые можно эффективно применять благодаря современным достижениям техники.
Источниками геотермальной энергии служат радиоактивные процессы, химические реакции и другие явления в земной коре. Температура на глубинах 2-3 тыс. м превышает 10000С. Циркулирующие на таких глубинах воды нагреваются до значительных температур и могут быть выведены на поверхность по буровым скважинам. В районах вулканической деятельности глубинные воды, нагреваясь, поднимаются по трещинам в земной коре. В таких районах термальные воды имеют наиболее высокую температуру; они нередко расположены ближе к поверхности. Иногда они выделяются на поверхность в виде перегретого пара. Термальные воды с температурами до 1000С выходят на поверхность во многих районах России. Значительные запасы таких вод имеются в Западной Сибири, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Еще далеко не полностью изучены все возможности получения термальных вод. Так, если учесть воды, залегающие на глубине более 3 тыс. м, а также воды с повышенной минерализацией, то их запасы можно было бы существенно увеличить. Известны ресурсы высокотемпературного пара и пароводяных смесей: они выведены на поверхность на Камчатке, Курильских островах и в Дагестане.
Первая в России геотермальная электростанция на юге Камчатки (Паужетская) мощностью 5 Мвт была пущена в 1966 г. Здесь используется пароводяная смесь, которая выводится через буровые скважины на поверхность и направляется в сепарационные устройства, где пар отделяется от воды при небольшом давлении. Пар приводит в движение турбогенератор, а вода при температуре выше 1200С применяется для теплофикации поселков, выращивания овощей в теплицах, бальнеологических целей и т.д.1
Все это позволяет культурологам представить весь социокультурный прогресс человечества как последовательную смену биогенной, техногенной и ноогенной эпох.
Исследуя проблемы социальной экологии, можно выделить значимые позиции, позволяющие глубже понять специфику развития человечества. Исследования истории различных народов и государств показывают, что социокультурный процесс в своей основе всегда имел общечеловеческое содержание. В том случае, если нормы морали и права, искусство и философия четко выражают эту общечеловеческую направленность, они в значительной мере способствуют установлению взаимопонимания в обществе, росту его сплоченности, а, следовательно, и укреплению того или иного общества. Социокультурный процесс не сводится только к этим внешним параметрам жизнедеятельности человечества. Он включает в себя и весь духовный мир человека, его мысли и переживания, пристрастия и антипатии, традиции, суеверия и предрассудки. Этот мир духовной культуры также подлежит защите и охране. Человечество может выжить только на основе проявления глубокого уважения ко всем существующим культурным достижениям человечества.
Исследуя специфику современного общества, многие исследователи подчеркивают негативное влияние на социальную экологию тоталитарных, авторитарных и бюрократических типов управления обществом и его структурными элементами. Демократизация общества и всех его структур, гуманизация государственного управления – необходимое условие выживания. Человеческая история должна стать сугубо человеческим делом. Каждый человек должен стать подлинным субъектом исторического процесса, субъектом труда, общения и познания. Именно поэтому неотъемлемой частью социальной экологии становится экология человека.
Каждое общество и каждая историческая эпоха имели свое специфическое представление об идеальном человеке. Менялись народы, менялось и их представление о человеке, о его важнейших чертах характера, его знаниях, умениях, его образе жизни и системе ценностных ориентаций. Разными были средства и методы образования (воспитания и обучения) людей. Различными были механизмы их вхождения в социокультурные процессы. Однако все народы и во все времена стремились к тому, чтобы новые поколения людей росли здоровыми, умными, душевными, сильными, чтобы они были активными созидателями и хранителями культурных традиций, материальных и духовных богатств общества и надежным его защитником. Эти проблемы в течение многих веков более или менее успешно решались воспитанием и обучением подрастающих поколений на основе их ориентации на прошлое и настоящее.
В ХХ веке, когда динамически развивающееся человечество стало оказывать все более значительное воздействие не только на собственную жизнь, но и на все природные процессы, воспитание подрастающих поколений приобрело совсем другой характер.
Взаимодействие современного человека со внешней средой также связано с его ориентацией на прошлое и настоящее. Однако главной становится его ориентация на будущее, на формирование у каждого человека таких ценностей, которые обеспечивали бы ему понимание глобальных проблем современности и прививали ответственное отношение к сохранению жизни на нашей планете.
Экология человека начинается с элементарного – с его здоровья. При этом следует иметь в виду, что показателем здоровья является состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, в этом смысле она рассматривает здоровье в значительно более широком диапазоне, нежели традиционное представление о здоровье человека, как о человеке, без физических дефектов или какой-либо болезни.
Современная экология человека подчеркивает, что нормальная жизнедеятельность человека – это не столько медико-биологическая, сколько социокультурная проблема. Современное экологически безграмотное хозяйствование, особенно в нашей стране, превращает человека в существо, которое все больше накапливает в своем организме свинец и ДДТ, нитраты и нитриты, хлориды, ртуть и многое другое, что разрушающим образом действует не только на организм, но и на все нейропсихологические реакции человека.
На экологию человека оказывают негативное влияние и глобальные проблемы современности. Основные из них – массовая миграция (переселение) людей, непомерный рост городов, которые одновременно являются, как правило, и крупными промышленными центрами, сложная демографическая ситуация в различных регионах и в мире в целом, обострение продовольственной проблемы. Совершенно очевидно, что нарастание различий в условиях жизни в разных регионах Земли может вызвать массовую миграцию населения и связанные с этой миграцией конфликты. Экологические беженцы уже появились. «В целом общее число вынужденных мигрантов в мире оценивается в настоящее время от 50 до 70 млн. человек, в зависимости от оценки численности те, кто вынужден мигрировать по экологическим причинам. Термин «экологический беженец» получил распространение в последние годы после первых результатов осуществления Программы ООН по окружающей среде (UNEP). Наиболее широкое определение данному термину дал Мировой Институт, включив в него любого человека, вынужденного оставить свое традиционное место проживания из-за заметного ухудшения качества окружающей среды…»1 Сахалинская трагедия, крупнейшие аварии на химических производствах в Башкирии, Челябинской и др. областях уже вызвали массовые переселения россиян. По мнению специалистов, «в экологически неблагоприятных условиях жила пятая часть населения Союза (или 40% городских жителей). На общем фоне экологического неблагополучия было выделено 17 зон «экологического бедствия».1 Норильск и Магнитогорск, Урал и Алтайский край, Тюмень и Сахалин – вот лишь немногие из многих регионов, концентрирующих потенциальных вынужденных мигрантов как в рамках России, так и за ними. В ближайшем будущем, если не остановить сползание к экологической катастрофе, Россия может стать крупнейшим поставщиком экологических беженцев, среди которых окажутся и многие высококвалифицированные кадры металлургической и химической промышленности, и, видимо, не случайно эмигрирующие на постоянное место жительства за рубеж российские граждане все чаще помимо других причин называют ухудшение окружающей среды, загрязнение воды и воздуха, экологический кризис. Ситуация усложняется и в связи с ростом неконтролируемого воздействия на человека техногенных факторов, с политической нестабильностью, характерной для многих стран, с проведением негуманной социальной политики в ряде государств. Все это ставит экологию человека на грань катастрофы.
В этих условиях жизненно важным становится решение проблемы поиска путей выхода из создавшегося положения. Участникам Римского клуба это решение видится в радикальном изменении ценностной ориентации человека и человечества и в постепенном улучшении человеческого материала. Развивая с этого периода концепцию базисных (основных) потребностей человека, ученые предлагают проводить такую социальную политику, которая соответствует конкретным социальным условиям и существующим организационным формам общества.
Однако первоочередной, все-таки, остается задача формирования действительно человеческих качеств у человека. При этом речь идет не только и не столько об отдельном индивиде или отдельной элитной группе, а о всех жителях планеты. Это связано, в частности, с тем, что деятельность современного человека уже приобрела планетарные масштабы, а человек и человечество еще не понимают своей новой роли и своего места в изменившейся ситуации. Современный человек все еще слепо доверяет науке и технике, полагая, что именно они смогут разрешить все противоречия современной – эпохи. Он не понимает, что научно-технический прогресс не ведет и не может привести к устранению кризиса человечества. Он вызван другими причинами, и в первую очередь, как раз тем, что именно человек неспособен принять на себя ответственность, вытекающую из его новой роли. Современные ученые убеждены в том, что от того, удастся или не удастся человеку реализовать свой гуманистический потенциал, в конечном счете зависит либо его дальнейшее процветание, либо неминуемый крах. «И здесь мы имеем дело с общегуманистическими ценностями, требующими нового видения глобальной ситуации, которое бы в практическом плане позволило обеспечить экологическую стабильность для всей цивилизации и в то же время для каждого члена мирового сообщества».1 Эти позиции сейчас разделяют уже многие политики и общественные деятели планеты, педагоги и воспитатели подрастающих поколений, писатели и художники, то есть люди, которые могут оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания и на его переориентацию.
Новое отношение к воспитанию человека предполагает максимальную демократизацию системы образования, использование в этом процессе методов педагогики сотрудничества, принципа плюралистичности в подходах к объяснению мира и его пониманию и терпимости по отношению к инакомыслящим. Образцом такого нового отношения чаще всего называют деятельность А. Швейцера (1875 – 1965). Его многосторонняя гуманистическая деятельность была связана с разработкой принципов новой этики, основанной на благоговении перед жизнью, в любом ее проявлении – биологическом, зоологическом, антропологическом. Швейцер считал, что нельзя определить, какая из форм жизни является более ценной. Его кредо: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить».
Отсюда он делает вывод, что критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. В своих работах А. Швейцер подчеркивал, что в современном мире идет быстрыми темпами самоуничтожение культуры. Видимость технического прогресса создала иллюзию триумфа культуры и процветания человечества. Однако, современный человек, руководствуясь рационалистическим мировоззрением, все больше отходит от нравственных норм. Подавляющее большинство современных людей несвободны в выборе своей судьбы. Они подчинены экономике, чувствуют себя постоянно сверхзанятыми и неуверенными в завтрашнем дне. Их уровень духовности постоянно снижается. В свободное время человек ищет таких развлечений, которые требуют минимального духовного напряжения и совсем не связаны с развитием гуманистических начал, заложенных в нем. Даже при воспитании человека на первый план выходят принуждение, а не убеждение, жестокость, а не гуманизм. Над миром личности господствует мир общества, люди утрачивают самобытность и самостоятельность. Они добровольно отказываются от права на самостоятельность своего мышления. Существенным при этом является то, что упадок духовной культуры порождает идеи ура-патриотизма и национализма, разрушающие общечеловеческий социокультурный процесс. Каждый человек, считал Швейцер, должен решительно повернуть свою жизнь к осознанию значимости и величия духовно-этических начал, лежащих в основе его бытия. Человеку предстоит вновь стать независимой личностью и оказать положительное обратное воздействие на судьбу каждого общества и всего человечества. По мысли А. Швейцера новая этика считает добром и культурой только то, что способствует охране живого, а злом – все то, что приносит вред жизни и уничтожает ее. Поэтому общество, где не действуют безусловные нравственные принципы охраны всего живущего на Земле, не могут считаться культурными в подлинном смысле этого слова.
Возникает вопрос: а под силу ли людям найти компромисс между своими устремлениями и возможностями природы? На такой вопрос нельзя отвечать отрицательно. Чтобы не допустить скорого заката цивилизации, сегодняшние жители Земли должны найти способ выхода из создавшейся ситуации и соответственно изменить правила жизни. Если этого сейчас не сделать, то может начаться неуправляемая цепная реакция распада той единственной экологической системы, в которой человек может существовать.
Надо признать, что немало мер по урегулированию взаимоотношений человека с природой уже разработано. О некоторых из них речь шла выше. В развитых странах, где экономика подчинена рыночным отношениям, интенсивно развиваются энергосберегающие технологии. Это позволяет меньше сжигать топлива и, стало быть, меньше выбрасывать в атмосферу углерода. Там же начали производить свободный от свинца бензин – вредных примесей в выхлопных газах стало намного меньше. В ответ на инициативу Агентства по охране окружающей среды CШA о введении самоконтроля в американское предпринимательство около 600 компаний добровольно в течение последних 5 лет снизили уровень выбросов 17 высокотоксичных веществ на 50%. Химические компании Германии снизили количество атмосферных выбросов тяжёлых металлов в последние 15 лет примерно на 70%. Японская корпорация «Ниппон стил» к началу 90-х годов сумела сократить выбросы в атмосферу соединений оксидов серы и пыли при производстве стали почти на 90% по сравнению с 70-ми годами. На своем филиале «Юсиминас» в Бразилии «Ниппон стил» вначале 80-х годов ввела систему кислородной очистки и переработки отходов сгорания в печах при производстве стали кислородно-конвертерным способом. В результате выпадение пыли вблизи заводов сократилось на 90%. Вокруг предприятий посажено 2,6 млн. деревьев. Создание так называемого зеленого пояса вокруг заводов стало естественным фильтром, поглощающим пыль и промышленный шум и значительно улучшило экологическую обстановку. Компания «Доу Кемикл», совершенствуя технологию производства, сократила к началу 90-х годов количество опасных отходов до 1 кг на 1000 кг конечного продукта по сравнению с 1960 г., когда на выпуск 1 кг продукции приходился 1 кг токсичных отходов. Американская транснациональная компания «Ай-Би-Эм» в 1993 г. объявила о выпуске на рынок своей первой «экологически чистой» микро-ЭВМ, произведенной с использованием восстановленных пластмасс и впоследствии легко утилизируемой. Эта машина потребляет в 7 раз меньше электроэнергии, чем обычная микро-ЭВМ, работает бесшумно (из-за отсутствия вентилятора) и мало нагревается.1 Некоторые страны начали восстанавливать леса. Но пока эти меры не решают всех проблем и находят применение лишь на относительно небольших территориях.
Таким образом, защита природы в глобальном масштабе потребует совершенно иных подходов. Сейчас трудно предугадать, как конкретно они будут реализованы, можно лишь сделать некоторые предположения. Во-первых, представляется очевидным, что будут нужны международные законы природопользования, обязательные для соблюдения всеми странами. А значит, потребуется создавать международный законодательный орган. Во-вторых, возникнет необходимость в крупных централизованных денежных средствах для проведения исследований, разработки новых технологий, создания природоохранной техники. Оценить заранее общий объем этих средств не удается. Но об их масштабах можно очень ориентировочно судить по тому, что только один план борьбы с опустыниванием, разработанный ООН в 1977 году, предполагал ежегодные расходы в размере 4,5 миллиарда американских долларов. Наверное, в формировании централизованных фондов будут участвовать все государства, но при этом будет учитываться их реальное экономическое состояние. Страны, в которых значительная часть населения голодает, едва пи смогут платить большие взносы. Основное бремя, очевидно, ляжет на развитые страны. В-третьих, для управления взаимодействием людей с природой предстоит разработать целую систему налогов и штрафов. Возможно, придется ввести налог на жизнь на Земле, то есть на пользование природой. Такой налог мог бы стать и регулятором рождаемости. Для проведения финансовых операций тоже потребуется специализированная международная организация. Наконец, при решении глобальных экологических проблем не обойтись без системы оперативного контроля, без своих юристов, без арбитража и других служб.
В настоящее время поиск путей решения экологических проблем ведется на государственных и международных уровнях. Этим занимаются в ООН, в Межпарламентском Союзе, объединяющем законодателей почти всех стран мира, в региональных межпарламентских и межправительственных организациях. Многие страны регулярно обмениваются информацией о текущем состоянии окружающей среды, создают общий банк экологических данных. К сожалению, наша страна пока недостаточно активно подключилась к этому процессу. А положение у нас нельзя назвать благополучным. Сама жизнь обязывает нас рассматривать вопросы восстановления и защиты природы как первоочередные.
1 Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. М., 1995. С. 314-320
1 Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социс. 1998. №6. С. 40
1 Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М., 1999. С. 705
1 Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. М., 1998. С. 97
1 Андрианов В.Д. Указ. соч. С. 267
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!