Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Основные направления и принципы психологического консультирования»

/ Конфликтология
Конспект, 

Оглавление

В психологическом консультировании для каждой проблемной ситуации и каждой отдельной отрасли, где в настоящее время идет активное использование консультативной помощи психологов-практиков, намечаются специфические стратегии оказания пси­хологической помощи. Определим области и направления психо­логического консультирования в практической психологии, выде­лив те из них, которые уже можно назвать приоритетными, и те, которые только начинают испытывать потребность в профессио­нальном взаимодействии с прикладной психологией. Теоретичес­ки можно выделить три основных направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, про­фессиональное консультирование и организационное (его еще называют промышленное) консультирование. В каждом из этих направлений можно выделить специфические области, или сфе­ры, психологического воздействия. 

Индивидуальное консультирование включает возрастно-психологическое консультирование, консультирование детско-родительских отношений, добрачное консультирование, семейное консуль­тирование, психологическую помощь разводящимся супругам, послеразводное консультирование, собственно индивидуальное консультирование. 

Профессиональное консультирование включает профориентационное консультирование и профессиональный отбор, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации личности, диагностику и обучение персонала новым технологи­ям, разрешение индивидуальных и групповых профессиональных конфликтов, консультирование по поводу планирования карьеры, консультирование в целях повышения самооценки и личностного роста, консультирование в ситуации поиска и потери работы, про­блему самопрезентации и профессионального резюме в консуль­тировании временно неработающих специалистов.

Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций, консультирование по про­блемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обуче­ние и развитие), формирование и поддержку организационной куль­туры, кадровое консультирование, консультирование руководите­лей, групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инно­вации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, консультирование по созданию компьютерных банков кадровой информации, маркетинговое кон­сультирование и консультирование по поводу организации рекла­мы и рекламных услуг организации или предприятия.

Все вышеперечисленные направления и области психологичес­кого консультирования не означают, однако, что психолог-кон­сультант может успешно работать в любой из этих областей при­кладной психологии. Прежде всего речь может идти об узкопро­фессиональной направленности деятельности практического психолога, где учитываются специализация по базовому образова­тельному диплому, наличие опыта работы в данной сфере практи­ческой психологии, свидетельства о профессиональной аттеста­ции или наличие соответствующих образовательных сертифика­тов, дипломов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании с правом ведения профессиональ­ной деятельности по данной специальности.

Это означает, что специалист в области детско-родительских отношений и семейного консультирования не может одновремен­но работать консультантом по управлению персоналом. Каждая об­ласть и сфера психологического консультирования имеет свою специфику и предъявляет определенные профессиональные тре­бования к специалисту-психологу, регламентирующие его деятель­ность в профессиональном, правовом, юридическом и этическом пространстве. В психологическом консультировании вряд ли может иметь место профессиональная маргинальность, в противном слу­чае это может свидетельствовать о профессиональной несостоя­тельности, что на юридическом языке, согласно Трудовому кодексу, означает профессиональное несоответствие. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лиша­ется диплома, права на практику и предложение своих професси­ональных услуг и т.д.

Профессиональная подготовка психолога к консультативной работе включает и непременное следование принципам психоло­гического консультирования, содержание которых во многом со­ответствует этическому кодексу психолога. Следование этим прин­ципам в работе психолога-консультанта не только отвечает этике профессиональных отношений, но и обеспечивает эффективность психологического воздействия. Перечислим некоторые из этих прин­ципов, следование которым является наиболее важным и которые наиболее часто упоминаются отечественными психологами (Ю.Е. Алешина, А.А. Бодадев, В.В. Столин):

         доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

         ориентация на нормы и ценности клиента;

         не давать советы, не брать на себя ответственности;

         анонимность ситуации психологического консультирования; разграничение личных и профессиональных отношений;

         включенность клиента в процесс консультирования.

Наряду с профессиональными требованиями и принципами организации работы психолога-консультанта, специфическими требованиями к содержанию его профессиональной подготовки необходимо отметить особенности терапевтических взаимодей­ствий, складывающихся в процессе консультирования и оказыва­ющих определенное влияние на его атмосферу и эффективность психологического воздействия.

Вслед за К. Роджерсом можно назвать по крайней мере четыре особенности таких терапевтических взаимодействий:

1. Теплота и отзывчивость со стороны консультанта, которые делают возможным установление раппорта, постепенно перерас­тающего в более глубокую эмоциональную взаимосвязь. С точки зрения консультанта, это четко контролируемые отношения, где аффективная связь имеет определенные границы: консультант спо­собен контролировать собственную идентификацию, чтобы иметь возможность как можно лучше поддержать человека, которому оказывает помощь, принять его как личность.

2. Предоставление свободы выражения чувств. Вследствие при­нятия консультантом высказываний клиента, полного отсутствия любых морализаторских и оценочных суждений, всепонимающего отношения, которое пронизывает всю беседу, клиент приходит к осознанию того, что все его чувства и отношения могут быть вы­ражены настолько быстро, насколько позволяет ему его сопротив­ление выразить все запретные импульсы и скрытые установки, усложняющие его жизнь.

3. Терапевтическое взаимодействие – беседа – развивается в определенных рамках, что придает ей не только структуру, но и ограничения, которые клиент может использовать, делая откры­тия внутри себя. Например, время. Клиент может использовать время неконструктивно, дабы избежать своих реальных проблем. Однако более благоразумен тот консультант, который придерживается четко установленных временных рамок. Клиент может извлечь гораздо большую пользу из хорошо организованной ситуации. К. Роджерс считает, что мы совершим большую ошибку, если предположим, что эти ограничения являются препятствием для терапии. Они яв­ляются и для ребенка, и для взрослого одним из существенных элементов, которые превращают терапевтическую ситуацию в микрокосм, где клиент может обнаружить все базовые аспекты, характеризующие жизнь в целом, встретиться с ними открыто и приспособиться к ним.

4. Свобода от любого давления или принуждения. Опытный кон­сультант воздерживается от внесения в терапевтические ситуации своих собственных желаний, собственных реакций или пред­убеждений. Совет, предложение, давление по поводу следования одному способу поведения в противовес другому – все это долж­но находиться за пределами терапевтической ситуации. Это не про­сто тотальный запрет, но благоприятная почва для личностного роста и развития, для сознательного выбора и самостоятельной интеграции клиента. Именно эти особенности отличают терапев­тические отношения от обычных, повседневных отношений в се­мье, школе, на работе.

Отдельно важно обсудить принцип консультативной ситуации, связанный с запретом давать советы. Как полагают и западные, и отечественные практические психологи, совет, предложение, дав­ление по поводу следования одному способу поведения в проти­вовес другому – все это должно остаться за пределами терапевти­ческой ситуации [6]. Более радикальный подход к реализации этого принципа мы находим в пособии Ю.Е. Алеши­ной «Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание», где автор, описывая принципы психологического консуль­тирования, постулирует: «Клиентам нельзя давать советы» [1, с.15]. Известный американский психолог и психотерапевт, едва ли не последний ныне живущий классик гуманистической психологии, Ролло Мэй настаивает на ограниченной эффективности совета [5], доказывая то, что совет и кон­сультация преследуют совершенно разные цели.

Поделиться советом может практически любой человек, здесь не требуется ни глубокого понимания личности другого человека, ни тем более эмпатии. Совет в его обыденном понимании носит поверхностный характер и выдается как указание сверху. Истин­ное консультирование проводится на более глубоком уровне, и его результаты – итог взаимодействия двух людей, работающих ради одной цели – поиска наиболее возможных для выбора кли­ента путей решения создавшейся проблемной ситуации.

Консультирование, которое предполагает возможные советы клиенту, означает вторжение в автономию личности, нарушение свободы выбора личности. Это невозможно как с этической, так и с практической точки зрения, поскольку только с помощью вы­данных сверху указаний невозможно добиться изменения личност­ной модели. Каков бы ни был профессиональный и жизненный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозмож­но: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. В случае совета консультант полностью берет на себя ответственность за происхо­дящее, что не способствует личностному росту клиента и влияет на его адекватное отношение к действительности.

Позиция психолога как «гуру», советчика реально вредит кон­сультированию, приводит к тому, что у клиента пропадает стрем­ление активно разобраться в своей жизни и изменить ее и форми­руется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета приписываются кон­сультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, меша­ет пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним собы­тиях [1].

Таким образом, как свидетельствует опыт психологов-практи­ков, представителей разных стран и различных психологических школ, в ситуации консультирования психолог не вправе брать на себя роль советчика. В подтверждение этой мысли уместно привести цитату из Фрейда: «Более того, хочу вас заверить, что вы ошибае­тесь, если полагаете, что совет и руководство в житейских делах являются составной частью аналитического воздействия. Наоборот, мы должны как можно строже воздерживаться от менторской роли. Наша главная цель – помочь пациенту научиться принимать реше­ния самостоятельно» [цит. по: 5, с. 51]. На практи­ке, однако консультантам приходится давать советы по вопросам, не имеющим прямого отношения к личностным проблемам. Это отнюдь не возбраняется, но следует ясно осознавать, что к кон­сультированию как таковому это не имеет никакого отношения.

Процесс консультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, он лишь открывает перед ним воз­можность стать самим собой, т.е. дает стартовый толчок для само­стоятельной работы клиента над собой. Следует помнить самое глав­ное: решение должно приниматься самим клиентом без принуж­дения, без оправданий и без необходимости перекладывать ответственность за это на кого-то еще.

Следовательно, все используемые принципы психологическо­го консультирования должны быть нацелены на создание свобод­ного от предписаний взаимодействия клиента и психолога, на­правленного на осознание клиентом самого себя и на выработку у него тенденции к позитивным действиям на основе собственной инициативы. Это имеет непосредственное отношение и к принци­пу запрета на советы со стороны консультанта. Данное положение позволяет определить содержание и цели эффективного консуль­тирования, которые сформулировал К. Роджерс. Согласно его тео­рии, эффективное консультирование представляет собой опреде­ленным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать по­зитивные шаги в свете его новой ориентации.

Эти отношения, складывающиеся во взаимодействии консуль­танта и клиента, мы описали в свете того, как их видит прежде всего психолог и как он пытается структурировать их независи­мость в процессе терапии. Что касается клиента, то, осознавая все эти элементы взаимодействия (свободу от любого давления или принуждения), его реакция на атмосферу полной свободы рас­пространяется от полного морального одобрения до крайнего не­приятия. Он обнаруживает, что здесь ему не нужны его привычные психологические защиты для оправдания своего поведения, что консультант не намерен ни оказывать ему слишком сильную под­держку, ни проявлять явный антагонизм. Таким образом, клиент может быть подлинным, быть самим собой, отбрасывая свои за­щитные механизмы.

В условиях психологической консультации человек становится способным оценивать свои побуждения, свои поступки и конф­ликты и существующие проблемы гораздо объективнее, свобод­нее, так как сам предохранен от слишком довлеющей зависимос­ти. Это понимание ситуации наступает тогда, когда психолог-кон­сультант на определенном этапе психотерапевтической беседы дает краткое и емкое объяснение ситуации консультирования. Предос­тавляя возможность клиенту самому нести ответственность за свои поступки, психолог, тем не менее, дает понять, что это совместная работа и путь решения проблемы будет выбран клиентом са­мостоятельно в ходе консультативных бесед с психологом.

Поскольку терапевтическое взаимодействие явно отличается от всех других, клиент должен знать его структуру, основные особен­ности и ограничения.

Одно из ограничений, которое консультант должен также чет­ко обозначить в объяснении ситуации консультирования, – это степень и границы принимаемой на себя ответственности за про­блемы и поведение клиента. Основное здесь то, что ответствен­ность всегда остается за клиентом, хотя часто клиенты проявляют настойчивость, пытаясь переложить решение проблемы на плечи консультанта. В таких случаях возникает единственный вопрос: на­сколько четко были определены границы ответственности и по­нятны ли они были клиенту? Тогда краткого объяснения специ­фики их взаимоотношений перед каждой следующей беседой вполне достаточно, чтобы начать конструктивное обсуждение проблем клиента.

Названные ограничения позволяют консультанту чувствовать себя более комфортно и работать более эффективно, они очерчи­вают рамки свободных и естественных взаимодействий с клиен­том. Когда эти рамки определены и консультант четко представля­ет границы своих обязанностей, он может отбросить свои защиты, быть более чутким к потребностям и чувствам клиентов и занять стабильную позицию, предоставляя возможность клиенту самому нести ответственность за свои поступки и пути решения проблем [7].

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!