Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Важным условием эффективной творческой работы социального педагога-валеолога выступает умение анализировать собственную деятельность: выдвижение, формулирование целей, задач; обоснование конкретных путей решения проблемы, внесение корректив, на основе механизма обратной связи; умение позитивно оценить результат своей деятельности и достижения подопечного. Критерием успешной деятельности социального педагога-валеолога является совокупность личностных достижений ребенка. Поэтому важно выработать единую стратегию взаимодействия всех значимых для ребенка взрослых, где особая роль принадлежит социальному педагогу-валеологу.
Именно он должен в первую очередь понимать зависимость развития личности от уровня ее здоровья. Несомненным является факт, говорящий о том, что если человек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам, то полный расцвет личности не возможен. Человек должен находиться в гармонии с окружающим миром, с самим собой. Валеологические основы реализации этой идеи состоят в том, что человек должен созидать себя сам, включаясь в процесс познания на личностно-приемлемом для него уровне. Идея личностно-ориентированного образования должна развиваться на валеологическом уровне. При этом должно доминировать представление о личностном подходе как об этико-гуманистическом феномене, связанном с идеями уважения личности ребенка, сотрудничества, диалогичности, индивидуализации. Личностно-ориентированное образование - это создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса, но сюда должен быть внесен новый компонент - сохранение здоровья. Соблюсти меру, равновесие между социально-этической необходимостью, свободой развития и сохранением здоровья позволяют принципы, заложенные в концептуальные основы педагогической валеологии. “Валеологический принцип предполагает:
- усвоение определенных биологических и гигиенических знаний в процессе самопознания и самореализации в соответствии с физиологическими и нейропсихическими особенностями возраста;
- познание законов и закономерностей развития человека и его взаимоотношение с миром;
- снятие чувства тревожности и страха, гармонизация, самоинтеллектуальное возвышение, эмоциональное погружение в мир образов и отношений, не нанося ущерба здоровью”1.
На основе этих принципов должно осуществляться выполнение определенных функций социального педагога-валеолога. К ним может быть отнесено следующее.
1. Когнитивно-диагностическая функция (от лат. cognitio- знание, познание; diagnos- определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определенного уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе социализации и индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Социальному педагогу-валеологу необходимо знать состояние здоровья своих воспитанников и их физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные необходимо доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
2. Организаторско-стимулирующая функция. Она обуславливается тем, что участие школьников во внеучебной работе в известной мере является делом добровольным. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности воспитанников. Главным здесь является умение социального педагога-валеолога организовать внеучебную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, новыми подходами к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.
3. Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение воспитанников, здоровый физиологический и психологический микроклимат в коллективе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние коллектива. В то же время необходимо предотвращать влияние на воспитанников влияние социальных групп с негативной направленностью, создавать условия для увлекательной совместной деятельности.
4. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогико-валеологического влияния на развитие личностных качеств воспитанников: развитие их потребностей в совершенствовании своего организма, стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.
Какие конкретно методы могут быть применимы социальным педагогом-валеологом для выполнения указанных функций? Известно, что ухудшение здоровья идет прямо пропорционально учебным перегрузкам учащихся, их неудовлетворенности своим учителем и негативным отношением к изучаемому материалу, много бед и стрессов приносят для учеников родительские собрания, после которых давление на детей и конфликты с ними достигают критической отметки. Как видим, сама школа, сама школьная атмосфера стала не безопасна для здоровья детей. И одно из первых правил социального педагога-валеолога, вероятно, должно быть таким: обучая и воспитывая всякий раз помни, не навредит ли это здоровью твоего ученика, воспитанника?
Вообще принцип “не навреди”, принадлежащий врачебной этике, должен стать одним из главных, если не главнейших принципов социального педагога-валеолога. Однако для того, чтобы социальный педагог квалифицированно мог воспользоваться этим принципом, он должен многое знать и уметь в области педагогической валеологии и особенно сам вести здоровый образ жизни. “Педагог-валеолог, чтобы донести до ученика такое содержание валеологии, не может просто излагать ее, он должен пройти тот же этап самоосознания и нести в себе ее ценности”.1 В связи с этим перед педагогом возникает вопрос: каковы подлинные основы здоровья и здорового образа жизни, которыми необходимо овладеть самому с тем, чтобы обучать им и воспитывать своих учеников?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к заповедям (законам) великого врача Гиппократа (460 - 337 гг. до н.э.), который сформулировал один из главных законов здорового образа жизни: "Ни насыщение, ни голод и ничто другое нехорошо, если переступает меру природы". Опираясь на этот закон Гиппократа, сформулируем один из главных законов валеологии - закон веры. Суть этого закона будет заключаться в том, что для здоровья человека хорошо то, что в меру. Однако это закон валеологии. А задача социального педагога заключается в том, чтобы разъяснить, убедить, мотивировать своего воспитанника, чтобы он во всех или по крайней мере в большинстве своих жизненных ситуаций следовал этому закону, ориентируясь на собственное чувство меры. Вот это чувство меры и необходимо периодически стимулировать и поддерживать на уровне постоянного сознания и осмысления того, что можно, а что нельзя. И если можно, то до какой степени. Всем известно, что солнечные процедуры - это хорошо, но при соблюдении следующих правил:
§ несколько первых дней необходимо загорать в тени;
§ на солнце быть только в головном уборе;
§ лучшее время для загорания до 10 часов утром и с 17 часов после обеда" - сразу после еды не загорать;
§ желательно время загорания наращивать от 10 минут до 1 часа.
Однако задача современного социального педагога-валеолога знать не только эти и многие другие правила гигиены, здорового образа жизни, экологии, но и самой сути того, что такое здоровье? На этот последний вопрос существуют разные варианты ответа. С точки зрения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия”.1 Здоровье характеризует нормальное состояние и функционирование организма, его относительную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие с окружающей средой. Учитель должен уметь определять уровень своего здоровья и здоровья своих учеников. Существует несколько методик самооценки здоровья. Например, по пробе Бутейко. Если при задержке дыхания вы способны выдержать 40 сек - значит, вы здоровы, от 20 до 40 сек - здоровье ослаблено, менее 20 сек - имеются какие-то заболевания. По методике Н.М. Амосова “размер здоровья” определяется еще проще. Если ученик не болел в течение учебного года - у него высокий уровень здоровья. Если ученик заболевал в условиях, например, общей эпидемии гриппа - у него средний уровень здоровья. Если заболевания наблюдаются чаще, то здоровье ослаблено.
Не менее значимой составляющей нашего здоровья является психическое здоровье. Существуют различные системы, наставления по поддержанию и совершенствованию психического здоровья. В этом плане, пожалуй, наибольших результатов достигли йоги. Вот некоторые их правила:
§ быть умеренным всегда и во всем;
§ быть правдивым, искренним, доброжелательным;
§ избегать накопительства;
§ не допускать ругани, лжи, клеветы;
§ относиться к другим людям как к себе, к своим родным и близким, любить людей.
У йогов существуют целые системы медитаций и аутотренинга для снятия утомления, напряжения. Во многих школах их изучение и практическое применение стало уже нормой. Естественно, огромное значение для поддержания нормального здоровья имеет социальная среда, тот социальный микроклимат, который либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Образ жизни человека, его поведение и мышление, если они обеспечивают охрану и укрепление здоровья, могут быть поддержаны здоровым образом жизни. Но следует иметь в виду, что образ жизни - это лишь один, хотя и важный фактор сохранения и поддержания здоровья.
Известно, что наиболее благоприятные условия здорового образа жизни - это двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, умение управлять собой и своим здоровьем. В связи с этим, если вы хотите оценить образ жизни вашего ученика, воспитанника, то необходимо оценить, достаточно ли он уделяет внимания физической нагрузке, правильно и рационально ли он питается, нет ли у него вредных привычек, умеет ли он управлять собой в стрессовой, конфликтной или другой экстремальной ситуации.
Для современной ситуации особенно характерно укоренение вредных привычек в подростковом возрасте, затем их разрушительное действие часто продолжается в течение всей оставшейся жизни. Автор имеет в виду курение, употребление алкоголя, наркотиков, сквернословие, несоблюдение многих гигиенических правил, принятых в нормальном цивилизованном обществе.
1 Татарникова Л.Г. Указ. соч. С. 203
1 Вайншток С., Грейсух В. Валеология - это образ жизни // Основы безопасности жизни. - 1997. - №8. С. 14
1 Татарникова Л.Г. Указ. соч. С. 9
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!