Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Трудно переоценить роль религии в современном обществе. Являясь одним из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять на формирование социально-нравственных и правовых норм. Исторически русская православная церковь в России являлась одной из идеологических основ общества и выполняла многие социальные функции, в том числе и социально-педагогическую.
И хотя еще рано говорить о глубоком возрождении церковности в России, нельзя не замечать тенденции увеличения роли церквей во всех областях жизни российского общества. Церкви принимают все большее участие в социальных программах, которые напрямую касаются и сферы социальной педагогики. Притом речь здесь уже идет не только о деятельности русской православной церкви, но и об увеличении активности других конфессий. В связи с этим можно упомянуть различные старообрядческие церкви, традиционные протестантские конфессии (лютеран, англикан, методистов, армию спасения, баптистов, пятидесятников) и достаточно молодые христианские конфессии (церкви харизматического направления, церковь Бостонского движения). Наряду с этими общинами в настоящее время широкое распространение получили и псевдохристианские секты (свидетели Иеговы, мормоны). Быстрый количественный рост церквей в перестроечный и постперестроечный период во многом определен духовными потребностями общества и индивидов.
По отношению к обществу в процессе социализации религия выполняет большое количество функций. Вот некоторые из них:
Моральная (ценностная, аксиологическая). Религия обладает определенным набором моральных принципов, являющихся частью ее религиозного откровения. Через своих последователей религия распространяет свои моральные ценности на общество, в котором она существует. Значение этой функции очень велико — практически все моральные правила современности имеют религиозное основание. Невыполнение религией этой роли или ее ослабление ведет к эрозии моральных принципов общества (явление, наблюдаемое сейчас как в России, таки в постхристианской Европе).
Духовная. Религиозное учение жизнеспособно лишь в случае, если оно отвечает духовным запросам как общества в целом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные вопросы, с философской точки зрения, всегда одни и те же. Например, это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каждое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое учение на современный ей язык. В случае если интерпретация неуспешна, то поколение начинает искать ответы на свои духовные запросы в другой религии или мировоззрении. Это произошло перед Октябрьским переворотом 1917 года, когда номинально 95% населения считалось православными, но, практически, большая часть отошла от христианства, ввиду того, что церковь не смогла восполнить их духовные запросы. Протестантские общины, с другой стороны, всегда отличались большей приспосабливаемостью к языку современности, чем и можно объяснить рост числа их приверженцев.
Гносеологическая. Эта функция религии заключается в том, что она предлагает своим последователям хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире. Система знаний, представляемая религией, может быть дополнением к общепринятой системе или прямо ей противоречить.
Политическая. Религия как социальный институт обладает определенным политическим весом. Разумеется, чем больше последователей у определенной религии, тем большим политическим влиянием она обладает. Так, на западе, лоббирование церковью или их объединением ряда законопроектов является общепринятым явлением. Именно таким образом благодаря церковной и политической активности баптистского пастора Мартина Лютера Кинга-младшего в 60-х годах этого века в США был принят закон, запрещающий сегрегацию. В современной России политическая функция церкви проявляется в ее периодических попытках установления политического согласия, лоббирования ряда законов, консолидации политиков вокруг себя. Несмотря на утверждения православных иерархов о том, что “церковь вне политики”, ее политическая активность в последнее время все больше увеличивается. Это может быть положительным фактором при лоббировании ряда социально-значимых законопроектов.
Экономическая. Как и политическая функция, экономическая зависит от числа последователей данной религии и ее исторического значения. В настоящее время русская православная церковь обладает большим количеством зданий и земель. Как институт церковь является важным потребителем общественного продукта и в ряде случаев — его производителем.
Историческая. Религия является своеобразным хранилищем, как своей собственной истории, так и истории страны, в которой она существует. Религия осуществляет эту функцию как путем накопления и обобщения исторической информации, так и путем формирования системы культа, традиций и обрядов, которые тоже выполняют функцию передачи исторической информации. Эта функция особенно сильно выражена у христианских конфессий, опирающихся на национальную идею (например, у русского православия). Таким образом, история церкви становится неотделимой от истории государства. Это дает национальной религии особую, узаконенную роль в государстве, а государству — поддержку национальной религии. Такое отношение обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабилизации.
По сути, все виды институализированной религии выполняют эти функции в обществе. Тем самым институализированная религия является интегральной частью общества и не может существовать вне социума, а общество в целом развивается в направлении прагматичного использования религии как социального института в своих целях.
Но существование религии не ограничивается макроуровнем (религия как институт общества). Все формы религии (и христианство здесь не является исключением) функционируют на мезоуровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на микроуровне (межличностное христианское общение). На мезоуровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологической, экономической и исторической функциям общины выполняют и следующие функции по отношению к личности:
Педагогическая. В основе христианства — изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти. В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и формирование определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с гносеологической функцией религии); моральному (формирование в характере человека определенных моральных положений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Педагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно — через семью, крестных, родственников.
Психотерапевтическая. В переводе с греческого “психотерапия” значит исцеление души. Христианская, и особенно восточная православная традиция, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния человека, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению, этот пласт знаний еще не был интегрирован с современной психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом помощи душе человека и во многом превосходит современную материалистическую психологию в аспекте оценки самобытности и бесценности человека. Не случайно наиболее успешная во всем мире программа избавления от алкоголизма “Анонимные Алкоголики” разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням.
Функция собственно социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимости от их устройства и организации, создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами. Это происходит не только во время богослужений, но и во время чаепитий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для пожилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной христианской заповеди “возлюби ближнего своего”, христианские общины становятся уникальным местом для социализации — зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.
Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как религия и христианские общины как социальные образования обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. В настоящее время этот потенциал используется не полностью, и, к сожалению, некоторые секты (такие как “Белое Братство”) уже использовали этот потенциал в деструктивных целях (10, с.342-346).
Из всего вышесказанного ясно, что религия воздействует на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. Результат, последствия выполнения религией ее функций может быть разный. Этот обобщенный результат называют социальной ролью религии. По определению Д.М. Угриновича “социальная роль религии — это система социальных функций религии, присущих ей в определенных исторических условиях” (11, с.99). Из этого определения следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не является раз и навсегда данным. В средневековом феодальном обществе религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, регулировала и санкционировала систему общественных отношений. В некоторых странах Азии (например, Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее место в жизни людей, оказывает определяющее воздействие на поведение людей и общественные институты. В странах Европы и Америки в результате процесса секуляризации роль религии изменилась. Она вытеснена из многих сфер общественной жизни, хотя остается важным мотиватором личностного поведения и оказывает воздействие на деятельность социальных институтов.
В современной науке существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. Иначе говоря, критерий оценки роли религии формулируется следующим образом: способствует ли религия общественному прогрессу или препятствует ему.
К. Маркс, как известно, характеризовал эту роль образным выражением “религия есть опиум народа”, но при этом добавлял “выражение убожества и “протест против этого убожества”. Таким образом, с точки зрения К. Маркса, религия как форма иллюзорного сознания является препятствием на пути социального прогресса. Вместе с тем, К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что религия при определенных обстоятельствах играет и прогрессивную роль в развитии общества. Так, опираясь на иллюзорную надежду в эпоху кризиса рабства, раннее христианство показало свою способность разрешать реальные противоречия и способствовать установлению новой, более высокой системы общественных отношений. А еще в большей степени христианство изменило характер духовной жизни общества, подняв его на новый, более высокий уровень. Аналогичную роль сыграла религия в процессе Реформации. Как было показано ранее, религиозные идеи в интерпретации Лютера, Кальвина и Мюнцера, овладев массами, способствовали коренному преобразованию социального порядка. Поэтому марксистская социология настаивает на том положении, что нельзя говорить о какой-то неизменной реакционной или революционной роли религии, которая была бы присуща ей во все времена и для всех народов. В различных исторических условиях и в различных социальных слоях религия может выступать и как сила сковывающая человеческую энергию, приводящая к покорности, бегству от действительности, и может мобилизовать эту энергию, стать стимулом разрыва с существующими общественным порядком, вселять чувства борьбы и созидания новой жизни.
Такую же разноплановую оценку социальной роли религии дает американский философ и социолог Э. Фромм (1900—1980). В работе “Психоанализ и религия” Э. Фромм выделяет в религии, с точки зрения ее социальной роли, две основные тенденции: гуманистическую и авторитарную. Эти две тенденции в той или иной степени присущи всем религиозным учениям, хотя выражены в них далеко неодинаковым образом.
Под гуманизмом Э. Фромм понимает определенный тип мировоззрения, утверждающий самоценность человеческого бытия, стимулирующий возможности его самореализации. Примером ярко выраженных гуманистических тенденций, американский мыслитель называет ранний буддизм, даосизм, учения пророка Исаии, Иисуса Христа. С позиции гуманистических религий человек должен развивать свой разум для того, чтобы понять самого себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной. Он должен постичь истину, сообразуясь со своей ограниченностью и своими возможностями. Он должен развить способность любви к другим также, как и к себе, и почувствовать единство всех живых существ. Религиозный опыт в таком типе религии — это переживание единства со всеми, основанное на родстве человека с миром, постигаемом мыслью и любовью.
Ярким примером такого типа религии является ранний буддизм. Будда не Бог, а великий учитель, тот “пробудившийся”, который постиг истину о человеческом существовании. Он говорит не от имени сверхъестественной силы, но разума, и обращается к каждому человеку, чтобы тот применил свой собственный разум и увидел истину, которую Будде удалось увидеть первым. Если человек делает хотя бы шаг к истине, он должен стремиться жить, развивать способности разума и любви ко всем человеческим существам. Только в той степени, в какой ему это удается, он может освободить себя от пут иррациональных страстей. Концепция нирваны, как состояния полностью пробужденного сознания — это не концепция беспомощности и повиновения, но напротив, концепция высшего пробуждения человеческих сил.
В буддизме преобладает не божественное, а человеческое начало. Буддизм не знает разделения мира на две сферы: естественный и сверхъестественный. В христианстве же довольно четко обозначен раскол мира на две неравноправные сферы. Сверхъестественное находится по ту сторону мирского. Эта фундаментальная установка христианского вероучения на философско-теологическом языке получила свое выражение в идее трансценденции (буквально потустороннее, запредельное). Однако христианству присуща довольно ярко выраженная гуманистическая тенденция. При гуманистическом истолковании, трансценденция — это не только важнейший атрибут Бога, выражение его запредельного, потустороннего характера, но вместе с тем и фундаментальное качество человека как “образа и подобия Бога”. Бог в данном случае рассматривается как символ самого человека.
В гуманистической трактовке религии Бог выступает не как символ власти над человеком, а как символ человеческого самовластия. С позиций гуманизма, человек — это не просто результат или продукт прошлого или социальных обстоятельств, а свободное существо. Трансцендентное может трактоваться как момент инициативы и творчества, и религия в таком случае может быть осмыслена не как “опиум народа”, а как фермент творчества мира человека и открытия человеческой истории к безграничным гори зонтам. Из каждого человека Бог творит творца. Человек не объект воздействия природных, социальных и сверхприродных сил, а субъект деятельности, общения и познания.
Гуманистический потенциал религии состоит и в том, что она возвышает человека над природой. Существо христианского вероучения состоит в утверждении, что силы, которые управляют миром, не могут полностью детерминировать человека. Напротив, человек может стать свободным от принудительного воздействия сил природы. В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам. Это трансцендентное начало позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил. Христос самим фактом своего воскрешения преодолел вековую обреченность человека на смерть, проложил ему путь к бессмертию, тем самым преодолел природную необходимость.
Трансцендентность не означает ничего другого, как разрыв и подъем: разрыв с миром данного, пережитого и подъем к новым возможностям, призыв освободить нас от границ, снять всякие ограничения. Человек в каждый момент своего бытия может начать новое будущее, освободиться от законов природы и общества. Смерть и воскресение Христа — граница, которая определяет, что конечность человека может быть преодолена. Опыт Христа состоит в возможности преодоления данного состояния и установления нового будущего. Радикальная трансценденция Бога по отношению к человеку основывается на трансценденции человека по отношению к природе, к обществу и к своей собственной истории. Человек не просто продукт природы и исторических условий, он может осуществить свое право преодоления необходимости мира и стать причастным к творческому акту продолжения творения этого мира. Человек рассматривается гуманистами как сотворец, сотрудник Бога по преобразованию мира. В этом смысле религиозное мировоззрение создает предпосылки для реализации человеческой активности, стимулирует его творчески-преобразовательную деятельность, создает необходимые предпосылки для самореализации и самоутверждения человеческой личности.
Гуманистический потенциал религии, несомненно, реализуется через формирование духовной жизни человека, через приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами. Духовность, духовная культура имеет вселенское, космическое измерение. Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Можно сказать, что возникновение и функционирование религии в определенном смысле — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром, переживание единства со всем сущим, основанное на родстве человека с ми ром, постигаемое разумом и чувством. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через свою веру в Бога преодолел чувство беспомощности и неуверенности. Приоритет духовности необходимым образом связан с развитием субъективности человеческой личности, уделением первостепенного внимания развитию внутреннего мира личности, приоритета веры, надежды, любви (8, с.55-59).
Социальная институционализация религиозных культовых систем является одной из важнейших предпосылок формирования дегуманизирующих функций религии. На мировоззренческом уровне эта функция реализуется в виде авторитарной тенденции. Авторитарная тенденция в религии связана с признанием человеком некоей внешней силы, управляющей его судьбой и требующей послушания и поклонения. Причиной для поклонения, послушания и почитания служат здесь не моральные качества божества, не любовь и справедливость, а тот факт, что оно господствует, т.е. обладает властью над человеком. Более того, эта сила вправе заставить человека поклоняться, а отказ от почитания и послушания означает совершение греха. Существенным элементом авторитарной тенденции в религии и авторитарного религиозного опыта является полная капитуляция перед силой, находящейся за пределами человека, т.е. трансценденцией. “За пределами” трактуется в этой тенденции как стоящая над человеком.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!