Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Основные функции социального педагога-валеолога и методы их осуществления»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

Важным  условием  эффективной  творческой  работы социального педагога-валеолога выступает умение анализировать  собственную деятельность:   выдвижение,   формулирование   целей, задач;   обоснование конкретных  путей  решения  проблемы, внесение  корректив, на основе механизма обратной  связи; умение позитивно оценить  результат своей деятельности и достижения подопечного. Критерием успешной деятельности социального педагога-валеолога является совокупность личностных достижений  ребенка. Поэтому важно  выработать единую стратегию  взаимодействия всех  значимых для ребенка  взрослых,  где  особая  роль принадлежит социальному педагогу-валеологу. 

    Именно он должен в первую очередь понимать зависимость развития личности от уровня ее здоровья. Несомненным является факт, говорящий о том, что если человек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам, то полный расцвет личности не возможен. Человек должен находиться в гармонии с окружающим миром, с самим собой. Валеологические основы реализации этой идеи состоят в том, что человек должен созидать себя сам, включаясь в процесс познания на личностно-приемлемом для него уровне. Идея личностно-ориентированного образования должна развиваться на валеологическом уровне. При этом должно доминировать представление о личностном подходе как об этико-гуманистическом феномене, связанном с идеями уважения личности ребенка, сотрудничества, диалогичности, индивидуализации. Личностно-ориентированное образование - это создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса, но сюда должен быть внесен новый компонент - сохранение здоровья. Соблюсти меру, равновесие между социально-этической необходимостью, свободой развития и сохранением здоровья позволяют принципы, заложенные в концептуальные основы педагогической валеологии. “Валеологический принцип предполагает:

-        усвоение определенных биологических и гигиенических знаний в процессе самопознания и самореализации в соответствии с физиологическими и нейропсихическими особенностями возраста;

-        познание законов и закономерностей развития человека и его взаимоотношение с миром;

-        снятие чувства тревожности и страха, гармонизация, самоинтеллектуальное возвышение, эмоциональное погружение в мир образов и отношений, не нанося ущерба здоровью”1.

    На основе этих принципов должно осуществляться выполнение определенных функций социального педагога-валеолога. К ним может быть отнесено следующее.

1. Когнитивно-диагностическая функция (от лат. cognitio- знание, познание; diagnos- определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определенного уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе социализации и индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Социальному педагогу-валеологу необходимо знать состояние здоровья своих воспитанников и их физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные необходимо доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

2. Организаторско-стимулирующая функция. Она обуславливается тем, что участие школьников во внеучебной работе в известной мере является делом добровольным. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности воспитанников. Главным здесь является умение социального педагога-валеолога организовать внеучебную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, новыми подходами к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.      

3. Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение воспитанников, здоровый физиологический и психологический микроклимат в коллективе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние коллектива. В то же время необходимо предотвращать влияние на воспитанников влияние социальных групп с негативной направленностью, создавать условия для увлекательной совместной деятельности.

4. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогико-валеологического влияния на развитие личностных качеств воспитанников: развитие их потребностей в совершенствовании своего организма, стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.

    Какие конкретно методы могут быть применимы социальным педагогом-валеологом для выполнения указанных функций? Известно, что ухудшение здоровья идет прямо пропорционально учебным перегрузкам учащихся, их неудовлетворенности своим учителем и  негативным отношением  к изучаемому материалу, много  бед  и  стрессов  приносят для  учеников родительские собрания, после которых давление на детей и конфликты с ними достигают критической отметки. Как видим, сама школа,  сама школьная  атмосфера стала не  безопасна для  здоровья детей.  И одно  из первых правил социального педагога-валеолога, вероятно, должно быть таким:  обучая и  воспитывая всякий раз помни,  не навредит ли это здоровью твоего ученика, воспитанника?      

    Вообще  принцип “не  навреди”,   принадлежащий  врачебной этике, должен стать одним из главных, если  не главнейших  принципов социального педагога-валеолога.   Однако  для того,  чтобы социальный педагог квалифицированно  мог воспользоваться этим принципом, он должен  многое знать  и уметь  в области  педагогической  валеологии  и  особенно сам  вести здоровый образ жизни. “Педагог-валеолог, чтобы донести до ученика такое содержание валеологии, не может просто излагать ее, он должен пройти тот же этап самоосознания и нести в себе ее ценности”.1  В  связи с  этим перед  педагогом возникает  вопрос: каковы  подлинные  основы  здоровья  и здорового  образа жизни,  которыми  необходимо  овладеть  самому  с  тем,  чтобы обучать им и воспитывать своих учеников?                  

    Чтобы ответить  на этот  вопрос, обратимся  к заповедям (законам)  великого  врача  Гиппократа  (460  - 337  гг. до н.э.), который сформулировал один  из главных  законов здорового  образа  жизни:  "Ни  насыщение,  ни  голод  и ничто другое  нехорошо,  если  переступает меру  природы". Опираясь на этот  закон Гиппократа,  сформулируем один  из главных  законов  валеологии  -  закон  веры. Суть  этого закона  будет  заключаться  в  том,  что для  здоровья человека хорошо  то,  что  в  меру. Однако  это закон  валеологии. А задача социального педагога заключается в  том, чтобы  разъяснить, убедить, мотивировать  своего воспитанника,  чтобы он  во всех или по крайней  мере в  большинстве своих  жизненных ситуаций  следовал  этому  закону,  ориентируясь  на собственное чувство меры. Вот  это чувство  меры и  необходимо периодически  стимулировать и  поддерживать на  уровне постоянного сознания  и  осмысления того,  что можно,  а что  нельзя. И если можно, то до какой степени. Всем известно, что солнечные процедуры - это хорошо, но при соблюдении следующих правил:

§       несколько  первых дней  необходимо загорать  в тени;

§       на солнце быть только в головном уборе;

§       лучшее время для загорания до 10 часов утром и с  17 часов после обеда" - сразу после еды не загорать; 

§       желательно время загорания наращивать от 10 минут до 1 часа.

    Однако задача современного социального педагога-валеолога знать не только эти и многие другие правила гигиены, здорового образа жизни, экологии, но и самой сути того, что такое здоровье? На этот последний вопрос существуют разные  варианты  ответа.  С точки  зрения Всемирной  организации здравоохранения  (ВОЗ):  “Здоровье  -  это  состояние  полного  физического, психического и социального благополучия”.1 Здоровье характеризует нормальное состояние и  функционирование  организма,  его  относительную  саморегуляцию, согласованное  взаимодействие  его  органов  и  равновесие с окружающей  средой.  Учитель  должен  уметь  определять уровень  своего здоровья и  здоровья своих  учеников. Существует  несколько  методик  самооценки  здоровья.  Например,  по пробе  Бутейко.  Если  при  задержке  дыхания   вы  способны выдержать  40  сек  -  значит, вы  здоровы, от  20 до  40 сек -  здоровье  ослаблено,  менее  20  сек  -  имеются какие-то заболевания.  По  методике  Н.М. Амосова   “размер  здоровья” определяется  еще  проще.  Если  ученик  не болел  в течение учебного  года  -  у  него  высокий  уровень  здоровья. Если ученик  заболевал  в  условиях,  например,   общей  эпидемии гриппа  - у  него средний  уровень здоровья.  Если заболевания наблюдаются чаще, то здоровье ослаблено.                

    Не   менее  значимой   составляющей  нашего   здоровья  является  психическое  здоровье.  Существуют  различные  системы,  наставления  по  поддержанию  и  совершенствованию психического  здоровья.  В  этом  плане,   пожалуй,  наибольших результатов достигли йоги. Вот некоторые их правила:        

§       быть умеренным всегда и во всем;                       

§       быть правдивым, искренним, доброжелательным;

§       избегать накопительства; 

§       не допускать ругани, лжи, клеветы;               

§       относиться к другим людям как к себе, к своим  родным и близким, любить людей.                                 

    У йогов существуют целые  системы медитаций  и аутотренинга  для  снятия  утомления, напряжения. Во многих школах  их  изучение и  практическое применение  стало уже нормой. Естественно, огромное значение для  поддержания нормального здоровья имеет  социальная среда,  тот социальный микроклимат,  который либо  побуждает человека  к здоровому образу жизни, либо формирует  вредные установки  и привычки.  Образ  жизни человека,  его поведение  и мышление, если они обеспечивают охрану  и укрепление  здоровья, могут быть  поддержаны здоровым  образом жизни.  Но следует  иметь в виду,  что  образ  жизни -  это лишь  один, хотя  и важный фактор сохранения и поддержания здоровья.

    Известно, что наиболее благоприятные  условия здорового образа жизни  -  это двигательная  активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек,  умение управлять собой и своим здоровьем. В связи с этим, если вы  хотите оценить  образ жизни вашего ученика, воспитанника,  то необходимо  оценить, достаточно ли он уделяет внимания физической  нагрузке, правильно и рационально ли он питается, нет ли у него вредных привычек,  умеет ли  он управлять  собой в  стрессовой, конфликтной или другой экстремальной ситуации.                      

    Для  современной  ситуации  особенно  характерно  укоренение  вредных  привычек в  подростковом возрасте,  затем их разрушительное  действие часто  продолжается в  течение всей  оставшейся  жизни.  Автор имеет в виду  курение, употребление алкоголя,  наркотиков,  сквернословие,  несоблюдение  многих гигиенических  правил,  принятых  в  нормальном цивилизованном обществе.                        



1 Татарникова Л.Г. Указ. соч. С. 203

1 Вайншток С., Грейсух В. Валеология - это образ жизни // Основы безопасности жизни. - 1997. - №8. С. 14

1 Татарникова Л.Г. Указ. соч. С. 9

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!