Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Социальный педагог, социальный работник - это относительно новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника народного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей подростка, общаться в семье, “трудиться” в ЖЭКе, на улице, где нет привычной ситуации с определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. “Накопленный опыт показывает, что проступки детей вызываются многими причинами: проблемами в семье или в окружении ребенка, состоянием его успеваемости в школе или взаимоотношениями со сверстниками. Следует отметить, что педагогическая и социальная запущенность в этих случаях часто сочетается с биологической неполноценностью центральной нервной системы ребенка”.1 Очевидно, работа с подростком отлична по сути и технологии в зависимости от того, кто ее ведет, в какой ситуации, кто присутствует и пр. Успешно использовать психологические и другие средства социального реабилитации можно только в условиях взаимного доверия социального педагога и тех, кому он помогает. И здесь успехи социальных педагогов были бы невозможны без использования педагогических знаний, в частности без таких воспитательных методов и приемов, как убеждение, этические беседы, требовательное, но уважительное отношение к подростку, оказание доверия в нужную минуту.
Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, с учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то
объяснить не всегда положительными традициями школы весьма жесткими проявлениями учительского приоритета перед иными авторитетами монотонной режимно-организационной определенностью и традиционностью обязательных для всех (и ребят, и их родителей, да и учителей) правил и порядков. “Такие педагоги не могут (или не хотят) видеть и признавать собственные ошибки и заведомо отвергают всякую попытку критически оценить их деятельность”.1 Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней и для него, и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. д.
Как ни важны социум и микросоциум без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество-взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное. Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать ученым и практикам. Но вовсе не является парадоксальной мысль: судьба социального педагога во многом зависит от школы и, наоборот, успех последней прямо связан с умелыми действиями социального работника.
Поистине безграничны требования к человеческим и профессиональным качествам социального педагога. Никакая система подготовки и повышения квалификации, лекции и психотренинги не в состоянии научить душевной чуткости или чувству юмора, педагогической интуиции или деликатности поступка. Но без этих качеств нельзя войти в неблагополучную семью, попытаться помочь в конфликте, организовать разновозрастное объединение, повлиять на позицию неформалов. Ему необходимы конкретные знания об особенностях возрастного развития детей и закономерностях коллективо-образования, о природе и характере народной педагогики и социально-психологических механизмах группового сплочения, умение вести научное исследование и организовать психологическую службу.
Думается, нельзя повторить ошибок ранее уже допущенных по отношению к организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы (точнее, к людям, которые занимали эту должность), к педагогу ЖЭКа, чей труд произвольно толковался в отрыве от воспитательных задач. И сколько же случайных, по своим человеческим и профессиональным качествам людей “пересидело” на этих должностях, принеся скорее невидимый вред, чем видимую пользу! Таковы, к сожалению, не столь уж давнее прошлое и настоящее. Там же,
где сумели избежать роковых ошибок с подбором кадров, социальные работники органично вписались в систему общественного воспитания, стали ее активными участниками. 1
Работают социальные педагоги и по месту жительства, и не только с детьми, но и с их родителями, хотя здесь дело идет труднее: приходится доказывать (главным образом делом, примером), что свободное время можно проводить не только у телевизора, но и в общении друг с другом, в совместных с детьми делах. Таким образом родители освобождают часть времени учителей, без огромного вмешательства которых еще недавно не обошлись бы ни “Неделя милосердия”, ни праздник школы и микрорайона. Выход воспитательной работы с учащимися в окружающую среду с ее формальными и неформальными объединениями расширяет возможности удовлетворения разнообразных интересов ребят, усилил интерес родителей к вопросам воспитания.
Своеобразный педагогический вакуум в этой среде создает благоприятную почву для многих эксцессов поведения подростков. В этой среде чаще всего совершаются правонарушения, происходит своего рода обмен знаниями и умениями негативного характера. Избыток свободного времени у части подростков, старшеклассников и неумение его рационально использовать становятся криминогенным фактором, существенно влияющим на их поведение.1 Именно в этой среде примерно с середины 80-х годов быстро растет феномен учащихся с двойной моралью ("двойники", "ребята-маски"), к которым в школе нет претензий, так как они перед учителями лучшие общественники и организаторы, примерно выполняющие все требования, а во дворе, в неформальной среде, в своем кругу они проявляют свое истинное, нередко противоположное лицо. Откуда возникает подобная мораль? С этих позиций микросоциум по месту проживания являясь в течение длительного времени ничейной зоной, свободной от педагогического и социального влияния, стал благодатной почвой, взращивающей нигилизм, алкоголизм и наркоманию среди подростков и молодежи. Отсутствие профессионализма у организаторов подросткового досуга в сочетании с этими особенностями среды обернулось тягой к низкопробной музыке, бездуховности, безвкусице, возникновению асоциальных стихийных групп с чуждыми идейно-нравственными установками.
Характерные для этой микросреды противоречивость, динамичность, определенная стихийность, наличие неожиданных, непредсказуемых ситуаций по-разному влияют на подростков и молодежь: одних делают самостоятельнее, инициативнее, сознательнее, воспитывают способность к самоконтролю, саморегулированию, на других воздействуют отрицательно, способствуя лишь завышению уровня претензий на взрослость, независимость. “В эпоху этой неосознанности происходит очень многое и очень важное. Желание быть лучше других, широко распространен “обратный” ход: быть “лучше” других в плохом. Грубить взрослому, причем непременно в присутствии товарищей. Часто один на один подросток ведет себя совершенно иначе”.1
Подростковый возраст для социального работника интересен еще и с точки зрения особенностей проявления субъективной позиции в социальной деятельности подростка в силу его возрастных особенностей, к которым психологи и педагоги относят выделение и сопоставление своего "я" с другими людьми, осознание себя личностью. “Все, что делает или не делает человек, в очень большой степени обусловлено его концепцией самого себя. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о самом себе”.2
Личностные недостатки отягощаются, превращаются в норму поведения, если педагогически активно не прерывается процесс негативного развития данного качества личности. Трудновоспитуемость - состояние, в которое волей-неволей впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же, если невоспитанность может вести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу. Когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно говорить о сформировавшейся трудновоспитуемости, которая требует специальной системы мер перевоспитания. Задача перевоспитания на любом этапе - остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств. Итак, общее, определяющее характеры трудных детей, искажение в общественной направленности личности, несформированность устремлений (человек живет одним днем, своими прихотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций, бесхарактерен или эгоистичен). Трудновоспитуемый всегда стремится найти оправдательные мотивы своему поведению. Причем такое оправдание всегда связано с особенностями зоны ближайшего социального окружения, с личностными недостатками: “Другие так же поступают”, “Мне терять нечего” и т.д. В такой обстановке довольно легко оформляется отрицательное отношение ко всему, что мешает сохранять привычный, избранный образ жизни. Соответствующие педагогические методы перевоспитания должны учитывать содержание отрицательной направленности каждого трудновоспитуемого.
В подростковом возрасте возникновение и осложнение трудновоспитуемости идет за счет трех факторов: постоянных, устойчивых неудач в деятельности, отрицательного жизненного опыта и потребности в негативном поведении на основе устойчивых конфликтов с окружающими. Подросток вначале не может поступить правильно в силу неумения, неопытности, сложившихся нездоровых привычек, потом ему становится безразличным его поведение, он не хочет поступать нравственно и, наконец, преднамеренно ведет себя безнравственно. Недостатки всегда связаны с нарушениями в механизме самоуправления поведением (нет навыков самоконтроля, самодисциплины), искажением потребности в здоровом - социальном - самоутверждении, дисгармонии положительных качеств и их компонентов.
Предупреждение трудновоспитуемости подростка связано с одновременным совершенствованием его сознания и поведения, самосознания и саморегуляции, самоуправления этим поведением. Причем многие личные недостатки связаны подчас именно с несформированной сферой сознания и самосознания.
Работа социального педагога в этом плане решает ряд задач. Первая - формирование нравственного самосознания на основе критериев оценки и самооценки поведения как своего, так и товарищей или взрослых. Причем в основу кладется требование равенства оценки поступков и действий всех людей. Этим подчеркивается взрослость подростка и: его ответственность за себя, свою деятельность. Вторая - научить подростка различать истинную духовную красоту человека и показную, видеть причины отрицательных явлений, узнавать их по определенным признакам. Это предполагает нравственное просвещение, обсуждение событий из жизни класса, школы, семьи, общества, иногда в проблемных ситуациях с мотивировкой решения, согласия или несогласия. Третья - воспитать невосприимчивость к отрицательному примеру. Известно, что в силу подражательности многие подростки принимают дурное за положительное, не видят истины, не могут быть критичными по отношению к тем, кем восхищаются. Не так просто подростков с их максимализмом в суждениях научить в каждом человеке видеть достойное уважения и подражания или ценить доброе, пренебрегая его дурными привычками и склонностями.
Следующее направление в предупредительной работе - изменение самооценки подростков. Как правило, школьники с проявлениями эгоистичности обладают либо завышенной, либо неопределившейся самооценкой. У первых самооценка сложилась не под влиянием оценки коллектива или педагогов, а под воздействием родителей и друзей. Эти подростки переоценивают у себя такие качества, как добросовестное отношение к учебе, сообразительность, ум, организованность, так как достигают хороших результатов в учебной деятельности. У подростков с неопределившейся самооценкой представление о себе постоянно меняется в зависимости от отношения окружающих. И у первых и у вторых отношение к своим недостаткам однозначно; они вообще отвергают у себя признаки эгоистичности. Некоторые из них не отдают себе отчета в том, что по своей сущности такой недостаток, как эгоизм, аморален.
Предупреждение и преодоление нечестности, лживости - еще один объект профилактики трудновоспитуемости. Установлено, что нечестность возникает у младших школьников как следствие страха или чрезмерной фантазии, а у подростков как результат проявления лени или эгоистичности, чрезмерного желания выделиться перед другими. Нечестность характеризуется доминирующим мотивом: быть лучше других или казаться лучше других. Особенно это опасно в подростковом возрасте.
Делая выводы по первой главе, необходимо заметить, что рассматривая социальную работу как совокупность социально-педагогических технологий, используемых в целях оказания помощи трудным подросткам, можно выделить четыре этапа последовательных действий:
§ Определение нужд, потребностей, мотивов трудного подростка
§ Выявление сущности конфликтной ситуации, затруднительного положения или аномального поведения подростка, нуждающегося в помощи; установление причин, вызвавших тяжелое медико-социальное состояние
§ Определение конкретных мер вывода подопечного из этого стрессового состояния
§ Наблюдение за ним, коррекция его жизнедеятельности и поведения, проявление заботы о нем.1
1 Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Трудные дети // Педагогика здоровья. - М., 1990. С. 185
1 Шуман В., Шуман С. “Трудные” дети и труд воспитателей // Народное образование. - 1987. - №1. С. 63
1 Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания (школьников) // Педагогика. - 1992. - №5-6. С. 45-49
1 Васильев Ю., Тихоненко С. Издержки деформированной социализации подростков (о волне преступности несовершеннолетних) // Воспитание школьников. - 1991. - №2. С. 6-7
1 Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М., 1990. С. 31
2 Соловейчик С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. - М., 1987. С. 287
1 Гурьянова М.П. Воспитательная направленность социальной работы // Педагогика. - 1997. - №6. С. 51-52
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!